302        Митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский, 1861–18.1.1922) – родился в Тульской губернии в семье священника. В 1855 г. окончил Московскую Духовную Академию. Пострижен в монахи (1893), тогда же рукоположен в иеромонаха. Хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии (26.1.1897). Епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский (4.10.1897); Владивостокский и Камчатский (1.1.1899; с 6.5.1906 – архиепископ). С 1916 г. архиепископ Владивостокский и Приморский. За годы своего правления построил на Дальнем Востоке более ста храмов. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., после которого остался в Москве в связи с невозможностью вернуться назад из-за начавшейся гражданской войны. Митрополит Крутицкий, временно управляющий Московской Патриаршей областью (1920). Скончался в Москве. Погребён у Смоленского собора Новодевичьего монастыря. 303        Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин , 1839–17.3.1908) – образование получил в Воронежской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1865). Ректор Тамбовской Духовной Семинарии (1872). Пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской Духовной семинарии (1881). Хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии (4.1.1887). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (28.10.1887); Подольский и Брацлавский (13.12.1890); Тверской и Кашинский (2.11.1896; с 6.5.1898 – архиепископ). Архиепископ Казанский и Свияжский (26.3.1905). В 1907 г., в годы правления Владыки, в епархии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным учёным в области церковной истории и археологии, архиепископ Димитрий оставил после себя множество научных трудов. 304        Епископ Благовещенский и Приамурский Иннокентий (Солодчин, 1842–23.10.1919) – родился в семье священника Рязанской губернии. После окончания Томских Духовных училища и Семинарии, а также Санкт-Петербургской Духовной Академии (1863) поступил в Алтайскую Духовную миссию, где состоял учителем Улалинского миссионерского училища. Трудился в Забайкальской миссии (с 16.2.1874). Пострижен в монахи (30.11.1876). Возведён в сан игумена (1889) и архимандрита (1893). Миссионерское служение сочетал с преподавательской работой. Настоятель Томского Алексеевского монастыря (31.8.1898). Хиротонисан во епископа Благовещенского и Приамурского (9.2.1899). На покое (24.9.1900). Проживал в одном из монастырей Таврической епархии. Принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

52 Григорий, архимандрит. Миссионерское обозрение Его Высокопреосвященством Высокопреосвященным Макарием, митрополитом Московским и Коломенским, приходов и монастырей Московской епархии с 5 по 15августа 1913 года. М., 1913. 53 Преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (1864–1918), супруга великого князя Сергея Александровича, после его гибели основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель. При обители действовали больница и амбулатория для бедных и приют для девочек-сирот; сверх того Елизавета Федоровна помогала многим нуждающимся, в том числе священникам-миссионерам. 57 Владимир Николаевич Львов (1872–1930) – российский политический деятель, член Государственной Думы III и IV созывов, обер-прокурор Святейшего Синода в составе Временного правительства в 1917 году. В 1920 году эмигрировал из России, но уже в 1922 году вернулся в РСФСР и стал управляющим делами обновленческого Высшего церковного управления (по 1924 год). Активно участвовал в движении обновленцев. В 1927 году был арестован и сослан в Сибирь; скончался в 1930 году в томской тюремной больнице. 67 Священномученик Сергий Мечёв (1892–1941) – сын праведного отца Алексия Мечёва ; служил вместе с отцом в храме святителя Николая в Клёниках на Маросейке. В 1929 году был сослан; после освобождения в 1937 году поселился неподалеку от города Калинин (Тверь), но вскоре вынужден был скитаться. Летом 1941 года был арестован и 6 января 1942 года расстрелян в ярославской тюрьме. Память совершается 24 декабря/6 января. 70 Текст приводится по: Прибавления к Церковным ведомостям. 1911. 30. С. 1289–1295; 31. С. 1331–1336; 32. С. 1370–1378. 71 Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Приамурскому Иннокентию (Солодчину)//Настоящее издание. Т. 4. 72 Николая II; речь была произнесена 8 ноября 1900 года. См. речь «Исполнение молитвенных прошений» (Настоящее издание. Т. 4). 77 Опомнимся! Покаемся!//Настоящее издание. Т. 4; Церковь и законная власть – основа государственного порядка: Слово в день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Николая Александровича, 21 октября 1903 года//Настоящее издание. Т. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

(5) Евсевий (Никольский, 1861–1922), архиепископ (позже митрополит) Владивостокский и Камчатский — родился в Тульской губернии в семье священника. В 1885 г. окончил Московскую духовную академию. Пострижен в монахи (1893), тогда же рукоположен во иеромонаха. Епископ Киренский, викарий Иркутской епархии (1896— 1897). Епископ (1899), а позже архиепископ (1906) Владивостокский и Камчатский (с 1916 г. — Владивостокский и Приморский). За годы своего епископства построил на Дальнем Востоке более 100 церквей, участник Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., после которого остался в Москве в связи с невозможностью вернуться назад из-за начавшейся гражданской войны. Митрополит Крутицкий. Временно управлявший Московской Патриаршей областью (1920–1922). Скончался в Москве в январе 1922 г. (6) Димитрий (Самбикин, 1839–1908), архиепископ Казанский и Свияжский. Образование получил в Воронежской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии (1865). Преподавал библейскую и церковную историю в Воронежской духовной семинарии, рукоположен во иерея (1866). С 1872 г. — ректор Тамбовской духовной семинарии. Пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской духовной семинарии (с 1881). Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (1866). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (1887). Епископ Подольский (1890). Епископ (с 1898 — архиепископ) Тверской и Кашинский (1896). Архиепископ Казанский и Свияжский (1905). В 1907 г. при Владыке Димитрии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным ученым в области церковной истории и археологии, оставил после себя множество научных трудов. (7) Иннокентий (Солодчин, 1842 — 23.10.1919), епископ Приамурский и Благовещенский — родился в семье священника Рязанской губернии. После окончания Томских духовных училища и семинарии, а также Санкт-Петербургской духовной академии (1863) поступил в Алтайскую духовную миссию, где состоял учителем Улалинского миссионерского училища. Трудился в Забайкальской миссии (с 16.2.1874). Пострижен в монахи (30.11.1876). Возведен в сан игумена (1889) и архимандрита (1893). Миссионерское служение сочетал с преподавательской работой. Настоятель Томского Алексеевского монастыря (с 31.8.1898). Хиротонисан во епископа Приамурского и Благовещенского (9.2.1899). На покое (с 1900) проживал в одном из монастырей Таврической епархии. Принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

5. Преосвященному епископу Пантелеимону координировать работу по оказанию помощи раненным военнослужащим – особенно на территориях, ближайших к линии боевого соприкосновения, – с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами Преосвященным Ставропольским и Невинномысским Кириллом.   ЖУРНАЛ 63 СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно поступивших ходатайств о включении новых имен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских). Митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий от имени архиерейского совета Приамурской митрополии ходатайствует о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имени священника Леонида Серебренникова. Леонид Константинович Серебренников, сын священника Виленской губернии, родился 14 апреля 1894 года. В 1904-1910 годах обучался в Виленском духовном училище. В 1912-1915 годах служил псаломщиком в Виленской губернии. В мае 1915 года женился, затем был слушателем пастырских курсов в Москве. В том же году рукоположен в диакона, а в марте 1916 года – во иерея. Рукоположения совершены епископом Иннокентием (Солодчиным) в Покровском монастыре города Москвы. По окончании пастырских курсов в мае 1916 года священник Леонид Серебренников был назначен в Ново-Покровский переселенческий приход села Лермонтовское Приморской области (ныне село Лермонтовское Хабаровского края), а в январе 1917 года перемещен в Покровскую церковь того же села. В начале января 1919 года в село Лермонтовка вошел партизанский отряд под руководством Ефима Гармашова. Помимо грабежей и диверсий против интервентов отряд проводил расправы над людьми, которые, по их мнению, мешали делу революции. Священники входили в их число. В одну из таких расправ в Рождество Христово 25 декабря/7 января 1919 года был убит отец Леонид Серебренников.

http://mospat.ru/ru/news/90659/

В жестокое гонение императора Декия (249 – 251) он, получив повеление свыше, скрылся из Карфагена, оставаясь духом со своей паствой, поддерживая постоянную связь с карфагенскими христианами и укрепляя пресвитеров, исповедников и мучеников письмами и посланиями. Умиряя раздоры в Карфагенской Церкви, вспыхнувшие после прекращения гонения, святитель Киприан написал ряд посланий, а затем книгу «О единстве Церкви». Когда в Карфагене вспыхнула моровая язва, архипастырь сам ухаживал за больными, погребал умерших, причем не только христиан, но и язычников, являя собой пример мужества и самоотверженности. С началом нового гонения со стороны императора Валериана (253 – 259) святителя Киприана сослали в местность Курубис, где им было написано много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся в город. На суде он отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом, оставив Церкви драгоценное наследие – свои сочинения и письма, в которых изложено православное учение о Церкви. 2 Иннокентий (в схиме Иоанн; Иван Васильевич Солодчин), бывший епископ Приамурский и Благовещенский, родился в 1842 г. в семье священника села Малеевского Рязанской губернии Касимовского уезда, перебравшегося на жительство в Сибирь. Окончил Томскую духовную семинарию. В 1863 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Оставив академию на третьем курсе, поступил в Алтайскую духовную миссию, где был учителем Улалинского миссионерского училища. В 1874 г. был перемещен в Забайкальскую миссию при Кударинском Стане. В 1875 г. принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. Затем последовательно служил в Тарабагатайском миссионерском стане, в Крестовой архиерейской церкви, заведовал Катандинским миссионерским станом, был духовником Томской духовной семинарии. В 1889 г. возведен в сан игумена. С 1890 г. – помощник начальника Алтайской миссии. В 1893 г. возведен в сан архимандрита. С 1898 г. – настоятель томского Алексеевского монастыря. 4 Преподобный Иоанн Дамаскин (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

На подвиг миссионерства Николая Анисимова благословил святой праведный о. Иоанн Кронштадтский . Он прислал будущему миссионеру свою фотокарточку с надписью: «Раба Божия Николая Анисимова благословляю на великий подвиг миссионерства, если он находит себя способным и чувствует в себе призвание к нему. Да явится в нем благодать Божия, немощная врачующая. Целую его братски. 18 марта 1907 года. Протоиерей Иоанн Сергиев». 17 апреля 1907 года в Великий вторник на Страстной седмице в Крестовой церкви градского Архиерейского дома в кремле г. Казани Николай был пострижен в монашество. Постриг совершал его авва – архимандрит Андрей, который благословил постриженника иконой Казанской Божией Матери. В нижней части этой иконы были изображения мученика Нестора Солунского и преподобного Нестора – русского летописца. Казанский образ иконы Божией Матери, Заступницы усердной рода христианского, был с Владыкой Нестором до самой его кончины (которая произошла в день празднования этой иконы – 4 ноября по новому стилю). 6 мая 1907 года бывший алтайский миссионер епископ Иннокентий (Солодчин) в Казанском кафедральном соборе рукоположил постриженника во иеродиакона. Он дал молодому монаху наставление о трех крестах – монашеском, пастырском и миссионерском, которые предстояло нести о. Нестору. Уже в старости митрополит Нестор писал: «Эти три креста я нес в сердце своем во все годы моей жизни. Куда бы судьба ни забрасывала меня, с какими бы людьми ни сталкивала, я помнил о том, что я сын моей Великой Родины, добровольно несущий святое это бремя. Я сознательно отрекся от мирских, суетных благ житейских, пренебрег служебной карьерой и отправился в далекую, необжитую, всеми забытую, в неведомую тогда еще мною Камчатку, движимый желанием помочь страждущим там в темноте, невежестве и лишениях людям» («Мои воспоминания»). 9 мая, в день празднования памяти святителя Николая, епископ Алексий (Дородницын) хиротонисал отца Нестора во иеромонаха. Со дня рукоположения иеромонах Нестор был назначен к Гижигинской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

По благословению своего духовного отца и родителей Николай учился на миссионерском монгольско-калмыцком отделении Казанской духовной академии. Шел 1907 год. После того как о. Андрей сказал, чтобы Николаю готовиться к миссионерскому служению, Николай, никогда об этом не думавший, был несколько растерян. Уехать куда-то далеко, бросить родителей, своего духовного отца ему никогда не приходило в голову: «С каким-то огорчением я замкнулся в самом себе, не допуская даже мысли о возможности отъезда» С. 52]. Николай просил маму помолиться, чтобы Господь указал ему путь жизни. Как-то они вместе пришли в храм на всенощную, это была суббота перед Неделей Торжества Православия. После службы священник начал проповедь о значении миссионерства, о предстоящей миссии на Камчатке, о том, что по возможности надо поддержать миссию материально. Свою проповедь он закончил словами: «Помолимся же, братие и сестры, Богу, чтобы Он послал на эту ниву делателей, ибо там жатвы много, а делателей нет» С. 53]. Николай и его мать поняли, что Господь зовет его на Камчатку. Начались сборы, в частности, Николай написал о. Иоанну Кронштадтскому письмо с просьбой благословить его на миссионерскую деятельность. «…Вскоре прибыл ответ. На своей фотографической карточке отец Иоанн написал: «Раба Божия Николая Анисимова благословляю на великий подвиг миссионерства, если он находит себя способным и чувствует в себе призвание к нему. Да явится в нем благодать Божия, немощныя врачующая. Целую его братски. Протоиерей Иоанн Сергиев. 18 марта 1907 года«» С. 56]. 17 апреля 1907 г., в Великий Вторник на Страстной седмице, архим. Андрей (Ухтомский) постриг Николая в монашество с именем Нестор, а вскоре (6 мая 1907 г.) он был рукоположен во диакона и через несколько дней – во иерея. Владыка Иннокентий (Солодчин), как бывший алтайский миссионер, перед отъездом на Камчатку дал молодому иеромонаху некоторые полезные наставления: «Между прочим он спросил меня: «Вот сейчас ты понесешь три креста – монашество, пастырство и миссионерство. Какой из этих крестов легче, а какой тяжелее?.. Все три креста могут быть одинаково и тяжелы, и легки, в зависимости от того, как их нести. Если с верой, благоговением, давая себе постоянный строгий отчет в этом великом и святом служении, то любой из крестов, и даже все три сразу, будет легко нести с Божией помощью»» С. 58].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобное всеобъемлющее сознание, конечно, приобретается трудом, подвигом и содействием благодати Божией. Но здесь содействие оказывает пастырю и его положение как представителя Бога. Вспоминать о своем назначении заставляют его и дела пастырства, и одежда, и молитва . С помощью их в нем углубляется и развивается сознание собственного благодатного посредничества и посольства от лица Божия. От неясной, интуитивной формы оно должно и может восходить к определенному, ощутительному состоянию. Нечто подобное видим и в Первообразе пастырей – Господе Спасителе. В двенадцатилетнем отроческом возрасте Он говорит Своей Пречистой Матери и нареченному отцу Иосифу Обручнику: Разве вы не знаете, что Мне нужно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (ср.: Лк. 2:49 ). Это совершенно неясное самосознание впоследствии определяется вполне, когда Господь говорит иудеям: Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также ( Ин. 5:19 ), как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен (ср.: Ин. 5:30 ) – и все творю Я во имя Отца ( Ин. 10:25 ). Приведенные слова Спасителя отражают определенное самосознание Им Своей глубокой связи с Отцом во всех случаях, побуждавших Его что-либо сделать или высказывать суждения, Он как бы предварительно «слышал» изрекаемый суд Небесного Отца. Идя по стопам Господним, пастырь может возвыситься до поставления себя пред судом Божиим. Епископ Приамурский и Благовещенский Иннокентий (Солодчин), живя на покое в Херсонисском святого Владимира монастыре и управляя им, говорил о себе: «Я слушаю своего епископа, потому что так Христос заповедует. Все нужно делать только пред Спасителем Христом и ради Него». А другой епископ, аскет, выражался о себе: «Я сам в себе ношу суд Божий». Утончение совести От глубокого чувства Бога у ходящего пред Ним настолько утончается совесть, что освещает все частные стороны пастырской психики и явления личной жизни пастыря. Он видит тогда ложность некоторых своих шагов и в запутанных сложных обстоятельствах замечает изворотливость и лукавство своих соображений и подмену истинно доброго и Божьего фальшивым и человеческим, с примесью страсти. Сознание и чувствование себя уполномоченным свыше, послом Божиим, ставит пастыря в сомнительные и трудные моменты жизни на пути законности вследствие тонкой рассудительности и желания быть неизменно верным своему Божественному предстательству. Апостол Павел, выражая это пастырское самосознание, говорит: Богу мы споспешники (ср.: 1Кор. 3:9 ), посланники от имени Христова ( 2Кор. 5:20 ). Экономство в Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Приветствовал Февральскую революцию, в пасхальной проповеди сравнил самодержавие с «диавольскими цепями», которыми была окована вся жизнь граждан России и с падением которых началось «всестороннее воскресение» государственной, политической, общественной, национальной, вероисповедной и правовой жизни страны. Характеризовал Родзянко, Керенского и Милюкова как опору новой, свободной, национально-правовой жизни России. В 1919 г. назначен управляющим Ставропольской епархией. С 1920 г. – в эмиграции. В 1921 г. возглавлял комиссию о приходе на Русском Всезаграничном Церковном Соборе. Член Заграничного архиерейского Синода. Управлял русскими приходами в Греции, жил в Свято-Николаевском монастыре Гергетег в Сербии. Там же скончался 9 (22) сентября 1925 г. и похоронен. 233 Сергий (Петров Стефан Алексеевич; 1864–1935), епископ Сухумский, – на Соборе председатель III отдела – «О церковной дисциплине». Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Родился в станице Аксайской области Войска Донского. Окончил Донскую духовную семинарию в 1886 г. и историко-филологический факультет Императорского Московского университета с дипломом I степени в 1890 г., прослушав несколько лекций на миссионерских курсах при Казанской духовной академии, стал сотрудником Алтайской миссии. С 1892 г. – иеромонах, помощник начальника Киргизской миссии. С 1899 г. – епископ Бийский, викарий Томской епархии. Хиротонию совершали епископы Томский и Барнаульский Макарий (Невский) , Забайкальский и Нерчинский Мефодий (Герасимов), Приамурский и Благовещенский Иннокентий (Солодчин). С 1901 г. – епископ Омский и Семипалатинский. С 1903 г. – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. С 1907 г. – епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии. С 1913 г. – епископ Сухумский. В 1917 г. после провозглашения автокефалии Грузинской Церкви в Сухуме был организован съезд абхазского духовенства и мирян, который вынес решение объявить Абхазскую Церковь автокефальной и считать епископом владыку Сергия. Однако решения съезда не были реализованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

р.), и давши 10 т. р. на построение церкви в Нельхае (Валаганского ведомства). Такую же сумму он обещал тогда же на устройство нового стана на р. Тунке (Жимыгытский). 134 Проект постройки в Петербурге часовни Алтайского монастыря, как его доходной статьи, принадлежал А. Г. Малькову. Архим. Владимир ему не сочувствовал и он не нашел поддержки (И. И. Ястребов, «Миссионер высокопр. Владимир», 82.86). 135 Попытка эта была вызвана намерением правительства преобразовать Алтайскую миссию... поставлением во главе ее вместо протоиерея – монаха. 136 ) Енисейским епископом был тогда (1861–1870) Никодим Казанцев, пред тем Чебоксарский († 1874). О. Вас. Касьянов – красноярский кафедрал. протоиерей. 137 Тоже ответил сам еп. Никодим на запрос, не нужно ли учредить в его епархии миссию, именно, что все инородцы крещены. Но, когда его преемник Антоний (1873–1881) объезжал однажды южные пределы епархии, ему предстала толпа инородцев тысячи в три с просьбой о крещении их («Нижегор. епарх. вед.», 1890, 289, – рассказ еп. Владимира). На иркутском съезде сибирских архиереев в 1885 г. решено было вновь открыть Енисейскую противоязыческую миссию («Ирк. еп. вед.», 1887,283; 305–306). 139 Книга А. Башуцкого: «Алтайская церковная миссия» вышла в Петербурге в 1865 г. Обстоятельный критический отзыв о ней свящ. В. Вербицкого – в «Душеполезном чтении», 1867, II, 50–64. См. И. Ястребов, о. с., 124, прим. 2, 140 Солодчин – студент Петербургской духовной академии (из Томских семинаристов), изъявивший желание ехать с архим. Владимиром на Алтай. В 1875 г. принял монашество с именем Иннокентия и заведовал Тарабогатайским станом. В 1878 г.перешел в Томск к крестовой церкви, где был духовником ставленников. С 1880 г. заведовал Катандинским мисс. станом. В 1885 г. назначен духовником Томской семинарии, 1890 – помощником начальника Алтайской миссии. В 1894–1897 гг. – был епархиальным наблюдателем церк.школ, затем управлял Алексеевским монастырем и опять был причислен к Томскому архиерейскому дому. 9 февраля 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009