Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковно-правовые источники балканских церквей Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Первые славянские переводы византийских «Номоканонов.» Славяне получили христианское просвещение в Византии. В первые века христианской истории южных славян их Церкви находились в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Святыми Кириллом и Мефодием и их учениками были переведены на славянский язык Библейские и богослужебные книги, отдельные творения Святых Отцов. Переводились и канонические сборники. Первый из византийских канонических сборников, переведенных на славянский язык, - «Номоканон в 50 титулах» Иоанна Схоластика (IX в.). Об этом переводе есть упоминание в Паннонском житии св. Мефодия: «Тогда же и Номоканон рекше закону правилу и отеческих книг преложи.» Сохранилась рукопись переводного «Номоканона,» называемая Устюжской. Эта рукопись русского происхождения, относится к XVIII веку, но представляет собой список с более древнего манускрипта, выполненного еще в Х веке в Болгарии. Сам же перевод сделан во второй половине IX столетия, вероятно, св. Мефодием. По словам профессора Н. С. Суворова, «переведено ли было вместе и церковное законодательство императора Юстиниана по сборнику из 87 глав, неизвестно, так как в единственном известном теперь науке славянском рукописном сборнике, в котором содержится первоначальный славянский перевод этого «Номоканона,» имеются лишь некоторые из этих 87 глав, притом в беспорядочной комбинации со статьями " Прохирона. " » В сборнике помещена также компиляция из «Эклоги» Льва Исавра и Константина Копронима под названием «Закон судный людем.» В некоторых последних рукописях «Закон судный» именуется «Судебником царя Константина.» Этот «Номоканон» употреблялся в славянских Церквах, в том числе и на Руси до XIII века.

http://sedmitza.ru/lib/text/432368/

V. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. V. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе. К оглавлению Так же как и сам образ, учение Церкви о нем не является позднейшим придатком к христианскому учению, оно непосредственно вытекает из учения о спасении и коренится в христианском мировоззрении. Оно изначала присуще христианству во всей полноте, так же как и все другие аспекты учения Церкви. Однако, так же как и в отношении других аспектов своего учения, Церковь раскрывала и формулировала учение об образе постепенно, в ответ на нападки, на непонимания, на лжеучения, возникавшие на ее историческом пути. Здесь было то же, что, например, в учении о двух природах Христа, Божественной и человеческой. Истина эта скорее конкретно, непосредственно переживалась первыми христианами, чем теоретически формулировалась. Догматическое же учение о ней было установлено Церковью в ответ на ереси и лжеучения. То же было и в отношении учения об образе. Впервые принципиальное указание, касающееся характера священного образа, было формулировано Пято-Шестым (Трулльским) Собором в ответ на практическую необходимость. Каноны этого Собора, касающиеся искусства, не являются «уступкой верующим», как думают некоторые представители современной науки. Тем более нельзя сказать, что касаются они только одного сюжета . Как мы увидим, здесь находит свое соборное выражение именно отношение к образу святых Отцов предыдущих времен, то есть само Предание Церкви. Пято-Шестой Собор открылся 1 сентября 692 года. Наименованием своим он обязан тому, что он дополнил два предшествующих ему Вселенских Собора: Пятый (553 г.) и Шестой (681 г.), оба имевшие место в Константинополе. Так же как Шестой Вселенский Собор, Пято-Шестой происходил в зале (in Trullo) императорского дворца. Отсюда его наименование — «Трулльский». Пятый Собор, осудивший монофизитство и оригенизм, и Шестой, осудивший монофелитство, занимались лишь догматическими вопросами. Целый же ряд канонических вопросов дисциплинарного порядка ожидал своего решения. С этой целью и был созван Пято-Шестой Собор, который обычно называется просто Шестым Вселенским Собором. Вопросы, решавшиеся на нем, касались разных сторон церковной жизни, которые требовали упорядочения, в том числе и церковного искусства. «В зрелую пшеницу истины замешались кое-какие остатки языческой и иудейской незрелости». Эти слова из послания Отцов Собора императору Юстиниану II имеют, как мы увидим, непосредственное отношение к нашему сюжету.

http://sedmitza.ru/lib/text/440335/

XV. Церковь и общество после обращения Константина Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Meyendorff, Imperial Unity; Chadwick; Болотов; Jones; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev. 1. Халкидонский Собор отделен от времени императора Константина почти полутора веками. С тех пор произошла масса событий, коренным образом изменился весь мир. Для людей, живших тогда, через полтора века после Константина, его эпоха уже была далеким прошлым, сравнимым со временем Крымской войны для нас, или временем революций середины XIX века для французов, или временем гражданской войны для американцев. Как же изменилось общество за это время? Миланский эдикт о веротерпимости был издан в 313 г. В 528 г. указом императора Юстиниана веротерпимость была прекращена: Православие провозглашалось единственной государственной религией, и более того, христианские епископы были объявлены юридически ответственными за насильственное подавление язычества. «Мы приказываем нашим магистратам, - писал император, - как в этом царствующем граде (Константинополе), так и в провинциях, со всем тщанием, применяя все собственные ресурсы и следуя инструкциям, полученным от боголюбивых епископов, проводить законное расследование нечестия и кощунства языческих культов, чтобы они не могли бы происходить, а в случае, если они все же произойдут, то понесли бы законное наказание». В течение этих двух веков был заложен фундамент христианского общества и цивилизации, просуществовавших вплоть до ленинских декретов 1918 г. Конечно, Христианская Церковь существовала до Константина и существует после Ленина, но ее отношения с обществом были иными, а возможности, в человеческих пределах, ограниченными. Начиная с веков христианской империи, а затем в средние века и далее общество руководствовалось христианскими принципами, хотя и парадоксально используя для внедрения их в жизнь законы принуждения и насилие. В этом причина двойственности и несколько утопического характера понятия Христианской Церкви в том виде, как оно существовало тогда.

http://sedmitza.ru/lib/text/434748/

  разделы   рассылка  распечатать Мария Сеньчукова Битва за Новомучеников Источник:  Православие и мир В рамках работы Рождественских чтений на секции, посвященной прославлению Новомучеников и исповедников Российских ведущий сотрудник Института российской истории РАН Николай Николаевич Лисовой делал доклад на тему " Мученики Церкви и исповедники Империи: к постановке проблемы " . Выступление вызвало некоторые вопросы. Предлагаем вниманию наших читателей подробный конспект доклада и попытку полемики с ним. Политическая природа Церкви? -Когда мы говорим об эпохе новомученичества, мы не всегда учитываем фон и контекст, в котором оно происходило, и природу Церкви. Когда мы говорим, что были объективные причины для Церкви не принять революцию, а для новой революционной власти – отнестись к Церкви как к классовому врагу, подлежащему репрессиям и уничтожению, мы не учитываем традиционной тысячелетней природы Православной Церкви. У Церкви природа одна, что во время Константина Великого и Юстиниана, что во время гонений XX века, что сейчас. В чем эта природа состоит? Вместо спорного термина " симфония " для описания природы Церкви предлагается использовать термин немецкого византиниста Бека " политическое православие " . -В историческом бытии Церковь и империя неразделимы, начиная с эпохи гонений Диоклетиана и пришедшего ему на смену императора Константина, выведшего Церковь из катакомб в эту саму империю Диоклетиана, отлично реформированную и устроению. Этот изоморфизм имперской власти и имперской структуры и церковной власти и структуры является неизменным – универсалией исторического бытия Восточной Церкви. Историк подчеркивает, что запад существовал по противоположному образцу: государство в Церкви. Восточная же модель взаимоотношений Церкви и государства описывается как " орех " : орех державности и ядро Церкви. Врата ада: одолеют Церковь вместе с Империей Чтобы осуществлять свою спасительную миссию, Церковь должна быть связана с существующей государственностью, хорошей или плохой (так, Греческая Церковь пять веков просуществовала при падишахах).

http://religare.ru/2_99431.html

Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Папа Теодор умер, не узнав ο Типосе. На его место избран был Мартин, бывший апокрисиарием в Константинополе. Человек выдающийся и своей внешностью, и своими знаниями в спорном вопросе. Β это время, после папы Иоанна IV, римский клир старался избегать представления пап на утверждение еретичествовавших императоров. По-видимому, не представлен был и новоизбранный Мартин. Впоследствии греки его обвиняли в том, что он irregulariter et sine lege episcopatum subrapuisse. Первым своим делом Мартин признал необходимость соборно отвергнуть Типос. Он открыл собор 5 октября 649 г. в константиновской базилике Спасителя в Латеране. Собор имел пять заседаний до 31 октября 649 г. Собрано было много епископов, до 500 человек, из Италии, Сицилии, Сардинии, Африки. Был представитель Востока в лице Палестинского епископа Стефана Дорийского (сирская Дура), присланного в Рим еще Софронием. Составился собор, приближающийся по авторитету ко вселенскому. После речи папы, изложившего историю вопроса, прочитаны были документы, исходившие от архиепископа Равенны, от епископов и монахов Палестины, от архиепископа Кипрского Сергия и от соборов африканских. Затем прочитаны и еретические документы: «Эктезис,» Типос, заявления Кира, Сергия, Пирра, Павла; затем — догматические определения пяти вселенских соборов и цитаты из отцов церкви. K пересказу постановления Халкидонского собора сделано такое добавление: et duas Ejusdem sicuti naturas unitas inconfuse, ita et duas naturales voluntates, divinam et humanam et duas naturales operationes, divinam et humanam in approbatione perfecta et indiminuta Eumdem Veraciter esse perfectum Deum et hominem perfectum (μνης δχα της αμαρτας) Eumdem atque unum Dominum nostrum et Deum Jesum Christum, utpote volentem et operantem divine et humane nostram salutem. Затем B 20 канонах-анафематизмах осуждается все монофелитское учение детально. B сопровождении энциклики акты были опубликованы, посланы церквам и императору Констансу II, но не патриарху Павлу, ибо он еще раньше был папой низложен. На энциклику папы откликнулся утвердительно не только Запад, но отчасти и Восток.

http://sedmitza.ru/lib/text/435329/

Анатолий Степанов, открывая заседание, заявил, что об актуальности темы церковно-государственных отношений свидетельствует уже тот факт, что почти одновременно с круглым столом, организованным Клубом национальной прессы, на острове Родос (Греция) проходит Второй православно-католический форум на тему: «Государство и Церковь в России: 20-летний опыт взаимоотношений» . На форуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, который заявил о том, что «взаимодействие Церкви и государства в современной России носит отрывочный, не системный характер. До сих пор отсутствует четкая концепция государственно-церковных отношений». По мнению владыки Илариона, «наступает время, когда взаимоотношения Церкви и государства в России должны быть поставлены на прочную нормативную основу». «В связи с этим сразу возникает проблема, которая требует обсуждения, - насколько приемлема для России западная модель отношений Церкви и государства? Независимо от того, протестантская эта модель или католическая она предполагает четкое разделение функций Церкви и государства и установление именно правовых отношений между ними как институтами по типу конкордата. Насколько для Русской цивилизации приемлем этот западный опыт?» - задается вопросом председатель Клуба национальной прессы. Идеалом церковно-государственных отношений в православной традиции, продолжил Анатолий Степанов, является симфония властей, концепция которой была сформулирована в VI веке от Р.Х. святым благоверным Императором Юстинианом в предисловии к 6-й новелле . Он напомнил, что «формула Юстиниана была своего рода ответом на притязания Римских пап, которые уже в то время пытались доказать превосходство духовной власти над государственной властью. Возвращение к нормам симфонии властей фактически означает установление некоего нового «синодального периода» в России, только без ликвидации института патриаршей власти. Забота власти «о благочестии духовенства», о чем шла речь в тексте Новеллы, предполагает наличие некоего механизма контроля власти над духовенством. Мы понимаем, что современное государство, современное чиновничество, малопригодно к тому, чтобы контролировать духовенство. Но встает и другой вопрос: а готово ли современное духовенство к выстраиванию таких отношений с государством?»

http://ruskline.ru/rnl_tv/2015/06/25/for...

«Аще и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ) Восток в мире физическом есть начало света, который даёт жизнь всему существующему в видимом мире; «с востока явился и Свет Божественный» ( Лк.1:78 ) в лице Богочеловека Христа Спасителя. «Который даровал благодатную жизнь всем народам, населяющим вселенную» ( Рим.10:18 ); на востоке явились и столпы Православия – Святители Церкви Христовой, которые сияли и теперь сияют на спасение христиан своею верою и делами чудотворения. К числу таких святителей относит Православная Церковь св.Николая Чудотворца, память которого воспоминается и торжествуется ныне во всем православном христианском мире. Притекают к нему ныне цари и князья, восхваляют его пастыри и учителя, как любвеобильного отца, который в болезнях является врачом, в бедах избавителем, грешникам заступником, нищим питателем, скорбным утешителем, путешествующим спутником, плавающим по морю правителем. Слава о Чудотворце Николае на востоке распространилась весьма рано после его блаженной кончины, уже в 530 году, (а Св.Николай Чудотворец скончался в половине четвёртого века) император Юстиниан созидает ему в Мирах Ликийских величественный храм, куда на поклонение Чудотворцу с востока и запада стекаются не только христиане, но и язычники, и Св. Церковь после причисления Его к лику небожителей установила в честь Его еженедельное Богослужение по четвергам, вместе со святыми апостолами, составила Ему молитвенные песнопения службы и акафист. Благочестивые наши предки, приняв с востока христианство , прияли вместе с ним и память о св. Чудотворце Николае, – они во всех своих нуждах, бедствиях, опасностях всегда прибегали к Нему с молитвою и по вере своей получали от Него духовную и вещественную помощь. От избытка благодарного своего сердца наши предки созидали, и теперь православные христиане созидают в изобилии во имя святителя Божьего храмы Господни. Кажется, ни один из угодников Божьих в народном религиозном сознании не пользуется таким уважением, как Св.Чудотворец Николай. В православной Руси около ста обителей носит Его св. имя, – бесчисленное множество городских и сельских храмов имеет Его у себя покровителем (в одной Москве 30 настоящих и 109 придельных храмов – Николаевских). Святое имя его одно из любимейших и употребительнейших, каким украшают и освящают себя православные христиане. Лик святителя составляет необходимую принадлежность всякого дома, где в семье не угас ещё светильник Божественной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Б. Болгария Местность страны Болгария славянская провинция европейской Турции. Границы её: к северу– Валахия, от которой она отделяется Дунаем, к западу– Сербия, к югу– Балканы, к востоку – Черное море. Населения болгар, которых считают до 5 с половиною миллионов, доходят до самого Константинополя. Довольно болгар живет в Дунайских княжествах и в России 299 , есть они, не в большом количестве, в Банате и Трансильвании 300 . В самой же Болгарии вместе с болгарами живут турки, сербы, греки, румыны, цынзары, албанцы, татары и др. – Ныне Болгария разделена на 4 санджака: софийский, видинский, никопольский и силлистрийский. – Главный город – София или Триадица, а столица– Терново. Историческая судьба Болгарии Страна, где теперь живут болгары, с давних пор населена была фракийцами, македонянами и другими народами, и входила в состав македонского государства, а впоследствии покорена была римлянами 301 Здесь же, в Мизии, Фракии и Иллирике, водворились и славяне при императоре Юстиниане, родом славянине, который иначе именовался Управдою или Вправдою. и разделялись на семь, неизвестных теперь, поколений. Будучи в зависимости от греков, они управлялись своими князьями или старейшинами 302 . В VII веке к ним пришла (678 г.) одна из орд тюркского племени, известная под именем болгар. Эти болгары, многочисленное кочевое племя, бродившее прежде по степям поволжским и черноморским 303 , подчинили себе славян, но оставили неприкосновенными их внутреннее устройство, нравы и обычаи, и чрез несколько времени исчезли бесследно в массе славянского народа, которому оставили только свое имя, имя болгар 304 . Один из 5 сыновей болгарского князя Кубрата (умершего около 660 г.), Аспарух считается основателем болгарского государства. Основанное Аспарухом, первое болгарское государство продолжало существовать до Иоанна – Владислава, потом оно более 150 лет было под властию византийской империи, а со времени Петра и Асени (1185 г.) началось второе болгарское государство, которое в 1394 г. покорено было Турциею 305 . Первое болгарское государство (660– 1019 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Барсов Т.В. О каноническом элементе в церковном управлении. М., 1882. Батишев Д.А. «Священная война» в контексте Крестовых походов. М., 2012. Баха Ад-Дин. Саладдин, победитель крестоносцев. М. СПб., 2009. Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл //Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл . Любарский Я.Н. Михаил Пселл : личность и творчество. СПб., 2001. Бейкер Дж. Константин Великий . Первый христианский император. М., 2004. Бейкер Дж. Юстиниан. Великий законодатель. М., 2004. Беляев Д.Ф. Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. В 2 книгах. Книга 2. СПб., 1893. Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Выпуск первый: папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Казань, 1882. Беневич Г.И. Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа//Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 2. М. СПб., 2009. Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. Бернацкий М.М. Григорий Палама //Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. Бибиков М.В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского : бедность, бедствия, болезни//Византийский временник. 56 (81). 1995. Бирюков Д.С. О диспуте свт. Григория Паламы с Никифором Григорой и его изложение Факрасисом//Факрасис Георгий. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Святая гора Афон, 2009. Близнюк С.В. Короли Кипра в эпоху Крестовых походов. СПб., 2014. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. Боголепов Н.П. Учебник истории римского права. М., 2004. Богородский А.Я. Еврейские цари//Еврейские цари и первосвященники/Сост. Р.А. Андреев. М., 2011. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. М., 1994. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007. Боханов А.Н. Византия – навсегда!//Имперское возрождение. 2. 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог творит историю через людей РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_45684.html 27 сентября 2007 Виктор Тростников Бог творит историю через людей 1600 лет со дня кончины святителя Иоанна Златоуста – 27 сентября, 407 год Источник:  http://www.russdom.ru/2007/200709i/20070905.shtml Русский дом В связи с тем, что на 27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления свт. Иоанна Златоуста издревле перенесено на 26 ноября Слова и поучения Иоанна Златоуста – это прямое указание к правилам жизни. Помощь своим православным братьям, наставление их на путь истинный, радение о чистоте веры, а не забота лишь о собственной душе, – это становится смыслом пастырского служения последователей великого антиохийского святителя Из Новозаветного откровения, подробно прокомментированного и разъяснённого святыми апостолами, великими учителями Церкви и богодухновенными преподобными всех веков, мы знаем, что человеческая история есть не что иное, как Божественное Домостроительство, которое увенчается Страшным Судом и отделением пшеницы от плевел. Первые пойдут в закрома Господа, вторые – в огонь. На исторический процесс, в силу наличия у человека свободы, а значит и своеволия, могут накладываться случайные привходящие события, но движение от прошлого к будущему остаётся неизменным, и всё осуществится так, как задумано Творцом. Приняв это главное положение христианской историософии, зададимся вопросом: а какие земные силы, осознанно или неосознанно, работают на Божий Промысл? У большинства авторов, писавших на эту тему, мы находим такой ответ: есть две главные силы, содействующие Домостроительству, – духовная власть (Церковь) и светская власть (государство), которые в идеале должны действовать согласованно, образуя то, что император Юстиниан Великий назвал " симфонией " . Идеал этот, к сожалению, так никогда и не был достигнут, а бывали и такие времена, когда Богово и кесарево вступали в жестокие конфликты. Церковь и Государство действительно представляют собой два " приводных ремня " Вседержителя, но о третьем, не менее важном, почему-то почти не говорят, из-за чего картина Домостроительства получается неполной.

http://religare.ru/2_45684_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010