ЛОНГИН († после 1607 (?)), ГЕРМАН (кон. XVI - нач. XVII в.) и БОГОЛЕП († после 1601 (?)), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеезерские. Согласно сведениям «Книги глаголемой Описанию о российских святых», Л., Г. и Б. были монахами Кожеезерского в честь Богоявления мужского монастыря и учениками прп. Серапиона Кожеезерского († 1611). В одном из наиболее ранних списков «Книги глаголемой...» (МГУ НБ. ОРиРК. 293 (Сб. Моховикова). Л. 441, по датировке Н. А. Кобяк, 10-20-е гг. XVIII в.) имена Л., Г. и Б., а также прп. Корнилия Кожеезерского, «начальника Спасского монастыря Кожеозерского», внесены в основной текст позднее, чем 2 подзаголовка на том же листе: «Града Мангазея и Енисея святыя» и «Града Каргополя святыя», после которого следует перечень Каргопольских святых. Согласно наблюдениям А. А. Романовой, в поздних списках «Книги глаголемой...» (НБУВ. Собр. Киевского Софийского собора. 368/137, кон. XVIII в. (гл. 47); ГИМ. Увар. 17, 1-я четв. XIX в.) переписчики интерпретировали вставку так, что подзаголовок «Града Мангазея...», относящийся исключительно к «отроку Василию» (см. Василий Мангазейский , прав.), был соотнесен с именами Корнилия, а также Л., Г. и Б. Архангельский еп. Никодим (Кононов) предположил, что Кожеезерские преподобные скончались в Мангазейской обители (в пересказе этого текста в книге архиеп. Сергия (Спасского) появилось добавление: «Никодим… полагает, что означенные иноки с Корнилием переселились в Тобольскую епархию и там основали другой Кожеозерский монастырь»). Спасского мон-ря близ Мангазеи скорее всего не существовало: о нем не сохранилось никаких свидетельств. Т. о., подвижники помещены в число святых «Града Мангазея и Енисея» ошибочно. Очевидно, что Кожеезерскими они именуются по месту пострижения. Во Вкладной книге Кожеезерского монастыря имеется недатированная запись о денежном вкладе старца «Боголепа турчасовца» ( Косцова. 2008. С. 31), а под 1602/1603 г. записан денежный вклад (10 р.) «Логина крылошанина» (Там же. С. 97). По сообщению еп. Никодима (Кононова), Б. упоминался в книге купчих грамот под 1601 г., а Л.- под 1607 г. В иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова под 12 авг. Л. и Г. названы «пустынниками Кожеозерскими за Онегою рекою». Канонизация святых подтверждена включением их имен в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (празднование Собору возобновлено в 1981).

http://pravenc.ru/text/2110710.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (не позднее 1323 - 2.06.1365), св. блгв. кн. нижегородский (пам. 2 июня). Старший сын суздальского (впосл. нижегородского) кн. Константина Васильевича, после смерти к-рого (21 нояб. 1354) унаследовал нижегородский стол. Поначалу А. не стал продолжать борьбу нижегородско-суздальских князей с московскими за владимирское великое княжение, начавшуюся при Константине (съезд в Переяславле с вел. кн. Иоанном II Иоанновичем в 1356). После смерти Иоанна II А. уступил ведущую роль в этой борьбе младшему брату Димитрию-Фоме, отказавшись в пользу последнего от предложенного ему в 1360 г. ханом Золотой Орды Наврузом ярлыка на великое княжение (ПСРЛ. Т. 10. С. 231), и в 1360-1362 гг. в союзе с Новгородом поддерживал Димитрия в бытность его вел. князем против юного московского кн. св. Димитрия Иоанновича . Аполитичность А. привела к тому, что еще при его жизни (не позднее осени 1363) нижегородский стол был захвачен др. его младшим братом - Борисом Константиновичем, кн. городецким. Судя по нек-рым летописным сообщениям, А., как и его супруга Васса (Василиса) , был «духовен зело и многодобродетелен»; в 1363 г. мироточил крест, к-рым новопоставленный Суздальский еп. Алексий после литургии благословил А. (ПСРЛ. Т. 11. С. 3; Т. 15. Вып. 1. Стб. 75-76). В 1359 г. на средства А. был построен собор во имя архистратига Михаила в Н. Новгороде (ПСРЛ. Т. 10. С. 230) и, если полагаться на сообщение позднего (XVI в.) жития прп. Евфимия Суздальского , также суздальский в честь Покрова Богоматери мон-рь как благодарность Богу за чудесное спасение во время путешествия по Волге (1364). В 1364 г. А. принял монашество и примерно через год скончался; летописец так отметил это событие: «Преставися кроткий, и тихий, и смиренный, и многодобродетельный великий князь Андрей Констянтинович во иноцех и в схиме» (ПСРЛ. Т. 11. С. 4). А. был погребен в нижегородском соборе в честь Преображения Господня рядом со своим отцом. Память А. и жены его Василисы (без указания дня) отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 333 об.); он также упомянут под 25 авг. в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 209).

http://pravenc.ru/text/115280.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА (не позднее 1055/60 - 3.11. 1112, Киев), прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.), дочь переяславского (впосл. киевского) кн. Всеволода Ярославича , вероятно от первого брака (в летописях упоминается под именем Янка (Янька), является ли это имя уменьшительной формой имени Анна или Иоанна или же самостоятельным именем языческого происхождения, с определенностью сказать трудно). В 1086 г. Всеволод заложил в Киеве ц. св. ап. Андрея и основал при ней жен. мон-рь (Андреевский «Янчин»), в к-ром тогда же по пострижении А. стала первой настоятельницей. Сведения об устроении при мон-ре девичьей школы есть только у В. Н. Татищева . А. принимала участие в церковно-политической деятельности своего отца: в 1089-1090 гг. она возглавила посольство в К-поль за новым митр. Иоанном III . Похоронена в Андреевской ц. мон-ря. Время канонизации неизвестно. Без указания дня памяти в сер. 50-х гг. XVII в. ее имя включил в свой Месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобная мати Анна, имянуема Янка, дщи бысть великаго князя Всеволода Ярославича, внучка ж греческаго царя Констянтина, пострижеся, девою сущи, и монастырь устрои, и множ черноризницы совокупив, отиде к Богу в добром устроении» (РГБ. МДА. 201. Л. 330 об.). Дни памяти А. отмечены в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) - 3 нояб. и в «Описании о российских святых» кон. XVII-XVIII вв.- 18 мая. Упомянута как инокиня в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 170 об.) под 16 июня. Ист.: ПСРЛ. Л., 1926-19282. Т. 1. Стб. 208, 289; СПб., 19082. Т. 2. Стб. 197, 200, 273; Татищев В. Н. История российская. М., 1963. Т. 2. С. 95; Описание о российских святых. С. 9. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41, Прил. С. I; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 149, 343; Васильевский В. Г. Два письма византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу// он же. Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 1. С. 3-55; Kaz hdan A. Rus " -Byzantine Princely Marriages in the Eleventh and Twelfth Centuries//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. Р. 418-419; Назаренко А. В. [Рец.]//ОИ. 1992. 4. С. 205; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 52.

http://pravenc.ru/text/115552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ И ФЕЛИКС КАРЕЛЬСКИЕ (XIV в.), праведные (пам. 18 апр., и 21 мая - в Соборе Карельских святых). Сведения о них сообщаются в сказании о святых (единственный список: ГИМ. Барс. 101, XVIII в.), «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), в иконописных подлинниках XVII-XVIII вв. и подтверждаются летописными известиями и актами. А. и Ф. К. (Василий и Филипп, по поздним источникам) были сыновьями некой новгородской боярыни Марфы, что известно из ее сохранившейся духовной грамоты нач. XV в. (ГВНиП. 129. С. 185-186). В духовной грамоте новгородца Евстафия Ананьевича она же упомянута как «Марфа, Охромеева теща» (ГВНиП. 110. С. 167; 1393 г.). Т. о., время жизни Марфы можно датировать кон. XIV - нач. XV в., что не позволяет отождествить ее с новгородской посадницей Марфой Борецкой (в 1478 Марфа Борецкая была еще жива и выслана из Новгорода вел. кн. Иоанном III Васильевичем ; однако в исторической лит-ре XIX в. вслед за народными преданиями возникла устойчивая легенда, считавшая А. и Ф. К. сыновьями Марфы Борецкой). Во время одного из торговых плаваний по Белому м. А. и Ф. К. утонули, тела их были выброшены волнами на берег и погребены на горе. В духовной грамоте Марфы сказано, что она поставила храм во имя свт. Николая «на гробех детей своих Онтона да Феликса» (ГВНиП. 129. С. 186). Так был основан мон-рь, к-рому Марфа дала вкладом село на о-ве Лявля и 2 села в Конечных, пожни и рыбные ловли по Малокурью, по Кудьме и в Неноксе. Кроме того, Марфа приказала заботиться о Никольском соборе «господину своему деверю Федору Григорьевичу, и его детям, и Леонтию Аввакумовичу, и зятю своему Варфоломею Васильевичу». В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами. Почитание А. и Ф. К. на Рус. Севере вследствие чудес от их гробниц было велико, в XVII в. их именовали «новыми чудотворцами». Время местной канонизации А. и Ф. К. неизвестно. Служба святым составлена, вероятно, в XVIII в. (ГИМ. Барс. 216, XVIII в.). Архиеп. Сергий (Спасский) помещал память А. и Ф. К.: под 18 апр., в 3-м разд. дня, как местночтимых святых. В иконописном подлиннике (XVII в.) под 28 мая отмечена память А. и Ф. К.: «У моря Окияна, святаго Николы Чюдотворца, новых чюдотворцев, куплю деющих по морю, истопоша, и Божиим изволением извержени на берег и погребена, и ту стала гора и монастырь по чудесем их» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 166 об.).

http://pravenc.ru/text/116070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПОВСКИЕ династия иконописцев из г. Романова-Борисоглебска (совр. г. Тутаев Ярославской обл.), представители к-рой работали в XVIII - 1-й пол. XIX в. А. принадлежало большое и разнообразное собрание графических иконных образцов (в наст. время хранится в ГИМ, приобретено у супруги С. Т. Большакова Е. М. Большаковой), включавшее листы с работ мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, переводы из Сийского иконописного подлинника. Основатель династии Федор Михеев Агапов-Архиповский (1746 - после 1805?) (в наст. время работы неизвестны) внес наиболее значительный вклад в собирание иконных образцов; сохранилось ок. 200 подписных листов посл. четв. XVII в.- 1805? г., в т. ч. образцы с икон ц. св. прор. Илии в Ярославле, с местных чудотворных Казанской и Феодоровской икон Божией Матери, листы житийного цикла Богородицы, подборка житийных клейм икон св. Илии Пророка, неск. образов рус. святых: «Блгв. кн. Даниил Московский», «Свт. Никита Новгородский», «Свт. Алексий Московский» и др. Старший сын Федора Василий Архиповский (1779-1844) работал по заказам от Нерехты до Пошехонья; известен по подписям на неск. листах собрания, в частности воспроизводящим редкую местную иконографию «Спас Борисоглебский», ряд изображений Акафиста Богородицы и Благовещения, икон св. Иоанна Предтечи. В наследии иконописца Максима Федорова Архиповского (1784-1845; в нек-рых документах именуется также Агаповым), брата Василия, сохранились многофигурные композиции (иконный образец «Седмица»), листы с единоличными образами святых; кроме того, он является автором ряда иконописных произведений, напр. списка с чудотворной Югской иконы Божией Матери , находившегося в кафедральном соборе г. Рыбинска (не сохранился), по свидетельству Д. А. Ровинского , «образ писан очень мелко, с богатой золотой прописью». По заказам романовских купцов выполнил в 1824 г. для П. А. Горбунова икону «Сщмч. Афиноген, еп. Пидахфойский, в житии» (ГРМ), в 1833 г. для А. И. Трутнева образ «Прп. Исаакий Далматский, в житии» (Музей-квартира П. Д. Корина). Подписных образцов младших А. не более 80. Очевидно, при жизни отца семья работала единой артелью, т. к. встречаются листы с надписью: «Иконописцев Архиповских»; впосл. образцы были поделены между братьями, о чем свидетельствуют надписи на листе «Спас Смоленский»: «Сей образец Федора Михеева»; «Сей рисунок Василия Архиповскова, верно доставшийся после родителя своего Федора Архиповскова точно также по разделу». Судя по иконографии и строгой каноничности образцов собрания, А. являлись старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/76544.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ [Стахий] († до 1690, Ростов), блж., Христа ради юродивый, Ростовский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Упоминается в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.), в рукописном каноннике XVIII в., происходящем из Ростова (собр. А. А. Титова), в к-ром сообщаются краткие сведения о ростовских святых. Житие А. не было составлено, отдельные сведения о блаженном сохранились в устном предании среди жителей Ростова, где его почитание было велико. А. (по нек-рым рукописям, Стахий) жил в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления Господня мон-ре , когда Ростовским митрополитом был Иона (Сысоевич) ; 1652-1690). А. был очень любим и почитаем митр. Ионой, часто присутствовал за трапезой архиерея. Однажды митрополит, занимавшийся постройкой церквей и зданий Ростовского кремля, был очень расстроен тем, что работы по его указанию не выполнили, на что А. сказал: «Ах Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени одни воробьи будут жить!» Действительно, в XIX в. Ростовский кремль находился в сильном запустении, от полного разрушения его храмы были спасены благодаря начавшимся в 1890 г. реставрационным работам. Погребение блаженного совершил митр. Иона (этим определяется время кончины А.). А. был похоронен за алтарем Богоявленского монастырского собора, рядом с могилой прп. Пимена верижника, затворника Богоявленского мон-ря († после 1618). В иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 139об.) под 26 авг. указано, что А. и прп. Пимен лежат рядом «в Ростове, в Богоявленском монастыре, за олтарем в полатке» (сведения, приводимые в нек-рых списках «Описания о российских святых», о том, что А. погребен «у Вознесения Господня, где Исидор проживый», ошибочны). Над могилами А. и прп. Пимена была устроена деревянная часовня. В кон. XVIII в. первый ростовский городской голова Н. А. Хлебников построил каменную часовню в благодарность за свое исцеление от тяжелой болезни после панихиды, совершенной на месте погребения подвижников. С 24 июля 1855 г. в часовне начали постоянно служить панихиды, на внутренней зап. стене часовни были написаны изображения А. и прп. Пимена. В часовне хранились 2 кувшинообразные железные гири, весом ок. 65 кг каждая, и железный камзол, весом ок. 24 кг, принадлежавшие, по преданию, подвижникам. Богомольцы, посещавшие часовню, брали в руки гирю или надевали на себя железный камзол и трижды обходили часовню, молясь А. и прп. Пимену. Местная канонизация А. совершилась в 1964 г. в Соборе Ростово-Ярославских святых.

http://pravenc.ru/text/76866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОВЕЩЕНИЕ МОСКОВСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 25 марта), чудотворное «самописаное» на стене изображение, находившееся в ц. Благовещения на Житном дворе в Московском Кремле (не сохр.). В рукописном сборнике 1714-1716 гг., составленном сторожем Благовещенского собора С. Моховиковым, и Сборном нелицевом иконописном подлиннике гр. Строганова 1-й пол. XVIII в. содержится краткое сказание, в к-ром явление образа обозначено легендарной датой - 1104 г. Др. сказание относит икону к эпохе царя Иоанна Грозного и связывает ее явление с судьбой невинно осужденного воеводы, сидевшего на Житном дворе в безымянной башне-тюрьме, на наружной стене к-рой чудесно возник образ Благовещения, а осужденный был помилован. В 1730 г. имп. Анна Иоанновна, приехавшая в Москву на коронацию, приказала построить у чудотворного образа каменную ц. в честь Благовещения (освящена в 1731). Церковь была пристроена к башне таким образом, что явленная на внешней стене башни икона оказалась внутри, на ее юж. стене за правым клиросом. В XVIII-XX вв. «самописаная» икона была одной из самых прославленных московских святынь. К ней приносили пожертвования в виде драгоценных украшений-подвесок. В 1742 г. перед образом произошло чудо самовозжжения свечи. Посетившая в том же году Москву имп. Елизавета Петровна приказала изготовить для иконы из драгоценных пожертвований серебряную ризу и золотой венец (похищены в 1812); новая риза была сделана в 1816 г. (не сохр.). Согласно описям ц. Благовещения 1831 и 1871 гг., икона (190 ´ 120 см) была исполнена масляными красками по штукатурке, покрыта серебряным золоченым чеканным окладом с украшенными жемчугом венцами и цатами; деревянную золоченую резную раму образа обрамляли 2 колонны на пьедесталах с карнизом над ними. В 1891-1892 гг. в память о чудесном спасении имп. Александра Александровича и его семьи во время крушения поезда 17 окт. 1888 г. в бывш. башне-тюрьме был устроен придел во имя свт. Иоанна Милостивого. На сев. стене придела, с др. стороны к-рой находился «самописаный» образ, было изображено «явление в сей башне Богоматери узнику», к-рое сопровождала «летопись» с подробным изложением сказания. Ц. Благовещения с настенной иконой была разрушена в 1932 г.

http://pravenc.ru/text/149267.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). В. С. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В нек-рых списках «Описания» его имя названо в ряду др. сольвычегодских юродивых - Фомы , Михаила , Иоанна , Иродиона , в разные годы погребенных вне церкви в сольвычегодском Введенском мон-ре (основан в 1565 братьями Строгановыми). Вероятно, В. С. умер позже всех названных святых, поскольку в «Летописце о граде Сольвычегодске» под 1669 г. он еще не упоминается. В иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) память В. С. отмечена под 3 июля, здесь он назван «новым чудотворцем». Имя В. С. включено в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Вологодским еп. (впосл. митрополит) Евгением (Болховитиновым) . Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Ист.: Описание о российских святых. С. 155; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Верюжский. Вологодские святые. С. 693; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 95; Прил. Стб. V; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553, 577; Голубинский. Канонизация святых. С. 349; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиционной культуры Севера (к 500-летию г. Сольвычегодска). Сыктывкар, 1992. С. 31; Попов В. Сольвычегодская старина//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 105; Соскин А. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент. А. Н. Власова. Сыктывкар, 1997. С. 169. А. В. Пигин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/149773.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СУХОЙ († до 1392?, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 1 янв. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых). В. С. упоминается в Житии прп. Сергия Радонежского , составленном в 1418 г. Епифанием Премудрым . В. С., ранее живший в верховьях р. Дубны, был в числе первых 12 учеников, поселившихся с преподобным Сергием на Маковецком холме («старец Василий, рекомый Сухи, иже бе в пръвых от страны пришедый от връх Дубны»). Житие прп. Сергия сообщает, что поначалу, когда кто-то из братии умирал («сице живяху тогда и по два лета, и по три»), брали нового монаха, чтобы число братии 12 оставалось неизменным, поэтому принято считать, что первые ученики прп. Сергия († 1392) скончались еще при жизни основателя Троицкого мон-ря. Время местной канонизации В. С. неизвестно. Его память отмечена в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) и под 1 янв. в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). В Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVIII в.) В. С. назван среди Радонежских святых, но без указания дня памяти (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). Святой изображен на иконах «Собор Радонежских святых» из ТСЛ (XIX в.). Местная канонизация В. С. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) . Стихира на стиховне службы Собору Радонежских святых воспевает «первенца пришельца Василия Сухаго». Ист.: Описание о российских святых. С. 79; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 321; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 341. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 94; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Голубинский. Канонизация святых. С. 350; он же. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 93; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 4; Тихомиров М. Н. Город Дмитров от основания города до пол. XIX в.//Тр. Музея Дмитровского края. Дмитров, 1925. Вып. 2. С. 11; Попов Г. В. Худож. жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М., 1973. С. 14; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 73.

http://pravenc.ru/text/149779.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ И АНАСТАСИЯ ВАСИЛЕВСКИЕ (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в.?), прав. (пам. 26 мая). Место и время подвигов святых установить затруднительно из-за скудости сохранившихся сведений. В «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.) сказано: «Святый и праведный Гавриил и святая и праведная Анастасия, сестра бысть по плоти святому Гавриилу, Василевские чудотворцы» (С. 205). В нек-рых списках «Описания» время жизни святых обозначено условно под 7000 (1492) г. Со ссылкой на «древлеписменные месяцесловы» Г. и А. В. упоминаются как князь и княгиня «града Василева» в «Месяцеслове» и в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского (1807-1811; ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 13 об., 349-349 об.). Архиеп. Димитрий (Самбикин) предположительно отождествлял «град Василев» с г. Васильсурском (Василем, в 170 км от Н. Новгорода), основанным 1 сент. 1523 г., во время похода вел. кн. московского Василия III Иоанновича на Казань. Если это предположение верно, то время жизни святых можно отнести приблизительно ко 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. Судя по упоминаниям святых в «Описании о российских святых» и в «Иконописном подлиннике», к рубежу XVII-XVIII вв. существовало их местное почитание. Описания внешнего облика Г. и А. В. (изображения не сохр.) приводятся под 26 мая в неск. иконописных подлинниках XVIII-XIX вв., напр. в принадлежавшем С. Т. Большакову : «И память преподобнаго отца нашего князя Гавриила и сестры его Анастасии, Василевских чудотворцев, Гавриил сед, в схиме, брада Богословля, ризы преподобническия, Анастасия же аки Пятница» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 102). С нек-рыми вариантами текст повторяется в рукописях из собраний С. Г. Строганова , Г. Д. Филимонова , В. Н. Перетца ; в подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 162) добавлено: «Анастасия: на главе плат бел, риза киноварь, испод лазорь, руце молебны». Погрудное изображение А. В. в монашеском одеянии и куколе, с надписью на нимбе: «П[реподобная] Анастасия Василевска[я]» - помещено в группе преподобных и праведных жен (между прп. Анной Кашинской и прав. Иулианией Муромской) на прориси с иконы Собора рус. святых 1814 г., хранившейся в музее СПбДА ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463. 231; Т. 2. С. 79-80).

http://pravenc.ru/text/161359.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010