XI, p. 49. 669 „λλ’ νγκη γρ ν καιρος απαρησιστοις τν ακρβειαν παραβανεσϑαι“, verum in temporibus formidolosis summum jus praetermitti necesse est“. Synes. ep. 67; см. Beveregins II, Ann. p. 12; Bingham ib. p. 49. 670 Beveregius II, Ann. p. 12; Collier. An ecclesiastical history of Great Britain. Vol. I, pp. 158–159:182–183. – London 1840; – Stubbs. Registrum Sacrum Anglicanum. p. 1 – Oxford 1858. 671 Beveregius I, 439. χωρεπιςχοπον δ γινεσθαι π το τς πλεως, νπκειται, πισκπου. Fiat autem chorepiscopus ab episcopo civitatis, cui subjicitur. 672 Bingham vol. I, b. II, ch. XI, p. 57; см. также статью Филлипса Wetzer-Welte. Kirchen-Lexikon. В. II. s. 495–496. – Freiburg im Breis gau. 1848. 673 Beveregius ib. „ε και χειροθεσαν ιεν επσκοπον ιληφτες“; Etiamsi Episcopi manuum impositionem acceperint. 674 Beveregius II. Annot. pp. 176:190. – Беверидж, впрочем, склонен думать, что указанное правило Антиохийского собора можно понимать и не о единоличном рукоположении. 675 Cherubinus Мауг. Trismegistus juris Pontificii universi seu institutiones canonieae. Tomus I; Appendix pp. 616–617. – Augustae Vindelicorum 1742. 676 Novus Episcopus consecrabitur assistentibus duobus Episcopis, et in eorum defectu duobus praelatis.... vel his quoque deficientibus duobus presbyteris e regni clero. – Буллу эту нам видеть не пришлось, а потому ссылку на неё заимствуем из статьи Г. Киреева. см. Моск. Вед. 1892 г. 55. 677 У Майра приведено несколько таких примеров, когда рукоположение совершено было одним епископом при ассистентах не имевших епископского сана. Примеры эти относятся к 1708:1725 и 1726 гг., причём такие рукоположения совершены были на основании диспенсаций пап Климента XI и Бенедикта XIII. – ibidem. 678 См Binius, t. I, p. I. Notae ad canones Apostolorum, p. 14; Schulte. System des allgemeinen. katholischen Kirchenrechts. II th. s. 235. – Giessen 1856; Schulte. Lehrbuch des katholischen Kirchenrechtes. s. 211; – Giessen 1868; Vering Lehrbuch des katholischen, orientalischen und protestantischen Kirchenrechts.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См.: Седова М.В. Ювелирные изделия Великого Новгорода X-XV вв. М., 1981. С. 49–50. Рис. 13–2, 3, 4; Мусин А.Е. Крест-тельник из Псковского Кремля (к характеристике корпуса древнейших русских крестов)//Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994. С. 154–163; Репников Н.И. Отчет о раскопках в Бежецком, Весьегонском и Демьянском уездах в 1902 г./ИАК. 1904. 6. С. 19. Табл. 3, 17; Монгайт А.Л. Старая Рязань//МИА. М., 1955. 49. С. 187. Рис. 138–23; Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. Древности русские. Кресты и образки. Киев, 1899. Т. 1. Табл. 18, 218; Гуревич Ф.Д. Древний Новогрудок. Л., 1981. Рис. 69–3; Седов В.В. Предметы древнерусского происхождения в Финляндии и Карелии//КСИА. М., 1984. 179. С. 35; Дубов И.В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневе-ковья. Л., 1982. С. 179. Рис. 42.11; Гончаров В.К. Apxeoлoriчhu роскопки в Kuebi у 1955 р.//Археология. 1957. Т. 10. С. 122–135. Рис. 4, 2; Башенькин А.Н. Работы Северорусской экспедиции у д. Пугино на р. Суде//АО 1995. М., 1996. С. 27–28; Гендуне Ю.О. О раскопках в Корчевском уезде Тверской губернии и Лихвинском уезде Калужской губернии//Архив ИИМК РАН, д. ИАК, 1906/30; Самоквасов Д.Я. Атлас гочевских древностей. М., 1915. Табл. XVI.16; Риер Я.Г. Изучение курганов в Могилевском Поднепровье//СА. 1976. 2. С. 188–191. Рис. 8, 9; Соловьева Г. Раскопки славянских памятников XI-XII вв. в Гомельской области//АО 1968. М., 1969. С. 351–352; Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. Табл. 40, 6; Переписка и сборы А.К. Жизневского//Архив Тверского област-ного краеведческого музея. Ф-1. 260; Ляудянски Л. Археалагычны досьледы у Смоленшчыны//Працы сэкцыи Археалогии Беларуской АН. 1932. Т. 3. Табл. 7–10. С. 109–110; Равдина Т.Н. Погребения с монетами X-XI вв. на территории Древней Руси. М., 1988. Табл. 8, 23; Плетнев В.А. О остатках древности и старины в Тверской губернии. Тверь, 1903. С. 387–392; Крупейченко И.И. Раскопки у д. Орехово в 1977 г.//Архив ИИМК РАН. Р-1. 7026. 7026 А; Хохлов А.Н. Отчет об охранных работах археологической экспедиции КГОМ в г. Калинине и в Кашинском районе Калининской области//АИА. Р-1. 14824/1988; Моця О.П. Населення nibдehho-pycьkux земель IX-XIII ст. (За мamepiaлaмu hekponoлib). 1993. С. 85. Рис. 32; Дяденко В.Д. Давньоруський могильник бiля с. Жовнино Чepkacьkoi обл.//Mamepiaлu XIII kohфepehцii IA АН УССР. 1972. С. 316–318; Моця О.П., Дяденко В.Д. Жовнинский могильник XI-XIII ст.//Археология. 1986. 54. С. 82–91; Кузнецов В.А. К вопросу о позднеаланской культуре Северного Кавказа//СА 2. 1959. С. 110. Рис. 13.1; Недошивина Н.Г. Об одном типе крестовидных подвесок Древней Руси.//Проблемы археологии Евразии. Труды ГИМ. Вып. 78. М., 1990. С. 102–106; Schmidelhelm M. Ein depotfund aus Tartu//ESA. IV. Helsinki, 1929. C. 265. Рис. 25; Седов В.В. Об одной группе древнерусских крестов//Древности славян и Руси. М., 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

48 . Actes d’ Esphigménou/Éd. diplomatique par Lefort J. P. 1973. XIV, 250. XL pl. (Archives de lAthos. 6AB). 49 . Actes de Dionysiou/Éd. diplomatique par Oikonomidès N. P. 1–2. 1968. XII, 251, 45 ill. 1: Texte; 2: Album. (Archives de l’Athos. 4). [Bibl. IX-XI]. 50 . Actes de Docheiariou/Éd. diplomatique par Oikonomidès N. P. 1–2. 1984. XIV, 397, 72 ill. 1: Texte; 2: Album. (Archives de l’Athos. 13). [Bibl. IX-XIV]. 51 . Actes de Kastamonitou/Éd. diplomatique par Oikonomidès N. P. 1978. XI, 128, ill. (Archives de l’Athos. 9). [Bibl. IX-XI]. 52 . Actes de Kutlumus/Éd. diplomatique par Lemerle P. P. 1945–46. VI, 305, portfolio p., 32 facsims.). (Archives de l’Athos. 2). [Bibl. 29]. 53 . Actes de Kutlumus/Nouv. éd. remaniée et augm. par Lemerle P. P. 1–2. 1988. Ill., facsims. 1: Texte; 2: Album. (Archives de l’Athos. 2 [bis]). 54 . Actes de Lavra/Éd. diplomatique et critique par Rouillard G., Collomp P. d’après les descriptions, photographies et copies de Millet G., Spyridon de Lavra... P. 1937. 1. 897–1178. Avec un album de 30 planches. XXXI, 249. (Archives de l’Athos. 1). 55 . Actes de Lavra/Éd. diplomatique par Lemerle P., Guillou A., Svoronos N. Avec la collaboration de Papachryssanthou D. 1–4. P. 1970–1982. (80 facsims.). 1: Des origines à 1204. P. 1970; 2 1982. X, 447; 80 pl. (Archives de L’Athos. Dagron G.//REG 1974 (Janv/.Déc.). 87:414/418. 506. 2: De 1204 à 1328. P. 1977. XV, 316; pl. 81–152. (Archives de l’Athos 8AB). 3: De 1329 à 1500. P. 1979. 230. Planches 153–224. (Archives de l’Athos. 10AB). Mavromatis L.//REG 1980 (Janv/.Déc.). 93:440/444. 609. 4: Études historiques, Actes serbes, Compléments et index./Éd. diplomatique par Lemerle P., Guillou A., Svoronos N., Papachryssantou D., irkovi S. P. 1982. (Archives de L’Athos. 11). Todorova E. Archives de l’Athos 11, 12//EB 1983. 19:3. 144. [Особ. важна ч. 1 (3–62), посвящ. истории Лавры в пер. 1204–1500]. 56 . Actes de Pantocrator/Éd. diplomatique par Kravari V. 1–2. P. 1991. 1: Texte; 2: Album. (Archives de l’Athos. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Эммерам, св. (уб. в кон. VII в.) 274, 274–275 Эмнильда, ж. польского кн. Болеслава I (ум. в 1013/7 г.) IV, 66, 68 Эмунд Окесон, о. Ингвара Путешественника 140 Эмунд Плохой, или Старый, кор. шведский (ок. 1050 – ок. 1060) VII, 131, 139 Энгельберт, архиеп. кёльнский (1216–1225) 343 Эндре (Андрей) I, кор. венгерский (1046–1060) V, VI, IXa, 118, 137, 137–138, 302, 351, 351–352, 355–357, 355–357 Эндре (Андрей) II, кор. венгерский (1205–1235) V, IXb, 322, 371–372, 371 Эндре (Андрей), с. венгерского кор. Эндре II (ум. в 1234 г.) V, IXb Эппон, см. Эберхард (Эппон) Эрик Победоносный, кор. шведский (ум. ок. 994/5 г.) VII, 129–131, 129–131 Эрик I, кор. датский (1095–1103) VII Эрик II Эмун (Достопамятный), кор. датский (1134–1137) VII, IXb, 235 Эрик, претендент на шведский трон после смерти шведского кор. Стенкиля, с. последнего (?) (уб. ок. 1066 г.) VII, 139–140, 139 Эрик, представитель Упландской династии, претендент на шведский трон после смерти шведского кор. Стенкиля (уб. ок. 1066 г.) 139–140, 139 Эрканберт, аб. Вайсенбургского м-ря (ум. в 966 г.) 49, 49 Эрменгарда, ж. мгр. Саксонской северной марки Лютара-Удона II 342 Эрней, венгерский гр. (третья четв. XI в.) 358, 358 Эстрид, ж. шведского кор. Олафа I Шётконунга 62, 131, 131 Эстрид (Маргарета), ж. новгородского кн. Ильи Ярославича (?), затем – датского ярла Ульва, затем – нормандского герц. Роберта I (?), д. датского кор. Свена I Вилобородого VII, IXa, 134–135, 134–135 Этелер Белый, гр. дитмаршенский (сер. – трет. четв. XI в.) 339, 340 Этельред II, кор. английский (978/9–1016) VII, 86, 132–133, 132–133 Этцель, имя гуннского предводителя Аттилы в немецком эпосе 222, 222 Эцерд, предок германского кор. Лотаря III 328 Эцикон, еп. ольденбургский (до 988 – после 995) 270, 271 Эццон, пгр. лотарингский (996–1034) IV Юдита, первая ж. польского кн. Владислава I Херманна, д. чешского кор. Братислава II (ум. в 1086 г.) IV, VI, 176 Юдита, ж. венгерского кор. Шаламона, затем – польского кн. Владислава I, д. германского имп. Генриха III (ум. после 1092 г.) II, IV, V, 176, 359

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гумара – 23. VII, 4, 12 (Γουμρα) – один из «1378» островов перед о-вом Тапробана (нын. Шри-Ланка), которые идентифицируются как нын. Мальдивские острова (к юго-западу от Индии и Шри-Ланки; центр их – 03°15» с. ш., 73°00» в. д.). Гунния – 49. XI, 24 (Οννα) – страна гуннов (см.). гунны – 49. III, 65; XI, 20 («белые гунны»); (θννοι; по другим источникам – θννοι, Χονοι, Hunni); см. также Гунния – по-видимому, здесь везде имеются в виду «белые гунны» (эфталиты, потомки приаральских массагетских племен, смешавшихся с гуннами; в V в. гунны-эфталиты захватили и северо-западную Индию; в 563–567 гг. Эфталитское государство было уничтожено тюрками. См. Голла). Вопрос о происхождении гуннов очень спорен. В данном случае полагают, что эти «белые гунны» тождественны с сюнну (или хунну, Hiungnu), засвидетельствованными в китайских источниках с III в. до н. э., кочевыми племенами (тюркоязычными или выходцами из Монголии), объединившимися в мощный союз северними соседями Китая, которые на протяжении многих веков вели войны с Китаем. В I в. до н. э. часть этих гуннов, после их разгрома, двинулась на запад (впоследствии – в Европу). Союз гуннов на севере Китая просуществовал, как считают, до 558 г. С сюнну некоторые отождествляют тунов (см.). Светлую, пигментацию гуннов в сочетании с прочими монголоидными признаками отмечают для их древнеуральского прототипа. См. также хонеи=хоны. гуреи – 17а. IV, 23, 1; 25, 6 (Γουραοι) – индийский народ в области Гориея; на пути Александра Македонского, с запада на восток, до Инда Арриан называет народы: аспасии, гуреи, ассакены. В описании Птолемея (см. Гориея) их область представлена уже более обширной. Гурей – 17а. IV, 25, 7 (Γουραος) – последний большой приток реки Кофен (нын. реки Кабул) до ее впадения в Инд; с Гуреем отождествляется река Гаройа (см.) у того же Арриана 17б); идентифицируется как нын. река Панджкора, которая в действительности есть приток реки Сват (древн. Суаст), на севере Пакистана (впадение в Сват – 34°39», 71°44»). В «Махабхарате» также упоминаются реки Suvstu и Gauri (=Суаст и Гурей) как притоки Кофена. Это название сопоставляют также с Guruh или Garuh в «Брихат-самхите». Считают, что путаница у античных авторов происходит от того, что греки воспринимали Гурей как главную реку, впадающую в Кофен; другие считали этой основной рекой Суаст (у Птолемея есть Суаст, но нет Гурея). Но в таком случае, если эти идентификации правильны, – такая же ошибка в «Махабхарате» (?). У реки Гурей находилась область народа гуреев Гориея, город Гория (или Горид).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гомерит – 49. XI, 15; 23; 24 (μηρτης) – Химьяр, Химьяритское царство, см. гомериты. гомериты – 45. II, 6; III, 4; 5; 11. 47а. I, 20, 9; 12. 49. XI, 24 (μηρται); см. так-же Гомерит – так античные авторы называют народ химьяр (или химьяриты) на юго-западе Аравийского п-ова, приблизительно на территории современного Йемена. Химьяритское царство возникло здесь в конце II в. до н. э. на месте прежнего царства Катабан. В I в. до н. э. химьяриты захватили большую часть территории сабеев (Сабейского царства) и основали столицу Зафар (см. Сапфар). После длительных войн цари Сабы захватили Зафар и стали называться «царями Сабы и Зу-Райдана» (по названию дворца в Зафаре). Поэтому античные авторы часто называют химьяритов сабеями. В начале IV в. н. э. вся южная Аравия оказалась под властью Химьяритского царства, но затем оно оказалось под властью Аксума (см. Авксум; эфиопское царство), царь которого Геллистеей посадил на престол Химьяритского царства Эсимифея, вводившего христианство (которое в Аксуме и Химьяре было несторианского или монофизитского толка). В VI в. н. э. византийский император Юстиниан пытался привлечь Аксум и Химьяр к союзу для борьбы с Персией. К концу этого века Химьяр был захвачен Персией (Сасанидами). Византийские авторы обычно называли Южную Аравию Малой Индией (а жителей – индами). См. Индия. гондалы – 23. VII, 1, 66 (Р: Γνδαλοι; Η: Κνδαλοι – кандалы) – см. биттиги. – Может быть, это гонды? Гонды – собирательное название ряда дравидийских народностей центральной Индии; сейчас живут в основном на плато Чхота-Нагпур (область Чхота-Нагпур; центр плато – 23°30», 84°30», шт. Мадхья-Прадеш, в северо-восточной части Деканского плоскогорья), а также в некоторых других местах. По ним названа обширная историческая область в центральной Индии (с неопределенными границами, приблизительно между 19°50» – 24°30» с. ш. и 77°38» – 87°20» в. д., включая восточную часть гор Виндхья, к северу от реки Годавари; определяют также как большую часть, восточную и северную, штата Мадхья-Прадеш) Гондвана (по этой области в науке называют Гондваной гипотетический огромный материк, существовавший, по мнению многих, в палеозойской и частично мезозойской эрах в южном полушарии: Южная Америка, Африка, Аравия, Индия, южнее Гималаев, Австралия и др.). Ср. также топонимы в Индии: Гонда (27°06», 82°01», шт. Уттар-Прадеш); Гондия (21°28», 80°12», шт. Махараштра); Гондал (21°58», 70°52», шт. Гуджарат, в центре п-ова Катхиявар).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Олдржих, кн. чешский (1012–1034) VI, 97–98, 99, 108 Олдржих, кн. брненский (ум. в 1113 г.) VI, 201, 201 Олег, кн. киевский (ум. после 911 г.) IXa, 33, 87 Олег Святославич, с. киевского кн. Святослава Игоревича, кн. древлянский (уб. ок. 976 г.) IXa, 92 Олег Святославич, кн. черниговский (1094–1115) IXa, 198, 345 Ольга (в крещении Елена), ж. киевского кн. Игоря, кнг. киевская (ум. в 969 г.) IXa, 45, 45–46, 49, 106, 117, 226 Ольга, ж. галицкого кн. Ярослава Всеволодовича Осмомысла, д. ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого (ум. в 1181 г.) IXa, IXb, 315 «Опатовицкие анналы», см. «Градичанские анналы» Орозий Павел, историограф (перв. четв. V в.) 13, 237 Ортлиб Цвифальтенский, немецкий историограф (ум. в 1163 г.) 197 Ота (Оттон) I, кн. оломоуцкий (1061–1086/7 г.) V, VI, 201, 358, 358 Ота (Оттон) II Черный, кн. оломоуцкий (1113–1126) VI, IXb, 262, 262–264 Ота (Оттон) III, кн. оломоуцкий (1140–1160) VI, 262, 262–264 Отакар (Оттокар) III, мгр. штирийский (1129–1164) 288 Отакар (Оттокар) IV, герц, штирийский (1164–1192) 288, 288, 292 Отакары (Оттокары), знатный восточнобаварский род (сер. X – кон. XII в.) 288 Отвин, аб. м-ря св. Маврикия в Магдебурге (950–954), затем еп. хильдесхаймский (954– 984) 65, 65 «Оттенбойренские анналы», анналы Оттенбойренского м-ря (Аугсбургской еп-и) (нач. XI в.) 106 Оттокар, см. Отакар (Оттокар) Оттон I, кор. германский (936–973, ими. с 962 г.) I–III, 36, 41, 41–42, 45, 45–49, 48, 61, 66, 84, 84, 105–106, 106, 109–110, 110, 116–117,116–117, 140, 140, 164, 164, 181, 186, 187, 189,189–190, 226–227, 276–277, 276–277, 327, 327–328, 340 Оттон II, имп. германский (973–983) II, VIII, 36, 49, 88, 109, 110, 116, 116–118, 118, 164, 173, 190, 340, 374 Оттон III, кор. германский (983–1002, имп. с 996 г.) II, 51, 53, 55, 58–59, 67, 69, 73, 73, 88, 106, 106, 130, 130–131, 163, 163–164, 167, 167, 228, 271, 297, 374 Оттон IV, кор. германский (1198–1218, имп. с 1209 г.) II, III, 330, 347 Оттон, см. Шамуэль Аба (Оттон) Оттон, с. польского кн. Болеслава I, кн. польский (ум. в 1032/3) IV, 67, 97–99, 97–99

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31, 5, 23; 32, 16; 44, 15; 50, 4; 53, 15) были хорошо известны на Руси. В Новгороде они употреблялись в X–XI вв., в городах Поднепровья и Волыни (Райки, Вышгород, Плиснеск, Галич) были распространены в XI–XIII вв. и в русской деревне использовались до XX в. (Колчин Б. А., 1959, с. 86; Соловьева В. М., 1952, с. 183–188). Ключи с бородкой, предназначенные для внутренних замков на сундуках и ларцах (длинный дом 7, сооружение 4, рис. 36, 10, 11; 51, 9), относятся к типу 1 (Х–середина XIII в.) и типу 2 (конец XI – середина XIV в.) по новгородской типологии (Колчин Б. А., 1959, с. 90). Накладки с петлями, пластины-оковки и личина замка с орнаментом (длинный дом 7, капище 3, рис. 58, 1, 6, 10, 12–14) похожи на найденные в Полоцке и Ярополче (Штыхов Г. В., 1975, рис. 49, 5; Седова М. В., 1978, таб.1:16). Металлические застежки от небольших шкатулок (капище 3, длинный дом 7) принадлежат к изделиям, хорошо известным жителям городов, их иногда помещали в клады (Корзухина Г. Ф., 1954, с. 13,14). Обломки котлов, клепаных из медных листов и снабженных железными ручками в виде петель (капища 2 и 3, площадка на валу 2, рис. 34, 6, 7), часто встречаются на городищах XII0XIII вв. (Бородино, Серенск, Слободка, Новогрудок, Брест, Райки и т.д.), в Новгороде они употреблялись в XIII–XIV вв. (Колчин Б.А., 1959, с. 104). В Звенигороде найдены также обломки бронзовых ковшей и ложек (капище 3, площадка на валу 2, рис. 31, 1; 34, 2; 46, 7, 8). Обломок стеклянного кубковидного сосуда на поддоне, сделанного из желтоватого прозрачного стекла (капище 3), принадлежит к типу сосудов, особенно характерных для южнорусских городов, начиная с 30-х гг. XII в.; встречены они в Турове и Новогрудке (Щапова Ю. Л., 1972, с. 58). Редкой находкой можно считать серебряную денежную гривну киевского типа, имеющую вес 152 г, длину 6,7 см, ширину 2–4 см, высоту 1/2 см (сооружение 13, 57, 4). Гривна относится к первой группе Шестиугольных слитков, датирующихся XII – первой половиной XIII в. На Волыни известно всего четыре таких слитка, в том числе в Изяславе (Сотникова М.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

2254 О двух способах откровения будущего см.: Augustinus Hipponensis. De Trinitate IV, 22, PL 42, 902; De Civitate Dei XI, 4, 1, PL 41, 319; IX, 22, PL 41, 274. Рус. пер. Ч. 4. С. 177–178, 96–97. 2261 Idem. De Genesi ad litteram IV, 40–42, 46–52, PL 34, 312, 315–318. Рус. пер. Ч. 7. С. 264–266, 269–275; De Civitate Dei IX, 22, PL 41, 274; XI, 7, 29, PL 41, 322, 343. Рус. пер. Ч. 4. С. 96–97, 184–185, 222–223. 2262 Idem. De Trinitate IV, 22, PL 42, 902; De Civitate Dei XI, 4, 1, PL 41, 319. Рус. пер. Ч. 4. С. 177–178. 2266 Ohlmann D. De S. Augustini dialogis in Cassiciaco scriptis. Argentorati, 1897. P. 28–49, 73–76; Drewniok P. De Augustini «Contra Academicos» libris III. Vratislaviae, 1913. 2267 Illud etiam quod in comparatione argumentorum Ciceronis, quibus in libris suis Academicis usus est, meas nugas esse dixi, quibus argumenta illa certissima ratione refutavi [Сопоставляя положения Цицерона, которые он использовал в своем сочинении «Academica», я также называл свои слова вздором, которыми я, впрочем, совершенно опровергнул эти самые положения] (Augustinus Hipponensis. Retractationes I, 1, 4, PL 32, 587). Tamen ne aut Academicorum argumenta quasdam nebulas videantur offundere, aut doctissimorum virorum auctoritati, inter quos maxime Tullius non movere nos non potest, superbe nonnullis resistere videamur [Однако пусть не кажется, что тучи сгущаются над положениями академиков или же что мы гордо противимся авторитету тех ученейших мужей, среди которых нас не может не волновать более всего Туллий…] (Idem. Contra Academicos III, 14, PL 32, 941). Ср.: Ibid. III, 15, 45, PL 32, 941, 958. Рус. пер. Ч. 2. C. 72, 104. 2268 Hirzel R. Untersuchungen zu Cicero " s philosophischen Schriften. Leipzig, 1883. Tl. 3. S. 251–279. 2269 Cicero. Academica priora, 24, Nisard. Vol. 3. P. 459; Academica posteriora, 11, Nisard. VoL 3. P. 433. 2283 Сведения об особенностях и истории той и другой школы см.: Hirzel R. Op. cit. Tl. 3. S. 1–250; Richter R. Der Skeptizismus in der Philosophie. Leipzig. 1904. Bd. I. S. 21–41; Goedeckemeyer A. Die Geschichte des griechischen Skeptizismus. Leipzig, 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

47 «Unde eat iata traditio? Utrumne de dominica et evangelica auctoritate descendens an de apostolorum mandatis atque epistolis veniens?.. Si ergo aut in evangelio praecipitur aut in apostolorum epistolis vel actibus continetur, ut.... observetur divina haec et sancta, traditio». Cypriani ad Pompeium epist. 74. Ed. cit. 48 Cp. 1 и 2 кан. VII Вселенского собора. – Каноны приводим по «Зборнику правила», который мы составили по Афинской Синтагме (1852– 54) и напечатали вторым изданием в Новом Саду в 1886 г. 49 Πιστεομεν τν θεαν κα ερν γραφν ε ναι θεοδδακτον κα δι τοτο τατ διστκτως πιστεειν φελομεν οκ λλως μντοι, λλ’ ς καθολικ κκληοα τατην ρμνευσε κα παρδωκεν. ρος β. J. Harduini, Conciliorum collectio maxima, tom. III Paris, 1715. Tomus XI, col. 236. Cp. «Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере», чл. 2, Москва, 1848, стр. 14. 53 παλαις κα κανονικς νμος. 13 кап. I Всел. собора (Аф. Синт., II, 143), а из других ср. 18 кан. I Всел., 2 и 7 кан. II Всел., 7 и 8 кан. III Всел., 1, 2, 13, 29, 87 Трул. соб. и т. д. 55 Κατ τν γγραφον κα γραφον θεσμοθεσαν... καθαιρεθω, ς παραβεβηκς τς κκλησιαστικς παραδσεις ( Αф. Синт., II, 580). На этот канон обращает внимание Константинопольский собор 1638 г., при патриархе Кирилле Берийском, и относительно предания замечает, что подлежит анафема всякий, кто дерзнет повреждать церковные предания и вводить вопреки им какую-либо новизну в церкви. Harduini XI, 225. Cf. ib. XI, 256. Ср. послание восточн. патриархов (см. выше прим. 6, § 11) чл. 17, упом. изд., стр. 36–37. 58 Знаменитый ученик св. Поликарпа Ириней, епископ Лионский, в свое Время писал об этом так: «traditionem itaque apostolorum in toto mundo manifestatam, in omni ecclesia adest respicere omnibus, qui vera velint viderë et habemus adnumerare eos, qui ab apostolis instituti sunt episcopi, et successores eorum usque ad nos». «Quae autem sunt eeclesiae, cum summa diligentia diligere, et apprehendere veritatis traditionem oportet. Quid enim? Et si de aliqua modica quaestione disceptatio esset, nonne oporteret in antiquissimas recurrere ecciesias, in quibus apostoli conversati sunt, et ab eis de praesenti questione sumere, quod certum et re liquidum est? Quid autem si neque apostoli quidem scripturas reliquissent nobis, nonne oportebat ordinem sequi traditionis, quam tradiderunt iis, quibus committebant ecclesias? Cui ordinationi assentiunt multae gentes barbarorum eorum, qui in Christum credunt, sine charta et atramento scriptam habentes per Spiritum in cordibus suis salutem, et veterem traditionem diligenter custodientes... Hanc fidem, qui sine litteris crediderunt, qnantum ad sermonem nostrum barbari sunt: quantum autem ad sententiam, et consuetudinem, et conversationem, propter fidem, per quam sapientistmi sunt, et placent Deo, conversantes in omni justitia, et castitate, et sapientia». Contra haereses, lib. III, cap. 3 et 4. Ed. Migne.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010