XLVI. Вознесение Илии, чудеса Елиссея Пророка Сын Ахаава, Охозия, царствовал два года и продолжал ходить по всем путям отца своего и нечестивой матери Иезавели, подобно им поклоняясь Ваалу; достойная казнь постигла его за нечестие; он упал из окна Самарийских палат своих, и разболевшись послал спросить Ваала: останется ли жив? Но Ангел Господень внушил Илии Фесвитянину идти на встречу посланным. «Разве нет Бога в Израиле, что идете вопросить Ваала, скверного бога Аккаронского? Сказал им Пророк, возвратитесь и скажите пославшему вас: так говорит Господь Бог: за то, что ты не обратился к нему, не сойдешь более с одра, на который положила тебя болезнь, ибо на нем и умрешь.» – Они возвратились и сказали речь Пророка: «каков был видом человек, вышедший к вам на встречу?» спросил Царь, «косматый, отвечали они, препоясанный кожаным ремнем,» и Охозия воскликнул: «это Иия Фесвитянин!» Царь немедленно послал за ним пятидесятника с воинами, на гору Кармильскую; и военачальник сказал Илии: «человек Божий, Царь зовет тебя.» – «Если я человек Божий, отвечал Илия, то да сойдет на тебя и на воинов твоих огонь с небес!» и по слову Пророка, низшедший огонь опалил всех. Та же участь постигла и другого пятидесятника, с его воинами, ибо нечестивый замысел гнездился в их сердце; казнь сия сделала осторожнее третью дружину: начальник её, преклонив колена, умолял Пророка пощадить душу его и души посланных с ним. Тогда, по внушению Ангела, безбоязненно последовал за ними Илия, и представ Царю, повторил ему угрозу смерти, от лица Божия, за то, что вопросил скверного Ваала, как будто бы не было Бога в Израиле. Умер Охозия, и брат его Иорам воцарился вместо него. Когда же наступило время преставления Илии, он шел, вместе с учеником своим Елиссеем, от Галгал на Иордан. «Останься здесь, сказал ему Илия, ибо Господь послал меня в Вефиль;» но Елиссей поклялся не оставлять его и оба пришли в Вефиль. Там сыны пророческие говорили Елиссею: «знаешь ли, что ныне Господь возьмет гт тебя твоего владыку?» – «знаю, отвечал Елиссей, молчите.» Опять Илия сказал ученику своему: «останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон,» и опять поклялся Елиссей: «жив Господь и жива душа твоя, не оставлю тебя!» Они пришли в Иерихон, где другие сыны пророческие еще раз предупредили Елиссея, о скором преставлении Пророка. В третий раз хотел оставить ученика своего Илия, собираясь идти на Иордан, ибо чувствовал уже свое разрешение от мира, и искал совершенного уединения; но и на берег Иордана последовал за ним неотступный Елиссей. Пятьдесят сынов пророческих издали смотрели на их шествие: Илия снял верхнюю одежду, и свив её, ударил по водам, – расступилась вода, и по суху прошли оба. Проходя чрез Иордан, Илия сказал ученику своему: «проси у меня чего либо прежде, нежели буду взят от тебя,» и просил Елиссей, чтобы дух, обитавший в Илии, удвоился в нем самом. – «Тяжко прошение твое, отвечал Пророк, но исполнится, если увидишь меня, когда взят буду; если же не увидишь, не исполнится.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ф. Надежин Главнейшие черты из жизни святого славного пророка Божия, взятые из Св. Писания и творений св. отцев Источник И воста Илия Пророк яко огнь, и слово его яко свеща горяше… Коль прославился ecu, Илие, чудесы твоими; и кто подобен тебе похвалитися... Вписан во обличения на времена, утолити гнев прежде ярости и обратити сердце отчее к сыну, и устроити колена Иаковля. Блажени видевшие тя, и любовию украшении… ( Сир. 48: 1, 4, 10–11 ) Сведения о жизни пророка Илии до грозного явления его пред Ахаава В нечестивые времена Израильского царя Ахаава Илия явился образцом благочестия, столпом истины, поборником веры, учителем Израиля, славою добрых, страхом злых, грозой чтителей Ваала, великим пророком Бога истинного. «Это, по выражению 1 Златоустого витии, земный ангел, небесный человек, ходящий по земле и управляющий небесным, бедный и богатый, неученый и философ. С достоверностью можно полагать, что сам Бог вложил родителям пророка мысль дать ему имя Илия, в ознаменование будущей его силы. Примеров Божественного внушения к наречению имен людям, избранным в народе Божием, много 2 . По словам св. Исидора 3 , Илия так назван в предсказание будущего; потому что, когда он и жрецы Ваала приносилн жертвы и огнь нисшел с неба на жертву Илип, тогда народ воскликнул: воистинну Господь Бог той есть Бог 4 . И пророк оправдал это великое имя делом и истиной. Был человек, подобострастный всем, но его сила была сила Божественная; Бог его рукою совершил дела всемогущества, заключал и отверз небеса, воскресил мертвого. О происхождении, звании и отечестве пророка Илии мало известно. Из Св. Писания 5 видно только то, что он из страны Галаадской, страны гористой, богатой всякого рода растениями, ароматическими и целебными травами 6 , но обитаемой большей частью развращенными язычниками, идолопоклонниками и разбойниками 7 . А потому иудеи без большой нужды не поселялись среди Галаадских гор. Местом рождения пророка Писание называет местечко Фесви или Фесве. Напрасно некоторые 8 смешивают его с городом Фивис, при осаде которого убит Авимелех, сын Гедеона 9 ; город этот находился в колене Манассиином к северу от Сихема, а местечко Фесви было в колене Гадовом, за Иорданом, между Иабоком и Сароном 10 . Местечко неизвестное, бедное: но величие души, высокая добродетель не определяются местом; Промысл Божественный избирает в орудие славы своей людей не только сильных и знатных, но и большей частью простых и неизвестных. Так воздвиг он и Илию, дабы просветить чад Сиона, исправить царей, сокрушить алтари и жрецов Ваала. И как премудро согласуется с действиями пророка само название места его рождения! Фесвитянин значит «пленяющий, обращающий»: действительно Илия, по слову сына Сирахова 11 , обратил сердце отца к сынам и устроил колена Иаковлевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/glavnej...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Пророк, пророчица (Prophet, prophetess) Пророк – видная фигура в Ветхом Завете. Между личностями и служениями конкретных пророков существуют значительные различия: неистовый и несколько замкнутый Илия ( 3Цар.17–19 ), по-пастырски чувствительный Елисей ( 4Цар.4 ), Амос с развитым чувством социальной справедливости, мудрая правительница Девора ( Суд.4–5 ), известная пророчица-богослов Олдама ( 4Цар.22 ), выдающийся придворный Исаия, печальный провидец Иеремия, уведенный в плен священник Иезекииль – это имена лишь некоторых из них. Но несмотря на все различия, этих людей объединяет четкое осознание роли пророка. Такие пророки как Илия и Елисей предстают смелыми личностями в посвященных им рассказах. Безликими не выглядят даже пророки, оставившие «классическое» литературное наследие, и хотя нам почти не известны подробности их жизни, их индивидуальность так или иначе проявляется. Любопытно отметить, что, хотя среди пророков намного больше мужчин, чем женщин, вопрос о половой принадлежности никогда не поднимается. К статусу пророчицы не относятся как к чему-то неприемлемому или низшему по положению, наоборот, присутствие женщин рассматривается как само собой разумеющееся, как и их способность внимать Богу и говорить от Его имени. Пророк – это человек, близкий к Богу. От него ожидается, что он способен различать мысли Бога о конкретной ситуации, Его отношение к поведению людей в прошлом, Его требования к ним в настоящем и Его действия в будущем. Пророк – это живой пример проницательности, посвящения, святости и преданности ( Втор.18:15–22 ; 4Цар.4:9 ). Пророк – это человек, обладающий особым призванием видеть или слышать, что говорит Бог, переживать это и провозглашать окружающим его людям. Пророк отделяется, призывается и посылается Самим Богом ( Иер.1:5; 7:25 ; Евр.1:1 ). Пророков можно охарактеризовать как помазанных, и в их посланиях часто присутствует элемент крайней настоятельности; они настолько остро воспринимают свое послание или свою миссию, что не могут сдерживать себя. Поэтому пророк служит напоминанием, что у Бога есть определенные намерения в отношении людей, что Бог предъявляет людям определенные требования, что Бога заботят их дела и главное, пожалуй, что Бог действительно хочет общаться с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

иером. Макарий Симонопетрский Память св. пророка Самуила 686 Св.пророк Самуил был уроженцем Рамы (Рамафаим-Цофима), города колена Ефремова 687 . Его мать Анна дек.], одна из двух жен Елканы, оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы, когда они каждый год ходили всей семьей в святилище в Силом, дабы там совершить жертвоприношение. Но Бог услышал ее молитвы – она дала жизнь сыну, которого назвала Самуил, что означает «услышал Бог» 688 . Когда ребенок был отнят от груди, его посвятили Господу. Мать доверила его священнику Илию в Силоме, дабы Самуил в святилище перед ковчегом Завета служил Богу во все дни своей жизни. Самуил возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской. В те времена вероотступничества редко случалось, чтобы Бог являл Себя, и видения случались нечасто. Но вот когда Самуилу было двенадцать лет, он лег спать в храме, где горел светильник, обозначавший присутствие Божие. Мальчик услышал голос, который позвал его по имени. Подумав, что его зовет священник Илий, он подбежал к его изголовью, но тот отправил отрока обратно в постель. Когда призыв повторился, Илий понял, что это глас Божий, и велел ответить: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Как только Самуил дал такой ответ, Бог невидимо предстал перед ним и объявил, что собирается покарать род Илия за нечестивое поведение его сыновей, которые присваивали себе то, что народ приносил для всесожжения Богу. Утром, по настоянию Илия, мальчик рассказал все, что Бог явил ему, и ничего не скрыл. Впоследствии Господь продолжал открывать Себя Самуилу; весь народ Израилев признал его пророком, называя Видящим, и чтил слово пророка, как слово Самого Бога. Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи послали за ковчегом, который войско встретило сильным криком. Враги испугались, но вместо того чтобы бежать, бросились вперед с силой отчаяния. Тридцать тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было девяносто восемь лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О некоторых царях Израильских и Иудейских Иеровоам царь Израильский. Чтобы отвлечь подвластные себе десять колен от религиозного центра Евреев, – Иерусалима, Иеровоам поставил в своём царстве двух идолов 765 . «Иеровоаму приятно было это отступление (Израильтян от истинного Богопочитания), потому что, если бы оно уничтожилось, то всё бы возвратилось под власть одного царя (Ровоама).... (А) Израиль не мог воспротивиться (приказанию Иеровоама), страшась их (т.е. сынов Ефремовых) могущества и силы Иеровоама, возвеличившегося по смерти Соломоновой» 766 . Поставив идолов, «Иеровоам изгнал жрецов и левитов, живших в десяти коленах, а жрецами юниц определял всякого, кого находил, без разбора. И в этом одном поступал разумно, потому что священники Божии не должны были служить тем, которые не боги» 767 ; – «И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение» 768 , и обличил Иеровоама. После этого пророк отправился в обратный путь, но за то, что не исполнил некоторого повеления Божия, был растерзан львом 769 . «Постигшее пророка указует и на воскресение мёртвых. Ибо Предавший живого зверю и сподобивший чести умершего, почтивший же не душу, но одно тело, конечно, не презрит тела распадшегося и сотлевшего, но воскресит и возвратит душе то орудие, с помощью которого служила она Творцу» 770 . Ахав царь Израильский. «Легкомыслен был этот жалкий Ахав, и не трудно было обращать его и туда, и сюда, почему лукавая жена и ввергла его в ров нечестия» 771 . Против усилившегося нечестия, которое, можно сказать, дошло до крайних пределов, выступил пророк 772 Илия. «И сказал Илия пророк, Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сие годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» 773 . Наведя на страну засуху, а с нею вместе и голод, пророк ушёл за Иордан и, по повелению Божию, скрылся при ручье Хорафе, который вливался в Иордан с восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Рассказ Ахава Иезавели о кармильских событиях, в частности и об умерщвлении, по слову пророка Илии, жрецов Ваала ( 3Цар.18:40 ), имел, вероятно, целью расположить жену к религии Иеговы; но на Иезавель, упорную и фанатичную язычницу, рассказ этот произвел обратное действие; возбудил ее ярость, мстительность и намерение со всей решительностью бороться за культ Ваала и против главного представителя религии Иеговы – пророка Илии, ставшего причиной гибели ее жрецов; и она через посла клятвенно (ср. 3Цар.2:23,20:10 ) угрожает ему смертью , имея в виду, вероятно, побудить его к бегству (умертвить пророка Илию, как многих других пророков ( 3Цар.18:4,13 ), Иезавель, видимо, не находит возможным ввиду известности его народу, особенно вскоре после происшествий на Кармиле, когда впечатление силы пророка истинного Бога на народ было еще свежо). LXX, слав. в словах Иезавели, ст. 2, добавляют ει συ ει Ηλιου, κα γ Ιεζαβελ, «аще ты еси Илиа, аз же», т. е. «деятельности твоей и авторитету пророка я сумею противопоставить свой авторитет царицы, чтительницы Ваала». Вероятно, Иезавель сделала это не без ведома Ахава, который оказался слишком слабым для того, чтобы оказать противодействие Иезавели: чувство раскаяния (ср. прим. к ( 3Цар.18:45–46 ) ) в нем оказалось слишком неглубоким и бесплодным. Пророк убоялся (LXX: φοβθη; Vulg.: timuit ergo, слав.: «и убояся», соотв. евр. гл. яре, «бояться», а не яра – «видеть», как в евр. и русск. синод, ст. 3). «Почему, – спрашивает блаженный Феодорит (вопр. 59), – Илия, имея такую силу, убоялся одной Иезавели?» И отвечает: «потому, что был не пророк только, но и человек. С другой стороны, и страх был делом Божия смотрения. Чтобы великость чудотворения не надмила мысли, благодать попустила природе дать в себе место боязни, а пророку через это познать собственную свою немощь». Пророк удаляется из Израильского царства в Вирсавию – в Иудейском царстве. Вирсавия принадлежала Симеонову колену ( Нав.19:2 ; 2Цар.24:7 ), лежала на границе Идумеи, теперь хирбет-бир-эс-Себа, Onomast 277; на южном конце Иудеи и всего Ханаана, как Дан составлял северную границу его; отсюда известное выражение «от Дана до Вирсавии» ( Суд.20:1 ; 1Цар.3:20 ; 2Цар.3:10,17:11,24:15 ; 3Цар.4:25 ), ср. Robinson, Palastinal, 337. Хотя город этот принадлежал к Иудейскому царству, но и во времена разделения царств привлекал много паломников из Израильского царства ( Ам.5:5,8:14 ). В Вирсавии пророк оставляет отрока своего (ст. 3), сн. ( 3Цар.18:43–44 ); в печали своей пророк, естественно, хотел быть один.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Наум.1:1 . Пророчество ( λημμα) о Ниневии: книга видения Наума сына Елкесеева. Благодать Святого Духа, различно действуя в чудных Пророках, устраивала, что иные видели что-либо, как богомудрый Исаия, Михей, Даниил, Иезекииль, и Захария; а иным посредством гласа сообщалось, что угодно было Духу, и им представлялось, что слышать Кого-то, беседующего с ними, другие пророчествовали по вдохновению, и что угодно было Духу, провещевал их языком. Ибо пророчественная благодать, внезапно объемля их ум, и отлучая их от всего человеческого, соделывала способными стать орудиями и служителями для изглаголания пророческих словес. Сие-то, а именно восхищение ума, и преставление от всего человеческого, Пророк назвал пророчеством ( λμμα). Ум мой, говорит Пророк, восхищенный Божиим Духом, провидел, что будет с Ниневиею. Наум.1:2 . Бог ревнив, и мстяй Господь сопостатом Своим, и потребляяй Сам враги Своя. Поскольку, устремившись с неистовством на Иерусалим, произносили хульные слова о Боге всяческих; то Пророк справедливо именует их супостатами и врагами, и угрожает им гибелью. «Ревностию» же назвал справедливый гнев. Ибо так говорит Бог в законоположении «не сотвори себе всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею» ( Исх. 20, 4 ). Аз бо есмь «Господь Бог твой, Бог ревнитель, огнь потребляяй» ( Втор. 4, 24 ). Так и великий Илия говорит: «ревнуя поревновах по Господе Вседержителе», Боге Израилевом ( 3Цар. 19, 10 ), то есть, негодую на нечествующих пред Богом. Наум.1:3 . Господь долготерпелив, и велика крепость Его, и очищаяй не очистит Не вдруг и не мгновенно налагает наказания, но сохраняя великое долготерпение. Свидетели сему вы, ниневитяне, прибегшие к покаянию и обретшие себе спасение, но снова предавшиеся еще большим порокам, и доныне не понесшие за них наказания. Но так долго переносящий беззакония человеческие умеет и наказания налагать на не кающихся. Ибо сие выразил Пророк, сказав: «очищаяй не очистит», то есть, чьи прегрешения достойны наказания, того не освободит от казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сортировать по Исключить новости Проповеди. Протоиерей Алексий Уминский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 27 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 О виноградарях (Мк 12:1–12) Когда две тысячи лет назад Господь говорил эту притчу, иудеи очень хорошо понимали ее смысл. Он обращался непосредственно к иудейскому народу, который в Священном Писании и назывался виноградником и отождествлялся с таким особым местом, где все плодоносит и преображает свои плоды в новое и высокое вещество — вино. Они понимали, о чем тут речь, потому что Господь посылал пророков и Апостолов с тем, чтобы они вразумляли этот народ, который часто заблуждался, отступал от Бога, жил земными устремлениями и часто от поклонения истинному Богу обращался к идолослужению, обращался к тем богам, которые были ему по сердцу, но не давали возможности идти к Богу, потому что языческая вера совершенно удовлетворяла земные потребности людей и потворствовала их земному похотению. Пророки же, которых посылал Господь, пытались укорять и обличать еврейский народ, призывали его к покаянию. И очень часто они бывали изгоняемы и побиваемы камнями, как пророк Илия, как пророк Елисей, как пророк Исаия, как пророк Иеремия и многие другие, которые призывали отвратиться от идолослужения, придти к истинному Богу. Но народ снова погрязал в грехах, пока с ним не случались очень тяжелые дела: он снова попадал в рабство, был уничтожаем врагами. В минуту страшных бедствий народ еще как-то вразумлялся, приходил к покаянию, и Господь его снова прощал. В этой притче Господь говорит еще и о Своем страдании, о том, как в конечном итоге еврейский народ отринет Самого Сына Божия и предаст Его на распятие, а затем и сам будет отвергнут Богом, виноградник будет отдан другим делателям, камень, которым пренебрегли строители, сделается главою угла. И действительно, так и случилось. Иудеи отвергли Спасителя, убили Христа, Сына Божия, распяли Его на кресте и были отвергнуты. Обетование, Новый Завет был дан другому человечеству, которое возродилось во Христе через Святое Крещение и стало новым виноградником, о котором Христос сказал Своим ученикам во время Тайной вечери: Я есмь лоза, а вы ветви (Ин 15:5). Так сказал Он о тех, к кому обратил Свое евангельское слово, то есть к каждому из нас, к Своей Церкви. И тем самым это обетование, виноградник Христов, перешло на нас с вами.

http://pravmir.ru/propovedi-yminskii/

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ОГОНЬ Со времени избрания Авраама знамением О. отмечена вся история отношений между Богом и Его народом ( Быт 15, 17 ). Это библ. откр. не имеет ничего общего с философией природы т. наз. естественных религий или же с религиями, обожествляющими О. Израиль вероятно разделял со всеми древними народами теорию четырех стихий; но в его религии О. имел лишь значение знака, как бы указующего вехи на пути к Богу. И действительно, Ягве, вступая в личный диалог с ч-ком, всегда является как бы «в виде огня»; с другой стороны, О. не есть единственный символ, выражающий сущность божества: он или сочетается с противоположными символами, как дуновение, вода, ветер, или преображается в ВЗ 1 . Согласно основному опыту странствия народа в О. выражает не только но прежде всего святость Божию, и влекущую к себе, и устрашающую. На горе Хорив Моисея привлекает явление горящего куста, к-рый горит огнем и не «сгорает»; но голос Божий предостерегает его, что он не сможет приблизиться, пока Бог не позовет его и пока он сам не очистится ( Исх 3, 2 сл.). На Синае гора дымится от окружающего ее О. (19, 18), но не разрушается, в то время как народ трепещет от страха; он не должен приближаться к горе, а Моисей вновь призывается взойти к Господу, открывающему ему Себя. Т. обр. Бог проявляется как О. поедающий не для того, чтобы сжигать все на пути Своем, ибо он призывает тех, кого очищает. Событие, происшедшее позже на этом же месте, помогает лучшему пониманию символического значения О. Илия, пророк исполненный ревности и сам подобный О. ( Сир 48, 1 ), ищет на Синае присутствия Божия. После большого и сильного ветра и землетрясения он видит О., но «не в огне Господь»: о том, что проходит Господь, возвещается как раз противоположным символом: веянием тихого ветра ( 3Цар 19, 12 ). Равным образом, когда Илия несется на небо в огненной колеснице ( 4Цар 2, 11 ), О. этот является всего лишь одним из ряда символов, возвещающих посещение Бога живого.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf 27. Призывает ли Библия к геноциду? В прошлой главе мы обсуждали вопрос о том, жесток ли Ветхозаветный Закон. Но Закон – это еще не самое шокирующее место Священного Писания… Гораздо труднее современному человеку принять и понять повествования о том, как израильтяне истребляли мирное население, причем Библия утверждает, что делали они это по прямому приказу Бога. Неужели это правда? И как это можно объяснить? Иисус Навин, Илия, Ииуй… Стоит для начала посмотреть – а где именно в Ветхом Завете мы читаем о таких событиях? Прежде всего, разумеется, в книге Иисуса Навина. Наверное, если бы среди современных христиан провели голосование: какую книгу убрать из Библии – подавляющее большинство голосов набрала бы именно она. «В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечом… никого не оставил, кто бы уцелел и избежал; и поступил с царем Македским так же, как поступил с царем Иерихонским. И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и взяли ее и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что находилось в ней: никого не оставил в ней» (10:28–30). На современном языке это называется геноцидом. Но тогда, оказывается, Иисус Навин действовал в полном соответствии с Божьей волей: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души» ( Втор 20:16 ). Нечто подобное мы встречаем и на страницах других книг Ветхого Завета… Пророк Илия состязается со жрецами языческого божества Ваала и после победы над ними убивает их всех ( 3Цар 18 ). Впрочем, не приходится сомневаться, что и они поступили бы с ним точно так же, если бы оказались победителями – религиозная терпимость тогда просто отсутствовала. А царь Ииуя вообще собрал всех пророков Ваала и перебил их безо всяких состязаний ( 4Цар 10 ). Хорошо, допустим, язычники проливали реки крови – но почему то же самое делали пророки Единого Бога? Зачем столько крови? С одной стороны, не стоит забывать, что для язычника самым истинным будет не тот бог, который говорит о милосердии, а тот, который окажется сильнее. Вот характерный рассказ о соперничестве язычества и христианства на Алтае, переданный немецким этнографом XIX в. В.В. Радловом: «Мой хозяин рассказал мне, что однажды он ночевал в юрте, где шаман проделывал свои фокусы. Обведя вокруг юрты магический круг, он вошел в нее, но тотчас же выскочил обратно, как бы влекомый невидимой силой; на улице он тотчас впал в исступление, непрерывно крича: “В юрте лежит чужой человек, а на груди его – раскаленный уголь, он обжег меня”. А рассказчик носил на груди образок, подаренный ему отцом Макарием» (речь идет о преп. Макарии Глухареве, просветителе Алтая).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010