33 . О тех, кому не было позволено следовать (за Иисусом) (9, 56). Мф. 10. 34 . О провозглашении Семидесяти (10, 1). 35 . О спросившем законнике (10, 25). Мф. 54. Мк. 39. 36 . О попавшемся разбойникам (10, 30). 37 . О Марфе и Марии (10, 38). 38 . О молитве (11, 1). 39 . Об имевшем немого беса (11, 14). Мф. 22. 40 . О женщине, возвысившей голос из народа (11, 27). 41 . О тех, кто просит знамения (11, 29). Мф. 23. 42 . О позвавшем Иисуса фарисее (11, 37). 43 . О провозглашении горя законникам (11, 46). Мф. 56. 44 . О закваске фарисейской (12, 1). Мф. 32. Мк. 22. 45 . О пожелавшем разделить имущество (12, 13). 46 . О богаче, у которого был хороший урожай (12, 16). 47 . О Галилеянах и о тех, кто был в Силоаме (13, 1). 48 . О женщине, имевшей духа немощи (13, 10). 49. О притчах (13, 18). Мф. 24. Мк. 9. 50 . О спросившем: неужели мало спасающихся? (13, 22). 51 . О сказавших Иисусу о Ироде (13, 31). 52 . О страждущем водяной болезнью (14, 1). 53 . О том, что не следует любить первые места (14, 7). 54 . О позванных на ужин (14, 15). Мф. 51. 55 . Притча о постройке башни (14, 28). 56 . Притча о ста овцах (15, 3). 57 . Об отошедшем в дальнюю страну (15, 12). 58 . О неправедном управителе (16, 1). 59 . О богаче и Лазаре (16, 19). 60 . О десяти прокаженных (17, 11). 61 . О неправедном судье (18, 1). 62 . О фарисее и мытаре (18, 9). 63 . О богаче, спросившем Иисуса (18, 18). Мф. 41. Мк. 29. 64 . О слепом (18, 35). Мф. 44. Мк. 31. 65 . О Закхее (19, 1). 66 . Об отправившемся, чтобы получить себе царство (19, 12). 67 . О получивших десять мин (19, 13). 68 . О молодом осле (19, 29). Мф. 45. Мк. 32. Ин. 14. 69 . О спросивших Господа первосвященниках и книжниках (20, 1). Мф. 48. Мк. 35. 70. О винограднике (20, 9). Мф. 50. Мк. 36. 71 . О подосланных с вопросом о подати (20, 20). Мф. 52. Мк. 37. 72 . О саддукеях (20, 27). Мф. 53. Мк. 38. 73 . Вопрос фарисеям: каким образом Христос – Сын Давида? (20, 41). Мф. 55. Мк. 40. 74 . О вдове, положившей две лепты (21, 1). Мк. 41. 75 . Вопрос о кончине мира (21, 7). Мф. 57. Мк. 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Греч. слово Πρξεις в приложении к лит. произведениям является синонимом лат. Res gestae и в античности начиная с IV в. до Р. Х. означало сочинения исторического (ср.: Polyb. Hist. 1. 1. 1) и историко-биографического характера (напр., «Деяния Александра» Каллисфена, сочинения Анаксимена из Лампсака, Сосила и проч.; ср.: Diog. Laert. 2. 3; Strabo. Geogr. 17. 1. 43). Слово «апостолы» в заглавии относится не только к 12 или 70 (72) ближайшим ученикам Христовым, избранным Им Самим во время земного служения, но и к ап. Павлу (ср.: Деян 14. 4), а возможно, и шире - к одному из чинов ранней Церкви (ср.: 1 Кор 12. 28), хотя фактически описывается служение лишь некоторых из тех, кто проповедовали в пределах Римской империи (вообще из 79 случаев использования этого слова в книгах НЗ 28 приходится на Д. с. а., 5 - на Евангелие от Луки, 35 - на Павловы Послания, остальные - на проч. книги НЗ). Свт. Иоанн Златоуст указывает, что в надписании книги заложен особый смысл: она повествует не только о чудесах, совершенных апостолами, источником которых является божественная благодать, но и о тех трудах (деяниях), которые они понесли добровольно, подвизаясь во всех добродетелях ( Ioan. Chrysost. In princip. Act. 2. 2). Авторство В ранних рукописях текст Д. с. а. приводится без указания автора. Имя его - Лука - появляется сначала в рукописях 3-го Евангелия ( ¸ 75, ок. 200), в заглавии же Д. с. а. указывается только в послеиконоборческих минускулах (начиная с IX в.). Тем не менее святоотеческая традиция со 2-й пол. II в. ( Iren. Adv. haer. III 13. 3; 14. 1) единодушно называет автором Д. с. а. ап. Луку, о к-ром ап. Павел неск. раз упоминает в Посланиях как о своем спутнике-помощнике (Флм 24; 2 Тим 4. 10), враче (Кол 4. 14) и евангелисте (если 2 Кор 8. 18 относится к Луке) (ср.: Iren. Adv. haer. III 14. 1; Hieron. De vir. illustr. 7). По мнению одних толкователей, он принадлежал к числу 70 (72) апостолов ( Adamant. De recta in deum fide), но ушел от Господа после беседы о хлебе жизни (Ин 6. 66; по дороге в Эммаус Воскресшего Христа встретили Нафанаил и Клеопа - Epiph. Adv. haer. 23. 6), а потом вновь вернулся в Церковь после проповеди ап. Павла ( Epiph. Adv. haer. 51. 11). Др. экзегеты отмечают, что он не видел Спасителя во время Его земного служения ( Hieron. De vir. illustr. 7; Can. Murat. 6-7). В антимаркионитском прологе у блж. Иеронима и Евсевия Кесарийского указывается происхождение ап. Луки из Антиохии (Сирия) ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 6).

http://pravenc.ru/text/171799.html

27-72 и Мф 26. 31-56. Затем процессия возвращалась в город и направлялась в сторону двора дома первосвященника Каиафы, где читалось Евангелие о суде над Христом и об отречении Петра (Мф 26. 57-75), после чего все шли с пением Пс 117 и 78 на Голгофу, где читали Ин 18. 2-27; наконец, с рассветом служба заканчивалась пением Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и чтением Ин 18. 28-19. 16a. К кон. V в. практика уже неск. изменилась: размеры евангельских чтений сокращены (Ин 13. 31-18. 1; Лк 22. 39-46; Мк 14. 33-42; Мф 36-56 для каждой из первых 4 «остановок» соответственно), а городская часть бдения получила иной порядок (что было связано с постройкой новых храмов в Иерусалиме в V в.), вместо двора первосвященника процессия стала отправляться с пением Пс 117 сначала на Голгофу, где читали Мф 26. 57-27. 2, затем во дворец Пилата, где читали Ин 18. 28 - 19. 16a и, наконец, снова на Голгофу, где служба заканчивалась чтением Лк 23. 24-31. Бдение по-прежнему представляло собой начинавшееся в четверг вечером и оканчивавшееся в пятницу на рассвете шествие с 7 «остановками», на каждой совершалось небольшое последование, состоявшее из псалма с припевом, 2 гимнографических циклов (ипакои), Евангелия и коленопреклонной молитвы. Бдение ( Tarchni š vili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 642-664) начиналось на Елеонской горе, где до середины ночи все пребывали в молитве, а в полночь пели 1-е последование (Пс 2 (стих: Пс 2. 2), ипакои: «Со иными учениками» и «Сим образом Ты», Ин 13. 31-18. 2, молитва); 2-е последование происходило на месте Вознесения (Пс 40 (стих: Пс 40. 9), ипакои: «Давид пророчествова» и «О Иудино коварство!», Лк 22. 39-46, молитва); не вполне ясно место совершения 3-го последования (Пс 40 (с небиблейским стихом), ипакои: «Учитель вопияше» и «Иже на вечери», Мк 14. 33-42, ектения и молитва); 4-е последование (Пс 108 (с небиблейским стихом), ипакои: «Что помышляеши» и «Егда покланяхуся», Мф 26. 36-56, ектения и молитва) пелось в Гефсимании; 5-е (Пс 58. 2 (с небиблейским стихом), ипакои: «Разуме Петр» и «Каиафа име», Мф 26.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Неделя святой пятидесятницы (Евангелие от Иоанна, зач. 27, гл. 7, ст. 37–52; гл. 8, ст. 12; Апостольские Деяния, зач. 3, гл. 2, ст. 1–11). 1) Господь – источник воды живой. Вода живая – слово Божие и благодать Святого Духа. Идите к Нему... Не думайте, что Господь откажет в Духе Своем, если пожелаете. Пример Агари в пустыне. Вот она «оглянулась и колодезь воды живой перед нею». 2) Мы жилище Святого Духа. Не будем осквернять тело, в котором живет Дух Божий. Какое общение света ко тьме? Животворящий Дух не может жить в душе грешной, в теле нечистом... 3) Присутствие Святого Духа в человеке обнаруживается, главным образом, истинным просвещением его, чистотою сердца, в духовной крепости сил ( Лк.24:49 ) и в способности духовного утешения. 4) Имеем ли мы Святого Духа? День святого духа (Евангелие от Матфея, зач. 75, гл. 18, ст. 10–20; Апостол к Ефесянам, зач. 229, гл. 5, ст. 9–19). 1) Никого из христиан нельзя презирать (ст. 10), потому что каждый христианин находится под особенным покровительством Божиим ( Притч.14:21 ; Ис.49:13–15 ). Ради спасения каждого христианина пришел на землю Сын Человеческий (ст. 11). Вся жизнь христианина располагается по воле Отца нашего Небесного (ст. 14). 2) Обязанности каждого христианина – заботиться об исправлении недостатков людей близких и согрешающих против него (ст. 15; Иак.5:19–20 ), убеждая и обличая их со всяким долготерпением, пока не истощились все средства (ст. 17; Деян.20:26–27 ). 3) Дух Господень на нас... Но где Он? По чему видно, что мы получили Духа... Если расточили мы святые дары Духа, «живя блудно», затеплим снова в себе святой огонь Святого Духа покаянием и молитвой. Нужна жажда духовная ( Ин.7:37 ). Средства к утолению этой жажды ( Ин.6:35, 54 и 55). 1-я неделя по пятидесятнице, всех святых (Евангелие от Матфея, зач. 38, гл. 10, ст. 32, 33, 37, 38; 19:27–30; Апостол к Евреям, зач. 330, гл. 11, ст. 33–40; гл. 12, ст. 1–2). 1) Изображение свойств истинного христианина (ст. 32 – 19:30): а) его преимущественная и исключительная любовь ко Господу (ст. 37) и стремление Ему Единому угодить ( Гал.1:10 ); б) его открытое исповедание веры пред людьми (ст. 32, 33); в) непривязанность ни к чему земному (ст. 29); г) безропотное несение своего креста (ст. 38); д) совершенное смирение (ст. 30); и е) все это только ради сторичной награды в пакибытии (ст. 28, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

( Ин.12:14–15 ). Обрет же Иисус осля, вседе на не, якоже есть писано: не бойся, дщи Сионя: се, Царь твой грядет (тебе), седя на жребяти осли. 2108 Когда великое множество народа окружало Его и величало, Он по крайнему смирению воссел на осла, научая нас не превозноситься в похвалах и не выходить за пределы необходимости. Матфей пространнее сказал об относящемся к ослу, Иоанн —75— же как это было обычно ему, коснулся самой главной стороны дела. Так как Господь вопреки своему обычаю только теперь является восседшим на осла, то мы утверждаем, что Он воссел не потому, что было далеко от города, ибо он отстоял не более пятнадцати стадий (11, 18), – ни потому, что был народ, ибо и в другое время, находясь вместе с народом, не делал этого, – но делает это, показывая, что новый народ из язычников нечистый Он имеет подчинить Себе и возвести в достоинство праведности, в горний Иерусалим, коего образом был земной, – в который входит народ, ставший чистым, со Христом, воспеваемым безгрешными ангелами, коих образом служили младенцы. Жребятею же называет осла, так как народ из язычников не был упражняем в вере, ведущей к благочестию. ( Ин.12:16 ). Сих же не разумеша ученицы Его прежде, но егда прославися Иисус, тогда помянута, яко сия быша о Нем писана и сия сотвориша Ему. 2109 Итак, в начале не знали (ученики) написанного о Нем. После же воскресения они уже не пребывали в Иудейском ослеплении, но Духом открыто стало им знание божественных словес. Тогда же " прославился» Христос, когда после распятия ожил. И Евангелист не стыдится указывать на незнание учеников и потом опять на знание, так как у него была цель пренебрегать человеческим почтением, защитить Славу Духа и показать, какими были ученики до воскресения и какими стали после воскресения. Итак, если уже они не знали, то тем более прочие Иудеи. После же распятия раздралась завеса, —76— чтобы мы узнали, что никаких уже тайн не скрывается от верующих и боголюбивых. Просветились знанием со времени воскресения, когда дунул Христос в лицо их (20, 22), и из прежних они стали другими. А еще более просветились в день пятидесятницы, когда преобразовывались в силу нашедшего на них Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помнили ль вы, что тела ваши – храм Св. Духа (Кор.6:19) или, забыв об этом, сквернили их, предаваясь пьянству, разврату и иным порокам? Не совершили ль вы каких-либо тяжких преступлений? Не надругались ли над святынею, не богохульствовали ли? Не оклеветали ль кого? Не причинили ли кому иного большего вреда? Отца или мать не оскорбили ли когда? Не убили ли кого? Стараетесь ли укрепляться в нашей св. православной вере и других утверждать в ней? Не пренебрегали ли благодатною помощью Церкви? Не забывали ли храма Божия? Памятуете ли вы, что Церковь Христова ныне со всех сторон обуревается различными ветрами ложных учении, злобы и всякой неправды, и готовы ли вы в эту пору со всем усердием послужить ей и образом жития своего, и разными трудами своими? Помирились ли вы со всеми перед исповедью? Вспомните и все иные, содеянные вами как в минувшее лето (год), так и ранее, если вы в них еще не каялись, грехи свои! Сознайте их преступность, оплачьте их и покайтесь в них! Чем глубже заглянете в свою душу, чем ярче осветите ее светом правды и евангельского закона, тем яснее обнаружатся перед вами раны и болезни вашей души, разнообразные ваши грехи, тем сильнее сознаете вы свою виновность перед Богом. И чем глубже восчувствуете вы свои грехи и чем горче оплачете вы их, тем больше очистится ваша душа, тем ближе подойдете вы к Богу, источнику всякой правды, света, добра и счастья. Поэтому не закрывайте своих духовных глаз, чтобы не видеть своего внутреннего безобразия! Не страшитесь узреть и наготу, и срамоту своей нагрешившей души! Как бы ни было велико падение грешника, человеколюбие Божие больше его. Как бы ни была обезображена, загрязнена разными грехами человеческая душа, искреннее и глубокое раскаяние грешника перед Господом отмывает всякую нечистоту. Савл был ожесточенным гонителем христиан ( Деян.8:1–2 ; Деян.9:1–2 ) и, однако, после раскаяния сделался величайшим из апостолов. Ап. Петр трижды отрекался от Христа ( Ин.18:15–18 ; Мф.26:58 ; Мф.26:69–75 ; Мк.14:66–72 ; Лк.22:54–62 ), но, после того как он горько оплакал свой грех и исповедал любовь к Господу, он снова был восстановлен в апостольстве ( Ин.20:15–19 ). Мария Египетская была величайшей грешницей, но слезное раскаяние и подвиг сделали ее величайшей праведницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

67 «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:12). Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19). 68 «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17). 69 «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16). 70 «Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп.4:7). Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф.2:14). 71 «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем» (Ин. 12:40). Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6:10). «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Но они, закричав громким голосом, затыкает уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян.7:55—58). 72 «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2:2—3). 73 «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27). 74 «Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей» (Иер. 9:21). 75 «Исходящее из уст — из сердца исходит — cue оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:18—19). «Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их; уста их полны злословия и горечи; ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их» (Рим. 3:13—16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3230...

11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; 12. таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб 72 . 13. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. 14. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; 15. но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата 73 . 16. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами 74 ! 17. Приветствие моею рукою Павловою, чт0 служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18. благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь 75 . 48 Учение Апостола об антихристе – очень обстоятельное; поэтому исследователи отрицательного направления находят его необычайным для Апостола, от чего выводят заключение, что и послание само не подлинно. Но учение это не новое. «Оно раскрыто Самим Господом Иисусом Христом и проповедано другими Апостолами, но только не столь подробно (см. Ин. 2:18, 22 ; 2Ин. 1:7 . Апок. 12:13 ). Апостол Павел, так сказать, поставлен был в необходимость более подробно раскрыть это таинственное учение, чтобы поставить Солунян в точную известность о нем и тем избавить их от излишних тревог и странных недоумений, не дававших им покоя. Баур и подобные находят, что это учение Апостола явилось под влиянием законов о гонении христиан от императора Нерона. Но введение в историю раскрытия христианского учения языческих влияний совершенно неуместно, ибо в христианстве все имело свой исход от Бога и раскрывалось по своему особому ходу, независимо от таких нечестивцев, каким был Нерон, о котором св. Иоанн Златоуст замечает, что он был прообразом антихриста, ибо не так ясно и бесстыдно выдавал себя за Бога, как будет антихрист, и в злобе уступал антихристу» (см. «О безбожии и антихристе», соч. А. Беляева , стр. 483. Сергиев посад, 1898 г.). 49 Здесь весьма ясно открывается принадлежность этого послания святому Апостолу Павлу. Но известно, что сильные враги нападают на самые сильные пункты. Так делают противники сего богодухновенного апостольского послания. Они говорят, что это послание явилось прежде первого, ибо предостережение о знаках подлинности уместнее в первом. Но здесь ясно указывается, что этому посланию предшествовало первое (2:15). Что же касается до указанного Апостолом признака подлинности, то он указан для отличия его и других его посланий от ложных, которые, вероятно, начали уже являться в его время. Подробнее о сем можно прочесть в исследовании Ф. Титова на стран. 50–60, где, между прочим, изложено, как везде и во всем втором послании отображается дальнейший ход нравственно-религиозной жизни Солунян. Так например, о чем в первом послании Апостол делает предостережение (4: 10–11), о том во втором послании (3:11) он говорит уже обличительно (о тунеядстве).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

166–167. Бороздин И. Тураев Борис Александрович . Энциклопедический словарь (Гранат). Т. 41, ч. X. М., 1932, стлб. 41–44. Авдиев В.И. Академик Б. А. Тураев (К 25-летию со дня смерти крупнейшего русского египтолога). – «Известия АН СССР». Серия истории и философии, т. III, M., 1946, 4, с. 363– 368. Беляев Е.А. Б.А. Тураев . 1868–1920 (К 25-летию со дня смерти). – В кн.: Труды Моск. Ин-та востоковедения. Вып. 3, 1946, с. 210–222. Бороздин И. Академик Б. А. Тураев и русская наука, – «Вопросы истории». М., 1947, 11, С. 80–84. Тураев Б. А. – В кн.: БСЭ, т. IV, М., 1947, стлб. 180. Валк С.Н. Историческая наука в Ленинградском университете за 125 лет. – В кн.: Труды юбилейной научной сессии. (ЛГУ). Л., 1948, С. 24–26. Павлов В.В. Из истории русской науки о египетском искусстве. Б. А. Тураев как историк египетского искусства. – «Доклады и сообщ. филологич. фак-та (МГУ)», 1948,вып. 5, с. 80–91. Струве В.В. Б.А. Тураев – крупнейший историк Древнего Востока. – «Вестник древней истории», М., 1948, С. 75–83. Тураев Б.А. – В кн.: БСЭ. Изд. 2, т. 43, М., 1956, С. 417, порт. Тураев Борис Александрович . – В кн.: Ленинградский энциклопедический справочник, М.–Л. 1957, С. 755.  Крачковский И.Ю. Избранные сочинения, т. V, М.–Л., 1958, С. 55, 422. Тураев Б. А. – В кн.: МСЭ, изд. 3, т. 9, М., 1960, С. 548. Тураев Б. А. – В кн.: Укр. рад. энц., т. 15, Киев, 1964, с. 14. Коростовцев М.А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого)//ВДИ, 2, 1974. С. 111–114. Коростовцев М.А. Борис Александрович Тураев//Древний Восток. Сб. 2. Памяти академика Бориса Александровича Тураева М., 1980. С. 19–23. Бороздина-Козьмина Т.Н. Борис Александрович Тураев (1868–1920)//Из архива ГМИИ, Выпуск 3. «Выдающийся русский востоковед В. С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1909–1912)». М., 1987. Текст статьи доступен на сервере ассоциации «Маат» Dawson W.R., Uphill E.P. Who was who in Egyptology (3d ed.). London, 1995, p. 419. Столярова И. Борис Александрович Тураев

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/t...

Хулой на Духа Святого или «грехом к смерти» по истолкованию Вселенского Собора (VII, 75) именуется сознательное, ожесточенное противление истине «потому что Дух есть истина» ( 1Ин.5:6 ), как Он и именуется в беседе Господней и в молитве Церкви Духом истины (τ πνεμα ς ληδεας) – ( Ин.14:17, 15:26, 16:13 ). Итак, Дух Святый открывается и сообщается людям, преимущественно, в области переживаний моральных, этических, и в этом заключается одно из главнейших оснований к тому, чтобы отнюдь не разъединять чисто религиозных настроений, подвигов и деяний от нравственных, от неустанной борьбы христианина с присущей падшему человеку злой волей и устремления к нравственному совершенству. В этом последнем ведь и заключается главное призвание христианина, конечная цель его жизни и деятельности. Всё-таки деятельность Святого Духа через сердца человеческие разветвляется в довольно разнообразные проявления, хотя главный дар Бога душе человека, стремящейся к Нему, остаётся один – освящение души каждой личности, а через неё и всего христианского общества, даже общества человеческого вообще. Сущность наших молитв есть именно призывание помощи Божьей для нашей нравственной борьбы с грехом, или призывание Святого Духа, в чём Небесный Отец нам не откажет. В последнем нас удостоверяют следующие слова Христовы: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк.11:13 ). Мы указали на центральную и главную часть наших отношений к Богу и к своей душе, укажем теперь и на её разветвления и последствия: одни из них касаются проявлений благодатных даров Святого Духа в жизни общественной, другие – в постепенно созидающемся благодатном настроении души человеческой, в её духовном возрастании. «Дары различны, но Дух один и тот же. Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010