Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том L  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАЕВА Татьяна Васильевна (1921-1984), историк, археолог, искусствовед, исследователь в области рус. средневек. искусства; доктор исторических наук, старший научный сотрудник Ин-та археологии АН СССР (ныне РАН) НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских 90-160 160-178 178-179 179-180 НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель 180-186 186-187

http://pravenc.ru/vol/L.html

Содержание I. Сравнительный взгляд на историю искусства в России и на западе II. Русский иконописный подлинник III. Метод изучения русской иконописи. – Источники иконописного предания IV. Изящество иконописного предания. – Природа и идеальность. – Иконописные типы V. Отличие искусства русского от западного по способу представления иконописных предметов     Статья, предлагаемая читателю под этим заглавием, имеет двоякую цель: во-первых, объяснить главнейшие особенности русской иконописи, которые одинаково стали непонятны в наше время и для тех, кто привык смотреть на этот предмет с точки зрения позднего западного искусства, и для тех, кто ограничивая смысл иконы ее церковным назначением, находит неуместным подвергать ее историческому и эстетическому разбору; и во-вторых – обратить внимание интересующихся русской иконописью на те данные в обширном кругу христианского искусства вообще, которые состоят с ней в связи, и знакомство с которыми необходимо для составления о ней ясного и отчетливого понятия. Для того принять путь сравнительного исследования, в котором наша иконопись должна занять свое место между соответствующими ей явлениями в истории христианского искусства, как восточного, так и западного, и определить свое отношение к последнему. К памятникам древнехристианским она отнесется, как к своим источникам, а к искусству западному, позднейшему, как явление столько же, как и оно, самостоятельное, и заслуживающее такого же уважения по отношению к выражаемым ею потребностям исторической жизни. Отдавая справедливость достоинствам и западного и русского искусства, и находя недостатки в том и другом, беспристрастная критика должна будет прийти к тому результату, что обе эти половины в художественном развитии христианских народов восполняют одна другую, составляя гармоническое целое только в общей картине истории искусства. Если такой взгляд будет достаточно выяснен в этой статье, то он в одинаковой мере может принести пользу, и в теоретическом, и в практическом отношении, которое еще не утратило в нашем отечестве своей силы, потому что иконопись принадлежит не к прошедшим только, но и к современным интересам русской народности. В отношении теоретическом изучение русского искусства, по преимуществу сосредоточившегося в иконописи, будет введено в общую систему истории христианского искусства, в которой оно получит себе ясное определение; в отношении практическом производство иконописи расширит свои средства пособиями, предлагаемыми сравнительно-историческом изучением этого предмета. Читать далее Источник: Общие понятия о русской иконописи./Ф.И. Буслаев. М. Тип. Грачева и К°, 1866. — 106 с., 15 л. ил. : ил. — Отд. отт. из Сборника на 1866 г., изд. О-вом древнерус. искусства. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События " Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит… " В стенах нашей гимназии проходит выставка работ учеников изо-студии В.П.Флоренского " Фаюмский портрет " . «Фаюмские портреты» - это целый корпус погребальных портретов, созданных в I-IV веках н.э греками и римлянами, проживающими в Египте. Название свое они получили от городка Фаюм в Среднем Египте, неподалеку от которого были найдены первые экземпляры портретов. Создавали их греки, оказавшиеся в Египте после завоевания страны Александром Македонским, а позже римляне, пришедшие после победы Октавиана Августа. Греческая культура была глубоко чужда египтянам, они старались как можно меньше контактировать с чужаками. А вот греки не стеснялись заимствовать традиции коренного населения. В первую очередь они переняли традиции погребения – своих покойников они также старались хоронить в мумифицированном виде в саркофагах. Но в отличие от египтян, создававших объемную посмертную маску для покойников, греки решили обойтись плоскими портретами. Они прикладывались к мумии в том месте, где должно быть лицо, и также обматывались саваном. Портреты выполнялись на дощечках толщиною в 1,5-2 см. Мастера-портретисты писали двумя видами краски – темперой и горячими восковыми краски (в технике энкаустики). Считается, что портрет писался еще при жизни человека, но с вполне определенной целью - быть в дальнейшем погребальным. А потом висел на стенке, ждал своего часа... Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. На их лицах строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым. Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне. " Портрет юноши в золотом венке " - подлинник, образец фаюмского портрета, написанный на доске расплавленными восковыми красками с использованием тончайшего сусального золота, один из двадцати трех подобных погребальных портретов из коллекции ГМИИ. Находится в отделе Древнего Востока. Коллекция портретов " Юноши в золотом венке " – в исполнении учеников гимназии «Радонеж» сделана на протяжении пяти лет в мастерской Василия Павловича Флоренского. Сквозь тысячелетия смотрит на нас с погребального портрета мальчик в золотом венке, а наши мальчики и девочки смотрят на него и повторяют его образ, каждый по-своему, ведь «каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит…» © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/555...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Арапетская Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени – I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии. Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых...». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в. Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской». На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) " .

http://pravicon.com/info-5

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Спас Смоленский СПАС СМОЛЕНСКИЙ Из Покровской церкви происходит интересный памятник позднего XVI века - икона " Спас Смоленский " . О северном происхождении иконы может свидетельствовать, в частности, то, что к стопам Спаса припадают преподобные Варлаам Хутынский и Александр Свирский, тогда как на среднерусских иконах вместо последнего изображался Сергий Радонежский. По трактовке деталей этот памятник близок к иконе из Сийского иконописного подлинника. Образ Спаса Смоленского связан с идеей защиты русской земли. Интерес к этой теме в Обонежье на рубеже XVI - XVII веков объясняется нападениями иноземных (шведских, затем польско-литовских) отрядов. Записанные в конце XIX века предания о нашествии " панов " на остров Кижи в эпоху Смутного времени упоминают о повреждении вражеской стрелой иконы Спасителя, которая именуется также образом Всемилостивого Спаса " , " Белого Спаса " . Икона находилась интерьере Преображенской церкви. Интересно, что " Спас Смоленский " в описях XIX века также именуется " Всемилостивым Спасом " , причем в этот период он находился в Покровской церкви, а в главном храме - копия с него, также сохранившаяся до нашего времени. Создание копии свидетельствует о почитании старой иконы. Это позволяет, на наш взгляд, соотнести " Спаса Смоленского " с иконой - участницей событий начала XVII века. Однако в описании иконостаса Преображенской церкви в писцовой книге 1628 - 1629 годов не упоминается " Всемилостивый Спас " (равно как и в иконостасе Покровской церкви), В главном храме Кижского погоста имелась икона " Спас Вседержитель " , стоявшая в местном ряду на третьем месте слева от царских вратак далееля отождествления этой иконы со " Спасом Смоленским " или " Всемилостивым Спасом " нет достаточных оснований, хотя и исключать возможность этого также неправомерно. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Господа Спас Смоленский " .

http://pravicon.com/info-849

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 7 (134) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2018-06-19) Происхождение изображения: Загружено 2018-06-19, анонимно. Описание: Экспонаты выставки " Иконопись Оружейной палаты из частных собраний " в Музее имени Андрея Рублева (открыта до 04.03.2017) БОГОМАТЕРЬ БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО (БАРЛОВСКАЯ) Первая четверть XVIII века. Москва, традиция Оружейной палаты Дерево, левкас темпера, золочение. 38,6 × 31 см Собрание К.В. Воронина (Москва) Икона представляет собой уменьшенный, но достаточно точный список с несохранившегося древнего чудотворного образа Богоматери Блаженное чрево из Благовещенского собора Московского Кремля, который относился к типу Млекопитательницы. Одна из версий происхождения второго названия иконы – Барловская – связана с итальянским городом Бари. Согласно зафиксированному в начале XVIII века преданию, образ был принесен в Москву в 1392 году из Бар-града от гроба святителя Николая. Эту раннюю дату подтверждает уцелевший оклад кремлевской иконы, датируемый концом XIV века (ММК). Барловская икона представляет собой сокращенный поколенный вариант изображения ростовой тронной Млекопитательницы, так Богоматерь сидит на подушке, которая на представленном списке отсутствует. По-видимому, в основе иконографии лежит ранний итальянский образец, на что указывает западный по своему типу синий со звездами мафорий Богоматери, точно воспроизведенный на данной иконе. Интерес к этому изводу в русской иконописи прослеживается с рубежа XVI–XVII веков, но списки с Барловской иконы чрезвычайно редки. Один из них, «в меру и подобие», был написан в конце XVI столетия для Новодевичьего монастыря (ММК) , другой – на рубеже XVI-XVII веков, находился в пядничном ряду иконостаса Благовещенского собора (ММК). Вторая икона имеет уменьшенные размеры и отличается от оригинала традиционным для русской традиции цветом мафория Богоматери. В 1660 году Симон Ушаков реставрировал чудотворный образ из Благовещенского собора, и вскоре после этого мастером рязанского митрополита Иллариона Иваном Авксентьевым был написан уменьшенный список с него (1664; Владимиро-Суздальский музей-заповедник). На нем изображение подушки отсутствует, как и на представленном произведении. Изображения Богоматери Барловской вошли также в состав Сийского иконописного подлинника второй половины XVII века. Экспонируемая на выставке икона не имеет авторского наименования, но иконографически совпадает с образом Ивана Авксентьева и восходит с ним к общему образцу. Очевидно, так выглядела кремлевская Барловская икона после поновления Симоном Ушаковым, когда на ней исчезло изображение подушки, на которой сидит Богоматерь Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Барловская (Блаженное Чрево) " .

http://pravicon.com/image-32120

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодосий Череповецкий, прп. - житие Ученики преподобного Сергия, отшельники Афанасий по прозванию " железный посох " , и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. О святом Феодосии ничего доподлинно неизвестно. О преподобном Афанасии так же почти никаких сведений не сохранилось, лишь в летописных святцах сказано " преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.) " , да в Строгановском иконописном подлиннике, описывается обличие святого: " Преподобный Афанасий... подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы " . Череповский Воскресенский монастырь был до основания разорён во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме надписи на вкладной книге 1568 года: " Сия книга святыя обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сия преподобных отец наших Феодосия и Офанасия " . Мощи преподобных Афанасия и Феодосия почивают в Череповце под спудом Воскресенского собора. Память их совершается 18 июля (5 июля по ст.с.), 8 октября (25 сентября по ст.с.) и 9 декабря (26 ноября по ст.с.). Тропарь, Глас 5 Яко всехвальнии ученицы/великаго покровителя и заступника земли Русской,/Богоноснии отцы наши Афанасие и Феодосие,/от юности вашея крест Христов на рамена вземшии,/усердно Тому последовали есте/и добре потрудилися в Сергиевой обители./Отонудуже Божиим изволением прибывша,/благочестно во граде нашем Череповце подвизалися есте,/и обитель Воскресе¬ния Христова устроиша,/молитвою и трудом Богу угодивше,/от Него венец славы Небесной прияли есте,/и ныне святыми своими телесы/в соборнем храме под спудом почивающе,/духом же вкупе с преподобным Сергием/у Престола Всевышняго предстоя,/о нас молитеся прилежно/избавитися нам от всех бед и скорбей/и спастися душам нашим. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феодосий Череповецкий, прп. " .

http://pravicon.com/info-3551

Левкий Волоколамский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Левкий Волоколамский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Левкий Волоколамский, прп. СВЕДЕНИЯ О ЖИТИИ ПРЕПОДОБНОГО ЛЕВКИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО (память 17/30 августа) Преподобный Левкий Волоколамский был основателем Успенской пустыни на реке Рузе (пустынь находилась в 32-х верстах от г. Волоколамска и в 2-х верстах от села Середы-Стратилатского). Преподобный Левкий был учеником преподобного Пафнутия Боровского (+1 мая 1477 г.) и спостником преподобного Иосифа Волоцкого (+9 сентября 1515 г.). Время основания преподобным Левкием пустыни может быть определено из данных жития преподобного Даниила Переяславского (+7 апреля 1540 г.). Преподобный Даниил по вступлении в Боровский монастырь в 1466 году был поручен преподобным Пафнутием старцу Левкию как опытному в духовной жизни подвижнику. Через 10 лет, то есть в 1476 году, старец и ученик удалились в Волоколамские пределы, где прожили вместе в основанной пустыни еще два года. После этого преподобному Левкию было при основании пустыни 62 года. Устроив обитель, он прославился среди окрестного населения подвигами иноческой жизни. Преподобный Левкий скончался в глубокой старости (по преданию, 17 июля) в конце XV века. Он был погребен в основанной им пустыни. В Иконописном подлиннике образ преподобного описывается под 17 июля: «Подобием сед, брада подоле Сергиевы, власы не с ушей, схима на плечах, в руке лестовка, ризы монашеские». Память преподобного Левкия совершается также 14/27 декабря и 17/30 августа — в день святого мученика Левкия. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Левкий Волоколамский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2772

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛАЙ (Зиоров Михаил Захарович; 1851-1915), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) НОВОСОЛОВЕЦКАЯ ВСЕЛУЦКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась на о-ве Вселуцком (ныне Зосима и Савватия (др. названия - Малосоловецкий, Божье Дело)) на оз. Вселуг, в окрестностях Осташковских слобод (с 1770 Осташков, ныне Тверской обл.), в 35 км от истока Волги ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (1840 - 1895), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (ОЛДП; офиц. название - «Московское общество любителей духовного просвещения»), российское научное и просветительское об-во ОЛЕСНИЦКИЙ Аким (Иоаким) Алексеевич (1842 - 1907), правосл. богослов, библеист, д-р богословия, заслуженный ординарный проф. КДА, почетный член МДА, КДА, КазДА и СПбДА ОЛЕСНИЦКИЙ Маркеллин Алексеевич (1848 - 1905), профессор КДА, автор сочинений по нравственному богословию и педагогике ОНУФРИЙ (Парусов Андрей Федорович; 1816-1894), бывш. старообрядческий еп. Браиловский, в 1865 г. присоединился к Русской Церкви на началах единоверия ОСЕТИНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОМИССИЯ орг-ция, основанная Правительством Российской империи при участии груз. духовенства для просвещения горских народов на Кавказе

http://pravenc.ru/rubrics/121790_21.html

Петербургскому храму Феодоровской иконы Божией Матери могут быть возвращены иконы и произведения прикладного искусства, ныне хранящиеся в музеях города 1 февраля 2007 г. 19:46 В храм Феодоровской иконы Божией Матери, построенный в Петербурге в память 300-летия Дома Романовых, могут быть возвращены подлинные предметы начала XX века, хранящиеся в музейных собраниях города, сообщает «Интерфакс». В частности, известно, что некоторые предметы из этого храма в настоящее время входят в коллекции Государственного Русского музея и Государственного музея истории религии. «Безусловно, храм должен быть восстановлен, и в этом нет никаких вопросов, но что касается передачи Церкви предметов, то важно помнить, что музей не вправе распоряжаться имуществом. Решение о передаче принимает министерство культуры», — сказал на совещании в законодательном собрании города директор Русского музея Владимир Гусев. Он сообщил, что в Русском музее находится шесть предметов прикладного искусства начала XX века из Феодоровского храма, и не исключена возможность того, что «что-то будет передано восстановленной церкви». В. Гусев напомнил, что в России «действует закон о целостности музейных коллекций, но, с другой стороны, музей всегда идет навстречу Церкви в возможности копирования необходимых предметов». В свою очередь директор Музея истории религии Борис Аракчеев отметил, что «сочетание подлинников и новодела не всегда нормально, что можно видеть по храму Христа Спасителя в Москве». «Вопросы передачи должны решаться индивидуально, тем более что существует множество путей разрешения вопроса», — отметил он, добавив, что музей располагает крупным собранием из Феодоровского храма. При этом с 1989 года иконы участвовали в 17 выставках, в том числе международных, а 16 икон находятся в постоянной экспозиции, востребованы и активно изучаются искусствоведами. В. Гусев выступил с предложением организации при Феодоровском храме иконописной центра, который мог бы помочь возродить иконописное дело в России, а также работать на нужды других восстанавливаемых храмов Петербурга. Депутат Госдумы, председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов в свою очередь отметил, что на данном этапе восстановления храма говорить о передаче ценностей из музеев рано. «Для начала мы бы попросили музеи помочь создать опись предметов из храма, чтобы выяснить, что сохранилось и где находится. Потом будет проще решать вопросы копирования или передачи», — считает он. Восстановить Феодоровский собор планируется к 2013 году, к 400-летию восшествия первого из князей Романовых на царский престол. Храм располагается в центре зоны станции «Московская-Товарная». Согласно концепции, принятой правительством города в 2004 году, в этом районе предусмотрено восстановление храмовых ансамблей, куда входит и Феодоровская церковь. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/190494.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010