Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деисус («Седмица»), со святыми на полях. Икона. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Сын Ярца, Дерма Иван Ярцев (Иван Дермоярцев), в качестве иконописца («писца») великого князя участвовал в создании серии минейных икон или лицевого подлинника (на окт.), описанных в иконописном подлиннике краткой редакции 1-й пол. XVII в. из б-ки ОЛДрП (РНБ. ОЛДП. О. 21). В 1509 г. по повелению св. Серапиона (Курцова) , архиеп. Новгородского, совместно с Андреем Лаврентьевым «дописал» иконы деисусного и праздничного чинов главного иконостаса собора Св. Софии в Новгороде (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461, 469, 537). Сохранилось 6 икон Деисуса и 7 икон праздничного чина (каждая с 3-4 сюжетами) под басменными окладами 1537, 1537-1558 гг. (НГОМЗ). Больше сведений имеется об одном из сыновей Ивана Дермы - Поснике Иванове Дермине Ростовце (известен также как Петр Иванов Дмитриев). Родом из Ростова, в 80-х гг. XVI в. состоял жалованным царским иконописцем. В 1584 г. «Посник Дмитриев сын Ростовец» «знаменил» покров на гроб царя Иоанна Грозного ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1901. Т. 2: Домашний быт рус. цариц. С. 723). В 1586 г. за 7 р. написал Смоленскую икону Божией Матери с праздниками (список с чудотворного образа) в Герасимов Болдинский мон-рь (РИБ. Т. 37. Стб. 41-42). В 1589 г. «Петр Дермин с товарыщи» был отправлен с посольством в Грузию, где в течение 3 лет писал фрески и иконы в мон-рях Тога и Алаверди в Кахети. В 1591 г. посольству было предписано возвратить Посника с мастерами или же одного, но дальнейшая его судьба неизвестна (по сообщению груз. царя Теймураза 1642 г., присланные «при прежних... царех» 12 иконников «все в Грузех и померли» - Полиевктов М. А. Новые данные о моск. художниках XVI-XVII вв. в Грузии. Тбилиси, 1941. С. 9, 13, 157). В описи Антониева Сийского монастыря 1597 г. в алтаре Троицкого собора упоминается Деисус из 3 икон-пядниц - Спасителя, Богородицы, св. Иоанна Предтечи - «на золоте» письма Посника «Дербина» (очевидно, вариант написания фамилии), вклад старца Ионы, ризничего митрополита Ростовского (БАН. Арханг. Д. 375. Л. 7 об.).

http://pravenc.ru/text/171745.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), затворник, «трудник» (подвижник), Нижегородский. Д. упоминается в нек-рых списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Димитрий, трудник, инок, блаженный, преставися в Нижнем Новеграде и положен бысть на верхнем посаде у церкви Пресвятыя Богородицы Казанския по левую страну» (С. 248). Под 7 авг. имя Д. встречается в отдельных святцах, в частности, он упомянут в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 201). Архиеп. Сергий (Спасский) располагал выписками из ростовских святцев XVII в. с памятью Д. Краевед А. С. Гациский в 1885 г. видел на Нижегородской ярмарке рукопись, датированную им 1786 г., «Месяцослов з Богом святым всего лета», где также имелась память «преподобнаго отца нашего Димитриа затворника, иже в Нижнем Новеграде на посаде» (в этой же ркп. на с. 139-154 находилось «Описание, в котором граде какия мощи почивают», т. е. один из списков «Описания о российских святых», содержавший упоминание Д.). Необъяснимым остается факт погребения Д. в посадской церкви, вне мон-ря (где он подвизался, неизв.). О характере подвига святого свидетельствуют его прозвания затворник и трудник. Канонизации Д. не было. Архиеп. Сергий (Спасский) отнес его к числу рус. святых, «не канонизированных и не чтимых местно», а Е. Е. Голубинский включил в список «усопших, на самом деле не почитаемых». Гациский не сомневался в том, что такого святого не было, а его упоминание в рукописном «Месяцеслове» 1786 г. объяснял «недоразумением, незнанием». Однако, учитывая точное указание в «Описании о российских святых» места погребения Д.- у ц. в честь Казанской иконы Божией Матери на верхнем посаде, существовавшей еще в нач. XVII в. (Писцовая книга по Н. Новгороду 1621 г.//РИБ. Т. 17. Стб. 30), с последней т. зр. трудно согласиться. (Подобной же точностью отличаются сведения из «Описания о российских святых» о погребениях 2 др. нижегородских подвижников - св. кнг. Феодоры и прп. Иоасафа затворника.) Ни в писцовой книге 1621 г., ни в к.-л. др. документах, относящихся к верхнепосадской Казанской ц., упоминания о погребении Д. нет. Очевидно, эти сведения попали в «Описание о российских святых» из устного предания.

http://pravenc.ru/text/178015.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ (кон. XII - нач. XIII в.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Иером. Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (1638) называет А. «братом» прп. Тита иеромонаха († кон. XII в.). В «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII вв.) А. именуется диаконом, в тропаре, кондаке и стихире, ему посвященных, отмечается его постничество и мученическая кончина (Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 276-277). А. упоминается также в службе Собора преподобных отцов Ближних пещер как особо трудолюбивый и дерзновенный пред Богом в своих прошениях (3-й тропарь 4-й песни канона (Минея (МП). Сентябрь. С. 722)). Местная канонизация А. совершилась в XVII в., когда Киево-Печерский архим. Варлаам (Ясинский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер, вероятно, тогда же была составлена служба Собору. Общецерковное почитание А. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд киевских святых (в т. ч. А.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Память А. 22 янв. совершается ради тезоименитства с прмч. Анастасием Персиянином . В нек-рых изданиях ошибочно указывается на существование еще одного Анастасия, почивающего в Дальних пещерах. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. сказано: «Надсед, брада доле Григория Богослова, на главе кавтырь, риза чернила, испод празелень, правою рукою левой стороны ризу держит, а левую руку к сердцу, персты вверх» (БАН. Строг. 66. Л. 311об., «правая страна», 18-й). В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» он представлен, как правило, в монашеском одеянии с куколем на голове, в левой группе, за прп. Антонием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах. Оглавное изображение А. помещено в 7-м ряду 2-м слева на гравюре кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры, с надписанием на нимбе: «Пре Ahacmaciй зат.[ворник]». На литографии 1859 г., изд. А. Абрамова (ЦАК МДА), раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) образ преподобного находится в 6-м ряду 1-м слева; выраженных индивидуальных черт не имеет. У Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с изображением Собора Киево-Печерских святых.

http://pravenc.ru/text/114798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИНА [Греч. Αντωννα] (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня), пострадала при имп. Максимиане в Никее (Вифиния). Согласно краткому синаксарному житию, А., приведенная на суд к императору, безбоязненно исповедовала христ. веру, за что была подвергнута жестоким пыткам, после к-рых ее бросили в темницу. Затем ей снова предложили отречься от Христа и после отказа предали новым мучениям, положив на раскаленное железное ложе. А. явились ангелы, устрашившие палачей, и святая осталась невредимой. Тогда ее зашили в мешок и утопили в Никейском оз. (совр. Изник, Турция). Память А. указывается в зап. мартирологах 1 марта, в визант. календарях отмечается дважды - 1 марта и 12 июня: в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 242, 312), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 500, 746) и др. В Минологии Василия II память А. содержится под 2 марта и 12 июня (PG. 117. Col. 333-336, 495-496). Последование А. неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 12 июня, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Ιονιος. Σ. 82-83). В состав нестишного Пролога, переведенного на Руси в 1-й пол. XII в., включены краткие жития А. под 1 марта и 12 (или 13) июня, имеющие между собой нек-рые различия (древнейший список: БАН. 4. 5. 10, XIII в.- Пергаменные рукописи БАН. С. 35.). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложные жития А. под 1 марта и 12 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 1, 3, 224-225 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 26-28; SynCP. Col. 500, 746; ЖСв. Март. С. 40. Лит.: Agrain R. Antonine//DHGE. T. 3. Col. 860-861; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 961; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 47. А. Ю. Виноградов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография Мученичество А. представлено на фресках минология ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. А. изображена с крестом в руке: в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, XV в.); на Донской иконе Божией Матери с избранными святыми, кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ),- на нижнем поле; в мозаике собора Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг. В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) святую указано писать «аки Евфимию [Всехвальную]».

http://pravenc.ru/text/114030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. Основным источником сведений об И. С. является его Житие, написанное современником святого и вошедшее в «Историю города Соли Вычегодской древних и нынешних времен» А. И. Соскина (1789). И. С. «родом бе двинянин», в Соль Вычегодскую (ныне Сольвычегодск) пришел в молодости; имел обычай «бегати» зимой и летом «в единой срачице и не обувен, босыми ногами», никогда не принимал милостыню. Он нередко посещал сольвычегодский Введенский мон-рь (основан в 1565 братьями Строгановыми), ночевал здесь в «поваренной келии». Юродивый часто бывал в роще, где свивал кольца из тонких березовых ветвей «и по три кольца, вместе связываемыя, меташе по земли». Пророчества И. С. излагал «прикровенными речьми». Святой предсказал опустошительный пожар в Соли Вычегодской 25 сент. 1656 г., смерть в 1664 г. внука боярыни М. И. Строгановой (в монашестве Марии) и др. события. Перед кончиной он исповедался архим. Введенского мон-ря Герасиму «не яко юрод, но в целости умней со многими слезами», причастился Св. Христовых Таин; завещал похоронить себя рядом с др. сольвычегодскими блаженными. В «Летописце о граде Сольвычегодске» под 1669 г. сообщается: «7177 года генваря на 28 число ночью преставися Иван Самсонович блаженный, а погребен 29 числа с прочими блаженными Фомою, Родионом и Михаилом». И. С. упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В «Иконописном подлиннике» Филимонова под 3 июля отмечена общая память юродивых, погребенных в разные годы в сольвычегодском Введенском мон-ре: «Святые праведные Фома, Михаил, Иоанн и Василий, иже Христа ради юродивые, в Введенском монастыре, новые чудотворцы; мощи их погребены в оном монастыре вне церкви». Память святых отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 гг.). Митр. Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Канонизация И. С. совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) .

http://pravenc.ru/text/471492.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. В «Летописце о граде Сольвычегодске» сообщается: «В 7100 лето объявился у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре, с Фомою и Родионом блаженными». И. упоминается в Житии блж. Иоанна Сольвычегодского (см. Иоанн Самсонович ) и в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Память святого отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819 гг.). Еп. (впосл. митрополит) Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Святой не назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379). Э. П. Р. Иконография Сольвычегодские юродивые, в т. ч. И., упомянуты без описания облика в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 168, 180 об., под 1 июня и 3 июля). На современной иконе «Святые блаженные Христа ради юродивые Сольвычегодские», исполненной А. Пономарёвым для собора в честь Введения во храм Пресв. Богородицы бывш. Введенского монастыря в Сольвычегодске, И. представлен вместе с блаженными Фомой, Иоанном, Михаилом и Василием, в молении Богоматери Одигитрии в небесной полусфере. Фигуры располагаются на поземе с условной растительностью, на заднем плане - Введенский собор, близ которого святые были погребены; И. представлен вторым слева, средовеком с каштановыми волосами и небольшой бородой, в длинной охристой рубахе, руки сложены в молении.

http://pravenc.ru/text/674101.html

место для подвигов. В 18 верстах от Кашина, между двумя озерами, вблизи Волги, нашел он место красивое и тихое, какого искал душою. Водрузив крест, поставил он хижину и стао подвизаться в безмолвии. За местом трудов его оставил название Колязинской пустыни Иван Коляга, которому принадлежали ближние земли. Этот Коляга сначала ненавидел пустынников, но исцеленный преп. Макарием от тяжкой болезни, отдал свои земли под новую обитель иноческую. Она была устроена в честь св. Троицы, и Макария принудили принять на себя настоятельство. В сане игумена, Макарий трудился наряду со всею братиею, как и в то время, когда был простым иноком. Духовная жизнь цвела в обители Макария. Вот что говорил сам Макарий посещавшему его преп. Иосифу Волоколамскому: «когда пришел я на это место, то со мной пришли из Клобукова монастыря семь старцев. Они были так совершенны в добродетелях и духовной жизни, что все братия приходили к ним принимать наставления; они же учили всех полезному, одних утверждали в добродетелях, а уклонявшихся к бесчинию удерживали запрещением и не дозволяли следовать своей воле». Блаженная кончина его последовала 17 марта 1483 года, на 83 году жизни его. Мощи преп. Макария почивали в соборном храме обители его, на правой стороне под аркою, в серебряной раке, устроенной иждивением царя Бориса. В 1610 году ляхи взяли приступом монастырь, сожгли и разорили его, при чем похитили раку, извергнув из нее св. мощи. Теперь они почивают открыто в серебряной, вызолоченной раке, сооруженной в 1700 г. (Ист. Русск. Uep. IV, 583 ). Повсеместное празднование преп. Макарию в день преставления установлено на Соборе 1547 года. Основанный им Макариев Колязинский монастырь, состоящий ныне в 1-м классе, стоит на берегу Волги, напротив уездного г. Колязина, образовавшегося из монастырских слобод (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 353–355). Сохранилась краткая записка о преп. Макарии, которая составлена по рассказам монахини Евфросинии Кожиной, родственницы его. Она любопытна по некоторым биографическим чертам, не вошедшим в пространное житие. Житие преп. Макария написано монахом Макарием в 1547 году (Строев, «Хронологич. Указ. Матер.», § 109). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием стар и сед, брада поменьше Власиевы, не раздвоилась, риза преподобническая, ряска празелен с белилы» (Филимонов, стр. 295). 363. Святая и благоверная Княгиня Анна инокиня Кашинская чудотворица преставися в лето 6800

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского († 1563), и Варсонофия, епископа Тверского († 1576) , произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: " Видехом диво, его же не надеяхомся. - Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае " . Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия. В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: " Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие " . (Сведения о святителе Гурии помещены 5 декабря, о святителе Варсонофии - 11 апреля); в соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; † 14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после сего дня соборную память всем Казанским святителям.

http://patriarchia.ru/db/text/912934.htm...

Одно из ранних изображений Е. и. из комплекса гравированных икон Божией Матери работы Г. П. Тепчегорского (ГМИИ ОГ. Собр. Д. А. Ровинского. 1213, 1713 (1714?) г.) сохранилось в качестве иллюстрации в сборнике Моховикова и в его копии, принадлежавшей в 1730 г. Федору Мурыгину (ГИМ. Муз. 42. Л. 75). Описание Е. и. в строгановском иконописном подлиннике (Л. 268) отражает общие черты иконографии образа, на к-ром Богородица представлена в типе Дексиократуса - с Младенцем на правой руке, Ее левая рука в молении «простерта к персям ея», Христос правой рукой благословляет, в левой держит развернутый свиток. В изображении свитка возможны варианты. Так, на одной из достаточно ранних икон, кон. XVI в. (ГТГ), свиток не развернут, на иконе 1734 г. (музей «Невьянская икона», Екатеринбург) Младенец в вытянутой левой руке держит свиток, развернутый в сторону, тогда как на иконе «Богоматерь «Неопалимая Купина» с чудотворными иконами Богоматери» из собрания В. А. Бондаренко (1894, иконописец В. А. Кукин, Мстёра) изображен свиток, развернутый вниз. Е. и., как правило, представлена в гравированных и иконописных сводах чудотворных икон Божией Матери: «Образ сорока явлений Пресв. Богородицы» 29) - 4-листовая гравюра, 1-я пол. XVIII в., гравер Е. К. Любецкий (?) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 476), «Изображение 130 икон Богородицы» 42) - 8-листовая гравюра, 2-я пол. XVIII в. (Там же. С. 478), «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» - под 11 янв., листовая гравюра, нач. XIX в. (РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. 1212; Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 472), «Изображение 132 икон Богородицы» 57) - под 11 янв., 4-листовая гравюра нач. XIX в. (Там же. С. 481), на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы, с иконой «Неопалимая Купина»» 2) - под 11 янв., до 1847 г., гравер Е. Н. Долгов (?) (Там же. С. 483), икона «Распятие и Страсти Господни, со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы» из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве, кон. XVIII-haч. XIX в., и др.

http://pravenc.ru/text/189509.html

Церковь празднует обретение мощей святителя Гурия, епископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского 17 октября, 2019. Новостная служба Это произошло при строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в 1595 году 17 октября. ПРАВМИР. Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (+ 1563), и Варсонофия, епископа Тверского (+ 1576), произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае». Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия. В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: «Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие».

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010