678 Так напр., архиепископ коломенский Иосиф, когда начинал кого-либо смирять, кричал: «кто вас у меня отнимет? не боюсь я никого; ни царь, ни патриарх вас у меня не отнимут». Тут пускали в дело шелепа и плети, сажали на цепи, дня по три есть не давали, холодною водою со снегом за заутреней соборных попов и певчих знобили, водою поливали, снег за пазуху клали; какого-то Петрушу Кириллова сам архиерей на молебне в соборной церкви зашиб до крови; попов бил плетьми нагих до крови и приговаривал: «бей гораздо, мертвые наши». Соловьев, История России, XIII, стр. 149. Подобные же действия поставлены в вину патриарху Никону , при его низложении. См. Прод. Др. Р. Вивл. III, стр.406–408. 683 В деле 1791 года об одном московском священнике, сосланном в перемышльский монастырь, читаем, что тамошний игумен Иннокентий иным сосланным головы и бороды брил, а прочих, к деревянной стене приставя, ниткою под бороду запечатывал и часа по четыре и более в летнее время, на солнце ставя, морил. Знаменский, стр. 658. 684 П. С. 3. 19337, 29711. Рассказывают об одном епископе, который заставил содержащихся в его архиерейском доме лиц выкопать пруды, имевшие вид начальных букв его титула и имени. Знаменский, стр. 610. 685 Так, заключение монастырское встречается с значением пожизненного лишения свободы. См. Опис. д. и док. синод. арх. 119, 276, 380 и др. Ср. Знаменский, О приход. духов. со времени реформы Петра, стр. 607–608. Быв поставлено вне соотношения с целями исправительными, лишение свободы могло и не связываться с монастырем, как местом заключения. Таково содержание в колодничей, которое, в свою очередь, имело различные степени. См. у Знаменского, стр. 607. Один из древнейших примеров этого рода наказания можно видеть в соф. 2 летоп. под 6990 г. (П С. Р. Л. VI). 688 Стогл. гл. XXVIII, XXX, XLI; деян. виленск. соб. А. И. I. 289; великий москов. соб. Доп. А. И. V, 102, деян. X и проч. 689 О возбранении от священства ради познания и пользы духовной говорится напр. во всех «духовных граматах» русских иерархов. См. грам. Фотия, П. С. Р. Л. VI, стр. 146, митр. Макария, А. И. I. 172 патр. Иова и Иоасафа, Пр. Др. Рос. Вивл. VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

252 В 1869 г. напечатана Петрушевичем в Литер. Сборн. Вып. 3–4 и отдельно. Преосв. Макария, История Русской церкви т. IX стр. 43–63. Здесь же (63–67) о митрополите Спиридоне, прозванном Сатаною, присланном из Царьграда на киевскую митрополию еще при жизни Мисаила, но не принятом в Литве и скончавшемся в заточении в Ферапонтове монастыре. 253 В челобитной к патриарху о его поставлении, русские князья писали о нем: «взысканию много бывшу во всех странах державы господаря нашего и по многих временных днех, обретохом мужа свята, имеющего в разумных правителя христианству, достойна веры, в писаниях сугубо наказанного, могущего иных пользовати и противящимся закону вашему сильного возбранителя и уст таковым затыцателя». Виленск. Археогр. Сборн. 1. 2. 254 По киевским летописцам Макарий посвящен еще в 1490 г. Палинод. стр. 1038. П. С. Л. II, 360. По другим – в 1495 г. Карамз. И. Г. Р. VI пр. 403. От 1492 г. дек. 24 есть уже грамота М. Макария Коложскому монастырю. Вилен. Арх. Сб. IX, 414. 266 А. 3. Р. IV, 149. В Описании рукописей виленской публичной библиотеки (Вильна, 1882 г.) встречаются выписки из этих рукописей, с резкими обличениями нравственного упадка высшего западнорусского духовенства пред началом унии и в первые ее годы. «И в нас ставят митрополита по своей воли, а не по правилам св. отец; вчера со псы по полю за заецем а ныне святительская совершает, а не тако, как св. Василие говорит: дóндеже вся степени священническая пройдет, тогда святитель бывает (стр. 254). «Они (т. е. древние) сильны словом и делом; сии же имением и скотом и коньми и стады, селами и повары и красными трапезами, слатолюбия ядением и питием исполнены, и о сих точию дни и нощию беседующе, а о словеснем стаде безсловесни суть, о нем же имут слово воздати в день он великий судный. Аще ли кто вопрошает их о книгах, то отвещают глаголюще: убози есьмы, не имамы чем книг стяжати. Ходят же не яко убози, но ризы носяще светлы и блещащеся, разширяюще воскрылья, или же яко у тельцов, иже на заколение упитанных; ученик много, паче же поваров и поводящих множество, а другая же студ и глаголати» (стр. 243). Киевская Старина, 1882 г. кн. 3, стр. 568.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

267 Онисифор наречен митрополитом в 1579 г., вступил в управление 27 Февраля 1583 г. А. 3. Р. III, пр. 66. 273 А. 3. Р. IV, 136. Местечко Черея – Сенновского уезда, Могилевской губернии. Жалованная грамота брата Мисаилова, князя Михаила Пеструцкого, Черейскому монастырю от 1454 г. в Виленск. Арх. Сборн. II, 1. 281 А. Ю. и 3. Р. I 51. Игумен этого монастыря Евфимий присутствовал на виленском соборе 1509 г. В 1534 г. настоятелем монастыря был архимандрит Стефан Рогоза. Тяжба с ним монахов о разделении доходов. А. 3. Р. II 174. 285 Степен. кн. 1,273. – Житие преп. Евфросинии описано, с униатской точки зрения, ксендзом базилианином Игнатием Стебельским и издано в 1781 г. в Вильне под зarлabueм:      Dwa wilkie Swiatla па horzoncie Polockim, czyli Zywoty ss. panien у matek Ewfrozyni i Parascevii, в двух томах. 286 От 1508 г. – грамота мстиславского князя Михаила Ивановича игумену Никольского монастыря Нифонту в Вилен. Археогр. Сборн. II 8. 288 Записи Пустынскому монастырю князя М. И. Мстиславского от 1500 и 1526 гг. в Вилен. Археогр. Сборн. II, 3, 4, 6, 9 и 10; и князя В. Полубенского от 1527 г., князя Лахтыновича от 1532, Борщевича и Гладковича, 11, 12, 13 и 14. 293 Отец Бориса Гинвиловича, Гинвил Мингайлович, вступив в брак с дочерью тверского князя Бориса Марией, первый из литовских князей принял христианскую веру и наречен Юрием. Умер 1199 г. бывши княжем полоцким. Stebelsk. Zywoty ss. Ewfrosin. Parask. Etc. 147. 308 А. Арх. Эксп. 1,353. Акт. ист. 1,320, А. 3. Р. III 29, 30. В списках Стебельского (Przyd. do Chronol. 207) и Несецкого (Когоп. Р. I, 92) значится посвященный в епископы полоцкие в 1562 г. Гарабурда, которого Несецкий в другом месте (II, 361) именует Аникитой, и прибавляет, что московиты отвели его в неволю. Не одно ли это лицо с Арсением? 310 А. 3. Р. IV, 7 пр. 6. Вводный лист Терлецкому на владение имениями архиепископии в Вилен. археогр. сб. 1 59. При передаче и принятии этих имений присутствовали дети покойного епископа Рпинского, паны Иосиф, Андрей и Марк Рпинские, и сын Терлецкого – Богдан Терлецкий. К архиерейским имениям в земле Полоцкой принадлежали: двор владычний в замке полоцком, фольварки Струн и Тетчи; кроме того к архиерейскому дому приписаны были монастыри: Мстиславские Николаевский и Пустынский, и Могилевский Спасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

31 О Львовском Братстве смот. Ж. М. Н. П. 1849 г. Апрель, отд. II. стр. 14–19; также Пам. Комм. Т. III. отд. 1. грам. 1, 2, 3, 7, и друг.; – о Виленском; Собр. Вил. грам. Ч. П. 3 и 4. 32 Что Братства действительно были вызваны этими обстоятельствами, доказательством служит, между прочим, следующее. – В 1621 году, во время сильного разлива Унии, в западной России был собор или, как говорится в сохранившемся до нас соборном акте, «советование о благочестии» где православные рассуждали о средствах к поддержанию Веры православной и где между этими средствами постановлено было – «учреждать Братства» «Пусть не будет стыда», говорить собор, «слушать меньших и от них научаться Не следовать же тому безбожному папскому правилу, за которое всеблаженнейший патриарх Александрийский Мелетий порицает папу и его служителей. Ибо двор римский осмелился установить такое правило, что хотя бы папа тому людей влёк за собою в ад, никто не должен сказать ему, стой, что ты делаешь! Если же архиереи и другие настоятели любовно допустят делать себе замечания и будут исполнять все предписанное; то отцы в сынах и сыны в отцах пребывать будут, и таким образом последует согласие и приверженность к ним народа» Пам. Киев. Ком. Т, I. отд. 1 стр. 224–251). А как естественно было жителям юго-западной России составлять между собою союзы против угнетений Поляков, это видно из следующего обстоятельства: по введении Унии, Виленское духовенство, лишившись своих пастырей, гонимое и преследуемое, 30 мая 1599 года, заключило даже с протестантами, также угнетаемыми, союз – защищать друг друга на сеймах, в трибуналах и пред королем, избрав церковных попечителей, и в случае нужды постановило иметь общие синоды. Акт этот подписан 168 лицами, в числе коих было 17 сенаторов Греческого и 12 протестантского вероисповедания (см. Пам. книжка Вилен. губерн. за 1852 г. Ч. II. стр. 68). 33 Мейер, в его Institutions Judicaires (Amsterdam 1822, Т. V.pag. 205), пишет: Магдебургский суд, начиная с XII века, приобрел большую знаменитость, и потому, с его решениями сообразовались суды в Польше, Богемии, Швеции и Пруссии. Магдебургекое право было дано королем Болеславом первоначально для Кракова в 1257 году, с дозволением переносить дела на рассмотрение в Магдебург (Собрание Виленск. грам. приложен. IV. стр. XLII). О городах, пользовавшихся в областях Литовского княжества Магдебургским правом, можно читать у Чацкого (Ч. I. стр. 284); грамотами 1387 и 1432 года Виленским обывателям православного исповедания наравне с римско-католиками предоставлено было Магдебургское ила Немецкое право (см. Собр. Вил. Грамм. Ч. 1. 3 и 4), подтвержденное Сигизмундом III в 1607 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

56. Спб. 1875. Это была старшая сестра знаменитой Роксанды, руки которой домогались в одно и то же время Хмельницкий для своего сына Тимофея и князь Дмитрий Вишневецкий для своего сына. Хмельницкий получил руку, но, раненный в ставке Вишневецкого, умер в Сачаве в 1653 г., вместе с чем отец ее потерял господарский престол. – Благосклонно относился к православным церквам Слуцкого округа и сын Януша VI Радзивила Богуслав II Радзивил (1620– 1669). 790 Кояловича, Лит. церк. уния, стр. 196. Филарета, Обзор русск. духовн. литер. I, стр. 263. Харьк. 1859. 791 В монастырской ризнице хранится до сего времени 62 рукописные книги, писанные членами княжеской фамилии Олельков. Вестн. Зап. России. 1867 г. ч. IV, отд. IV, стр. 58. 792 С 6 декабря 1677 по 1679 г. в этом монастыре имел пребывание св. Димитрий Ростовский , бывший в то время еще иеромонахом и проповедником при черниговской архиерейской кафедре: но своими проповедями уже приобретший славу на всю Малороссию. Здесь, между прочим, он почтил надгробным словом благочестивого гражданина, создателя монастыря, Иоанна Скочкевича (Дневные записки св. Димитрия). В 1797 г. по представлению преосвященного Иова, архиепископа минского, Преображенский монастырь обращен в приходскую церковь (Дело арх. Св. Син. 1797 г. 88). 794 Жалобы игумении Мелетии Сащанки вдове канцлера княгине Анне Радзивил в 1734 г. на разграбление монастыря войсковыми комиссарами. Вилен. археогр. сб. VII, 149. Ильинский монастырь закрыт в 1855 г. 797 О слуцком архим. Шитике см. в Диариуше Филипповича, стр. 54, 88 в Русской истор. библиот. т. IV, Спб. 1878. Грамота его к царю Алексею Михайловичу, 1654 г. в А. Ю. и 3. Р. X. 16 стр. 723. Хмельницкий, ходатайствуя за него пред Государем, писал о нем: «той бо архимандрит зело потребен есть церкви святой, искусен муж и премудр и на всяко дело вере нашей благочестивой благопотребен» (там же). Письма его к князю Богуславу Радзивилу 1660 – 1668 гг. в Виленск. археогр. сборн. VII 90, 92, 94, 97, 103, 106, 107, 109–115, 117. 802 В циркуляре этом сказано, в предосуждение слуцких православных, что они выстроили в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

У Феодорита ч. 4, стр. 267, на то же место: «А чрез сие дает разуметь персидского царя Кира, который ополчился и сокрушил Ассирийское, или Вавилонское царство, истребил весь царский род, отнял способы к самоуправству. Их то в переносном смысле называет Бог источниками и жилами. А сим угодно было Ему показать, как сокрушит и того, кто в переносном смысле назван адом и смертью. Но сие совершится впоследствии, ныне же». Ефрем Сирин . ч. 6, стр. 148 «Придет восток, и иссушит источник его. К изъяснению достаточно свидетельства божественного Павла, что, когда от восхода солнца, в страшное пришествие Свое, сопровождаемый сонмами горних, прийдет восток Духа Божия; тогда опустошит источники смерти и иссушит жилы ее, даровав бессмертие». В Кирилловой кн. на 52 л. читаем: «Аще кто слышится силен быти, дася борет с сатаною, якоже достоит, не ослабляю бо церковных жил, и о всем да глаголет». Кн. Златоуст, сл. 36, л. 94 (а по Виленск. 91, сл. 37): «Любимии, дадите душевная брашна души, а телесная телеси. Сип бо трапеза душевная, жилы суть и соузы совести нашея, того бо ради диавол претит верным, дабы не часто причащалися, дабы власть свою имел на них». 15) Макарий Египетский , стр. 6: «Когда очи омрачатся, тогда все тело бывает во тьме». А очи – епископы. Разбор: Здесь под очами разумеются апостолы и нет ни слова о уничтожении священства. Далее преп. Макарий обличает беспоповцев: «Вопрос: апостолы могли ли согрешать, если бы захотели: или благодать была сильнее и самой воли? Ответ. Согрешать они не могли; потому что, пребывая во свете, и при такой благодати не превозносились» (бес. 27, § 11, стр. 212–213)... «Ибо сама благодать поставляла их в безопасности даже от малейшего уклонения с пути правого» (Слово 5, гл. 16, стр. 414). 16) Иероним I, 98: «Не оправдится ни евангелист, ни апостол». Разбор: Здесь говорится о едином лице и указывается только то, что никто не безгрешен, как и апостол Иаков пишет: «все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ), и не говорится о падении всего священства. А что апостолы не могли пасть, о сем см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

241 Вот магистры нашего курса: Тим. Барсов, А. Катанский , Ник. Барсов († и. д. орд. проф. СПб. акад.), Е. Мегорский (рект. Новгор. сем., † настоят. Казан. собора в СПб.), А. Тачалов (псал., потом прот. Висбаденской ц., † настоят. Парижской посольской ц.), Ив. Образцов († прот. спб. Вознесенской ц., проф. спб. Историко-филол. института, член Учебн. ком. при Св. Синоде), иером. Владимир Никольский († еп. Нижегород.), Г. Пеньковский († препод. Новгор. сем.), Ф. Елеонский († засл. орд. проф. СПб. акад.), О. Щербицкий († инспект. Литовской сем.), Н. Благовещенский († директ. народн. учил.), А. Некрасов († и. д. орд. проф. Казан. акад.), Андрей Вещезеров († препод. Тверской сем.). С правом на степень магистра, по представлении новых сочинений, – Ф. Смирнов († секр. Литовской консист.), П. Иовлев († прот. спб. Конюшенной ц.), В. Голубков († испект. Яросл. сем.). 242 Из кандидатов нашего курса самым выдающимся и занявшим самое высокое положение среди всех своих однокурсников оказался Алексей Алексеевич Опоцкий, псковской уроженец, еще здравствующий, ныне Высокопреосвященный архиепископ и член Св. Синода Алексий, пребывающий на покое в московском Донском монастыре. А. А. Опоцкий, общий всего курса любимец за свою доброту и симпатичный характер, 1864 – инспект. Виленск. дух. учил., 1871 – прот. гроднен. Софийск. соб. и законоучитель Гроднен. гимн., 1872 – утвержд. в степ. канд. богосл., 1891 – архим. и рект. Литовск. сем., 1893 – еп. Балахн., вик. Нижегор., 1896 – еп. Вятский, 1901 – архиеп., Экзарх Грузии, 1905 – архиеп. Тверской и член Св. Синода, 1910 – на покое в моск. Донск. мон., с управлением его. Не раз случалось мне слышать восторженные отзывы о нем как законоучителе гимназии, от бывшего его питомца, орд. академика Академии наук и директора с.-петербургского Историко-филол. института, В. В. Латышева. Помнится, в первый раз слышал их от этого глубокоученого академика при посвящении Преосв. Алексия в Александро-Невской Лавре, куда горячий его почитатель, В. В. Латышев, нарочно прибыл, чтобы видеть хиротонию своего бывшего законоучителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Николая Опис. Минск. епархии. С. 24 и 127. СПб., 1864 Не излишне заметить, что в Супрасльском поминнике нач. XVI в. Мисаил даже не помещен в числе Киевских митрополитов, а упомянут только в числе Смоленских епископов (Виленск. археогр. сборн. 9. 456 Равным образом не упомянут он в числе митрополитов Литовских и в архиерейском Служебнике нач. XVI в., употреблявшемся в Пинской епархии (см. выше прим. 29). П. собр. р. лет. 6. 233 В другой летописи сказано: «Прииде из Царяграда в Литовскую землю митрополит Спиридон, родом тверитин, поставлен на мзде патриархом, а повелением турского царя» (у Карамз. 2. Прим. 629. С. 193 и событие это отнесено еще к 1476 г. Рукоп. Иосифо-Волоколам. монастыря. 286. Л. 145 . Это окружное послание Спиридона находится в рукописном сборн. Новгор. Соф. библ., ныне СПб. Дух. Академии, 1-й половины XVI в. 1451. Л. 243–261 О своем рукоположении Спиридон говорит в предисловии именно так: «Фенгари (не Фанари ли?) семвтевриа 15 каланде; беллег (?) соборный святейшаго патриарха кир Рафаила Константинапола, новаго Рима, и иже о нем священаго Собора, святых митрополит и боголюбивых епископ. По благословению священнаго сего Вселеньскаго Собора, и рукоположение честнаго пресвитерства, и иже о Христе дьяконьства благословение прияхом, (и) поставление Кыевъскыа митрополья всея Руси». Правосл. собеседн. 1859, 2. 218–221 Ключевск. Древне-русские жития святых. С. 200. Москва, 1871 Вступление Симеона на митрополитскую кафедру несправедливо относят к 1477 г. уже по тому одному, что тогда еще жив был, как мы заметили выше, Мисаил, скончавшийся не прежде 1480 г. В жалованной грамоте (1503 г.) Полоцкому владыке Луке упоминаются следующие его предместники: Каллист, Симеон старый, другой Симеон и Иона (А. З. Р. 1. 209 Из них Симеон старый управлял епархиею около 1456 г. (А. и. 1. 268 Каллист — ок. 1459 г. (там же. 270; А. З. Р. 1. 62 Затем другой Симеон, вероятно, и был тем лицом, которое избрано теперь на митрополитскую кафедру. А Иона, как увидим, был избран на митрополитскую кафедру после Симеона.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

(Сл. и речи произн. в Вильне, стр. 99). 387 Отношение к жизни земной с точки зрения последних целей существования человека и с точки зрения христианской у Макария несколько иное, чем у большинства проповедников. С этим вопросом мы еще встретимся. 390 Ibid. Ср. также слова и речи, изд. 1891, стр. 229–230 (одна из тамбовских проповедей): «христианский храм есть по преимуществу училище благочестия». 394 В проповеди на Преображение, сказанной в 1870 году, он говорит, «о каком свете, братие, молимся мы (ныне, тропарь Преображению)? Разве еще не воссиял для нас свет Христов? Благодарение Богу!» скажете вы: «для нас, чад церкви православной, свет Христов воссиял вполне». По истине так: в церкви православной он сияет во всей своей полноте и чистоте. Но посмотрите вокруг себя на отдельные лица. Сколько между нами людей, в души которых едва-едва пробивается этот спасительный свет, которые по своей простоте, необразованности, безграмотности, едва знают самые коренные истины христианства» (Ibid. стр. 55–56). – Очевидно, и здесь повторяется мысль, что школа, грамотность, просвещение не составляют еще сами по себе противодействия достижению задач христианства. 395 По мысли Григория Богослова в христианстве не так: «скудный в слове и знании, опирающиеся на простых речениях и спасающийся на них, как на малой ладье, выше борзого на язык, который доверяет доводу ума, а крест Христов, который выше всякого слова, упраздняет силою в слове». 396 В известной книге о должностях пресвитеров читаем: «невозможно, чтобы учение не было пред тайнодействием (вообще) первейшим: тайны бо без веры тому, который тайну приемлем, ничто же пользуют; вера же не бывает без проповедующего». 397 Проповеди виленск. стр. 56–58. Ср. стр. 86–87: «сами избранные ученики Господа, слышавшие Его учение непосредственно из уст Его, иного не понимали, другое понимали не верно», доколе не сошел на них обетованный Дух истины. 398 В эпоху юности Макария мы встречаем у него мнение бесспорно смелое, но показывающее, как мысль Макария работала над примирением с одной стороны положения, что для спасения необходима вера, которая во всяком случае выдвигает вопрос о слышании и познании, а с другой – вопроса о том, возможно ли спасение тех, которые не могли иметь познания, и следов, веры: это – в его, сочинении о том, «спасутся ли язычники, не верующие в И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

156. Леонтий Карпович , основатель и первый архимандрит Виленского Духова монастыря (Виленск. грам. II, 124), епископ Владимирский и Брестский. Это был один из деятельнейших защитников православия, и притом отличавшийся жизнью святою. В 1633 г. так писали митроп. Могиле признательные к его благодеяниям, оказанным церкви: «если бы ты вздумал теперь отправиться до Вильны и до пределов Русских, с какою радостию встретили бы тебя и проводили до своего руководителя в терпении, предшественника в благочестии, подобного Златоусту в витийстве, Леонтия Карповича, за несколько лет пред сим скончавшегося архимандрита, чтобы ты, наглядевшись на нетленные останки его и на узы, претерпенные им за веру, мог почувствовать, какое великое дело совершил ты для несчастного народа нашего» (Ист. Русск. ц. IV, 114). Блаж. Леонтий скончался в 1620 г., и кончина его оплакана была в прекрасной беседе «казанье на честный погреб отца Леонтия Карповича, епископа Володимирского и Берестенского», Вильно, 1620 г. Две проповеди его: «казанье двое р. 1615 друков. в Евьи», написаны мастерскою рукою и обнаруживают в сочинителе даровитого оратора. Одна из них в Маяке 1843 г., где разобрана довольно подробно. В 1619 г. говорил он надгробное слово при погребении князя Василия Васильевича Голицына, изданное тогда же в Вильне на польском и на русском языках. Послание его от имени Виленского братства к братству Львовскому написано на чистом церковно-славянском языке и заключает красноречивое убеждение быть верными православию, извещение о построении каменного училищного дома и просьбу прислать учителей и книг полезных (изд. в IV т. Акт. западн. Росс., 217). В сане Печерского иеродиакона писал он в 1608 г. обличение унии, как очевидец Брестского собора (у Толстого II, 398). Без сомнения, им же, как первым настоятелем Духовской братской обители, сочинен «Киновион или изображение иноческого общего жития» братства Виленского церковного, напечатанный в Евии 1618 г. В 1616 г. в Евии напечатан перевод недельных поучений п. Каллиста с славянского на общеупотребительный русский (белорусский) язык, составленный иноками Виленского братского монастыря Св. Духа, и прежде всего блаженным архимандритом Леонтием, повторенный с немногими переменами в издании Петра Могилы , К., 1637. В 1617 г. в Виленской братской типографии напечатан служебник, замечательный по содержанию своему, а в 1618 г. требник. В 1620 г. напечатан «выклад молитвы: Отче наш », сочинение Златоустого, переведенное с греческого Леонтием Карповичем; и тогда же там же издан «Вертоград душевный» Фекары, с предисловием Леонтия Карповича (Сахарова 166, 171, 174, 186, 187; Ундольского 91, 100, 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010