Богохранимый император и во Христе брат! Грамату твою, отправленную с легатом Руфином, мы получили; и самая жизнь моя стала мне в тягость; так как ты не изменил своего убеждения, но остаешься при тех же заблуждениях, не помышляя ни о том, яже Христова суть, ни о том, чтобы быть последователем и учеником святых и славных чудотворцев наших, отцев и учителей. Не стану указывать на других учителей; указываю только на учителей твоего города и твоей страны. Есть ли учители более мудрые, чем Григорий чудотворец, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Василий Каппадокийский, Иоанн Златоуст? Не стану писать о тысячах подобных им святых и богоносных отцев наших и учителей. Но ты последовал не им, а своему упорству и обитающим в тебе страстям; и в то же время пишешь: " я император и священник " . Да, императоры, бывшие прежде тебя, доказали это и словом и делом: они созидали церкви и заботились об них: ревнуя о православной вере, они вместе с архиереями исследовали и отстаивали истину; таковы: Константин Великий, Феодосий Великий, Валентиниан Великий, Константин, отец Юстиниана, бывший на Шестом Соборе. Эти императоры царствовали благочестиво: они вместе с архиереями, единодушно и единомысленно с ними собирали соборы, исследовали истину догматов, устрояли и украшали святые церкви. Вот - священники и императоры! они доказали это самым делом. Ты же с тех пор, как получил власть, не вполне стал соблюдать определения отцев, но найдя святые церкви украшенными и преиспещренными золотыми, обшитыми бахромою, одеждами, лишил их этих украшений и опустошил. Что такое сами по себе храмы наши? Разве не рукотворения, не камни, не дерево, не тростие, не брение и не известь? Но они украшены были живописными и наглядными изображениями совершенных святыми мужами чудес, изображениями Господних страданий, изображениями святой преславной Божией Матери и святых апостолов. Для этих живописных и наглядных изображений люди не щадят своего имущества; держа на своих руках недавно крещенных детей, мужчины и женщины пальцем указывают им, а также и юношам и новообращенным язычникам на эти наглядные изображения и таким образом назидают их и возносят умы и сердца в горняя, к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/690/...

Вступление Глава I. ЦЕРКОВЬ И ИМПЕРИЯ 1. Законодательство империи и христианская вера 2. Культурный плюрализм 3. Император и Церковь Глава II. СТРУКТУРА ЦЕРКВИ 1. Поместная церковь: епископ, духовенство, миряне 2. Духовенство: брачное или целибатное? 3. Региональные первоиерархи 4. Первенство Рима к 451г. Глава III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: БОГОСЛУЖЕНИЕ, МОНАШЕСТВО, СВЯТЫЕ 1. Богослужебные традиции: единство и многообразие 2. Богослужение и искусство 3. Развитие монашества 4. Святые, мощи и святые места Глава IV. РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И МИССИОНЕРСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК 1. Сирийская традиция 2. Христианство на Азиатском субконтиненте 3. Армения и Грузия 4. Арабские христиане 5. Египет, Эфиопия и Нубия 6. Туземные христианские церкви и Византия как центр Империи Глава V. ЗАПАД В ПЯТОМ СТОЛЕТИИ 1. На Дунае и за ним 2. Христианская Галлия: экклезиологические проблемы и споры об учении бл. Августина 3. Британские острова: святой Патрик; ирландские монахи 4. Испания. Ариане и православные 5. Африка. Арианские гонения 6. Святой Лев Великий и самосознание папства 7. Преемники Льва и Лаврентиевский раскол Глава VI. ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 1. Халкидонский собор: вероучительные результаты 2. Халкидонский собор: церковный порядок 3. Оппозиция собору на Востоке 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и конфликты между Востоком и Западом 5. Рост монофизитства при Анастасии Глава VII. ЭПОХА ЮСТИНИАНА 1. Союз с Римом 2. Юстиниан и Феодора 3. Оригенистские споры 4. «Три Главы», папа Вигилий и Пятый Вселенский собор 5. Наследие Юстиниана Глава VIII.XPUCTUAHCKUЙ ВОСТОК ПОСЛЕ ЮСТИНИАНА 1. Внутренние расколы в монофизитстве 2. Имперская политика после Юстиниана 3. Антиохия и яковиты 4. Александрия и копты 5. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО 1. Рим, Равенна и Византия; святой Григорий Великий 2. Лангобарды-ариане и Аквилейский раскол 3. Миссия у англосаксов: ирландские монахи и святой Августин 4. Национальные церкви в Испании и Франции 5. «Западный патриархат»? Глава X. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ И МОНОФЕЛИТСТВО 1. Униональная политика Ираклия и Сергия: моноэнергизм 2. Церковные унии на Востоке и в Египте 3. Софроний Иерусалимский и Гонорий Римский: монофелитство 4. Исламское завоевание: Иерусалим, Сирия, Египет 5. Святой Максим Исповедник и папа Мартин 6. Шестой Вселенский собор ЭПИЛОГ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава 4. Псевдо-Дионисий Ареопагит В своей церковной политике император Юстиниан применял метод «кнута и пряника». В 533 году, когда улеглась очередная волна гонений на монофизитов, в Халкидоне состоялась «экуменическая» конференция, где православным и монофизитам была дана возможность спокойно обсудить христологические вопросы. На этой конференции противники Халкидонского собора начали ссылаться на автора по имени Дионисий Ареопагит . И доныне никому не известно, кто скрывался под именем ученика Апостола Павла ( Деян. 17, 34 ), которого в IV веке считали первым епископом Афин. На Халкидонской конференции в 533 году монофизиты ссылались на выражение «единая богомужная энергия», употребленное Дионисием, который стал известен как автор следующих писаний: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об именах Божиих», «Мистическое богословие», письма (числом 10). В своих писаниях автор сам провозглашал себя учеником Апостола Павла, очевидцем затмения в день смерти Спасителя и свидетелем Успения Богородицы. Среди его адресатов мы находим Гайя, Тимофея, Поликарпа Смирнского (жившего, как известно, во II веке) и святого Иоанна Богослова. В подлинности «Ареопагитик» (как стали называть сочинения Дионисия) никто не усомнился, и вокруг псевдо-Дионисия начала формироваться традиция. Так, в IX веке возникла легенда, что он был первым епископом парижским и умер мученической смертью в Париже в 110 году. К северу от Парижа в его честь была построена базилика Сен-Дени, где были помещены мощи ранних христианских мучеников, а позднее – тела французские королей. Известно также, что в 827 году византийский император Михаил II послал в дар французскому королю Людовику Благочестивому орган (изобретенный) кстати сказать, в Византии) и рукопись Дионисия Ареопагита . Постепенно составилась легенда о святом мученике Дионисии, покровителе Франции, и народная традиция связала этого Дионисия с автором вышеупомянутых писаний, выдававшим себя за ученика Апостола Павла. Рукопись эта и по сей день хранится Парижской национальной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Другая легенда, вероятно XVIII столетия, датирует основание монастыря V веком. И связывает это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, предприняв паломничество в Святую Землю, решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю. Третье предание относит строительство монастыря ко времени правления императора Ираклия (610-641). Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий, прежде чем войти в Святой град, стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в силу того, что там выросло Крестное древо – то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Сам Честной Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был водружен на Голгофе. Ираклий же и повелел на выбранном месте построить монастырь. Данные современной исторической науки не могут подтвердить достоверность преданий, связанных с основанием монастыря Святого Креста, хотя в преданиях и говорится о реальных событиях и лицах, сыгравших важную роль в истории Святой Земли и в особенности города Иерусалима византийского периода. Святая Елена, мать императора Константина Великого, действительно посещала Иерусалим и наблюдала строительство Церкви Воскресения во Святом граде и Елеонской базилики на горе Олив (Елеонской горе). Однако нет никаких исторических доказательств связи ее имени с возведением других сооружений в Иерусалиме, в том числе и монастыря Святого Креста. А в более позднее время каждое почитаемое христианами место на Святой Земле связывали с именем святой Елены. Присутствие иберийских монахов и паломников, в особенности царского рода, в Палестине в IV-V веках является историческим фактом, но не было найдено современных той эпохе доказательств существования партикулярного иберийского монастыря, посвященного Святому Кресту, находящегося в окрестностях Иерусалима. Исторически не подтверждается и тот факт, что иберийские цари Татиан и Мириан посещали Святую Землю. Кроме того, даже существование у иберийских правителей в V веке имени Татиан сомнительно. В противоположность им, имена византийских императоров Юстиниана и Ираклия тесно связаны с историей христианских святынь и с основанием церквей и монастырей на Святой Земле. Так что упоминание их имен в приведенных выше преданиях исторически обосновано.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не снимай креста! 12.12.2010 467 Время на чтение 7 минут В редакцию приехал батюшка из глубинки. Приехал за помощью. Дело в том, что в волховской газетке «Провинция» от 12 ноября 2010 г. вышла статейка Н.Барабы «Опиум для народа?», поражающая религиозной безграмотностью и нагромождением псевдоцерковных измышлений и нелепостей. «Всё бы ничего, можно внимания не обращать, но народ у нас непросвещённый, больше верят старушкам и распространяемым ими предрассудкам, нежели священнику. Прочитав, что крест убивает людей и сокращает жизнь, некоторые прихожане сняли с себя нательные кресты», - посетовал батюшка. Прокомментировать статью мы попросили настоятеля храма Прп. Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерея Игоря ФИЛИНА. - «Открытие» автора, что в IV в. император Константин изъял из евангельских текстов главы, где Иисус говорит о запрете убивать и употреблять в пищу животных, - чистой воды выдумка. Новый Завет существует в том виде, в каком был написан. О разрешении употреблять в пищу животных говорится в Ветхом Завете (Лев.11,2-43), и разговор там идёт лишь о чистых животных, коих можно употреблять в пищу, и нечистых, коих есть нельзя. Есть сомнения? Сходите в Духовную Семинарию, поинтересуйтесь, были ли изъятия и корректировки в текстах. Существует ведь наука текстология, занимающаяся изучением текстов Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, кумранских рукописей, апокрифических сказаний. И не надо будет ничего придумывать. Автор пишет, что в 533 году Император Юстиниан приказал изъять из Библии учение о реинкарнации. Христианская Церковь никогда не исповедовала учение о реинкарнации! Другое дело, что на одном из Вселенских соборов было признано несостоятельным учение, что якобы душа создаётся Богом раньше, чем тело. В момент зачатия Господь берёт её из Небесного «сейфа» и вкладывает в зародыш. Церковь учит, что душа и тело создаются одномоментно. Идея о переселении душ характерна для различных направлений буддизма и индуизма, упоминается также в Ведах - древнейших священных писаниях индуизма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Исторические сведения о шестом Вселенском Соборе VI. Святой Собор Вселенский шестой, Константинопольский третий I. Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отшел из сей жизни II. Высочайшая грамота, посланная Георгию, святейшему архиепископу сего славного города Константинополя, нового Рима III. Послание Мансвета, епископа медиоланского, к императору Константину Изложение веры отцов медиоланского собора Деяния святого Шестого Собора, бывшего в Константинополе, против тех, которые нечестиво учили, что Господь наш Иисус Христос, истинный Бог наш, Единый от Святой и Единосущной Троицы, в домостроительстве воплощения имеет одну волю и одно действие Деяние первое Деяние второе Деяние третье Деяние четвертое (Послание папы Агафона) (Послание Агафона и римского собора ста двадцати пяти епископов, которое было как бы инструкциею легатам, посланным на шестой собор) Деяние пятое Деяние шестое Деяние седьмое Деяние восьмое Изложение или исповедание веры ересиарха Макария Деяние девятое Деяние десятое Деяние одиннадцатое Деяние двенадцатое Деяние тринадцатое Копия с удостоверения, совершенного между Киром, бывшим папою Александрии, и последователями секты феодосиан Деяние четырнадцатое Деяние пятнадцатое Деяние шестнадцатое Деяние семнадцатое Деяние восемнадцатое Изложение веры 318-ти святых блаженных отцов, собиравшихся в Никее Изложение веры 150-ти святых и блаженных отцов, собиравшихся в Константинополе Подпись благочестивейшего и христолюбивого императора Константина Приветственное слово от шестого святого вселенского собора к благочестивейшему и христолюбивому императору Константину Копия с послания, отправленного святым и вселенским шестым собором к святейшему и блаженнейшему папе древнего Рима Агафону Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина, выставленный в третьем притворе святейшей великой церкви, близ так называемого дикимвала Список высочайшего повеления Юстиниана августа, посланного к Иоанну, папе города Рима, в подтверждение шестого собора константинопольского К читателям о так называемых правилах шестого собора Приветственное слово отцов, собравшихся в Константинополе в императорском дворце Трулле, к благочестивейшему императору Юстиниану  

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Миниатюра Лицевого летописного свода Проблема рецепции правил Трулльского Собора на Западе По завершении Трулльского Собора Церковь столкнулась с обструкцией его канонов со стороны Римской кафедры, первенствующей в диптихе. Епископ Гортинский Василий, представлявший на Соборе папу, поставил подпись под текстом трулльских канонов, причем имеющееся в Liber pontificalis (Папской книге) замечание, что он вынужден был это сделать, иными словами, находился под давлением, не соответствует действительности, но папа Сергий, получив соборные акты из Константинополя, решительно отказался их подписать, заявив, что он не сделает этого даже под угрозой смерти. Очевидной причиной такой его реакции послужили каноны, отвергающие отдельные особенности римской церковной практики: 13 (отвергающий обязательность целибата для диаконов и пресвитеров), 55 (осуждающий пост в субботу), 73 (запрещающий начертание креста на земле) и 82 (возбраняющий изображение Спасителя в виде агнца). Епископ Гортинский Василий, выполнявший на Соборе роль папского легата, не проявил, с точки зрения папской курии, должной бдительности по поводу этих канонов, вероятно, потому, что осуждаемые в них римские обычаи не практиковались ни в его церкви, ни в других церквях Крита, который хотя и входил в юрисдикцию Рима, но в культурном отношении принадлежал грекоязычному миру. Попытка императора Юстиниана II доставить упорствующего папу в Константинополь для объяснений провалилась с потерей лица для императора – уполномоченный им на исполнение его приказа протоспафарий Захария вынужден был прятаться в покоях папы, которого он собирался арестовать, потому что римская толпа и отказавшие ему в повиновении солдаты, набранные в Равенне, защищая папу, грозили ему убийством. Это произошло в 695 г., в том самом, когда Юстиниан был свергнут с престола и подвергся увечию, от которого пошло его прозвище Ринотмет (безносый), и ссылке в Херсонес. Уродование византийских императоров Юстиниана II и Филиппа В 701 г. папа Сергий скончался, и его место занял Иоанн VI, которого смерть настигла в год возвращения Юстиниана II на престол: в 705 г.

http://pravoslavie.ru/107358.html

Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе ЖМП 12 декабрь 2022 /  8 декабря 2022 г. 16:30 Император Петр Великий и его церковная реформа ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА В СВЕТЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ТРАДИЦИЙ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма».   PDF-bepcuя.  Император Петр Великий был при жизни и остается доселе личностью пререкаемой. В церковной среде из всех его деяний наиболее спорным стала церковная реформа. После восстановления Патриаршества в 1917 году наступила новая эпоха церковной жизни, и все убедились в преимуществах патриарше-соборного строя Церкви. Давно пришла пора разобраться и дать реформе Петра взвешенную оценку, далекую от полемических крайностей XIX – начала ХХ века. В оценке деятельности Петра следует исходить из ситуации его времени и из тех традиций, которые он наследовал от прошлого. Эти традиции надо рассматривать в их реальности, а не в искаженном изображении, например, у славянофилов, которые противопоставляли реальность синодального строя (подлежавшую справедливой критике, как, впрочем, и всякая другая историческая реальность) нарисованной ими фантастической, идеализированной картине допетровской Руси. Но для Петра важное значение имели и византийские традиции: большое влияние императоров в области церковно-государственных отношений. Многое зависело от силы воли императоров и иерархов, а законы оставляли в тени эту крайне важную и для государства, и для иерархии сферу — именно для того, чтобы у действующих лиц не были связаны руки. Например, такое важнейшее церковное установление, как Вселенский Собор, не имело в своей основе абсолютно никаких положительных узаконений; здесь действовали только неясные, размытые прецеденты.  

http://e-vestnik.ru/society/petr_velikiy...

Прокопий Кесарийский Скачать epub pdf Книга пятая Глава I 1. То, что было создано по воле императора Юстиниана во всей Европе, насколько я мог, я рассказал в предшествующей книге. Теперь мне нужно перейти к оставшимся у меня не рассказанными частям Азии. 2. Уже раньше мной указано, какие укрепления для городов и крепостей, какие другие сооружения воздвигнуты императором на востоке от пределов Мидии вплоть до города Пальмиры, находящейся в Финикии под склонами Ливанских гор. 3. В настоящий момент я приступаю к рассказу также и о том, что сделано по его воле в остальной Азии и Ливии или какие укрепления им сооружены; по дорогам он приказал исправить труднопроходимые и вообще полные опасностей места как там, где они были отвесными, так как шли по горам, поднимающимся вверх, так и там, где вследствие соседства с рекой тонули те, кто на этих дорогах оступался. Одним словом, он исцелял все бедствия городов. Отсюда я и начинаю свой рассказ. 4. Было место перед городом Эфесом на крутой возвышенности; это не был земляной холм, способный приносить плоды, если бы кто попытался его возделывать, но вообще оно было каменистым и сухим. 5. На этом месте в прежние времена местные жители воздвигли храм апостолу Иоанну, называемому богословом. Богословом этот апостол был назван потому, что относительно божества им все изложено лучше, чем это двойственно человеческой природе. 6. Этот храм, маленький и за длительное время много пострадавший, император Юстиниан разрушил до основания и создал новый такой величины и красоты, что, кратко говоря, он был совершенно подобен и во всех отношениях мог соперничать с храмом, который император воздвиг в столице во имя всех апостолов, как я об этом рассказывал в предшествующих книгах (I,4,9). 7. Вот что было создано этим государем в Эфесе. На острове же Тенедосе он создал то, что послужило спасением как для столицы, так и для тех, которые работают на море. Об этом я сейчас расскажу, сделав маленькое введение. Море у Геллеспонта делается очень узким проливом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

Разделы портала «Азбука веры» Terminus a quo 1 настоящей статьи является год 337, когда умер император Константин. С этого времени Восточная и Западная Церкви начали следовать более или менее независимой линии развития. Очевидно, что не представляется возможным всего лишь на нескольких страницах адекватно оценить эволюцию диаконата Православных Церквей. Его история весьма непроста, и многие ее аспекты вызывают вопросы, не решенные до сих пор. Всё, что я могу здесь предложить – это лишь заметки как исторического, так и практического характера, касающиеся православного диаконства. В 337м году, когда восточная империя только образовалась, диаконат уже представлял собой развитый и процветающий институт. Можно было бы даже сказать, что он уже успел пережить некий «инфляционный» период, коль скоро собор 314 года в Неокесарии своим пятнадцатым правилом запретил поставлять диаконов в количестве более семи для Церкви одного города, как бы велик он ни был. Однако неокесарийские постановления не остановили рост восточного диаконата. Так в Александрии в начале IV-ro столетия девять диаконов стали арианами, что уже свидетельствует об определённой численности тамошнего диаконата. Церковь Эдессы в 451 году насчитывала 39 диаконов. Император Юстиниан (правил в 527–565 гг.) запретил Константинопольской Церкви иметь более ста диаконов; тем не менее, в 692м она имела сто пятьдесят. 2 Хотя рост диаконата проявлялся в основном в увеличении его численности, вместе с тем увеличивалось и количество функций, усваивавшихся диаконам. Для этого существовали три основные причины. Во-первых, «служение столам» превратилось в тщательно организованную, почти бюрократическую, систему благотворительности. Во-вторых, эта организация имела тенденцию к развитию в административную основу поместной церкви; диаконат тесно соотносился со своим архиереем и до некоторой степени отодвигал в тень пресвитеров. Это давало возможность обладания определённой властью, и иногда привлекало тех, кто её искал. Втретьих, «служение столам» было постепенно трансформировано в служение евхаристическому престолу. По мере развития обряда, литургический аспект диаконского служения стал преобладающим.

http://azbyka.ru/diakony-pravoslavnogo-v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010