По греко-славянскому чтению царское достоинство Мессии является свидетельством“ для язычников, подтверждающим Божественное происхождение Спасителя. Царское служение Мессии сделалось особенно убедительным для языческих народов с того момента, когда воскресший Христос сказал: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли“ (Мф. 28:18); вследствие этого настоящий момент Спаситель находит самым удобным для открытия проповеднического служения апостолов, когда прибавляет: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф. 28:19–20 ). В пятом стихе речь Господа, обращенная в четвертом стихе к Мессии, имеет в виду искупленный Сион, или благодатное царство Мессии. Греко-славянские выражения в первых двух предложениях: иже не ведяху тебе“ и иже не познаша тебе“, по-видимому, намекают на личность Мессии. Но последнее выражение: к тебе прибегнут ради Господа Бога твоего, святого Израилева, яко прослави тя» дает бесспорное основание относить слова к тем членам церкви мессианской, к которым в первых двух стихах обращался с приглашением Мессия. Последнее предложение: яко прослави тя» объясняет причину обращения язычников в царство Мессии. Здесь, очевидно, разумеется то прославление, о котором в IV главе пророк говорит: в день оный возсияет Бог в совете со славою на земли, еже вознести и прославити останок Израиля» (ст. 2), и о котором Бог Отец говорил Своему Единородному Сыну: и прославих, и паки прославлю ( Ин. 12:28; 17 ).   Главы 58:11 (ср. 66:14); 59:21 и 65:17–20 (ср. 66:22) И будет Бог твой с тобою присно, и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград нопоеный, и яко источник, емуже не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов (58:11). – И сей им иже от Мене завет, рече Господ: дух мой, иже есть в тебе, и глаголы, яже аз дах во уста твоя, не оскудеют от уст твоих, и от уст семене твоего: рече бо Господь отныне и во век (59:21). – Будет бо небо ново, и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их (65:17): но радость и веселие обрящут на ней, яко се аз творю веселие Иерусалиму, и людем моим радость (18). И возвеселюся о Иерусалиме, и возрадуюся о людех моих: и ксему не услышится в нем глас плача, ни глас вопля (19), ниже будет тамо младенец, ни старец, иже не исполнит лет своих: будет бо юный ста лет, умираяй же грешник ста лет, и проклят будет (20). Пророчество 58 главы в первых шести стихах является обличением лицемерных современников, в следующих двух (7–8 ст.) излагает нравственные обязательства членов благодатного царства Мессии и в третьей части (9–14 ст.) изображает необычайное обилие благодатных даров в новом царстве. Особенное внимание обращает стих 11-й (по LXX): и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Главной характерной чертой всех нехристианских религий и культов является их неуклонное отрицание учения о Троице и божественной природы Иисуса Христа. «Христианская наука» занимает видное место в ряду отрицающих это, поскольку она принципиально отвергает Божественность нашего Господа и триединство Бога ( Кол. 2:9 ). Миссис Эдди говорила, причем чрезвычайно решительно, что «теория о трех ипостасях одного Бога (то есть Троица или триединство личностей) предполагает скорее политеизм, а не вечно сущее «Я есмь» (Science and Health, p. 256). Миссис Эдди пошла дальше этого заявления, написав: «Иисус Христос не Бог, а, как говорил о себе Иисус, Сын Божий» (там же, с. 361). И увенчала она эту профанацию истины дивным «откровением» о том, что «Жизнь, Истина и Любовь составляют триединую Личность, называемую Богом» (там же, с. 331). Таким образом, одним взмахом беззастенчивого пера мстительная, невежественная и эгоистичная женщина изгнала Бога Библии из своей религии навсегда. Едва ли необходимо приводить здесь подробно учение о Троице и божественной природе Христа с тем, чтобы доказать несостоятельность шатаний миссис Эдди, но, как нам представляется, будет полезно привести места Писания, которые убедительно обличают прозвучавшие взгляды «христианской науки» – Бытие 1:26 («Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»), Бытие 11:7 («Сойдем же, и смешаем там язык их»), Исайя 6:8 («И кто пойдет для Нас?»). Затем мы могли бы упомянуть 18 главу Бытия, где Авраам обращался к Богу лично как к Господу (Иегове) более 10 раз: очевидная множественность Бога здесь явно подразумевается, хотя прямо не утверждается. Тот факт, что Бог намеревался произвести Сына по плоти из рода Давидова непорочным зачатием ( Ис. 7:14; 9:6 , Мих. 5:2 , Мф. 1:23 , Лк. 1:35 , ср. Пс. 2:7 , Евр. 1:5, 5:5 и Деян. 13:33 ), и то, что этот Воплощенный есть Его Вечное Слово или Мудрость ( Ин. 1:1, 14, 18 ), и что Он есть истинный Бог ( Кол. 2:9 , Флп. 2:8–11 , Откр. 1:8, 17, 18 , Евр. 1:1–4 и т. д.) и отдельная от Бога-Отца ипостась, – все это говорит в пользу той истины, что Иисус Христос был истинный предсказанный Бог-Человек и Спаситель Израиля. Полезно отметить также, что миссис Эдди называет «истинного» Бога не Иеговой, но «Я есмь» («Наука и здоровье», с. 256), совершенно забывая о происхождении слова «Иегова», получившегося из формы древнееврейского глагола «быть» ( Исх. 3:14 ), буквально: «Я был, Я есть, Я продолжаю быть», и о том, что сами евреи переводят это слово «Вечный». Придерживаясь такого направления мысли, легко увидеть, что Иисус отождествлял Себя с тем же самым «Я есмь» или Иеговой, фактически открыто заявляя, что Он тот самый «Я есмь» ( Ин. 8:58 ), за что евреи были готовы забить Его камнями до смерти, обвинив в богохульстве ( Ин. 8:59 и 10:30–33).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

58. Vnde illud quod lectum est, «dominum maiestatis crucifixum esse», non quasi in maiestate sua crucifixum putemus, sed quia idem deus, idem homo, per diuinitatem deus, per susceptionem carnis homo, Iesus Christus, «dominus maiestatis dicitur crucifixus», quia consors utriusque naturae, id est humanae adque diuinae, in natura hominis subiit passionem, ut indiscrete et «dominus maiestatis» dicatur esse, qui passus est, et filius hominis, sicut scriptum est, qui descendit de caelo. Хотя мы читаем: Распяли Господа славы ( 1Кор.2:8 ), не будем думать, что Он был распят в Своей славе, но поскольку Он и Бог, и Человек – по божественной природе Бог, по воспринятой плоти Человек, Иисус Христос , – сказано, что распят Господь славы, ведь Он причастен обеим природам, то есть божественной и человеческой. По природе человеческой Он претерпел страдание, чтобы в равной степени быть названным и Господом славы, Который пострадал, и Сыном Человеческим, сшедшим с небес ( Ин.3:13 ) 267 . 8. 59. Per naturam igitur hominis et dubitauit et taediauit et resurrexit; quod enim ceciderit, hoc resurget. Per naturam hominis dicit etiam illud, de quo calumniari solent, quia dictum est: Vado adpatrem, quia pater maior me est. Итак, по человеческой природе Господь и сомневался, и тосковал, и воскрес: ведь что умерло, то и восстаёт. По человеческой природе Господь говорит также то, что ариане обычно неверно толкуют: Иду к Отцу; ибо Отец более Меня ( Ин.14:28 ). 60. Quomodo «uadit» nisi per mortem, et «uenit» nisi per resurrectionem? Denique addidit, ut de adsumptione se dixisse signaret: Propterea dixi uobis, priusquam flat, ut, cum factum fuerit, credatis. Loquebatur enim passionem sui corporis et resurrectionem, per quam credere coeperunt, qui ante dubitarant. Neque enim deus de loco ad locum transit, qui ubique semper est. Vt homo est, qui uadit, ipse, qui uenit. Denique et alibi dicit: Surgite, eamus hinc. In eo ergo uadit et uenit, quod est commune nobiscum. Каким же образом Он идёт к Отцу, если не через смерть, и каким образом приходит, если не через воскресение? Он добавил, указывая, что сказал о воспринятой плоти: Я сказал вам о том прежде, нежели сбылось, чтобы вы поверили, когда сбудется ( Ин.14:29 ). Ведь Он говорил о страдании Своего тела и о воскресении, благодаря которому уверовали те, кто прежде не верил. Ведь Бог, пребывающий всегда и везде, не переходит с места на место. Христос как человек идёт и приходит. И в другом месте Он говорит: Встаньте, пойдём отсюда ( Ин.14:31 ). Следовательно, Он идёт и приходит так же, как и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Так, пр. Исаия предсказывал, что рождение Мессии, Раба Иеговы, совершится при бедной обстановке и совсем без царского величия и блеска и жизнь ого до общественного служения будет проходить незаметною даже для верующих людей (53:2). Так оно и было, как повествует еванг. Лука о рождении Господа Иисуса в Вифли- емской пещере от девы Марии и о положении новорожденного младенца Господа в яслях для скота ( Лк.2:7 ); также смиренно и без славы прошла жизнь Иисуса до тридцатилетнего возраста, когда он жил и работая с нареченным Своим отцом, плотником Иосифом, в бедном Галилейском городке Назарете (ст. 39 и 51 ср. Мр.6:3 ). Потом, когда Раб Иеговы выступил на свое великое общественное служение, то «вид его был безчестен, умален паче всех сынов человеческих» (53:3). Так и исполнилось: враги Иисуса всячески бесчестили Его, называя Его «любителем поест и попить, другом мытарей и грешников» ( Мф.11:19 ), объясняя совершаемые Им чудеса колдовством, «силою веельзевула, князя бесовскаго» ( Лк.11:15 ; Мф.9:34), обзывая Его самого «бесноватым» ( Мк.3:22 ; Ин.7:20 и 10:20) и проч. и проч. Сам Он был беден, «не имел, где приклонит голову» ( Лк.9:58 ); а враги постоянно покушались на Его жизнь ( Лк.4:28–30, 13:81, 20:19 ; Ин.7:1, 8:59 и друг.). Но Раб Иеговы, так позоримый и оклеветанный, носил грехи и болезни всех людей и соболезновал всем страдальцам, исцеляя их (53:4 ср. Мф.8:16 и 17). Наконец пророк с особенною выразительностию говорит о «язвах», или истязаниях, каким подвергся. Раб Иеговы он нечестивых судей своих (53:3, 5, 7, 8 и 10 ср. 50:6), сам оставался безгласным и беззащитным; обо всем этом мы знаем из подробных описаний Евангелистов ( Мф.26:57–27:50 ; Мк.14:55–15:37 ; Лк.22:54–23:46 и Ин.8,18:13–19:30 ). В общих чертах, какими изображает пр. Исаия события из времени страданий и смерти Раба Иеговы, можно находить указания и на частные факты из этого времени, именно: на распятие Иисуса Христа между двумя разбойниками (53:12: «и со беззаконными вменися» ср. Мр.15:27 и 28), на отречение ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Ин. 10:17–18 ; Филип. 2:7–8 ) и из безмерной любви к роду человеческому, и Сам как человек, через страдания совершившись, Христос сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога первосвященником во век по чину Мелхиседека ( Евр. 5:9–10, 8 ; сн. Псал. 109:4 670 ). Так из Страдальца Мессия является Победителем смерти для дарования всем людям вечной жизни, Своей «смертью смерть поправ» 671 . А уже в этом начало царственной славы Его. 4) Царство Христово. Христос – Царь этого царства; основание, распространение и судьба последнего. Зах. 9:9 ; Псал. 67:19 ; ст. 2; – 23:9; – 109:1,4; Исак 9:6–7 (5–6); Иезек. 34:24; 37:23–24,25–26; Иерем. 3:17; Исаии 55:3–4; Псал. 2:6; 8:6–7 ; – 44:7; Дан. 7:14 ; Исаии 9:7; Псал. 117:22–23 ; Исаии 28:16; Втор. 30:12–14 ; Ав. 2:34 ; Исаии 45:23; – 59:20–21 (сн. 27:9); – 1:9; – 65:1; – 52:15; Втор. 32:21,44 ; Исаии 55:5; Мих. 4:1–2 ; Исаии 54:1; – 11:10; Псал. 116:1 ; Осии 2:1,25 (1:10; 2:23); Иерем. 31:31–34; Исаии 40:5; – 54:13; – 61:6; Иоиля 3:1–5 (сн. Исаии 58:11, 9; 55:1; 12:3; Зах. 14:8 ; Иезек. 47:1,12); Дан. 9:27 ; Агг. 2:6 ; Дан. 7:13–14 ; Иуды ст. 14–15 (сн. Быт. 5:25 ); Иоиля 2:1; – 3:14–16; Софон. 4:14–16 ; Исаии 26:19; Зах. 12:10 ; (сн. Псал. 9:9 ; Еккл. 12:14 ); Дан. 7:10–12, 2 ; Исаии 66:16,24; – 25:8 (срав. 43:19; 65:17; 35:10); Осии 13:14 ; Псал. 94:7–11 . Уже и во время уничижения Своего Христос, согласно прямому предсказанию о Нем Захар. 8:9 672 , торжественно, как царь, входит в Иерусалим, Мф. 21:5 в конт. и Ин. 12:12  и дальн. 673 Затем царственная власть и слава Его обнаружилась при Его сошествии во ад и в пленении последнего ( Псал. 67:19 ; Еф. 4:8–9 ) по смерти 674 . Ибо смерть для Него была лишь переходом к воскресению таким образом, что Он не увидел тления ( Деян. 13:37  сн. Псал. 15:10  срав. таким Деян. 2:31 ), так как смерти невозможно было удержать Его ( Деян. 2:24 ). По воскресении же за претерпение смерти увенчан славой Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами (сн. тал. 8:6), дабы Ему по благодати Божией, вкусить смерть за всех ( Евр. 2:9 ), почему Он и Сам тогда сказал ученикам Своим: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

49. Лк.24:45. 50. 1Кор.2:10. 51. Ср.: Иер.23:12: За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там. 52. Иак.3:17. 53. τ υποκεμενον — подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный вид; предмет обсуждения. 54. Иначе: «ради исследования лексики, синтакиса, композиции». 55. «Твердь» (τ στερωμα) в библейском смысле — Быт.1:7–8. 56. περιγρφονται — описуемы, определены, ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества. 57. Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56–154). 58. αμιγως — неслиянно, без смешения. 59. η ενργεια — деятельность, энергия. 60. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество — неописуемо. С.109. 61. Ис.66:1; Мф.5:34–35. 62. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. С.109–110. 63. η οικονομας — икономия, домостроительство. 64. Лк.1:26. 65. Ис.6:6–7. 66. Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC 81. 366–412). 67. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. С.108–113 (PG 94. 560). 68. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.6(20). С.123–128 (PG 94. 880). 69. Мф.28:20. 70. Мф.5:19. 71. Откр.22:18–19. Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге жизни вместо «от Древа Жизни», что основано на неправильном прочтении libro вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of Revelation. 1999. P.1154). 72. Ис.66:1. 73. Ис.6:1–3; Иез.10:1; Цар.4:4. 74. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997. 75. 2 Кор.12:4. В тексте стоит «слышать» вместо пересказать (λαλησαι). 76. Мф.5:6. 77. Прем.13:5. 78. Преп. Никита Стифат. Трактат о Рае. 30. 79. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 2. Гл. 11 (25). С. 146–150 (PG 94. 909). 80. Быт.2:15. 81. Рим.11:16: ει δε η απαρχη αγα, και τι φραμα. — Если начаток свят, то и целое. 82. Ин.17:20–21. 83. Ин.14:3. 84. Лк.23:43. 85. Ин.14:3.

http://predanie.ru/book/70169-tvoreniya/

группа ИПЦ была впервые зарегистрирована в Молдавии. В 2010 г. в «ИПЦ Молдовы» насчитывалось уже 5 общин во главе с бывшим иеромон. РПЦЗ Антонием (Рудеем). В Латвии зарегистрирована и действует «Автономная ИПЦ Латвии» во главе с «епископом» Виктором Контузоровым. В Белоруссии попытки неск. групп получить офиц. регистрацию закончились безрезультатно. В Казахстане в 2008 г. также было отказано в регистрации действовавшей там общине ИПЦ, т. к. ее деятельность по решению суда признали деструктивной. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 963; Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 119. Л. 115; Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 428. Л. 39. Лит.: Навагинский С. Церковное подполье: (О секте «феодоровцев»). Воронеж, 1929; Хайтун Д., Kanaebiч П. Сучаснае сэктанцтва на Бeлapyci. Менск, 1929; Лунин А. В. Федоровцы-крестоносцы: Сектантская контрреволюция перед судом. М., 1930; По очагам сектантского мракобесия. М.; Л., 1931; Андреев И. М. Заметки о катакомбной Церкви в СССР. Джорд., 1947; Билинец С. Тьма и ее слуги: О правосл. мон-рях и монашестве. К., 1960; Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской обл.: (По мат-лам экспедиции Ин-та истории АН СССР в 1959 г.)//ВИРА. 1960. Т. 8. С. 59-100; он же. Религиозное сектантство и современность: (Социологические и ист. очерки). М., 1969; он же. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973; Струве Н. А. Современное состояние сектантства в Советской России//ВРСХД. 1960. 3/4(58/59). С. 15-34; Митрохин Л. Н. Реакционная деятельность «истинно-правосл. церкви» на Тамбовщине//Современное сектантство и его преодоление: По мат-лам экспедиции в Тамбовскую обл. в 1959 г. М., 1961. С. 144-160. (ВИРА; 9); Никольская З. А. К характеристике течения так называемых истинно-правосл. христиан//Там же. С. 161-188; Демьянов А. И. Истинно правосл. христианство: Критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977; Анатолий (Берестов), иеромон., Печерская А. «Православные колдуны» - кто они? М., 1997; они же. Под маской православия. М., 2006; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез...»: Гонения на Истинно-Правосл.

http://pravenc.ru/text/675029.html

Аминь. notes Примечания 1 Архимандрит Софроний. Письма в Россию. Москва-Эссекс, 1997. С. 55-56 2 Там же. С. 58-59. 3 Там же. С. 57. 4 Там же. С. 61-62. 5 Там же. С. 56-57. 6 Там же. С. 59. 7 Старец Софроний так пишет о написанной им «Утренней молитве»: «Если просто читать эту молитву, то, быть может, довольно и пяти минут, но если читать ее с умилением, с глубоким чувством покаяния и плачем сердечным, чтобы возросло ее спасительное действие, то потребуется гораздо большее время. Лично у меня, на такую молитву уходило не менее часа, а иногда даже и до двух часов. Тогда каждое из этих слов живется с глубоким проникновением в его подлинный смысл и значение. Пребыв в атмосфере этой молитвы хотя бы час, мы увидим, что дух этой молитвы как бы сгущается вокруг нас и становится силою, сохраняющею нас в течение дня от всякого вредного влияния, извне находящего на нас. А если совершится и большее сего, то есть, к нам прикоснется Перст смиренного Бога нашего, — то человек исходит из пределов этого мира и причащается мира Божественного. Когда с нами случится подобное, тогда мы рождаемся для вечного Царства Отца и Бога нашего, и уже все земные положения, какими бы они ни были высокими, или, напротив, низкими и сокрушающими нас, утрачивают свою губительную силу, и всякая рана от прошлого излечивается. Тогда человек освобождается от всякого погружающего в отчаяние чувства: будь то ощущение своего собственного ничтожества или же самое душепагубное самомнение превосходства. Когда же душа, по дару благодати Святого Духа, познает Христово нетварное смирение, тогда, покидая тело, воспринятая в любящие объятия Отчии, она забудет свое земное происхождение...» 8 Молитву «СЫЙ ВЛАДЫКО БОЖЕ» ИЗ Литургии Святого Василия Великого старец Софроний всегда читал на великом входе, при перенесении Святых Даров на Престол. В заключительных ее словах, его собственных, он выразил свое глубокое видение литургического акта: «Как Христос очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира (1 Ин. 2, 2), так Божественная Литургия, являясь космическим, всеобъемлющим актом, приносится за грехи всего мира. Через литургическую молитву наше сознание предельно расширяется, и по мере нашего проникновения в эту тайну, мы становимся способными вместить “всех и вся”, и подобно распятому Христу, обнять все концы “сердцем сокрушенным и духом смирения”. Тогда человек перестает быть ограниченным, замкнутым в себе индивидом, но подобно новому Адаму — Христу, он носит в себе всех людей, усопших, живых и грядущих, и становится действительно универсальным. В этом состоянии, когда молитва за всего Адама является подлинным состоянием нашего существа, старец видел последнее совершенство призвания во Христе.» 9

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

14–17 ст.). Приближаясь к страданиям, Он молился Отцу: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть ( Ин.17:5 ; сн. 6–8 ст.). Говорил это Вечный, а Вечный, без сомнения, есть лицо божеское и имеет вечную славу. Если же Он молился о прославлении, то не иначе, как по воспринятому Им человечеству. Но и это испрашивается тем же лицом вечного Сына Божия и относится к одному и тому же лицу. Следствие прямое: с божеским естеством нераздельно пребывает человеческое естество в одном лице Христа Богочеловека. To же заключение следует из свидетельства Его о Себе перед иудеями; прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь ( Ин.8:58 ; сн. 12–59 ст.; 10, 11–18). Этими словами И. Христос усвояет Себе, как единому лицу, и вечное божественное бытие и человеческое бытие в мире. Ясно выражали истину соединения естеств в едином лице Сына Божия и апостолы. Апостол Петр еще во время земной жизни И. Христа исповедал Его: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф.16:16 ). Апостол не говорит: в Тебе Сын Бога живого, но: Ты еси Сын Бога живаго. Это показывает, что он богопросвещенными очами веры видел в И. Христе лицо божественное, лицо вочеловечившегося Сына Божия, хотя телесными очами был видим ему в то время только Сын человеческий, беседовавший с учениками Своими. Ап. Павел, указывая на высочайший образец смирения, которому христиане должны подражать, в лице И. Христа, говорит о Нем: Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Филип 2, 6–8 ). По ясной мысли апостола, Тот же Самый, Который находится в образе Божии, Который не считал хищением быти равен Богу, уничижил Самого Себя, приняв зрак раба, став по виду и по всему быту как человек, – Тот же Самый смирил Себя, быв послушлив даже до смерти; следовательно, Он и по Своем принятии человечества и уничижении до смерти крестной не перестал быть тем же самым божеским лицом, которым был и до Своего самоуничижения. а отсюда следует, что во Христе не два лица, а одно, – Сын Божий принял человеческую природу в единую Свою личность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010