– Среди мест поклонения наиболее известны Пафнутьев-Боровский монастырь и Оптина пустынь, куда ежедневно стекаются сотни паломников. Но в епархии есть и много других сугубо почитаемых святынь, какие из них Вы бы выделили в первую очередь? – Святых мест много, каждый храм это святое место, каждая икона это святыня. И здесь важно человеку, приходящему в храм и приступающему к иконе или святым мощам, иметь должный духовный настрой. И благодать Божия в равной мере может проявиться в любом месте. Бог всесилен, и свою помощь являет везде, только мы должны иметь сердце, готовое принять эту помощь. Что касается святых мест, почитаемых народом, то, кроме названных, назову следующие. Главной святыней Калужской земли является икона Божией Матери именуемая Калужская. Образ этот был обретен 1748 г. и прославился множеством чудотворений. По этой причине празднование в честь этой иконы совершается 4 раза в год: 18/31 июля – в память избавления от холеры в 1898 г., 2/15 сентября – в память избавления Калуги от чумы в 1771 г., 2/25 октября – в память избавления Калужской земли от французов во время Отечественной войны 1812 г. и в первое воскресенье Петрова поста. В настоящее время чудотворный образ пребывает в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги. Каждый год с крестным ходом икона Калужской Божией Матери приноситься в разные города Калужской епархии, где её встречают и приходят поклониться тысячи верующих. Особое место для паломников занимает Калужская Свято-Тихонова пустынь, основанная в XV в. преподобным Тихоном Калужским . Этот святой, по преданию, был родом из " матери городов русских " – Киева. Иноческий постриг он принял в московском Чудовом монастыре. Возжелав подвигов пустынножительства и стремясь к уединению, он удалился в глухие Калужские леса, где поселился в дупле векового дуба. Позже им был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией у раки преподобного Тихона и от источника. Широкую известность имеет Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь. У стен обители в 1812 г. произошло одно из решающих сражений русской армии с Наполеоном. Немым свидетелем той страшной битвы является надвратная икона Спасителя " Спас Нерукотворный " , окруженная со всех сторон выбоинами от пуль и снарядов.

http://religare.ru/2_96420.html

10 серпня 2006 р. 11:44 Смоленская икона Божией Матери [Стаття] 10 августа по новому стилю (28 июля ст. ст.) Православная Церковь отмечает праздник в честь одной из наиболее почитаемых на Руси икон — чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией. 30 липня 2006 р. 19:45 Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь [Стаття] 2 августа состоится визит Святейшего Патриарха Алексия в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который отмечает 910-летие со дня своего основания. В связи с предстоящими юбилейными торжествами Пресс-служба Московской Патриархии публикует материал об истории и сегодняшнем дни жизни одного из древнейших русских монастырей. 25 2006 р. 12:52 «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая» [Стаття] Во вторник Светлой седмицы Церковь установила празднование в честь одного из наиболее почитаемых в православном мире чудотворных образов Пресвятой Богородицы — Иверской иконы. 21 2006 р. 09:00 Пасха в Дахау, 1945 г. [Стаття] Воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара († 2006). Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора. 16 2006 р. 18:17 О Страстной седмице [Стаття] Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. 11 березня 2006 р. 20:19 Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника [Стаття] Статья посвящена истории установления празднования Торжества Православия в первую неделю Великого поста и рассмотрению состава богослужения в этот день 3 березня 2006 р. 18:04 4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) [Стаття] В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

В 1837 году Преосвященный Исидор Высочайше утвержден был Епископом Полоцким и Виленским. В 1840 году перемещен в Могилев, годом спустя в 1841 году принял Архиепископство, а в 1844 году, в День иконы Божией Матери, именуемая " Милостивая " 12 (25) ноября, Высочайше назначен Экзархом Грузии. Все три кафедры, последовательно занимаемые владыкой, являлись по обстоятельствам того времени боевыми местами для церковного администратора. Преосвященный Исидор не только много и умело, но и успешно потрудился на пользу православия в Полоцкой и Могилевской епархиях, в борьбе с католичеством при воссоединении униатов, а в Грузии - в борьбе с магометанством при восстановлении и утверждении православного христианства на Кавказе. Повсюду Преосвященный Исидор приложил много заботы и труда на восстановление и благоукрашение обедневших и бывших в запустении православных храмов и распространение русского церковно-школьного образования. Его энергичная деятельность в Грузии вызвала особенное одобрение со стороны Государя Императора Николая I Павловича и Русского правительства, и при Священном Таинстве Миропомазания и Коронации Государя Императора Александра II Николаевича, совершенной 26 августа (8 сентября) 1856 года в День Сретения иконы Божией Матери " Владимирская " , Архиепископ Исидор возведен был в чин Митрополита. Первого (14) марта 1858 года Высокопреосвященный Исидор возглавил Киевскую Митрополию, а два года спустя, в День памяти безсеребряников Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (284) первого (14) июля 1860 года, переведен был в Царствующий град Санкт-Петербург. 21 августа (3 сентября) того же года владыка Высочайше назначен был главным попечителем Императорского Человеколюбивого общества. В 1885 году Человеколюбивое Общество торжественно праздновало двадцатипятилетние председательства в этом Обществе Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Санкт-Петербургского. Маститый юбиляр, много потрудившийся для Общества, удостоился следующего Высочайшего рескрипта: " Преосвященный Митрополит Исидор. Прошло 25 лет с тех пор, когда, по воле Незабвенного Моего Родителя, вы были призваны к делам общественной благотворительности, в звании главного попечителя Императорского Человеколюбивого Общества и председателя в совете оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

В мае 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. В молитве, читаемой перед иконой Божией матери «Августовская победа», есть такие слова: «Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, - и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших». В акафисте, в день празднования иконы поющемся гимне, отмечается, что «плач и стенания воцарились в стране нашей, поруганы слава и честь воинства Православного, забыли русские люди Твою икону Августовская Победа и лишь малый остаток верных память о сем видении сохранил, но Ты, Царица Небесная, Сама о той славной победе нам напоминаешь и на брань за землю Русскую людей Своих призываешь, в сердца наши надежду и мужество вселяешь». Сегодня это изображение Богородицы стало духовным символом противостояния новому витку агрессии против России и преданных ей регионов Донбасса. Ополченцы Юго-Востока становятся на молитву перед ней до начала очередных боевых действий. Несколько ранее русские воины молились рядом с ней во время чеченской военной компании, укрепляя свои дух и веру перед боем с экстремистами и террористами, направившими свои орудия убийства, как телесного, так и духовного против жителей России. Поэтому вполне закономерно, что в этот значимый для воинского братства России день, мы и решили задать серию вопросов одному из апологетов духовного вторжения на территорию Российской Федерации вопросы по существу появления его и его команды здесь, и последующего поэтапного продвижения во власть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Мартирие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 2/15 Священномученика Феодота, епископа Киринейского (ок. 326). Святителя Арсения, епископа Тверского (1409). Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917). Тропарь священномученику Феодоту, епископу Киринейскому, глас 4 И нравом причастник,/и престолом наместник... (общий священномученику). Кондак, глас 3 Море зловерия обличил еси/и идольскаго безбожия лесть верою правоверия уязвил еси,/и всесожжение Божественное быв,/чудодействием орошаеши концы,/отче святителю Феодоте, Христа Бога моли,/даровати нам велию милость. Величание Величаем тя,/священномучениче Феодоте,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Арсению, епископу Тверскому, глас 8 Благочестно пожив во святительстве,/люди просветил еси учением твоим,/и о храме Пречистыя вельми подвизався,/и любитель монахов быв,/сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси./Темже, яко апостольскаго престола наместника,/и святителя великаго чтуще тя молим, чада твоя, блаженне:/от всех бед избави нас, яже ко Христу молитвами твоими,/святителю Христов Арсение отче наш. Кондак, глас 8 Восприемши радостно честныя твоя мощи, пречистая церковь,/в нюже честно вносими множеством священномонахов и князи благоверными,/и яже приемше, яко сокровище многоценное./Темже и мы ныне твоея ограды словесныя овцы,/окрест раки твоея предстояще,/любезно вопием ти:/не забуди чад твоих, отче,/ихже мудре собрал и возлюбил еси,/яко да зовем ти:/радуйся, святителю Арсение, пастырю и учителю наш. Величание Величаем тя,/святителю отче Арсение,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Державная», глас 4 Ангелов лицы 1 благоговейно Тебе служат,/и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают,/Богородице Дево,/усердно молим Тя, Владычице,/да пребудет Божественная благодать/на честней иконе Твоей Державней,/и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нея/на всех, с верою Тебе молящихся/и вопиющих Богу: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еще одна страница в истории Владимирской церкви связана с именем известного вятского купца и мецената Я.А. Прозорова, на средства которого в 1876 г. была начата масштабная перестройка храма - разобраны старая колокольня и трапезная, а на их месте выстроены новые. Яков Алексеевич Прозоров являлся самым крупным торговцем Вятки, купцом I гильдии, вёл хлебную торговлю в Архангельске, торговал льном в Лондоне, ежегодно отчисляя на цели благотворительности 5-10% от полученной прибыли. В течение 14 лет - с 1858 по 1872 г. - возглавлял Комитет по постройке Александро-Невского собора. На собственные средства открыл в Вятке богадельню и дом презрения для детей бедных граждан. За свои труды во славу родного города Я.А. Прозоров был удостоен звания " Потомственного почётного гражданина " . После его смерти, последовавшей в 1881 г., перестройку Владимирской церкви продолжил и завершил его сын Алексей Яковлевич, который, хотя и проживал в Архангельске, но о Вятке не забывал. С сайта: http://www.nashavyatka.ru/projects/streets/1.html Церковь Владимирская летняя построена тщанием хлыновских граждан и освящена в 1718 г. Зимняя церковь перестроена в 1876 г. на собственные средства коммерции советника потомственного дворянина первой гильдии купца Иакова Алексеевича Прозорова. Того же года месяца декабря 19 дня освящен левй придел этой церкви преосвященным Аполлосом епископом Вятским и Слободским, а 17 декабря 1882 г. освящен и правый придел им же Преосвященным Аполлосом и преосвященным Тихоном епископом Сарапульским. Летом 1905 г. в холодном храме устроено отопление. Зданием вся церковь каменная с таковой же колокольнею, крепка. Престолов в ней три: в главном храме во имя «Божией Матери» иконы ея, именуемая «Владимирская», в главном приделе теплая церковь во имя святого апостола Иакова Алфеева и святой прп. мученицы Пелагеи, в левом в честь святителя Иоанна Златоуста. Утварью и ризницей достаточна. Причта при сей церкви по штату, Высочайше утвержденному 2 апреля 1876 г., положены священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=32525

Иконописец Иоанн, которому отдана была икона на поправление, имел у себя младенца, страдавшего лихорадкой. Слыша о чудесном действии воды от Ахтырской иконы Богородицы, он омыл икону, и, как скоро напоил сею водою больного младенца, болезнь оставила его. Много совершилось чудесных исцелений от чудотворной иконы по вере прибегающих к благодатной силе. Одно из них особенно замечательно по своей исторической достоверности. Жена генерала Вейделя, Елизавета, приехала в Ахтырку больная и усердно молилась пред чудотворною иконою Богородицы об исцелении от болезни. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Её повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни; это для тебя не нужно; ты скоро оставишь жизнь. Раздай по церквам и нищим все твоё имение; такая жертва послужит на пользу души твоей». Больная отвечала: «Мати Божия! У меня есть дети, и, если я раздам все имение, дети мои останутся в крайней нищете и бедности». На сие Матерь Божия сказала: «Не заботься о детях. Я буду всегдашнею их покровительницею. А ты чрез пять дней умрёшь, потому готовься к исходу, не медли раздать имение по церквам и нищим, дабы творили молитвы о твоём спасении». После сего Матерь Божия стала невидима. Больная, пробудясь от сна, призвала духовного отца, рассказала ему о видении и, по глаголу Богородицы, чрез пять дней скончалась с миром. Императрица Екатерина II, узнав о чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей Вейдель, взяла двух её дочерей на своё попечение и выдала их замуж: одну за графа Палена, другую за графа Чернышева. Чудотворная сия икона находится в Харьковской губернии, в городе Ахтырке, в Соборной Церкви. На сей иконе изображается Божия Матерь, молящаяся пред распятием. 2.07. Пожайская В десяти верстах от города Ковно, на живописном берегу р. Немана, находится Пожайский Успенский мужской монастырь, основание которого относится к 1662–1674 годам. Монастырь устроен на урочище Пожайске, почему и называется Пожайским. Замечательнейшая драгоценность монастыря заключается в чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Пожайскою. Изображение Божией Матери на холсте написано превосходно; на Её лице выражается умилительное милосердие и любовь к страждущим и скорбящим, прибегающим к Её помощи и заступлению. Икона в овальной золочёной раме находится за левым клиросом

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

На содержание священно-церковнослужителей получается жалование: священника по 11 рублей по 40 по 2 с тремя четями копеек, а дьячку и пономарю по 5 р. 71 с половиной копеек серебра в год. Прихожан нет. Священно-церковнослужители за вечное поминовение Графини Анны Алексеевны Орловской Чесменской по духовному ее завещанию из 500 р. серебром, внесенных ею в государственный заемный банк, получают процентов денег 2 р. серебром чрез настоятельницу монастыря, которая имеет на сии документы. ГАКО ф.237 оп.70 д.143 лл. 3об.-4 1905 г. Построена в 1796 г. доброхотных дателей при игумении Евфимии с сестрами-старицами и колокольня 1821 г., наружи церковь перестроена тщанием игумении монахини Серафимы. Зданием каменная, с таковой же колокольнею, крепка. Настоящий храм холодная церковь в честь Преображения Господня. Теплая церковь каменная, построена тщанием игумении Емеринтианы 1877 г., а в 1901 г. перестроена тщанием игумении Евгении. Престолов в ней 3, из которых в среднем приделе освящен в честь иконы Афонской Божией матери, именуемой «Утоли моя печали». Церковь больничная построена от доброхотных дателей 1839 г. при игумении Афанасии, зданием каменная. Престола в ней 3 : средний – нижний в честь иконы Тихвинской Божией матери, правый – верхний во имя прп Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Утварью достаточна. Причта положено по штату 2 священника и 2 псаломщика, а с 1 ноября 1895 г. на штатной диаконской вакансии состоит 3-й священник. На содержание священнослужителей положено жалование: священнику по 11 р. 42 коп, на диаконскую вакансию 8 р. Сайт «Вятка – православное прошлое» История основания монастыря до сих пор точно не известна. Большинство историков опираются на книгу протоиерея Дмитрия Рязанцева « Вятский Преображенский девичий монастырь», изданную в 1887 году. Вот что написано в этом исследовании Д.Рязанцева о месте и основании монастыря: «Вятский Преображенский женский монастырь находится в г.Вятке на высоком берегу р.Вятки, не в дальнем от него расстоянии к северу приходская Сретенская церковь и губернские присутственные места, с юга кафедральный Троицкий собор с принадлежащими казенными домами; восточная сторона монастыря обращена на р.Вятку, а западная на городскую площадь.

http://sobory.ru/article/?object=03208

На честь обладания самим чудотворным образом претендовало несколько обителей. С событиями Смутного времени связывали появление иконы (или ее списка) в г. Севске (ныне Брянская обл.) и основание в этом городе в 1-й четв. XVII в. Свято-Троицкого мон-ря на месте сретения (встречи) М. и. ( Зверинский. 1892. С. 361). М. и. была перенесена в Севск в 1612 г. инокинями путивльского Спасо-Духова жен. мон-ря, как то следует из «древнего манускрипта» со «Сказанием о переносе Молченской иконы в Севск», хранившегося в нач. ХХ в. в архиве севского Троицкого девичьего мон-ря. Текст «Сказания...» известен по списку 1890 - 1903 гг. (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 98а. Л. 1 об.- 2; цит. с сокращениями): «В 1612 году, когда грозные полчища Поляков стали надвигаться на город Путивль, тогда Царица Небесная явилась в сонном видении трем инокиням Путивльского монастыря, повелела им взять чудотворную Ея [икону] и бежать с нею в город Севск… Сошедшись на утрени в церкви, каждая из них спешила подойти к Царице Небесной и усердно молилась пред Ея чудотворной иконой, размышляя о таинственном видении... Наконец, они объяснились между собою и уразумели, что всем троим им был одинаковый неложный сон, но благодатное повеление от самой Царицы Небесной, которое они решили единодушно исполнить. Между тем, в гор. Севске совершилось подобное чудо. Там на пустынном кладбище, на месте, именуемом Татарское побоище, при большой дороге, была сооружена малая церковь во имя Рождества Божией Матери. Там же вблизи были устроены две полуземляные келии, где подвизались отшельницы пустынножительницы в богомыслии, в трудах и непрестанной молитве. В одну ночь старшая из сих стариц слышала глас: «Ныне приидет к вам Царица, будьте готовы идти на сретение Ея. Идите по вечерней молитве на путь, ведущий к Киеву». Удивленная старица без смущения внимала этим словам, только проснувшись, не могла забыть слышанное и весь тот день размышляла сама с собой: чтобы такое значило это возвещение. После вечерней молитвы, в то самое время, как было ей сказано, она смиренно предложила другим старицам своим выйти на дорогу, по данному ей повелению.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

Прежде всего, в сознании православных верующих русских людей издревле живет подкрепляемая чудесными явлениями твердая уверенность в том, что священная земля нашей Отчизны находится под непрестанным милостивым покровительством Царицы Небесной. Ее дивное предстательство пред Богом многократно спасало народы нашей страны от вражеских нашествий, избавляло многих от внезапной смерти, возвращало воинов с поля битвы в родные семьи по молитвам их верующих матерей. И святая Церковь наша, исповедуя в одном из своих замечательных песнопений, что «небесе и земли Царица, от святых сродних наших умоляемая, доныне землю Русскую покрывает», усердно взывает к Ней: «О, Владычице Державная! не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века». Но и в мирные времена Матерь Божия помогает нам «низлагать ополчения сопротивных», то есть побеждать невидимых врагов нашего спасения: прогонять нечистые помыслы, искоренять порочные навыки, противостоять греховным соблазнам, угашать «раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6:16 ). Ведь помимо кровопролитных войн, происходивших и все еще, к сожалению, происходящих на земле, в мире беспрерывно совершается великая незримая, но напряженнейшая духовная война, фронт которой проходит через каждое человеческое сердце. Это – всеобъемлющая и многообразная в своих проявлениях борьба между добром и злом, между любовью и ненавистью, между стремлением к праведности и служением греху. И в этой духовной борьбе каждый из нас, призванный быть »добрым воином Иисуса Христа« ( 2Тим. 2:3 ), имеет дивную Помощницу и Покровительницу в лице Божией Матери, Которую Святая Церковь именует «избранной Воеводой», «нерушимой стеной и предстательством», «лукавых духов Прогонительницей». Вспоминая о чудесном знамении от иконы Пресвятой Богородицы, задумаемся о самом понятии «чуда» и о значении чудес в жизни христианина. Иногда думают, что чудо – это необходимое средство для возбуждения веры, то есть такое сверхестественное явление, которое для того и совершается, чтобы поразить воображение человека и заставить его поверить в то, чего раньше он никак не хотел признать. Так мыслящие о чудесах, и особенно люди малоцерковные, идут иногда и дальше, делая для себя такой вывод: «Поверю в чудеса лишь в том случае, если сам, своими глазами, увижу чудо».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010