О жизни В. Свящ. Писание не сообщает ничего определенного. О Нафанаиле же (В.- с т. зр., их отождествляющей) известно со слов евангелиста, что он был родом из Каны Галилейской (Ин 21. 2). Филипп сообщил Нафанаилу, что они (Филипп, Андрей и Петр) нашли Мессию - Иисуса, «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин 1. 45-46). Нафанаил, однако, сначала выразил нек-рое недоверие этому сообщению: «...из Назарета может ли быть что доброе?» Его неверие, вероятно, объясняется бытовавшим среди иудеев представлением, согласно к-рому Мессия не может прийти из Галилеи (Ин 7. 40-44). Нафанаил, видимо, хорошо знал Писание, это подтверждает и сообщение евангелиста, что он сидел под смоковницей, когда его позвал Филипп: в раввинистической лит-ре место под смоковницей часто представлялось как наиболее удобное для бесед раввинов о смысле Писания ( Billerbeck. Bd. 2. S. 371). Истинный израильтянин, «в котором нет лукавства», Нафанаил в результате исповедовал мессианство Иисуса: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус в ответ на эти слова обещал, что он увидит еще большие свидетельства тому - «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1. 51). Проповедь Согласно апокрифическим «Деяниям ап. Фомы», В. был среди 11 апостолов, бросивших жребий и получивших каждый свою часть ойкумены для миссионерской проповеди (Acta Thomae 1. 4). Он проповедовал в М. Азии (вместе с ап. Филиппом - во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Парфии (Персии) и Индии («Мученичество ап. Варфоломея»), под к-рой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик), а др.- Аравию Счастливую ( Pseudo-Hieron. De vitis Apostolorum//PL. 23. Col. 722). Однако в сочинениях Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. V 10. 3) и блж. Иеронима ( Hieron. De vir. illustr. 36) речь идет именно об Индии, где В. оставил Евангелие от Матфея на евр. языке (или переведенное на инд. язык - Epiph. Index apost. [Sp.] 6), найденное христ. философом Пантеном, преподавателем Александрийской огласительной школы.

http://pravenc.ru/text/154389.html

разъяснять их. На вопрос учеников: „почему в притчах говоришь им?“ Господь отвечал: „потому что вам дано знать тайны царства небесного, а тем не дано, ибо кто имеет, дастся ему и преумножится, а кто не имеет, и что имеет, отнимется у него; потому в притчах им говорю, что видя не видят и слыша не слышат и не разумеют; и исполняется с ними пророчество Исаии, говорящее: слухом услышите и не уразумеете, и взирая не узрите и не увидите, ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слушали, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и ушами не услышат, и сердцем (не) уразумеют и (не) обратятся, и (не) исцелю их“ ( Мф.13:10–17,34,35,51 ср. Мк.4:11 сл. 33–34; Лк.8:10 ). Точно также тайну Своих страданий, смерти и воскресения Господь ясно открывал ученикам, что ученики хотя и не понимали, но верили Своему Наставнику ( Мф.16:21 дал. 17:9; Лк.9:44–45 ). Напротив, неверовавшей толпе и фарисеям, книжникам, законникам и священникам Господь открывал эту тайну прикровенным образом и в загадочных словах, например о разрушении храма и тридневном восстановлении его (Ин.:19–22), о ядении плоти и питии крови Сына Человеческого ( Ин.6:43–60 ), о знамении Ионы пророка ( Мф.12:39–40 ). Для учеников этот прикровенный язык Христа не имел существенно-необходимого значения, ибо им сообщалась тайна в прямой и ясной речи, коей они хотя и не разумели, но были преданы Господу и верили в Него. Неверовавший же народ и его руководители, хотя также не понимали прикровенных слов Христа, однако ж таинственность их вызывала в них невольный страх ко Христу, заставляла их невольно повиноваться Ему (при изгнании торгашей из храма, при взятии Господа Ин.2:14 сл. 18:6: 8) и преждевременно не налагать на Него своих рук ( Ин.7:25,30–32 сл. 44 др.). Такое же устрашающее значение для неверия имели и некоторые таинственно-символические чудеса Христа – потопление свиней и иссушение смоковницы, как знамения неизбежной гибели всего нечистого и бесплодного, то есть язычества и иудейства. Таинственность всегда имеет в себе нечто устрашающее. Эта таинственность лица и учения Христа служила для неверов и врагов Его тем,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мария поначалу принимает Иисуса за садовника (κηπουρς). Некоторые комментаторы объясняют это тем, что Иисус появился обнаженным (точнее, в одной набедренной повязке), так как оставил погребальные пелены в гробнице. 641 Однако такое предположение безосновательно. Ни одно из Евангелий ничего не говорит о том, во что был одет воскресший Иисус, когда являлся Марии и затем ученикам. По крайней мере, когда два ученика встретили Его по дороге в Эммаус ( Лк.24:15–16 ), вряд ли Он мог идти с ними в одной лишь набедренной повязке. Иисус сначала обращается к Марии так же, как обратился к Своей Матери с креста: γναι («женщина», славянское «жено»). И повторяет вопрос, который она только что услышала от ангелов: жена! что ты плачешь? Добавление кого ищешь? имеет параллели в словах ангела (ангелов) из синоптических Евангелий: вы ищете Иисуса распятого ( Мф.28:5 ); Иисуса ищете Назарянина, распятого ( Мк.16:6 ); что вы ищете живого между мертвыми? ( Лк.24:5 ). Комментаторы отмечают, что Мария, согласно Евангелию от Иоанна, дважды повернулась к Иисусу: сначала она обратилась назад (στρφη ες τ πσω) и увидела Иисуса стоящего, а затем, когда Он назвал ее по имени, она, обратившись (στραφεσα), говорит Ему: Раввуни! Иоанн Златоуст считает, что Мария сначала от ангелов обернулась к стоявшему сзади Иисусу, затем вновь к ангелам и потом опять к Иисусу. 642 Несмотря на то что Иисус заговорил с Марией, она продолжает не узнавать Его. И только после того, как Он называет ее по имени, она понимает, Кто перед ней. Слово «Раввуни» (арамейское rabbn – буквально: «учитель мой») в греческом тексте Евангелия встречается еще один раз только у Марка: так к Иисусу обращается слепой ( Мк.11:51 ). Оно представляет собой, возможно, более персонализированную и ласковую форму, чем обычное наименование «равви», которое мы слышим из уст учеников Иисуса ( Ин.1:38, 49; 4:31; 9:2; 11:8 ), включая Петра ( Мк.9:5; 11:21 ) и Иуду ( Мф.26:25, 49 ; Мк.14:45 ), а также из уст Никодима ( Ин.3:2 ), Иоанновых учеников ( Ин.3:26 ) и народа ( Ин.6:25 ). 643

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

23.06.2021 #апостолы #Библия #Евангелие #Об апостолах в вопросах и ответах #Священное Писание new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × В Евангелии от Иоанна вы не найдете никого с именем Варфоломей, хотя в трех других Евангелиях этим именем назван один из двенадцати ближайших учеников Иисуса. Кто этот ученик и каково его настоящее имя? Варфоломей или Нафанаил? Традиционно апостола Варфоломея отождествляют с апостолом Нафанаилом. Евангелисты Матфей, Марк и Лука при перечислении имен двенадцати ближайших учеников Спасителя называют среди них Варфоломея. Перечисляя апостолов попарно, Варфоломея ставят в паре с Филиппом. Но Иоанн Богослов говорит о некоем Нафанаиле, которому Филипп сообщает о Мессии (см.: Ин 1:45–51). В этой связи церковная традиция отождествляет Нафанаила с апостолом Варфоломеем. Варфоломей — прозвище или имя? «Варфоломей» достаточно распространенное арамейское патронимическое имя, то есть отчество: bar talmai — «сын Фалмая» или «сын Толомея». Возможно, что апостола звали Нафанаилом, а его прозвищем было Варфоломей. В таком случае полное имя звучало как «Натанаэль бар Толами». Святые Отцы нередко рассматривали Нафанаила как отдельное лицо либо отождествляли его с апостолом Симоном Зилотом. В настоящее время апостол Нафанаил отождествляется Церковью с апостолом Варфоломеем. Где родился? Из Священного Писания про жизнь апостола Варфоломея ничего не известно. Но про Нафанаила говорится, что он был родом из небольшого городка — Каны Галилейской (см.: Ин 21:2), где Христос совершил Свое первое чудо. Из этого же города происходил апостол Симон. С кем дружил? При перечислении двенадцати апостолов имя Варфоломея стоит рядом с именем Филиппа, что может свидетельствовать об их дружбе. Неслучайно Филипп после своего призвания спешит сообщить Нафанаилу о том, что он нашел Мессию. Во-первых, Филипп понимал, что эта новость заинтересует его товарища, а, во-вторых, он спешит сказать об этом своему другу, потому что для них обоих приход Мессии в мир был ожидаемым и важным событием. Хорошо знал Писание?

http://blog.predanie.ru/article/apostol-...

Ефросинии Полоцкой. 1997 г. Мастер Н.П. Кузьмич. (Спасо-Преображенского ц. Евфросиниева мон-ря, Полоцк) Воссозданый крест прп. Ефросинии Полоцкой. 1997 г. Мастер Н.П. Кузьмич. (Спасо-Преображенского ц. Евфросиниева мон-ря, Полоцк) Облик утраченного креста зафиксирован на рисунке худож. Н. М. Менцова, сделанном в сент. 1841 г., в период пребывания Е. к. в Казанском соборе С.-Петербурга, судить о его цвете можно по хромолитографии с акварели М. Брукса (опубл. в кн.: Петров, Городецкий. 1890. С. 24. Вклейка). Известно, что в кон. XIX в. членом Совета Полоцкого церковного братства свящ. Михаилом Дубровским была сделана опись Е. к. Согласно описи, из 20 эмалевых иконок, находившихся в кресте, отсутствовала тогда одна, 5 других были повреждены. Как свидетельствует акт передачи Е. к. от 21 нояб. 1929 г., составленный Ластовским, изображения 3 святых были выломаны, а 13 был нанесен значительный ущерб. Из драгоценных камней уцелели 2 - аметист и гранат, на месте других остались пустые гнезда, в нек-рых находились кусочки разноцветного стекла. На верхней поперечине не хватало 2 пластин золота и дерева. Главным источником для изучения и последующего восстановления Е. к. стали негативы 1896 г., обнаруженные Л. В. Алексеевым в архиве историка лит-ры и палеографа И. А. Шляпкина (ныне архив Ин-та истории материальной культуры РАН). Е. к. представлял собой напрестольный 6-конечный крест длиной 113/6 вершка (51 см), верхнее перекрестье - 3 вершка (13,3 см), нижнее - 45/8 вершка (20,6 см). На кипарисовую основу были набиты пластины: золотые - на лицевую и оборотную стороны (по 11 на каждую), серебряные позолоченные - на боковые. Каждую из пластин (кроме боковых) украшали изображения святых и пальметты, выполненные в технике перегородчатой эмали, в той же технике были сделаны надписи на верхнем средокрестье. В средокрестьях помещалось 2 небольших креста (4-конечный вверху и 6-конечный в центре), декорированные треугольными и ромбовидными отверстиями. В лицевую сторону были вмонтированы драгоценные камни (для 8 больших сделаны сквозные отверстия в пластинах), по контуру крест оправлен жемчугом.

http://pravenc.ru/text/187870.html

Появлением Своим в храме, лишенном прежней славы, Пресвятая Дева предначала новую славу его, затмившую древнюю. Иерусалимский храм, возобновленный Зоровавелем по возвращении иудеев из плена вавилонского, во внешнем блеске не мог сравниться с храмом Соломона (см.: 1Езд. 3:12 ; Агг. 2:4 ). И между тем святой пророк предвидел, что слава храма сего последняя будет паче первыя ( Агг. 2:9 ), а другой пророк указал и самую причину сего необычайного прославления в пришествии в церковь Господа и Ангела завета (см.: Мал. 3:1 ). Но этому пришествию в храм Владыки храма предшествовало явление в храме Пресвятой Девы Богоматери. Ветхий закон тени и образов уже исполнил свое назначение, и вот – в вещественном храме вмещается «скиния святая и пространнейшая небес, приемшая невместимое во всей твари Слово Божие» 37 . Здесь ясно зрится «Божественная сень Слова, чистотою Ангелы превосшедшая» 38 , «одушевленный храм» Божий 39 , «преславное селение Сущаго на Серафимех» 40 . Храм в это время был лишен главнейшей святыни – ковчега завета, Святое святых его было пусто, но слава его воссияла более храма Соломонова: в нем, по изъяснению Святой Церкви, «ковчег, Божественным Духом позлащенный, Пречистая показася, не скрижали носящь закона, но Христа Господа, егоже закон и пророцы древле предвозвестиша» 41 . Одушевленный ковчег Божий был «позлащен Духом» 42 , то есть, как замечает святой Григорий Неокесарийский , «Святая Дева, подлинно, – кивот, внутрь и вне позлащенный и принявший в себя все сокровище освящения» 43 . Древний ковчег завета был накрыт очистилищем, золотою крышкою, над которою распростирали свои крылья два Херувима, изваянные из золота (см.: Исх. 25:17–21 ). Это очистилище, по вере израильтян, было местом, где Вездесущий Бог обнаруживал Свое особенное присутствие, открывал Свою волю и принимал молитвы Своего народа (см.: Исх. 25:22 ; Лев. 16:2 ; Чис. 7:89 ). Пресвятая Дева, как «небесный» 44 , «огненный престол Вседержителя» 45 , есть, по учению Святой Церкви, «теплое очистилище» 46 , «очистилище миру» 47 , «всего мира очищение» 48 . Она – «златокованная стамна, из неяже истече миро животворное верным» 49 , «стамна, манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства» 50 ; эта «манна жизни» 51 есть Христос, хлеб жизни и бессмертия, сшедший с неба (см.: Ин. 6:48–56 ). Она – «златая кадильница», имевшая в Себе «огнь – Слово от Духа Свята» 52 , «благовонное» 53 , «приятное молитвы кадило» 54 , «златозарный свещник, приемший несказанно свет неприступный» 55 , «свеща, явльшаяся во тьме и вжигающая невещественный огнь» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

2. Бог-Слово существует вечно, и Он окрылил 28 рыболовов для богословия 29 . Поэтому апостол Иоанн восклицает: В начале было Слово 30 , и Слово было у Бога(Ин 1:1) 31 . Посмотри на точность выражения Евангелиста. Он не говорит — в начале было рождено Слово. Он возвещает не происхождение, а существование 32 . Так как происхождение предполагает указание на основание своего бытия, а коль скоро Евангелист стремится представить безначалие 33 Сына, то он умалчивает о Его рождении и проповедует существование. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1) 34 . Этих трех положений достаточно для прочного основания Церкви 35 . Кто же тебя, Иоанн 36 , этому научил 37 ? Озеро 38 ? — но оно не учит вере; рыболовство? — но оно не говорит о Боге; Зеведей 39 ? — но он простец; твое отечество 40 ? — но оно всего только бедное селение; твои соотечественники? — но они невежды; иудеи? — но они не веруют; Закон? — но он лишь тень будущих благ(Евр 10:1); Моисей? — но он тяжело говорил и был косноязычен (см. Исх 4:10); Авраам? — но он был только прах и пепел(Быт 18:27) 41 ; Давид? — но он червь, а не человек(Пс 21:7); Пророки? — но покрывало Закона еще оставалось неснятым(см. 2 Кор 3:13–16). Итак, как же ты сумел сказать, — в начале было Слово(Ин 1:1); Кто же тебя вознес на такую высоту [умозрения]; Кто одарил тебя этими крыльями 42 ? Ты забыл о человеческом естестве 43 , отрешился от земли, преодолел воздушное пространство, миновал эфир, вознесся превыше небес, превзошел ангельские чины, пронесся мимо серафимов и херувимов, приблизился к царскому трону и преклонил главу на груди Царя 44 . Ты получил крылья благодаря вере 45 , когда, прогремев подобно трубе, сообщил [истину] веры, недоступную разуму, когда во всеуслышание, подобно грому, возвестил непостижимое рождение и, как глашатай, провозгласил безначальное бытие, сказав: В начале было Слово(Ин 1:1), в том начале, которое не имеет ничего общего с началом времени 46 . В начале было Слово (Ин 1:1), ибо прежде всякого начала [времени] было Слово. Слово было 47 , а не произошло, ибо Оно 48 , будучи непостижимым для ума, простым, несоставным, недоступным, неизведанным 49 , вечным, неделимым, неизменяемым, несотворенным, во всем Таким же, Каков Родивший, было рождено бесстрастно 50 . В начале было Слово, — чем показал изначальность 51 [сыновней] ипостаси; и Слово было у Бога, — чем удостоверил единство и неделимость Божественной сущности; и Бог было Слово (Ин 1:1), — чем указал на неизменяемость Божественной природы. Оно было в начале у Бога(Ин 1:2), — чем обозначил совечность Сына с Отцом. Все чрез Него начало быть (Ин 1:3), — чем показал, что творение мира было совершено свободно. Все начало быть (Ин 1:3), — прежде было сотворено, а ныне — обновлено 52 .

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatuyu-pash...

Яко живу Аз, и вы живи будете. О Себе говорит, что, невзирая на смерть, которая предстоит Ему и коснется Его, Он живет, живет, как Жизнь вечная. Мало того, поскольку Он есть Начальник жизни ( Деян. 3:15 ; 1Кор. 15:45 ), то и верные Его будут жить при всех возможных препятствиях к жизни, в бедах и волнениях мира, среди искушений внутренних и внешних, даже и после смерти, не только душою, но и с воскресшими телами ( 1Ин. 3:2 ; 1Кор. 15:48–49 ). В той день уразумеете. В той день, во время, следовавшее за воскресением Его из мертвых, и преимущественно в день сошествия Св. Духа озарены были сердца верных Его разумением тайн Божиих ( Лк. 24:45–51 ). Вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, говорил Воскресший ученикам ( Деян. 1:5–8 ). В той день уразумеете, Яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас. Дивные тайны должны открыться ученикам Христовым, и, во-первых, единосущие Бога Отца с Сыном, по вечному рождению Сына; потом единение верующих со Христом, по благодатному усыновлению их Богу ( Еф. 2:5 ); и, наконец, общение Христа с верующими, по благодатному пребыванию Его в сердцах возрожденных 19 . Великое приобретение – уразуметь, что Отец в Сыне и Сын во Отце; впрочем сие одно разумение может остаться без спасительного влияния на жизнь всей души. – Но понять и уразуметь, что Бог в нас пребывает и мы в Боге, возможно только при высшем озарении человека Духом Святым. Потому последнее могло явиться в Апостолах не прежде дня сошествия Святаго Духа. Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ). И то, что говорил прежде сего Спаситель, относилось не к одним Апостолам, как видно по содержанию. Теперь же ясными словами дает знать Спаситель, что имеет Он в виду не одних Апостолов. Заповедь о любви ( Ин.14:15 ) и ее преимуществах прилагает Он прямо ко всем вообще. Имеяй заповеди – еще не то, что соблюдаяй их, хотя нельзя соблюдать их, не имея их ( Ин. 4:22 ; Мф. 15 ). Иметь заповеди Иисуса значит принять их из Откровения и содержать, как дорогое сокровище, в уме ( 1Ин. 2:7 ; Мф. 15:12 ; Лк. 8:18 ). Но этого не довольно, чтобы любовь наша была достойна Господа Иисуса. Надобно, чтобы не только мысль занята была Господом, но чтобы вся душа со всеми силами посвящала себя исполнению заповедей Его. Тогда дела будут показывать, что душа любит Господа ( Ин. 13:17 ). Такой-то душе открывается Сам Христос Иисус и дает ей чувствовать, что Он есть свет для ума ее, живительная сила для воли, радость для сердца. О сем явлении Иисуса помышляй и пекись, о душа моя! Оно дороже всех сокровищ мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(III 6-VII 27). Собравшиеся били Иисуса со словами: «Вот, Сын Божий (υς το θεο) в нашей власти». Затем в П. Е., как и в канонических Евангелиях (Мф 27. 27-31; Лк 15. 16-20; ср. также: Ин 19. 1-5), говорится о поругании Господа: Его облачили в багряницу и возложили на голову терновый венец. Из текста П. Е. фактически следует, что бичевание совершали не рим. воины, а иудейский народ, к-рый во время поругания именует Иисуса не Царем Иудейским, а Царем Израилевым (βασιλες το Ισραλ) и Сыном Божиим. Затем привели 2 разбойников и распяли Господа посреди них (ср.: Мф 27. 38; Мк 15. 27; Лк 23. 32-33; Ин 19. 18), причем во время казни Он безмолвствовал как не чувствующий боли. По всей видимости, мотив молчания Спасителя был перенесен в текст П. Е. из описания суда над Ним у первосвященника Каиафы и допроса у Пилата (Мк 14. 61; 15. 5; Мф 26. 63; 27. 12-14; Лк 23. 9; см. также: Ин 19. 9-10); кроме того, в П. Е., как и в канонических Евангелиях, весьма вероятна аллюзия на Ис 53. 7. Надпись с обозначением вины на Кресте Господа также приведена в П. Е. в особой версии: «Сей есть Царь Израилев». Казнившие разложили одежду Иисуса перед собой и начали делить ее, бросая жребий. Один из разбойников, распятых с Господом, обличал их, говоря: «Мы страдаем за преступления, нами содеянные, а Сей, спасающий людей, какое зло сотворил Он?» Автор П. Е. объяснил, что голени у Христа не были перебиты, иначе, чем это сделано в Ин 19. 31-36: казнившие ожесточились на Господа и приказали не перебивать Его голеней, дабы Он скончался в страданиях. Когда настал полдень, на всю Иудею нашла тьма (ср.: Мф 27. 45; Мк 15. 33; Лк 23. 44) и присутствовавшие стали беспокоиться о том, чтобы зашло солнце, поскольку в этом случае было бы нарушено предписание, содержавшееся во Втор 21. 22-23. Затем Иисусу дали пить желчь, смешанную с уксусом (ср.: Мф 27. 34, 48; Мк 15. 23, 36; Лк 23. 36; Ин 19. 29-30). Последние слова Господа на Кресте: «Сила Моя, сила! ты Меня оставила!» (Η δναμς μου, δναμις, κατλειψς με) - отличаются от всех вариантов, приводимых в канонических Евангелиях. При этом фраза построена по схеме, сходной с той, к-рая содержится в Мк 15. 34 и Мф 27. 46: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил (γκατλιπες)?» (Пс 21. 2). В момент смерти Спасителя завеса в Иерусалимском храме раздралась надвое (Мф 27. 51; Мк 15. 38; Лк 23. 45). Иудеи вынули гвозди из Его рук и положили на землю, после чего началось землетрясение (Мф 27. 51). На всех напал великий страх. Впрочем, вскоре воссияло солнце и оказалось, что уже 9-й час (ср.: Мк 15. 33; Лк 23. 44). Иудеи обрадовались и отдали тело Иисуса для погребения Иосифу, к-рый, совершив Его омовение и обвив плащаницей, положил в гробницу, называемую садом Иосифовым.

http://pravenc.ru/text/2580440.html

Чтобы распутать нить идеи, обратимся к последовательности мыслей. Иудеи говорили Христу о Храме Иерусалимском – мистическом центре ветхозаветной теократии. Христос отвечал им, говоря об «этом храме». Спрашивается, о каком же именно «этом»? Штраус 719 720 совершенно справедливо говорит о неосновательности предположений, будто Христос указал при этом пальцем на Свое тело. Конечно, буквально разбирая Его слова, мы вынуждены признать, что ближайшим образом говорил Он о Храме Иерусалимском. Но почему же тогда Евангелист замечает: «Когда же Он воскрес из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» ( Ин.2:22 )? Потому, что когда иудеи убили Иисуса Христа, то вместе с тем они «разрушили» (собственно «разрешили», «уничтожили», «отменили», ср. глагол, употребленный Спасителем: λσατε, Ин.2:19 ) Храм Иерусалимский в его мистической сути, ибо с этого момента он перестал быть единственным и исключительным местом истинного Богопоклонения (ср. Ин.4:21 ): с этого момента Храм Иерусалимский, как Храм κατ’ ξοχην, развеялся повсюду, где только был в сердцах истинных поклонников Отца Новый Храм – Церковь , в которой живёт уже не Шехина Божия, а Само Божество 721 . Храм Иерусалимский был разрушен иудеями за 37 лет до нового, материального разрушения его Титом (в 70 году по Р. Х.), и Титу пришлось сжигать уже не Храм, а «помещение под Храм», в котором ранее иудеи мистически порвали завесу святейшего» ( Мф.27:51 ; Мк.15:38 ; Лк.23:45 ). Но когда иудеи разрушили Храм Иерусалимский, Христос, как обещал, «в три дня воздвиг его», ибо Христос воскрес и вместе со Своим телом воздвиг и воспринятый на Тело Храм его, т. е. Церковь . Это и отмечает Евангелист, когда говорит про Христа: «А Он говорил о храме Тела Своего, – κενος δ λεγεν περ το ναο το σματος ατο» ( Ин.2:21 ), почему Евангелист и продолжает: «вот поэтому-то (τε ον), когда Он воскрес из мёртвых (γρθη, – буквально – был воздвигнут, т. е. тут тот же глагол, что и в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010