Среди преподавателей Академии много было незаурядных богословов, канонистов, историков: иеромонах Никанор (Бровкович) , позже архиепископ; профессора А.Л. Катанский , В.В. Болотов , Н.Н. Глубоковский , И.М. Певницкий, С.И. Красноцветов. Из стен Академии вышли святитель Мелетий Харьковский и святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, Кронштадтский протоиерей Иоанн (Сергиев), миссионер-подвижник архимандрит Макарий (Глухарев). В Петербургской Академии получили образование выдающиеся церковные деятели XX века: Патриархи Тихон и Сергий, митрополиты Антоний (Храповицкий) , Николай (Ярушевич) , Григорий (Чуков). История Киевской Академии восходит к 1615 году, когда в Киеве открылась Братская школа, устроенная по образцу греческих училищ и ставшая одним из очагов Православия в Речи Посполитой. В 1633 году, при митрополите Петре Могиле Братская школа была преобразована в училище латинского типа и получила название коллегии. Это была скорее общеобразовательная, чем специально богословская школа, ибо в Польше в православных школах не дозволялось открывать высшие богословские классы. Языком обучения в Могилянской коллегии служила латынь. Распорядок школьной жизни, методы преподавания, учебники были такими же, как и в западных коллегиях и академиях. Как и в иезуитских коллегиях, классы именовались фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия. Богословский класс открылся уже во второй половине XVII века, после воссоединения Левобережной Украины с Россией. Среди первых ректоров коллегии были известные церковные деятели и духовные писатели Западной Руси – Иннокентий (Гизель), Лазарь (Баранович), впоследствии Черниговский архиепископ, Иоанникий (Голятовский). В смутные 50-е годы коллегия пришла в запустение. Восстановлена она была в 70-х годах при ректорстве архимандрита Варлаама (Ясинского), позже Киевского митрополита. В 1701 году Киевская коллегия получила права академии. По ее образцу стали устраиваться Семинарии в малороссийских и великорусских кафедральных городах. Киевская Академия стояла тогда на самом высоком научном и образовательном уровне среди Духовных школ России. Поэтому из числа её выпускников восполнялся российский епископат, ученые киевские монахи назначались архимандритами самых крупных монастырей, ректорами семинарий. В Киеве получили образование святители Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский , Иоанн Тобольский , Иннокентий и Софроний Иркутские, Иоасаф Белгородский ; Местоблюститель, митрополит Стефан (Яворский) , митрополиты Арсений (Мацеевич) и Павел (Конюскевич), архиепископы Феофилакт (Лопатинский) и Феофан (Прокопович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Поэтому любителям душеспасительного чтения приходилось здесь довольствоваться западными мартирологами, переведенными на польский язык и во многом несогласными с духом православия. Желая устранить такие горестные неудобства, Киевский митрополит Петр Могила 22 был весьма озабочен изданием житий святых на славянском языке. Для сей цели он задумал сделать новый перевод греческих жизнеописаний и уже выписал с Афонской горы жития Симеона Метафраста . Но преждевременная кончина знаменитого Киевского первосвятителя не дала ему совершить задуманный труд. После него с большим усердием заботился об издании житий святых архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель 23 . В дополнение к материалам для сего труда, приготовленным уже Петром Могилою , Иннокентий испросил у Московского патриарха Иоакима великие Минеи-Четьи Макария, первые три месяца коих и были ему высланы. Но по причине военных смут того времени, не позволявших спокойно заниматься учеными делами, и Иннокентию не суждено было совершить это великое дело. Его преемник архимандрит Варлаам 24 , вполне сочувствуя предположенному изданию житий святых, приложил все старания к его осуществлению. Он не решился однако принять сей труд на себя, а стал искать человека, более к сему способного и менее отвлекаемого другими делами. Выбор его пал на инока Батуринского Крупицкого монастыря Димитрия, (в мире Даниила Туптало) и составил эпоху в истории русской агиографии. Даровитый и необыкновенно трудолюбивый и скромный студент Киевского училища, военными обстоятельствами времени вынужденный покинуть его до окончания курса, Димитрий в ранней молодости принял монашество. Рано вышедши из школы, он сохранил живую связь с религиозным настроением народа, чутко понимал его духовные нужды. При наклонности к уединению и созерцательном направлении духа, при горячей любви к научным занятиям, Димитрий нашел в монастыре достаточно досуга для самостоятельного довершения начатого в школе образования и для обработки своих прекрасных дарований. Когда архимандрит Варлаам обратился к нему с своим предложением, Димитрий был уже знаменитым в Западной Руси проповедником, которого наперерыв звали к себе епископы и монастыри, чтобы послушать его задушевного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

гетманы считали своим долгом поддерживать древние правосл. святыни. Игум. Софроний умер между 1645 и 1648 гг., застав лишь начало этого процесса. После него кирилловскими наместниками были игумены-интеллектуалы, ректоры Киево-Могилянской коллегии: Иннокентий (Гизель ; ок. 1650-1652), при к-ром мон-рь был разорен вошедшими в Киев войсками коронного гетмана Януша Радзивилла; Лазарь (Баранович ; 1652-1657), при нем Богдан Хмельницкий издал универсал (18 окт. 1656), подтверждавший все владения и права обители и защищавший ее от магистрата; профессор поэтики и риторики Мелетий (Дзик; 1658-1677), на долю которого выпало много испытаний в период Руины. В 1662 г., когда татары из отрядов Юрия Хмельницкого грабили киевские околицы, мон-рь горел. В 1666 г. игум. Мелетий от имени духовных властей Киевской митрополии возил в Москву челобитную о возобновлении древнего права свободного избрания Киевского митрополита (Московский патриарх назначил местоблюстителем еп. Мефодия (Филимоновича), а К-польский - еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского)); игум. Мелетий описывал тяжелое состояние мон-ря, пребывавшего «в облоге» со всех сторон (АрхЮЗР. 1872. Т. 7. С. 73). С именем игум. Мелетия связано и 1-е известие о чуде: игумен посылал к мощам вмц. Варвары своего келейника Евстафия, к-рый получил исцеление; в обители была учреждена практика братского чтения молитв и акафиста вмц. Варваре, установлено совершение крестных ходов к мощам святой в Михайловский Златоверхий мон-рь. При игум. Мелетии ктиторами обители стали гетман М. С. Ханенко и его семья. Шиферная доска с памятной надписью о сооружении надвратной ц. Благовещения. 1760 г. Шиферная доска с памятной надписью о сооружении надвратной ц. Благовещения. 1760 г. Следующий игумен, Иннокентий (Монастырский ; 1681-1697), поставил подпись под актом избрания в гетманы И. С. Мазепы (25 июля 1687). Игумен пользовался его благосклонностью. Гетман выдал неск. универсалов с подтверждением старых и предоставлением новых владений К. м. (среди новых - богатые земли упраздненного ржищевского в честь Преображения Господня монастыря ).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 18.11.1683, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель. Биография Род. в протестант. семье в Пруссии. Обстоятельства переезда семьи И. на Украину неизвестны. Нек-рые исследователи считают фамилию Гизель латинизированной формой западнорус. фамилии Кисель и в связи с этим рассматривают переезд семьи И. как возвращение на родину. В литературе И. иногда смешивают с одним из лидеров движения социниан Евстафием Гизелем (Киселем), в 1-й пол. XVII в. возглавлявшим социнианский коллегиум в Киселине (ныне Кисилин) на Волыни. О наличии родственных связей между И. и Евстафием, представителем более старшего, чем И., поколения, нет сведений. Начальное образование И. получил, по всей видимости, в Пруссии. В Киеве он перешел в Православие, принял монашеский постриг, в кон. 30-х гг. XVII в. поступил в Киево-Могилянскую коллегию. В 1640-1642 гг. И. исполнял обязанности ректора учрежденного в 1639 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) уч-ща в Гоще (ныне поселок в Ровненской обл., Украина) и настоятеля Гощанского монастыря (см. Гощанский [Гощский] в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь ). По свидетельству Иоанникия (Галятовского) , «ректор гойский» И. в качестве одного из секретарей участвовал в Соборе Западнорусской митрополии , созванном в 1640 г. митр. Петром (Могилой) для обсуждения составленного им Катехизиса и др. вопросов церковной жизни (см.: Макарий. Кн. 6. С. 556, 634). По окончании Киево-могилянской коллегии И. в числе др. ее воспитанников был послан митр. Петром за границу для продолжения образования. Данных о том, где именно учился И., нет. В качестве возможных учебных заведений называют Замойскую академию, ун-ты Крулевца (ныне Калининград) и Ростока ( Горобець, Cmpamiй. 2001), Львовскую иезуитскую коллегию ( Mokry. 1989). Слова Ростовского митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)) в проповеди на годовщину смерти И. «Пирамида, или Столп» о том, что И. «премудрости вод напившися из рек разных, из разных школ иностранных, до которых и чрез моря путешествовал», трактуются рядом исследователей как свидетельство о том, что И. обучался в т. ч. в Англии. Бездоказательным является утверждение, что И. изучал за границей помимо богословия и философии историю и право.

http://pravenc.ru/text/389655.html

На месте настоящей зарецкой Предтеченской церкви в старину был Песоцкий (на песках) мужской монастырь. Когда он был основан — в точности неизвестно. Достоверно известно только то, что он был еще до литовского нашествия, т.е. до 1356 года. По крайней мере Иннокентий, архимандрит Киево-Печерского монастыря, подавая челобитную на имя царей Петра и Иоанна Алексеевичей (в 1684 г.), говорит:»тот-де монастырь (Песоцкий) исстари, до литовского разорения, построен по указу благоверной царицы Анастасии Романовны». Монастырь этот вначале был очень беден: ни пахотной земли, ни леса, вообще никаких угодий он не имел; оставалось существовать только на пожертвования благотворителей, да еще небольшим источником дохода служил перевоз через реку Десну, который оплачивался известною пошлиной. Бедность монастыря была причиною того, что в 1680 году строитель его Измаил и казначей Серапион просили патриарха приписать их монастырь в Свенской обители, что и было исполнено. Но против такой приписки восстал Петропавловский мужской монастырь. Архимандрит и братия его составили челобитную на имя Государей и просили приписать Песоцкий монастырь к Петропавловскому; просьбу свою они мотивировали тем, что Песоцкий монастырь был построен на земле Петропавловского монастыря. Грамота эта, составленная на имя Петра и Иоанна Алексевичей, подана была сначала патриарху Иоакиму. Иоаким велел отписать Песоцкий монастырь от Свенского и передать его Петропавловскому; с этою целью отправлена была грамота к Иосифу, строителю Спасского монастыря, с тем, чтобы последний сделал опись Песоцкому монастырю и ввел Петропавловского архимандрита в новое владение. Но бывший настоятель Песоцкого монастыря, Измаил, состоявший теперь келарем Свенского монастыря, не только не позволил Иосифу сделать опись, но даже не пустил его в монастырь и обесчестил его. Архимандрит Петропавловского монастыря просил патриарха прислать кого-либо из Патриаршего Разряда, чтобы хоть по крайней мере ввел его во владение. Но тут к Иоакиму поступил запрос из Приказа, «по какому указу Предтеченский Песоцкий монастырь отписывается к брянскому Петропавловскому?» От киево-печерского архимандрита также поступила просьба, чтобы патриарх не изменял своего первого постановления. Иоаким дал такую резолюцию: если Песоцкий монастырь построен на земле Петропавловского, то он и должен будет отчислен к Петропавловскому, если же нет, то остается за Свенским. Дано было знать межевщику, дано было знать и воеводе брянскому, чтобы они обстоятельнее расследовали дело. Последний доносил патриарху, что Песоцкий монастырь построен действительно на земле Петропавловского. Тогда патриарх окончательно утвердил означенный монастырь за Петропавловским. Сколько потом ни бился киево-печерский архимандрит Иннокентий Гизель, сколько ни подавал челобитных на имя Государей – Песоцкий монастырь был окончательно отторгнут из рук настоятеля Свенской обители.

http://sobory.ru/article/?object=55734

В начале XVII века благодаря ревностному защитнику Православия князю Константину Острожскому началось возрождение обители. В 1605 г. он вызвал из монастыря Святого Креста в его имении игумена Василия Красовского и поручил ему восстановить Кирилловскую обитель. Отец Василий приложил все силы для того, чтобы вернуть монастырю былую славу. При нём были восстановлены разрушенные части церкви, сооружена новая кровля, частично обновлены потускневшие фрески. В этот период выросло число монашеской братии и для нее выстроили деревянные кельи. Чтобы увеличить доходы обители, неподалеку от нее, под горой, построили дома, которые сдавали внаем вольным людям. Король Сигизмунд III вручил игумену грамоты на владение всеми землями, когда-либо принадлежавшими монастырю. После отца Василия важную роль в деле возвышения Кирилловского монастыря сыграли игумены Софроний Жеребило-Лобужский, Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович. В 1651 г., во время освободительной войны против Речи Посполитой, обитель разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла. В 1658-1677 г.г. монастырем управлял Мелетий Дзык – бывший ректор Киево-Могилянской коллегии. Игумен Мелетий пригласил в обитель 17-летного воспитанника коллегии Даниила Туптало, который впоследствии стал известен как святитель Димитрий Ростовский. Несмотря на молодость Даниила, игумен постриг его в монашество с именем Димитрий. Ещё через год молодой монах был посвящён в иеродиаконы. После смерти Мелетия братия хотела избрать на его место 29-летнего Димитрия – тогда уже иеромонаха, – но тот отказался. С 1681 по 1697 годы во главе обители стоял игумен Иннокентий Монастырский. В этот период были полностью ликвидированы последствия нападения Радзивилла, значительно увеличились земельные владения монастыря. В его подчинении оказался Ржищевский Преображенский монастырь со всеми его землями. Это было время наивысшего расцвета Кирилловской обители, которая уступала только Киево-Печерской Лавре. После смерти игумена Иннокентия братия все же убедила будущего святителя Димитрия принять управление монастырем, но он возглавлял обитель недолго - всего пять месяцев. Родители же святого Димитрия и его родственники всю свою жизнь были благотворителями монастыря. Отец его, Савва Григорьевич, был ктитором. Сестры святителя основали неподалеку Иорданскую обитель, которая была тесно связана с Кирилловским монастырем. Родителей святого Димитрия и его старшую сестру инокиню Александру похоронили в Кирилловском храме.

http://sobory.ru/article/?object=01667

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Радивиловский; † 1688, Киев), игум., проповедник, писатель и поэт. В 40-х гг. XVII в. учился в Киево-Могилянской коллегии в одно время с Симеоном Полоцким и Иоанникием (Галятовским) , в коллегии тогда преподавали Иннокентий (Гизель) и Лазарь (Баранович) . После окончания коллегии А. принял монашество и служил архидиаконом в Чернигове. После 1656 г. принят в Киево-Печерский мон-рь настоятелем архим. Иннокентием (Гизелем), ок. сер. 60-х гг. архим. Иннокентий назначил А. проповедником, затем - соборным старцем, позднее - наместником. В 1666 и 1675 гг. в качестве наместника Киево-Печерского мон-ря А. приезжал в Москву и был представлен царю Алексею Михайловичу . После кончины архим. Иннокентия в 1683 г. А. стал игуменом киевского Пустынного мон-ря. А.- автор печатных сборников проповедей «Огородок Марии Богородицы» и «Венец Христов», в к-рые вошли Слова, произнесенные А. в разное время. «Огородок Марии Богородицы» имеет посвящение архим. Иннокентию (Гизелю), содержащее биографические сведения об А. В 1686 г. Патриарх Иоаким узнал, что в Киеве готовится издание 2-й книги А.- «Венец Христов», и запретил печатать ее без своего одобрения. Когда же книга все-таки вышла в свет, Патриарх укорил за это архим. Киево-Печерской лавры Варлаама (Ясинского) и митр. Киевского Гедеона (Святополка-Четвертинского) . «Венец Христов» был прислан лаврой царям Иоанну V , Петру I и царевне Софье Алексеевне через наместника Исаакия (Коревича) и соборного старца Антония (Почеку). В сопроводительной грамоте А. жаловался на старость и болезни ( Харлампович. С. 446-447). В предисловиях и послесловиях к сборникам А. напечатал свои стихотворения «Христос, Иже ест Церкви, Матки нашей, Глава», «Мария. Ям раи», «Будь слава Марии», «О титле книги «Венца Христова» сия да будуть прочтенна слова». Сохранились авторские рукописные варианты книг А. 1671 и 1676-1683 гг. Соч.: Огородок Марии Богородицы: Розмаитыми цветами словес на праздники Господския, Богородичны и прочих святых. К., 1676; Венец Христов, з проповедии недельных, аки з цветов рожаных на украшение православно-кафолической святой восточной Церкви сплетенный, или Казаня неделныи на венец всего лета, з Писма Святого и з розныхъ учителей на ползу душевную православных собраный. К., 1688.

http://pravenc.ru/text/116002.html

Гоща. Покровский Гощанский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Михаила Архангела Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ревнуя о православной вере, владелица Гощи княгиня Ирина Соломирецкая основала здесь в 1638 г. мужской монастырь и школу, подобную Киево-Могилянской Коллегии. Опеку над школой княгиня поручила митрополиту Киевскому свт. Петру Могиле. Первыми настоятелями монастыря и ректорами школы были игумены Игнатий Оксенович-Старушич (1639 г.) и Иннокентий Гизель (1640 г.) – впоследствии ректоры Киево-Могилянской Коллегии. Богослужение для иноков и учащихся совершалось в каменном храме св. Архангела Михаила. По одной версии, он существовал еще до учреждения при нем монастыря и школы, а по другой – был построен Соломирецкой в 1639 г. В обители сохранился старинный портрет Соломирецкой. Княгиня изображена с листом бумаги, на котором по-польски написано: «Право на монастырь и школы в Гоще. Года 1639». Со временем монастырь был обращен в унию. В XVIII в. храм перестроили. Прежде его венчали 3 шлемовидные главы – над притвором, срединой и алтарем. При перестройке стены притвора и алтаря надстроили вровень с центральной частью и утвердили на них двухскатную кровлю, спрятав под ней лишенные маковок западный и восточный купол. В 1796 г. храм стал православным приходом. При закрытии в 1833 г. униатского монастыря, его корпуса передали приходу, но позже их разобрали по ветхости, оставив один жилой дом. В 1888-1889 гг. облик храма вновь изменился: не разбирая сводов центрального купола, его каменный барабан нарастили и возвели на нем деревянный купол. В конце XIX в. в храме поставили иконостас, расписанный в стиле творений Виктора Васнецова и существующий до сих пор. В советское время в доме при храме располагались светские учреждения. В 1991 г. этот дом возвращен причту, в 1993 г. приход обращен в монастырь (в 1994 г. сюда пришли первые насельницы). В 1996 г. в обители выстроена колокольня, в 1997-1999 гг.– корпус трапезной (в нем же – кухня и комнаты для рукоделия), в 2000 г. – хозяйственное помещение, в 2002-2006 гг. – 2-этажный корпус келий с надвартным храмом свт. Николая Мирликийского (освящен в 2012 г.).

http://sobory.ru/article/?object=26592

Память Люди старых веков, усердно старавшиеся о том, чтобы память о них была вечной, с великим трудом и немалыми затратами воздвигали непобедимые города, крепкие столпы, великие башни, высокие пирамиды. Размножившееся после потопа потомство Ноево, собравшись, рассуждает о таком деле: «Придите, построим себе город и столп до небес, и прославим имя наше» (см. Быт. 11:4 ). Точно так же и Авессалом, желая вечной памяти у людей, поставил себе столп в царской долине, говоря: «Нет у меня сына в память имени моего, и назвал столп своим именем» ( 2Цар. 18:18 ). Симон Маккавей, желая оставить о себе, и о родственниках, и братьях своих вечную память, «воздвиг гробницу отца своего и братий своих и вывел ее высоко, для благовидности, из камня тесаного сзади и спереди. И поставил на ней семь пирамид, одну против другой, отцу и матери, и четырем братьям, и сам сделал ограды, поставив вокруг высокие столпы, а на столпах знамение к памяти вечной» (см. 1Мак. 13:27–29 ). Для прочности они созидали память себе из камня, мрамора и алебастра. Но все это подвержено времени, ибо поистине смерть и долгое время как их самих, так и память о них, этих городах, столпах, пирамидах, так изгладили, что теперь не найдешь их места. Поминаемый ныне, высокий в Боге, превелебный 34 его милость господин отец Иннокентий Гизель, архимандрит Печерский, отец и пастырь наш, оставил после себя вечную память. В чем же? Не в мраморах и алебастрах, не в подверженных забвению времени башнях, столпах и пирамидах, а в добрых, набожных, благоразумных и богоугодных своих делах, которые никогда не бывают забыты у Бога и долгопамятны у людей. В великой святости своей он оставил после себя бессмертную память, так что может сказать о себе такими словами Соломона: «Через нее я достигну бессмертия и оставлю потомкам вечную память обо мне» ( Прем. 8:13 ) (2). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского/[ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010