И почему Господь сначала сказал ученикам молчать Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Преображение Господне – пожалуй, один из самых загадочных евангельских эпизодов. Три синоптических Евангелия (Матфей, Марк и Лука) почти под копирку описывают один и тот же сюжет: Христос идет с тремя апостолами молиться на гору – и там они видят Его преображенным, просветленным в буквальном смысле. Он беседует с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией о том, что Ему предстоит пережить в Иерусалиме.  После завершения видения Учитель требует от учеников молчать обо всем, что они увидели, пока Он не воскреснет из мертвых. Почему? Наверное, чтобы не воспринимали эту удивительную встречу как одно из прочих совершенных Им чудес: накормил толпу пятью кусочками хлеба, исцелил от мучительной болезни, изгнал бесов, а еще Он, оказывается, может общаться с давно ушедшими в иной мир пророками. Но ведь Господь преобразился не для этого и не поэтому. Только потом три ученика поймут, что это чудо не было собственно чудом, то есть неким нарушением законов природы. Напротив, Преображение – это явление того, что есть на самом деле. Апостолы увидели Христа таким, Какой Он есть на самом деле – Богом. Тем Самым, Кто говорил с Моисеем и Илией лицом к лицу. И лишь осознав это, Петр, Иаков и Иоанн, свидетели Преображения, смогут верно о нем рассказать. А осознать это можно было только став свидетелями сначала смерти, а потом и Воскресения Христа. На Фаворе ученики убедились, что их Учитель – Великий Человек: Христос-Победитель, Христос-Чудотворец, Христос-Пророк. Но пока они видели только Человека. Уже через несколько строчек Иаков и Иоанн спрашивают, не свести ли огонь на жителей Самарянского города, как поступил бы Илия, спорят, кто из них будет сидеть справа или слева от Христа… Царство-то Небесное они увидели, как обещал Учитель, но до поры до времени не могли верно интерпретировать увиденное. Вскоре все меняется. Преображение Господне сквозь призму Голгофы и Воскресения становится свидетельством о Христе-Боге. Три ученика несут это свидетельство по-разному, а для нас их «преображенская проповедь» — краткий курс, как нам-то проповедовать Христа.

http://pravmir.ru/prazdnik-svidetelstva-...

Ильинские храмы старой Москвы Церковь св. Илии Обыденного. Фото hram.codis.ru Основание в Москве церквей, освященных во имя ветхозаветного св. Илии Пророка, началось в глубокой древности. Святой Илия, родившийся за 900 лет до Рождества Христова и чудесно вознесшийся живым на небо в огненной колеснице, издревле почитался помощником в страшном бедствии - засухах, грозивших голодом и войнами, и ему молились о даровании дождя. Люди просили защиты святого и во время гроз. В этот августовский день уже ощутимо приближение осени и становится заметно темнее по вечерам. Отсюда явилась народная поговорка-примета " Илья Пророк два часа уволок " . Одна из первых, сохранившаяся до нашего времени Ильинская церковь появилась в 1518 году на посадской улице близ Кремля при Новгородском подворье и стала соборной церковью Ильинского монастыря, основанном еще в XV столетии рядом с главным московским торгом. Эта церковь и дала древней улице Китай-города ее знаменитое старомосковское имя - Ильинка. Считается, что прежде эта улица называлась Дмитриевской - и вероятно, тоже по какой-то местной церкви. Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь св. Илии Обыденного на Остоженке, которая возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по известности московская приходская церковь после " Большого Вознесения " у Никитских ворот, и тоже любимый храм московской интеллигенции. История ее основания овеяна легендами. Местность, где была выстроена эта церковь, только в XVII веке стала называться " Остожьем " - тогда здесь простирался царский заливной луг и стояли стога душистого скошенного сена. Ильинская церковь появилась здесь гораздо раньше. Ее основание московские легенды иногда приписывают древнему князю, который однажды попал в этих краях в сильную грозу. Он дал обет, что если останется жив, то за один день построит деревянную церковь во имя Илии Пророка. Другая версия гласит, что храм мог появиться по обету во время сильной засухи, когда всем миром молились о даровании дождя. Так или иначе, но сохранившееся древнемосковское название храма " Обыденный " достоверно свидетельствует о том, он был изначально деревянным и построен по обету за один день - " об един день " . Историки приблизительно определили дату его основания - конец XV или XVI столетия.

http://pravoslavie.ru/24.html

Ира. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Село Ленинское - это бывшая " Ирская коммуна " , образованная в бывшем поместье княгини Оболенской. Каменная теплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы возведена в 1896 году на средства местного купца Москалева вместо обветшалой деревянной церкви, сооруженной в начале XVIII столетия. С приходом Советской власти храм был закрыт, в 1930 году в нем размещался сельский " Дом культуры " , позднее превращен в склад зерна и конюшню. В настоящее время небольшая храмовая композиция включает в себя восьмигранный объем, завершенный высоким куполом и крестом. С востока к нему примыкает пятигранная алтарная апсида, а с запада - трапезная под двухскатной кровлей и притвор. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы действует, в ней совершаются регулярные Богослужения и продолжаются строительные работы. Храм нуждается в финансовой помощи. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ С 1 января 2013 года в Тамбовской области стартовала акция «Возрождение духовно-исторической памяти». Это шаги к возрождению утраченных православных традиций и возвращению духовных святынь обществу. В Кирсановском районе много святых мест. Одно из них - Покровский храм в селе Ира. Полное название в настоящее время - местная религиозная организация Православный Приход Покровского храма с. Ира Кирсановского района Тамбовской области Уваровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). История храма интересна и необычна, как сказка со счастливым концом. Одна из них гласит о том, как и почему была устроена именно Покровская церковь: «Пресвятая Богородица ходила по окрестным селам, и, устав, стала стучаться в дома с просьбой пустить Ее на ночлег. Но никто ей не открыл двери, и не приютил, не приветил. Она, найдя стог сена в поле, села на него и заплакала, сетуя на людское жестокосердие. Увидев это, пророк Илия послал на село гром и молнию, которая попалила здания. Люди в панике стали взывать к небу и каяться. Тогда, увидев это, Пресвятая Богородица распростерла Свой Честной Аммофор и пожар прекратился. В благодарность за это и была построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы».

http://sobory.ru/article/?object=36870

На восточной полосе Синайского полуострова, за пятнадцать веков до Рождества Христова, жили мадиамляне. У них был священник Иофор, чтитель Бога истинного. В его куще Моисей укрылся от гнева фараонова и в течение сорока лет пас стада его, водя их к горе Божией Хориву. У сей горы Бог явился ему в купине горящей и несгорающей, открыл свое бытийное имя, Сый, даровал чудодейственную силу и послал его освободить избранный народ свой от рабства египетского. Освобожденный Израиль получил от Бога закон на Синае и ушел в обетованную землю, не оставив по себе никаких следов пребывания своего на пустынном полуострове. Но законодательство и чудеса, совершившиеся там, всегда были памятны сему народу. Пророчица Деворра и богодухновенный царь Давид воспевали их. Когда этот самодержец завоевал Идумею, оттуда убежал малолетний царевич Адер в синайский город Фаран. Здесь он взял с собой несколько граждан и ушел с ними в Египет, надеясь на покровительство фараонов ( 3Цар. 11:14–19 ) Соломон приобщил Синай к своим владениям и на восточном заливе его в Асион-Гаверской пристани построил и содержал флот, который отправлялся в Офир (Индию), и через каждые три года привозил тамошние сокровища ( 3Цар. 10:11 ) Чудный пророк Илия укрывался от гонения Ахава и Иезавели на Хориве; и тут Бог явился ему в веянии тонкого и прохладного ветерка в ознаменование своего милосердия к грешникам ( 3Цар.19 ) Современник Илии благодержавный царь иудейский Иосафат, подражая Соломону, построил корабли в Асион-Гавере для торговли с Офиром; но, к несчастью, буря сокрушила их в этой же пристани ( 3Цар. 22:48 ) При сыне и преемнике его Иораме идумеяне поставили себе родного царя и, хотя были побеждены Иорамом, но удержали независимость свою ( 2Пар. 21:8–11 ) и свободно торговали на Чермном море до тех пор, когда воинственный царь иудейский Озия возвратил своему народу соседнюю с Асион-Гавером пристань Эланскую и, укрепив ее, собирал тут таможенные подати с аравитян и минеев ( 2Пар. 26:2, 7, 8 ) Внук его Ахаз был последний царь, который несколько времени владел Элой. Во дни его Раассон царь сирский завоевал сей город, изгнал из него иудеев и отдал его идумеям ( 4Цар. 16:6 ) С той поры Синай состоял под властью разноплеменных язычников, как то: набатеев, грекомакедонцев и римлян; и священное слово о нем прекратилось надолго. Синай христианский

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Нива веселит нас жатвою, виноградник плодами для вкушения; а Писание - животворным учением. Но в одно время года бывает на ниве жатва, и в одно время года в винограднике собирается виноград; Писание же, всегда читаемое, всегда источает животворное учение. Нива по окончании жатвы, не то уже, чем была прежде; виноградник, по обрании винограда, теряет свою цену: в Писании же ежедневно собирай жатву, и класы в нем для толкователей не оскудевают; ежедневно собирай виноград, и грозды обретаемого в нем упования не истощаются. Итак приблизимся к этой ниве, насладимся и произрастающим на сих животворных браздах; пожнем на ней класы жизни, словеса Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего ученикам Своим: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына человеческаго грядуща во славе Своей. И по днех шестих поят Симона Петра и Иакова и Иоанна брата его на гору весьма высокую: и преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет (Мф. 16:28. 17:1.2). О тех самых сказал, что не вкусят смерти, пока не увидят образа пришествия Его, которых взяв возвел на гору, и которым показал, каким образом придет в последний день во славе Своего Божества и в теле Своего человечества. Возвел же их на гору, чтобы показать им, кто Сын, и Чей Сын. Ибо когда спросил их: кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго? они отвечали ему: инии Илию, друзии же Иеремию, или единаго от пророк (Мф.16:13.14). Посему возводит их на гору и показывает им, что Он не Илия, но Бог Илиин, и также не Иеремия, но освятивший Иеремию в чреве матернем; и не один из Пророков, но Господь Пророков, пославший их. Показывает им, что Он Творец неба и земли, что Он Господь живых и мертвых; потому что повелел небу, и низвел Илию, дал мановение земле, и воскресил Моисея. Возвел их на гору, чтоб показать им, что Он - Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца, и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившийся, Ему только ведомым образом, безсеменно и неизреченно, сохранивший девство не растленным. Ибо там, где хочет сего Бог, побеждается чин естества. В самую утробу Девы вселился Бог-Слово, и огнь Божества Его не попалил членов девического тела, но сохранял их в продолжении девятимесячного времени. Вселился в самую утробу Девы, не возгнушавшись гнилостью естества. И из нее произошел воплощенный Бог, чтобы спасти нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/848/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Жизнь прожить - это не мутовку в сметане облизать   Прп. Гавриил и княгиня Елисавета     Жизнь прожить - это не мутовку в сметане облизать   У евангелиста Иоанна просто сказано: «иудеи» (Ин.2,18-20). Мы бы теперь сказали несколько иначе, в галлицированной форме - архиреи и начальники.   И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? (Ин 1:19-22) Все это спасению не мешает, по действию благодати Святого Духа...   Более того, откровение Иоанна Богослова заканчивается следующими словами:   Обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит ещ, и снятый да святится еще (Откр. 22,11).   Злые люди и обманщики пусть занимаются своими делами, говорит апостол, «а ты пребывай в том, чему научен» (2 Тим. 3,14). Разумеется, от Бога.     Но если кто-либо из молодых ревнителей захочет повторить слова брата Гавриила: «Ну это же, я иду на крест. И пусть эта крестная сила будет со мною до смерти», - пусть знает, это по силе его сопротивления (подобно физическому закону: всякое действие равно противодействию) его встретят скорби, непризрачные и страшные. Пусть подумает над своими словами: прожить как следует жизнь ради Христа, где угодно - в монастыре или в миру, - это не мутовку в сметане облизать.     Из описания жизни старца Гавриила мы знали, чего это стоит. Чтобы облегчить себе зостижение цели, чего он только не употреблял. Он даже наговорил на себя духовнику на исповеди…   Но этим причинил себе еще большую скорбь...   Не епитимьей, какими-нибудь поклонами (это что!), а совершенно другим. Он видел, с каким злорадством духовник выслушивал его наклеп на себя (подвижник и не лгал, он только помыслы выдавал за настоящие грехи), и приходил от этого в ужас.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=933

«Ну, раз собираешься быть священником, то приготовься к тюрьме» (+ВИДЕО) Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым Никита Филатов Протоиерей Валериан Кречетов – один из старейших клириков Московской епархии, авторитетный духовник, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района, – о том, что помогало сохранить веру в годы советских гонений на Церковь, о подвижниках той поры и о том, какие качества необходимы нам, современным христианам, чтобы сохранить неповрежденной веру в нынешнее – тоже очень непростое – время. – Отец Валериан, добрый день. Благодарим за возможность встретиться с вами. Сегодня хотелось бы поговорить о Церкви в XX веке. Но первый вопрос к вам о том, как вы пришли к Богу. – Тема беседы – сверхсерьезная, и говорить о Церкви в XX веке – это вопрос, который выше моих возможностей. Когда сетует Илия Пророк: «Я один остался в Израиле. Моей души ищут», Господь говорит: «Еще 7 тысяч верных мне не преклонили колена пред Ваалом» (см.: Рим. 11: 3–4). Состояние Церкви знает один Бог, как и душ человеческих. Жизнь свидетельствует: человек, живущий в православной семье и в православной Церкви, может жить в любых условиях А как я пришел в Церковь? Я не пришел – меня принесли. Моя мама была очень верующий человек, как и отец. Мой отец был духовным сыном отца Владимира Воробьева из храма Николы в Плотниках на Арбате. И мама туда же ходила. Они сами выросли в вере и воспитывали нас так же. С младенчества мы воспитывались в семье, которая именуется малой Церковью. А дальше – то, о чем вы сказали: Церковь воинствующая, великая Церковь. Семья – малая Церковь, а Церковь, которую принято у нас называть Русская Православная Церковь, Вселенская Церковь, – та Церковь, которая имеет благодать Святаго Духа, в которой совершаются Таинства . Первое Таинство – Крещение . Именно жизнь наша свидетельствует, что человек, живущий в православной семье и в православной Церкви, может жить в любых условиях. – Расскажите, каким было ваше детство. – Я родился до войны, в том самом 1937 году. Тогда я, конечно, не понимал, что это за время, и уже значительно после войны и в последние годы мне пришлось встречаться с людьми, которые были сознательными современниками тех времен и прежних годов. Они еще более утверждались в вере. Мой отец, который прошел и Соловки, и потом войну, в 49 лет пошел в семинарию по твердому убеждению. Еще 30 с лишним лет он потом прослужил. И он говорил: «Нужно укреплять веру». Я, выросший с детства в вере, думал: «Вроде бы было всё нормально»… Но понял, что действительно вера требует постоянного укрепления. Как всякий дар, так и дар веры.

http://pravoslavie.ru/90881.html

О православном антисемитизме — ответ проф. Кондрашову Поступившее в редакцию письмо профессора Мичиганского университета Алексея Кондрашова заставило меня призадуматься. Часть вопросов, волнующих ученого биолога, беспокоит и меня. 7 апреля, 2011 Поступившее в редакцию письмо профессора Мичиганского университета Алексея Кондрашова заставило меня призадуматься. Часть вопросов, волнующих ученого биолога, беспокоит и меня. Сюжет:  Алексей Кондрашов «Почему я не православный» Портал «Правмир» предлагает вашему вниманию новый отклик на  статью «Почему я не православный» кандидата биологических наук, профессора Института биологических наук и кафедры экологии и эволюционной биологии Мичиганского университета США Алексея Кондрашова. Отвечает кандидат философских наук, сотрудница Института философии РАН, замглавреда портала «Правмир» Мария Сеньчукова. Поступившее в редакцию письмо профессора Мичиганского университета Алексея Кондрашова заставило меня призадуматься. Часть вопросов, волнующих ученого биолога, беспокоит и меня. Тем не менее, я православная, причем не только «сердцем», но и «головой». Утверждалась в вере я в относительно твердом уме и достаточно трезвой памяти и свои религиозные убеждения могу изложить более или менее рациональным языком. Правда, скорее всего, мое изложение будет напичкано ересями, и о них можно будет поговорить отдельно. С другой стороны, ряд тезисов профессора Кондрашова вызвал у меня улыбку. В самом деле, какое отношение РПЦ имеет к императору Константину Великому? А, к примеру, сам пафос высказывания «не кидайтесь возражать и говорить ерунду о том, что грешников в Аду черти «наказуют бичом любви»», — выдает в авторе просто незнание православной эсхатологии. Я уж не говорю о том, что летчики и даже авиаинженеры, верящие в улетевшего на огненной колеснице пророка Илию, мне попадались, и это ничуть не мешает им заниматься наукой, ибо пророк Илия один, а самолетов много, и чудеса случаются не со всеми. Но ответить я хочу на одну конкретную претензию Алексея Кондрашова.

http://pravmir.ru/otvet-professoru-kondr...

Обращение к православным христианам в год 620-й Битвы на Косовом поле. 620 лет тому назад произошло событие, значимое и памятное для всего православного мира. В сердце Сербии, на Косовом поле, произошло грандиозное сражение. Православное войско сербского князя Лазаря выступило в защиту родной земли и святынь христианства против захватнической армии турок-османов. Врагов было больше, и сербские воины сложили головы в неравном бою, переселившись из отечества земного в Отечество Небесное.      Эта битва произошла 28 (15) июня 1389 года – в день памяти Св. мученика Витта («Видовдан»). С тех пор этот день неразрывно связан и с памятью великой битвы и её героев – Св.мученика князя Лазаря, витязи Милоша Обилича и других.      В ту давнюю эпоху войн и сражений было очень много. Мы помним о подвигах христианских воинов на полях сражений Руси, Византии, Болгарии, о победах и поражениях, о горестях и славе. Но день Косовской битвы занимает в этом ряду особое место. Ибо ни в каком другом сражении не проявилась так ярко духовная сила православного воинства.      Да, с военной точки зрения сербское войско потерпело в тот день поражение. Но любая битва, помимо своей чисто внешней стороны имеет и иную. Мы храним предание о чудесных и глубоко символичных событиях, которые предшествовали сражению на Косово и сопровождали его.      Накануне битвы Св. пророк Илия приносит князю Лазарю послание от Богородицы: если Лазарь изберет царство земное, он победит; если сделает выбор в пользу Царствия Небесного - пусть причастит войско перед гибелью, которой не избежать ни ему, ни его витязям... Князь Лазарь обращается с молитвой к Богу:           Милый Боже, как же поступить мне      И к какому прилепиться царству:      Изберу ли Царствие Небесное?      Изберу ли царство земное?      Если ныне выберу я царство,      Выберу я царствие земное,      Краткое есть царствие земное,      Небесное ж Царство будет вечно...           И князь Лазарь, а вместе с ним и всё православное воинство, делает свой выбор - выбор вечного Небесного Царства. Они вступают в сражение с превосходящими силами врага. Казалось бы – зачем? Ведь, как следует из принесенного свыше послания, победить они не смогут – таково попущение Господне… Но для православных людей, осознающих тленность и суетность всех земных побед и царств, такое поражение равносильно великой и славной победе. Победе Духа над плотью, Вечного над временным и суетным.

http://pravoslavie.ru/37572.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Статьи о Библии Сборник статей, выступлений, интервью известнейшего православного библеиста и публициста Андрея Десницкого, посвященных Библии: как правильно понимать Библию? Что говорит об этом Церковь? Откуда в Библии разночтения? Что говорит Библия о телесной стороне любви? О смерти? В этом сборнике представлены как «популярные», так и «серьезные» тексты Десницкого: вольности библейской критики и фундаментализм, Библия в Рунете, значение Ветхого Завета, переводы Библии и многое другое. Большинство статей посвященно разным событиям или участникам библейской истории (как Ветхого так и Нового Завета), их значению для православного христианина, для сегодняшнего дня. В предлагаемую книгу вошли следующие статьи Десницкого: Если бы читали Библию, не было бы революции Священное Предание: многовековой опыт Церкви Библия и читатель XXI века Библия: искусство понимания Что значит толковать Писание «по отцам»? Насколько переводима Библия? Перевод Библии как экзегетический диалог Библия в Рунете Библейский канон: пределы Писания «Новая герменевтика» и перспективы православной библеистики Соотношение экзегетики и догматики в современной западной библеистике Фундаментализм: выход или вызов для православной библеистики? Откуда в Библии разночтения? Что такое «богодухновенность»? Правду ли говорит Библия? Зачем христианину Ветхий Завет? Наречение имени в Библии Нагие и голые Отчего так мелочен Ветхий Завет? Зачем приносят жертвы? Авраам, Сара, Исаак: у истоков нашей веры Моисей и заключение Завета Зуб за зуб, или жесток ли Моисеев закон? Призывает ли Библия к геноциду? Трудности перевода. Как относиться кновым переводам Библии? Библейские судьи: эпоха харизматических вождей Саул— первый царь Израиля Давид: пастух, царь, псалмопевец «За что» или «Для чего»: вопросы Иова «Мстительная» Псалтирь «УЧИТЕЛЬ ИЗРАИЛЕВ» Христос в Ветхом Завете Что такое пророчество? Огненный пророк Илия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010