В научной лит-ре получило распространение мнение о том, что, публикуя в 1645 г. «Краткий катехизис», П. выступил против исправлений, внесенных в текст «Православного исповедания...» в Яссах. Однако прямыми доказательствами правильности этого утверждения исследователи не располагают. Вместе с тем следует отметить, что и в приложениях к опубликованному в 1644 г. трактату «Λθος...» (см. ниже), и в «Кратком катехизисе» излагается правосл. т. зр. об исхождении Св. Духа от Отца и о причастии мирян под обоими видами. В «Кратком катехизисе», кроме того, Иерусалимская Церковь со ссылкой на Свящ. Писание названа «маткою-учителкою всех инших Церквей». В исследованиях по-разному оценивают контакты П. с традициями католич. Контрреформации и последствия этих контактов. Согласно одной т. зр., в результате деятельности П. произошла «внутренняя интоксикация латинизмом» сначала украинской, затем русской правосл. традиций. С другой т. зр., имел место культурный синтез (догматический компромисс), к-рый дал возможность правосл. традиции на восточнослав. землях развиваться далее в условиях напряженного диалога с представителями др. христ. конфессий. Новое, образованное духовенство должна была подготовить основанная П. Киево-Могилянская коллегия (см. Киево-Могилянская академия ). П. обеспечил ее материальное содержание, построил здания для занятий, устроил б-ку и бурсу для бедных учеников. Для воспитания студентов П. написал и напечатал «Анфологион, сиречь Молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу спудеов и всех благочестивых любомолитвенник» (1636). П. завещал коллегии свою б-ку и значительные денежные средства, поставил ее под опеку правосл. шляхты во главе с Киселем. Помимо Киево-Могилянской коллегии монахи Киево-Братского в честь Богоявления монастыря в 1634 г. открыли уч-ще в Виннице, к-рое из-за преследований со стороны иезуитов вскоре переместилось в Гощу. Ректоры уч-ща присылались из Киева - Игнатий (Оксенович-Старушич) , Иннокентий (Гизель) . В 1640 г. один из преподавателей Киево-Могилянской коллегии - Софроний Почапский и его ученик, Игнатий (Иевлевич) (см. в ст. Иевлевичи ), организовали славяно-греко-лат. школу при соборе Трех святителей в молдав. столице Яссы; школа просуществовала недолго из-за противодействия преподавателей-греков, но труды учителей из Киева высоко оценивались в Молдавии.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

И здесь опять-таки мы обращаемся к Киеву и здесь возникает знаменитый «Синопсис» Киево-Печерский – произведение 1674 года, написанное настоятелем Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем и там показано, что основное событие русской истории – это крещение Владимира. Именно здесь рождается православный российский народ, как называет восточных славян Иннокентий Гизель. И именно поэтому Алексей Михайлович – это потом Владимира Крестителя. Он не потомок его по природе, или как тогда говорили, по роду, он потомок по духу. И это как раз является уже основной отношения первых Романовых к своему титулу. Еще очень религиозное, здесь есть уже светские нотки отдельные, но это действительно то, что очень сильно выручает Романовых. Поэтому за эту концепцию они очень хватаются в это время. Дмитрий Степанов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Все мы прекрасно знаем то, что нашим первым императором является Петр I. Согласно условиям Ништадтского мира 1721 года Россия здесь названа империей и Петр I назван императором. Что это за титул такой? Вообще строго говоря первым императором был не он. Первым императором был Лжедмитрий I, который сам себя так именовал и писал он безграмотно «инператор». «Империей Всероссийской» названо русское государство при заключении вечного мира с Речью Посполитой, который заключил Василий Голицын – фаворит царевны Софьи. Что это такое? Вообще строго говоря, император – это конвертация царского титула. Что это обозначает? Это перевод титула царя на европейские языки. То есть, по сути своей, статус здесь изменен не был, здесь было изменено само восприятие этого титула. Петр I, как известно, очень любил все иностранное, ему нравился императорский титул и, чтобы он был более понятен в Европе, для этого он этот титул и принимает. Если Иван Грозный был венчан на царство, когда менял свой титул с великого князя на царя, то Петр I это оформил исключительно бюрократическим образом. То есть, здесь не было никакого священнодейства. Этот акт абсолютно культурный, религиозным он не является ни в коем случае, что опять-таки показывает то, что здесь речь шла просто о смене слова, но не смене статуса.

http://academy.foma.ru/tag/fenomen-russk...

Фамилия Могил принадлежит к древним знатным родам молдавским. В конце XVI века, при помощи польского гетмана Яна Замойского, один из Могил, Иеремия, сделался господарем молдавским, а в 1602 году брат его Симеон господарем валашским. В 1609 году Симеон стал также господарем и Молдавии, но не надолго. Сначала он уступил господарство племяннику своему Константину, а потом турки лишили эту фамилию господарства. Напрасно польские паны: Стефан Потоцкий, князья Корецкий и Вишневецкий, родственники Могил по женам, старались восстановить их на господарстве. Могилы должны были искать приюта в Польше. Сын Симеона, Петр, учился, как говорят, в Париже, потом служил в военной службе в Польше, а в 1625 году постригся в Печерской лавре, еще не достигши 30 лет от роду. Вступление в монашеское звание лица, такого знатного и притом состоявшего в родстве с могущественными польскими домами, давало поддержку православному делу. Через год скончался печерский архимандрит Захария Копыстенский. Тогда возник вопрос о том, чтобы молодому молдаванину Могиле сделаться архимандритом. Его связи и богатство представляли в будущем большие надежды для лавры: но не вся печерская братия готова была выбрать его. Многие не возлюбили его; другие соблазнялись его молодостью; но за пределами монастыря у Могилы было много сильных сторонников, желавших доставить ему видное и выгодное место архимандрита печерского. Два года шли об этом толки; противникам Могилы, как видно, не давали избрать другого; наконец Могила был избран, тем более, что митрополит Иов Борецкий был за него. В 1628 году Сигизмунд III утвердил его. Новый архимандрит тотчас же заявил свою деятельность на пользу монастыря, завел надзор над священнослужителями в селах лаврских имений, незнающих из них приказывал учить, а упрямых и своевольных подвергал взысканиям; подновил церковь , не жалел издержек на украшение пещер, подчинил лавре Пустынно-Николаевский монастырь, основал Голосеевскую пустынь, построил на свой счет при лавре богадельню для нищих и задумал заводить при Печерском монастыре высшую школу. Рассчитывая, что для последней цели необходимы хорошие учителя, он прежде всего начал отправлять молодых людей за границу на собственный счет. В числе их были: Сильвестр Коссов, Исаия Трофимович, Игнатий Оксенович-Старушич, Тарасий Земка и Иннокентий Гизель. Для новой школы он избрал место с огородом и садом, близ больничной Троицкой церкви, поставленной над печерскими воротами, и дал от себя фундушевую запись, которую обязывался содержать училище на собственный счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Воеводу Бутурлина послали к гетману для совершения столь великого дела, которое не стоило ни одной капли крови России. Хмельницкий, в полном блеске своей славы, уважаемый Ханом Крымским и Султаном, принудивший Господаря Молдавского выдать дочь за своего сына, спросил войско Малороссийское в Переяславле: «кому оно волит: бусурманским ли Хану и Султану, латинскому ли Королю или Царю православному?» и слышав единодушный клик: «волим под Царя православного!» присягнул на подданство со всею Украиною. – Вольное избрание гетмана и собственная расправа казаков, при 60,000 составе их войска, были главными условиями. Но в Киеве Митрополит Сильвестр Коссов и Печерский архимандрит Иннокентий Гизель, неохотно решались променять древнее, именем только, подчинение престолу Цареградскому, на совершенную покорность Патриарху Московскому; однакоже, в скором времени, тот же архимандрит отправлен был в Москву Митрополитом, для оправдания и утверждения прав духовенства Малороссийского; его приняли с ласкою, по благоразумной политике Никона и отпустили с дарами; совершенное же присоединение Киевской митрополии последовало только чрез тридцать лет. В начале 1654 года открылась война Польская; сам Государь присутствовал при войске, поручив свое семейство и самое царство Патриарху; бояре думные не могли действовать без его совета. – Никогда дотоле оружие Русское не покрывалось большею славою, как в сем быстром и блистательном походе. Казаки содействовали Царю во взятии Смоленска, древней его отчины, и вслед за тем тридцать важнейших городов Белорусских, один за другим, сдались Государю. Полоцк, убежденный своим красноречивым игуменом Игнатием, открыл врата единоверному властителю. – Но посреди светлых побед опечалило Царя известие о страшной моровой язве, которая свирепствовала в Москве и ее окрестностях, и исполнила столицу трупами, не погребаемыми за недостатком рук. Патриарх успокаивал смятенный народ, пастырским окружным посланием и, внушая меры предосторожности против заразы, озаботился сохранением вверенной ему семьи царской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Увидели свет несколько книг, толковавших отдельные положения вероучения для клира и образованных мирян. Главным образом эти разъяснения касались таинств, в которых регулярно принимали участие все христиане. В 1666 г. иером. Феодосий Сафонович издает «Выклад о семи церковных таинствах» − написанное простым языком изъяснение таинств Православной церкви, предназначенное для клира и образованных мирян. В 1669 г. архим. Иннокентий Гизель издает обширный труд «Мир с Богом человеку», посвященный нравственному богословию и духовническому руководству. В этом сочинении, составленном на основе католических пособий по моральной теологии, рассматривались различные «греховные недуги» и способы их врачевания. «Мир с Богом» стал не только первым специальным трудом по нравственному богословию в восточнохристианской традиции, но и ввел в обращение единый понятийный аппарат, связанный с учением о грехах 322 . Впоследствии этот труд стал одним из самых востребованных произведений могилянской традиции. В 1671 г. под заглавием «Наука о тайне святого покаяния» был издан сокращенный вариант «Мира с Богом», предназначенный для мирян. Развивалось полемическое богословие. Самой масштабной совместной акцией могилянских богословов этого периода стало издание опровержений на книгу виленского иезуита Павла Боймы «Stara Wiara», организованное архиеп. Лазарем Барановичем. В ней автор утверждал, что Православная церковь придерживается своего учения об исхождении Св. Духа исключительно из-за невежества, что православные плохо знают и понимают Св. Писание и среди них немного образованных. Лазарь Баранович был крайне обеспокоен публикацией трактата Боймы и сделал всё, чтобы побудить своих учёных коллег к написанию достойных ответов на него. В 1676 г. в Киеве было напечатана «Nowa miara staroi wiary» авторства самого Л. Барановича (написана в 1671, издана в 1676 г.), к которой вскоре добавились «tary kocio» (1678) Иоанникия Галятовского и оставшаяся в рукописном виде «Prawdziwa Wiara» Иннокентия Гизеля (1671).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. Родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при Крещении, осталось неизвестным. Благочестие родителей способствовало духовному развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротким характером. Юношей он вступил в духовное училище, так называемую Киево-Братскую коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII в. был временем расцвета коллегии. Ректорами в то время были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен Лазарь (Баранович), впоследствии архиепископ Черниговский. В числе наставников были такие просвещенные люди, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), игумен Феодосий (Сафонович), игумен Мелетий (Дзик) и епископ Белорусский Феодосий (Баевский). Товарищами святого по Коллегии были будущие выдающиеся ученые и пастыри – Симеон Полоцкий , Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства – иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания и Богомыслию. Можно предположить, что святому Феодосию не пришлось пройти полного курса Коллегии, так как во время разорения Киева поляками Коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность. После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая). Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Дионисием Балабаном, который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ни он, ни сыновья его не ходили в церковь по антидор, но священник подносил им оный. Встречу с духовными считал за несчастие, несмотря на то, что сам был попович. Сердюки, стоявшие на карауле, не пускали к его сыновьям во двор не только козаков, но даже и священников» 151 . Гетман, таким образом поставивший себя по отношению к духовенству, конечно, имел возможность заставить его исполнить своё желание относительно подчинения киевской митрополии московскому патриарху. Патриарх московский того времени, Иоаким, ещё более Никона способен был устроить это дело, потому что лучше Никона знал состояние малороссийского духовенства, так как в юности своей много лет провёл в Малороссии. Здесь обучался он в Киево-Братской коллегии, потом проходил военную службу и, наконец, весною 1655 года (6 мая) на 35 году от рождения принял пострижение в Киево-Межигорском монастыре, где пробыл два года. Отсюда в 1657 году по вызову Никона Иоаким отправился в Москву, где через 17 лет стал московским патриархом. Это пребывание в Малороссии, в частности в Межигорском монастыре, дало патриарху возможность иметь с Малороссиею постоянные сношения. С 1676 года игумен Киево-Межигорского монастыря регулярно каждые два года наряжал монахов с посланием к патриарху 152 . С этими лицами, приезжавшими из Малороссии в Москву, Иоаким мог очень часто беседовать о поставлении в Киеве нового митрополита. Но особенно часто разговаривал об этом патриарх с приезжавшими в Москву людьми гетмана, и неоднократно писал о том гетману, зная, что от него главным образом зависит устройство этого дела 153 . В 1683 году гетман со своей стороны дал повод патриарху входить в дела малороссийской церкви. В этом году умер архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель. Написав об этом особое письмо к московскому патриарху, гетман просил его дать благословение на избрание преемника Гизелю 154 . Патриарх немедленно отвечал, и, усердно благодаря гетмана за то, что тот к нему отнёсся по этому делу, «давал на него своё благословение» 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

44 Из собственных слов французского посланника, бывшего при Оттоманской Порте в 1623 и следующих годах, мы знаем, что французский король, покровительствовавший иезуитам, предписывал ему: «procurer, est possible, la ruine du patriarche grec de Constantinople, comme heretique tres dangereux». Historica Russ. monumenta, deprompta a Turgenevio. T. 2. pag. 424. 45 Кроме участия Кирилла в составлении книги: (надпись на греческом), или Плачь (о чем см. Словарь о писателях духовного чина, ΙΙ. стр. 45), о сочинениях его против Римской Церкви, писанных по делам православия в России, см. «Описание рукописи Румянцов. музеума» и стр. 554. В книге Захария Копыстенского: О вере, упоминается Кириллово послание 1614 года, стр. 163. В 1616 году он издал в Терговиште несколько анатематизмов против учения Римской Церкви. Perpetuite de la foi de Catholique. 1841. T. IV. p. 62. 48 Определение это напечатано в сочинении Льва Аллация: de Eccles. Occident et Orient. perpetua consens. pag. 1061 et sequ. 51 Соборное определение, состоявшееся в мае 1612 г., напечатено в упомянутом сочинении Аллация, стр. 1082 и сл. 52 А не Иоанна Васильевича, как сказано в Словаре о писат. духовного чина II, 161. О значении обыкновенного прибавления Ио, в титуле Господарей молдавских и др., см. Влахо-Болгарские Грамоты, изд. Векелиным. 1840 г., стр. 27 и др. 54 Из сочинения Иоанникия Галятовского: Мессия Правдивый, 1669 г., стр. 321 видим, что в 1640 г. собранны были в Киеве наместники, или «послы» от всех православных епископов малороссийских, настоятели знатнейших монастырей, и другие ученые мужи из разных городов русских и литовских. В этом собрании первенствовал ученый архимандрит слуцкий, Самуил Шицек; после общих рассуждений составляли и записывали определения два ректора – киевский Иосиф Кононович и гойский Иннокентий Гизель. Все эти определения, конечно, поступали потом на рассмотрение митрополита Петра Могилы . Вероятно, этот то собор ученых мужей и имеет ввиду патриарх Нектарий. – Из определений этого Собора, кроме указанных в Словаре о писат. духовного чина II, 160, можно привести еще следующие: а) О том, должно ли поклоняться св. Дарам, при перенесении их во время великого выхода? Упоминается Петром Могилой в книге Λινος, и Кассианом Саковичем в его «Объявлении»; б) О блаженстве праведных до всеобщего воскресения; этим определением между прочим, опровергалось учение, изложенное в книгах: Орфолог (Мелетия Смотрицкого) и Антиграф. Упоминается в сочинении Ионникия Галятовского: «Мессия правдивый» 321 стр.; в) О состоянии душ умерших святых, о суде частном, о чистилище, о форме таинства евхаристии. Упоминается в сочинении отступника православия (в 1643 г.), бывшего игумена и ректора, Феодора Скуминовича, известном под названием: «Причины отступления от дизунии (или православия восточного)» Вильна 1643г. на польском языке. – Недавно издана в свете пригласительная грамота Петра Могилы на этот Собор, от 24 июня 1640 г., в «Памятниках», издано в Киеве 1845 г. Т. I omд.I. стр. 149–158.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

губ.). В числе книг, оставшихся после него находим книгу Трубы Словес. В той же обители около того же времени мы находим, между прочим, Мир с Богом, Обед духовный, Вечерю, Меч Духовный и Венец веры. 607 В том же году Иннокентий Гизель хлопотал о невзимании пошлин с киевских книг, посланных в Москву для промена с монастырским слугою Тимошкой Андреевым. 608 Тогда же, как я уже указал выше, игумен Феодосий Гугуревич отправил в царскую казну по сто экземпляров киевской печати псалтырей, с часословом и грамматик да десять трефолоев. 609 Автор Статира (около 1683 г.), бывший сначала в Пыскорском Спасове монастыре говорит, что он «вельми приседе книг премудрого Кирилла Транквиллиона, многая же слова от поучений его устно навыче» и внес в свой знаменитый Статир в переделке: «книги же Обед и Вечеря люботрудного и премудрого мужа отца Симеона Полоцкого тяжки за высоту словес». 610 В Обнорском монастыре по описи 1683 года находились: псалтырь литовская, маргарит киевский, молитвенник тоже, Меч Духовный, книга о семи тайнах, часослов литовской. 611 28 января 1684 года Баранович послал в Москву книгу Благодать и истина. 612 Сам Афанасий архиепископ Холмогорский, предполагаемый автор «Щита веры», сборника, направленного против южнорусских книг, 27 августа 1685 г. сотвори по чину требника Петра Могилы основание соборные церкви Преображения Господня. 613 В духовном завещании Александра епископа Великоустюжского и Тотемского (1685–1699) упоминается среди его книг: Обед, Вечеря, Псалтирь Полоцкого, Патерик Печерский Мир с Богом, Барониуш, Руно орошенное, Лексикон польский, Небо новое: все это отказано в соборную библиотеку. 614 В 1686 г. митрополит сибирский Павел дал вкладу в Владимирский Рождественский монастырь книги Евангелие толковое Кирилла, Ключ разумения и Трубы. 615 Около 1686–1691 монах Вассиан дал в поминание по душе своей Евангелие толковое Кирилла в Серпуховский Владычный монастырь, при игумене Александре. 616 Из писцовых книг города Мурома 1687 г. мы видим, что в соборной церкви Рождества Богородицы были евангелие печатное литовское, дапье Государево, и служебник печати литовской, а в Ильинской – два октоиха, печать литовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010