«Не было… Духа Святаго». Согласнее с древними кодексами читается это место в славянском переводе:  «Не у бо бе Дух Святый», т. е. не был еще Дух Святый. Это, конечно, не показывает, что Святой Дух не существовал тогда. Нет, Он существовал всегда и сам евангелист говорит, что Дух Святой был в пророках (Ин 3:34), в Иисусе (Ин 6:63), в благочестивых людях (Ин 4:23) и во всем творении (Ин 6:63). Здесь же имеется в виду действие Святого Духа в Церкви, среди верующих во Христа. Такой Дух называется поэтому Духом воскресшего и прославленного Христа (Ин 20:22, 15:26, 16:7). Это действительно был новый в отношении к форме проявления Дух, о Котором предвозвещали пророки (Иез 11:19, 18:31, 36:26), хотя, по существу, всегда был, во все времена, один и тот же Дух Божий. Ин 7:40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Ин 7:41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Ин 7:42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Ин 7:43. Итак произошла о Нем распря в народе. Ин 7:44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Различно подействовали слова Христа на собравшихся около Него слушателей. Одни признавали Его пророком, хотя едва ли соединяли с этим словом определенное представление (ср. Ин 6:14). Другие же называли Его Мессией. Но были и противники такого мнения — это те, которые думали, что Христос происходит не из рода Давидова и не из Вифлеема, города Давидова. Некоторые же сочли Христа обманщиком, вредным для израильского общества, и пытались, хотя и неудачно, задержать Его и выдать начальству. Ин 7:45. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Ин 7:46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Ин 7:47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Ин 7:48. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Ин 7:49. Но этот народ невежда в законе, проклят он.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

24). В речах о спасении Иисус Христос часто использует язык образов. Он сравнивает Себя с дверью, через к-рую овцы входят в овчарню и обретают спасение, т. к. здесь они находятся в безопасности (Ин 10. 7, 9). Своих учеников Он уподобляет виноградной ветви, к-рая привита к лозе, т. е. таинственно соединяется со Христом (Ин 15. 1-6): «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин 15. 4). Единство верных со Христом подобно тому, как Отец в Нем и Сам Он в Отце (Ин 17. 21-23). Спасение представляет собой не единичное событие в прошлом, но продолжающийся процесс: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5. 17). Верующий в единении со Христом - Сыном Божиим становится «чадом Божиим» по благодати (Ин 1. 12-13). На этом базируется центральная идея правосл. учения о спасении как о всеохватывающем преображении человека и приобщении к любви (Ин 15. 9), радости (Ин 15. 11), славе (Ин 17. 22, 24), жизни (Ин 1. 4; 5. 26; 6. 63; ср.: 5. 40) Божией. Эти образы на языке евангельского богословия передают то, что в дальнейшем было раскрыто в учении об обожении. Тайная вечеря и крестная смерть Божественная любовь к людям - «...так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3. 16) - раскрывается во Христе, Который «до конца (т. е. до крестной смерти.- Авт.) возлюбил их» (Ин 13. 1). Христос, становясь посредством крестной жертвы Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира (Ин 1. 29, 36), испивает до дна «чашу» (ср.: Ин 18. 11), предназначенную для Него Отцом (ср.: Ин 17. 11), но по Собственной воле (Ин 10. 17-18) претерпевает крестные страдания, чтобы все спаслись по вере (Ин 3. 15-16). Тайна спасения во Христе раскрывается в событиях земной жизни Спасителя: воплощении, крещении, преображении, распятии, воскресении, вознесении. Господь совершил наше спасение «учением Своим, жизнию Своею, смертию Своею и воскресением» ( Филарет (Дроздов), митр. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1911. С. 39).

http://pravenc.ru/text/344423.html

Слово “приимите”, используется также в другом месте в Евангелии, и связано с верой в Иисуса ( Ин.1:12, 3:11, 3:27, 3:32, 3:33 ). Таким образом принятие Духа ясно связывается с верой во Христа. Само слово labete это активный аористный императив, второго лица множественного числа от lambano. В пассивном залоге он обычно понимается как “принимать”. В активном – как “брать”. Это слово в этой же форме используется евангелистом еще два раза – в речи Пилата к иудеям: возьмите Его вы ( Ин.18:31, 19:6 ). У апостола Иоанна Христос и Дух описываются в одинаковых характеристиках, применямых только к Ним: Они оба дают жизнь. Иисус пришел, чтобы мы могли иметь жизнь (жизнь вечную – Ин.3:36 ; хлеб жизни – Ин.6:35 ; воскресение и жизнь – Ин.11:25 ). То же говорится в оношение Духа, Который подает жизнь ( Ин.3:5, 6:63 ). Они оба выступают в учительской функции (Иисус – Ин.1:39, 3:2, 11:28, 13:13–14, 20:16 , Дух – Ин.14:26, 16:13 ). Они оба описываются как “Святой” (Иисус – Ин.6:69 , Дух – Ин.14:26 ), как Тот, Кто обличает грех (Иисус – Ин.9:39 , Дух – Ин.16:8 ), и как Тот, Кто приводит мир к осуждению (Иисус – Ин.8:49–50 , Дух – Ин.16:8 ). Они оба имеют власть отпускать грехи, при том, что в тексте неоднократно подчеркивается, что это есть исключительно Божественная прерогатива. Однако наиболее близко связывают Их понятия Истины и Свидетельствования Истина: Иисус есть истина ( Ин.14:6 ), Святой Дух есть истина ( 1Ин.5:6 ). В Ин.3:33 говорится, что Бог есть истинен, то есть, признание истины относится к Богу-Отцу. Тем самым понятие истины как высшей реальности и подлинного Божественного бытия, относится ко всем лицам Пресвятой Троицы, получая свое особое выражение в спасительном служении Святого Духа” 48 . Свидетельство: Дух также свидетельствует о Иисусе ( Ин.15:26 ), как Иисус свидетельствует об Отце ( Ин.14:6–11 ). Это свидетельствование было начато с нисхождения в Богоявлении и продолжено Духом, обитающим в верующих ( Ин.14:17 ) Послание Подателем Духа Святого верующим является Бог-Отец: кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам ( 1Ин.3:24 ). И подобный стих: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего ( 1Ин.4:13 ). Дух является Тем, Кто соединяет верующих с Богом, включает их в Божественную жизнь и делает причастником Божеского естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Слово “приимите”, используется также в другом месте в Евангелии, и связано с верой в Иисуса (Ин 1:12, 3:11, 3:27, 3:32, 3:33). Таким образом принятие Духа ясно связывается с верой во Христа. Само слово labete это активный аористный императив, второго лица множественного числа от lambano. В пассивном залоге он обычно понимается как “принимать”. В активном — как “брать”. Это слово в этой же форме используется евангелистом еще два раза — в речи Пилата к иудеям: возьмите Его вы (Ин 18:31,19:6). У апостола Иоанна Христос и Дух описываются в одинаковых характеристиках, применямых только к Ним: Они оба дают жизнь. Иисус пришел, чтобы мы могли иметь жизнь (жизнь вечную — Ин 3:36; хлеб жизни — Ин 6:35; воскресение и жизнь — Ин 11:25). То же говорится в оношение Духа, Который подает жизнь (Ин 3:5, 6:63) Они оба выступают в учительской функции (Иисус — Ин 1:39, 3:2, 11:28, 13:13-14, 20:16, Дух — Ин 14:26, 16:13). Они оба описываются как “Святой” (Иисус — Ин 6:69, Дух — Ин 14:26), как Тот, Кто обличает грех (Иисус — Ин 9:39, Дух — Ин 16:8) и как Тот, Кто приводит мир к осуждению (Иисус — Ин 8:49-50, Дух — Ин 16:8). Они оба имеют власть отпускать грехи, при том, что в тексте неоднократно подчеркивается, что это есть исключительно Божественная прерогатива. Однако наиболее близко связывают Их понятия Истины и Свидетельствования Истина : Иисус есть истина (Ин 14:6) Святой Дух есть истина (1Ин 5:6). В Ин 3:33 говорится, что Бог есть истинен, то есть, признание истины относится к Богу-Отцу. Тем самым понятие истины как высшей реальности и подлинного Божественного бытия, относится ко всем лицам Пресвятой Троицы, получая свое особое выражение в спасительном служении Святого Духа” . Свидетельство : Дух также свидетельствует о Иисусе (Ин 15:26), как Иисус свидетельствует об Отце (Ин 14:6-11). Это свидетельствование было начато с нисхождения в Богоявлении и продолжено Духом, обитающим в верующих (Ин 14:17) Послание Подателем Духа Святого верующим является Бог-Отец: кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам (1Ин 3:24) и подоный стих: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего (1Ин 4:13). Дух является Тем, Кто соединяет верующих с Богом, включает их в Божественную жизнь и делает причастником Божеского естества.

http://pravoslavie.ru/1515.html

   Евангелие от Иоанна предпосылает свидетельству очевидца (Ин 1:14, Ин 19:35, Ин 21:24) утверждение (Ин 1:1—18), что Иисус является вечным божественным Логосом (Словом), участником акта творения и источником жизни и света (Ин 1:1—5,9). Став «плотью», Логос открылся как Сын Божий источник «благодати и истины» (Ин 1:14), «Единородный от Отца» («Единородный Бог» именно так сказано в тексте лучших греческих рукописей Евангелия от Иоанна, Ин 1:18). Это Евангелие содержит множество изречений Иисуса, начинающихся словами «Я есмь» утверждениями, имеющими особое значение, поскольку слова «Я есмь» (греч.: «эго эйми») использованы в греческом переводе Ветхого Завета (Исх 3:14) для передачи имени Божия. Поэтому во всех случаях, где, согласно Иоанну, Иисус произносит «Эго эйми», присутствуют косвенные утверждения Его Божественности. Примерами этому являются стихи Ин 8:28,58 и семь заявлений Иисуса, согласно которым Он:    1) хлеб жизни, податель духовной пищи (Ин 6:35,48—51),    2) свет миру, изгоняющий тьму (Ин 8:12, Ин 9:5);    3) дверь овцам, открывающая доступ к Богу (Ин 10:7—9);    4) Пастырь добрый, ограждающий от опасности (Ин 10:11—14);    5) воскресение и жизнь, побеждающие смерть (Ин 11:25);    6) путь, истина и жизнь, ведущие к общению с Отцом (Ин 14:6);    7) истинная виноградная лоза, залог плодородия (Ин 15:1,5).    И как кульминация всего исповедание Фомы. «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28), после которого Иисус произнес благословение на всех, кто разделяет веру Фомы (Ин 20:29—31).    Павел говорит об Иисусе, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9 ср. Кол 1:19); прославляет Иисуса как Сына по образу Отца и как соработника Отца в сотворении и сохранении всего сущего (Кол 1:15—17); объявляет Его Господом, к Которому каждый должен обращать свои молитвы о спасении, как обращали их к Яхве (Иоиль 2:32, Рим 10:9—13); называет Его «сущим над всем Богом» (Рим 9:5), «Богом и Спасителем» (Титу 2:13) и молится Ему лично (2 Кор 12:8—9), взирая на Него как на источник божественной благодати (2 Кор 13:13). Вывод однозначен: вера в Божественность Иисуса основа богословия и религии Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На озере Тивериадским, когда Господь после воскресения Своего является ученикам, начертатель святого Евангелия определяет, что лодка, на которой находились ученики, удалилась от берега недалеко, локтей на двести ( Ин. 21:8 ). Рыб в сети попалось счетом 153 (21:11). И это не есть ли указание очевидца и участника событий, когда он рассказывает о том, как Петр и «ученик его же любляше Иисус», т. е. он сам, бежали ко гробу Господню, и как он опередил Петра, и как Петр однако первый вошел в погребальную пещеру ( Ин. 20:2–5 ), и как они увидели лежащие пелены и плат, покрывавшие честное тело Господа нашего (ст. 6–8). И огорчение Петра на озере Тивериадском (гл. 21), когда Господь вопрошал его три раза, любит ли он Его, могло быть записано лишь тем, кто сам присутствовал при этом. Только в Евангелии от Иоанна упомянуто о Никодиме и о беседе Господа с ним ( Ин. 3:1; 7:50; 19:39 ); о Лазаре и сестрах его ( Ин. 11, 12 ). Только Иоанн упоминает о том, что отец Иуды Искариота назывался Симон 38 . Только у Иоанна находим мы имя раба Малха, которому Петр отсек ухо, и родство его с рабом, спрашивавшим Петра на дворе архиерея ( Ин. 18:10, 26 ). И опять только у Иоанна есть прямое указание на родство Анны 39 с Каиафой, бывшим в то время первосвященником (18:13). Время каждого события определяется в Евангелии от Иоанна совершенно точно: все праздники, на которые Господь наш приходил в Иерусалим, поименованы, и только из Евангелия от Иоанна мы в точности узнаем, что Господь праздновал три Пасхи в Иерусалиме. Так у Иоанна поименованы первая Пасха ( Ин. 2:13, 28 ); праздник без означения какой именно ( Ин. 5:1 ) 40 , вторая Пасха ( Ин. 6:6 ); праздник Кущей ( Ин. 7:2 ); праздник обновления храма ( Ин. 10:22 ), третья Пасха ( Ин. 13:1 ). Но кроме того в Евангелии сохранены и дни или недели до или после известного события, как напр. первая неделя после вступления Господа нашего Иисуса Христа на служение (cp. Ин.Ин. 2:1 ); шесть дней до (третьей) Пасхи ( Ин. 12:1 ); восемь дней после Господня воскресения (20:26). Или же только у Иоанна сохранено точное указание, что Господь пробыл два дня в селении Самарийском ( Ин. 4:40, 43 ); два дня на том месте, где получено было известие о болезни Лазаря ( Ин. 11:6 ). Даже часы дня отмечены с точностью, прямо указывающею на очевидца событий и участника в них. Таковы напр. указания на десятый час дня, когда Иоанн Богослов увидел впервые Господа Иисуса ( Ин. 1:39 ), или на шестой час дня, в который Господь, утрудившись от пути сел при колодце Иаковлеве ( Ин. 4:6 ); или на седьмой час дня в ответе слуг царедворца о времени, когда сын его получил облегчение от болезни по слову Господа, в этот именно час произнесенному ( Ин. 4:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Святого Духа, тот уже в себе самом имеет постоянный источник божественных учений, так что уже не имеет нужды в наставлениях от других, но сам уже оказывается в состоянии наставлять тех, у кого появится жажда божественного учения, каковы были в настоящей жизни и пока пребывали на земле святые пророки, апостолы и наследники их служения ( Ин.4:13–15 ), – благодать Духа необходима апостолам для мудрости и для проповеди евангелия ( Ин.20:22–23 ). 258. Дух открывает истину простецам и простейшим душам, любящим истину, а не тем, кто занимается пустыми исследованиями и хитросплетенными обманами ума т. 1. стр. 10. Благодать Духа сохраняется в людях чистотою очей их души и постоянным неослабным рвением к добру ( Ин.14:16–17 ). Как Дух Истины, то есть Христа, и Сама Истина, Дух просвещает людей светом истинного боговедения (см. пункт В) – одних более, других менее ( Ин.14:22 ). Господь говорит, что нет ( Ин.17:17 ) другой Истины, кроме Его собственного Духа, посредством Коего укрепляет наши души, отпечатлевая в них подобие с Собою и ограждая неизреченною силою к несокрушимому мужеству в добродетели ( Ин.17:25 ). 121. Называется радостью спасения в (Пс.50:14), как виновник нескончаемой и постоянной радости святых, доставляющей им Владычество над мирскими страстями, ибо Он есть Дух Истинного Спасения, то есть Христа... Мы делаемся причастниками благословения Христова через Духа ( Ин.17:24 ), – утешение через Духа ( Ин.6:32–33 ). 481, – дарованиями Духа ум святых питается в превеликой радости и усладе ( Ин.6:10 ). Чрез причастие только Духа Апостолы были в силах исполнить вышечеловеческую заповедь о любви и через просвещение от Духа они были руководимы к ясному разумению богодухновенного Писания и священных догматов Церкви ( Ин.17:18–19 ). 91 – ( Ин.17:26 ). 125, – ( Ин.18:24–27 ). Через Духа Святого совершается возрождение людей: возвращение людям утраченной ими первоначальной красоты возможно было только посредством общения с Богом, что могло быть только через причастие Святого Духа, внедряющего в человека Свое свойство святости и подпадшую тлению природу преобразующего в свойственную Ему жизнь и таким образом возводящего к Богу и образу Его то, что лишено этой славы ( Ин.17:20–21 ). 105, – ( Ин.16:7,17:18–19 ), 93. 96. 99. ср. ( Ин.7:39 ), 220, – ( Ин.15:1 ). 316, – Наше рождение от духа (возрождение) состоит в том, что Дух впечатлевает нам Свои черты и преобразует наш ум как бы в собственное Свое качество ( Ин.3:6 ), –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это же относится и к притчам – о овчем ( Ин.10:1 и след.), о лозе ( Ин.15:1 и след.), о зерне ( Ин.12:24 ): не развивающееся событие, как притчи у синоптиков, а нечто застывшее, постоянно существующее или неизменно повторяющееся. Точные указания мест, праздников и часов не связывается в одно законченное целое. Один из немецких исследователей сравнил Евангелие от Иоанна с морем, мерно волнующимся  в берегах. Эта особенность Евангелия распространяется и на отдельные понятия. Точных определений у Иоанна нет. Содержание переливается. Иисус Христос – и дверь, и Пастырь ( Ин.10:7, 9, 11, 14 ), и Он же – агнец ( Ин.1:29, 36 ). Каждый раз, когда встречается понятие, уже употребленное, читающему приходится задумываться над его содержанием. Это касается даже таких основных понятий, как понятие суда (напр., Ин.1:9–10, 3:16–17, 15:18–19, 17:9 и сл. Ин.3:17–19, 5:22–27, 8:15–16 ), и т.д. И новое значение часто сливается с первоначальным в какую-то особую гармонию. Цель Евангелиста, устанавливающая основное содержание его книги, указана в конце XX главы (ст. 31): Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Но сразу за этим заключением следует новая глава – последняя – явно восполняя новым явлением – тоже ученикам ( Ин.21:1 и след.) – прежние описанные и неописанные чудеса, совершенные пред учениками ( Ин.20:30 ). Если первое заключение говорит об одной цели Евангелия: внушить спасительную веру в Сына Божия – то заключение раскрывает вторую цель: дать учение о Церкви в лице последующего за Господом Петра и пребывающего до Его пришествия возлюбленного ученика ( Ин.21:15–24 ). Евангелие – это день и ночь: день, когда Свет в мире светит миру ( Ин.1:9, 3:19–21, 8:12, 9:4–5, 11:9–10, 12:35–36 ); ночь, когда тайна Сына Божия выявляется в Его страдании ( Ин.13:30–31 ср. Ин.8:28, 3:14, 12:32 ). Пролог ( Ин.1:1–18 ) открывает Евангелие, и день замыкается заключением XII главы ( Ин.12:44–50 ): и в начале и в конце – основное προтивоположение Бога и мира, мира, подчиненного князю мира ( Ин.12:31 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Своей проповедью спас=7. а. πασαν γην δε о Χριστος=7. а.=А Христос освободил=7. а. ελυτρωσατο τε=6. в.=От погибели за грех=7. а. και ωλην οικουμενην=7. в.=Мир весь, всю вселенную=7. а. παντα ημιν εν προφηταις=8. в.=Чрез пророков известив=7. а. δηλωσας ηλϑε πληρωσαι=8. в.=Наперед все о Себе=7. а. Он пришел исполнить то=7. а. Строфа двадцать первая: νικην παρεχων τοις ταπεινοις=9. а.=Чтоб победу кротким дать=7. а. (с.). δικην τροπαιου φερων=7. в.=Крест на раменах неся=7. а. (с.). επι ωμων τον σταυρον=7. а.=Как трофей побед Своих=7. а. (с.). εξηλϑε σταυρωϑηναι=7. в.=Шествует вперед Христос=7. а. (с.). Строфа двадцать вторая: οξος εποτισαν την πηγην=9. а.=Уксус дали пить Тому=7. с. (а.). —45— των γλυκερων ναματων=7. в.=Кто – Источник сладких вод=7. с. (а). και χωλην επεδωκαν=7. с.=И желчь поднесли Тому=7. с. (а.). μαντα νετισαντι=7. с.=Кто дал манну, как бы дождь=7. с. (а.). και το μαννα εκ της πετρας πηγασαντι=12. c.=И Кто воду из скалы=7. а. Чудным образом извлек=7. а. Выписываем в заключение самую последнюю строфу перевода: υμνησον τουτον ω γηγενης=9. а.=Земнородный, восхвали=7. а. αινεσον τον παϑοντα=7. в.=И воспой, воспой Сего=7. а. και ϑανοντα δια δε=7. в.=Кто страдать благоволил=7. а. και ζωντα μετ’ ολιγον=7. в.=И кто умер за тебя=7. а. ϑεωρησας τη ψυχη=7. а. И когда Он оживет=7. а. δεξαι ηδονη=5. а.Радостно прими Его=7. а. του ταφου γαρ μελλει=6. в.=Устремясь к Нему душой=7. а. εξανιστασϑαι Χριστος=7. а.=Ибо явится Христос=7. а. και καινιζειν σε ανϑρωπε=8 (7) с.=Вновь от гроба и тебя=7. а. ψυχην ουν καϑαραν=6. а.=Обновит, о человек!=7. а. (лучше: восстановит тебя от гроба и обновит, о человек! Ср. выше). αυτω ετοιμασον=6. а.=Итак, душу чистую=7. с. ιν’ ενταυϑα ουρανου=7. а.=Приготовь Ему, дабы=7. а. κατοικον ποτε σε=6 (а). в.=В небе поселил тебя=7. а. ποιηση βaσιλευς σου=7. в.=Грядет скоро твой Господь=7. а. ηξει ταχεως χαρας τε=8. в.=И исполнит радостью=7. с. εμπλησει την εκκλησιαν=8. в.= Церковь , Им созданную=7. c. ινα χορευη (о) Αδαμ=8. а.=Веселись, ликуй Адам!=7. а.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но Павел ослеп: это сияние закрыло ему видение всего земного, и запечатлелся у него в памяти только этот страшный блеск, это присутствие Господа. В течение долгих дней и ночей он не видел ничего, кроме своего видения, не переживал ничего, кроме страшного переворота для него всех ценностей, всей правды, всей истины, всех убеждений, всех верований и всех путей его. И Господь послал человека, который Его именем вернул Павлу видение окружающего мира, дал видеть то, что вокруг. И до конца пережив то, что было внутри, в глубинах, в тайне этого опыта и встречи, он не вернулся ни к кому из Апостолов просить рассказать ему что-то о Христе; он вышел говорить о том, что ему было явлено, что он знает и о чем может говорить достоверно. В этом тайна силы жизни не только Павла, но и других Апостолов и тех, которые от них познали веру, но познали ее глубиной души, пережив уже не как рассказ, а как опыт. В этом сила слова всякого христианина, говорящего о своем Господе, о своем Боге, своей вере: если мы только повторяем то, о чем мы наслышались, – это бессильно; но если мы говорим о том, что родилось опытом в нашей душе, к чему привело нас свидетельство других, но стало глубже чужого свидетельства, обратившись в живой опыт души, – тогда действительно наше слово – как огонь, наше слово – сила и свет. И вот чего мы должны искать: не убедительного слова, а опыта, из которого рождается слово со властью, слово горящее, слово, бьющее ключом живой воды. Вот почему в нынешнем мире недостаточно, чтобы мы понаслышке говорили о вере и о Боге; недостаточно, чтобы мы жили той обстановкой, которую создали отцы; недостаточно, чтобы мы так веровали, так действовали, как другие, по рассказам, веровали и действовали. Мы должны дознаться опытом ума, опытом сердца, опытом духа, опытом всего естества нашего, включая и тело наше, должны дознаться этой проповеди , этой реальности, этого опыта, а для этого жить тем, что Господь зовет Евангелием; потому что это Евангелие как школа, как русло реки, полное той воды, которая представляет нашу жизнь, – и только тогда познаем мы опытом и будем знать не от людей, а от Бога, и принесем свидетельство наше людям, принесем Божий глас, Божие свидетельство и сияние Его славы. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010