ТОМ II АРХИМАНДРИТ ИННОКЕНТИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1862–1888) (Память 17 сентября ст. ст./30 сентября нов. ст.) Цит. по кн.: Краткий очерк жизни архимандрита Иннокентия, настоятеля Глинской пустыни. Издание Глинской Рождество-Богородицкой пустыни.Киев, 1906. " Если мир весь во зле 509 , – Тот блажен на земле, Кто оставил все в мире для Бога; В ком воскресло все вновь, Все проникла любовь; Тому здесь только на небо дорога» 510 . Любвеобильный архимандрит Иннокентий (в миру дворянин Старооскольского уезда Курской губернии Яков Фирсович Степанов) поступил в Глинскую пустынь в 1845 году и был под духовным руководством известных Глинских старцев. По своим блестящим способностям, тихому нраву и усердию ко благочестию он обратил на себя внимание монастырского начальства и скоро занял должности письмоводителя и библиотекаря обители. Имея под руками обильный источник святоотеческой мудрости, он сумел почерпнуть оттуда воду живую и ею потом во имя любви обильно напоять приходящих к нему. Этому много способствовала отличная память. Стоило о. Иннокентию что-либо раз прочитать внимательно, и он спустя десяток лет мог буквально цитировать целые страницы прочитанного. В должности письмоводителя и поверенного монастыря, отец Иннокентий был правой рукой трех настоятелей Глинской пустыни: Евстратия (†1855), Авксентия (†1857) и Иоасафа (†862) и прекрасно ознакомился с многотрудными и разнообразными обязанностями аввы большого общежительного монастыря. Потому ему вполне по достоинству в 1862 году вручен был настоятельский посох. В должности настоятеля первой и главной заботой о. Иннокентия был соборный храм, перестройка которого началась еще при игумене Евстратии. Обширный храм, почти весь заново переделанный, требовал внутренней отделки. При неусыпных заботах о. Иннокентия она была закончена в два года и храм освящен в сентябре В 1870 году по инициативе о. Иннокентия Глинская пустынь с торгов приобрела казенные Сеймские мельницы, которые были в самом жалком состоянии. Только один амбар мог работать. Отец Иннокентий не устрашился громадных расходов на возобновление. При мельницах устраивалось подворье, приобреталась нужная земля, заводилось хозяйство. Отец Иннокентий сам неутомимо трудился над посадкой деревьев. Ему усердно помогали братия и его почитатели из мирян. Господь благословлял все благие начинания. Это видно было в особом чудесном знамении. На другой год по посадке молодые сосны весной зацвели какими-то необыкновенно красивыми цветами. Отец Андрей, показывая их батюшке, сказал: «Никогда этого не видел». Отец Иннокентий перекрестился и ответил: «Я тоже никогда этого не видал». Чудный цвет на соснах был две недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

И. А. Шляпкин IV. Вопрос о пресуществлении. св. Даров на почве церковно-исторической и малорусские духовные Взгляд патриарха Иоакима на малоруссов – Письма Иннокентия Монастырского – Недовольство патриарха Иоакима, отсылка Четь-Миней м. Макария и письмо св. Дмитрия патриарху – Послания Иоакима митрополиту Гедеону и Лазарю Барановичу – Дело с Четь-Минеями св. Дмитрия – Книга Иннокентия Монастырского – Ответные послания патриарху малорусских духовных – Поездка Мазепы и св. Дмитрия в Москву и падение Софии – Судьба Сильвестра Медведева и латинской партии – Смерть патриарха Иоакима и патриарх Адриан – Ослабление полемики и греческой партии – Дело Петра Артемьева – Латинствующее мнение и св. Дмитрий – Характеристика латинствующих и их значение. Малорусская церковь , бывшая столь долго почти независимою, при слабом значении Константинопольского патриарха, подчинилась только в 1685 г. Московскому патриарху, и само подчинение как мы уже видели, не было делом вполне безукоризненным. Патриарх Иоаким давно уже подозрительно смотрел на присоединившихся к Москве малороссов. Сам он принял пострижение в киевском Межигорском монастыре 768 и, конечно, знал отступления малоруссов от православных обычаев. Еще в 1677 г. он приказал «выдрать из псалтыри, что печатан в Черкасском Новгородке лист 239 для того, что ектении в молебне несходны с их же книгами и московскими... да лист 146 для того что на том листе напечатано летописец несходно с их книгами и московскими.» 769 В 1683 году, посылая грамоту Самойловичу, он укорял епископа Черниговского Лазаря Барановича за то, что тот посвящает на литургии зараз нескольких дьяконов и иереев. 770 27 марта 1686 г. он дал Игнатию Жигмонтову, игумену Полоцкого Богоявленского монастыря грамоту на непосредственную зависимость от Московского патриаршего престола, под предлогом «неимения архиереев законных, доколе же по воле Божьей в той стране собственные архиереи православные устроятся», хотя монастырь, как часть белорусской епархии, должен был быть подчинен киевскому митрополиту. 771 В 1687 году Иоаким сделал своею ставропигиею киевский Межигорский монастырь. 772 В январе 1688 г. митрополиту киевскому Гедеону запрещено было писаться митрополитом «всея России». 773

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Из истории западного богословия: Бернард Клервоский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 2 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 I. Жизнь Бернард, аббат Клервоский, знаменитый западный средневековый богослов-мистик, родился в знатной семье в деревне Фонтен-ле-Дижон в Бургундии (Франция). У родителей Бернарда, которых звали Тесцелин и Алетта, было семеро детей. Бернард был третьим сыном. Светское образование он получил в Сен-Ворле, где, возможно, изучал дисциплины тривиума. Однако в 1107 г. после смерти горячо любимой матери в жизни Бернарда наступил кризис, в результате которого он решил принять монашество. В 1111 г. Бернард удалился в местность Шатийон, где к нему вскоре присоединились все его братья и некоторые родственники. В 1113 г. Бернард принял монашество в цистерцианском монастыре. Он стал вести столь ревностную подвижническую жизнь, что уже в 1115 г. был избран аббатом нового монастыря, для которого он вместе со своими спутниками выбрал уединенную долину недалеко от р. Об, которую они назвали Clara vallis (“Ясная долина”), или Clairvaux (Клерво). Первые годы своего аббатства Бернард провел в решении насущных вопросов организации монастырской жизни и основания новых монастырей. В 1119 г. он вступил в полемику с Клюнийским аббатством, где в то время наблюдалось резкое падение монастырской дисциплины. Он написал по этому поводу несколько писем своему кузену Роберту и знаменитую Апологию к Гиллельму. Впрочем, между Бернардом и Клюнийским аббатом Петром Досточтимым неожиданно установилась тесная дружба. В 1128 г. Бернард был приглашен к составлению устава для ордена тамплиеров. Во время схизмы 1130 г., когда после смерти папы Гонория II в качестве его преемников оказались избранными сразу два папы, Бернард решительно встал на сторону законно избранного Иннокентия II. Деятельность и поддержка Бернарда сыграла решающую роль в споре двух пап. На Эстампском соборе Бернард склонил французское духовенство к признанию Иннокентия II.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Е.В.Романенко Нил Сорский и традиции русского монашества. Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв. Источник 1. Основные принципы скитского жития по древним источникам Около 1485 г., возвратившись из паломничества во Святую Гору Афон, преподобный старец Нил вместе со своим учеником Иннокентием поселился в лесу на реке Соре, за «пятнадесят поприщ» от Кирилло-Белозерского монастыря. На Соре он бывал и раньше, когда, будучи монахом Кириллова монастыря, разбирал межевые дела с соседним Ферапонтовым монастырем 1 . Очевидно, место тогда понравилось преподобному старцу своей уединенностью и пустынностью. Болота, «мхи великие и непроходимые» делали его труднодоступным для мирских людей. Преподобный Нил выбрал Copy как место, удобное для жизни по скитскому обычаю, общий принцип которого он так сформулировал в своих главах «О мысленном делании»: «еже с единем или множае с двема братома житие» 2 . Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества, основатель которого в Египте преподобный Антоний Великий († 356) после 20 лет затвора, как сообщает его житие, жил в окружении своих учеников (РГБ. Вол. собр., 630, л. 100). Хотя это не был скит со своим определенным уставом и правилами жизни, но в нем соблюдался основной принцип скитского жития – иноки всегда могли пользоваться наставлениями своего старца и спасались рядом с ним. Именно о таком устройстве монастыря преподобного Антония Великого сообщает и скитский патерик (в тексте все цитаты из скитского патерика приводятся по списку рукописи XVI в. из библиотеки Нило-Сорского скита): «Поведа... Кроние, презвитер Нитрийскым яко некогда унынию нападшу ми. Ползы ради приидох к авве Антонию и дошедшу ми в монастир долнии идеже ученици его седяху и ждах его видети. Когда убо десятый день схождааше когда же пятыи яко же хотяше ему Бог открыти по потребе сошедшихся» (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 2 – 2 об.). Первые египетские монастыри скитского типа основали ученики преподобного Антония – святой Аммон и преподобный Макарий Великий , Египетский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Брянск. Вознесенский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Белопесоцкий Предтечев мужской монастырь в Зарецкой слободе был основан в XVI в. В начале XVIII в. обращён в Воскресенский женский, затем в Вознесенский женский. Упразднён в 1766 г. «В приход польского короля под Брянск тот Петровский монастырь разорен был, и после того разорения того же Петровского монастыря старец Антоний самовольством своим против того Петровского монастыря за рекой Десною на луговой стороне, на монастырской их земле и в угодьях, построил вновь Предтечев монастырь», — читаем в «Истории Орловской епархии и описании церк­вей, приходов и монастырей», изданной в 1899 году в Орле. Возник монастырь в XVI веке. Название Белопесоцкий получил от местнос­ти. Находился на белом песчаном берегу. Предтеченский — по имени храма, построенного в середине XVII века в честь Иоанна Предтечи. Монастырь расстраивался с годами, обзаводился землей. Появились мельни­ца, рыбные и бобровые гоны на реке Снежети. В 1683 году Белопесоцкая обитель была передана в подчинение Брянско­му Петро-Павловскому монастырю. В самом начале восемнадцатого столетия здесь, как отмечено в первом томе «Трудов Киевской духовной академии», была построена Вознесенская церковь с приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери. Монастырь назывался по-разному: Предтечевым, Зарецким, Песоцким, Вознесенским. Просуществовала обитель недолго. Краток был и ее расцвет. Церковь же еще долго украшала это место. «...С Петровской горы виднелась Зарецкая церковь со своею шатровой колокольней, огненный разноцветный ко­нус, который красиво отражался на глади Десны», — писала газета «Брянский вестник» в конце XIX века. По материалам: http://www.puteshestvie32.ru/content/belopesockiy На месте настоящей зарецкой Предтеченской церкви в старину был Песоцкий (на песках) мужской монастырь. Когда он был основан — в точности неизвестно. Достоверно известно только то, что он был еще до литовского нашествия, т.е. до 1356 года. По крайней мере Иннокентий, архимандрит Киево-Печерского монастыря, подавая челобитную на имя царей Петра и Иоанна Алексеевичей (в 1684 г.), говорит:»тот-де монастырь (Песоцкий) исстари, до литовского разорения, построен по указу благоверной царицы Анастасии Романовны».

http://sobory.ru/article/?object=55734

Введение На северо-востоке Руси конец XIV – XV и XVI века были временем расцвета монастырского строительства. Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия Радонежского основано до 40 монастырей, из них вышли основатели еще около 50-ти монастырей, так что духовное потомство великого радонежского подвижника распространилось по всей Северо-Восточной Руси. Имена основателей монастырей и подвижников уже в конце XVI – начале XVII веков встречаем в русском месяцеслове. Внутренняя жизнь каждого монастыря регламентировалась определенными правилами, в основе которых лежал церковный устав, соединявший в себе два больших отдела: литургический и дисциплинарный. Он дает решения по вопросам церковной службы, монашеской жизни и общехристианского поведения. По классификации Ф. Лилиенфельд необходимо различать следующие типиконы: 1) богослужебный, 2) дисциплинарный, 3) монастырский – типикон в собственном смысле 1 . Третий вид типикона также содержит указания богослужебного или дисциплинарного характера, но лишь для монахов данного монастыря и только 2 . Монастырский устав давался основателем, первым игуменом монастыря. В настоящее время известны всего несколько монастырских уставов XV-XVI веков 3 . Согласно сложившемуся обычаю основатели монастырей передавали свой «закон» в духовном завещании, но чаще устно. Устно был передан устав монастырской жизни и преподобным Кириллом Белозерским. В духовной же грамоте он дает благословение всем, кого оставляет в этом мире, назначает преемником своим священноинока Иннокентия, а также излагает просьбу к белозерскому князю Андрею Дмитриевичу: 1) сохранить в неприкосновенности все пожалования монастырю, 2) надзирать за тем, чтобы его устав в монастыре не нарушался «...а техъ бы еси, господине, зчюнул крепко, кто по моему житьицю не ходитъ, а игумена не иметь слушати. И ты, господине, техъ вели изъ монастыря выслати» 4 . Впоследствии, в 1462 году, Пахомий Серб, при составлении Жития преподобного Кирилла, изложил устав в пересказе его учеников 5 . В этом уставе можно выделить три основных темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далматовский монастырь: жизнь изнутри ФОТОГАЛЕРЕЯ Фотографии бытовых послушаний монахов и послушников Свято-Успенского Далматовского монастыря Курганской области были сняты в течение многих лет. Фотограф Андрей Хитайленко признается: «Мне всегда было интересно увидеть и снять жизнь монастыря изнутри. Как монахи и трудники пекут хлеб, ловят рыбу, работают на огороде и готовят кадильный уголь, занимаются подготовкой к службам и ухаживают за скотом и пасекой. В своей работе я встретил полное понимание со стороны наместника монастыря игумена Варнавы. Благодаря этому и родилась серия снимков, которая непременно будет продолжена». Часть представленных фотографий выставлялась в московском Храме Христа Спасителя на фотовыставке, посвященной Рождественским чтениям, часть была напечатана в польском альбоме «Краски Православия России». Серия снимков с монастырской заимки вошла в национальную галерею «Фотосоюз». Фото: Андрей Хитайленко vk fb tw ok @ g+ lj Монстырская промысловая Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj В монастырском храме Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Наместник монастыря игумен Варнава Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Вечерний чай Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Кочегар Володя Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Инок Иннокентий Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Илья Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Монастырский плотник Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Отец Герман Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Послушник Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Просфорня Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Саша Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Портрет с зеленым луком Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Монастырская промысловая Фото: Андрей Хитайленко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/100651.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Богородице Дево, радуйся»! В Казани прошёл крестный ход к месту явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы 05.11.2019 642 Время на чтение 3 минуты 4 ноября 2019 г. – в День празднования Казанской иконе Божией Матери – в столице Татарстана прошли традиционные церковные торжества , кульминацией которых стал многотысячный крестный ход к месту явления (обретения) чудотворного образа. В канун празднования – 3 ноября – в Крестовоздвиженском соборе Богородицкого монастыря, где ровно четыреста сорок лет назад произошло это великое событие, состоялось всенощное бдение, которое совершил Глава Татарстанской митрополии, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), в сослужении наместника обители игумена Марка (Виленского) и монастырского духовенства. Утром следующего дня митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), совместно с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом (Курьяновым), епископом Альметьевским и Бугульминским Мефодием (Зайцевым), епископом Елабужским, викарием Казанской епархии Иннокентием (Васецким), епископом Чистопольским и Нижнекамским Игнатием (Григорьевым) и сонмом духовенства, совершили Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля, куда заранее из Крестовоздвиженского собора был доставлен «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери. С начала службы на территорию Кремля подходили и располагались рядом с Благовещенским собором крестные ходы из местных приходов, а также многочисленные паломники. Среди участников церковных торжеств находился заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан (РТ) Ю.З. Камалтынов, который, вместе с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном (Ашурковым), является сопредседателем организационного комитета IV Форума православной общественности РТ . Всего в торжествах приняли участие около семи с половиной тысяч человек. По окончании службы – без пятнадцати минут одиннадцать – духовенство и верующие вышли из Благовещенского собора с «Ватиканским» образом Казанской иконы Богородицы и проследовали крестным ходом вокруг Кремля к месту обретения чудотворного образа, расположившись на площадке между Крестовоздвиженским собором и воссозданным собором Казанской иконы Божией Матери, куда затем также прибыл Глава Татарстанской митрополии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/05/bo...

Зосимова пустынь 62 Это было в 1910 году. Посетить Зосимову пустынь 63 побудило желание разрешить один душевный вопрос, который беспокоил меня долгое время. Для этого нужно было посоветоваться с лицом опытным и духовно тонким. Таким мне показался, со слов знавших его лично, настоятель Зосимовой пустыни, отец Герман 64 . И я выехал к нему через Москву. Из Москвы нужно было ехать по железной дороге несколько десятков верст на север, мимо Сергиевой Лавры. Крошечная станция Лесики 65 . Кругом было сплошное чернолесье. Ни деревни, ни иного какого человеческого жилья. Действительно – пустыня лесная. Но до монастыря нужно было еще пройти пешком около 4 или 5 верст по узкой лесной дороге. День был хороший, августовский. В лесу тихо. Через час пути в просвете между деревьями я увидел обитель. Она была еще новая, храмы и дома казались свежими по краскам. Архитектура была красивая. Дорога подвела меня к монастырской гостинице, построенной для богомольцев вне обители. Заведующий ею был иеромонах Иннокентий 66 . Года два назад он был еще жив. Тогда ему было лет около 35–40. Острое лицо, остренькая черная бородка, серьезный взгляд. Он отвел мне в гостинице маленькую чистенькую комнатку. Скоро я направился к настоятелю. Я ранее слышал, что к нему обращаются с духовными вопросами и монашествующие из близкой Московской духовной академии, и писатели светские, и великая княгиня Елизавета Феодоровна 67 . Следовательно, по одному этому можно было заранее видеть в старце незаурядного подвижника и духовного руководителя. Известна мне была и небольшая брошюра, в которой была издана переписка его с знаменитым Затворником Вышенским, епископом Феофаном 68 . Там затрагивались, главным образом, вопросы о молитве. Но мне особенно запомнилось одно письмо епископа Феофана о бесах. Отец Герман просил Затворника подарить ему на память какую–либо одежду свою. Епископ Феофан отклонил просьбу. И между прочим мотивировал это тем, что с одеждой его в келию отца Германа налетит много бесов и искушений. Вспоминается и ответ о духовничестве. Батюшке до настоятельства было дано послушание исповедовать монахов и богомольцев. Оно казалось ему трудным и опасным для него самого, почему он просил настоятеля снять с него этот крест, но ему отказывали. Тогда он обратился с вопросом к Вышенскому Затворнику. И между прочим сообщал, что иные приходят к нему исповедоваться с одними и теми же грехами многократно; как быть с такими?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Иеремия, епископ Нижегородский и Арзамасский, в схиме Иоанн (Соловьев Иродион Иванович) Родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии. С 1810 года обучался в Орловской (Севской) духовной семинарии. 25 сентября 1819 года окончил курс семинарии. 10 сентября 1820 года определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище. С вступлением на самостоятельный жизненный путь перед будущим епископом встал вопрос – по какому руслу направить свою жизнь. В тайниках души его началась страшная борьба мыслей, чувств и намерений. С одной стороны, он чувствовал в душе своей пламенное стремление к монастырскому уединению, с другой – его смущали те перспективы, которые рисовала светская жизнь. Чувствуя такую нерешительность, он пламенно молился Господу. Плодом этой молитвы было то, что он охладел ко всему мирскому и даже несколько раз помышлял тайно удалиться от мира. Но затем решил посоветоваться с более опытными людьми и обратился к некоему старцу Геннадию, известному своей назидательностью. Старец Геннадий благословил юношу и вручил ему свой посох с тем, чтобы последний, не заходя в дом свой, отправлялся в брянские леса. Но Иродион преслушал внушение старческое. Однако постоянная тоска и борьба мыслей не давали ему покоя. И через три года (в 1822 году) он, преодолев все искушения, встретившиеся на его пути, вступил в Брянский Печерский монастырь, где выполнял разные монастырские послушания. Вскоре старцем монастыря Смарагдом он был представлен кандидатом для продолжения образования в Московскую духовную академию, но затем по просьбе его друга Иннокентия Борисова (впоследствии архиепископа Херсонского; † 1857) произошло изменение. 10 сентября 1824 года он был вызван в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии, где 25 ноября пострижен в монашество, а 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. 14 августа 1827 года по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010