Он сам наконец объяснит вам то, что я написал вам, так как тому, что я вам написал, он меня научил и посему принимайте это не как мое, а как его учение, ибо ручей берет начало из источника и прилично то самое, что считается собственностью ученика, вполне отнести к чести учителя 63 «. Такая привязанность И. Кассиана к своему славному учителю, сохраненная им до старости 64 , свидетельствует о том несомненно, что личность И. Златоуста, нравственно–практическое направление всего его учения оказали неотразимое влияние на И. Кассиана и как нельзя более соответствовали предшествовавшему ходу его развития и чисто монастырскому воспитанию. Вероятно, и сам И. Златоуст оценил духовное просвещение и благочестие И. Кассиана и его друга Германа и первого посвятил в диакона 65 , а Германа, как может быть старшего летами, в пресвитера. Эта же близость к И. Златоусту, и, наверное, почет, каким они пользовались от жителей Константинополя, послужили вероятно побуждением для друзей И. Златоуста, когда последний был присужден к ссылке, зачислить И. Кассиана и Германа в состав посольства, отправленного (405 г.) в Рим к папе Иннокентию просить защиты для невинного страдальца. Таким образом, благоприятный случай приводит И. Кассиана в столицу западного христианского мира–в Рим. Здесь–то он по мнению некоторых новейших писателей 68 и познакомился в первый раз с Пелагием и его учением. Хотя положительных исторических данных для такого мнения и нет, но нет ничего невероятного и в том предположении, что преп. Кассиан именно в этот раз мог впервые познакомиться с учением Пелагия, так как Пелагий мог быть около этого времени в Риме 69 . И если действительно И. Кассиан тогда познакомился с учением Пелагия, то само собой понятно, как он, твердо усвоивший взгляды св. Златоуста и как бы пропитанный ими, мог отнестись к этому новому учению. Предшествовавший опыт личной жизни и уроки Златоуста подготовили И. Кассиана достаточно и дали ему возможность правильно взглянуть на учение Пелагия. Куда отправился преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

п., боярство было склонно видеть именно в вотчинном быте духовенства при­чину утраты своего прежнего влияния при великом князе. Поэтому кирилловские нестяжатели очень рано обратили на себя внимание боярского сословия. Летописец под 1478 г. отмечает, что в Кирилловом монастыре были в числе монахов «бояре богатые», которые гордились своим сословным «высокоумием и богатством» и в иноческой рясе 91 . Всма­триваясь в состав кирилловских нестяжателей, мы видим в их среде по преимуществу бывших дьяков или бояр. Сам преп. Нил происходил из рода дьяков Майковых 92 . Гурий Тушин был из рода бояр Квашниных. Ученик преп. Нила Иннокентий – из рода Охлебининых. Вассиан – из рода князей Патрикеевых-Ряполовских. Старец Герман Подольный происходил «от благородного корене» и т. д. Нестяжателям сочувствовали дьяки и бояре московские, напр., другом Майкова был Иван Гаврилов Заболотский 93 и дру­гие. Если некоторые из перечисленных нестяжателей, при­нимая монашество, умели подчинять свою волю задачам ино­чества, то другая половина не забывала прежних интересов и в монастырях. Из этой среды и возникла третья наибо­лее крайняя либеральная фракция кирилловских нестяжате­лей. Вследствие политической подкладки воззрений, идеи этого кружка относительно монастырского устройства не вытекали непосредственным образом из какого-либо устойчивого воззрения на иночество. Представители этого кружка подгоняли идеи преп. Нила к своим целям, поскольку первые сходи­лись с их замыслами, но лично к себе члены кружка не прилагали этих идей во всей их совокупности. Ратуя против невыгод вотчинного быта, такие нестяжатели сами же забывали о них и вели роскошный и привольный образ жизни. Замечательно, что некоторые из них, как и Иван вели сношения с жидовствующими 94 , которые также враждо­вали против монашества. Таким образом, эта группа нестяжателей прежде всего решительно отвергала вотчинный быт монастырей, не столько по мотивам религиозно-нравственного свойства, сколько по соображениям практического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко Древнее кровельное свинцовое покрытие было разграблено войсками хана Батыя в 1240 г., что привело к разрушению сводов и перекрытий. От XII в. сохранились подпружные арки, все конхи, арки и свод под хорами. Исследования 60-х гг. ХХ в. позволили реконструировать покрытие: над крестовыми сводами нижнего яруса были устроены полуциркульные своды. На месте пересечения сводов был возведен мощный четверик с высоким цилиндрическим световым барабаном. Венчал сооружение полусферический купол. Сводам храма на фасадах соответствовали полукружия закомар, их нижняя часть сохранилась под карнизом XVIII в. Форма и пропорции закомар напоминают абрис апсид на плане храма, что особенно хорошо заметно на его западном фасаде. Плоскость стен была расчленена полуколоннами. Простоту и лаконизм здания подчеркивал скромный декор из аркатурного пояса, проходившего в верхней части по периметру стен и барабана. Самым ранним свидетельством восстановительных работ являются находки витражного стекла XV в., однако первые документальные сведения о ремонте относятся к нач. XVII в., когда обвалившиеся своды были переложены и сделаны коробовыми. В юж. части нартекса была расположена крещальня, разобранная, вероятно, в XVII в. при игум. Василии (Красовском), во время ремонтно-реставрационных работ. В кон. XVII на «строение церковное» «верхов или кровель» пошли доходы от 4 мельниц, переданных игум. Иннокентию (Монастырскому) Мазепой, который пожертвовал на ремонт 10 тыс. золотых ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 239). Были достроены 4 боковых купола, древнее позакомарное перекрытие переделано в 4-скатную крышу, окна в центральной и сев. апсидах частично заложены, а верхние окна на сев. и юж. стенах трансепта и зап. фасаде замурованы. Круглые полуколонны на фасадах были сбиты, на зап. фасаде их заменили массивными прямоугольными, ликвидирована аркатура на стенах и барабане купола, стесаны полуколонки между окнами барабана, тесовая кровля заменена железной, вместо закомарного завершения устроен антаблемент с развитым карнизом. В 1720-1730 гг. был заново выложен кирпичный пол.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

 Святыни горного Крыма Пещерные храмы и монастыри расположены преимущественно в горном Крыму, где от окружающего великолепия природы захватывает дух. Это поистине духовное и археологическое сокровище полуострова: Качи-Кальон (Крестовый корабль), Эски-Кермен (Старая крепость), Шулдан (Отдающий эхо), Чилтер-Мармара (решетчатая, Мармара — название деревни), Мангуп-Кале (крепость Мангуп) с прекрасным озером у подножия горы и другие. По данным ученых, они основаны византийскими монахами, бежавшими сюда от преследований иконоборцев в VIII веке. Даже полуразрушенные, а местами с сохранившимися фресками (Эски-Кермен, Мангуп-Кале), они представляют собой уникальную страницу христианской мировой истории. В монастырях Шулдан, Чилтер-Коба, Свято-Успенском Бахчисарайском и Анастасьевском скиту в Качи-Кальоне сегодня возрождается монашеская жизнь. Природа некоторых из них напоминала подвижникам XIX века Святую гору. Не случайно выдающийся церковный деятель XIX века архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), посвятивший последние десять лет своей жизни восстановлению в Крыму святых обителей и православной жизни, сказал: «Крым как будто создан для того, чтобы быть нашим русским Афоном. Ежели бы возобновить на горах его разрушенные храмы и монастыри и поселять в них по одному или по два таких монахов, которые желают уединения строже обыкновенного монастырского. Благорастворенный воздух Крыма и разнородные плодоносные деревья, растущие дико в горах, как-то: кизил, яблони, орехи, даже виноград, также годные в пищу овощи и коренья — всё это чрезвычайно удобно для отшельника... При этом он мог бы сделаться истинным благотворителем своего соседства в этой малолюдной стране, где сообщения так неудобны. Он мог бы приобресть несколько медицинских сведений и посредством их сблизиться даже с магометанскою частью народонаселения, которое потом стало бы мало-помалу внимать и духовным его наставлениям... Если Афон обилует священными памятниками и воспоминаниями, то и русский Афон, Таврида, не уступит в этом Афону греческому»3. Свой проект воссоздания заброшенных духовных центров полуострова он так и назвал — «Русский Афон».

http://e-vestnik.ru/analytics/krym__prav...

В половине января отец был болен. У него и раньше бывали острые боли в кишечнике, но в этот раз приступ был сильнее. Это были спазмы, вызвавшие непроходимость. В письме к нам он пишет об этом очень сдержанно, чтобы не волновать нас. Впоследствии, по приезде моем в Якутск, я узнала, что положение было очень серьезное. Милейшая семья доктора Бушкова (Пантелеймон Митрофанович и Дора Иннокентьевна), которым отец давал уроки немецкого языка, употребили все, чтобы спасти его. Они взяли его к себе в дом; сам доктор и жена его, еще молодые, лечили его, ухаживали за ним, но поняли, что домашние меры недостаточны, и с большим трудом поместили отца в больницу. Думали, что придется делать операцию, если не поможет атропин, который было очень трудно получить. Уколы атропина оказали свое действие, спазмы были прекращены. Это был предвестник того приступа, от которого через 5 лет отец скончался. В письмах этого времени очень яркие картины солнечной холодной зимы, якутской одежды, быта, праздников. Вот письмо от 20 марта: «Хозяйки уже начинают поговаривать о приготовлениях к Пасхе: предстоит генеральная мойка и чистка в доме сплошь всего, побелка печей и прочее, а затем заготовка всякого рода яств к разговенью. По-видимому, будет что-то грандиозное. Мы будем ощущать это, так как обычное течение жизни несколько нарушается, а главное – у многих такая суета сопровождается «повышенной нервозностью». Мне отец пишет в ответ на мои сетования на разлуку с ним и упадочное настроение: «Не роптать, а благодарить Бога надо за все Его к нам милости. Разобщение внешнее – это такая мелочь по сравнению с тем, что мы все духом вместе, что нас не разъединяют никакие разномыслия, никакие различия в основных убеждениях: ведь и Юша, и ты, так же как и я, по милости Божией, в основе нашей жизни имеем веру и связь с Церковью, а это чувство сближает, несмотря ни на какие расстояния...» Великий пост проводили строго по монастырскому уставу. Владыка Гурий был очень строгий постник, настоящий монах, вот что пишет отец о первой неделе поста:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Пушкин, В.А. Жуковский, А.И. Подолинский, В. Г. Тепляков, М.Ю. Лермонтов и др.). Повести и духовные стихи о покаянии беса вошли к круг монастырского чтения (анонимные сочинения «Покаяние искусителя», «Монах. Восточная повесть»). Патериковые и народные легенды на этот сюжет послужили источниками для произведений А.М. Ремизова, Л.Н. Андреева, Арсения Несмелова . В 1941 году известный русский богослов С.Н. Булгаков в одном из очерков книги «Невеста Агнца» вновь вернулся к обсуждению теории апокатастасиса. По его мнению, возвращение сатаны к Богу, «соединенное с началом его раскаяния», неизбежно: «Быть верховным архангелом, Денницей, – таковым призвал его к бытию Творец». 1707 В «скитской» и «синайской» повестях излагается та же богословская идея – но только языком народной легенды. В основе публикуемых повестей лежит, таким образом, один из тех мировых сюжетов, которые отвечают «на вековечные запросы мысли, не иссякающие в обороте человеческой истории» (Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 376). Повести публикуются по рукописям XIX в.: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, КП 42444/Кр 493, л. 242–245 («скитская» повесть); Древлехранилище лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета, Талицкое собр. (XI), 35р/1269, л. 520 об.–522 («синайская» повесть). Паломнические путешествия на Святую землю Паломничество с Руси на Святую Землю и на Афон началось вскоре после принятия христианства, в чем убеждают сообщения русских летописей, называюшие среди первых богомольцев игумена Варлаама и Антония Печерского. Однако первое письменное свидетельство о таком богомолье, сохранившееся до нашего времени, датируется началом XII века Его автор – «русский игумен· Даниил, как он представил себя читателю – до сих пор. по меткому определению первого издателя этого памятника И. П. Сахарова, является для русских паломников тем же, что Нестор для летописцев, т. е. родоначальником традиции описания Святой Земли и основоположником жанра «хождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сею слово о монастырской ризнице. Мой предместник архимандрит Агапит в течение 25 лет составлял черновую опись утвари и риз, а беловой описи не представил в синодальную контору. Я же скоро исправил весь этот недостаток его, присоединив к ризничным описям составленный мной список всего движимого имущества в доме настоятельском, в братских кельях, в больнице, в монашеской трапезе, в бане и в экипажных сараях. Нет места всем этим описям в настоящей Книге Бытия Моего. Но какая утварь и какие облачения вновь приобретены во время семилетнего настоятельства моего, это отмечаю здесь. В 1883 году изготовлена небольшая серебряная, позолоченная рака с эмалью по местам для весьма многих частиц мощей различных святых угодников Божиих, и коих мощей одни вложены многими рядами в гнезда в двух кипарисных досках и накрыты одной серебряно-позлащенной доской так, что их видать в гнездах, ничем не закрываемых, а другие подобным же образом вставлены в два серебряные позолоченные креста, из которых один пожертвован мной, – мне дан был в Киеве госпожой Шиаковой, родственницей первого киевского викария Феофана, от которого она получила эту святыню, как наследство. Эта драгоценная и весьма красивая рака, в которой весу 1937 золотников, с материалом и работой стоила 1142 рубля 83 копейки, а с медной кружкой при ней в 18 рублей, – 1160 рублей 83 к. Для уплаты сих денег мастеру, московскому купцу Андрею Соколову, уступившему 100 рублей, открыта была подписка при моем письменном воззвании к благотворителям. Я и братия подписали 97 рублей; различные благотворители дали 379 рублей и 6 копеек; новоспасский иеромонах Иннокентий пожертвовал 275 р., итого 751 р. 6 коп.; да мастер Соколов взял 5 фунтов и три четверти ломового монастырского серебра за 128 руб. 25 коп. Остальные 181 р. 52 к. уплачены из кружки при мощах. А вот и воззвание мое к посильным пожертвованиям деньгами на изготовление оной раки: Благочестивые и Богом благословенные христиане! В Новоспасском монастыре есть много частиц святых мощей апостолов, мучеников и преподобных мужей и жен и девственниц. До сей поры все эти частицы, вложенные в углубление на двух кипарисных досках, так, однако, что они видны и осязаемы, хранились в монастырской ризнице, где никто и не видел их. Но они должны быть видимы и чествуемы христианами, верующими в заступление святых угодников Божиих за нас грешных и недостойных и в чудотворную силу их, исцеляющую недуги наши. Посему решено, по внушению Божию, изготовить для них небольшую серебряную и благоприличную раку и положить в нее оные святые мощи для благочестивого чествования их христианами и для испрошения милости и помощи у самих угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

После долгих рассуждений, скупщина постановила возобновить ходатайство перед Архиерейским Собором об утверждении прежнего проекта оказания помощи престарелым и больным священникам из фонда священнических вдов и сирот. – В виду устного заявления председателя главного комитета о том, что многие приходы отдаются в обслужение монастырской братии, что противно закону о церковных властях и убыточно для белого духовенства, скупщина поручила главному комитету принять надлежащие меры, что этого впредь не было. Вот те главные вопросы, которыми занималась прошлогодняя священническая скупщина 604 . 25 августа нарочитая депутация от священнической скупщины представлялась в Белграде высокопреосвященному митрополиту Иннокентию, а на следующий день 26 августа в Смедереве – королю Александру. В ответной речи на приветствие председателя скупщины король благодарил за выраженные верноподданнические чувства и обещал с своей стороны сделать всё, что можно, для улучшения тяжелого материального положения священников 605 . По вопросу о преобразовании священнического состояния в Сербии встречаем дельные заметки в журнале „Христиански Весник“ 606 . Более десяти лет уже – говорит —735— протоиерей А. Илич – ежегодно избираются комиссии и вырабатываются проекты о преобразовании состояния священнического. Новая скупщина, – и – новый проект. Но прежде необходимо иметь почву, основу, чтобы проект мог быть осуществлен, необходимо считаться с факторами, от которых зависит осуществление. Все ли факторы на стороне того проекта, какой желателен духовенству? Эти факторы: Собор Архиерейский, министр просвещения и церковных дел, правительство, народная скупщина и королевская власть. Сущность проекта, одобренного духовенством: 1) Жалованье священника должно делиться на классы с периодическими повышениями так, чтобы в первые пять лет священник получал 1 500 динаров, и самое большее – 3 500 дин. ежегодно. 2) Духовенству должна быть обеспечена законом прочность на приходах. Перемещения должны иметь место не иначе, как за проступки – по решению духовных судов, или по собственной просьбе священника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заведенная архим. Платковским школа из монгольской была преобразована святителем Иннокентием в славяно-российскую, согласно потребностям самостоятельной Иркутской епархии, где требовалось приготовление достойных кандидатов священства и деятелей миссии. Преподавание монголо-бурятского языка и литературы святитель считал тоже необходимым для миссионеров и священников. Он держал при своей школе ламу Лапсана, платил ему жалование (150 руб.) и для табуна его давал покосную землю. В помощники ему назначил другого учителя из крещеных инородцев – Пустынникова, на готовом монастырском содержании и жалование по 10 руб. Как серьезно смотрел святитель на дело миссии, видно из того, что он выписывал чрез агента монгольские книги, рекомендованные учителями, как-то: Сунду на 237 л., тоже Сунду на 259 л., Найма мингату на 447 л., Гус Манайн туку, Хотола тэдусуксэн хан кубудуна туку и Одесэн Хане. Книги были отысканы за Байкалом, в течение года списаны и возвращены их владельцам селенгинскому тайше и некоему Мостинину с полною благодарностью святителя. От святителя остались рукописи на латинском языке, который тоже преподавался, потому что учебники по богословию, философии и риторике в то время были исключительно на латинском языке, и несомненно были введены в курс преподавания в этой школе, впоследствии переименованной в семинарию. Остались и проповеднические труды святителя Иннокентия, служившие образцом для составления проповедей для кандидатов священства. 91 Достойно вечной памяти, что святитель Иннокентий не отягощал монастырей и церквей налогами на содержание столь необходимого для епархии духовно-учебного заведения, единственного в крае, кроме существовавшего в Тобольске такого же учреждения, которое митроп. Антоний Стаховский величал даже «академией». Св. Иннокентий восполнял из своих собственных средств то, чего недоставало по содержанию шкоды от той обители, в которой сам имел пристанище. Предание гласит что он сам иногда шил «чарки» (обувь) для бедных учеников. Школу эту поддержали и приемники святителя, а преосвященный Михаил I выстроил и здание для этой семинарии в самом городе, подле архиерейского дома, воздвигнутого святителем Софронием Кристаллевским. Интересно видеть, до каких значительных результатов доведено было дело по образованию детей духовенства и других сословий и из новокрещенных. Сохранилась «ведомость, учиненная в Иркутской духовной консистории обретающимся в 1784 году в Иркутской латинской семинарии и словенороссийской школе учителям и ученикам. Кто оныя имяны, коликих лет, чему обучаются, и скаким понятием, о том значит внижеследующем».

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Как наследник престола и правитель приморской обл. Зета (совр. Черногория, прилегающие районы Юж. Далмации и Сев. Албании), бывшей в кон. X - нач. XI в. самостоятельным гос-вом, упоминается в договоре Немани со Сплитом ок. 1190 г. (см.: Le ny. S. 206) и в сообщении о строительстве в 1195 г. ц. св. ап. Луки в Которе ( Джурич. С. 82). Ок. 1195 г. получил в управление области Топлица и Хвосно в материковой Сербии (Рашке). В 1196 г. Неманя отрекся от власти и под влиянием внешнеполитических обстоятельств провозгласил своим преемником 2-го сына Стефана, женатого на дочери визант. имп. Алексея III Ангела . В. не захотел стать вассалом младшего брата и стремился, во всяком случае после смерти отца в 1199 г., вести самостоятельную политику, опираясь на католич. патрициат приморских городов, поддержку Венеции, Венгрии и папского престола (в 1199-1203 В. состоял в переписке с папой Иннокентием III , с к-рым обсуждал возможность церковного подчинения Риму - см.: Codex diplomaticus regni Croatiae, Dalmatiae et Slavoniae/Ed. T. Smiiklas. Zagabriae, 1904. Vol. 2. 310) и опыт управления Зетой. О соперничестве между братьями косвенно свидетельствует отсутствие сведений о разделе владений Немани в грамоте, выданной Стефаном Первовенчанным в 1200-1202 гг. мон-рю Хиландар, и в древнейших житиях св. Симеона Сербского, написанных его сыновьями Саввой и Стефаном. Конфликт перерос в военное противостояние, на раннем этапе к-рого вел. жупану Стефану удалось, вероятно, занять большую часть владений старшего брата - это подтверждают земельные пожалования Стефана Хиландарскому мон-рю в Зете, упоминаемые в грамоте 1200-1202 гг. К лету 1202 г. при помощи венг. кор. Имре В. захватил большую часть Рашки, в выходной записи Вуканова Евангелия В. назван вел. жупаном, владычествующим «Срьбьсковь землею и Зетсковь страновь и поморьскыми грады и Нышевьскими предели», при этом В. признавал себя вассалом Венгрии. Но он, видимо, не смог найти поддержку у рашских вельмож, к-рым не нравилась его провенг. и униатская политика, поэтому его верховное правление продолжалось не более года и он был вынужден вернуться в Зету. Война между братьями длилась с переменным успехом еще неск. лет, нанося большой ущерб стране. Только к нач. 1208 г. св. Савве удалось на время примирить противников, когда по их просьбе он перенес из Хиландара в Сербию мощи св. Симеона. В. встречал процессию с Афона со священной династической реликвией в своих владениях в Хвосно и сопровождал до мон-ря Студеница . 19 февр. 1208 г. В. принял участие в торжественной церемонии положения мощей в монастырском соборе. В память об этом событии в Студенице над ракой с мощами св. Симеона появилась фресковая ктиторская композиция с портретами всех сыновей Немани; изображение В. сохранилось.

http://pravenc.ru/text/160993.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010