«Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9: 23), и «без Него [Бога] ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 3), – говорит наш Спаситель Иисус Христос. Верить ли в жизнь после смерти, верить ли в творческую силу вечного Бога, верить ли, что Бог жив и действует в мире и по сей день, верить ли, что Он управлял и управляет миром, – вот вопросы, в ответах на которые современный человек сомневается. Трудно говорить сегодня великие слова о монахах и монашестве в целом, поскольку многим монахи всё еще кажутся людьми, находящимися на периферии общества, отсталыми или неграмотными, которые не нашли своей цели в жизни или, возможно, пережили некое разочарование. Но для того, кто верит и имеет в себе хотя бы небольшую частичку сияния образа Божия, для тех, кто не исказил в себе образ Божий, мы решительно утверждаем – в духе со всеми теми, кто был пронизан лучом Пресвятого Духа, – что без монахов и монашества пропал бы мир, «пропало бы христианство в мирянах» . Такие императоры, как Феодосий, Юстиниан , Алексей Комнин, издавали законы, защищающие монашество. «Монашеская жизнь как созерцание, которому в ней предаются, есть священная вещь», полезная всем гражданам, «из-за чистоты их и заступничеств», молитв, совершенных монахами для всеобщего блага, – говорил Юстиниан в 133-й новелле. Алексей Комнин (1081–1118) писал: «Не думаю, что я когда-либо исполнял волю Божию, и поэтому убежден, что всё то, что Бог дал мне в этой жизни, было дано мне по благочестивым молитвам моих святых монахов и моему доверию к ним» . Такое же высокое осознание монашеской жизни мы находим и у славного господаря Стефана Великого, который называл монахов «молитвенники мои», а Путну считал своим «любимым монастырем» . Монашество, основанное и прочно стоящее на учении Христа Спасителя и святых отцов, а также на 2000-летнем опыте своего существования, доказало, что этот образ жизни является «искусством из искусств», «наукой из наук», точно так же, как истинно христианская жизнь есть «духовное искусство» .

http://pravoslavie.ru/79401.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Якушев: " Пророчество старца Паисия о войне России и Турции за Святую Софию не должно сбыться " 14.08.2020 1630 Время на чтение 13 минут Фото: Mehmet Cetin/Shutterstock.com В июле 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган реализовал свой давний план: вернул мечеть в стены Святой Софии Константинопольской. Но в чём причина подобных действий Эрдогана и так ли они трагичны для Христианского мира? В интервью Царьграду историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра " Катехон " Михаил Якушев рассказывает историю храма Святой Софии Константинопольской и делает несколько неожиданных и даже парадоксальных выводов, согласно которым к Эрдогану у православных христиан не должно быть никаких претензий, а вот Константинопольский патриархат несёт ответственность за случившееся, причём с XV века. София Константинопольская: История падения Царьград: Михаил Ильич, о Святой Софии Константинопольской в последние месяцы говорилось очень много, но её история большинству из нас практически неизвестна. В чём её историческая и цивилизационная значимость для всей православной цивилизации и непосредственно для нашего Русского мира? Михаил Якушев: Собор Святой Софии в Константинополе был построен и освящён в 537 году на историческом месте церквей, которые заложили в IV–V веках императоры Константин Великий и Феодосий Второй. Эти две церкви сгорели, и император Юстиниан решил возвести величественное здание Святой Софии Премудрости Божией как некое соревнование с царём Соломоном, возведшим Первый Иерусалимский храм. И когда церковь была освящена, Юстиниан, зайдя в Святую Софию, воскликнул: О, Соломон, я тебя превзошёл! Отсюда мы понимаем, насколько величественным, невиданным доселе во всем Христианском мире был этот храм, он был почитаем всеми христианами, включая и представителей Западной, Римской Церкви. В Константинополь приезжали подивиться на эту красоту, которая превзошла даже Соломонов храм, также называвшийся Домом Премудрости. Впечатления русских послов, присутствовавших на богослужении в цареградском соборе Святой Софии, во многом повлияли на окончательный выбор князем Владимиром Православия в качестве государственной религии Древнерусского государства.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/14/mihail...

Издание Юстинианом за год до его кончины, в 564 году, эдикта, который не дошел до наших дней, но, если доверять адекватности его изложения в «Церковной истории» Евагрия, содержал афтордокетическую идею – о нетленности тела Господа Иисуса Христа, если оно и было рассчитано на благоприятную реакцию в монофизитской среде, не вызвало со стороны монофизитов сочувственного отклика. Афтордокетизм проповедовал крайний монофизит Юлиан Галикарнасский в полемике с умеренным монофизитом Севиром Антиохийским. Появление эдикта вызвало немедленную реакцию со стороны патриарха Константинопольского Евтихия, который осудил и отверг его. 22 января 565 года святой Евтихий был арестован и предан соборному суду, на который он отказался явиться, так что суд рассматривал его дело заочно. Об этом суде известно по записям его ученика Евстратия. Евтихию не инкриминировали неповиновение императору. Выставленные против него обвинения были, по характеристике В.В. Болотова, «самые мелочные и даже несколько комического характера. Важнейшее из них состояло в том, что Евтихий ел дичь, что считалось в то время… сибаритским лакомством» . Понятно, что этот криминал не мог быть действительной причиной низложения. Современный греческий биограф Юстиниана, отвергающий самый факт издания императором афтордокетического эдикта, полагает, что Евтихий был осужден за приверженность оригенизму. При этом он ссылается на Григория Двоеслова, который в то время был папским апокрисиарием в Константинополе: «Папа Григорий хвалит… Юстиниана за его православие и никак не упоминает об эдикте. Он говорит, что патриарх Евтихий был оригенистом» . Этой же точки зрения – об оригенизме Евтихия – придерживались В.К. Хаттон и A. Кнехт . Но большинство историков не разделяют подобной позиции: святой Евтихий участвовал в V Вселенском Соборе, анафематствовавшем Оригена и его единомышленников, сам факт его возвращения на первосвятительскую кафедру и его канонизация несовместимы с приверженностью осужденной ереси. Лишенный престола, Евтихий был отправлен в ссылку в монастырь, расположенный в понтийском городе Амасии, где он ранее подвизался.

http://pravoslavie.ru/88604.html

М.А. Морозов Скачать epub pdf Античное общество – IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5–7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001 Одной из ключевых проблем в изучении ктиторского права ранневизантийской церкви является проблема епископской юрисдикции в области монастырских имуществ. Главным в этом отношении является вопрос о полномочиях местного епископа в управлении ктиторскими монастырями, а также о времени становления епископской власти над ними. Эта проблема в историографии до сих пор является дискуссионной. Если П.Н. Соколов, С. Троицкий , Б. Граник, Й. Томас считают, что уже в ранней Византии ктиторские монастыри были в правовом отношении независимы от епархиальных властей и подчинены только своим ктиторам-основателям, то Й. Чишман, иером. Михаил (Семенов) придерживаются точки зрения, что в V – VI вв. эти монастыри, как и другие субъекты церковного права, находились под властью епископов. В своей статье мы, опираясь на анализ законодательства императора Юстиниана, попытаемся уточнить некоторые аспекты этой проблемы. Эдикты Константина Великого относительно завещаний церкви позволяют говорить, что императорским законодательством IV в. только кафедральная церковь рассматривалась в качестве субъекта имущественного права. Монастыри являлись церковными учреждениями, поскольку служили церковным интересам (иером. М.(Семенов), Н.С. Суворов ) но в то же время в сфере имущественных отношений продолжали оставаться частными корпорациями, не связанными с церковными властями в правовом отношении (Б. Граник, Й. Томас). Это обстоятельство было следствием того, что изначально монастыри возникали целиком по воле частных лиц. Для рассматриваемого периода характерно выражение монаха Натанаэля, что для него не существует ни епископа, ни мира (Hist. Laus. XVI. P. 102.). Источники IV и в первой половине V вв. позволяют говорить, что монастыри, как и благочестивые учреждения, возникали двумя способами. Имущество на их строительство предоставлялось либо представителями церкви, либо светскими людьми. Таким образом, в доюстиниановский период можно говорить о наличии двух типов монастырей – епископских и частных, причем епископы в данном случае выступали как частные лица, а не как представители церковной кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/ep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ еп. г. Марония (Фракия) (1-я пол. VI в.), церковный писатель, участник теопасхитских споров в Византийской империи (см. Теопасхизм ). О жизни И. известно лишь, что он занимал Маронийскую кафедру в нач. 30-х гг. VI в. И.- автор «Послания к пресвитеру Фоме» из Фессалоники (533) и трактата в защиту теопасхитской формулы «О тех, кто сомневается - исповедовать ли Одного из Троицы - Господа нашего Иисуса Христа». Оба произведения созданы в связи с церковной политикой имп. Юстиниана I (527-565), написаны по-гречески, но сохранились только в лат. версиях. Переводы были составлены, вероятно, сразу после написания текстов, т. к. теопасхитский трактат рассматривался при папском дворе в Риме уже в 533-534 гг., а «Послание к пресвитеру Фоме» было известно в лат. версии еп. Либерату Карфагенскому в 50-х гг. VI в. ( Liberatus. Breviarium//PL. 68. Col. 987). И. был одним из участников диспута между православными и нехалкидонитами ( севирианами ) в 532 или в нач. 533 г. в К-поле, во дворце Гормизда (в научной лит-ре упом. как Collatio Constantinopolitana). Встреча церковных партий была устроена по приказу имп. Юстиниана с целью поиска путей их примирения. О подробностях хода диспута известно благодаря его описанию И. в «Послании к пресвитеру Фоме». С каждой стороны участвовали 6 епископов: православные Ипатий Эфесский, Иоанн Визийский, Анфим Трапезундский, Стефан Селевкийский, Димитрий Филиппийский (не участвовал из-за болезни) и И.; севириане Сергий Кирский, Фома Германикийский, Филоксен Дулихийский, Петр Феодосиопольский, Нонн Киркесийский и Иоанн Телльский (все из Сирии); с ними в К-поль прибыло множество клириков и монахов. Православных поддерживал к-польский клир во главе с пресв. Великой ц. Евсевием, а также синкеллы К-польского патриарха Епифания Ираклиан и Лаврентий. Присутствовали апокрисиарии правосл. Антиохийского патриарха свт. Ефрема пресвитеры и икономы Ермисиген, Магн и Аквилин и мон. Леонтий. Императора представлял магистр оффиций Стратигий.

http://pravenc.ru/text/389645.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К-поля была основана на рецепции классического римского права . Источники рим. права подразделялись на законы (имп. конституции) (leges) и сочинения классиков рим. юридической мысли (iura). Попытки систематизации правового наследия ограничивались на первых порах только законами и были результатом частной инициативы. Так, в кон. III - нач. IV в. по Р. Х. были созданы сборники имп. конституций от имп. Адриана (117-138) до кон. III в. (Codex Gregorianus) и далее до имп. Константина I (306/324-337) (т. н. Codex Hermogenianus). Однако только с принятием христианства в качестве офиц. религии и созданием христ. империи начинается история гос. кодификации рим. права. При имп. Феодосии II был составлен и издан Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus, 429-438), в к-ром были собраны и систематизированы имп. конституции начиная с Константина I. Кодекс включает 16 тематических книг, подразделяющихся на титулы, внутри к-рых отдельные конституции расположены в хронологическом порядке. Конституции, к-рые появились после издания Кодекса Феодосия, получили название «феодосиевых» новелл (leges novellae - новые законы). Императоры Юстиниан, Лев III и Константин V. Юридический сборник (Marc. gr. 172. Fol. 27v). XIII - XIV вв.) Императоры Юстиниан, Лев III и Константин V. Юридический сборник (Marc. gr. 172. Fol. 27v). XIII - XIV вв.) В 1-й пол. VI в., при имп. Юстиниане I, была реализована грандиозная программа кодификации всего рим. права, охватившая как законы, изданные при прежних императорах, так и теоретические сочинения. Новую кодификацию составили неск. книг: Кодекс Юстиниана (Codex Iustiniani), включивший в себя более 4600 имп. указов - от Адриана до Юстиниана; «Дигесты» , или «Пандекты» (лат. Digesta; греч. Πανδκται, 530-533),- сборник из 7 частей (50 книг, 150 тыс.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому вполне могут соответствовать действительности. Отец Г., патрикий Юстиниан, после смерти имп. Константа II (668) участвовал в заговоре против Константина IV и был за это казнен, а Г. подвергся оскоплению. Высказывалось предположение, что Юстиниан и Г. происходили из семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I (527-565), и находились в родственных отношениях как с ним, так и с буд. имп. Юстинианом II (685-695 и 705-711) (Stein). Нек-рые источники говорят о родстве Г. с имп. Ираклием (610-641). Во всяком случае Г. несомненно принадлежал к высшей аристократии. Он стал клириком храма Св. Софии в К-поле, а ок. 705/6 г. был рукоположен на митрополию Кизика. Впервые имя Г. упоминается в близком ему по времени историческом сочинении в контексте Собора 712 г., созванного имп. Варданом Филиппиком для пересмотра решений Вселенского VI Собора 680-681 гг.: среди подписавших деяния Собора 712 г. (вскоре осужденного как монофелитский) помимо председательствовавшего патриарха Иоанна VI приводятся имена 2 епископов - Г. Кизического и прп. Андрея Критского , причем прямо указано, что Г. впосл. стал патриархом. Это известие сохранилось в хронике Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 82.12-21), но его необходимо рассматривать с т. зр. источника, к-рый переписывает Феофан. По-видимому, это было некое тенденциозное сочинение, описывавшее историю Византии 685-718 гг., с тем чтобы представить приход к власти имп. Льва III в 717 г. как спасительное событие после мн. лет хаоса и плохого управления. Если автор, близкий к иконоборцу Льву III (не исключено, что это был и сам император), счел нужным особо отметить участие Г. в еретическом Соборе, то это означает, что отношения между патриархом и императором были весьма непростыми уже с воцарения.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Прокопий Кесарийский Прокопий Кесарийский: личность и творчество (А.А. Чекалова) 1 апреля 527 г., за три дня до Пасхи, когда, по византийскому обычаю, не полагалось ни приветствовать, ни воздавать почести кому бы то ни было, выходец из крестьян Флавий Петр Савватий Юстиниан и его жена Феодора, в прошлом куртизанка, были провозглашены соправителями дряхлеющего императора Юстина I, дяди Юстиниана по матери 1 . Через четыре месяца Юстин умер, и началось долгое, насыщенное значительными событиями, исполненное внешнего блеска правление одного из самых прославленных византийских императоров 2 . Выросший в сильно романизированной провинции Иллирик, с детства говоривший на латинском языке, Юстиниан всю свою жизнь оставался скорее римлянином, нежели греком. Его взоры постоянно были устремлены на Запад, и мысль о возрождении былого величия и мощи Римской империи не давала ему покоя. Он мечтал о славе римских цезарей. Достигнув императорского престола, он тотчас приступил к осуществлению широкой программы мероприятии, направленных на укрепление престижа империи и императорской власти, добившись на этом пути столь существенного успеха в некоторых сферах своей деятельности, что это не могло не наложить заметный отпечаток на все последующее развитие Западной и Восточной Европы. Именно при Юстиниане была проведена известная кодификация римского права и обрел свою жизнь «Свод гражданского права», который подвел итог всему законодательству Римской империи. Две характерные черты этого знаменитого юридического памятника: воплощенная в нем идея сильной центральной власти и детально разработанное право частной собственности – обеспечили ему вначале пристальное внимание со стороны средневековых европейских юристов и рецепцию при его посредстве положений римского права королевским законодательством в период развитого феодализма, а впоследствии – роль одного из источников для Кодекса Наполеона, образцового свода законов буржуазного общества, да и для всего современного права в целом. У народов Восточной Европы на долгое время остались в памяти деяния «царя Юстиниана» – от его церковной политики до осуществленного при нем обширного строительства по всей территории империи, когда был создан, в частности, один из шедевров мировой архитектуры – храм Св. Софии в Константинополе. Наконец, в результате активной внешней политики Юстиниану удалось вновь объединить распавшуюся в 395 г. на Западную и Восточную половины Римскую империю и сделать Средиземное море внутренним морем державы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

С. Б. Сорочан Хронология важнейших событий 313 г. – Миланский императорский эдикт, уравнивавший в положении язычество и христианство. 325 г. – Первый Вселенский собор в Никее. Осуждение арианства. Принятие Символа веры , определяющего равенство природы Бога Отца и Бога Сына. 330 г., 11 мая – Провозглащение Нового Рима – Константинополя столицей Восточной Римской империи и освящение ее. 378 г. – Поселение вестготов в восточной части Римской империи. 381 г. – Второй Вселенский собор в Константинополе, утвердивший Никейско- Константинопольский Символ веры . 392 г. – Императорский эдикт Феодосия Великого, запретивший языческие обряды. 395 г. – Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. 431 г. – Третий Вселенский собор в Эфесе, осудивший несторианство. 410 г. – Взятие Рима готами под предводительством вождя Алариха. 429 г. – Вторжение вандалов в северную Африку. 438 г. – Издание Кодекса Феодосия. 449 г. – Монофиситский церковный собор в Эфесе. 451 г. – Четвертый Вселенский собор в Халкидоне, осудивший монофиситов («единоестествеников»). Признание двуединой природы Христа. 455 г. – Взятие и разграбление Рима вандалами. 476 г. – Свержение императора Западной Римской империи Ромула Августула. 486 г. – Война Византии с готами. 493 г. – Создание остготского королевства в Италии. 528–535 гг. – Законодательные реформы Юстиниана I. Создание «Свода гражданского права» (Corpus juris civilis). 532 г. – Народное восстание «Ника» в Константинополе. 532–537 гг. – Сооружение третьего (окончательного) варианта Великой церкви (храма Св. Софии) в Константинополе. 532–555 гг. – Завоевательные войны Юстиниана I. Отвоевание северной Африки, Италии и частичный захват Испании. 553 г. – Пятый Вселенский собор в Константинополе, осудивший несторианские тексты («Три главы») и подтвердивший решения предыдущих четырех соборов. 568 г. – Вторжение лангобардов в Италию. 80-е гг. VI в. – Активное вторжение южных славян в пределы Византии. 584 г. – Образование Равеннского экзархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf [Император Юстиниан] – Епифанию, святейшему и блаженнейшему архиепископу сего Царствующего града и Вселенскому патриарху. Желая, чтобы твоя Святость знала обо всем, что относится к церковному устроению, мы сочли необходимым обратиться к ней с настоящими священными письменами и посредством оных сделать происходящее ясным для нее; впрочем, мы уверены, что твоя святость и сама знает об этом. 1 .Обнаружив, что некоторые [люди], чуждые Святой Кафолической и Апостольской Церкви, следуют заблуждению нечестивых Нестория и Евтихия и подражают их богохульствам, мы издали божественный указ, известный твоей святости, посредством которого обличили безумие еретиков, не изменив, однако, и не намереваясь изменить или преступить что-либо из ныне по воле Божией господствующих церковных установлений, как знает о том и твоя святость, но напротив, всеми средствами сохраняя единство святейших Церквей со святейшим папой и патриархом Старшего Рима, которому мы направили послания, подобное этому. 2 . Ибо мы не допускаем, чтобы его блаженство не было уведомлено о чем-либо из относящегося к церковному устроению, ибо он есть глава всех святейших иереев Божиих, и посему, всякий раз, когда в этих странах восставали еретики, их [нечестие] пресекалось мнением и правым судом сего досточтимого престола. 3 . Итак, да узнает же твоя святость из настоящих божественных письмен наших, что именно постановлено нами, дабы те, кто покушается в дурном смысле понять или истолковать верно изложенное нами в предыдущем эдикте, были обличены нашими настоящими божественными письменами). 4 . Некие немногочисленные чуждые веры и Святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией [люди] дерзали возражать, как это делают иудеи, [учению], которого православно держатся, в которое верят и которое проповедуют все иереи; [эти люди] отрицали, что Господь наш Иисус Христос , единородный Сын Божий и Бог наш, воплотившийся от Духа Святого и святой славной Приснодевы и Богородицы Марии, вочеловечившийся и распятый есть один из Святой Троицы , принимающий поклонение и славу со Отцом и Святым Духом, единосущный Отцу по Божеству и Он же единосущный нам по человечеству, доступный страданию по плоти и Он же недоступный страданию по Божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/ed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010