И вот в утро пятницы, когда избитый, измученный Спаситель по человечеству своему нуждался в ободрении и утешении и когда преданность апостола Петра и верность его в любви могли дать это утешение,- в эти минуты апостол Петр на слова служанки: «И ты был с Иисусом Назарянином» трижды отрекся от Него из страха: «Не знаю Человека Сего, о Котором говорите» (см.: Мк. 14. 66-72). Отрекся с клятвой, отрекся трижды! Вот глубина падения апостола Петра, еще не обновленного благодатью Святого Духа! Он еще был обыкновенным человеком с его немощами, с его слабостями, и пал. Скорым было его восстание. Лишь только Господь Спаситель в эти минуты кротко взглянул на апостола Петра, «вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом», почувствовал всю тяжесть совершенного им греха и «плакал горько», как говорит святой евангелист (Мф. 26. 75). Этот плач о своем грехе, всегда спасительный для каждого грешника, привлек милосердие Спасителя. Покаявшегося Своего апостола Господь простил и восстановил в апостольском достоинстве, из которого он, отрекаясь от Господа, сам ниспал своим грехопадением. Вы слышали за молебным пением евангельские слова о том, как Спаситель, явившись по Воскресении, трижды спрашивал апостола Петра: «Любишь ли ты Меня?..» И, получая его пламенные ответы: «Ты знаешь, что я люблю Тебя», трижды сказал ему: «Паси агнцев Моих. «…» Паси овец Моих» (Ин. 21. 15-17). Господь поручил ему пасти словесное стадо, быть исполнителем Его Божественной воли и устроителем Святой Церкви Христовой на земле. И уже прощенный святой апостол Петр, как говорит древнейшее предание, продолжал вспоминать о своем тяжком грехопадении и каждую ночь, как только слышал пение петуха, пробуждался, вставал на молитву, и слезы скатывались из его глаз. Под глазами его образовались две борозды от этих слез. Дорогие мои, а разве мы не отрекаемся от Господа? Разве не исполнять заповеди Божий — это не значит отрекаться от своего Спасителя? Ведь все мы, устами наших восприемников, обещали в святом крещении сочетаться Христу, жить со Христом и многократно повторяли это обещание быть верными своему Господу, когда приносили покаяние и приступали к Святой Чаше Христовой!

http://pravmir.ru/apostolskie-uroki/

Основные элементы иконографии чудотворной М. и., местонахождение к-рой ныне неизвестно, достаточно четко предстают на фотографии рубежа XIX и ХХ вв., несмотря на значительные утраты личного (см.: Василий (Богоявленский). 1911. С. 115). Ее иконография соответствует иконографии Руденской иконы, к-рая известна, в частности, по гравюре Г. П. Тепчегорского «Изображение образа Чудотворнаго Пресвтыя Бцы Руденской яже мнози слепыя хромыя прокаженныи всякими недугами одержими получиша исцеление» в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» Симеона Моховикова (МГУ НБ. 10536-22-71. 573. Л. 75 об., 1714-1715 гг.). Возможные сомнения относительно иконографического извода М. и., в т. ч. в отношении общих истоков данного извода, окончательно рассеивает гравюра «Истинное изображение чудотворного образа Пртой Бцы Мохнатинской», подлинник к-рой находился в собрании А. В. Олсуфьева (IX. 1714) и был опубликован Д. А. Ровинским. На гравюре, выполненной резцом, представлено изображение коронованной Божией Матери Ченстоховской, вплоть до раны от сабельных ударов на правой ланите; над Богоматерью вверху надпись: «И слово плот быст и вселися в ны» (Ин 1. 14), внизу размещены строки из молитвы к Пресв. Богородице «Царице моя Преблагая» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1271). Службы М. и. совершали в 1-е воскресенье каждого месяца. К этому дню из ближних и дальних сел и из г. Чернигова собирался народ; «служение Божественное Литургии в эти дни начинается и ныне часом около десяти утра, чтобы дать возможность прибыть в храм иноприходным. После литургии совершается крестный ход к колодцу вблизи храма, где бывает торжественное водоосвящение. Но с особенною торжественностью совершается Богослужение в честь Мохнатинского образа Богоматери в десятое воскресение после Светлого праздника Пасхи. Это, так сказать, храмовый праздник в честь сего образа; накануне этого дня совершается торжественное всенощное бдение, иногда и собором. Утром пред литургиею, которая в этот день начинается не ранее десяти часов, бывает чтение акафиста и водоосвящение, а после литургии крестный ход с образом Богоматери вокруг храма.

http://pravenc.ru/text/2564250.html

В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф. 26, 34; см.: Мр. 14, 27; Лк. 22, 34; Ин. 13, 38); Опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст Меня (Мф. 26, 23), Рука предающего Меня со Мною за столом (Лк. 22, 21). Тем не менее, анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф. 26, 75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной. Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин. 1, 29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне. Главный вопрос, который Он задает отрекшемуся Петру, – это вопрос о любви: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15, 16, 17). И Петр отвечает на это исповеданием своей полной и совершенной любви к Господу, включающей в себя и личную сердечную всецелую преданность, и привязанность (это выражается глаголом «филео»). А поскольку Господь уже свидетельствовал о покаявшейся грешнице: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7, 47), особый смысл приобретает и Его вопрос Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты меня больше, нежели они? (Ин. 21, 15). Так возникает особая «диалектика» любви и Божиего прощения: чем более человек любит Бога, тем более он сокрушается о своих грехах и приносит свое покаяние в них, но чем более ему прощает Господь, тем сильнее он Его любит. Без исполнения самой первой заповеди этот непрестанный и подвижный путь к Богу «застопоривается»: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22, 37). Таким образом, непреложным условием любви к Богу является покаяние в грехах, так же как условием покаяния становится любовь к Богу.

http://pravoslavie.ru/3083.html

1Кор.2:9 . «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( Ис.64:4 ). Объясн. Господь говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, любит Меня: Ин.14:21 , а в числе заповедей Господних есть повеление и о том, чтобы слушать тех, кого Он послал на дело проповеди: Лк.10:16 ; Мф.10:40 . Отвергающих пастырство, по словам Библии, постигла страшная кара от Бога: Чис.16:1–3:32 ; 2Тим.3:8–9 . Кол.3:14 . «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Объясн. Оканчивая Свою заповедь о любви к ближним, возвышающейся до любви к врагам, Иисус Христос прибавил: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»: Мф.5:48 , показывая тем, что любовь есть ближайший путь достигнуть богоподобного совершенства. Апостолы с достаточной ясностью показали силу и важность любви – христианской добродетели, в которой сокращается весь закон: 1Ин.3:23:4:21 ; Рим.8:10 ; из этой же любви вытекают все добрые дела: Иак.2:22 ; 1Кор.13:4 . Об исповедании имени Божьего Мф.10:32 . «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным». Объясн. Не всякий исповедующий или призывающий Сына Божия будет исповедан перед Богом: Мф.7:21 , а только подвизающийся в истинной вере: Рим.10:9–10:15 ; 1Тим.6:12 . О служении Богу Лк.1:74–75 . «Небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей». Объясн. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14 ; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22–24 , а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28 . Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26:17:24–26 ; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4–6 . Лк.7:42:47 . «Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?.. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

23:1, 14). Об этом, помнится мне, сказано мною, много лет тому назад, в одном письме к Марцелле. Таким образом пророк не желал бежать в определенное место, но, отправляясь по морю, спешил удалиться куда бы ни было, и человеку убегающему и испытывающему страх более свойственно воспользоваться первым случаем для отплытия на корабле, нежели выбирать место для безопасного убежища. Мы можем также сказать, что он полагал, что только в Иудее ведом Бог и у Израиля велико имя Его (Псал. 75:2); но испытав действие Его на водах, он сознается и говорит: «я еврей, и боюсь Господа небесного, сотворившего море и сушу» (Ион.1:9). Но если Он сотворил море и сушу, то почему ты полагаешь, что, оставив сушу, можешь на море спастись от сотворившего море? В тоже время чрез спасение и обращение корабельщиков ему дается знать, что также и многочисленное народонаселение Ниневии может спастись чрез подобного рода исповедание (или обращение). Относительно же Господа и Спасителя нашего мы можем сказать что Он оставил дом и отечество Свое и, приняв плоть, как бы бежал с неба и прибыл в Фарсис, то есть в море века сего, сообразно с тем, что в другом месте говорится: «сие море великое и пространное; тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими; тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему» (Псал. 103:25—26 ). Ибо потому Он при страдании говорил: «Отче! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:36), чтобы вследствие общих криков народа: «распни, распни Его» (Ин. 19:6) и: «не имамы царя, токмо кесаря» (Ин. 19:15), не вошло полное число язычников и чтобы неотломились ветви от маслины, вместо которых могли вырасти отрасли дикой маслины (Рим. 11). Его любовь и преданность народу была так велика вследствие избрания праотцев и обетований Аврааму, что, находясь на кресте, Он говорил: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят» (Лук. 23:34). Так как «Фарсис» означает «созерцание радости», то, может быть, пророк, прибывающий в Иоппию,что значит «красивая», спешит достигнуть радости и насладиться блаженным покоем, всецело предаться созерцанию, полагая, что лучше наслаждаться красотою и разнообразием знания, нежели, вследствие спасения других племен, видеть погибель того народа, из которого должен был родиться по плоти Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ты скажешь еще, что ночь была и тьма, и неудобно было видеть Того, Кого искали. Но разве не досточуден писатель книги, не оставивший без предупреждения и такой малости? Ведь он сказал, что с фонарями и светильниками в руках ворвались они в сад. С устранением таким образом словопрения об этом, божественным является достоинство Христа, Который объявляет Сам Себя искавшим, хотя доселе еще они не знали Его, ибо для раскрытия такого состояния их, то есть их неспособности узнать Его, Он ясно говорит: «это Я». Но чтобы при этом обнаружить тщету многолюдства и совершенное ничтожество всякой силы человеческой пред несказанною и божественною кре- —133— постью, обратившись с кротким и ласковым словом, простирает на землю толпу искавших Его, дабы мы научились тому, что если природа тварных бытий не выносит даже и одного слова Бога, хотя бы оно было и человеколюбивым, то разве может она выдержать угрозу, согласно сказанному в псалмах: «Ты страшен, и кто противостанет Тебе от гнева Твоего» ( Пс.75:8 )? И это частное событие и случай с пришедшими для взятия (Христа) служит как бы знамением падения всего вообще народа. Так пророк Иеремия 367 оплакивает Иудеев, говоря: «дом израилев пал, нет имеющего восставить его» ( Ам.5:1–2 ). Случай этот служит также образом и более общего и необходимого предмета, именно: он научает, что всякому злоумышляющему на Христа всенепременно предстоит падение. Ин.18:7–9 . Паки убо вопроси их: кого ищете? Они же реша: Иисуса Назореа. 368 Отвеща Иисус: Рех вам, яко Аз есмь; аще убо Мене ищете, оставите сих ити: 369 да сбудется слово, еже рече, яко ихже дал еси Мне, не погубих от них никого же. 370 Вторично спрашивает с тою особенною целью, чтобы явить огромность внедрившегося в их ум ослепления. Как бы лишившись точного ума и с поврежденным от нечестия разумом, они не знали, что разговаривают с Тем, Кого искали. Кроме того, самими Своими делами Христос являет нам —134— истинным то, что Он изрек: «Я, говорит, пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овец» ( Ин.10:11 ). Итак, Господь ратоборствует за спасение апостолов и, добровольно подвергая Себя опасности, выходит к тем, кои пришли вести Его на страдание, очевидно посланные от архиереев и фарисеев. Поэтому когда на вопрос Его, кого явились они взять и связать сетями смерти, они сказали: Иисуса Назорея, то Он, указав на Себя и едва не обвинив их в медлительности, повелел оставить других идти, ибо надлежало одному за всех умереть, равноценному жизни всех, «чтобы и над мертвыми и над живыми господствовал» ( Рим.14:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Один брат пришел в Скит, чтобы посетить старцев, и прежде всего хотел увидеть знаменитого авву Арсения, но тот не согласился его принять. После этого он пошел к авве Моисею, который принял его радостно и любезно. Смущенный такой разницей в обхождении, брат молился Богу, спрашивая, как это произошло, что один старец избегает людей во имя Его, а другой по тем же соображениям принимает их с распростертыми объятиями. Тогда ему было видение двух больших лодок на реке: в одной он увидел авву Арсения и Дух Божий, плывущих на ней в мире, а на другой – авву Моисея и ангелов Божиих, которые питали его медовыми пирожками. Стяжав великое благоволение у Бога и став священником, авва Моисей обратил примером своих добродетелей 70 из своих бывших товарищей по разбою, которые сделались его учениками. Он учил их избавляться от страстей с помощью подвижнических трудов и пребывания в келье, как если бы они были в могиле, мертвые для всякого человека. Он говорил: «Сиди в своей келье, и она научит тебя всему» (ср.: Ин. 14: 26). Когда у него спрашивали, что означает умереть для всякого человека, он отвечал: «Умереть для своего ближнего – значит носить свои прегрешения и не заботиться узнавать о ком-либо, плох он или хорош. Если мы будем внимательно относиться к нашим собственным прегрешениям, мы не будет видеть прегрешений ближнего. Ведь безумие для человека, у которого дома покойник, оставлять его там и идти плакать о смерти соседа». Когда его спрашивали, для чего служат все эти умерщвления плоти, которым обязательно подвергают себя монахи, все эти посты и бдения в течение всей жизни, он отвечал: «Они делают душу смиренной. Ведь если душа берет на себя весь этот труд, Бог примет ее с состраданием». Авве Моисею было 75 лет, когда он объявил, что варвары-мазики скоро нападут на Скит (407). Все монахи приготовились бежать, кроме него самого. Когда братия спросили, почему он остается столь безмятежным, Моисей ответил: «Я жду этого дня уже столько лет, чтобы исполнилось слово Господа нашего Иисуса Христа: “Все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф. 26: 52)». Получив наставление от его слов, братия объявили: «Мы тоже не будем убегать, но останемся, чтобы умереть с тобой». Старец ответил: «Это не мое дело. Пусть каждый рассудит свои собственные поступки и сделает согласно тому, что Господь ему откроет». Варвары разграбили знаменитый монашеский центр Скит, убив безжалостно всех, кого нашли. Когда они пришли к келье аввы Моисея и его семи учеников, один из монахов спрятался позади кучи веревок. Когда варвары убили святых отцов, он увидел, как семь венцов сошли с неба и опустились на их тела.

http://pravoslavie.ru/55937.html

III. Св. Григорий Великий , признавая за несомненное, что святые вполне ясно знают о всех нуждах и обращениях к ним всех живых, так как все земное они созерцают во свете всевидящего Бога («Moral.» Иив. XII, сар. 21. «Patr. curs. compl. lam. t.» 75. col. 999; Dialog IV, с. XXXIII; ibid. t. 77, col. 376), так учил о необходимости обращения нашего к ходатайству перед Богом Святых: «Если бы вам оказалось нужным идти завтра на суд к судии строгому, то, я думаю, вы бы сегодня позаботились о том, чтобы приготовить ответ и постарались бы немедленно сыскать защитников и покровителей, которые бы ходатайствовали за вас у грозного судии. Смотрите же, – вот скоро придет на суд грозный судия Иисус Христос, со множеством Ангелов и Архангелов. Если мы теперь не найдем себе покровителей, то кто нас защитить тогда? У нас есть св. мученики; в них мы имеем защитников и помощников себе; они всегда готовы помогать нам и желают быть нашими ходатаями. Их-то теперь просите: их умоляйте о помощи. Господь примет их ходатайство; потому что хотя Он правосуден, но вместе долготерпелив и многомилостив» («Homil. in Evangel.» lib, XI, homil. 32 n. 8; ibid. t. 76. col. 1238). IV. Но особенного внимания заслуживает учение о призывании святых св. Иоанна Дамаскина , защищавшего и оправдывавшего призывание святых в борьбе с иконоборцами, вместе с отвержением икон святых отвергавшими почитание и призывание самих святых. «Сколько ты, – пишет он, – трудишься, чтобы найти покровителя, который бы представил тебя смертному царю, и пред ним замолвил за тебя слово? А предстателей всего рода человеческого, которые молятся за нас Богу, ужели не должно почитать?» («De fid. orthodox.» lib. IV, с. XV). В частности же, касаясь того, какую великую силу пред Богом имеет ходатайство Божией Матери, к Которой, поэтому, необходимо прибегать, св. Иоанн Дамаскин говорит: «И между людьми, если кто имеет своею ходатайство чью-либо матерь, то, когда она будет просить сына своего за единоплеменника, ближнего или друга, он не оставит без внимания ее прошения и ходатайства: что же сказать о том ходатайстве и дерзновении, какое высшая рода человеческого и сил небесных пренепорочная Матерь имеет к Своему воплотившемуся от Нее Сыну? Могущество Ее несравненно и необъятно» («De imagin. adv. Consmanmin Cabalin», n. 21 «Patr. curs. compl. graec». и. 95, col 340). Подобным образом рассуждает этот св. отец церкви о силе ходатайства мучеников и прочих святых. «Если, – говорит он, – и человек к искреннему другу своему, подвергавшему за него опасности жизнь свою, питает такую любовь, что ценит его дороже всех дорогих стяжаний, – если мы, «лукави суще» ( Мф. 7:11 ), старается всем возможным платить людям, любящим нас ( Мф. 5:46, 47 ), то не тем ли более имеет такую любовь к святым и так поступает Христос Спаситель, настолько возлюбивший возлюбивших Его учеников, что сказал им: «Вы друзи Мои есте»? ( Ин. 15:14 , Ibid. n. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010