1318 . История Италии: В 3 т. – М.: Наука, 1968. – Т 1. – 580 с. 1319 . История математики с древнейших времен до начала XIX столетия/Под ред. А. П. Юшкевича. – М., 1970. – Т 1. 1320 . Каврус Н. Ф. Императорский скрипторий в XI веке//ВВ. – 1988. – Т 49. – С. 134–142. 1321 . Каждан А. П. Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв. – М.: Изд-во АНСССР, 1952. – 244 с. 1322 . Каждан А. П. Армяне в составе Византийской империи в XI-XII вв. – Ереван: АН Арм. ССР, 1975. – 190 с. 1323 . Каждан А. П. Быт и культура Византии//Преподавание истории в школе. – М., 1955. – 1. – С. 53–66. 1324 . Каждан А. П. Василики как исторический источник//ВВ. – 1958. – Т 14. – С. 67–75. 1325 . Каждан А. П. Вещь и среда византийской культуры//Декоративное искусство СССР. – 1978. – 5. – С. 37–41. 1326 . Каждан А. П. Византийская армия в IX-X вв.//Ученые записки Великолукского пед ин-та. – 1954. – Т 1. – С. 18–31. 1327 . Каждан А. П. Византийская деревня VII-XV вв.//ВВ. – 1963. – Т 22. – С. 127–198. 1328 . Каждан А. П. Византийская культура (X-XII вв.). – М.: Наука, 1968. – 232 с. (2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 1997. – 240 с.). 1329 . Каждан А. П. Византийская община в IX-X вв.//Ученые записки Великолукского пед. ин-та. – 1956. – С. 75–102. 1330 . Каждан А. П. Византийская семья//Вопоросы истории. – 1969. – 5. – С. 212–215. 1331 . Каждан А. П. Византийская школа//Вопросы истории. – 1972. – 7. – С. 209–214. 1332 . Каждан А. П. Византийские города в VII-XI вв.//СА. – 1954. – Т 21. – С. 164–188. 1333 . Каждан А. П. Византийские микроструктуры VII-IX вв.//Труды XVIII всемирного конгресса византинистов. – М., 1991. – Т. 1. – С. 84–95. 1334 . Каждан А. П. Византийский монастырь XIXII вв. как социальная группа//ВВ. – 1971. – Т 31. – С. 48–70. 1335 . Каждан А. П. Византийский публицист XII в. Евстафий Солунский //ВВ. – 1967. – Т 28; 1968. – Т 29. 1336 . Каждан А. П. Византийское сельское поселение//ВВ. – 1947. – Т 2. – С. 215–245. 1337 . Каждан А. П. В поисках минувших столетий. – М., 1963 (Школьная библиотека)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Посему и Иоанн справедливо приводит слова Господа к иудеем: «испытайте Писания, в которых вы думаете иметь вечную жизнь: они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин.5:39–40 ). Каким же образом они могли свидетельствовать о Нем, если бы они не были от Одного и Того же Отца, не предваряли о пришествии Сына Его и не предвозвещали спасение чрез Него? «Ибо, если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:46 ): именно Сын Божий повсюду рассеен в его Писаниях, то как беседующий с Авраамом, когда имел вкушать у него пищу, то с Ноем, давая ему измерения (ковчега), то как ищущий Адама, то наводящий суд на содомлян, то как являющийся и показывающий Иакову путь, то говорит с Моисеем из купины. Даже невозможно перечислить случаи, в которых Моисей изображает Сына Божия. Он знал и день страдания Его и образно предсказал Его под именем пасхи, и в этот самый праздник, за столько времени предуказанный Моисеем, Господь пострадал, совершая пасху. И не только день указал (Моисей), но и место и предел времени и знамение заката солнечного, говоря: «не можешь заклать пасхального агнца ни в каком другом из твоих городов, которые дает тебе Господь Бог, кроме места, которое Господь Бог твой изберет для призывания имени Своего, ты должен заклать агнца вечером на закате солнца» ( Втор.16:5–6 ). 2. Он также открыл Его пришествие, говоря: «не оскудеет князь во Иуде, ни вождь от чресл его, пока не придет Тот, Кому это отложено, и Он есть чаяние народов; Он привяжет жеребенка Своего к виноградному дереву и юнца Своей ослицы к виноградной лозе. В вине омоет Свою одежду и в крови винограда Свою рубашку, Его глаза веселы от вина и зубы белы, как молоко» ( Быт.49:10–12 ). Пусть же те, которые по словам их, все исследуют, определят время, в которое оскудел князь и вождь во иуде, и кто чаяние народов, и кто виноград, кто жеребенок Его, что Его одежда, глаза, зубы, вино и каждое из приведенных слов, – и найдут, что здесь возвещен не другой, как Господь наш Иисус Христос. Посему Моисей, упрекая народ в неблагодарности, говорить: «народ грубый и неразумный, это ли вы воздаете Господу» ( Втор.32:6 )? Далее он дает разуметь, что Слово, изначала сотворившее их и создавшее, и в последние времена нас искупляющее и оживотворяющее, оказывается висящим на древе, и что не уверуют в Него. Ибо говорит: «будет жизнь твоя висеть пред глазами твоими и не будешь веровать твоей жизни» ( Втор.28:66 ). И еще: «не Сей ли Самый Отец твой стяжал тебя, и создал тебя и сотворил тебя» ( Втор.32:6 )? Глава XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

φες – не ди Мф.7:4 , суб. 2. ( не ди да изьмоу скъ); Мф.27:49 в 7-м страстн. ев. ( не ди да видимъ). Δνδρον – доубъ Мф.12:33 , суб. 8 ( или сътворите доубъ добръ – или сътворите доубъ гнилъ, но в конце стиха: отъ плода бо дрво познано боудеть); 13:32, сред. 5 нед. Мк.8:24 , вт. 13 нед.; 11, 8, понед. мясоп. θνο (языческий народ) перев. страна (ныне: зыкъ) Мф.4:15 , нед. по просвещ. ( галилеа страна τν θνν); 6:32 нед. 3; 10:5, пон. 3 нед.; 20:19, четв. 8 нед. ( и предадть и на странамъ), 25; 21:43, четв. 9 нед.; Мф.24:7 , суб. 15 ( въстанеть бо страна на страноу), 14, четв. 10 нед.; 28:19, вел. суб. Мк.10:33, 42 , нед. 5; 11:17, вт. 15 нед.; 13:8, 10, пят. 16 нед. Лк.12:30 , пон. 8 нед.; 21:10, сред. 12 нед.; 22:25, понед. сыроп. и в друг. местах. Впрочем, и в Мст. как и в других списках этой группы θνος иногда перев. по древнему напр. Мф.24:9 , суб. 15; Лк.7:5 , суб. 5 и в некоторых других местах. – В основании перевода θνος – зыкъ и страна лежит одна и та же идея: иноземец, пришедший из другой страны и говорящий другим языком, представляется иноверным или и совсем неверным (и доселе в нашем простом народе иностранцы – нехристь). θνο перев. страна и в списках Апостола второй (древнерусской) редакции, а из других древнерусских памятников – в Изборнике 1073г., в Чудовской Толк. Псалтыри XI в. и в Лаврентьевской летописи 97 . Εσρχεσθαι перев. вълзти, ξρχεσθα – излзти Мф.5:20 , сред. пятидес. ( не имате вълсти въ црство 8:28, 32, нед. 5; 9:25, суб. 6; 12, 4, в месяцесл. 23 янв.; 19:17, 24, нед. 12; 21:12, пят. 8 нед. Мк.6:10 , сред. 14 нед. ( иде аще вълзете въ домъ тоу пребдете дóндеже излзете); 14:38, вторн. мясоп. Лк. 22:3 , пят. 12 нед. Ин.3:4 , четв. пасх. и в др. местах. ρχμενος – приходи (ныне: грдый) Мф.11:3 , понед. 3 нед.; τ ρχμενα – приходща Ин.16:13 , в 1-м стр. ев.; 18:4, в 2-м страстн. ев. Θανατσαι – оморити Мф.10:21 , в месяцеслове 5 нояб.; 26:59, вел. четв. на лит. ( ко да оуморть Мк.14:55 , сред. мясоп. ( да и оуморть ες τ θανατσαι ατν). Слово оморити в значении умертвить употребляется в Супр. рукописи (изд. Миклош., стр. 267, 299, 303) и в Изборн. 1073г. л. 71 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Каждый ив нас должен сказать о себе словами Апостола: «вижду же ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего, и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих» Рим.7:23 . По той же причине «мы теперь видим как бы сквозь тусклое стекло» 1Кор.13и даже в область чисто духовной жизни хотим вторгнуться с своим плотским мудрованием Кол.2:18 . – «Иззуй сапоги от ног твоих», сказал Иегова подошедшему к купине Моисею Исх.3:5 . Тоже должен сделать и православный богослов при размышлении о Церкви. Пусть он, как некогда Никодим в беседе с Господом, вопросит Церковь о ней же самой, но только «духовная духовными сразсуждающе» 1Кор.2:13 , дабы не услышать от неё горького упрека словами Самого Господа: «аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете» Ин.3:12 ? Но, благодарение Богу, православный исследователь «умер для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему ив мертвых» Рим.7:4 . Он, действительно, и принадлежит Ему всецело Рим.14и с сыновним дерзновением Рим.8:15 говорит о себе словами псалмопевца: «веровах», Господи, «темже возглаголах» Пс.115:1 . Я уверовал, в то, что Церковь Твоя есть самое лучшее, самое совершеннейшее, вечное, как вечен завет Твой, и святое, поскольку свят еси Ты, Господи, орудие спасения для всех, стремящихся к истинной жизни, существ! Воистину, Церковь есть духовное тело Твое! См. св. Феофил. Антиох. К. Автолику, кн. 1, стр. 128–129. по рус. пер. Спб. 1895. 32 Chrys. In ep. ad Eph. с. 1. hom. III. Opp. ed. Montf. XI. 24: Σμα μας αοτο ποησε, σμα μν τ αυτο μετδωκε. 37 Беседы на посл. к Еф. рус. пер. стр. 168. 188. «Самым устройством нашего тела Господь научил нас τ ναγκαον τς κοινωνας». S. Basil. Сарр. Ер. XCVIII. Opp. Ed. Paris. 1730. T. III. p. 191. 41 Curtius. Grundz. d. griech. Etymol. 5-te Atifl. Leipz. 1879. Prellwitsch. Etymologisch. Wörterb. d. gr. Spr. Götting. 1892. 44 И. Златоуст Беседы 49 на Ев. Mф.Eus. Praep. Evang. VII 186: οικα ψυχς. Σκηνν καστου το οκειτιθεις σμα S.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

45 По Аристотелю, три начала вещей: вещество, вид (мысль, форма, зиждущее начало всякого предмета или явления, его понятие), и лишение, то есть относительное небытие, напр. отсутствие теплоты. 47 Можно думать, что Етериан где-либо сравнил предполагаемое им исхождение Духа от Сына с подаянием Духа от Сына. 48 Изречение в Илиаде Гомера, песнь 2, ст. 204: «Нет в многовластии блага; да будет единый властитель, царь нам да будет единый!» 49 Hugonis Eteriani De haeresibus Graecorum II, 8. Nam Patris et Filii una manus est et eadem; testetur dicens: Pater meus, qui dedit mihi, major omnibus est, et nullus potest rapere oves de manu Patris mei. Et post pauca iterum dicit: nullus rapiet eas de manu mea (Ioh X, 28. 29) Ecce una manus, non duae, Patris et Filii, qnoniam una causa unumque principium Spiritus existit uterque. De hac manu digitus prodit, Sanetus uidelicet Spiritus, sicut evangelistae testantur. Matthaeus enim ita scribit: si in Spiritu Die ejicio daemonia (XII, 28); Lucas vero: si in digito Die (XI, 20), digitum indubitanter dicendo Spiritum… 51 Таковы – еретики Донатисты (Augustini de haeresibus 69), Аполлинарий (Григор. Бог. письмо к Кледонию), и другие, о коих упоминают Василий В. в 70-м письме и Августин в книге de haeresibus 74. 54 Василия В. книга о Св. Духе, гл. 16. И вообще сюда относятся все места, где говорится о единосущии Духа Святого с Отцом и Сыном, так как быть в образе Божием равносильно выражению «быть в сущности Божией». Твор. VII, 45. 55 «Существа разнородные и одно другому чуждые не могут объяснять себя взаимно; но имеющие одну природу познаются одно из другого» – говорит св. Кирилл Ал., объясняя слова Христовы: если б вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего ( Ин. 14:7 ). См. его книгу о Св. и Живоначальной Троице. 58 Кажется, имеет в виду место из 2-й кн. De haeresibus Graecorum, главы 18: «то же утверждает и великий Василий в третьем слове о Духе, говоря, что по достоинству Он второй по Сыну, как от Него имеющий бытие, от Него приемлющий возвещаемое нам и всецело зависящие от сей причины, это преподает учение благочестия». – Что слова «от Него имеющий бытие» есть вставка латинян, см. в Тв. св. отцов 1846, часть 3, стр. 127 и дал. Так же Макария Бог . § 46. А может быть, где-нибудь Гугон ссылался на сказанное Василием Великим : «что Дух от Бога, о том ясно проповедал апостол, говоря: мы приняли Духа, который от Бога ( 1Кор.11, 12 ); а что Дух явился через Сына, сие апостол соделал явным, наименовав Его Духом Сына, как и Духом Божиим» – и проч. См. Васил. В. кн. 5 о Духе Святом. Творений Вас. VII, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

P. 226-248; Cohen Sh. J. D. Judaism without Circumcision and «Judaism» without «Circumcision» in Ignatius//HarvTR. 2002. Vol. 95. P. 395-415; Decrept É . Un épisode de la Réforme: La course а l " édition princeps des «Lettres Ignatiennes»//RHPhR. 2002. Vol. 82. P. 401-416; idem. L " arrière-plan liturgique et ecclésial des «Actes d " Ignace»//REAug. 2003. Vol. 49. P. 131-166; idem. La persécution oubliée des chrétiens d " Antioche sous Trajan et le martyre d " Ignace d " Antioche//Revue d " études augustiniennes et patristiques. P., 2006. Vol. 52. P. 1-29; idem. Circonstances et interprétations du voyage d " Ignace d " Antioche//RSR. 2008. Vol. 82. P. 389-399; Harland Ph. A. Christ-Bearers and Fellow-Initiates: Local Cultural Life and Christian Identity in Ignatius " Letters//JECS. 2003. Vol. 11. P. 481-499; Brent A. Ignatius of Antioch and the Second Sophistic. Tüb., 2006; idem. The Enigma of Ignatius of Antioch//JEcclH. 2006. Vol. 57. P. 429-456; idem. Ignatius of Antioch: A Martyr Bishop and the Origin of Episcopacy. L., 2007; idem. Ignatius " Pagan Background in Second Century Asia Minor//Zschr. f. antikes Chtistentum. 2007. Bd. 10. S. 207-232; Cline B., Thompson T. Ignatius Redux: Bart Ehrman on Ignatius and His Letters//The J. of Religion. Chicago, 2006. T. 86. P. 442-454; Barnes T. D. The Date of Ignatius//The Expository Times. Edinb., 2008. Vol. 120. N 3. P. 119-130. Гимнография В годовом богослужебном круге память И. Б. отмечается дважды. Уже в Типиконе Великой ц . IX-XI вв. 20 дек. вспоминается мученическая смерть И. Б. ( Mateos. Typicon. P. 140), 29 янв.- перенесение его мощей (Ibid. P. 214-216). Последование И. Б. 20 дек. содержит тропарь 4-го гласа Κα τρπων μτοχος (      ), прокимен из Пс 63, Апостол - Рим 8. 28-39, аллилуиарий из Пс 91, Евангелие - Мк 9. 33-41 (также указаны иной Апостол - Евр 4. 14-5. 6 и аллилуиарий из Пс 44). 29 янв. И. Б. назначаются те же тропарь, прокимен, аллилуиарий, что и 20 дек., Апостол - Евр 4. 14-5. 6 и иное Евангелие - Ин 15.

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

XIII, возражения Франциска Давидиса против Фавста Социна по вопросу о почитании Христа) взята из de Christo lib. I. c. VII (p. 137) 558 , глава XIV (отделы I, II и III) составлена из X, XI и XII глав lib. I de Christo 559 , наконец, глава XV (о божестве Святого Духа) составлена под влиянием de Christo lib. I. c. XIII 560 . Таким образом, в большей части глав исследуемого трактата, именно в 13-ти главах из 19-ти (и в предисловии), сделаны из Беллярмина заимствования и нередко самые капитальные; только в шести главах (3-ей, 5-ой, 16-ой, 17-ой, 18-ой и 19-ой) Феофан не пользовался этим богословом. Некоторые главы почти всецело взяты из Беллярмина: таковы – главы 7-я и особенно 8-я и 14-я. Ясно отсюда, что ходячее мнение о Феофане, как таком богослове, который в своей системе пользовался больше протестантскими, чем католическими боголсовами, в отношении к исследуемому трактату совершенно не оправдывается. Протестантскими богословами автор пользовался гораздо менее. Есть еще и другие места в анализируемом трактате, сходные с соответствующими местами системы Герада. Так, систему последнего напоминают – первый отдел II-rл. (где доказывается множественность лиц в Боге) в отношении выбора текстов Писания (ср. с Exeg. 1. III §§ 152–157 и Loci theol. t. I de tribus elohim §§ 6–8) и в объяснении мест – Быт. 1:26 (ср. с Exeg. 1. III §§ 116, 118 и 19 и Loci theol. t. I de trib. eloh. § 7), Быт. 11:7 (ср. с Exeg. 1. III, § 154 num. 7) и Быт. 19:24 (ср. с Exeg. lib. III, § 155 и L. theol. t. I de trib. eloh. § 8), § 21 – о явлении Аврааму трех странников (ср. с Exeg. 1. III § 164), параграф 39 – объяснение текста 1Ин. 5:7 (ср. с Loci. theology. t. I de trib. eloh. § 18), параграф 76 – о единосущии Божественных Лиц (ср. с Exeg. lib. III § 49) и параграф 164 – объяснение текста Ин. 17:5 (ср. с Loci theol. t. I de Deo P. et. act. e Fil. § 47). Но сходство этих мест с Герардом не настолько велико, чтобы можно было с большей или меньшей степенью вероятности усматривать в них прямое влияние этого богослова или заимствование из него; сходство это могло произойти и случайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Апреля 11-го память преп. Фармуфия. Святитель пишет в Прологе: «Той се Фармуфий, иже питал есть в пустыни Иоанна онаго, иже на студенци, марта 29-го Acta SS. mart III, 831. A яко той се есть Фармуфий patet ex Четя, л. 255, где спочатку житие Иоанново помешано с Малхом плененным» 47 . 14-го июня память св. Кирилла епископа Гортинского. В том списке святых, который составлен был свят. Димитрием на месяцы июнь, июль и август и о котором мы упоминали выше, сделаны указания на источники: «Martyrol. 9-о iulii et Surius t. IV, 151 iulii 9, sed forte alius iste, alius ille». В Прологе Святителем поставлены те же ссылки, но потом сбоку и внизу красными чернилами помечено: «alius iste не той се, но ин, иже 9-го». В Четиих-Минеях – память Кирилла и определенная заметка: «есть и еще святый мученик Кирилл, епископ Гортинский, древнейший леты, той будет июля в 9-й день» 48 . 14-го июля – преп. Еллия монаха. В той же рукописи заметка: «de illo vide in Vitis SS. Patrum – ив житии св. Евгении мученицы». В Прологе: «зри о нем in Vitis ss. рр. f. 754, lib. 8, cap. 9. Чи не тойжде то Еллий, который воспоминается in vita s.m. Eugenii. Зри в том же опусе (?) 341, а особливе на концу in Notatione. Тойжде то подобно, що in secundo libro de Vitis ss.pp. с. XI, f. 470. Еще о том, там же зри fol. 488». Святителю, очевидно, хотелось определить, об одной и той же личности говорится во всех указанных местах или нет. Но его усердные поиски не увенчались полным успехом и, хотя в Четиих-Минеях 24 декабря в житии преп.-м. Евгении, там, где упоминается епископ Еллий, на поле сделана выноска: «память его иулиа 14-го», однако 14-го июля, после жития преп. Еллия Святитель пишет: «обретаются еще чудеса его в житии св.м. Евгении, декабря 24-го, и месяца июня в 20 день, в жизни Левкия исповедника». Однако неизвестно, один это Еллий, или нет, и далее указывается сходство их и различие: один был монах, другой – Елиопольский епископ. «Изволяяй да прочтет зде и тамо, и да рассмотрит. Мы же, не двох в единого сливать, ниже единаго в два разделяти дерзающе, церковному то рассуждению оставляем» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18850@ Подпись к иллюстрации: Мч. Мамант Кесарийский. Тондо из монастыря Гелати (Грузия, XI в.). Гос. музей искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили Размер файла: 175.86 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 18.04.2020 20:52:49 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/18850.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 21 сентября 1 мин., 24.05.2012 Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Воскресенье перед Воздвижением. Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников. Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI), Исааковской (1659). Икон Божией Матери: Курской-Коренной " Знамение " (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской. БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Недели пред Воздвижением: Гал., 215 зач., VI, 11-18. Ин., 9 зач., III, 13-17. Ряд. (под зачало): 2 Кор., 176 зач., IV, 6-15. Мф., 92 зач., XXII, 35-46. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. ЦИТАТА ДНЯ И при гениальном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства. Эта скромная способность к труду составляет базу всякого гения. Илья Репин Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-9-21.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010