2, 367. Антверпен, 1700 г.). Из них Дамиани говорят, что упомянутые доски целы были в его время, то есть в десятом веке. 164 Фот. Окружн. послан. к александр. и проч. восточн. патриарш. престолам: духовн. бесед. т.6, стр. 189. 219–224. Спб. 1859 г. 165 Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 41. Москва, 1842 г. «Нам не безызвестно, – писал Иоанн к святейшему Фотию, патриарху константинопольскому , – что некоторые нелюбители мира распускают дурные слухи о здешней церкви вопреки истине, так что едва не внушают и вашему братству недобрых подозрений о нас и подчиненных вам. И хотя поводом к тому служит не ложь (это я сам готов сказать им, и из последующего будет видно, и в том Бог будет свыше свидетелем), однако по примеру корчемников, разбавляющих вино водою, они примешивают от себя много вымышленного. И нисколько не удивительно. Виновник зла искони, воздвигший вражду на Бога и лишивший любви Создателевой нашего праотца, имеет, конечно, и ныне готовых к его услугам, и побуждает их сеять соблазн в Церкви. Но я, взирая на Христа, даровавшего нам и убившаго вражду плотию своею ( Еф. 2:14 ), потщусь, сколько могу, заградить уста людей, радующихся злу. Посему, даже прежде, нежели твое братство изъявило мне что-либо, сам спешу известить тебя о том, что происходит у нас, дабы ты, зная это, не только не слушал охотников порицать, но и отдалял их от себя, и другим не велел слушать их речи. Твое братство знает, что бывший у нас незадолго пред сим твой посланный, испытав нас касательно Святого символа, нашел, что мы соблюдаем оный целым, каким изначала предан нам, ничего не прибавляя и не убавляя, ибо знаем, сколь тяжкое осуждение ожидает дерзающих сие учинить. Итак, чтобы успокоить вас касательно сего члена (разумеется прибавление к символу слов: и от Сына, Filioque), который был причиною соблазна в Божиих церквах, еще раз объявляем твоей честности, что мы не только не произносим его, но и по безразсудству дерзнувших учинить оное вначале, осуждаем, как нарушителей божественных словес и исказителей богословия Владыки-Христа, апостолов и отцев, соборно предавших нам Святой символ, и ставим их на ряду с Иудою, как учинивших одинаковую с ним дерзость.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Златоуста (Iacob. Goar. gar. lect. in. Miss, praesanctif. p. 173). 97 Прежде преподавали святое причастие в раздельных видах, не только на полной литургии, но и при том богослужении, при котором не совершалась бескровная жертва. Даже в позднейших списках, как, напр., в Барбериновом, часть агнца полагается в потир с произнесением слов: исполнение Духа Святаго. Очевидно, , по этому списку преждеосвященный хлеб не предлагается напоенным кровию, и влагается не в простое смешение вина с водою, но в таинственную кровь (Iacob. Goar. Egchol. variae lection. in. Miss. Preasanctif. lit. χ et ψ. p. 172). 99 Св. Амфилохий повествует, что св. Василий Всликий, испросив у Бога благословение совершать литургию собственными словами и удостоившись чудесного явления ему Иисуса Христа, начал в божественном восторге возглашать: да исполнятся уста мои хваления, и другие молитвы. (Чет. – Мин. житие св. Василия Великого Янв. 1-го дня). 100 Иустина Рязанского – св. четыредесятница, литур. преждеосв. даров Малиновского, Дух. Бес. 1864 г., беседы о богослуж. свящ. Дьяченко, наст. и утеш. веры хр-кой, письма о богослуж. Белюстина и др. 109 Установление велик. поста и образ провождения его в древне-христианской церкви, Геория Орлова. Изд. Сытина. Письма о богослуж. Муравьева. Воскр. Чт. 1839 и 1853 г. 118 Беседы на св. четыредесятн. Иннокент. арх. Херсонского, св. четыредесятн. Иустина, еписк. Рязанского. 121 Так как краткость выражений, при обилии и глубине мыслей, и древность языка делают некоторые места акафиста неудобовразумительными для всех, то мы считаем не лишним поместить переложение некоторых, менее понятных мест акафиста, в переводе, сделанном высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, Взбранной Воеводе – бранно подвизающейся (за нас) Военачальнице. Благодарственная восписуем ти –дары благодарственные приносим Тебе. Конд. 2-й. Преславное Твоего гласа неудобоприятельно души моей является – необычайное Твое слово неудобоприемлемым является душе моей. Икос 2-й: молчания просящих веро – Верная Хранительнице того, что требует молчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Миссионерская (противораскольническая) главным образом путем издания противораск. сочинений 2. Кирилло – Мефодиевское Религиозно-просветительная 3. Успенское Благотворительная 4. Богоявленское а) Благотворительная б) Религиозно-просветительная 5. Св. Николая. Благотворительная (попечение о беднейших детях духовного звания) 74.Сергиев посад 6. Преп. Сергия Благотворительная 75. г. Руза 7. Св. равноап. Марии Магдалины Религиозно-просветительная 76. г. Коломна 8. Прав. Филарета Милостивого XIX. Нижегородская 77.г.Нижний-Новгород 1. Св. Креста Миссионерская (противораскольническая). 78. id. 2. Св. Георгия Религиозно-просветительная 79.Феодоровский Городецкий монастырь, Балахнинского уезда 3. Александро-Невское а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная Пожертвования материалом 80. г. Княгинин 4. Кирилло – Мефодиевское Благотворительная XX. Новгородская 81. г. Новгород 1. Св. Софии а) Религиозно-просветительная б) Церковно-благоустроительная 82.г.Старая Руса 2. Св. Феодора Тирона Религиозно-просветительная XXI. Олонецкая 83.г.Петрозаводск Религиозно-просветительная XXII. Оренбургская 84. г. Оренбург 1. Михаило – Архангельское а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (просвещение иноверцев и обращение раскольников). XXIII. Орловская 85. г. Орел 1. Петропавловское а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная 86. г. Мценск 2. Свящмч. Кукши Церковно-благоустроительная XXIV. Пензенская 87. г. Пенза 1. Иннокент. просвет. братство Пресвятой а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (просвещение иноверцев и обращение раскольников). 88. село Поим, Чембарского уезда 2. Николаевское 5081 (За 1892) 2762 (За 1892) а) Миссионерская (противораскольническая) б) Благотворительная в) Религиозно-просветительная XXV. Пермская 89. г. Пермь 1. Св. Стефана, епископа Пермского а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская (обращение старообрядцев) XXVI. Подольская 90. мест. Тынная, Ушицкого уезда 1. Св. велмч. Варвары а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Вот о чем пространно разсуждали мы в двух Памятных Записках и что, следуя правилу — повторять сказанное или написанное, изложили теперь коротенько, дабы, с одной стороны, перечитыванием сего восстановлять память свою, в пособие которой составили мы их, а с другой — не обременить ее скучной обширностью речи!   notes Примечания 1 Тексты приводились в том виде, в каком приводятся они в настоящих записках. 2 Перегрин — странник (псевдоним автора). 3 Влаяться — мыкаться, носиться. — Даль. т. 1, с. 523. 4 Т.е. христиан. 5 Catholicae, a catholicus (по–гречески καθολικος, от κατα и ολος) значит всеобщий, всецелый, повсеместный. Так называлась первоначально Вера и Церковь христианская в отличие от учения и обществ еретических и раскольнических, а с того времени, как Церковь стала ограждать Веру свою от ересей и расколов Соборами Вселенскими, название это сделалось равнозначующим слову православный (ορθοδοξος). Пациан. Epist. ad Sympron. 1: biblioth. patr. t.VII. pag. 257–258. Venet. 1770 г. Оптат. миллев. De schism, donatist. lib. 1, cap. 1: Ламин. Patrol. curs. compl. t. XI, pag. 941–946. Paris. 1845 г. 6 Universalis Ecclesiae, а ниже (п. XXVII, XXIX) говорится universalis Concilii, всеобщего собора: что, очевидно, все равно. 7 Сделавшегося известным с 329 года. 8 Первоначально они назывались принадлежащими к партии Маиорина. 9 Донат учил, что Церковь состоит из одних совершенных, что ее нет нигде, кроме Африки и притом донатистов, что крещение и рукоположение в таинстве священства должно повторять над тем, кто пожелает вступить в их общество. Иннокент. Начерт. Церк. Истор. Отд. I. с. 234. Москва, 1842 года. 10 Констанцием. 11 Т.е. христианами, не перешедшими на сторону арианской ереси. 12 Св. Амвросий Медиоланский. De fide lib. 2, cap. 4: opp. p. 3. f. 109 v. 1516 г. 13 Разумеются епископы, которых император Констанций вынудил отречься от православия в Аримин (в 359 г.), и которые после раскаялись в этом и осудили богохульства ариан. 14 Разумеются: св. Афанасий Великий, Иларий Поатьерский, св. Амвросий Медиоланский и проч. 15

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Все же они не могут посвятить в епископа, а если бы и посвятили кого, то рукоположение такового не будет признано законным, как долженствующее совершаться только в Эчмиадзине, от тамошнего католикоса. Шопен. Истор. памятн. состоян. армян. области и проч. стр. 671, 672. Спб. 1852 г. Муравьев. Грузия и Армения ч. 2, стр. 57–58, 73, 76, 77. Спб. 1848 г. 211 Известно сказание о посольстве Авгаря, одного из царей Армении, и о нерукотворенном образе воплотившегося Сына Божия, известном под именем Убруса. Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 49–56 Спб. 1848 г. 212 Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 50. Спб. 1848 г. Никифор. Каллист. Церк. истор. кв. 2, гл. 44). Четьи–Мин. под 16 и 19 июня в под 21 августа. 213 Иннокент. Начерт. церк. истор. от. 1, стр. 136. Москва, 1842 г. По имени св. Григория и в память его, община армян называется еще григорианскою церковию. 214 Кто именно разсеевал эту мысль подлинно неизвестно. Патриарх Фотий указывает на какого-то Петра, Евфимий Зигабен – на Евканиоса Мандакунеса, Абул Фарадж – на Самуила Барсума. Полагают, что все эти лица, а не одно какое-либо, распространяли означенную мысль. Христ. чтен. 1845 г. ч. 2, стр. 116. 215 Так было на соборах армянских: каривском (в 629 г. при католикосе Ездре или Езрасе и греческом императоре Ираклие), ширакаванском (в 862 г. при католикосе Захарии I в княжение Амода и при греческом патриархе Фотие) и громклском (в 1179 г. при армянском патриархе Григорие Дха). Добронрав. Вероуч. армян. церкви: Духовн. бесед. 1858 г. стр. 338–344. Спб. 216 Известно, что римский первосвященник Иннокентий II (1130–1143 г.) писал дружественное послание к армянскому католикосу Григорию III, который в 1141 г. был на латинском соборе в Иерусалиме, а в 1145 г. отправлял к Евгению III посольство, которое, впрочем, не имело дальнейших последствий. Барон. Церк. летопис. под 1145 годом, чл. 23, 24. 217 Доказательством сего служат особенно сношения армянских католикосов с православным Востоком: Григория III (1113–1165 г.), его брата Нерсеса (1166–1173 г.) и их племянника Григория IV (1173–1193 г.), при греческом императоре Мануиле Комнине (1143–1180 г.). А. Худобашева в Истор. памятн. вероуч. армян. церкви, относ. к XII стол. стр. 119–280. Спб. 1847 г. 218 Его надобно отличать и от патриарха православного, живущего в Дамаске (христ. чтен. на 1858 г. ч. 1, стр. 154), и от патриарха латинского или маронитского, имеющего свое местопребывание в монастыре антурском или канобинском. Справоч. энцикл. словар. т. 7, стр. 479. Спб. 1853 г. 219 Ассеман. Разсужд. о монофизитах: Восточн. библиот. т. 2, § 8 и след. Лекеп. Восток, христианск. т. 2, стр. 1343. Париж, 1740 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

IV. «Кто из вас решился бы бросить драгоценную одежду в грязный и гнилой ручей? Осмелитесь ли вы принять драгоценную Кровь Спасителя в сердце, исполненное грехов?» (Блаж. Август.). V. «Чем вы можете извиниться, если, питаясь такою пищею, повинны в стольких грехах, – вкушая Агнца, поступаете как львы, – насыщаясь Агнцем, проявляете свирепость львов?» 54 (Св. Злат. бес. 51 на Мф.). 17. Мысли о причащении I. Особенно великое чудо любви Божией, которого мы не увидим и в вечности, – есть послание в мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более – простить, еще более – после прощения благодарить; но несравненно много принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире! В этом одном обнаружилось сердце Божие так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божиих, то в этом одном заключалось бы все богословие. (Иннокент., архиеп. Херс.). II. «Причащение есть верный залог вечно блаженной жизни; оно есть, так сказать, как бы задаток благодати Божией, начало или росток святости; оно есть священный узел, опять тесно связывающий грешного, но раскаявшегося человека со Иисусом Христом. Тот, кто достойно 55 причащается Св. Таин, получает совершенное избавление от всех грехов своих, тот может исцелиться от всяких болезней; кто достойно причастится Св. Таин, тот получает начало освящения души своей, становится наследником жизни вечной; тот, кто достойно причащается Святых Таин, соединяется крепкими узами со Иисусом Христом так, что Иисус Христос есть душа и жизнь его, а он есть дражайший член Самого Иисуса Христа, или он пребывает в Иисусе Христе, а Иисус Христос пребывает в нем: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем», – сказал Иисус Христос ( Ин.6:56 ). И если человек, достойно причастившийся Св. Таин, не вступит на путь прежней своей греховной жизни, по по силе своей будет стараться исправить свою порочную жизнь и загладить свои грехи, то этот росток благодати и святости мало-помалу пустит отрасли, укоренится, прозябнет и принесет сладчайший плод Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

181 Тот же свидетель, т. е. Филарет Гумилевский , может быть несколько строго, но во всяком случае так отзывался о преобладающем элементе в духовной журналистике начала сороковых годов по поводу программы издания Творений св. Отцов с прибавлениями духовного содержания: «назидания ищет Воскресное Чтение, назидания православного домогается Христианское Чтение, но согласитесь, что то и другое часто бывают карикатурны: детей ныне нет на Руси, баснями сладкими никого не накормишь, а требуют крепкой пищи». (Ibd. ч. 33, стр. 588). Посему Филарет зародившемуся журналу нашей Академии советовал: «не быть слишком холодным и к требованиям ума, чтобы не впасть в крайность», подобную приведенной (о книге Петра Могилы) . 182 Рассказ об этом в собственном письме Филарета (к Высоч. особ. П. 243), и в записи А. В. Горского со слов Филарета. См. Приб. к Твор. Св. Отц. ч. 34, стр. 44. 183 «Преосвящ. Афанасий имел неосторожность сообщить людям понятия не совсем правильные. Это слышу из уст старейших». Однако при этом добавляет преосв. Евсевий: «а по моему замечанию, положение Афанасия было, а может быть и есть весьма тонкое» (вероятно, Евсевий считал его орудием других). См. Прибавл. ч 37, стр. 708–710. 184 Письмо к Иннокент. в Материал. Барсова, в. I 5. В чем он видел свою неосмотрительность, решить теперь трудно, но в изданных проповедях можно найти мысли, которые могли не нравиться в то время. 185 В том же письме Макарий писал: «я, грешный, в последний год поиспытал также не мало тяготу его, как бы оказать не знаю... А года четыре я был добрый для него работник.... добрый и безвестный». Ibd. На что особенное намекают последние слова это или может быть разъяснено подлинником письма, если вместо точек в подлиннике поставлены слова, или останется неизвестным. Подобный же намек встречается в письме к протоиер. Серафимову. О высокомерном отношении пр. Афанасия к труженикам богословской науки вообще, см. книгу о священнике Никольском (СПБ. 1878), стр. 14–15, чего, как видно из слов преосв. Макария, не миновал и он, будущий знаменитый ученый.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Златоуст, Хр. Чт. 1832, XLVII – в рассуждении о том, что Иисус Христос есть Бог, приводит слова Варуха 3, 36–38, под именем Иеремии; также блаж. Августин – de civit. Dei lib. XVIII, cap. 33; св. Амвросий lib. I, de poenit. cap. 8; lib. III haexem., c. 14 et lib. 1 de fide, cap. 2; св. Василий Великий lib. IV contra Evnomium и др.). Книга же Есфири в списке св. Афанасия, изложенном в послании о праздниках, неизвестно почему, отнесена к книгам неканоническим, а в списке св. Григория Богослова опущена, тогда как во всех других списках считается канонической: голос всех, без сомнения, должен порешить здесь дело. Впрочем, и сам св. Афанасий, если только он, подлинно, есть автор приписываемого ему синопсиса, замечает здесь: «некоторые из древних утверждали, что Евреи к каноническим книгам причисляли также Есфирь и книгу Руфь, соединив с историей Судей, считали за одну книгу, а книгу Есфирь за другую – особую; таким образом, и в этом случае число канонических книг ограничивалось 22-мя». Краткое обозрение св. Писания, в Хр. Чт. 1841, IV, стр. 218–219. 542 Кирил. Иерус. Огл. поуч. IV, 36; св. Амфилохия см. в книге правил...; Леонт. Визант. lib. de sectis, act. II; св. Иоанна Дамаск, кн. IV Богословия, гл. 17. 544 Руфин, in exposit. Symboli; Августин, de doctrina Christ, lib. II, cap. 8; Иннокент. epist. ad Exuperium, episcopum Toletanum; Гелас. in concil. Rom. an. 464; Кассиодор. de instit. Divin. Script, lib. II, cap. 13. 546 Например, даже в конце IV века блаж. Иероним писал о послании к Евреям: sed apud Romanos usque hodie Pauli non habetur (Vid. in Catal. scriptorum illustr. под словом: Cains). 547 И именно – многих Евангелий, например, Евангелия о младенчестве Христовом, Евангелия Евреев, Евангелия Петра и проч.; многих деяний Апостольских, многих посланий и многих Апокалипсисов. См. Fabricii codex apocryphus Nov. Testam. 548 К этим книгам неканоническим относятся ещё некоторые места, находящиеся в книгах канонических, как то: 1) молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон, 2) Места, не означенные счётом стихов в кодексах Греческих и в переводе Славянском, в книге Есфирь, 3) Песнь трёх отроков в 3-й главе книги Пророка Даниила, история о Сусанны в 13-й, также о Виле и змие в 14-й главе той же книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

т. 4, стр. 1111. 1123. Париж, 1638 г. Бл. Феофилакт. болгарск. Толков. на еванг. от Иоанна, стр. 839–840. Париж, 1631 г. 167 Св. богослов написал его в царствование Домитиана, в последнее десятилетие первого века. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 5, гл. 30: твор. стр. 330, Пириж, 1710 г. 168 Об этом знаем из известий древних о пространстве Церкви в начале второго веки. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 1. Москва, 1842 г. 169 В век апостольский сильны были следующие ереси: симонианская, менандрианская, николаитская, керинфианская, евионейская, назорейская и филетианская. Филарет. Начерт. церк.-библейск. истор. стр. 591–594. Москва, 1844 г. 175 Голлац. Богосл. акроам. стр. 171–178. 185–187. Ульм и Лейпциг, 1741 г. Говорят они и то, что свящ. Предание не могло сохраниться до нашего времени при различных переворотах гражданских и церковных, при потере и повреждении древних памятников Церкви, при смешении истинных преданий с суеверными и баснословными; но нам известно, что свящ. Предание и могло сохраниться и действительно сохранилось до нас в целости. Макар. Введ. в прав. богосл. стр. 285–289. Спб. 1852 г. 176 «Из древних сказаний знаем, что некоторые путешествовали по провинциям, посещали неизвестные народы, переплывали моря, чтобы лично видеть тех, с которыми познакомились из книг. Таковы были: Пифагор, Платон, Аполлоний ... Но что говорю я о людях века сего, когда апостол Павел, сосуд избран ( Деян. 9:15 ) и учитель языков ( Гал. 2:9 ), прошед Дамаск и Аравию, ходил в Иерусалим соглядати Петра и пребывал у него дний пятьнадесять ( Гал. 1:18 ), потом же, по четыринадесяти летех с Варнавою, поемь с собою о Тита, предложил апостолам благовествование свое, да не како вотще тек или течет ( Гал. 2:1,2 )? Тот же Павел хвалился тем, что изучал закон Господень и пророков при ногу Гамалиилову ( Деян. 22:3 ). Тимофея, измлада священная писания умевшего ( 2Тим. 3:15 ), он увещевал прилежать чтению и не нерадеть о благодати, данной ему с возложением рук священничества ( 1Тим. 4:13,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Однако же, после всего этого и он, то есть Тертуллиан , не слишком твердый в кафолическом учении, то есть во всеобщей и древней вере, и более велеречивый, нежели благоуспешный, переменив, наконец, мысли, сделал напоследок то, что блаженный исповедник Иларий пишет о нем в одном месте: «впав впоследствии в заблуждение, он обезславил достоинство заслуживающих вероятия сочинений своих» 29 . И был он также большим искушением в Церкви. Но об этом не хочу говорить больше. Упомяну только, что, уверяя, вопреки заповеди Моисея, что возникшие в Церкви новые безумства Монтана 30 и учителем, одаренным необыкновенными дарованиями духовными и воздвигнутым от Бога для довершения образования христианского, Монтан учил – падших в грех не принимать более в Церковь , не вступать во второй брак, не уклоняться от гонений, наблюдать строгие посты, и пророчествовал в исступлении. «Иннокент». Начерт. церк. истор. отд. 1, с. 59. Москва, 1842 г. и безумные грезы новоизмышленного учения безумных женщин 31 . там же. суть истинные пророчества, и он заслужил этим того, чтобы о нем и о сочинениях его говорилось: «аще востанет среди тебя пророк " , и затем: «да не послушаеши глагол пророка того». Почему? «Яко искушает вас, – говорит, – Господь Бог ваш, аще любите» Его, или нет. XX. А когда так; то истинный и подлинный православный тот, кто любит истину Божию, Церковь , тело Христово ( Рим.12:4–5 . Еф.1:22–23 ), кто ничего не ставит выше божественной религии, выше вселенской Веры – ни авторитета, ни любви, ни ума, ни красноречия, ни философии какого-нибудь человека, но, презирая все это и пребывая в вере твердым, постоянным, непоколебимым, считает долгом своим содержать только то и верить только тому, о чем узнает, что сие издревле содержала вообще Церковь вселенская, а о чем узнает, что оно после вводится кем-нибудь одним помимо всех святых или вопреки всем святым, как новое и неслыханное, то признает относящимся не к религии, но к искушению. Сему последнему да научится он особенно из глаголов блаженного апостола Павла, который в Первом Послании к Коринфянам пишет вот что: " Подобает, – говорит он, – и ересем быти, да искуснии явлени бывают в вас» ( 1Кор.11:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009