Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Обыкновенное чудо Дорожная повесть о предпринятом в августе 2005 года православным молодежным обществом «Обыкновенное чудо» паломничестве на Западный Кавказ к месту обретения Лика Спасителя, чудесное наскальное отображение которого, случившееся в окрестностях поселка Нижний Архыз, ныне приводит ко спасительной вере многие и многие души чад Божиих, что живут, молятся и здравствуют на священной земле нашего богохранимого Отечества. Повесть написана год спустя, в июле 2006 года. Автор благодарит священника Виктора Плотникова, краеведа Анатолия Демакова, писателя Александра Ратыню за предоставленные материалы, а также Людмилу Галенко за техническую организацию путешествия. Особо признателен священнику Константину Пархоменко и матушке Елизавете Пархоменко за духовное окормление во время прилучившихся странствий.   Стань же, песня, проста И молитва – чиста, Да не спорьте, слова и дела, Чтобы раз – навсегда Всех небес Высота На дороги земные пришла. (Александр Ратыня)   Как нам ощутить всемогущество Божие в сердцах наших? Что нужно совершить, чтобы от созерцания величия Его Творения стать сопричастниками пророческого ликования: Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом ( Иер.10,6 )? У древних была пословица: «Выше в горы — ближе к Богу». Суровая красота гор, четкие линии скал на голубом фоне неба, бездонного, как океан, по которому плывут, словно корабли, облака, распустившие паруса в бескрайний неведомый путь, – эта величественная картина располагает человека к размышлениям о Вечности. С древних времен святые мужи удалялись в горы для духовных свершений. Великий пророк Моисей 40 лет пас стада в горах, готовя себя молитвой и безмолвием к подвигу пророческого служения, к Синайскому Богоявлению. На горе Кармил, говорят, еще сохранилась пещера, где жил пророк Илия. Там блаженный Иероним осуществил свой бессмертный перевод Священного Писания.

http://azbyka.ru/parkhomenko/obyknovenno...

Святаго пророка Елиссея и иже во святых отца нашего Мефодия, Патриарха Константиня града Бденную службу святому пророку Елиссею зри 14 июня. На Господи, воззвах: стихиры пророка, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Радуйся, Елиссее премудре:/ты бо, очистив ум от сластей телесных,/приял еси, славне, зари духовныя,/прочим же всем предал еси/ и весь явился еси световиден./Темже вселился еси к Свету незаходимому,/о нас всегда молися,/восхваляющих тя. Тя, Елиссее блаженне,/ревнитель Илия/в сугубей благодати просвещена оставль,/воздушный оружник воистинну явльшийся./Егоже подобием/быстрины речныя уставил еси благодатию/ и прешел еси, славне,/радостно украшаяся и величая Христа. Древле верней Соманитиде/отроча даруеши молитвою,/егоже, умерша, воздвигл еси,/яко пророк Божественный, священно удивляемь;/солию же паки воды безчадныя/яве претворил еси в чадородие,/чудеса безмерная совершаеши/благодатию Вседетеля Духа, блаженне,/темже поем тя. Ины стихиры святаго Мефодия, глас и подобен тойже: Отче Богомудре Мефодие,/якоже лев, рыканием/премудрых учений твоих/ и Аннина ужасил еси, льстиваго лиса,/ и убо, не терпя твоего обличения,/язвою меча ссекается злочестивый./Темже не оставил еси стада гиблемаго Христова,/поборник быв православным людем. Православия утверждение,/Церкве пастырь, монахов удобрение,/река, наводняема водами Духа,/чаша, проливающая питие пресладко,/светило, просвещающее мира концы,/меч, обоюду наощрен благодатию/ и злочестивых полки ссекающ,/ты еси, Мефодие. Исповедания образ,/святителей основание,/ и Богодохновенен орган,/воспевый учения, благочестия исполнен,/премудрости дом, любве пучина,/милования струя приснотекущая,/окрин, изливающ пиво умиления,/ и благоцветущ, славне, рай/ты еси, Мефодие. Слава, глас 2: Пророк Божественное пришествие возсия днесь,/созывающе тайно празднолюбныя души./Иже на колеснице неботечне всед,/востока невечерняго звезда/с Елиссеем, чудным мужем,/разширяет струи новаго Иордана,/проповедание уясняя благочестия,/сугубым образом воображающе ясно/ветхия и новыя единогласныя славы/сугубо благословение,/во иже верно совершающих/всепразднственную память их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Собеседование 25 на псалом 105 Пс.105:1 .  Аллилуиа 1. В этом псалме пророк исчисляет грехи прежнего народа, научая как и почему произошло его отвержение. В сто четвертом псалме пророческое слово изложило божественные благодеяния народу еврейскому, а здесь оно и о благодеяниях вспоминает, и обличает неблагодарность облагодетельствованных, и указывает понесенные ими в различных случаях наказанья. Излагается же псалом как бы от лица благочестивых, оплакивающих народные бедствия и умоляю­щих о пощаде. Он по справедливости имеет одинаковое надписание с предыдущим, так как и предмет их одинаковый. «Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его» ( Пс.105:1 ). Надписание, означающее – «хвалите Господа», показывает, что псалом содержит хвалу Богу. В начале же его пророк научает обращающихся от грехов приходить к Спасителю, как к врачу, посредством исповедания грехов раскрывая свои раны, притом де­лая это не на словах только, конечно, но от души. Он, говорит, по своей благости готов оказывать милость кающимся, зная, что в нынешнем веке все нуждаются в милости, будучи смертными и тлен­ными. Что означают слова: «ибо во век милость Его»? Он всегда милостив, всегда исполнен человеколюбия. Он всегда готов давать то, что от Него требуется. И у Него нет определенного срока времени: все зависит от твоей собственной готовности. " Кто поведает могущество Господне, во всеуслышание возвестит все хвалы Его?» ( Пс.105:2 ). Сила Господня есть все то, что Бог делает в нас свыше смерт­ной природы, и что именно Павел называет действиями сил в сле­дующих словах: «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12:8–10 ). И опять в другом месте: «все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» ( 1Кор.12:29 ). Силы отличаются от исцелений. Первые состояли, например, в том, что Иисус ходил по морю, запрещал ветрам и буре, и сам преобразился на горе; вторые же в том, что Он очищал прокаженных и исцелял всякую болезнь. И в ветхом завете есть, с одной стороны – силы: казни египетские, разделение моря, отступление реки Иордана, остановка солнца при Иисусе Навине, с другой же стороны – исцеления, когда например, Моисей исцелил Мариам, пораженную проказой, или то, что сделали Илия и Елисей. Все эти силы чрез апостолов были услышаны по всей земле, равно как и хвалы Ему, потому что каждое действие Господа исполнено хвалы. А может быть силы Господни соответствуют Его чудесам, тогда как дарования исцелений состав­ляют хвалы Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

257. Слово в день обретения мощей преподобнаго Сергия (Говорено в Троицкой Лавре июля 5; напечатано в Твор. Св. Отц. 1850 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Mamф. VI. 33 ). Кто имеет не поверхностное внимание к себе и к своей жизни: тот конечно замечал, как не редко дела земныя и мирския становятся препятствием делу духовному и небесному, делу благочестия и спасения души. Например, чувствует человек внутреннее побуждение, нескудною мерою посвятить свое время Богу, как жертву добровольную: но времени требуют у него естественныя движения и перемены земной жизни, труды для снискания необходимаго пропитания, одежды, жилища, дела звания и должности в обществе человеческом, попечения о возвышении и поддержании земнаго благосостояния, сношения с ближними по нужде, по приязни, по обычаю, наконец занятия приятныя и увеселительныя; и время расхищается так, что человек не только не приносит из него добровольных жертв Богу, но и похищает у Бога время, которое сам Бог Себе усвоил и освятил заповедию. Что же делать? как достигнуть того, чтобы дела земныя и мирския не препятствовали делу духовному и небесному? Многие люди разных времен и мест сей вопрос решили согласно, просто и счастливо. Они решительно бросили земныя и мирския дела, и предались единственно делу духовному и небесному. Для удостоверения, что сие решение вопроса было счастливо, довольно наименовать некоторых из тех, которые приняли сие решение. Таковы были: Пророк Илия, Иоанн Креститель, Апостолы, Антоний Великий , и, чтобы не ходить еще далеко, наш Преподобный Сергий. Их решимость оправдывают последствия вековыя и вечныя. И не на удачу, и не по действию произвольнаго человеческаго мудрования, была, и может, и должна быть счастлива решимость оставить все мирское, но с одной стороны, по устроению Божию, с другой – по действию ревностнаго желания следовать воле Божией. Не знаем, как устроился для Илии образ жизни одинокий, нестяжательный, безпопечительный: но что сие было по воле Божией, можно усмотреть из того, что Бог чудесно поддерживал сей образ жизни, определив между прочим врана хлебодаром к человеку, который за-долго до Христа начал следовать учению Христову: «не пецытеся, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся »( Mamф. VI. 31 )? Преемник же духа и образа жизни Илии, Елиссей, введен был в сей образ жизни очевидно прямым повелением Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

337. Беседа на освящение храма Успения Пресвятой Богородицы, при Преображенском Богаделенном Доме (Говорена июня 2-го; напечатана в Твор. Св. От. 1857 г. и в собрании 1861 г.) 1857 год Исполнилось три лета с того времени, как благодать Божия начала посещать сие место своим освящением; и уже третий храм освященный здесь видим. Слава Тебе, Пресвятая Троице, Боже наш: и да будет сие знамение усугубляемого и устрояемого Твоего благословения на сие место и на братию святого храма сего. Ибо знаем из писаний и в событиях видим, что не только Твое Божественное имя свято и исполнено Божественной силы, но и твое троичное число освящено и Божественным действом бывает ознаменовано. Почто бо Илия, Пророк Твой, желая воскресить отрока, не единожды не многократно, но «трижды дуну на отрочища» ( 3Цap. XVII. 21 ), если не для того, чтобы троичным числом исповедать троическую веру, и привлещи Твое, Животворящая Троице, пресущное действо? Не в том же ли духе употребил он и троекратное возлияние воды ( 3Цap. XVIII. 34 ) на жертву, на которую хотел низвести небесный огнь? Призрела еси, Пресвятая Троице, на трех отроков в огненной пещи, и не восхотела, чтобы Твое священное число явилось числом пагубы: и трие отроцы «верою троическою пламень пещный попраша» 816 . После того, как в тридневном воскресении единого от Тебе, Пресвятая Троице, Господа нашего Иисуса Христа, троичное число прияло новую славу и силу, Твои богодухновенные Апостолы и богоносные отцы наши предали нам часто запечатлевать троичным числом наши молитвы, наши славословия, наши тайнодействия, без сомнения потому, что в сем знамении священного числа есть тайный союз наших молитв, славословий, тайнодействий с Твоею вседействующею и всеспасительною благодатию. Да будет убо и то, что в три лета три святые храмы дарованы месту сему Твоею, Пресвятая Троице, благодатию, – да будет сие знамением во благо, знамением Твоего щедроподательно ниспосылаемаго благословения на место сие и на братию святого храма сего. Радуюсь, братия, о вашем благочестивом усердии, призывающем благодать Божию, и о благодати Божией, благословляющей ваше усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

85. Примеры промыслительной попечительности Бога о людях I. Господь часто подает чудесную помощь Своим истинным рабам. Пророк Илия не имел для себя пищи в пустыне и нигде не нашел бы ее, потому что был голод. И – вот вороны приносят к нему каждый день хлеб и мясо, притом – в известные часы, утром и вечером! Как же птицы могли знать о голоде пророка и как понимали человеческие часы для приема пищи, которых сами не соблюдают? Одно объяснение вопроса: Бог повелел им кормить праведника ( 3Цар. 17:4, 6 ). А сколько таких же чудесных примеров в житиях святых! Св. Александр Невский перед каждою войною просил Бога о помощи, призывая на помощь Божию Матерь и св. мучеников Бориса и Глеба. И – что же? Борис и Глеб видимо явились его воинам, обнадеживая победою. После этого он брал победу за победою. Но Господь помогает на войне только правой стороне, как и говорит тот же Александр Невский: «Враг силен; но не в силе Бог, а в правде» («Чет.-Мин.», 30 августа). II. Промысл Божий наказывает часто грешников. Когда дерзкие дети наругались над прор. Елисеем, в ту же минуту выбежали из пустыни две медведицы и растерзали дерзких ( 4Цар. 2:23, 24 ). В истории страданий великомученицы Варвары читаем: когда все уже разошлись по домам после казни ее, произнося ропот на бесчеловечие отца ее, Диоскора, и мучителя Мартиана, вдруг сделалась гроза и убило молнией этих двух злодеев. Молния и сожгла их, так что даже костей их не отыскали («Чет.-Мин.», 4 дек.). Подобным образом, после того как великомученица Евфимие была отдана на съедение зверям на зрелище, сделалась ужасная буря с землетрясением, и все разбежались («Чет.-Мин.», 16 сент.). Не напрасно же пророки Божии призывали небо и землю быть свидетелями злодеяний людей. Они говорили: «Ужасеся небо о сем» ( Иер. 2:12 ). Так слышим и в песни церковной: «Ужаснися, бояся небо! вся тварь содрагашеся страхом, зря Тя распинаема на Кресте!» III. Когда Бог готовит кого-либо из благочестивых людей, обладающих в то же время природным умом, особенными знаниями и опытностью в жизни, – готовит поставить на высоком месте службы, церковной или гражданской: тогда ведет этого человека путем испытаний; например попускает ему терпеть от завистников и клеветников стеснение по службе. Такой путь жизни прошел Иосиф пред временем своего возвышение в Египте; тем же путем по воле Божией был веден Давид до своего воцарение ( Пс. 17:22, 26, 33 и др.); не иначе достиг возвышение Мардохей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А.С. Кондрашов в " Описании церкви Тихвинской иконы Божией Матери, находящейся в гор. Новгороде на Софийской стороне, принадлежащей Военному ведомству " 1916 года издания писал, что Тихвинская военная церковь, находящаяся между Тихвинской и Козьмо-Демьянской улицами, скромно приютилась на небольшой возвышенной площади, окруженной Богоугодными заведениями: с западной стороны - деревянным зданием местного военного лазарета, а с северной - каменными зданиями больницы Новгородского земства, как-бы являясь здесь на земле утешительницей всех страждущих и скорбящих от недугов телесных... Он отметил, что в архитектурном отношении Тихвинская военная церковь представляется величественною, не уступая местным соборным церквям. Устроена церковь об одной главе вместе с колокольнею и с двумя портиками; покрыта обычным листовым железом; на церкви два восьмиконечных креста деревянных, обитых белою вызолоченною жестью. Внутри и снаружи церковь оштукатурена и окрашена известью, а крыша, глава и шпиль колокольни - масленою краской. Главный трехпрестольный храм во имя Тихвинской Божией Матери каменный, построен в виде прямоугольника с выдающимися на восток полукружиями, а с южной и северной стороны церкви устроены два из плиты портика, с четырьмя приступами и с четырьмя каменными колоннами на каждом портике, поддерживающим крытые железом фронтоны с карнизом. Храм имеет в длину 21,3 м, в ширину 17,1 м, а в высоту от основания до крыши 9,4 м. Храм одноэтажный с особым при нем теплым приделом, в два просвета. В первом нижнем 14 окон, с восточной стороны 6, с южной 4 и с северной 4. Во втором верхнем 10 окон, с южной стороны 5 и с северной 5 окон. Все окна в деревянных переплетах с железными решетками. Внутри храма стены оштукатурены и окрашены масленой краскою, соединены между собой куполом, в котором четыре полукруглых просвета. Вверху купола написаны масляными красками: а) по средине большой круг и в нем изображение Всевидящего Ока с сиянием из червоного золота; б) под кругом в полукруглых рамках: св. апостолы Петр и Павел, св. Иоанн Предтеча Господен, св. Пророк Илия.

http://sobory.ru/article/?object=18606

А что же мы – мы, потомки их, – соблюдаем ли веру православную, держимся ли благовестия её? Некогда Пророк Илия, великий ревнитель славы Божией, сетовал на то, что все сыны Израилевы оставили Завет Господень, уклонились от него к богам языческим; однако Господь открыл Своему пророку, что еще целых семь тысяч среди Израильтян не преклоняли колен пред Ваалом ( 3Цар.19 ). Без сомнения, и теперь есть истинные последователи Христовы. Весть Господь сущия Своя ( 2Тим.2:19 ). Даже и нам приходилось встречать сынов Церкви, послушных и покорных велениям её, почитающих пастырей духовных, любящих храм Божий и благолепие его, усердно посещающих богослужение, стремящихся проводить жизнь добрую, сознающих свои немощи человеческие и искренне раскаивающихся в прегрешениях своих. Однако, много ли таких среди нас? Не больше ли тех, у которых терние суеты и страстей творит евангельское благовестие малоплодно, в некиих же и бесплодно, и кои по умножению беззаконий противятся евангельской истине, отступают от достояния Господня и отревают благодать Божию (из молитвы в чине православия). Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене, говорил Бог в древности об Израиле ( Ис.1:2 ). Немало и ныне таких, которых Господь родил, воспитал и возвысил в Православной вере, и кои отвергаются веры, невнимательны к учению Церкви, не соблюдают её заповедей, не слушают пастырей духовных, холодны к службам и храму Божию. И как иные из нас в этой разноверной и разноплеменной стране мало-помалу теряют веру православную! Свое отступление они начинают с вещей, по их мнению малозначительных. Они почитают «стариною», «не принятым среди образованных людей» помолиться перед обедом и после, даже утром и вечером, носить на себе крест, иметь в доме иконы, соблюдать праздники церковные и посты. На этом не останавливаются, а идут и дальше: редко, а то и совсем не посещают храма Божия, так как в воскресенье нужно отдохнуть от работы (... в салуне); не говеют, не исповедываются; не венчаются по церковному, медлят крестить своих детей. Так порывают связи с родною верою православною! О церкви вспоминают, когда уже умирают, а иные и тогда даже не вспоминают! В оправдание своего отступничества приводят наивное суждение о том, что «здесь – не старый край, а Америка, и потому (?) нельзя соблюдать всего, чего требует Церковь ». Как будто Слово Христово пригодно только для старого края, а не для всего света. Как будто Церковь Христова не кафолическая! Как будто вера православная не вселенную утверди! Увы, язык грешный, семя лукавое, сынове беззакония, остависте Господа и разгневасте Святого Израилева ( Ис.1:4 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А.Ю.Михайлов Скачать epub pdf Посвящается 90-летию со дня смерти Ильи Степановича Бердникова Данной статьей мы открываем новый раздел в рубрике «История Казанских духовных школ». Он будет состоять из серии кратких очерков о жизни и творчестве выдающихся ученых Казанской Духовной Академии – богословов, историков церкви, канонистов, филологов и др. Также «героями» рубрики станут иерархи и известные церковно-общественные деятели, чья жизнь так или иначе была связана с высшей духовной школой Казани. Этот номер посвящен Илье Степановичу Бердникову (1839–1915) – известному канонисту, уважаемому в России и за ее пределами, доктору церковного права, консультировавшему Святейший Синод и Академию Наук, автору более 60 научных работ, основателю и наставнику академического научного сообщества канонистов в Казани. В следующих номерах мы надеемся осветить творческий путь канониста и издателя рукописей «Соловецкой библиотеки» А.С. Павлова , византиниста Ф.А. Курганова , историка К.В. Харламповича , церковного реформатора и революционера архимандрита Михаила (Семенова), ректора Казанской Духовной Академии епископа Анастасия (в миру – известного языковеда А.А. Александрова) и активного деятеля Поместного Собора 1917–1918 гг. П.Д. Лапина. Подобное сравнение профессора духовной академии XIX в. с ветхозаветным пророком, высказанное одним из его друзей, вполне уместно, если мы обратимся к жизненному и творческому пути И.С. Бердникова . Действительно, вся его творческая, научно-богословская деятельность сродни «горению» за правду великого Фесвитянина. Известно, что пророк Илия открыто обличал и боролся против язычества в Израильском царстве, призывая народ к покаянию и возврату к вере в Истинного Бога. Сутью творчества профессора И.С. Бердникова , воплотившегося в трудах, преподавательской и общественной деятельности, была критика «языческого» взгляда государства на православную церковь . В огосударствлении церкви в России, как в языческом Риме, он видел корень многих нестроений церкви и потерю ее нравственного авторитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Введение в Ветхий Завет. Книги пророков Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 Вступление Еврейская Библия объединяет книги Исайи, Иеремии и Иезекииля с книгами двенадцати пророков под названием “Поздние пророки” и помещает их после группы книг от Иисуса Навина до Царств (так называемые “Ранние пророки”). В греческой Библии, Септуагинте, пророческие книги стоят после поэтико-дидактических “(Святых) Писаний”, или “Агиографов”, в последовательности, отклоняющейся от еврейской версии и не совпадающей в отдельных рукописях. Далее, в ней к пророческим книгам причислены Плач Иеремии и книга пророка Даниила, которые еврейская Библия помещает в последней части своего канона, в “Писаниях”, и содержатся тексты, которые либо не написаны по-еврейски, либо на этом языке не сохранились: книга пророка Варуха (после Иеремии), Послание Иеремии (после Плача) и дополнения к книге Даниила. В латинском переводе Библии, Вульгате, этот порядок по существу сохраняется, только сдвигается, как в еврейском тексте: двенадцать “малых” пророков — после четырех “великих”, а Послание Иеремии, которое в современных изданиях следует за Плачем, перенесено в конец книги пророка Варуха. Феномен пророчества Великим религиям древности в различной степени и в меняющихся формах знакомо явление, когда люди, пребывающие в духе, притязают на то, чтобы говорить от имени божества. Так, если говорить прежде всего о соседствующих с Израилем народах, известен случай пророческого экстаза в Библе в XI в. до Р. Х.; в VIII в. до Р. Х. засвидетельствованы ясновидцы и пророки в Емафе на р. Оронт (зап. Сирия). Среди тысяч клинописных табличек, найденных в г. Мари в среднем течении Евфрата, есть и некоторые пророческие тексты XVIII в. до Р. Х.; содержащиеся в них сведения, адресованные царю, по форме и по содержанию сходны со словами древних пророков Израиля, упоминаемыми в Библии. Сам Ветхий Завет приводит пример ясновидца-неизраильтянина Валаама, которого пригласил пророчествовать царь Моава (Числ 22–24), и упоминает о 450 пророках Ваала, приведенных Иезавелью из Тира, которых пророк Илия истребил после их неудачи с жертвоприношением на горе Кармил (3 Цар 18:19–40); ниже приводится рассказ о 400 пророках, которых вопрошал Ахав (3 Цар 22:5–12).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010