Господь взял один хлеб на вечери, освятил его и потом раздробил его Сам. Св. апостол Павел написал Коринфянам: едино тело есмы мнози, вси бо от единого хлеба причащаемся ( 1Кор.10:17 ). До десятого столетия и на западе причащались от единого хлеба 141 . в) В-третьих, миряне в римской церкви причащаются под одним видом хлеба, и только священнослужащие причащаются под обоими видами, не только телом, но и кровью Христовой, дети совсем не причащаются. Спаситель в беседе своей в Капернауме не об одних апостолах, но обо всех своих последователях сказал: аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе ( Ин.6:3 ). Св. апостол Павел всем Коринфским христианам написал: да искушает себе человек и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). Сами римские богословы сознаются, что причащение мирян одним телом Христовым введено в римской церкви с XII века, равно и обычай не причащать детей утвердился не ранее конца XII я начала XIII столетия. Св. Иоанн Креститель еще в утробе матери своей взыграл, сретая зачатого в утробе Марии Господа Иисуса. Почему же лишать младенцев христианских высочайшего блага – общения с Христом, благотворнейшего и для души и тела. В таинстве исповеди, по учению римской церкви, отпускаются грехи, но для удовлетворения правды Божьей грешник должен понести наказания, – в здешней жизни епитимии, а в будущей муки в чистилище, но он может освободиться от этих наказаний чрез индульгенции или снисхождения, которые раздает папа римский сам или через других. По учению православной Церкви, епитимии употребляются для исправления человека, а не для удовлетворения за грехи. Грехи прощаются единственно по заслугам Иисуса Христа. Таинство священства в римской церкви совершается только над безбрачными; это ведет ко многим падениям священных лиц и соблазнам. Ha первом вселенском соборе некоторые хотели ввести в закон, чтобы священники и диаконы и иподиаконы были безбрачные; но отцы собора не согласились на это, последуя мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

С сер. IV в. получает распространение композиция «Traditio Legis» (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре - стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева - ап. Павел, справа - ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)). Иконография может включать изображения 12 А. (саркофаг, ок. 400 (ц. Сант-Амброджо в Милане)). Др. вариант представляет Иисуса Христа на престоле передающим свиток ап. Павлу (саркофаг из ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в мозаике ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.). В кон. V-VI в. изображения 12 А. в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547,- на арках алтарного свода; кафоликон мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 565-566 - в апсиде; ц. Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.,- на триумфальной арке). В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов» (см. Евхаристия ), где также изображены 12 А. В послеиконоборческий период в визант. искусстве складывается система храмовой декорации, в к-рой определенное место занимают изображения А. Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах - евангелисты (напр., мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 А. изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого сиона (иерусалима) новгородского Софийского собора - серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV - нач. XV в. СПГИХМЗ).

http://pravenc.ru/text/75732.html

Странноприимный дом на месте крещения Господа Иисуса Христа на реке Иордан Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Место, в котором находится русский Странноприимный дом в Иордании , Вифавара, овеяно святостью и колоритом Востока. В переводе с еврейского, Вифавара означает " переправа " - это место на Иордане, где в древности был переход через реку. В Вифаваре происходили важнейшие события библейской истории. Здесь израильтяне под предводительством Иисуса Навина совершили переход через полноводный тогда Иордан в Землю Обетованную после сорокалетнего странствования по пустыне (Нав. 3, 14-17); здесь святой пророк Илия перешел Иордан перед тем, как Господь взял его на небо на колеснице огненной (4 Цар. 2, 4-11); здесь крестил святой Иоанн Предтеча (Ин. 1, 28) и здесь от его руки принял Крещение Сам Господь наш Иисус Христос; здесь произошло призвание Христом апостолов из учеников Иоанна Крестителя (Ин. 1, 35-51), на это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления (Ин. 10, 39-42), здесь Мария Египетская перешла Иордан, отправляясь в пустыню для совершения аскетических трудов и покаяния. В 1990-е гг. на восточном берегу реки Иордан международной группой археологов были проведены раскопки. Место подсказала известная древняя мозаичная карта в храме святого Георгия в близлежащем городе Мадаба. Во время раскопок на указанном месте были обнаружены руины византийской церкви и основа греческой колонны, которая обозначала место Крещения Господня. Исследования показали, что на протяжении семи столетий, с V по начало XII века, на месте Крещения Господня последовательно сменили друг друга пять христианских храмов. Первый храм был сооружен здесь при византийском императоре Анастасии (491-518). Он был построен на специальных арках на высоте шесть метров над землей, чтобы избежать разрушения во время разливов Иордана. Здесь же был обнаружен каменный остов часовни на месте, где Господь снял ризы перед схождением в воду. Недалеко отсюда находится источник св. Иоанна Крестителя и руины византийского монастыря на предполагаемом месте подвига преподобной Марии Египетской. На некотором расстоянии отсюда располагается холм св. пророка Илии – место взятия пророка на небо (2 Цар. 2:5-14), холм «Тель Харрар» с руинами византийской пещерной церкви, почитающейся как жилище пророка Илии и Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Странноприимны...

Иисус Христос открывает соответствие времен потопа со временами своего пришествия (Мф. XXIV, 37–39. Лк. XVII. 2527). Он как бы с намерением не определяет при сем того, о каком говорит пришествии (Лк. XVII. 20), но по свойству вещей потоп может быть признан преобразованием и первого благодатного и нового славного Христова пришествия. Сходство сих трех великих происшествий в слове Божием указуется общим для них действием и наименованием суда (Евр. XI. 7. Ин. XII. 31. Апок. XX. 11. 12) и определенной кончины (Быт. VI. 13. Дан. К. 24–27. Гал. IV. 4. Мф. XXIV. 14). В первом пришествии Своем Иисус Христос явился другим Ноем. Он так же, как сей, возвещал предстоящий суд роду развращенному и для спасения верующих от потопа вечного проклятия создал нерукотворенный ковчег — Свою новую Церковь. Он Сам соделался дверью (Ин. X. 9) сего ковчега, и приял в него диких и кротких, чистых и нечистых животных, пшеницу и плевелы, дабы всем уготовать довлеющие обители у Отца Своего (Ин. XIV. 2) и всем приобресть Его духовное благословение. Но как в ковчег Ноев не вошли те самые, которые вспомоществовали Ною в его созидании, так книжники и фарисеи, долженствовавшие назидать Церковь, отвергли камень, который долженствовал быть во главу угла (Мф. XXI. 42) и затворяли Царствие Небесное для себя и других (Мф. XXIII. 13). Так иудеи, соделавшись из чад обетования чадами гнева, рассеяны и погружены в водах народов языческих. Ковчег Ноев долго носился по водам, но потом остановился на твердой горе и дал из себя жителей всей земле; так Церковь Христова, долго сражаясь с волнами искушений и бед, наконец побеждает, утверждается над царствами и царями земными, начиная от высокой державы Рима, и распространяется во все концы вселенной. Новым пришествием Христовым разрешится судьба последнего мира, подобно как в потопе разрешена судьба первого мира. Бедствие первого мира предуготовлено смешением сынов Божиих со дщерями человеческими и умножением исполинов; дух блужения и преобладания в естественных и духовных вещах, представленный в Откровении любодеицею и зверем (Апок. XIII. 17), произведет бедствия мира последнего. Суд первого мира предвозвещен двумя Пророками: Енохом (Иуд. 14. 15) и Ноем (2 Пет. II. 5); в последнем мире также являются два свидетеля Иисусовы пророчествующие (Апок. XI. 3). Но как пророчество Ноя не обрело веры в слышавших оное и долгое время предсказываемый потоп водный настал неожиданно, так Сын человеческий, npuuieguiu, едва ли найдет веру на земле (Лк. XVIII, 8), и день огненного потопа приидет как тать (2 Пет. III. 3—10). Наконец, как первая кончина мира была точию обновлением его, так и после грядущих времен последних явится новое небо и земля новая (Апок. XXI. 1). Впрочем, здесь не измеряется расстояние между судом (Апок. XVII. 1) и судом (XX. 12) между пришествием (XIX. 11) и пришествием (XX. 41). Ибо сему здесь не место, а может быть еще и не время (Деян. I 6. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Роспись ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия. 1208-1209 гг. Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Роспись ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия. 1208-1209 гг. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324) 25 янв. указана служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого (тот же, что и в Типиконе Великой ц.); количество песнопений из Минеи заметно превосходит обычное для будних дней, что подчеркивает праздничность службы. На утрене 1 канон Октоиха и 1 - святого (отсутствующий в совр. книгах). 2-й канон святого помещен 24 янв., что образует своеобразное предпразднство дня памяти Г. Б. На литургии 25 янв. те же чтения, что и по Типикону Великой ц. (со вторыми вариантами прокимна и Апостола). Свт. Григорий Богослов. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Свт. Григорий Богослов. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 399), относящемся к малоазийской ветви студийской традиции, устав службы 25 янв. в целом сходен с приведенным в Студийско-Алексиевском Типиконе. На вечерне ради памяти Г. Б. отменяется стихословие кафизмы, но утреня заканчивается по будничному чину, с пением стихир на стиховне. На литургии те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (с 1-м вариантом Апостола), на блаженнах - песнь из канона Г. Б. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 112-113), принадлежащем к южноитал. ветви студийской традиции, под 25 янв. описана торжественная служба, включающая вход и чтение 3 паремий Г. Б. на вечерне; замену рядовых кафизм праздничными антифонами из Пс 48, 111, 131, прокимен из Пс 48 и Евангелие (Лк 6. 17-23) на утрене; утреня оканчивается по праздничному чину с пением великого славословия . На литургии те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (с 1-ми вариантами прокимна и Апостола), но Евангелие - Ин 10. 9-16. В Иерусалимском уставе , явившемся развитием малоазийской ветви студийской традиции, с XII-XIV вв. принятом в правосл. Церкви повсеместно, память Г. Б. 25 янв. отмечена праздничной службой с полиелеем или даже бдением (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); чтения литургии - как в Типиконе Великой ц. (с 1-ми вариантами прокимна и Апостола), но Евангелие - Ин 10. 9-16. Евангелие утрени - Ин 10. 1-9. В слав. Типиконах XVI в. и в печатных дониконовских изданиях 25 янв. предписано петь службу с полиелеем (встречаются указания, что по желанию настоятеля может петься и славословная служба), а в случае совпадения с воскресным днем - совершаться всенощное бдение. В исправленном московском издании Типикона 1682 г. 25 янв. появляются указания о пении всенощного бдения (с оговоркой «аще хощет настоятель») и соответствующий праздничный знак (крест в полукруге); в издании 1695 г. и в более поздних, вплоть до совр., праздничный знак был заменен на полиелейный (красный крест), но указания о всенощном бдении сохранены.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

• Александрийский кодекс (03, A) – датируется 373−450 гг., содержит текст Ветхого Завета за исключением нескольких испорченных мест, и большей части Нового Завета (утрачены отдельные фрагменты Мф., Ин. и 2 Кор.). Называется так потому, что хранился в библиотеке Александрийского патриархата, и был подарен в 1627 г. патриархом Александрийским (позже, Константинопольским) Кириллом Лукарисом (1572−1638) английскому королю Карлу I. В Евангелиях отражает византийский тип текста, в остальных, александрийский. 221 • Кодекс Ефрема (04, С) – представляет собой палимпсест V в. (см. § 5. 7), оригинальный библейский текст которого был стерт в XII в., а кодекс использован повторно для написания проповедей прп. Ефрема Сирина . Сохранилась небольшая часть текста Ветхого Завета и большая – Нового (отрывки из всех книг, за исключением 2 Фес. и 2 Ин.). В кодексе представлены различные типы текста (александрийский, византийский). 222 • Кодекс Безы (05, Dea) – датируется V – VI вв., содержит четыре Евангелия, Деяния и 11−15 главы 3 Послания Иоанна. Кодекс является билингвой – все тексты представлены на греческом и латинском языках (соответственно, на левой и правой странице каждого разворота). Манускрипт был подарен в 1581 г. библиотеке Кембриджского университета Теодором Безой (1519−1605), французским ученым, возглавившим «Женевскую церковь » после Ж. Кальвина. Евангелия следуют в так называемом, «западном порядке» (сначала Евангелия апостолов, потом их спутников): Мф., Ин., Лк., Мк. В кодексе представлен западный тип текста. Ни одна другая известная новозаветная рукопись не отличается столь огромным количеством разночтений, как кодекс Безы. Например, Лк. 6:5 находится после 6:10, а между стихами 6:4 и 6:6 следует такой текст: «В тот же день, увидев, как некто работает в субботу, он (Иисус) сказал ему: Человек, если ты знаешь, что ты делаешь, то ты блажен, если же нет, то ты осужден, как преступивший закон». Исследователи считают, что данный отрывок вполне мог сохранить устную традицию откровения I в. В Лк. 23:53 кодекс приводит дополнительные сведения об Иосифе Аримафейском, который, положив тело Иисусово в гробницу, «придвинул к ней камень, который двадцать человек еле могли катить». Книга Деяний в кодексе имеет объем на 10% больше, нежели общепринятый текст. 223 5. 11. Минускульные рукописи

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Ватикан оцифрует тысячи рукописей из своей библиотеки 24.03.2010 Ватикан оцифрует тысячи рукописей из своей библиотеки, сообщает ANSA со ссылкой на l " Osservatore Romano, официальную газету Святого Престола. Планируется, что проект будет осуществлен приблизительно за 10 лет. Рукописи хотят оцифровывать, чтобы упростить к ним доступ, а также обеспечить им сохранность. Для пробы уже были отсканированы 23 манускрипта, состоящие в общей сложности из 75 тысяч страниц. Сотрудники библиотеки, занимающиеся сканированием, используют сверхсовременную технологию, разработанную NASA, утверждает l " Osservatore Romano. Библиотека Ватикана является одной из старейших в мире и содержит около 75 тысяч рукописных книг (в общей сложности более 40 миллионов страниц). Среди них - Ватиканский кодекс (1209), один из древнейших практически полных текстов Библии. Также в Ватикане находится " Тайная история " (середина VI века), памфлет византийского писателя Прокопия Кесарийского, направленный против императора Юстиниана и его жены Феодоры. Формально библиотека была основана в 1475 году, однако на деле она гораздо старше. В начале XVII столетия библиотеку отделили от Секретных архивов Ватикана. В этих архивах еще около 150 тысяч единиц хранения, среди которых - материалы о деятельности Папы Римского Пия XII, возглавлявшего Римско-католическую Церковь в годы Второй мировой войны. Святой Престол намерен канонизировать Пия XII, в связи с чем эксперты ждут открытия этих документов. Lenta.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 24.03.2010 00:00:00 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/8097.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Презентация модной одежды для православных женщин состоялась в рамках XII Всемирного Русского Народного Собора 21.02.2008 Редкий участник торжественной церемонии открытия XII Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) , состоявшейся 20 февраля в Государственном Кремлевском дворце, не задержался у подиума в фойе, где под музыку дефилировали юные модели в длинных платьях. Компания «12 праздников» представляла на Соборе коллекцию модной одежды для православных женщин. Юбки до середины икры и ниже, никаких разрезов, шлиц и декольте, непременный рукав, неброские расцветки – все это отличает одежду, представленную компанией. Создать «целомудренную и качественную одежду с высоким уровнем дизайна», соединить современные тенденции в моде с православными традициями в женской одежде — так формулируют свою задачу авторы коллекции, судя по пресс-релизу. По их данным, сегодня 7-10% женщин в России воцерковлены, «что накладывает определенные ограничения в одежде» и приводит к росту спроса на нее. Как рассказала директор по развитию компании «12 праздников» Елена Караваева, для создания особенной женской одежды соединили свои усилия несколько православных дизайнеров, получивших благословение своих духовников. Свое объединение они решили назвать в честь двунадесятых православных праздников. Это название подсказало и главную линию в одноименной коллекции одежды. Е.Караваева напомнила, что в православном церковном обиходе каждому празднику соответствует свой цвет облачений. Учитывая это, модельеры придумали красный сарафан на Пасху, зеленый комплект из юбки с жилетом на Троицу, голубое платье на Богородичные праздники и т.д. Дизайнеры таким образом хотели напомнить, что в прежние времена было принято в церковь одеваться во все самое нарядное. Компания «12 праздников» предлагает и другие коллекции. Например, в серии «Паломница» — одежда практичная, с множеством карманов, с жилетами, поясами и ремнями, которые пригодятся в дальнем путешествии по святым местам. Есть и коллекция «Офис» — строгие классические платья, костюмы и т.д.

http://drevo-info.ru/news/4503.html

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция В Средние века возникает мнение, что волхвы были царями. Это воззрение основывается на предсказании псалмопевца: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71: 10-11), а также на пророчестве Исайи (Ис.:60:6). В западноевропейском искусстве волхвов часто изображали именно царями. Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия Бенедетто Бонфильи. Поклонение волхвов и Христос на Кресте. Середина XVb. Британская национальная галерея, Лондон Существовало толкование, согласно которому, волхвы были потомками Сима, Иафета и Хама, как бы представителями всех народов и прообразовали собой Вселенскую Церковь. На Западе одного из волхвов сначала изображали смуглым, а позже — чернокожим. Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия В XVIII веке, когда столичные русские художники всецело ориентируются на европейское искусство, изображение темнокожего волхва появляется и в России. Икона. Вторая половина XVIII в. Россия. Частное собрание В византийской станковой живописи (иконописи) сцена «Поклонение волхвов» вливается в композицию «Рождество Христово» как один из изображаемых эпизодов. Хронологически поклонение волхвов состоялось несколько позднее поклонения пастухов, тогда, когда святое семейство уже разместилось в одном из домов Вифлеема. Но в христианском искусстве допускается совмещение разновременных событий в одной композиции. Для ясного выражения богословского смысла происходящего некоторые формальные детали могут не акцентироваться или даже игнорироваться. Икона. VII — IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Кроме сцены поклонения Богородице и Младенцу, волхвы изображаются в сюжетах: «Путешествие за звездой», «Волхвы перед Иродом», «Возвращение в свои страны». Икона. Конец XI — haч.XII в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

http://pravmir.ru/volxvy-kakimi-my-ix-pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010