Игумения Варвара заботилась об обустройстве и благолепии храма. Она сама собирала пожертвования и приобретала церковную утварь. Из Нижнего Новгорода игумения привезла старинную икону (1782 г.) на кипарисовой доске с серебряным золоченым крестом, в который вделаны 32 частицы святых мощей угодников Божиих. По ходатайству настоятельницы Варвары монастырю были пожертвованы иконы Черниговской Божией Матери и Святого великомученика, целителя Пантелеймона, писанные на Святой Горе Афон. А чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, благодаря стараниям петербургского золотых дел мастера Андреева, оделась серебряной позолоченной ризой, отделанной бриллиантами и жемчугом. В 1893 году обитель получила в дар святую плащаницу, вышитую золотом по бархату, два больших киота, богато украшенное старинное Евангелие. 15 августа 1893 года на праздник Успения Божией Матери поздно ночью прибыл архипастырь монастыря архиепископ Рижский и Митавский Арсений. В торжественной проповеди владыка сказал: «Когда мы приближались к вашей обители, увидели освещенные храмы и услышали звон колоколов, то остановились, чтобы насладиться гармоничным гласом кампанов ваших, раздающихся на далекое пространство среди ночной тишины, и чудным видом иллюминированного и освещенного лунным светом монастыря. Невольно при этом пришло на мысль недавнее прошлое сей горы: давно ли было то время, когда на этом самом месте, именуемом от лет древних Святой горой, была дикая пустыня, по которой с шумом проносились одни только буйные ветры, пролетали хищные птицы и пробегали дикие звери. А теперь здесь высятся святые храмы Божии, и в церквах слышатся гимны Богу во псалмах и песнях духовных, и обитает в монастырских келиях целый сонм людей Божиих. Поистине теперь эта гора – гора Божия, место святое!» В 1894 году на сорок втором году жизни скоропостижно скончался князь Сергей Владимирович Шаховской – один из покровителей и благодетелей Пюхтицкой обители. В память о нем вдова поставила на горе, рядом с княжеским домом, храм во имя Сергия Радонежского с усыпальницей князя, где спустя много лет и сама нашла последний приют.

http://sobory.ru/article/?object=00142

Иконе святителя Николая, именуемой " Николай Ратный " - более 500 лет. По преданию, она защитила жителей села Устинка (Шебекинский район) от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой сет. Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины, в воду. В советские годы почитаемая икона была утеряна. Обретение святыни произошло в 1995 г. Сегодня она находится в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода. Чудотворный Кошарский Крест был изготовлен на Афоне и подарен иноком Афонского монастыря своему брату Юрию Выродову -землевладельцу, проживающему в с. Кошары. Но помещик не питал к святыне благоговения, и однажды после неудачной охоты приказал бросить Крест в болото. Чудесное обретение поруганной святыни произошло в конце XVIII века. Слепой, услышавший во сне обещание, что будет исцелен, если найдет и вынесет из трясины Крест, тотчас прозрел, прикоснувшись к своей находке. Кошарский Крест находится в Крестовоздвиженском храме г. Белгорода. Монастыри Белгородской области [ править править код ] Все монастыри Белгородской области Борисовская Тихвинская женская пустынь [ править править код ] По преданию, началом Борисовской Тихвинской пустыни послужила деревянная часовня, построенная в 1710 году Борисом Петровичем Шереметевым по обету, данному им накануне Полтавской битвы перед родовой иконой Тихвинской Божией матери, которая всегда сопровождала фельдмаршала в военных походах. А вот еще одна версия… Генеральное сражение под Полтавой было назначено на 26 июня 1709 года. В этот день православные праздновали явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. И фельдмаршал граф Борис Шереметев упросил государя Петра I отложить битву на один день, чтобы молить Богородицу о заступничестве. Фельдмаршал дал обет, что в случае победы над шведами построит в её честь монастырь. Адрес : Белгородская обл., Борисовский р-н, пос. Борисовка

http://azbyka.ru/palomnik/Белгородская_о...

Кондак 5 Яко лучезарную звезду, весь мир озаряющую, показала еси нам, Владычице Мира, честную Твою икону, Споручницею грешных именуемую, на нюже взирающе, Самой Тебе, истинней Божией Матери и Деве, покланяемся, глаголюще: Владычице, приими молитвы Раб Твоих и избави ны от всякия нужды и печали, восхваляющих Тя и Богу воспевающих: Аллилуиа. Икос 5 Некий благоговейный муж страхом велиим преисполнися, егда в нощь Светлаго Христова Воскресения виде икону Твою, Споручнице Всеблагая, светом небесным блистающую и, яко дождевыя капли, миро источающую; познав в сем знамение милости Твоея к людем, со слезами умиления и благодарения радостно воспе Тебе, Преблагословенней Матери Божией: Радуйся, огнь Божественный неопально державшая, имже грехи наша попаляются; радуйся, Свет неприкосновенный носившая, имже души наша просвещаются. Радуйся, руце Свои в поручение о нас Богу приносящая; радуйся, вход в Царство Небесное и нам, грешным, отверзающая. Радуйся, яко молния, тьму грехов наших разсекающая; радуйся, яко миро благовонное, сердца наша умягчающая. Радуйся, источники чудес всюду источающая; радуйся, иконою Твоею вся люди возвеселяющая. Радуйся, грешным Споручнице, всегда о нас руце Свои в поручение Богу приносящая. Кондак 6 Весь мир христианский проповедует милости и чудеса Твоя, Препрославленная Мати Господа, и светло красуется многими чудотворными Твоими иконами, среди коих икона Твоя, Споручница грешных именуемая, яко луна полная, лучами милости Твоея и чудес немерцаемо сияет, просвещающи и освещающи души наша светом Божия благодати, подвизающи нас хвалебно Богу взывати: Аллилуиа. Икос 6 Возсия в одну из нощей свет небесный в храме Николо-Хамовническом, егда прият образ Твой чудотворный «Споручница грешных». Светильники тогда и лампады невидимою силою в храме сем возжигахуся, свеща горящая аки в служении незримо кем окрест престола ношашеся. Людие же, вне храма стоявшии и сия вся видевшии, дивляхуся, славяще Тя, Мати Божия, и Сына Твоего; мы же, воспоминающе дивное сие видение, с умилением Тебе глаголем: Радуйся, скорби наша в радость претворяющая; радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая. Радуйся, свеще, у Престола Божия присно горящая; радуйся, лампадо, елеем Божественным светящая. Радуйся, свете лучезарный, путь жизни нам указующий; радуйся, храме одушевленный, всех нас освящающий. Радуйся, уповающим на Тя не постыдну жизнь дарующая; радуйся, и по смерти неотступно о них пред Богом ходатайствующая. Радуйся, грешным Споручнице, всегда о нас руце Свои в поручение Богу приносящая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Крестовоздвиженская церковь, как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имела форму равностороннего Креста. Западную ветвь составлял притвор, восточную - алтарь, в правой ветви помещался Чудотворный Крест, а в левой - придел в честь иконы Божией Матери называемой Троеручицей. Главная святыня - Честный Животворящий Крест - помещался в южной стороне храма, под особым балдахином. Крест был восьмиконечный, с резным изображением Христа в человеческий рост, из цельного куска дерева. По левую сторону Креста в том же отделении Образ Божией Матери, именуемый «Блаженное чрево». К этой иконе привешен серебряный местами позлащенный небольшой Крест с частицами св. мощей. За храмом в саду с восточной стороны стоял деревянный одноэтажный корпус на каменном фундаменте, построенный еще Преосвященным Епископом Николаем для Богадельни. За храмом в саду с восточной стороны стоял деревянный одноэтажный корпус на каменном фундаменте, построенный еще Преосвященным Епископом Николаем для Богадельни. У стен храма, кроме западной стороны, погребались покойные из дворян и купцов. Это было привилегированное кладбище г. Калуги. По данным Метрических книг Крестовского монастыря, сохранившихся за период с 1912 по 1917 годы, а также всех церквей г. Калуги был составлен мартиролог захоронений Крестовского некрополя, насчитывающего около 200 фамилий. Среди них - 14 почетных и потомственных горожан г. Калуги, 12 дворян и потомственных дворян, княжны, 4 генерал-майора, брат обер–прокурора Святейшего Синода, а также статские и титулярные советники, известные уважаемые врачи, представители купеческого, военного и мещанских сословий, священнослужители, члены почтеннейших семей г. Калуги. С приходом к власти большевиков началось планомерное уничтожение Крестовоздвиженского монастыря. Согласно постановления Калужского губисполкома от 02.07.1924 г. Крестовская церковь была закрыта, а в 30-годы церковь, колокольня и ограда Крестовского монастыря были разобраны. Крестовское поле было переименовано в Поле Свободы. В 1932 г. в сохранившемся братском двухэтажном корпусе был открыт детский сад. Потом здесь работала детская телестудия. В здании просфорни сначала был жилой дом, потом его заняло домоуправление. На месте значительной части некрополя, где покоятся останки многих известных калужан, теперь стоят жилые дома и спортплощадка 17-й школы.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовский_мо...

Мы возвратились с владыкой в пять часов, обедали вдвоем и расстались в 11 часов вечера. На другой день, в пяток, по поручению преосвященного я был в Казанском монастыре, чтобы объяснить игумении желание преосвященного, посредством шелковых занавесок разделить алтарь на три отделения, так чтобы престолы, поставленные в ряд, были отделены один от другого и пространный алтарь имел бы вид трех отдельных алтарей, а не одного с тремя престолами. Было еще довольно рано, и я проехал в часовню, принадлежащую Афанасьевскому монастырю. Она в одной древней башне – остаток когда-то бывших укреплений во дни самобытности Ярославля. В этой часовне небольшая церковь с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы; там ежедневно ранняя литургия, а в пяток, позже, служит архимандрит Николай, и потом бывает молебен и акафист Богородице, именуемой Страстная. Отец-архимандрит и я поехали к себе в монастырь и, немного отдохнув, отец Николай отправился в Консисторию, а я с моим келейником пошел пешком на набережную Волги и на пароходе ездил на противоположную сторону, чтобы оттуда посмотреть на Ярославль. За перевоз плата по 1 копейке серебра. Обедал у отца-архимандрита Николая и тут познакомился с отцом-протоиереем собора, Архангельским: весьма приятный и общительный человек. На следующий день, в субботу, у преосвященного была поздняя литургия у Печерской Божией Матери, потом лития, и преосвященный ходил на могилу преосвященного Нила, и читали акафист Божией Матери. В 2 часа преосвященный поехал осматривать городские церкви и пригласил меня с собой. Не проходит дня, чтобы совершенно неожиданно и в разное время он не побывал в какой-нибудь церкви. Вечером всенощную мы слушали у преосвященного в келиях. В воскресенье погода была теплая и ясная, и народу в холодный собор набралось множество. В этот день должно было последовать возвращение из Ярославля в Бабаевский монастырь чудотворной иконы Святителя Николая, которую приносят сентября 17, поставляют в соборе и по прошествии месяца берут обратно и отплывают на пароходе. Литургию совершал преосвященный, два архимандрита (Афанасьевский и я) и два протоиерея. Митра на преосвященном была та самая, которую носил святитель Дмитрий Ростовский . По синему бархату низана жемчугом и каменьями, и она сохранилась с тех пор в том виде, как была; а облачение подали строгановское, жертвованное кем-то из Строгановых в 1667 году: омофор золотой, таковые же и поручи, саккос шитый шелками – праздники Господские.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Наиболее величественной постройкой монастыря является Вознесенский собор. Деревянный Воскресенский собор был срублен после пожара 1690 года. Новый каменный храм на месте деревянного возвели в 1757 году. Освящен собор в 1764 году. Спустя несколько лет, «от слабого грунта земли она во многих местах осела и растрескалась». В 1796 году начались работы по перестройке Вознесенского храма. 2 сентября 1796 года при земляных работах был найден гроб. При поднятии гроба с него упала крышка, взорам строителей предстало покрытое схимою тело, у которого глава, руки, весь состав и одежда целы. По вышитым на схиме словам открылось, что это тело основателя Спасо-Суморина монастыря – преподобного Феодосия Суморина, почивавшее в земле 228 лет. Предположительно автором проекта постройки Вознесенского храма, выполненного в стиле зрелого классицизма, является Р.М. Казаков – сын известного русского архитектора Матвея Казакова. Строительство обновленного Вознесенского собора было завершено в 1825 году, когда к собору пристроили обширную трапезную. Трехэтажный пятиглавый с колоннами храм как снаружи, так и внутри был богато украшен лепниной. В среднем этаже находилось пять престолов, из коих главный – во имя Вознесения Господня, по правую сторону от него – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а по левую – Феодосия Тотемского чудотворца с мощами святого. Общий вес серебряной раки составлял сто килограммов. На раке по сторонам располагались четыре клейма: блаженного Максима Тотемского, преподобного Вассиана Тиксненского, Прокопия Устюжского, Андрея юродивого Тотемского. Кроме клейм по сторонам раки были вычеканены: молитва, тропарь и кондак преподобному Феодосию, а также сведения, в чье царствование и при каком преосвященном обретены мощи и когда сделана рака. Перед ракою в киоте и за стеклом стояла чудотворная икона Божией Матери, именуемая Суморинскою, принесенная в 1553 году самим преподобным Феодосием Сумориным из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. По преданию, этой иконой игумен Прилуцкого монастыря благословил преподобного Феодосия в дорогу в Тотьму. При входе в церковь, в трапезе с правой стороны, находился престол во имя Николая Чудотворца, а с левой – Петра,митрополита Московского. В нижнем этаже, в пещере, где обретены мощи преподобного Феодосия – престол во имя всех вологодских чудотворцев. Автором росписей Вознесенского собора, частично сохранившихся до наших дней, считается знаменитый вологодский художник Платон Семенович Тюрин (1816–1882), академик портретной и исторической живописи Императорской академии художеств.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Ново-Спасский ставропигиальный монастырь, 1 класса, в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII веке святым князем Московским Даниилом (см. 4 марта) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 году переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 году перенесен на нынешнее «Новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 году в византийско-русском стиле великим князем Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня монастыря — изящной архитектуры, в 33 сажени вышины. В монастыре находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 году повелением царя Алексея Михаиловича из Хлынова, Вятской губернии, был перенесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за свершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский монастырь, в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией Матери — Одигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича; в) на столе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. монастыре); г) ее же келейная икона, находящаяся в монастыре с 1608года и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сентября Писийской или Писидийской — Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI века и о которой на VII Вселенском Соборе было утверждено сообщение святого Германа, патриарха Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что «находящаяся в Писидийском Созополе ( в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира»; Богоматерь на этой святой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Файл 17264.jpg:   Размер: 545x899, 0.49 MPix, 654 Kb. Дата: 2012-05-28, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (191) , (9) . Описание: Тихвинская икона Божией Матери. Чудотворный само-обновившийся образ. размер 17 Х 12 см Храм Архангела Михаила с. Ленинское Биробиджанский епархии. Файл 17265.jpg:   Размер: 619x800, 0.5 MPix, 122 Kb. Дата: 2012-05-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (154) , (9) . Описание: Икона Пресвятой Богородицы- Тихвинской.Редкий образ,где кроме Богоматери с Младенцем Иисусом Христом, также есть изображение Бога-Отца,а между рук Его - есть изображение Святого Духа, в виде Голубя.Икона находится в Свято-Никольском соборе г.Алматы Файл 25120.jpg:   Размер: 685x1308, 0.9 MPix, 611 Kb. Дата: 2015-04-06, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (6) . Описание: Богоматерь Тихвинская в окладе(19в); Россия. Владимирская обл.; XVIII в.; местонахождение: Англия. Лондон. Британский музей; 31.1 x 36.4 см.; материал: дерево, металл медь, пигменты натуральные; техника: штамповка, золочение, темпера яичная, чеканка Файл 26442.jpg:   Размер: 1304x1520, 1.98 MPix, 758 Kb. Дата: 2016-03-25, участник [ Milla ]. Рейтинг изображения: 3 (110) , (3) . Описание: Икона Божией Матери Тихвинская, именуемая «Царской». Собор св. Благоверного князя Александра Невского в г. Лейквуде (штат Нью-Джерси, США). Эту икону в приходе называют «Царской», так как принадлежала она Императрице Александре Федоровне. В 1913 году Императрица подарила икону своей портнихе, которая получила травму ноги, доставляя императорской заказ, желая таким образом поддержать её. В 1972 году икона была передана дочерью портнихи О.В. Астори-Астафьевой в приход св. Александра Невского[...] Файл 27796.jpg:   Размер: 355x400, 0.14 MPix, 61 Kb. Дата: 2016-09-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (97) , (2) . Описание: Тихвинская Высоко-Петровского монастыря. Ее главной чертой является прижатая к щеке левая рука Богородицы (что характерно для образа «Утоли моя печали»). Эта икона XV века прославилась после многих исцелений при эпидемии чумы в Москве в 1771 году.

http://pravicon.com/icon-317-photo

Большие озера - Ладожское и Пейпус, Нарвская область, тридцать миль обширных болот и сильные крепости отделяют нас от него; у России отнято море, и, Бог даст, теперь им трудно будет перепрыгнуть этот ручеек”. Исход православных с отданных шведам земель продолжался и в правление глубоко верующего Царя Алексея Михайловича (1645 - 1676 гг.), прозванного народом за доброту и миролюбие Тишайшим. Во время его самодержавного правления и свершилось обретение Россией иконы Пресвятой Богородицы именуемой “Стокгольмская”. О Государе историк В.О.Ключевский писал :“Он был образом набожности...Это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства”. Верный защитник православных подданных, усмотрев в бегстве из Ижорской земли и Корельского уезда десятков тысяч крестьян, (в 1649 году Россия заплатила 190 000 рублей за 50 тысяч перебежчиков), волю народа жить на исконных русских землях, возобновил в 1656-1658 гг. войну со Швецией. По завершении войны русские купцы успешно торговали со Швецией, подолгу там жили. Конечно же, они тосковали по родному дому. Среди них были и тихвинцы. Они не забывали свой град Тихвин с золотыми куполами церквей, колокольным звоном и дорогими сердцу образами святых икон. Как повествует предание, однажды, придя за товаром к шведу Фоке, тихвинские купцы увидели знакомый образ. Это была икона Богородицы тем же подобием, что и Тихвинская, только меньшего размера. Горячо молились они, глядя на дорогой образ, и с тех пор стали приходить к Фоке постоянно. Прошло время, и дошла до Тихвина молва о том, что у шведа в Стохолмах (Стокгольме) обретается икона Тихвинской иконы Божией Матери “зело чудного письма”. И затосковала душа у каждого тихвинца - святыня в плену у иноверцев. Каково же быть на чужбине Пресвятой Богородице Заступнице? И решили купцы икону выкупить. Говорят, нелегко было уговорить Фоку. Но в итоге, из-за боязни потерять выгодные торговые связи, он согласился, запросив 100 золотых монет.

http://pravicon.com/info-806

Июль — один из ближайших помощников митрополита Сергия (Страгородского), экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский) остается на оккупированной территории. Ему удается убедить немецкие власти в том, что им более выгодно сохранить в Прибалтике епархии Московского, а не Константинопольского Патриархата — «союзника» англичан. Под руководством митрополита Сергия (Воскресенского) на оккупированной территории в дальнейшем будет развернута широкая миссионерская деятельность. 10 августа — в Смоленске в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в возвращенном Церкви соборе отслужен молебен перед найденным накануне немецкими солдатами чудотворным списком этой иконы. 18 августа — первая группа священников во главе с протоиереем Сергием Ефимовым по благословению митрополита Сергия (Воскресенского) прибыла из Прибалтики в Псков. Напутствуя первую группу миссионеров, митрополит Сергий подчеркивал, что им предстоит осуществлять свое служение в стране, «где на протяжении более 20 лет религия самым безжалостным образом отравлялась и преследовалась, где народ был напуган, принижен, угнетен и обезличен. Придется не только налаживать церковную жизнь, но и пробуждать народ к новой жизни от долголетней спячки, объясняя и указывая ему преимущества и достоинства новой, открывающейся для него жизни». В августе 1941 года 14 священнослужителей и псаломщиков начали свою деятельность на огромной территории (Псковской, Новгородской, Ленинградской, Великолукской, Калининской областей), где проживало два миллиона человек и действовало лишь несколько храмов. С октября 1942 года Псковскую духовную миссию возглавил протопресвитер Кирилл Заец. К началу 1944 года миссия смогла открыть более 400 приходов, в которых служили около 200 священников. Активно использовались такие формы просветительского, миссионерского и социального служения, как преподавание Закона Божия в приходских и общеобразовательных школах, создание детских садов и детских приютов, катехизация взрослых, просветительская работа духовенства с учителями,  миссионерская деятельность духовенства на радио. Ничего подобного не допускалось коммунистическим режимом в СССР не только в довоенное время, но и в течение всего послевоенного периода вплоть до 1989 года.

http://e-vestnik.ru/society/tserkov_i_vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010