И паки грядущего со славою судити живым и мертвым ( Мф.25:31–46; 13:49; 16:27 ; Деян.1:11; 10:42 ; 1Сол.1:10 ; Иак.5:7–8 ; 2Пет.1:16; 3:4,10,12 ; 1Kop.4:5; 15:23; 2Kop.7:7; 1Сол.2:19; 3:13; 4:15; 5:2,23 ; 2Сол.2:1,8 ; Мф.24:44 ; Откр.3:11; 4:8; 22:12,20 ). Его же царствию не будет конца ( Лк.1:33 ). И в Духа Святого ( Мф.28:19; 3:16 ; Мк.1:10 ; Лк.3:21 ; Ин.1:32 ; Мф.1:18,20; 12:28,32 ; Мк.3:28 ; Лк.12:10 ; Мф.10:20 ; Лк.12:12 ; Ин.14:16,17,26; 15:26; 16:7–15; 20:22 ; 1Пет.1:12; 4:14 ; 2Пет.1:21 ; 1Ин.3:24; 4:13; 5:6–7 ; Иуд.1:20 ; Откр.2:7,12,17,29; 3:6,15,22; 14:13 ; ; Рим.5:5; 8:9,11,14,26; 9:1; 14:17; 15:13,16,19 ; 1Kop.2:10; 2:12,13,14; 3:16; 6:11,17,19; 7:40; 8:6; 12:3,8,9,11,13; 14:2; 2Kop.3:3; 5:5; 6:6; 13:13; Гал.3:5; 4:6 ; Еф.3:5; 4:4,30 ; Флп.1:19,27 ; 1Сол.4:8 ; 1Тим.3:16; 4:1 ; Тит.3:5 ; Евр.2:4; 3:7; 6:4; 9:14; 10:15 ). Господа животворящего ( Деян.5:3,4 ; Рим.4:17; 8:11 ; 1Kop.15:45). Иже от Отца исходящего ( Ин.15 ). Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ( Мф.28:19 ; 1Ин.5:7 ; Мф.3:16–1 7), глаголавшего прοроки ( 2Пет.1:21 ; 1Пет.1:10,11 ). Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь ( Мф.16:18; 18:17 ; 1Пет.2:4–8 ; 1Кор.3:10–12; 12:28; 14:4,12 ; Еф.1:22; 5:23,25–27; 4:10–13 ; 2Kop.6:16; 8:1; Флп.3:6 ; Кол.1:18,24 ; 2Сол.2:4 ; 1Тим.3:15 и др.). Исповедую едино крещение во оставление грехов ( Ин.3:3,4 ; Мф.28:19 ; Мк.16:16 ; Деян.2:38; 10:47,48 ; Еф.4:5 ; 1Пет.3:21 ; Рим.6:3,4 ; 1Kop.12:13; Гал.3:27 ; Кол.2:12 . Чаю воскресения мертвых ( Мф.22:32 ; Мк.12:26 ; Лк.20:37 ; Ин.5:25,28; 11:25–26; 6:40,54 ; Рим.6:5 ; 1Kop.15:12,13,21,42; Флп.3:11 ; Евр.6:2; 11:19,35 ) и жизни будущего века ( Ин.3:16,36; 4:14 ; Еф.1:21; 2:7 ; Евр.6:5 ; Рим.2:7; 5:21; 6:2; 7:10 ; Гал.6:8 ; 1Тим.4:8 ; Евр.7:16 ; 1Ин.1:2; 2:25; 3:14; 5:11,13,20 и мн. др. „… Нагорная проповедь или Символ веры . Нельзя поверить тому и другому. И церковниками выбрано последнее: Символ веры учится и читается как молитва и в церквях, а нагорная проповедь исключена даже из чтений евангельских в церквях, так что в церквях никогда, кроме как в те дни, когда читается все Евангелие, прихожане не услышат ее“ („Царство Божие“… ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Если подумать об этом логически, то получается следующее. Если Василий не читал никаких книг, никаких человеческих толкований, а только Библию; если он приводит этот факт как важное достоинство своей книги; если такая позиция (читать только Библию) – верна, то для чего он даёт мне (и другим) свою книгу? Ведь если я буду следовать его же принципам, то я также буду читать только Библию и никогда не прочту написанное им. Для чего же он тогда написал свою работу? Очевидно, он думает так: другие книги – это всё творения человеческие, но моя – это откровение от Бога, и потому её стоит прочесть. Получается, вот только ему одному в XX веке Бог нечто открыл, а до него никому ничего не открывая, что было бы достойно прочтения. Ведь Василий не пользовался книгами других не потому, что их у него не было, а принципиально . Чтобы глубже понять, как неразумно при чтении и толковании Писания полагаться только на себя, на свой ум и опыт, нужно вспомнить, что в жизни, чем бы люди ни занимались – воспитанием детей, науками, производством, строительством, приготовлением пищи и т.д. – они всегда пользуются опытом других, знанием, которое собирали люди веками. Почему же в духовной жизни и толковании Писания – сложнее чего ничего нет в мире – мы должны полагаться только на себя и отвергать опыт других христиан, тем более – лучших, святых, мучеников, которые уже прошли этот путь, которые сталкивались с такими же, как и мы, духовными вопросами, и которым Бог помогал их решать? Позицию протестантов, принципиально читающих только Писание, можно сравнить с физиком, который в своих исследованиях не желает пользоваться трудами и выводами других учёных, но все опыты проводит только сам. Итак, Церковь за тысячелетия обогащена опытом духовной жизни, в том числе и опытом толкования Писания. И принципиально пренебрегать этим опытом не только глупость, но и гордость, и богопротивная дерзость. Сказанное относится, конечно же, прежде всего, к тем протестантам, которые не признают никаких книг, кроме Библии. Таковых протестантов хочется спросить: если вам Бог открывает смысл Библии, то и другим, должно быть, Он тоже что-то открывает? Эти откровения некоторые люди записывают в книгах. Почему же вы не признаёте никаких книг? Значит, вы в действительности думаете, что только вам Бог открывает Истину, причём во всей полноте, так что помощь и опыт других вам уже не нужны. Храни Господь Своих людей от этой бесовской прелести!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   Отношение апостолов к христианскому учению: «Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца» (2Ин. 1:4). «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Ин. 1:4).    Дух Святой учил апостолов:    «Как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1Кор. 2:9, 10, Ис. 64:4).    В особенности предстоятели Церкви должны знать истину и только ее проповедовать. Ап. Павел наставляет своих учеников Тимофея и Тита:    «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает» (1Тим. 6:3, 4). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2Тим. 1:13). «Епископ должен быть непорочен... держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:7, 9). «Ты (Тит) говори то, что сообразно с здравым учением... слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего о нас сказать худого» (Тит. 2:1, 8). «Будем держаться исповедания, уповая неуклонно» (Евр. 10:23).    Благодать Духа Святаго освящает чад Церкви. Верующие должны стремиться к святости. Тексты Писания: Мф. 7:6, Мф. 18:17, Мф. 18:20, Мф. 28:19, Ин. 1:14, 16, 17, Ин. 3:5, 6, Ин. 4:13, 14, Ин. 8:34, Ин. 14:16, 17, Ин. 15:1-8 (о лозе), Ин. 16:7, Ин. 17:17, Деян. 2:36-47, Деян. 8:14-17, 1Пет. 2:9, 1Пет. 5:12, 1Ин. 1:3, Рим. 5:1, 2, Рим. 11:16, Рим 6:22, 1Кор. 1:7, 1Кор. 3:16, 1Кор. 6:11-19, 1Кор. 7:14, Еф. 5:25-27, Кол. 3:11, 1Фес. 4:3, 7, 1Фес. 5:19, 2Тим. 2:21, Евр. 4:16, Евр. 12:7, 10, Евр. 13:9, 10.    О явлении Сына Божия в мир:    «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:14, 16, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наряду с этим, воскрешение Лазаря дает ев. Иоанну основание припомнить откровение Христа, – что Он не простой чудотворец – как Илия, Елисей, воскрешавшие мертвых, – а Самоисточник жизни. «Я есмь воскресение и жизнь» ( Ин.11:25 ), – настойчиво уверяет Он Марфу. Марфа еще не верит и после говорит: «Уже смердит!» ( Ин.11:39 ). А Он ей, уже с упреком за маловерие: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию?..» ( Ин.11:40 ). «И вышел умерший» ( Ин.11:44 ). Народ был потрясен чудом ( Ин.12:17–18 ). И многие уверовали. А начальники порешили убить, для чего дали распоряжение арестовать Его при первом появлении ( Ин.11:57 ) в народе. 12 глава. Помазание драгоценным миром и сребролюбие Иуды предателя... Просьба язычников-эллинов познакомить их с Иисусом и слова Господа о признании Его после и за смерть на кресте (20–33)... Народ же думал, что Христос должен жить вечно ( Ин.12:34 ), как же – смерть? Христос не ответил на это: бесплодно говорить о Его вечном бытии... Уже говорилось ( Ин.8:51–53, 56–57, 11:24–26 )... Камнями за это хотели бить. Поэтому Он уже не доказывает, а просто приглашает верить: пока еще есть время, пока Он среди них: «Пока свет с вами, веруйте во свет...» И скрылся… И кроткий, чистый душою Иоанн дивится: как это его соплеменники, евреи, после стольких чудес не веровали в Него. Ищет объяснения этому упорству. И припоминает слова пророка Исайи: сами закрыли очи свои, чтобы не видеть ( Ис.6:10, 53:1 )... Упорники: «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» ( Ин.12:43 )... Плотяность... Гордыня... Остался – суд для них. Но будет судить не Он: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин.12:47 ), – а само слово Его, Его учение, которое дал Ему Отец... Иначе: на суде неверующие будут безответны, ибо они слышали Слово о Христе. 13 глава. Умовение ног – дает повод наставлению о смирении... Смирение – корень веры и любви ( Ин.13:12–15 ). Не выдержал Иуда. Это совсем неприемлемо уже стало для него: он хотел в Иисусе видеть земного царя, дающего обыкновенный хлеб, а не учителя о хлебе духовном... Потому именно тогда и предсказывал Господь: «один из вас диавол» ( Ин.6:70 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

По уходе учеников Мария Магдалина опять возвратилась ко гробу, куда влекла ее крепкая, как смерть, любовь ( Песн.8:6 ) ко Христу Спасителю. Она стояла у гроба и плакала ( Ин.20:11 ): страдания, испытанные ею в предшествующие скорбные дни, довершались этою невозвратимою утратою, отнимавшею у нее последнее утешение, – поплакать облегчающими душу слезами над телом Учителя. Как человек, потерявший неоцененное сокровище и не хотящий этому верить, Мария наклонилась во гроб ( Ин.20:11 ), чтобы посмотреть на место, где покоилось тело Спасителя. И необычайное зрелище открылось пред полными слез глазами Марии: она увидела двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног ( Ин.20:12 ) смертного ложа Христова. – Жена! Что ты плачешь? ( Ин.20:13 ), – спросили скорбящую Марию радостные вестники Христова воскресения. Всецело поглощенная горем Магдалина нисколько не удивилась неожиданному явлению светоносных Ангелов, хотя самая одежда их «показывала великую радость», и Мария «могла воспрянуть от скорби и утешиться» (св. Иоанн Златоуст ). Но горе ее было так велико, что она обратила внимание только на вопрос Ангелов и поспешила поведать им свою печаль: – Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его ( Ин.20:13 ). В это время Господь «внезапным явлением позади (Марии) привел в изумление Ангелов, и они, узрев Владыку, и видом, и взором, и движением тотчас обнаружили, что увидели Господа» (св. Иоанн Златоуст ); Мария Магдалина заметила это и обратилась назад ( Ин.20:14 ). Господь явился в смиренном виде, так что плакавшая Мария, далеко отстоявшая от мысли о воскресении, приняла Его за садовника, и в ответ на вопрос Господа: Что ты плачешь? Кого ищешь? (см.: Ин.20:15 ) – она обратилась к Нему за разрешением раздиравшего ее душу сомнения: – Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его ( Ин.20:15 ). Тогда Иисус говорит ей: Мария! ( Ин.20:16 ). Знакомый голос Спасителя, исполненный благодатною силою (см.: Ин.7:46 ), проник в душу Марии; быстро обернувшись и всмотревшись внимательнее, она узнала Господа и в восторженной радости воскликнула: Учитель! ( Ин.20:10 ), и тотчас же хотела припасть к ногам Воскресшего. Но Господь остановил ее:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После главы 20 ситуация, с которой мы сталкиваемся в последней главе, выглядит удивительной. Узнав о неожиданном открытии Марии Магдалины, Петр отправился к пустому гробу Иисуса сам ( Ин. 20:3–10 ). Вечером пасхального воскресенья он, вместе с другими учениками, «радуется», видя воскресшего Господа, принимает Духа Святого и получает от воскресшего Иисуса поручение идти на проповедь ( Ин. 20:21–22 ). Фома, «так называемый Близнец», в вечер пасхального воскресенья отсутствовавший и выражавший довольно приземленные сомнения в воскресении, неделю спустя сам встречает воскресшего Христа и восклицает: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:24–29 ). А затем вдруг мы видим, как Фома, Петр и еще пять учеников отправляются на рыбную ловлю, как будто никакого Иисуса никогда не было, и жизнь их осталась прежней. Слова Петра: «Иду ловить рыбу» ( Ин. 21:3 ) звучат так, словно он совершенно забыл о своей связи с Иисусом, так драматически окрасившей его недавнее прошлое. По меньшей мере, это говорит о некоторой неуверенности в собственном будущем и в том, как именно Петр и другие ученики должны начать свое служение в мире. Однако этот текст вызывает в памяти то, что нам уже известно, не от Иоанна, а из других Евангелий: Петр и «сыновья Зеведеевы» ( Ин. 21:2 ) были рыбаками, когда Иисус призвал их ( Мк. 1:16–20 ). Их прошлое просвечивает в настоящем. Последняя глава Иоанна предваряется словами: в ней будет рассказано о том, как воскресший Иисус снова явил себя ученикам ( Ин. 21:1 ) – это уже «третье» Его явление после воскресения ( Ин. 21:14 ), а точнее четвертое, если считать и явление одной Марии Магдалине ( Ин. 20:11–18 ). Три раза в Ин. 21:1 и 21:14 звучит глагол «положить» – то же слово, что используется и в конце рассказа о превращении воды в вино: «Так положил Иисус начало чудесам Кане Галилейской и явил славу Свою» ( Ин. 2:11 ). В главе 21 автор напоминает читателю об этом эпизоде в Кане, говоря, что один из семи рыбаков, Нафанаил, был родом «из Каны Галилейской» ( Ин. 21:2 ). Снова в настоящем просвечивает прошлое. Как в прошлом Галилея увидела первое знамение Иисуса, раскрывшее Его славу – так и теперь в той же Галилее воскресший Христос являет себя как «Господа» ( Ин. 21:7, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

  В «Положении о монастырях и монашествующих», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 года, в разделе, посвященном богослужебной жизни в монастыре, имеется подраздел о молитве и молитвенном правиле, начинающийся следующими словами: «Главное делание монаха – это молитва Основой процветания монашеской жизни [всегда] являлось развитие в монастырях аскетической практики внутреннего молитвенного делания, возрождению которой игумены/игумении обителей должны уделять особое внимание».   На одном из первых заседаний Синодальной комиссии по монастырям и монашеству в 2010 году Святейший Патриарх отметил важность ознакомления с монашеским опытом и практикой других Поместных Церквей, для обогащения и усвоения положительных примеров. Несколько лет назад, в рамках межхристианского диалога, по благословению Его Святейшества началось ознакомление с опытом Коптской Церкви, в том числе и с опытом египетских монастырей. Ценность данного знакомства, прежде всего, в общности первоисточников – духовного наследия древних египетских отцов, уставоположников и основателей всего института монашества. Потому и представляется полезным понять, как осуществляется преемство древних традиций на родине монашества, какие примеры могут полезны для наших обителей.   На сегодняшнем круглом столе «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» меня попросили поделиться небольшим опытом, впечатлениями от посещения египетских монастырей, полученными во время паломнической поездки делегации монашествующих Русской Православной Церкви, состоявшейся в 2018 году по благословению Его Святейшества и ставшей основой для последующей конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества» (17–18 ноября 2018 года).   За время нашей поездки мы посетили три женских и шесть мужских обителей. Всего в Египте насчитывается тридцать крупных монастырей – от ста до двухсот человек, и двадцать немногочисленных – по двадцать-тридцать человек. Мужские монастыри расположены, преимущественно, в пустынных местностях, а женские в городах, потому что в пустыне очень опасно. В ходе поездки состоялось несколько встреч и бесед с монашествующими и архиереями, в частности, с настоятелем монастыря святого Павла Фивейского епископом Даниилом, являющимся помощником Патриарха Коптской Церкви по вопросам организации жизни монастырей. Во время бесед обсуждались различные темы и вопросы, наиболее важные для монастырей в России, и мы получили большую пользу от услышанных ответов и примеров. В своем сообщении постараюсь отметить наиболее яркие из них, касающиеся внутренней жизни и молитвенного делания в современных египетских обителях.

http://bogoslov.ru/event/5998342

Процветают, наоборот, приходы, которые составляют мост между культурами и подходами. Это такие многонациональные приходы, где богослужение главным образом совершается на местном языке, но с использованием тех языков и традиций, которые присутствуют в общине. Такие приходы, где одно песнопение исполняется на румынском языке, «Отче наш» – на грузинском, панихида может совершаться в русском стиле или как греческое «заупокойное трисвятое». Это общины, где каждый чувствует, что его корни чтут, но что главное у всех – Христос. Приходы, которые не ограничиваются богослужением и требами; это общины, где «литургия после Литургии» проявляется в совместной трапезе, разговорах, взаимной помощи, взаимной заботе о храме и службе; где церковный народ несет ответственность за здание и финансы, где церковная администрация избирается общим собранием и отчитывается перед ним, где соборность является не лозунгом или идеологией, а живым опытом. Опытом, который дает людям – как из православных стран, так и местным жителям – возможность приблизиться к самому главному, к Царству Божию. Люди из традиционно православных стран, сталкиваясь с этим живым опытом, часто удивляются: неужели церковная жизнь может быть такой? Да, может. И, наверное, должна быть такой. А в лице Архиепископии Православных церквей русской традиции в Западной Европе этот живой опыт станет теперь доступен верующим и клиру Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Знакомство с этим опытом, как мне кажется, может дать новый стимул развитию приходской жизни и в России. Почему? Во-первых, Церковь призвана быть мостом между культурами и поколениями не только в странах рассеяния. Разве в современной Греции, Румынии или России не чувствуется расстояние между тем миром, в котором живут люди, и церковной культурой, средой? Традиционное, народное православие – увы! – тает на глазах, образ жизни людей по всей планете становится более и более однообразным. Разве Церковь призвана быть традицией или маргинальной субкультурой со своими словечками и обычаями? Разве в традиционно православных странах нет людей, совмещающих в себе разные культуры, разные культурные векторы? Какой церковный опыт нужен «московскому грузину» или человеку из смешанной семьи? А как быть с новыми мигрантами в православных странах? Бесценный, вековой, живой церковный опыт везде и всегда нуждается в раскрытии новым поколениям и категориям людей.

http://bogoslov.ru/article/6020084

Это программы «ЛадьЯ», «Живая вода» и «Дорога к дому». К участию в этих тренингах были приглашены православные и католики. Но и это еще не все: в сентябре 2017 г. в высшей католической семинарии «Мария – Царица апостолов» в Санкт-Петербурге состоялся православно-католический семинар «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд». Во встрече приняли участие представители Санкт-Петербургской митрополии РПЦ, преподаватели и студенты СПБДА, специалисты по реабилитации наркозависимых из Италии и Португалии. По результатам семинара была создана межконфессиональная экспертная группа для разработки программы для православных и католических духовных школ по работе с наркозависимыми. А в ближайшее время начнется проект по обмену опытом с католическими реабилитационными центрами в Польше; будут проведены семинары по обмену опытом в РЦ «Сологубовка» и в центре Сан Дамиано монастыря в Хенцинах (Польша). Результатом станет обновление программы реабилитации химически зависимых Благотворительного фонда «Диакония», заключила обзор М. Нелюбова . Все эти инициативы удалось воплотить в жизнь благодаря поддержке фонда Kirche in Not, представитель которого Петр Гуменюк напомнил о давних традициях сотрудничества фонда с Русской Православной Церковью, которое было заложено учредителем фонда католическим монахом о. Веренфридом ван Страатеном. «За эти более чем 25 лет формы сотрудничества неоднократно менялись, но при этом взаимное доверие росло, укреплялось, сделано было немало. Эта деятельность способствовала диалогу между нашими Церквями. В этом смысле историческая встреча в Гаване положила начало новым формам сотрудничества», – сказал П. Гуменюк. Джованна Парравичини, представитель итальянского Фонда «Христианская Россия», рассказала о православно-католических инициативах, которые прошли в духе Гаванской встречи и были направлены на совместное обсуждение самых актуальных проблем современности и обмен опытом социальной работы. Так, в октябре 2016 г. в Милане состоялась Международная конференция «Нежданный дар милосердия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Так что, простите, приведу каламбур из песенки: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». Не надо пугаться, если нам не по себе, надо верить, что после зимы будет весна, после ночи утро. Или, как сказал великий русский писатель Пришвин, «если тебе не спится, если по ночам свербит душа, знай — что это внутри тебя делается ход к неведомому другу». Значит — к само-му себе, к твоей сокровенной глубине (а ведь мы всегда живем более-менее на поверхности), к людям, к Богу. Нужны ли нам писатели? По образованию своему и по двадцатилетней работе в музее А. Блока я филолог, специалист по русской литературе начала XX века. Как и перед всяким церковным человеком, передо мной в свое время встал вопрос о соотношении моей веры и моей профессии. Тем более что было тогда (в конце 70х — начале 80х гг.) принято среди православных проповедовать «фамусовские принципы»: «Собрать все книги бы, да сжечь». В музее мне приходилось водить много экскурсий, особенно много для школьников. И вот на одну из таких экскурсий пришел мой старый знакомый, ставший к тому времени батюшкой. Он прослушал все, что я говорила, и сказал вразумившие меня (при моем тогдашнем стремлении к «культуроборчеству») слова: «Оказывается, так можно будить совесть!» Да, вся русская литература (и поэзия Александра Блока, при всей ее духовной неоднозначности) проникнута этим «совестным порывом». Значит, и у писателей мы можем поучиться тому, как и в чем нам надо исповедоваться. Подкрепим это утверждение цитатой из многотомника «Православие и русская литература» профессора М. М. Дунаева: «Наша литература запечатлела в слове и образе религиозный опыт русского человека: и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и опыт безверия. И тот и другой опыт необходимы для самопознания и самосознания. Истина дана в Откровении. Но раскрыть Ее для себя без познания в себе образа Божьего невозможно. Как невозможно без познания собственной греховной поврежденности… Литература способна обогатить немалым опытом, опытом всечеловеческого постижения бытия, опытом самосознания человека, ничем не заменимым. Тот, кто хочет таким всеобщим опытом пренебречь, — не друг себе».

http://azbyka.ru/fiction/ispoved-zhizn-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010