Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Румынский, Новый Хозевит, прп. - житие Иеросхимонах Иоанн (Якоб) родился в Румынии в 1913 году в графстве Дорохов (ныне уезд Ботошани, в северо-восточной части Румынии) в селе Horodistea (Крайничень). Его родители, Максим и Екатерина, были бедны, но очень благочестивые православные христиане. В крещении мальчик получил имя Илия, но никто не подозревал тогда, что Элиас (Илия) будет жить там, где жил святой пророк Илия. Мать умерла, когда малышу было 6 месяцев, а через три года спустя во время Первой мировой войны умер отец. Сироту взяла тетка Ильи - Мария. Она очень хотела провести остаток своей жизни в монастыре, но ей пришлось отказаться от этого плана из-за необходимости ухаживать за мальчиком. Малыш питался чаем, и только время от времени, соседи давали ему молока, так что с детства Илья привык к посту.Тетя Мария печалилась от того, что она не может пойти в монастырь, но когда мальчик вырос, он стал ей утешителем. Позднее он посвятит ей свои стихи. Научившись читать, Илия читал своей тете о Страстях Спасителя, о Матери Божией, о святых, от чего умилялось ее сердце и она плакала каждый раз, слушая Илию. Однажды вечером Илья читал как обычно, но видя обильные слезы тети, спросил ее: " Мама, почему ты так сильно плачешь, когда я читаю, о Страстях Господа нашего Иисуса Христа? " О, мое чадо " , сказала она - " Я не твоя мать. Твоя мать умерла " . И она рассказала ему все подробно, в том числе ее скорбь, поскольку она не смогла уйти в монастырь. Тетя рассказала ему и о том, что молится Богу, чтобы она могла получить спасение через него. После этого, когда мальчик читал что-то из священных книг, он также плакал. Когда ему исполнилось 10 лет, женщина, которая была для него как мать и тетя, умерла, поручив его дяде, который был женат второй раз на женщине, у которой было много детей. Илия был умный мальчик в школе, в отличие от детей своего дяди, поэтому ему постоянно завидовали и поступали с ним несправедливо.

http://pravicon.com/info-2488

1 Свт. Василий Великий, Архиеп. Кесарии Каппадокийской, отец Церкви († 379, память 1 января). 2 Феодор Ростовский, Архиеп., племянник Преп. Сергия Радонежского, († 1394, память 23 ноября). 3 Ср.: Мф. 25:14—30. Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица. 4 Впоследствии принявшие иноческий постриг препп. Кирилл и Мария Радонежские были прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. 5 Анна, одна из двух жен Елканы, мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога даровать ей потомство, которое обещала посвятить Богу. Родив, наконец, сына и вскормив его, отдала будущего пророка Самуила в храм, служить Господу (1 Цар. 1:1—28). 6 В Книге пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь к нему: « Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя » (Иер. 1:4—5). 7 Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал глас Бога, обращавшегося к нему (1 Цар. 3:1—8). 8 Пророк Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве великана Голиафа, бросив камень из пращи (1 Цар. 17:1—51). 9 Пророк Илия построил жертвенник из камней, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на жертву и на дрова; после молитвы Илии на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, дрова, камни и воду (3 Цар. 18:29—39). 10 Пророк Илия воскресил сына вдовы, трижды простершись над ним (3 Цар. 17:17—22). 11 Пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был извергнут китом на сушу (Иона 1, 1—2, 11). 12 Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, были брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы (Дан. 3:8—95). 13 Пророк Исаия в видении лицезрел Бога, окруженного Серафимами, воспевавшими: « Свят, свят, свят Господь Саваоф! » (Ис. 6:1—3). 14 О введении Пресвятой Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»; об этом событии упоминается также в творениях некоторых отцов Церкви (святителей Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и в церковных песнопениях, посвященных двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 ноября (4 декабря).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

1. Словами этого чтения, нам, возлюбленнейшая братия, представляется в пример смирение Иоанна, который, имея такую святость, что мог быть признаваем за Христа, решился твердо держаться в самом себе, дабы от мнения человеческого не восхититься выше себя. Ибо он «Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос». Поскольку же он сказал: «не»; то совершенно отверг, чем не был, но не отверг того, чем был, дабы, говоря истину, быть членом Того, Коего имени ложно не присвоил себе. Итак, когда он не желает имени Христа, тогда соделывается членом Христа, потому что, ревнуя о смиренном сознании своей слабости, справедливо заслуживает место на высоте Его. Но когда мы припоминаем мысль Искупителя нашего из другого чтения, тогда из слов этого чтения рождается вопрос, для нас весьма запутанный. Ибо в другом месте Господь на вопрос учеников о пришествии Илии ответствует: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.» (И если вы хотите знать, то сам Иоанн есть Илия) ( Мф 17.12 ). А спрошенный Иоанн говорит: «несмь» (Илия). Что же это такое, возлюбленнейшая братия, Пророк Истины отвергает то, что утверждает Истина? – Ибо выражения: «есть» и «не есть», весьма различны между собой. Следовательно, каким образом он есть Пророк Истины, когда не согласуется в словах с этой Истиной? – Но если мы тонко разберем саму Истину, то звучащее между собой разноречием перестанет быть противоречащим. Ибо Ангел об Иоанне говорит Захарии: «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» ( Лк 1.17 ). Следовательно, он (Иоанн) называется грядущим в духе и силе Илии, потому что, как Илия будет предшествовать второму пришествию Господа, так Иоанн предшествовал первому. Как тот будет Предтечею Судии, так сей был Предтечею Искупителя. Итак, Иоанн был в духе и силе Илии, но лично не был Илией. Следовательно, что Господь утверждает о духе, то Иоанн отрицает о лице, потому что этому так и должно было быть, дабы и Господь высказал ученикам мысль об Иоанне духовную, и этим Иоанн ответствовал плотскому народу, не о духе, но о плоти. Следовательно, хотя и кажется противным истине то, что отвечал Иоанн, однако же он не отступил от стези истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

В очерке подробно анализируется фраза 3Цар. 19:12 (в Синодальном переводе – веяние тихого ветра), рассматриваются различные варианты перевода и толкования. Настоящий очерк посвящен анализу очень важного с догматической точки зрения фрагмента – стиха 3Цар. 19:12 , в котором описывается Богоявление пророку Илии на Хориве. Наша цель – представить объяснение фразы Священного Писания (в Синодальном переводе – веяние тихого ветра). Для достижения этой цели мы будем использовать данные филологического анализа, проведенного современными библеистами, также сравним основные существующие толкования данной фразы, находящиеся в современных комментариях. Кроме этого, будут использованы труды святых отцов и богослужебные тексты. Прежде чем приступить к разбору указанной фразы, вспомним ее контекст. После впечатляющей и, казалось бы, полной победы пророка Илии в борьбе с культом Ваала на горе Кармил, после того как были убиты многочисленные жрецы Ваала и Ашеры, царица Иезавель, главная покровительница ваализма, произносит клятву: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них ( 3Цар. 19:2 ). И пророк Илия, движимый страхом смерти, бежит как можно дальше от мстительной царицы – сначала на самый юг Иудеи в Вирсавию, затем еще дальше – на гору Хорив (ее другое и даже более известное название – Синай). Об этом его страхе красноречиво говорится в «Слове на Усекновение главы Иоанна Предтечи», которое традиционно атрибутируется святителю Иоанну Златоусту (однако принадлежность Златоусту является спорной): «Увы! Пророк Илия убоялся женщины? Он, словом своим заключивший дождь для вселенной, низведший огонь с неба, молитвою воскресивший мертвых, убоялся женщины? Да, убоялся. Ничья ведь злоба не сравнится со злобою злой женщины» 1 . Итак, после того как храбрость пророка была подорвана и он оказался на грани отчаяния, Господь является ему на Хориве и это Богоявление описано в 3Цар. 19:11–12 : И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь] 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Двадцатый день. Поучение 2-ое. Св. славный пророк Божий Илия. (Черты его жизни и уроки для подражания по изображению его св. иконы). I. Ныне у нас праздник св. пророка Илии. Чтобы лучше ознакомиться с жизнию и деятельностию этого великого угодника Божия, жившего без малого за тысячу лет до Рождества Христова, посмотрите на святую икону его: на ней изображены главнейшие события из его жизни. II. а) Вот св. пророк изображен на ней с лицом суровым, как бы гневным, в бедной одежде и с дорожным посохом. Он был подвижник строгий к себе и к людским погрешностям, ходил в волосяной одежде, подпоясывался кожаным поясом, жил по большей части в пустыне и являлся между людьми только для того, чтобы учить их вере, нещадно обличать в нечестии и предсказывать за то от лица Божия страшные наказания. Так например, он предсказал однажды нечестивому царю израильскому, что в его царстве целые три года с половиной не будет ни дождя, ни росы, и оттого произойдет сильная засуха и голод; это все и сбылось на самом деле, так что самому пророку, поселившемуся в пустыне при ручье, нечем было кормиться, – и уж вороны, по повелению Божию, приносили ему в своих клювах и когтях каждый день, утром и вечером, хлеб и мясо. Когда же, по прошествии года, нечего было Илии и пить, потому что ручей пересох от продолжительного бездождия, то Бог повелел ему идти в один город, к некоторой благочестивой, но бедной вдовице, которая и призрела его у себя – поила и кормила, за что у нея, по слову пророка, во все продолжение голода не убывал скудный запас муки в кадке и масла в кувшине, хотя взять ей и того и другого было негде и не на что. Это уж посылал Бог, «исполняющий алчущих Своими благами». Берите же себе, братия, пример с бедной вдовицы, питавшей пророка, – берите не только богатые и достаточные, но и бедные, и будьте уверены, что от подаяния милостыни не будете голодными. б) Еще представляется на иконе св. пророк молящимся пред жертвенником, на котором пылающия дрова, а на дровах заколотый телец. Так изображается следующее событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     Почти сто лет назад, в период церковных гонений и войны, Макеевка – город-спутник Донецка – обрёл своего молитвенника и покровителя. Им стал схимонах Илия (Ганжа), удивительный подвижник, вернувшийся с Афона почти столетним старцем в родной город. Утешитель и прозорливец – многие называли его «наш Илья-пророк». Шесть лет назад он был прославлен как местночтимый святой. 28 мая 2012 года состоялось обретение мощей преподобного. Афонско-Макеевский святой О житии преподобного схимонаха Илии до его возвращения с Афонской горы на родную землю, к сожалению, сохранилось мало сведений. Сам он редко что-либо рассказывал о почти девяностолетнем периоде своей жизни. Известно, что родился Илья Яковлевич Ганжа (мирское имя преподобного) в 1837-м году в Макеевке – тогда это был посёлок Миусского округа области Войска Донского. Его подвижническая жизнь началась приблизительно в возрасте 15 лет, когда юноша оставил родительский дом. «Пошёл искать святые места», как он сам об этом однажды упомянул. Как и когда он оказался на Святой Афонской Горе, нам неизвестно. Много лет святой подвизался там в Ильинском скиту. Характер его подвига остается скрытым от нас. Лишь однажды в разговоре с кем-то преподобный упомянул, что его келья находилась в труднодоступном месте и еду ему подавали туда с помощью верёвки. Предположительно в начале XX века схимонах Илия покидает гору Афон. Некоторые сведения позволяют считать, что после этого он оказался в Киево-Печерской лавре. Однако и здесь тихой молитвенной жизни монахов помешали притеснения советских безбожников. Преподобный был вынужден оставить и Киевскую обитель. По многим свидетельствам очевидцев, достоверно известно, что уже в 1927-м году схимонах Илия вновь оказался в родной Макеевке (тогда – город Дмитриевск). «Вернулся сюда умирать», говорил старец. На тот момент ему исполнилось уже 90 лет. Долгое время он посещал здесь Свято-Троицкий храм в селе Калиново, находящемся близ города. С закрытием храма в 1936-м году преподобный перебрался в саму Макеевку.

http://pravoslavie.ru/113255.html

Вифлеем и Хеврон: поездка на юг Дорога в Вифлеем Отправляясь от Яффских ворот и минуя Биркет ас-Султан, место прежних «Царских Прудов», оставляя справа от себя шотландскую церковь Св. Андрея Первозванного, построенную в 1927 г., и железнодорожный вокзал, мы едем на юг по холму, возвышающемуся над западным берегом Геенны Огненной. Это в библейском обозначении гора Злого Совещания, именуемая так потому, что здесь находилась загородная резиденция первосвященника, где принималось решение («злое совещание») о том, чтобы схватить и предать на распятие Спасителя. Оставив справа Бакаа («поле рефаимов» – библейских исполинов), видим впереди монастырь, обстроенный, по здешнему обычаю, мощными средневековыми стенами. Это Мар- Элиас – монастырь Святого Илии Пророка. От монастыря открывается величественная панорама окрестности: Святой Город на севере, Вифлеем на юге и Иудейская пустыня – насколько хватает глаз – на восток. По православному преданию, на этом месте отдыхал в пустыне на пути к горе Хорив пророк Илия, когда скрывался от мести царицы Иезавели. Это было вскоре после того, как пророк посрамил, а затем и физически уничтожил языческих жрецов на горе Кармил, чем и вызвал гнев повелительницы. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал: встань, ешь и пей... ибо дальняя дорога пред тобой. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. ...И встал он... и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива ( 3Цар. 19, 4–8 ). В монастыре показывают камень, на котором отдыхал Илия в тот час, как явился ему Ангел. Другой святыней обители является часть оков святого великомученика Георгия, почитаемых чудотворными. Обитель связана также с памятью другого Илии – святителя Иерусалимского, жившего в XIV в. и погребенного в ее стенах. Его мощи также являются предметом почитания православных верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) 40 библейских портретов Книга «40 библейских портретов» рассказывает о людях, героях Библии: кем они были, как жили, чему учили своих современников и учат нас, потомков. Мир, который открывает перед нами автор многое объясняет в поступках и словах героев, кажущихся нам странными, а порой и жестокими. Книга написана живым современным языком, с отсылками к нашему времени и нашим реалиям. Содержание От автора 1. Адам и Ева: в начале 2. Ной: человечество как единая семья 3. Авраам и Сарра: путь призванных 4. Исаак: продолжение странствий 5. Иаков – праведник, боровшийся с Богом 6. Иосиф – проданный брат 7. Моисей – посредник меж Богом и народом 8. Иисус Навин – воин во имя Господа 9. Судьи: череда харизматических вождей 10. Самуил и Саул: последний судья и первый царь 11. Давид – царь перед Богом 12. Соломон: золотой век Израиля 13. Цари двух царств: Иерусалим и Самария 14. Илия – молниеносный пророк 15. Амос, Осия, Михей, Софония: пророки предупреждения 16. Исаия – пророк с большой буквы 17. Иоиль, Аввакум, Наум, Иона: пророки разрушения 18. Иеремия – печальный пророк 19. Иезекииль – пророк надежды 20. Даниил – пророк изгнания 21. Эсфирь – царица из народа 22. Аггей, Захария, Авдий, Малахия: пророки возвращения 23. Эзра и Неемия: новое начало 24. Маккавеи – первые антиглобалисты 25. Иов: проклятые вопросы 26. Матфеи – мытарь и евангелист 27. Марк – робкий юноша и смелый апостол 28. Лука – врач, художник, повествователь 29. Иоанн – любимый ученик 30. Иоанн Креститель: на шаг впереди Христа 31. Дева Мария и плотник Иосиф: семья Иисуса 32. Двенадцать апостолов: ближний круг 33. Петр – первый из двенадцати 34. Двенадцать апостолов: остальные имена 35. Ироды, цари Иудеи 36. Каиафа и Анна: священники при Храме 37. Иуда Искариот и Понтий Пилат: сделавшие свой выбор 38. Никодим, Иосиф, Гамалиил – фарисеи за Иисуса 39. Павел, посол и узник Христа 40. Первые христиане: у истоков Церкви

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 6 27.02.2019 1259 Время на чтение 22 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 КРЕСТЬЯНСКО-ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Продолжение Илья пророк (IX в. до Рождества Христова; память: 2 (20) июля)... Неисповедимыми путями российский мужик в череде святых выделил и возлюбил пророка Илию, поселил его в русской земле, одарил русским нравом; но если русское простолюдье любило Николая Чудотворца эдакой ласковой, безстрашной любовью, яко выходца из пахотных крестьян, то любовь к Илие пророку была преисполнена благодатного Божиего страха. «...Таков по воззрениям народа Илья-пророк, олицетворяющий собой праведный Гнев Божий. Повсюду на Руси он именуется «грозным» и повсюду день, посвященный его памяти (...) считается одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постятся всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел поля, свои села и скотину». (С. Максимов). Да, в крестьянском воображении Илия пророк - самый суровый христианский святой: Сердитый, Грозный, Громовник, Громобой, Громовержец ...на Ильин день случались грозы с раскатами грома ... но суровость пророка была, словно суровость отца в благочестивой, домостройной семье, который строг, но справедлив и за которым домочадцы, как за каменной стеной. Крестьяне полагали: Млечный путь - Божия дорога, по которой Бог и святой Илия ездят на колеснице, везомой огненными конями... «На огненной колеснице могучий седой с грозными очами разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших Закон Божий сынов человеческих. (...) Даже сам сатана трепещет перед грозным Ильей и, застигнутый пророком в облаках, пускается на хитрости, чтобы избежать могучих ударов. «Я в христианский дом влечу и сожгу его», - грозится сатана. А Илья гремит ему в ответ: «Я не пощажу дома, поражу тебя». И ударяет в ту пору своим жезлом с такой силой, что трещат небесные своды и огненным дождем рассыпаются каменные стрелы. «Я в скотину влечу, я в человека войду и погублю их, я в церковь Божию влечу и сожгу ее», - снова грозится сатана. Но Илья неумолим: - «Я и церкви святой не пощажу, но сокрушу тебя», - гремит он опять, и все небо опоясывает огненной лентой, убивая скотину, людей, разбивая в щепки столетние деревья и сжигая св. храмы. (...) Народ представляет себе Илью не только как вестника Небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов и прогоняющего нечистую силу, эту виновницу человеческих несчастий и болезней. По-народному поверию, для нечистой силы страшен не только сам Илья, но даже дождь, который проливается в его день, имеет великую силу: ильинским дождем умываются от вражьих наветов, от напусков и чар». (С. Максимов).

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/28/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010