Самым существом Русской иконописи – держаться церковного предания – определяется исходный пункт в методе ее изучения, то есть, приведение в ясность этого художественно-религиозного предания. Наши предки, как мы видели, очень сбивчиво говорят об этом предании: то указывают на каких-то древних мастеров, то на Греков, то на приделы Цареградского храма Св. Софии, то на какие-то греческие миниатюры и другие завозные образцы. Для древних иконописцев было достаточно этих неопределенных указаний; потому что на самой практике, по заведенной рутине, предание ими наблюдалось. Но в наше время, когда приведены в известность, изданы и оценены по достоинству важнейшие памятники древнехристианского искусства вообще и некоторые Византийского стиля, естественно представляется сам собой вопрос: многое-ли и что именно в предание Русской иконописи заимствовано из общего достояния древнехристианского искусства вообще и из Византийского в особенности? А для этого должно привести в известность самые источники искусства и объяснить их содержание и стиль. Но чтобы удержаться в пределах авторитета, принятого нашей иконописью, надобно это предание определить известным периодом времени, Подлинники нам указывают на последнюю эпоху этого периода, именно на разделение церкви на Восточную и Западную в IX в.; следовательно, по смыслу этого указания, все произведение церковного искусства, предшествующие разделению церкви, где бы они ни возникли, на Востоке или на Западе, в Византии или в Риме, Милане, Равенне, Арле, Ахене, равно могут дать содержание нашему иконописному преданию. Если это так, то история нашей иконописи, по сродству источников, должна составлять одно нераздельное целое с историей христианского искусства до IX в. включительно. Но мы уже не можем с такой наивной исключительностью, как наши предки, смотреть на само производство церковных вещей, и отвергать их потому только, что они были сделаны не православными. Мы знаем, что западное искусство, при многих отклонениях, многое и удерживало из общих церковных преданий, даже до XIII и XIV столетий. Следовательно и эти позднейшие данные в рассуждении Русского иконописного предания опущены быть не могут. Сверх того, мы знаем также, что на западе в течение трех столетий после разделения церкви много художественных произведений сделано было мастерами греческими; например, мозаики в Сицилии и в Венецианском соборе Св. Марка, XI и XII столетий. В Италии до XIII в. было так сильно влияние греческое, что по старинному преданию, всю живопись итальянскую до Чимабуэ привыкли называть Византийской. Следовательно, все что в западном искусстве соединено с названием Греческого или Византийского, имеет неоспоримое право быть также введено в область русского иконописного предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Духовный реализм» и «духовный формализм» (Заметки с юбилейной выставки картин М.В.Нестерова) 14.06.2013 639 Время на чтение 13 минут же более сотни лет каждая выставка картин М.В.Нестерова становится событием - и не только общественным, но для многих и глубоко личным, затрагивающим самые основы бытия, заставляющим многое переосмыслить и перепроверить... Уже более сотни лет каждая выставка картин М.В.Нестерова становится событием - и не только общественным, но для многих и глубоко личным, затрагивающим самые основы бытия, заставляющим многое переосмыслить и перепроверить... Идем осматривать экспозицию на Крымском Валу без какой-либо конкретной задачи, просто, как говорится, освежить впечатления. И в первом же зале с ранними работами до боли поражает контраст между картиной «Юность преподобного Сергия» (1892-1897) и предварительными этюдами к ней. На этюдах изображен отрок, о котором можно сказать кратко: «убогое мира избра Господь». Его лицо, как бы преодолевая телесные немощи, взыскует горних обителей, свободно приподнятые руки ищут опору в невидимом. Ни малейшего внешнего штриха из «иконописного подлинника», никакого нимба, формального свидетельства святости, но несомненна подлинность его духовного горения. И рядом с этими чудесными этюдами висит сама итоговая работа... Это какой-то экзальтированный, клерикально-модернистский «официоз» - с нимбом, воздетыми к небу очами, молитвенно сложенными руками, лестовкой, с «историческим» медведем... Все «формально» правильно, но приторность, прелестность образа режет глаза, на него просто неловко смотреть... «Многие смущены, некоторые восторженно хвалят», - вспоминал сам художник о первой демонстрации картины. Не понравилась она ни П.М. Третьякову, ни И.С. Остроухову - знатоку и собирателю древнерусской иконы. Не приняли ее ни Шишкин, ни Мясоедов. Сам Нестеров признавался, что в процессе работы над ней был «смутно чем-то недоволен». На выставку передвижников 1893 г. «Юность преподобного Сергия» прошла всего одним голосом. И.Е. Репин, по воспоминаниям Нестерова, не одобрял ее за «символичность», причисляя «к тогда новому, так называемому «декадентскому», упадочному течению» . Положа руку на сердце, разве можно с этим суждением не согласиться?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Града Каргополя Святыя 337. Преподобный Александр игумен Успенскаго монастыря Ршевенский чудотворец, преставися в лето 6997 месяца апреля в 20 день В 80 верстах от Белозерска, в Ваше-озерской волости, жил зажиточный и благочестивый замледелец Никифор Ошевин. Младший сын его Алексей поступил на 18 году в Кириллов Белозерский монастырь и там, спустя 9 лет, принял пострижение с именем Александра и удостоен священства. С благословения своего игумена и при помощи родного отца, он выбрал место на р. Чуруге, в 44 верстах от Каргополя. Там собралась к нему братия; преп. Александр основал монастырь, называемый Успенским – Ошевенским. В подвижнических трудах преподобный провел в своей обители 27 лет и мирно предал дух свой Господу на 52 году жизни, 20 апреля 1479 г. Мощи свидетельствованы были, по распоряжению митрополита Антония, Варлаамом епископом Вологодским. Ныне св. мощи его почивают под спудом в главном храме обители его, построенном в 1707 г. Житие, написанное в 1567 году иеромонахом Ошевенского монастыря Феодосием, В.О. Ключевский называет «превосходным по содержанию» (стр. 298). Память преп. Александра празднуется 21 апреля. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием брада черна, надседа, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, и власы главныя черныя; ризы преподобническия и в схиме». (Филимонов, стр. 52). 338. Преподобный Никодим пустынник Кожеозерский чудотворец преставися в лето 7148 месяца июля в 3 день Урожденец Ростовского уезда, сын крестьянина Николай, ремеслом кузнец, постриженный в Чудове монастыре с именем Никодима, в 1602 году перешел в Кожеозерский монастырь. Здесь прожил он полтора года. Потом, желая работать Господу в глубоком безмолвии, в 5 верстах от обители, при речке Хузьюге, поставил себе келлийцу и в ней начал подвизаться. Здесь прожил он безвыходно 35 лет, подражая Павлу Фивейскому. Около хижины был у него огород, где сам он возделывал землю; в другое время любил ловить удочкою рыбу, но плодами рук своих делился с обителью; воду носил себе из реки за версту, совершая дорогою молитву; он только сидя предавался дремоте, ночь же проводил в молитве. Когда Никодим сильно изнемог от старости, игум. Иона убедил его перейти в обитель. Здесь, причастившись св. Таин, мирно предал он дух свой Богу, 3 июля 1640 г. Мощи его покоятся в храме св. Николая давно упраздненной Кожеозерской обители; лик его изображен на гробнице, обитой медью. Клобук и епитрахиль его целы (Филарет, «Рус. Св.», июль стр. 39, л. 40). Память – 3 июля. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием надсед, брада черна, продолговата, не широка, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 61). 339. Преподобный Иоанн Власатый, иже бысть трудник в девичье монастыре, преставися в лето 7100

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Первый образ в иконографии русских святых Доклад на Пленарном заседании VII Пименовских Чтений Саратов. 11 декабря 2009 г. 20.01.2010 695 Время на чтение 25 минут Написание икон святых является древней традицией Православной Церкви. Взирая на святые образы, верующий человек, согласно постановлению VII Вселенского Собора, возводит свои мысленные очи к Подвижнику, пребывающему в небесных обителях, воздавая при этом благоговейное почитание написанному его изображению. Это особенно ярко показывает единство Первообраза и иконного образа. Как пишет известный богослов-агиограф архиепископ Сергий (Спасский), мы «чрез почитание святых икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих»1. Ниже он продолжает: «Для Господа Бога святые иконы служат орудием проявления Его Божественной силы к нашему спасению: чрез них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней»2. В каждом православном храме имеется множество различных икон, на которых изображены святые подвижники. Они стали привычны и близки сердцу православного верующего человека. Но в почитании каждого Святого всегда имел место такой трогательный момент, как написание его первого образа. Впервые данный вопрос о написании образа новопрославленных святых встал на Руси после принятия Крещения в связи с канонизацией святых страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015; пам. 2 мая). Причисление церковным Собором к лику святых угодника Божия благочестия влечет за собой написание ему Службы, Жития, а также указания - как писать его образ. Иконографические данные о святых суммированы в Иконописном Подлиннике. «Плод просвещения Древней Руси... Подлинник возник и развивался на основе Прологов, Миней, Житий святых и Святцев, будучи таким образом полным выражением всех сведений древнерусского иконописца, литературных и художественных... Наши древние иконописцы стояли во главе просвещенных людей Древней Руси, что они засвидетельствовали созданною ими художественно-литературною системою Иконописного Подлинника»3. Эпоха Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.), благодаря усилиям которого на Московских Соборах 1547, 1549 годов было канонизировано множество русских святых, в ряду других обобщающих церковно-культурных, исторических начинаний дала и Иконописный Подлинник. Можно сказать, что расцвет иконописания на Руси одновременен с расцветом почитания русских святых. Исторически первый образ Святого нередко предшествовал указаниям Иконописного Подлинника. История появления первых образов святых различна4.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Несмотря на свой крайнюю отсталость сравнительно с западным, наше искусство, следуя своим историческим судьбам, выработало в своей среде такой великий, монументальный факт, который должен быть постановлен наряду со всем, чем только может гордиться искусство на западе. Этот великий памятник, это громадное произведение русской иконописи – не отдельная какая-нибудь икона или мозаика, не образцовое создание гениального мастера, а целая иконописная система, как выражение деятельности мастеров многих поколений, дело столетий, система, старательно обдуманная, твердая в своих принципах и последовательная в проведении общих начал по отдельным подробностям, система, в которой соединились в одно целое наука и религия, теория и практика, искусство и ремесло. Этот великий памятник русской народности известен под именем Иконописного Подлинника, то есть, руководства для иконописцев, содержащего в себе все необходимые сведения для написания иконы, технические и богословские, то есть, не только практически наставления, как заготовлять для иконы доску, как ее загрунтовывать левкасом, или белой мастикою, как накладывать золото и растирать краски, но и сведения исторические и церковные о том, как изображать священный лица и события, соответственно Св. Писанию и преданиям церкви. Плод просвещения древней Руси, ограниченного тесным объемом церковных книг, Подлинник – возник и развивался на основе Прологов, Миней, Житий Святых и Святцев, будучи таким образом полным выражением всех сведений древнерусского иконописца, литературных и художественных. Как на западе великие художники стояли в уровень с современным им просвещением и заявили свой деятельность столько же в искусстве, сколько и в литературе и науке; так и наши древние иконописцы стояли во главе просвещенных людей древней Руси, что они засвидетельствовали созданной ими художественно-литературной системой иконописного подлинника, из которой ясно видно, что относительно своего времени они были несравненно образованнее, нежели новейшие русские художники относительно современного им состояния просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Том 1 Том 2 Том 3 Содержание Предисловие Общие понятия о русской иконописи 1. Сравнительный взгляд на историю искусства в России и на Западе 2. Русский иконописный подлинник 3. Метод изучения русской иконописи. – Источники иконописного предания 4. Изящество иконописного предания. – Природа и идеальность. – Иконописные типы 5. Отличие искусства русского от западного по способу представления иконописных предметов Отзывы иностранцев о русском национальном искусстве Мнение Г. В. Шульца о позднейшей византийской иконописи Жития русских угодников, как один из главных источников для истории русского церковного искусства Краткое обозрение истории византийского искусства «Жизнь Иисуса Христа» Ренана и современное церковное искусство на Западе Сравнение одного рельефа на портале Пармского баптистерия с миниатюрой Углицкой Псалтири XV века Московские молельни Для характеристики Древнерусского иконописца Символика христианского искусства в русских рукописных сборниках Современный вопрос о значении христианского музея в народном просвещении Новые иконы академика и профессора Е. С. Сорокина Сказание о создании церкви Св. Софии Сказание о создании великой Божией церкви святой Софии, еже в Константине граде. Юже создал благоверны царь Иустиан в лето 6060 ста на царство и быс всего царства его лет 34 Приложения О русских народных книгах и лубочных изданиях О народах на Страшном суде Образцы иконописи в Публичном Музее. В собрании П. И. Севастьянова Картины Русской школы живописи, находившиеся на Лондонской Всемирной выставке. (Выставлены для Московской публики в зале 1-й Гимназии, у Пречистенских ворот) Иконописное братство Издания Московского Публичного Музея Домашний быт Русских Царей в XVI и XVII столетиях Заметки из истории Чешской живописи Археологическая драгоценность Догадки и мечтания о первобытном человечестве Клинообразные надписи Ахеменидов в издании профессора К.А. Коссовича     Предисловие Издание сочинений покойного академика Ф.И. Буслаева , предпринятое Отделением русского языка и словесности, открывается трудами незабвенного ученого по русской археологии и истории искусства, хотя эти труды в его научной деятельности стояли несомненно на втором плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации День обретения мощей свт.Алексия, митрополита Московского (комментарий в аспекте культуры) Святитель Московский Алексий Р. А. Седова Иконография святителя Алексия, митрополита Московского Фрагмент статьи из I т. «Правосавной энциклопедии» Святитель Алексий. традиционно изображается в святительских одеждах: в белом клобуке (иногда с образом Серафима), саккосе (с орнаментом в виде крестов в кругах), омофоре и, как правило, с Евангелием в руке. Часто Алексий представлен рядом со свт. Петром, митр. Московским. Вместе они упомянуты в Сийском иконописном подлиннике 2-й пол. XVII в.: «Святители Московские Петр и Алексий — один с благословляющею десницею, другой с молитвенною; оба — старцы с книгами, в саккосах, омофорах и белых клобуках. Петр подобием сед, брада шире и короче Сергия, чудотворца Радонежского, риза сак зелен, кресты сини, омофор и Евангелие, на главе клобук бел, испод бакан. Алексий подобием сед, брада шире и доле Василия Кесарийского, на конце уже, риза сак бакан, кресты, омофор и Евангелие, на главе клобук бел». Кроме цвета одежд важное отличие в изображении святителей — форма бороды: длинная, узкая на конце у Алексия и короткая, широкая у свт. Петра. В иконографии святителя Алексия выделяются несколько изводов. Наиболее ранними являются изображения святителя в деисусе. Существуют 2 варианта: святитель с поднятыми в молении руками, напр., на воздухе «Спас Нерукотворный с предстоящими» (ГИМ, 1389 г.), выполненном за несколько. десятилетий до канонизации, — святитель Алексий представлен в полный рост вместе с Московскими святителями Петром, Максимом и Феогностом; на пелене «Богоматерь Неопалимая Купина и избранные святые» кон. XV — нач. XVI в., происходящей из Кириллова Белозерского монастыря (ГРМ); в др. варианте святитель изображался с Евангелием в руках, например, на иконе 2-й пол. XV в. (ВГИАХМЗ) — редкий образ святителя в митре; на иконе 80-х гг. XVI в. (СИХМ); на иконе кон. XVI — нач. XVII в. из иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (ГИМ).

http://sedmitza.ru/text/414746.html

I. Града Киева Святые 1. Святая великая княгиня Ольга во св. крещении Елена, крестися в лето 6463, преставися месяца июля в 11 день Супруга великого князя Игоря, мать великого князя Святослава. Родилась близ нынешнего Пскова, тогда еще не существовавшего; по смерти мужа управляла Русскою землею; приняла св. крещение в Царьграде в 957 году. Ум. 11 июля 969 годп. При внуке ее, равноапостольном князе Владимире, в 996 году обретены нетленные ее мощи и перенесены в созданную им Десятинную церковь в Киеве. Во время нашествия татарского на Киев, мощи св. Ольги были сокрыты под спудом, а потом, как гласит предание, вновь открыты Петром Могилою , при сооружении им, на развалинах Десятинной, новой церкви, гдн и почивали они до начала XVIII века, когда, вследствие несчастных обстоятельств, вновь сокрыты в неизвестном месте (Макарий, «Истор. Русск. церкви», 1, 61 и 62). В «Иконописном Подлиннике» под 11 июля: «святая праведная великая княгиня Российская Ольга, нареченная во святом крещении Елена, баба великого князя Владимира; подобием стара, лицем морщиновата и бела, на главе венец царский и платок, ризы на ней как у княшинь первых Российских, носивших платье княжеское; в руке свиток, а в нем написано: «попрах идолы и познах истинного Бога Иисуса Христа», (Филимонов, стр. 389). Житие и подвиги св. Ольги, по мнению И.И.Срезневского , написаны во второй половине XI века (Древн. пам. Р. письма и языка). История нарекла Ольгу мудрою, а православная Церковь – святою и равноапостольною. Память, празднуемая в день преставления, сохранилась и в преданиях основанного ею города Пскова: в Псковском Троицком соборе хранился Ольгин крест, сгоревший в 1509 году и замененный другим, доселе целым; деревня Перино зовется «Ольгин городок», а деревня Житник – «Ольгин дворец» (Н.П. Барсуков. Источники Русск. агиографии, стр. 412. Моя книга: «Святыни и древности Пскова», стр. 73, 76 и 78). 2. Святый и благоверный и равноапостольный великий князь Владимир Святославич, крестися в лето 6496, а преставися в лето 6524, а память его месяца июля в 15 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

А.А. Половцов Нестор Летописец, преподобный Печерский Нестор Летописец , преподобный. Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Повести временных лет, где идет речь в первом лице, – и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст (Миллер, Шлецер, Татищев, м. Евгений, арх. Филарет, м. Макарий, Кубарев, Бутков, архп. Димитрий и многие др.). Теперь же, когда принадлежность Нестору Начальной летописи оспаривается, требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае, несомненно, что преп. Нестор был инок Киево-Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане, который его принял, постриг и возвел в сан диакона. При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц. На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, наряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец , Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, – стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок. О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя. Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах, ни в Прологах, ни в Четьих-Минеях. В Описании иконописи Киево-Печерской Лавры начала XVIII в. упоминается живописное изображение «преп. Нестора диакона» и. «преп. Нестора летописца», но как далеко восходит основа этого Описания – вопрос спорный. Житие Нестора впервые находим в славянском печатном издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. («сказание многословное, – справедливо замечает преосв. Филарет, – но бедное по содержанию»), откуда оно заимствовано в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского . Церковная служба ему, как и другим «Преподобным отцем Печерским, ихже мощы в ближной и дальной пещере нетленно почивают», составлена еще позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году. Мощи преп. Нестора открыто почивают в Киеве, в Антониевых (ближних) пещерах. Церковь ублажает его, как «богомудрого житий святых списателя первейшего и ревнителя о них доброго», «времена и лета многочудесныя церкве, житие и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявившего». В Иконописном подлиннике о преп. Несторе замечено: «подобием сед, брада аки Богословля, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой – книга и четки, ризы преподобнические».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В настоящее время в нашей церковной практике употребляются две иконографии Сошествия Святого Духа на Апостолов: с Богоматерью во главе апостольского круга и традиционная иконография – без Нее. Это сосуществование двух иконографий одного и того же праздника одними признается нормальным и даже безразличным, другими же оспаривается и даже отрицается. Для одних отсутствие Высшей из всех находившихся в Сионской горнице, – Богоматери – представляется, как ущербление исторической истины и более того, полноты самого события Пятидесятницы. Другими же, присутствие Богоматери воспринимается, как несоответствие содержанию праздника. Поскольку оба эти иконографические варианта имеют своей отправной точкой событие, происшедшее в Сионской горнице на десятый день после Вознесения Господня и различие их заключается лишь в присутствии или отсутствии Пресвятой Богородицы, то возникает вопрос: чем обусловлено это различие в содержании того и другого варианта? Одно и то же ли они выражают? Поскольку наше время отмечено особым интересом к Церкви, поисками ее сущности, обостренным ощущением нужды в ней, иконографические темы экклезиологического характера приобретают особую актуальность. Среди них, может быть, главная тема – Пятидесятница. Поэтому содержание ее, в наше время особенно не может быть безразличным. Отсюда потребность осмыслить значение того и другого варианта иконы. Настоящая работа, не претендуя на исчерпывающее исследование иконы Сошествия Святого Духа, является попыткой разобраться в этих вопросах. Главными аргументами в пользу изображения Пресвятой Богородицы на иконах Сошествия Святого Духа являются текст Деяний Апостольских ( Деян.1:13–14 ) и текст Синаксария Вознесения, из которых явствует присутствие Богоматери в момент Сошествия Святого Духа. К этому добавляется древнейшее, дошедшее до нас, изображение Пятидесятницы, иллюстрация сирийского Евангелия Равулы VI века, где среди апостолов изображена Богоматерь, (иллюстр. 1), а также наличие изображений Пятидесятницы с Богоматерью в русских иконах и в Сийском иконописном Подлиннике XVIII века 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010