Постановления имп. св. Юстиниана I , принятые после издания в 534 г. Кодекса Юстиниана . По отношению к новелле в источниках использовались следующие наименования: novella constitutio, novella, νεαρ διταξις, νεαρ (новое постановление). Термин «новеллы» (novellae, νεαρα) применяется не только к «новым постановлениям» имп. Юстиниана, но и к имп. постановлениям, принятым после издания Кодекса Феодосия в 438 г., и к постановлениям правопреемников Юстиниана - а именно к постановлениям, выпущенным визант. императорами после издания Кодекса Юстиниана; напр., «новеллы Льва VI Мудрого», «новеллы Алексея Комнина» (см.: Wal, Lokin. 1985. P. 60). Термин «новелла» нельзя считать изобретением совр. исследователей имп. постановлений, изданных в период существования поздней Римской империи и Византии, поскольку в самих постановлениях имп. Юстиниана встречаются названия, к-рые послужили основой для подобного именования принятых в его правление законов. Так, уже в конституции Haec имп. постановления, изданные после вступления в силу Кодекса Феодосия, именуются novellae constitutiones (Haec. Praef.). Постановления, принятые в период с 13 февр. 528 по 16 апр. 529 г. (16 апр. вступил в силу Новый Кодекс Юстиниана), а также постановления, изданные в период с 16 апр. 529 по 29 дек. 534 г., названы в указах Юстиниана novellae constitutiones (CJ. III 28. 34; VI 23. 29. 7; VI 61. 6; I 3. 38 pr.; см.: Kaiser. 2011. P. 170). В неск. законодательных актах Юстиниана постановления, опубликованные после принятия Кодекса Юстиниана 2-го издания, обозначены как νεαρ διταξις (Nov. 87. 1; 154. 1), νεαρς νμος (Nov. 12), διταξις μετ τν κδικα (Nov. 66. 1. 2). Аналогичным образом обозначены постановления Юстиниана в сочинениях антецессоров; лат. перевод указанных терминов представлен в «Эпитоме Юлиана» (novella constitutio, novella, novella constitutio post codicem - Kaiser. 2011. P. 171-172; Idem. 2004. S. 173-175). Первая новелла имп. Юстиниана принята 1 янв. 535 г., последняя датируется 25 марта 565 г. Большая часть сохранившихся новелл датируется 535-541 гг.

http://pravenc.ru/text/Новеллах ...

В жизни византийского императора Юстиниана II († 711) случилось самое страшное, что только может случиться с правителем – заговор. Его свергли с трона. А чтобы Юстиниан даже не думал претендовать на возвращение, ему отрезали нос. В те времена считалось, что императором может быть человек совершенный, то есть не имеющий какого-либо порока, в том числе и телесного. Чуть погодя Юстиниан II вполне опроверг этот тезис, вернувшись на трон. Впрочем, совершенным так и не стал, если иметь в виду совершенство в его подлинном смысле. Низвергнутый и униженный, сосланный в далекий Херсонес, Юстиниан, лишившись носа, не утратил природной смекалки. В его сердце возгоралось пламя мести, а хворостом для пламени служила обида. Вступив в общение с правителем Хазарии, Юстиниан быстро набрал силы и обзавелся нужными связями. Когда из Константинополя к нему подослали убийц, Юстиниан, ловко опередив их, умертвил заговорщиков, а затем с горсткой сторонников отплыл в Болгарию на простом рыбацком судне. В море разыгралась страшная буря. Надежды на спасение не было. Один из слуг, словно прозрев духовно, взмолился: «Вот, господин, мы погибаем. Дай Богу обет во имя твоего спасения не наказывать врагов, если Бог вернет тебе царство». Юстиниан в гневе воскликнул: «Да потопит меня Бог на этом месте, если я пощажу кого-нибудь из них». Бог пощадил Юстиниана, из бури они вышли невредимыми. Милосердие Божие не вразумило душу, томимую обидой и жаждой мщения. Болгарский князь дал Юстиниану воинов. И вот он уже возле стен Константинополя. Что двигало этой неутомимой душой? Что заставляло предпринимать усилия и выходить победителем в безысходной, казалось, схватке? – Всё та же горькая обида и жажда беспощадной мести. Источником душевной энергии служил адский огонь. Но пока Юстиниан стоял у мощных высоких стен Константинополя, жители города беспечно смеялись над безносым низложенным правителем. И тогда Юстиниан пошел на отчаянный шаг. Ночью с горсткой смельчаков он пробрался посредством старого водопровода внутрь города, достиг дворца и объявил себя полноправным правителем. Воины из царских полков, растерявшись, посчитали, что Юстиниан и правда восстановил свои права, тут же перешли на его сторону. В скором времени весь город оказался в его руках.

http://pravoslavie.ru/109631.html

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf XXI. Эпоха императора Юстиниана Литература: Meyendorff, Imperial Unity; Meyendorff J. Emperor Justinian, the Empire, and the Crurch//Byzantine Legacy in the Orthodox Church. N.Y., 1982; Meyendorff, Christ in Eastern Thought; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Карташев; Шмеман, Исторический путь; Jones; Болотов; Флоренский, Восточные отцы V-VIII вв.; Obolensky D. Byzantium and the Slavs, N.Y., 1994. 1. Итак, в 518 г. на трон взошел начальник дворцовой стражи Юстин I (518–527). Он происходил из бедной крестьянской семьи, но благодаря своим способностям (он стал весьма дельным генералом) сделал фантастическую карьеру. До конца дней своих он так и не научился грамоте и подписывался через прорезь в золотой табличке. Сам по себе императором он был никаким, но у него было два очень больших достоинства: его православие и его племянник. На самом деле Империей управлял племянник Юстина Юстиниан (Флавий Петр Савватий Юстиниан), получивший благодаря своему дяде великолепное образование. Родом Юстиниан был из небольшого городка близ Скопье. По происхождению он был славянином, но романизированным, так как его родным языком был латинский. Образование он получил в Константинополе и поэтому, естественно, в совершенстве владел греческим. Когда его дядя взошел на престол, Юстиниану было 36 лет. 1 апреля 527 г. Юстин сделал Юстиниана императором-соправителем, а после его смерти в том же году началось долгое единоличное правление Юстиниана I (527–565). Сразу же по пришествии к власти Юстин начал вести прохалкидонскую политику. Юстиниан продолжил эту политику, еще более радикально вводя религиозное единообразие по всей Империи. Юстиниан стал, наверное, самым знаменитым византийским императором, но, несомненно, и самым противоречивым. Его придворный историк Прокопий оставил нам две истории правления императора. Одна парадная: «История войн Юстиниана» и «Трактат о постройках Юстиниана», наполненная безмерными восхвалениями; другая так называемая «Тайная история», где собраны все сплетни и грязь об императоре и его жене. Наверное, как и всегда, истина находится посередине. Кем же был император Юстиниан, еще при жизни бывший творцом истории и через свой свод законов продолжающий оказывать влияние на сегодняшний мир?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Сорочан Патриарх Никифор. «Краткая история» (греческая Istoria syntomos, известная обычно под латинским наименованием «Бревиарий». В этом небольшом историческом сочинении излагаются события 602–769 гг. Вероятно, оно было написано после 775 г., поскольку император Константин V упоминается в нем как «о tote...kraton» – «правивший тогда», но до иконопочитательского синода 787 г., никак не отразившегося в тексте памятника 407 . Никифор служил в это время асикритом – секретарем в императорской канцелярии. Впрочем, годы создания «Бревиария» одинаково вероятны начиная с конца 70-х гг. до 828 г., когда автор умер, исключая только лишенное досуга время патриаршества (806–815). К истории Херсона имеют отношение те места исторического сочинения, которые касаются ссылки в этот город в 695 г. василевса Юстиниана II, его бегства оттуда к хазарам, возвращении трона в 705 г. и бесплодной борьбе с мятежными херсонитами, закончившейся гибелью императора в конце 711 г. Сведения об этом во многом совпадают с данными «Хронографии» Феофана, ввиду того, что оба автора пользовались общими источниками, однако кое в чем они расходятся, тем самым дополняя и уточняя в некоторых деталях друг друга. Это тем более важно, что Никифор не был знаком с трудом Феофана Сигрианского, хотя и умер на десять лет позже. К тексту перевода сохранен в целом комментарий И. С. Чичурова.) 695 г. [Заговор стратига Анатолика Леонтия против Юстиниана II, освобождение заключенных из константинопольской тюрьмы претория, сбор восставших в церкви св. Софии.] Толпа поносила Юстиниана 408 . И вот все отправились к ипподрому. С наступлением дня к ним выводят Юстиниана. И хотя толпа требовала предать императора мечу, Леонтий 409 , пощадив кровь Юстиниана из-за любви к его отцу Константину 410 , отрезав ему язык и нос, выслал в город Херсон 411 , на десятом году его правления. А толпа провозгласила Леонтия императором. [Далее о казни приближенных Юстиниана II – евнуха Стефана и монаха Феодота.] 704/705 г. [Византийско-арабская война за Карфаген 697 г., поражение византийского флота в 698 г., возвращение в Константинополь, провозглашение Тиверия Апсимара императором, свержение Леонтия на третьем году его правления.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой император Юстиниан и его эпоха. Часть 2. Восстанавливая целостность империи и утверждая законы История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Часть 1. Война с вандалами Святой Юстиниан. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. V в. Завершив войну на восточной границе подписанием мирного договора и подавив мятеж, Юстиниан приступил к осуществлению своего грандиозного замысла – восстановлению целостности империи, возвращению в ее лоно утраченных на западе территорий. Начать пришлось с реконкисты Африканского диоцеза, захваченного вандалами. По договору короля завоевателей Гензериха с императором Валентинианом, заключенному в 442 году, в состав королевства вандалов и аланов вошла римская Проконсульская Африка с Карфагеном, ставшим его столицей, и часть Триполитании и Нумидии; на основании этого договора (foedus), подобного актам, которые Рим заключал с другими варварами, признавались верховенство императора и зависимость королевства от него, но в реально сложившихся отношениях с вандалами эта зависимость была фиктивной. Пренебрегая договором, вандалы вскоре распространили свою власть на весь Африканский диоцез, совершали разбойничьи набеги на европейские берега Средиземного моря, в 455 году взяли Рим, подвергнув его пожарам и разграблению. Около того же времени они захватили Сардинию, Корсику и Балеарские острова, в 468 году овладели Сицилией, которую, правда, позже уступили за выкуп королю Одоакру. В 468 году император Лев Макелла направил против вандалов военно-морской десант под командованием Василиска, но экспедиция закончилась поражением ромеев, разбитых Гензерихом. В 491 году, уже после смерти Гензериха, вся Сицилия была завоевана Теодорихом Великим, но около 500 года он передал юго-западную часть острова с Лилибелой вандалам в качестве приданого своей сестры Амалафриды, к тому времени овдовевшей и выданной замуж вторым браком за короля Трасамунда, внука Гензериха. Воинственный кураж вандалов угас после смерти создателя королевства Гензериха.

http://pravoslavie.ru/arhiv/60748.htm

Юстиниана часто упрекают, что он ради отдаленных завоеваний разбросал силы, необходимые для охраны византийского государства; что, удовлетворяя свое бесполезное честолюбие, он истощил и разорил империю, а ради удовольствия совершения на Западе хрупкого эфемерного дела повредил и пожертвовал на Востоке существенными интересами государства. Несомненно, что Юстиниан поступил бы более благоразумно и мудро, если бы, отказавшись от нового завоевания Африки, Италии и Испании, напряг все свои усилия на защиту восточных провинций; быть может он поступил бы гораздо политичнее, если бы, решив бесповоротно разорвать узы, связывавшие его с римской церковью, он, – как это внушала ему, с ее энергическим здравым смыслом, Феодора, – примирил бы, даже ценой ереси, все восточные народы в одном веровании. Этим он избежал бы необходимости доводить до крайнего напряжения все пружины управления, истощая все живые силы империи и высасывая из нее все средства; он оставил бы государство более объединенным и сильным, способным, не ослабевая, выдержать нападения персов и арабов и, быть может, такая перемена политики изменила бы даже самый ход истории. Это было бы той политикой, которой несколько веков спустя и в той же Восточной империи, в то время обширной и сильной, должны были следовать великие государи македонской династии, и нужно признать, что эта политика была далеко не бесславна. Но, чтобы держаться ее в VI-м веке, нужно было, чтобы идеи Юстиниана отличались от идей его времени и чтобы он лучше понимал будущие интересы государства, чего едва ли можно от него требовать. Нам, знающим теперь из истории более или менее печальные последствия его гигантского предприятия, легко указывать более скромные цели и менее колоссальное честолюбие, но дело в том, что в тот век, в котором жил Юстиниан, подобная политика была невозможна. Юстиниан не был только императором византийским, он смотрел на себя, как на преемника и наследника цезарей и поставил себе задачу восстановить прежнюю римскую империю во всей ее целости. Отказаться от такого славного наследия было бы для него унижением, отречением, которого никто в VI веке не понял бы и не потерпел; в глазах современников Юстиниана и даже его хулителей, грандиозное честолюбие государя было его настоящим правом на славу 3010 , доказательством, что он и по названию и на деле был действительно римским императором. И, может быть, для Юстиниана было несчастием получить такое тяжелое наследие воспоминаний, традиций и обязанностей; во всяком случае в VI веке для него было бы позором отказаться от них, да он, как и его современники, не мог даже и думать об этом. Нельзя требовать от исторических великих людей, чтобы они думали иначе, чем люди их времени, и нет никаких оснований упрекать их за то, что они не могли предвидеть отдаленного будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДЕКС ФЕОДОСИЯ (лат. Codex Theodosianus), один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим. императоров; составлен по распоряжению имп. Феодосия II , был обнародован в вост. части Римской империи 15 февр. 438 г. и вступил в силу 1 янв. 439 г. Издание К. Ф. было одним из значительных этапов систематизации рим. права, к-рая началась с создания Законов XII таблиц (451-449 до Р. Х.), продолжилась затем в неосуществленных планах кодификации Юлия Цезаря ; в Вечном Эдикте Сальвия Юлиана, который осуществил в нач. II в. по поручению имп. Адриана окончательную систематизацию преторского права; в кодексах имп. конституций (в Грегориановом и Гермогениановом кодексах) и завершилась созданием Институций Юстиниана , «Дигест» Юстиниана и Кодекса Юстиниана в 528-534 гг. Некоторые исследователи выражают мнение (см., напр.: Falchi. 1989. P. 242; Barone Adesi. 1998. P. 77. N 64; Сильвестрова. 2007. С. 8-15), что завершением процесса систематизации рим. права можно считать и создание «Василик» или же всю работу по «очищению древних законов», предпринятую императорами Македонской династии Василием I Македонянином и Львом VI Мудрым во 2-й пол. IX - нач. X в. Язык К. Ф.- латынь (единственное исключение - написанное на греческом постановление CTh. IX 5. 4; см.: Stolte. 2008). Создание К. Ф. Предпосылки систематизации Непосредственными предшественниками К. Ф. считают составленные в кон. III в. в правление имп. Диоклетиана Грегорианов и Гермогенианов кодексы, к-рые также представляли собой сборники имп. постановлений, однако не получили офиц. признания. Оригинальный текст кодексов не сохранился, за исключением недавно обнаруженных фрагментов Грегорианова кодекса ( Corcoran, Salway. 2010. S. 677-678). О составе кодексов можно судить по их фрагментам, включенным в более поздние своды, в основном в Кодекс Юстиниана. Грегорианов кодекс состоял по меньшей мере из 13 книг. В него вошли преимущественно частные имп. рескрипты, а также эдикты и письма, начиная с правления имп. Адриана и заканчивая правлением имп. Диоклетиана. Затем в Гермогенианов кодекс были добавлены имп. постановления нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/1841632.html

Агафий Миринейский (VI в.) Эпиграмма, появившаяся как литературный жанр в IV в. до н. э., на закате античной культуры, в VI в. н. э. достигает последнего расцвета, который связывается с именами Павла Силенциария и Агафия. Биографические сведения об Агафии довольно скудны, источником их служат его собственные произведения. Он родился в городе Мирине (теперь Сандарлык) в Малой Азии. Вскоре отец его, ритор Мемноний, переселился с семьей в Константинополь. Среднее образование Агафий завершал в Александрии, где его застало землетрясение 554 г. Это позволяет предположить, что родился он в 536–537 гг. Агафий стал очевидцем еще одного землетрясения – константинопольского, в 557 г., что указывает на его возвращение в столицу, где он еще не менее 4–х лет занимался изучением законов, стал юристом. По своему положению, по дружеским связям (с Павлом Силенциарием, «императорским секретарем Евтихианом), по литературным и научным занятиям и интересам Агафий может быть отнесен к верхушке византийской интеллигенции. Адвокатура приносила ему доходы, достаточные для того, чтобы заботиться о благоустройстве родного города, где благодарные сограждане воздвигли статую в честь его отца, брата и его самого. После смерти императора Юстиниана (565 г.) Агафий решил сохранить для потомков великие исторические события своего времени и продолжить «Историю войн» Прокопия, только в отличие от последнего стал излагать события в хронологическом порядке. Принимаясь за исторический труд, Агафий должен был основательно пополнить свои знания в области истории и философии, собрать много исторического материала, так что собственно писать он стал, как предполагают, не ранее 570 г. Как и многие другие историки, Агафий обвиняет в пристрастности своих предшественников и заявляет, что сам он не намерен «насиловать историю и прикрашивать случившееся» («О царствовании Юстиниана», гл. 5). Действительно, описывая современные ему события («О царствовании Юстиниана» охватывает период от 552 до 558 г.), Агафий не довольствуется собственными воспоминаниями или слухами, но использует показания очевидцев, письма, официальные документы, историографические источники, как греческие, так и персидские, проверяет их и сопоставляет ради выявления истины. Он проявляет исключительную эрудицию и добросовестность. Ни один критик не мог упрекнуть его в неправильности приводимых сведений, необоснованности замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОРА, СУПРУГА ЮСТИНИАНА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Царица Феодора. Мозаика. Храм св. Виталия в Равенне (фрагмент) Феодора (+ 548 ), знаменитая императрица Византийская , супруга св. Юстиниана Великого , благоверная царица. Память 14 ноября Родилась в самые первые годы VI столетия в семье очень низкого звания: она была дочерью некоего Акакии, служившего хранителем медведей в константинопольском амфитеатре. Не получив никакого правильного воспитания и образования, она провела детство, так сказать, за кулисами гипподрома; ее вырастила атмосфера, окружавшая этот центр развлечений громадной развращенной столицы. Старшие сестры ее играли на сцене; она сама выступала еще почти ребенком в мелких выходных ролях и скоро приобрела известность как участница в живых картинах и пантомимах самого непристойного содержания. Панегиристы и даже противники восторгались ее оригинальной красотою, " которую не в состоянии изобразить ни слово, ни искусство " . Небольшого роста, тонкая, несколько бледная, она поражала не столько величественностью осанки, сколько грацией фигуры и изяществом движений, не столько правильностью черт, сколько блеском глаз, полных вызыващего огня и страсти, роскошной волной длинных черных кудрей, искристым остроумием и бесконечной веселостью. Прокопий , главный обвинитель ее за позорные грехи молодости, прямо говорит, что чары ее сделались всеобщим достоянием и что бесчисленные любовные похождении ее дерзостью и цинизмом превзошли подобного же рода подвиги Мессалины . Успехи на подмостках и соблазнительная прелесть наружности сближали Феодору и с сильными мира; она очень рано, как кажется, покинула Константинополь , увезенная каким-то провинциальным наместником. Скоро покинутая им, она принуждена была некоторое время влачить существование бродячей актрисы и куртизанки низшей пробы в различных городах Востока. Обстоятельства вновь привели ее в столицу, когда ей было только двадцать с небольшим лет. Здесь она поднялась в более высокие сферы; не удовлетворяясь знатными поклонниками и щедрыми подарками, она искала прочного величия и власти. Она стала вести жизнь более сдержанную, старалась приобрести знания и лоск, что ей и удалось, благодаря ее природной даровитости.

http://drevo-info.ru/articles/16129.html

Глава 1. Общая характеристика. Военные приготовления. Происхождение фемного устройства С началом VII в. в истории Византии можно наметить не только определенные факты, служащие показателем окончательного разрыва с римскими традициями и идеалами, но, вместе с тем, в характере и настроении государственных деятелей и общества встретить новые черты, принесенные новыми людьми и новыми взглядами. Царствование Ираклия открывает новую эпоху в истории Византии, полагающую границу между старым и вновь народившимся историческим движением. Но представить в надлежащем освещении характер деятельности Ираклия чрезвычайно затрудняет как скудость дошедших до нас сведений об его внутренней деятельности, так и то обстоятельство, что новые элементы государственности, постепенно входящие в жизнь с этого времени, не нашли себе ни надлежащей оценки, ни определенного места в исторических изложениях. Византия времени Ираклия не походит на империю времени Юстиниана. Необычайное напряжение сил при Юстиниане имело целью воскресить идею Римской империи и связать разнообразные народности, входящие в империю, единством веры и закона; эта мысль была практически осуществлена благодаря необычайной энергии Юстиниана, равно как искусству его оценивать людей и давать им соответствующие их способностям поручения. Но в самой идее всемирной империи не было жизненности, и создание Юстиниана в политическом отношении не было долговечным. Напротив, задача Ираклия была определенная и конкретная, речь шла не о новых завоеваниях, а о средствах к сохранению того, что было можно спасти от разрушения. Предыдущая эпоха военных возмущений, вследствие которых на престоле императоров часто были случайные люди, достигшие высшей власти по капризу судьбы, сопровождалась крайним расстройством экономических средств, падением благосостояния, уменьшением армии и истреблением громадного числа людей, в особенности из достаточных и правящих классов. Есть известие, что Ираклий, делая перепись составу своей армии, нашел, что только двое изо всего наличного числа служили при Фоке, а весь состав принадлежал к новому набору. Это наблюдение приложимо и к другим состояниям. Первое время по своем воцарении Ираклий находится в колебании. Решительных мер правительство не принимает, вступить в решительную борьбу с врагами империи не решается и ведет переговоры о мире и союзе, не имевшие, впрочем, успеха. Только в 622 г., когда Малая Азия, Сирия, Палестина и Египет находились уже под властью персов, Ираклий выступает с определенной внешней политикой и становится во главе вновь организованного и им самим подготовленного войска. Итак, для нас остается малопонятым предварительный период подготовки к военной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010