Лит.: Б[утков] П. Г. Разбор трех древних памятников рус. духовной лит-ры//Современник. 1852. Т. 32. 4. Отд. 2. С. 85-106; Погодин М. П. Яков Мних, рус. писатель XI в., и его сочинения//ИОРЯС. 1852. Т. 1. Вып. 7. Стб. 326-334; Макарий (Булгаков), еп. Еще об Иакове Мнихе//Там же. 1853. Т. 2. Вып. 5. Стб. 145-157; Тюрин А. Ф. Мнение о Иакове Мнихе акад. П. Г. Буткова//Там же. Вып. 3. Стб. 81-95; Хрущов И. П. О древнерус. ист. повестях и сказаниях: XI-XII ст. К., 1878. С. 41-53; Соболевский А. И. В каком году крестился св. Владимир?//ЖМНП. 1888. Ч. 257. Июнь. Отд. 2. С. 396-403; он же. «Память и похвала» св. Владимиру и Сказание о св. Борисе и Глебе: По поводу статьи г. Левитского//ХЧ. 1890. 5/6. С. 791-795; Левитский Н. М. Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные: По поводу мнения проф. Соболевского//Там же. 1890. 3-4. С. 370-421, 687-740; Никольский Н. К. Ближайшие задачи изучения древнерус. книжности. СПб., 1902 С. 29-31. (ПДПИ; 147); он же. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений, X-XI вв. СПб., 1906. С. 225-271; Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906. С. 16-24; он же. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908. С. 13-28; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: (Обзор редакций и тексты). М., 1915. С. 32-36, 43-51; Бугославский С. А. Жития//История рус. лит-ры. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 332-333; Тихомиров М. Н. Начало рус. историографии//ВИ. 1960. 5. С. 53-54; Poppe A. «Pami i pochwaa» ks. Wodzimierza//Sownik staroytnoci sowiaskich. Wrocaw, 1970. T. 4/1. S. 16-18; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 27-31; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерус. летописания. М., 1977. С. 272-273, 359-361; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962. С. 198-202 [Библиогр.]; Творогов О. В. Иаков (XI в.)//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 191-192 [Библиогр.]; Фет Е. А. «Память и похвала» кн. Владимиру//Там же. С. 288-290 [Библиогр.]; Мумриков А., диак., Белицкая А. «Память и похвала» Мниха Иакова и «Корсунская легенда»//БТ. 1989. Сб. 29. С. 41-58; Цыб С. В. О летописном источнике «Памяти и похвалы» князю Владимиру//Россия в X-XVII вв.: Проблемы истории и источниковедения: Тез. докл. и сообщ. 2-х чтений, посвящ. памяти А. А. Зимина. М., 1995. Ч. 2. С. 640-644; Щапов Я. Н. «Память и похвала» кн. Владимиру Святославичу Иакова Мниха и Похвала кнг. Ольге//Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннот. Кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 181-185.

http://pravenc.ru/text/200333.html

34 Цитата из «Илиады» Гомера (XVII, 514). 35 Трактат по медицине. 36 Ради — «из-за, по причине» (Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 21. М., 1995. С. 122). 37 Поприще—древнерусская мера длины, приблизительно равная версте (1 142 метра). 38 Удолье — «долина, овраг» (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903. Т. 3. С. 1152). 39 Слово «сад» имело широкое значение («растение, дерево», «собир. деревья, насаждения», включая ягодные кустарники, «трава, луг»), в «изложении» означает всякие продукты растительного происхождения (Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 23. С. 12). 40 Напомним (см. гл. II), что «имение» в сочинениях Максима Грека означает движимую собственность, деньги. 41 Там же. С. 106–107. 42 К а м к а — шелковая ткань. 43 «Пришел», «пришли» — эти термины употреблялись в летописях и других источниках, когда речь шла о прибытии официальных лиц и других гостей. 44 То есть с духовенством всех московских соборных храмов. 45 Не обинуясь — прямо, откровенно, без обиняков; не колеблясь (Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 12. С. 53). 46 Гомилетика — раздел богословия, учение об искусстве проповеди; экзегетика — наука о толковании Священного Писания. 47 Многие рукописи (к сожалению, далеко не все) сопровождались записями (обычно в конце книги или на нижних полях начальных листов), где сообщались имена заказчиков, писцов, дата завершения труда и ряд других сведений (аналог «выходных данных» современных изданий). 48 Ранее он назван «начальник и законоположник и отец лжи». 49 Вариант в рукописях: «возвестятся». 50 Автор дает греческие имена звезд: Афродита (Венера), Аррис (Марс), Гермес (Меркурий), Кронос (Сатурн). 51 Л е п о есть — прилично, годится, следует (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 2. СПб., 1895. Стб. 74). 52 Одесную — по правую сторону. 53 И нде — в другом месте. 54 Неясытью в книжных памятниках того периода называли пеликана; в народе то же название получил один из видов совы. " - 55 Прилагательное «известный» (в заглавии в краткой форме) означало не только «известный, распространенный, общепринятый», но также «достоверный, точный» (Словарь русского языка XI-XVII вв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Мешко, кн. ратиборский и опольский (ум. в 1211 г.) IV, 318, 320, 320 Микула, сотник галицко-волынского кн. Романа Мстиславича 325 Минь Ж.-П., см. Migne J.-P. Миркода (?), хан половецкий (кон. XI в.) 362, 362 Михаил, архангел 53, 105, 158, 326 Михаил I Рангаве, имп. византийский (811–813) 23 Михаил III, имп. византийский (842–867) VIII Михаил IV, имп. византийский (1034–1041) VIII, 136 Михаил V Калафат, имп. византийский (1041–1042) VIII Михаил VII Дука, имп. византийский (1071–1078, ум. в 1090 г.) VIII Михаил I, митр, киевский (1130 – после 1145) 206 Михаил Всеволодович, кн. черниговский (1223–1235, с перерывами), вел. кн. киевский (1238–1239, уб. в 1246 г.) V, IXa, 372 Михаил Докиан, византийский катепан Италии (1040–1042) 94, 94 Михай (Михаил), б. венгерского кн. Гезы (втор. пол. X в.) V 351 Млада (Мария), д. чешского кн. Болеслава I (поел. четв. X в.) VI, 185–186 Моислав (Маслав, Мецлав), кн. мазовецкий (30–40-е гг. XI в.) 173, 300–301, 300–301 Мойнольт, венгерский гр. (уб. в 1132 г.) 368, 368 «Молитвенник Гертруды», комплекс литургических и календарных текстов, принадлежавший Гертруде, ж. киевского кн. Изяслава Ярославича (втор. пол. XI в., с позднейшими добавлениями) 112, 231 Моноч, половец, участник сражения с венграми в 1099 г. 362 Мошин В. А. 20 Мстислав, кн. ободритов (перв. четв. XI в.) 271, 271 Мстислав Владимирович, кн. черниговский (1024–1036) IXa, 99, 139 Мстислав (Харальд) Владимирович Великий, кн. киевский (1125–1132) V, VII, VIII, IXb, 180–183, 181, 200, 235–236, 257, 271, 368, 371, 371 Мстислав Изяславич, кн. владимиро-волынский (1154–1170) IV, IXb, 200, 251, 265, 310–311, 318, 371 Мстислав Мстиславич Удатный, кн. галицкий (1219–1228) V, IXb Мстислав Ростиславич Храбрый, кн. новгородский (ум. в 1180 г.) IXb ал-Мутасим, багдадский халиф (833–842) 19 «Мученичество св. Климента Римского » 100, 326 Назарова Е. Л. 330, 343 Назаренко А. В. 4, 18, 20, 26–30, 32–35, 38–39, 42, 44–49, 56, 64–66, 68, 71–74, 76, 78–83, 88, 90–92, 97, 101, 106, 108, 117, 120, 133, 135, 143, 153, 159, 167, 175, 177, 180–181, 183, 187, 190–191, 193, 216–217, 224, 231, 233, 244, 252, 277, 281, 294, 339, 351, 360, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    544 Коннетабль (в греч. Κονοσταλος) — одна из высших придворных должностей в некоторых западных странах. В XI- XII вв. коннетабль часто — главнокомандующий войском и первое лицо в государстве после короля.     545 Ср. Guil. Ар., V, 34—37: «Боэмунд с холма заметил немалое войско, он решил, что там находится и император. Как ястреб на жаворонков, набросился он на объятых страхом врагов и погнал их».     546 О том, как Алексей занял лагерь Боэмунда, повествует и Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., V, 45—49). Но дальнейший рассказ Вильгельма отличается от сообщений Анны. По словам итальянского поэта, через три дня византийцы под командованием Адриана и Мелиссина попытались атаковать норманнов, но в конце концов были вынуждены бежать от них под защиту стен Лариссы. Норманны, однако, не смогли продолжить осаду Лариссы из-за нехватки продовольствия.     547 Знатные западные воины (milites — по терминологии западных хронистов), воевавшие на коне, в XI и особенно в XII в. имели весьма тяжелое вооружение. Железная кольчуга спускалась до колен, ее рукава доходили до кистей рук. Массивный шлем защищал голову, специальная кольчужная юбка закрывала ноги. Естественно, что рыцарь в таком вооружении, оставшись без коня, становился беспомощным (см. Smail, Crusading warfare..., р. 106).     548 Ucxoд:XIII, 20-22.     549 Саламврия — древний Пеней, на котором стоит г. Ларисса.     550 Игра слов: название Λυκοστμιον в переводе означает «волчья пасть».     551 Под савроматами Анна имеет в виду в данном случае узов (см. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 270). Узы (в русских источниках — торки) в середине XI в. переселились из прикаспийских степей и достигли районов нижнего Дуная, а несколько позднее Фессалоники. Узы служили в византийском войске и принимали участие в битве при Манцикерте (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 90 ff.).     552 Протостратор - в XI-XII вв. одна из высших придворных и военных должностей. В военных походах протостраторы чаще всего командовали авангардом или кавалерийскими отрядами специального назначения (Stein, Untersuchungen..., S. 53 ff.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВХОЛОГИЙ [греч. Εχολϒιον], собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг. Содержание Е.- молитвы чина Божественной литургии и чинов др. таинств и треб . Наименование «Е.» (распространенное не только в греч. традиции, но и в ряде ориентальных, напр. коптской) обычно также применяется и к сборникам, не содержащим текстов евхаристической литургии (слав. Требник), тогда как сборники, содержащие тексты литургии, но без чинопоследований др. таинств, могут обозначаться как Литургиарий, или Литургикон (слав. Служебник), и т. п. Эквивалентом Е. в лат. традиции является Сакраментарий . Наиболее ранние сохранившиеся Е.- Барселонский папирус (P. Monts. Roca inv. 154b-157b, IV в.) и Серапиона Евхологий (Ath. Laur. 149. Fol. 1-24v, XI в.) - были составлены в IV в. и относятся к егип. традиции (см. ст. Александрийское богослужение ). Древнейшая сохранившаяся рукопись к-польского Е. (см. ст. Византийское богослужение ) - Vat. Barber. 336, кон. VIII в. (содержащиеся здесь чины имеют к-польскую основу, но отражают влияния нек-польских традиций; см. Барберини Евхологий ), палестинского Е. (см. ст. Иерусалимское богослужение ) - Sinait. МГ. 53, VIII-IX вв. (ркп. не опубл. и не исследована). Начиная с IX в. известно множество рукописей визант. Е.; то или иное их количество имеется в каждом заметном собрании греч. рукописей. Особой известностью пользуются к-польские Виссариона Евхологий (Crypt. Γ. β. I, основной текст - ок. 1020 г.) и Стратигия Евхологий (Paris. Coislin. 213, 1027 г.), периферийные (имеющие к-польскую основу, но отражающие нек-польские влияния) Порфирия Успенского Евхологий (РНБ. Греч. 226, X в.), Севастьянова Евхологий (РГБ. Греч. 474, XI в.), целый ряд Е. из б-к Синая (напр., Sinait. gr. 959, XI в.), Гроттаферраты (напр., Crypt. Γ. β. VII, X в.) и др. Слово «Е.» фигурирует и в наименовании одной из древнейших сохранившихся слав. рукописей, Синайского глаголического Евхология (Sinait. slav. 37, X-XI вв.; в первоначальный состав рукописи нек-рые исследователи также предлагают включать глаголические Синайский Служебник и Синайский Миссал ), но это наименование является условным и в самой рукописи не содержится; в последующей слав. традиции термин «Е.» распространен мало, хотя и встречается в некоторых поздних рукописях и изданиях (самоназванием ранних рукописей Служебника - напр., РНБ. О. п. I. 5, 1-я пол.- сер. XIV в.,- также иногда является слав. пер. слова «Е.»:  ); в слав. традиции Е. соответствуют Служебник и Требник .

http://pravenc.ru/text/187952.html

2455 Ср.: Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI – X века по RX.//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1908. – Вып. 3, – С. 44; Богданова Н.М. Херсон в X–XV вв. – С. 87; Баранов И.А. Административное устройство... – С. 139–140; Сазанов A.B. К хронологии цитадели Баклинского городища IX–XI вв.//Проблемы истории и археологии Крыма. – Симферополь, 1994. – С. 55–56. 2456 Константин Багрянородный. Об управлении империей. – Гл. 42. 41–53, С, 172; Theophanes Continuatus. – Р. 123.Примечательно, что Иоанн Скилица в конце XI в. интерпретировал выражение отцы города по-своему, заменив его более понятными для его времени словами «тамошние динаты» (autochthonoi dynatoi), и именно так переписал их у него Георгий Кедрин (Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae opc ab I. Bekkero suppletus et emendatus. – Bonnae, 1838. – Vol. 1. – P. 528). 2457 Ср.: Сазанов A.B. Кхронологии цитадели... – C. 55–56; ШенеЖ.-К. Поздний архонт... – С. 311,316. 2458 Очевидно, по аналогии costephanophoreskaiprotevon, которое применительно к концу III – первой половине IV вв. означало главу правительства Херсонеса, командира ополчения и эпонима (Храпунов Н.И. Администрация византийского Херсона... – С. 575). Ср. гл. 53, где архонт херсонитов неизменно обозначается термином «венценосец и протевон» (Константин Багрянородный. Об управлении... – Гл. 53. С. фн2, 24–25,167–168,186,234–235,470, С. 246–247, 254–259,270). Н. Икономидес тоже придерживался мнения, что протевон города был идентичен архонту Херсона, а «муниципальный» штат эквивалентен «имперскому» (OikonomidesN. Le «systeme» administratif byzantin en Crime aux IXe – Xe s.//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – P. 320). 2459 Это противоречит утверждению, что « ...источники всегда противопоставляют протевонов Херсона византийской администрации», то есть архонту и прочим титулярным чиновникам, обладателям печатей (ср.: Храпунов Н.И. Администрация... – С. 575,576). 2460 Ферлуга Я. Архонтат Далмации//ВВ. – 1957. – Т. 12. – С. 48–49; ШенеЖ.-К. Поздний архонт... – С. 315; Алексеенко Н.А. Архонтия Херсона... – С. 472.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. о нем: Поппэ А. В. Митрополиты и князья Киевской Руси… С. 451; Назаренко А. В. Ефрем//Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 53–54. НПЛ. С. 182–183. Гимон Т. В. События XI – начала XII в… С. 650. Ср. «иде кКыеву», «осуди его митрополит Ефрем» (ПСРЛ. Т. 42. С. 65). Ср. с точкой зрения А. В. Назаренко: «Особые церковно-политические взгляды еп[ископа] Луки, если таковые имели место, не могли быть секретом, и для их осуждения вряд ли было необходимо дожидаться доноса; скорее всего речь шла об обвинении в каких-то канонических нарушениях, о которых мог быть осведомлен только близкий к епископу человек» ( Назаренко А. В. Ефрем. С. 53). Но епископа нельзя было осудить и лишить кафедры только за его взгляды, если они, конечно, не носили откровенно еретического характера; в любом случае нужно было церковно-правовое обоснование. БЛДР. Т. 1. СПб., 1997. С. 42. Мюллер Л.Западная литургическая формула в «Похвале» Илариона Владимиру Святому// Мюллер Л. Понять Россию: Историко-культурные исследования. М., 2000. С. 94–96; он же. Киевский митрополит Иларион: Жизнь и творчество//Там же. С. 95. Мюллер Л.Киевский митрополит Иларион... С. 96. Чичуров И. С. Схизма 1054 г. и антилатинская полемика в Киеве (середина XI – начало XII в.)//Russia Mediaevalis. Т. 9, 1. München, 1997. C. 43–53; он же. Антилатинский трактат Киевского митрополита Ефрема (около 1054/55–1061/62 гг.) в составе греческого канонического сборника Vat. Gr. 828// Чичуров И. С. Избранные труды. М., 2007. С. 241–264 (см. то же: Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 3(19). С. 107–132. Цит. по: Чичуров И. С. Схизма 1054 г… С. 51. Вероятно, именно только что случившимся церковным расколом с Западной Церковью объясняется факт переосвящения митрополитом Ефремом 4 ноября неизвестного года киевского Софийского собора, что зафиксировано в месяцеслове «Мстиславова евангелия» начала XII в. (см.: Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV вв. М., 2001. С. 193).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

В рукописях, самые ранние из которых относятся к рубежу XI и XII вв. (напр.: Dublin. RIA. 1229 (23 E 25). P. 5-15; Bodl. Rawl. B 502. Fol. 54r - 59v), текст «Чуда Колума Килле» сопровождается прологом и подробным комментарием. По-видимому, комментарий был составлен в неск. этапов; работа над ним началась в IX в. и была завершена в XI в. ( Bisagni. 2011). По мнению Дж. Карни, в X в. поэма, снабженная глоссами, была «опубликована» в Кенаннасе (ныне Келлс, графство Мит), центре почитания К. в Ирландии ( Carney J. The Dating of Archaic Irish Verse//Early Irish Literature: Media and Communication/Ed. S. N. Tranter, H. L. C. Tristram. Tüb., 1989. P. 53) (глоссарий к поэме сохр. в ркп. Dublin. Trinity College. 1337 (H. 3. 18). P. 610-616; XV-XVI вв.). Пролог и комментарий сохранились в нескольких версиях, в т. ч. в составе «Книги гимнов» (изд.: The Irish Liber Hymnorum. 1898. Vol. 1. P. 162-167; Vol. 2. P. 53-60; The Bodleian Amra Choluimb Chille. 1899. P. 36-55, 132-149). Согласно прологу (нач. XI в.), поэма была составлена Далланом Форгаллом, «верховным поэтом Ирландии» (ardollam Hérenn), после совещания ирландских правителей в Друим-Кете. Правители, недовольные злоупотреблениями филидов, лишили их содержания и высокого общественного положения, но благодаря заступничеству К. поэтам были возвращены привилегии. В благодарность за это Даллан Форгалл начал составлять панегирик святому, но К. велел отложить этот замысел до его кончины ( Herbert. 1989; Михайлова. 2009; Bronner. 2010; Russell. 2014). Согласно одному из стихотворений, включенных в состав пролога, поэма обладала чудесными свойствами: того, кто выучит ее наизусть и будет читать ежедневно, ожидает благоденствие на земле и спасение после смерти. Однако содержание поэмы было трудно понять (is amreid inne), поэтому ее осмысленная (cona chéil) рецитация была непростой задачей. В Житии К., составленном Манусом О " Доннеллом (XVI в.), утверждается, что святой наделил поэму чудесной силой, но грешники, недостойные спасения, не могли ее выучить ( Rekdal. 2002). Вероятно, «Чудо Колума Килле» было образцом для поэмы в честь св. Сенана, составителем к-рой мог быть Кормак († 908), сын Куленнана, правитель Мумана (Мунстера) ( Breatnach L. An Edition of «Amra Senáin»//Sages, Saints and Storytellers: Celtic Studies in Honour of Prof. J. Carney/Ed. D. Ó Corráin et al. Maynooth, 1989. P. 7-31). Образы и мотивы из «Чуда Колума Килле» использованы в стихотворной «Молитве Адомнана», обращенной к К. (The Irish Liber Hymnorum. 1898. Vol. 1. P. 184; Vol. 2. P. 81; Iona. 1995. P. 164-171; см.: Clancy T. O. Columba, Adomnán and the Cult of Saints in Scotland//Spes Scotorum. 1999. P. 21).

http://pravenc.ru/text/1841806.html

– М., 1974. – С. 109–110). 2171 ТалисД-Λ. Оборонительные сооружения... – С. 99–104; Крым в VIII–IX веках. Хазарское господство. – С. 63–64. 2172 Талис Д.Л. Керамический комплекс Баклинского городища как источник по этнической истории Горного Крыма d IV–IX вв.//Археологические исследования на юге Восточной Европы. – М., 1982. – С. 62; Сазанов A.B. Кхронологии цитадели Баклинского городища IX–XI вв. – С. 42–53. 2174 Герцен А.Г. Византийско-хазарское пограничье в Таврике. – С. 61; Айбабин А.И. Этническая история ... – С. 218. 2175 Герцен А. Г. О крепостном строительстве на Мангупе: Тезисы докладов XI Всесоюзной сессии по проблемам византиноведения и средневековой истории Крыма//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 27; Бармина Н.И. Историческое место Мангупской базилики в христианской архитектуре Таврики: Дис.... канд. ист. наук/Институт археологии АН СССР. – М., 1983. – С. 79 ,95–96,143; Мыц В.А. Загородный храм и некрополь Мангупа//АДСВ: Античная и средневековая идеология. – Свердловск, 1984. – С. 57–66 2176 Бармина Н. И. Место и значение Мангупской базилики в истории Дороса-Мангупа-Феодоро//Научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения проф. М. Я. Сюзюмова. – Екатеринбург, 1993. – С. 3–4; Бармина Н.И. Вопросы и ответы: опыт источниковедческого анализа//Кумуляция и трансляция византийской культуры: Материалы XI Науч. Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 2003. – С. 10–13; Бармина Н.И. Мангупская базилика: от возникновения до разрушения//Россия – Крым-Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 262–263. 2179 Белый А. Л. К вопросу о датировке «средней» оборонительной стены в Чуфут-Кале//ВВ. – 1990. – Т. 51. – С. 205–210; Белый A.B., Карлов С. В. Архитектурные особенности и строительная периодизация оборонной стены Пенджер-Исар на Чуфут-Кале//Moruляhcьki читання 2002. – К., 2003. – С. 72. 2180 Баранов И.А. Периодизация оборонительных сооружений Судакской крепости//Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII–XVI вв. – Ростов-на-Дону, 1989. – С. 50–53. Читать далее Источник: С 65 Византийский Херсон (вторая половина VI — первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Часть I/Харьков—Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2013. — 600 с.: ил. — (Византия и ее окружение). ISBN 978-5-91244-077-9: ISBN 978-5-91244-080-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Передслава, ж. волынского кн. Романа Мстиславича, д. киевского кн. Рюрика Ростиславича (ум. после 1203/4 г.) IXb, 319 «Перенесение св. Годехарда Хильдесхаймского» (вскоре после 1132 г.) 191–192 «Перенесение руки св. Стефана Первомученика» (ок. 1141 г.) 197–200 «Песнь об Анноне» (ок. 1080 г.) 152–153 Петер (Петр) Орсеоло, кор. венгерский (1038–1041, 1044–1046, ум. в 1059 г.) V, 118, 137, 223–224, 223, 230, 350–352, 350–352, 355–356, 355–356 Петр, св., апостол 52, 52, 58–60, 59–60, 112–114, 156, 177, 185, 252, 252, 273, 279, 285, 347, 372, 372 Петр, архиеп. гнезненский (до 1191–1199) 317 Петр, архиеп. равеннский (третья четв. X в.) 277 Петр, венгерский воин (кон. XI в.) 362, 362 Петр Влостович, палатин силезский (ум. в 1153 г.) IXa, 197–199, 204, 204, 256–257, 256–257, 303–305, 304–305, 307 Петр Дамиани, кардинал, церковный писатель (ум. в 1072 г.) 88, 90–92 Петр Делян, предводитель антивизантийского восстания в Болгарии (1040 г.) 139 Петр Диакон, итальянский историограф, библиотекарь м-ря Монтекассино (ум. после 1159 г.) 163 Петр (Пьетро) II Орсеоло, дож венецианский (991–1009) 53 Петр (Пьетро) Традонико, дож венецианский (836–864) 53 Петров А. 254 Петрухин В. Я. 23 Пирошка, см. Ирина (Пирошка) Плантагенеты (Анжуйская династия), династия английских кор. (втор. пол. XII – втор, пол. XV в.) VII, 239 Плезя М., см. Plezia М. Плетнева С. А. 58 Плиний Старший Гай, римский полигистор (23/4–79) 146 Плодель, с. гуннского вождя Аттилы-Этцеля (в эпосе) 222, 222 «Повесть временных лет» (нач. XII в.) 23, 27–28, 36, 39–40, 54, 73, 78–81, 99, 107, 121, 144, 146, 168–169, 171, 173–174, 187, 209, 268, 301, 349, 361–363 «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» (руб. XI–XII вв.) 361 Помпей Трог, римский историограф (I в.) 45 Поппон, гр. ваймарский (втор. четв. XI в.) 230, 230 Поп(п)он I, еп. вюрцбургский (941–961) 47 Поп(п)он II, еп. вюрцбургский (961–983) 47 Поппэ А., см. Poppe А. Пракседа, св. 162 Пракседа, см. Евпраксия (Адельхайд, Пракседа) Пржемысл, легендарный прародитель чешских кн. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010