(58, 1) Итак, те из язычников, что свою прежнюю и нечестивую жизнь оставили и пришли к вере, тотчас же получают отпущение; но, кто и после этого возвращается к прежнему, тот, несмотря на свое раскаяние и полученное прощение, самого себя должен стыдиться, ибо уже не может получить другого омовения водами крещения во оставление грехов. Кто «не от крови, ни от хотения плоти родился» ( Ин. 1:13 ), а возрожден Духом, тот должен оставить не только идолов, которым некогда воздавал божеские почести, но и дела прежней жизни. (3) В этом будет состоять окончательное раскаяние, свободное от прежних грехов. Ибо частое раскаяние показывает лишь снисходительное отношение к прежним грехам; а склонность к новым падениям обнаруживает недостаток упражнения в истинном покаянии. (59, 1) Итак, многократно испрашиваемое прощение за совершенные грехи не есть раскаяние вовсе, но только его видимость. «Правота выравнивает пути праведные», – поучает нас Писание. И опять: «Правота незлобивого выпрямляет путь его». 295 (2) Верны также и следующие слова Давида: «Как отец милует сынов, так помилует Господь боящихся Его» ( Пс. 102:13 ). (3) «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» ( Пс. 125:5 ), – говорит Писание о тех, кто в раскаянии исповедует Господа, – «ибо блаженны все боящиеся Господа» ( Пс. 127:1 ). Видите ли, что и Писание Ветхого Завета, подобно Евангелию, называет людей блаженными ( Мф. 5:4 )? (4) «Не бойся, – говорит Давид, – когда разбогатеет человек, когда слава дома его умножится, ибо, умирая, оставит все, не будет ему сопутствовать и слава его» ( Пс. 48:17–18 ). (5) «Я же по милости твоей войду в дом твой, поклонюсь святому храму твоему в страхе твоем; Господи, путеводи меня в правде твоей» ( Пс. 5:8 ). (6) Стремление есть направленность мысли к чему-либо или от чего-либо. Страсть же есть превосходящее всякую разумную меру стремление души к чему-нибудь или желание, выходящее за границы рассудка и не контролируемое им. Следовательно, страсти – это противоестественные движения души, которая вышла из под контроля разума. Но и вероломство, и уклонение, и непокорность зависят от нашей воли, подобно тому, как в нашей власти и повиновение. Вот почему они и подлежат суду как свободные действия. И всякий, кто прилежно исследует происхождение той или иной страсти, тотчас же найдет, что они являются неразумными стремлениями. XIV. О грехах невольных

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

7. Наконец, в переводе Нового Мира, присутствуют места, говорящие о единственности JHWH: «… говорит Иегова…это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не Будет» ( Ис. 43:10 ) 293 . «Так говорит Иегова, Царь Израиля и Искупитель его, Иегова воинств: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ) 294 . Христос, открываясь в этих образах перед Пророком Исаией, под именем JHWH, много позже говорил Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний» (γ τ λφα κα τ πρτος κα σχατος ρχ κα τ τλος) ( Откр. 22:13 ). Здесь можно сделать следующий вывод: Господь и Бог, открывавшийся в Ветхом Завете под именем JHWH, в Своем воплощении явился с Именем Иисуса Христа. 8. Бог в Библии открывается под разными именами, но в основном авторы Священного Писания используют слова: Элогим и Яхве (JHWH). Причем, если первое – Элогим, мы встречаем начиная с Быт. 1:1 и до Быт. 2:4 , то второе – JHWH в большинстве других Ветхозаветных стихов. Даже в официально принятом «Свидетелями Иеговы» библейском переводе архимандрита Макария Глухарева и в New World Translation of the Holy Scriptures, имя JHWH появляется начиная с этого ( Быт. 2:4 ) места. Господь являлся праотцу Адаму, Аврааму, Моисею и другим пророкам. В Ветхом Завете одно из Его имен было – Сущий, так как только Бог может обладать самодостаточным и по-настоящему самостоятельным существованием. Только Бог может сказать о Себе: «Аз есмь» (γ εμ). Так и говорит о Себе Господь наш Иисус Христос в восьмой главе Евангелия от Иоанна: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него…» (επεν ατος ησος μν μν λγω μν πρν βραμ γενσθαι γ εμ ραν ον λθους να βλωσιν π ατν ησος δ κρβη κα ξλθεν κ το ερο) ( Ин. 8:58–59 ). Иудеи совершенно правильно поняли, что означают эти слова. Ведь за полторы тысячи лет до Воплощения Второе Лицо Троицы сказало их Моисею при Неопалимой Купине: «…Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова… Я есмь Сущий…» (…γ εμι θες το πατρς σου θες Αβρααμ κα θες Ισαακ κα θες Ιακωβ … γ εμι ν …) ( Исх. 3:6,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Если ты поднялся на горный хребет, – то ищи селение не на самом перевале, а в долине. Если ты пришел к пределу своего познания, то это еще не конец, – Истина гораздо дальше. 57. «…Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.» (1Петр. 1:2). НЕ ТО и НЕ ЭТО Если в твоем познании есть ТО, то оно еще не совсем ТО. Если в твоем познании есть ЭТО, то оно еще не совсем ЭТО. Если ты познал НЕ ТО и НЕ ЭТО, то это еще не совсем НЕ ТО и НЕ ЭТО. 58. «...Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно…» (Лк. 10:41-42). Необъятность сердца Когда выйдешь за город, – видишь, как просторна земля. Когда склонишься над горной пропастью, удивляешься ее глубине. Когда сердце очистится от дурных мыслей, поражаешься его необъятности. 59. «… (Вступать в словопрения…) Не служит к пользе, а к расстройству слушающих.» (2Тим. 2:14). Не жди ничего хорошего Не жди ничего хорошего: Когда подросток попал в дурную компанию. Когда человек слушает то, что ему внушают дурные мысли. 60. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.» (Ин. 14:20). На руках отца На мальчика, поздно вечером возвращавшегося из школы, набросились подростки. Они отобрали у него деньги, избили и бросили на улице. Кто-то из соседей, знавших семью мальчика, увидел его лежащим без сознания и позвонил отцу. Отец поспешил на помощь и, взяв ребенка на руки, понес его домой. Мальчик, придя в себя и полагая, что он все еще в руках обидчиков, закричал: «Отпустите меня!» Отец пытался его успокоить. Но в темноте страх не покидал мальчика, он продолжал плакать и вырываться. Тогда отец вынес мальчика на освещенное место и сказал ему: «Дорогой мой, посмотри – это я, твой папа. Больше здесь никого нет, мы с тобой одни». Мальчик, узнав отца, успокоился и прошептал: «Папа, я люблю тебя больше всех на свете». 61. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.» (Евр. 13:8). О трех людях: из прошлого, настоящего и будущего Встретились три человека: один из прошлого, другой – из настоящего, третий – из будущего. Человек из настоящего попросил человека из прошлого: «Возьми меня с собой в прошлое, я очень хочу там побывать». Тот ответил: «Если я возьму тебя в прошлое, то ты уже не сможешь жить в настоящем времени». Тогда человек из настоящего обратился к человеку из будущего: «Возьми меня в будущее». – «Если ты увидишь будущее, – ответил тот, – то более не сможешь жить в настоящем времени». – «Почему вы говорите мне одно и то же, хотя вы оба из разного времени?» – спросил представитель настоящего.

http://isihazm.ru/1/?id=138

Лк.20:10 . И во врéмя послá к делателем рабá, да от плодá виногрáда дадýт емý: делатели же бивше егó, послáша тщá. Лк.20:11 . И приложи послáти другого рабá: они же и тогó бивше и досадивше емý, послáша тщá. Лк.20:12 . И приложи послáти трéтияго: они же и тогó уязвльше изгнáша. (и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.) И во время посла к делателем раба, по еванг. Матфею, слуг, чтобы они дали им плодов из виноградника (да от плода винограда дадут), т. е. условленную часть плодов. Это значит, что Бог посылал к еврейскому народу пророков-провозвестников Его воли и народных учителей, взять свои плоды, – послушание, повиновение этим посылаемым пророкам. Но как поступили делатели с рабами? Делателе (виноградари) же бивше его и пр. Этим указывается на то, как враждебно поступали евреи с посылаемыми им от Бога пророками. Так известно из предания, что пророка Исаию они распилили деревянною пилою, а пророка Иеремию побили камнями. Казнь побивания камнями часто употреблялась у иудеев ( Втор13:10 и др. Ин.8:59 ; Деян.7:58 ). Св. Апостол пишет о ветхозаветных праведниках и пророках: они испытывали поругания и побои, узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча и проч. ( Евр.11:36, 37 ). Лк.20:13 . Речé же господин виногрáда: чтó сотворю? послю сына моегó возлюбленнаго, едá кáко, егó видевше, усрамятся. Лк.20:14 . Видевше же егó делателе, мышляху в себе, глагóлюще: сéй éсть наследник: приидите, убиéм егó, да нáше бýдет достояние. Лк.20:15 . И извéдше егó вóн из виногрáда, убиша. Чтó ýбо сотворит им господин виногрáда? (Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Что означает «Аз есмь» «Аз есмь» — так на славянском языке звучит выражение, которое Господь употребляет несколько раз в Евангелии. «Аз» в переводе на русский — это «Я», «есмь» — значит «есть» от глагола «быть». Однако в Библии это — не просто грамматическая форма. 16 октября, 2012 «Аз есмь» — так на славянском языке звучит выражение, которое Господь употребляет несколько раз в Евангелии. «Аз» в переводе на русский — это «Я», «есмь» — значит «есть» от глагола «быть». Однако в Библии это — не просто грамматическая форма. Произнося слова «Я есмь Сущий», Господь произносит имя Яхве, так как на греческий язык это еврейское имя переводилось именно такими словами — «Я есмь Сущий» (Исх. 3,14 и др.). «Аз есмь»: не просто слова «Аз есмь» — так на славянском языке звучит выражение, которое Господь употребляет несколько раз в Евангелии. «Аз» в переводе на русский — это «Я», «есмь» — значит «есть» от глагола «быть». Однако в Библии это — не просто грамматическая форма. Произнося слова «Я есмь Сущий», Господь произносит имя Яхве, так как на греческий язык это еврейское имя переводилось именно такими словами — «Я есмь Сущий» (Исх. 3,14 и др.). Иисус говорит «Аз Есмь» Во времена Христа произнесение Божественного имени было строжайше запрещено, Имя Господа произносили только во время богослужения. Нарушение этого запрета каралось очень строго, вплоть до смертной казни. Реакция иудеев на слова Христа становится понятна. Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8,58-59). Иисус говорит немыслимое для иудеев, утверждая, что Он существовал еще ранее Авраама. Притом Он говорит о Себе « есмь «, что явно дает понять — Его существование не равно человеческому, оно вечно. Прежде о себе так говорил только Господь в Ветхом Завете. Для иудеев это было богохульством, так как они не знали, Кто стоит перед ними. На что указывают слова «Аз есмь?»

http://pravmir.ru/az-esm-znachenie/

45—47). В ответ на обвинения иудеев, что Иисус — самарянин (надо думать, в общем смысле еретик) и что в нем бес, Иисус объясняет свои действия почитанием Отца, которое есть взаимное взыскание Славы Отцом и Сыном (ст. 48—49, ср. также ст. 54). Тем самым такое построение раннейших частей беседы, неизменно кончавшихся исповеданием Отца и отношением к Нему Сына, соблюдается и здесь (ср. также ст. 54). Слова Иисуса «если кто Мое слово соблюдет, не увидит смерти вовек» (Ин.8:51; ср. 53) вызывает новый выпад со стороны иудеев и новую ссылку на Авраама, под знаком которой протекает заключительная часть беседы. Авраам и пророки умерли. «Неужели Ты больше отца нашего Авраама?» (Ин.8:52—53). Подобный же вопрос и выраженный теми же точно словами звучит в беседе Иисуса с Самарянкой (ср.Ин.4:12). И так же, как и там, совопросник Христов подразумевает один ответ, а христианский читатель — другой. Да, Иисус — больше Авраама. На вопрос иудеев «кем Ты себя делаешь?» (Ин.8:53) Иисус отвечает новой ссылкой на Отца: в отличие от иудеев, «Он знает Отца и соблюдает Его слово» (Ин.8:55). На устах Иисуса снова имя Авраама. Толкователи расходятся в понимании ст. 56 в смысле опыта Авраама, относящегося к историческому прошлому, или чаемого в будущем. Ясно одно — Авраам видел день Иисуса и возрадовался (ст. 56). Это самосвидетельство Иисуса вызывает возмущение иудеев (ст. 57), они делают новую неудачную попытку убить Иисуса (ст. 59). Но учение Иисуса в гл. VIII кончается торжественными словами ст. 58: «...истинно, истинно говорю, прежде, чем Авраам был, Я есмь» (Ин.8:58). То же γ ειμ, с которым мы встретились в ст. 24, 28 и в том же его значении. Господь заключает беседу торжественным свидетельством не только о своем пред существовании, но и о предсуществовании в Божественном достоинстве.    Законченный анализ гл. VIII требует несколько замечаний. Первое: через всю беседу проходит образ Авраама, сначала в притязании иудеев на достоинство его сынов, затем в ссылках на него Иисуса, который при этом неизменно возвышается над Авраамом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

53. Первое благо — жизнь: Иисус есть жизнь (ср. Ин. 14, 6). Другое благо — «свет мира» (Ин. 8, 12); «свет», являющийся «истинным» (Ин. 1, 9); «свет человеков» (Ин. 1, 4): всем этим называется Сын Божий. Еще одно мысленное (κατ " πνοιαν) благо, помимо жизни и света, — истина; кроме того, четвертое — путь, к ней ведущий. Спаситель наш учит и говорит, что все эти [блага] — Он: «Аз есмь Путь и Истина и Живот» (Ин. 14, 6). 54. Как же не благо то, что стряхнувший персть (ср. Ис. 52, 2) и мертвенность воскрес, став причастным сему благодаря Господу, поскольку Он есть Воскресение, как и говорит: «Аз есмь Воскресение» (Ин. 11, 25). Но и дверь, чрез которую восходят на вершину блаженства, — благо. Христос же говорит: «Аз есмь Дверь» (Ин. 10, 9). 55. Что же говорить о Премудрости, которую «создал Бог началом путей Своих в дела Свои» (Притч. 8, 22), которой радовался Отец ее, ликуя ее умной (νοητω) «многообразной» (Еф. 3, 10) красоте, зримой лишь умными (νοητν) очами и призывающей созерцающего Божественную красоту к небесной любви? Ведь Божественная Премудрость — благо, о котором вместе с перечисленным выше благовествуют те, чьи «ноги прекрасны». 56. Но и сила Божия (ср. Рим. 1, 16), которая есть Христос, причисляется нами к уже восьмому [по счету] благу. 57. Нельзя обойти молчанием и Бога Слово, Которое после Отца всяческих , ибо и это благо не меньше никакого другого. Итак, блаженны вместившие эти блага и принявшие их от благовествующих с «прекрасными ногами». 58. Кроме того, если ктонибудь, как коринфянин, в присутствии которого Павел рассуждает, что не знает ничего, кроме «Иисуса Христа, и Сего распятого» (1 Кор. 2, 2), узнав, примет Человека, [воплотившегося] ради нас, — то он находится «в начале» благ, став благодаря Человеку Иисусу «человеком Божиим» (1 Тим. 6, 11) и умерев для греха Его смертью, ибо и [об] Иисус[е сказано]: «что умер, для греха умер единожды» (Рим. 6, 10) . 59. От жизни же Его, поскольку [об] Иисус[е сказано]: «что живет, живет для Бога» (там же) , — всякий, ставший сообразным Его воскресению, получает [благодать] жить для Бога (ср.

http://predanie.ru/book/218869-tvoreniya...

Миром не помазывают, например, у лютеран и кальвинистов, кои таинство миропомазания отметают совершенно, и коих в Белоруссии не мало, и кои не принадлежать к латинянам папистам. Миром не помазанные могут быть и католики малолетки (Смотри Книгу веры, 28-ю главу, в 4-м разньствии). У католиков помазуют возрастных токмо (лист 243). В Соборном Изложении упоминаются все сии и другие, как-то: «и во едином дому у них веры три, или четыре, и ов держит веру христианскую, ин же папежскую, и ин лютерскую, ин же кальвинскую, и ин новокрещенскую, ин же сасскую, и ин арианскую». «Таковых подобает совершенно крестити в три погружения»! – кричат нам раскольники наши, указывая просто на всех обливавцев, даже и греческого закона. Но если бы действительно, по Соборному Изложению, подобало всех обливанцев просто так, как хочется нашим раскольникам, крестити, то для чего же бы, по тому Соборному Изложению, повелевалось прежде их искушать с добрым вопрошением, по Божественным писаниям? Для чего бы разыскивать даже о том, кто из них помазыван, или не помазыван миром? Святейший патриарх не незнал 95-го правила 6-го вселенского собора, а потому и сам он полагал, что не все белорусцы одинаковы, что не всех их крестить должно, не всех даже и миром помазывать, что у иных из них и крещение и прочие святые таинства должно признавать за истинно спасительные. Знал блаженный патриарх Филарет Никитич различие в ересях и в расколах: зная же это и предписал разыскивать о белорусцех, приходящих в российское государство к российской церкви, а потому указал, во-первых, «аще ли сыщется который, яко миром и маслом помазыван, и того не помазывати». Это сказал он об обливанце греческого закона. Когда же он сего обливанца помазывать не велит, то кольми паче вновь крестить его запрещает: следовательно, сей обливанец не к тем относится, коих крестить подобает, ибо всех тех еретиков, коих крестить повелевается, повелевается вместе и помазывать. В 8-м правиле 2-го вселенского собора 58 пересчитываются все еретики, коих крестить должно, как еллинов, и тут же написано: совершенно крещаеми бывают и помазуеми 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

59:1–15а Всеобщее отчуждение. Данная глава во многом может быть названа мрачным двойником гл. 58. Здесь возникает та же проблема с молитвой, оставшейся без ответа, и причина такого положения та же (1–2). Но в то время как в гл. 58 описываются истинная праведность и ее благословения, в гл. 59 изображается грех (3–8) и уничтожение им всех ценностей (9–15) (ср. ст. 10 каждой главы). Конечный результат – хаос, в котором человеческая жизнь становится (по выражению Хоббса [Hobbes]) «одинокой, бедной, гадкой, скотской и короткой». 2 Этот стих содержит классическое объяснение кажущегося бездействия Господа как результата отчуждения; здесь это объясняется не как результат Его отвращения (как в 1:15), но как следствие самого греха. 3–8 Самая суть схвачена в описании распространяющейся анархии; когда дело касается греха, то никакое общество не сможет уцелеть, не говоря уже о дружественных отношениях людей с Богом. 5–6 Змеиные яйца и паутина символизируют, во–первых, губительное влияние нечестивых людей, которое только усиливается при всякой попытке искоренить его (56; ср., напр., интерес к порнографии), а во–вторых, ненадежность их политики или обещаний (6), тонких, как паутина. 7–8 Павел опирался на эти стихи в Рим. 3:15–17 , подходя к кульминационному моменту в описании нашей всеобщей вины. 9 Начинаясь с потому–то, этот стих возвещает все нарастающие последствия избрания зла. 10 Брести на ощупь при дневном свете – таково наказание, которое современники Христа заслужили (ср.: Ин. 3:19 ) и понесли (ср.: Ин. 12:35–40 ). 14 Четыре персонифицированных понятия, среди которых правда (напр., заслуженное доверие), вставшая вдали (она всегда бывает «первой жертвой» в смутные времена), могли послужить основой для картины, нарисованной в Отк. 11:7–8 . 15а Возможно, самым разоблачающим штрихом можно считать преследование порядочного человека, единственного, выбившегося из общего числа. Эта ситуация еще хуже, чем в Ам. 5:13 , то есть извращено не только общественное правосудие, но и общественное мнение. 59:15б–21 Единственный Искупитель (ср.: 63:1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Такое усвоение Сыну человеческому того, что свойственно Сыну Божию, является несомненным и непререкаемым после ипостасного соединения человеческого естества с Божеским, совершившегося в самом вочеловечении Единородного Сына Божия. Примечательно наставление, какое Иисус Христос сказал слепорождённому по исцелении его и после допроса, сделанного ему в сонмище фарисейском: Услыша Иисус, яко изгнаша его вон; и обрет его, рече ему: ты веруеши ли в Сына Божия? Отвеща он, и рече: и кто есть, Господи, да верую в Него? Рече же ему Иисус: и видел еси Его, и глаголяй с тобою, той есть. Он же рече: верую, Господи: и поклонися Ему ( Ин.9:35–38 ). Легко видеть, как здесь Христос, видимый и глаголющий, не отделяет Себя от Сына Божия невидимого, но в самом видимом Сыне человеческом указует вере невидимого Сына Божия. 3 . Приближаясь к страданиям, Он говорил в молитве к Отцу: И ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе самого славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть ( Ин.17:5 , Слич. Ин.17:6–8 ). Говорил сие Вечный, а Вечный, без сомнения, есть Лицо Божеское и имеет вечную славу. Если же Он молится о прославлении, то не иначе, как по воспринятому Им человеческому естеству. Но и сие прославление испрашивается тем же Лицом вечного Сына Божия и относится к одному и тому же Лицу. Следствие сколько очевидное, столько же и необходимое: с Божеским естеством нераздельно пребывает человеческое естество в одном Лице Христа Богочеловека. 4 . То же заключение следует и из тех слов Иисуса Христа, которыми Он свидетельствовал пред народом иудейским о Своём предвечном бытии до воплощения: аминь, аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь ( Ин.8:58 , слич. ст. Ин.8:12–59 ; Подоб. Ин.10:11–18 ). Св. Кирилл Александрийский , приводя слова Иисуса Христа: вся Мне предана суть Отцем Моим: и никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф.11:27 ), говорит: Если никтоже знает Сына, токмо Отец; то как же отвергают некоторые свидетельство о Нём Отца? А Отец указал собственного Сына Своего на Иордан, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010