В Омском музее им. Врубеля пройдет выставка икон Пресвятой Богородицы 4 апреля 2008 г. 13:23 В Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля ведется подготовка к открытию масштабного выставочного проекта «Итальянская Мадонна Русская Богородица. История материнской любви». В начале апреля специалисты приступили к очень сложному и трудоемкому этапу работы реставрации икон, среди которых произведения, как русских иконописцев, так и западноевропейские гравюры. К выставке реставраторам надо подготовить свыше 40 произведений. Всего в экспозиции будет представлено более ста полотен. В фонде музея 200 икон. Многие из них омичи увидят впервые. Также сотрудничать с омским музеем согласился «Эрмитаж». Он готов предоставить 4 оригинальных полотна итальянских мастеров. По иконам можно будет проследить весь земной путь Девы Марии Ее рождество, события, связанные с земной жизнью Спасителя, Успение. Символом предстоящей выставки была избрана икона Божией Матери «Умиление». Православное предание возводит иконографию Серафимо-Дивеевского образа «Умиление» к иконе Богородицы «Корсунская Благовещение» (или Виленская «Остробрамская»), связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения. Ряд исследователей видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западноевропейском искусстве во второй половине XVI века. Считается, что Пресвятая Богородица изображена на иконе со сложенными на груди в молении руками в соответствии с католической традицией. К этому же иконографическому типу относятся особо чтимые в Омской епархии старинная Ахтырская икона Пресвятой Богородицы, которой благословил Ачаирский Крестовый монастырь Святейший Патриарх Алексий II, и Ахтырская-Ачаирская икона список с иконы Божией Матери, на которой рядом с Богородицей помещается изображение Спасителя, распятого на Голгофском кресте, с предстоящими омскими новомучениками. Ожидается, что выставка откроется в декабре. ГТРК «Омск» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/387989.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Остробрамская (Виленская) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Святыни Катакомбной Церкви. Обновившийся образ Иконы Божией Матери Виленской-Остробрамской. Иеродиакон Никон (Смирнов), Омско-Сибирская Епархия РИПЦ Файл 13368.jpg:   Размер: 187x250, 0.05 MPix, 11 Kb. Дата: 2011-09-12, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (144) , (7) . Описание: Список Виленской Остробрамской иконы Богоматери, доставленный в 1915 г из Вильны в Дисну, и поныне пребывает в местной Воскресенской церкви. Файл 13376.jpg:   Размер: 460x671, 0.31 MPix, 90 Kb. Дата: 2011-09-12, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (172) , (6) . Описание: Существует два изображения Остробрамской иконы Божией Матери. Они очень похожи Корсунская (список с неё до сих пор находится во Владимирском собре в Херсонесе) и Виленская Файл 13389.jpg:   Размер: 356x480, 0.17 MPix, 57 Kb. Дата: 2011-09-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (199) , (4) . Описание: Образ прсв. Богородицы Остробрамская. Автор: Алексей Анатольевич Писаревский. Техника исполнения: Масло Материал: ДВП (оргалит) Размер: 35x28 см Файл 14152.jpg:   Размер: 419x500, 0.21 MPix, 39 Kb. Дата: 2011-10-28, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (150) , (3) . Описание: БОГОМАТЕРЬ ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ 1847 год. Иконописец Кирилл из Яновой слободы Дерево, темпера 35,5 x 28 см КП 4789 Знаменитый чудотворный образ Богоматери Остробрамской, находящийся в часовне над воротами Аушрос (Острая брама) в Вильнюсе (Вильно), представляющий Деву Марию со скрещенными на груди руками и опущенным взором, был создан не ранее XVI века и иллюстрирует принятый в западной церкви догмат о непорочном зачатии Богородицы. Иконографически он восходит к изображению Богоматери раб[...] Файл 27279.jpg:   Размер: 762x960, 0.73 MPix, 167 Kb. Дата: 2016-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (103) , (3) . Описание: Остробрамская икона Божией Матери. XVII в. 200 х 165 см. Кафедральный костел в Кракове (Bazylika Mariacka, Архипресвитериальный костел Взятия на небо Пресвятой Девы Марии). Скриншот из виртуального тура на сайте pajorama.eu Файл 30712.jpg:   Размер: 1411x723, 1.02 MPix, 506 Kb. Дата: 2017-12-26, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (84) , (5) .

http://pravicon.com/icon-244-photo

Древнюю святыню Вильны составляет икона Божией Матери, известная под именем Остробрамской или Островоротной. О происхождении ее существуют два мнения: по одному она принесена в Вильну в. к. Ольгердом из Херсонеса, после победы его над татарами и вторжения в Крым, и подарена монахам троицкого монастыря; по другому она считается чудесно явившеюся на виленских городских воротах 14 апр. 1341 года. Православные построили при ней над воротами небольшую деревянную часовню, а внизу, вблизи ворот, небольшую деревянную церковь св. Петра. В начала XVII века вице-канцлер великого княжества Литовского, Степан Пац и виленские бургомистры Дубовичи, построили при остробрамской часовне католический монастырь и отдали его кармелитам. С этих пор они завладели часовней и остробрамской иконой. (Подробная история Остробрамской иконы изложена И. Козловским в Вестнике Зап. России 1867 г., стр. 99–125.) 217 2. В Троках, столице Кейстута и Витовта, и потом главном городе Трокского воеводства, 218 были православные церкви Рождества Христова и Рождества пресвятой Богородицы, и монастырь, основанные великим князем литовским Витовтом. Две эти церкви с монастырем составляли, так называемую, Трокскую архимандрию. Монастырь принадлежал к числу королевских бенефиций и находился вне власти митрополита. Опекунами монастыря назначались иногда светские лица. Но часто не было в нем ни архимандрита, ни монахов, вследствие чего монастырь только в первое время после своего основания и был в цветущем состоянии. 219 В конце XVI в. (1585 г.) в Троках, кроме монастыря, существовали церкви Св. Николая и Воскресения Господня. 220 Другой значительный город Трокского воеводства – Гродно, один из древних русских городов, в начале XIII в. опустошен татарами, потом подпал под власть литовских князей; до 1413 г. был столицей княжества, а с образованием на Литве воеводств присоединен к Трокскому воеводству и был в нем лучшим городом. При Казимире Ягеллоне он принадлежал к значительным городам Литовского княжества, но цветущего состояния достиг при Баторие, который жил в нем по долгу и даровал городу разные преимущества и льготы. И впоследствии, несмотря на частые опустошения беспрерывными войнами, он сохранил свое значение лучшего города Литвы до конца польского владычества, чему особенно способствовали собиравшиеся в нем генеральные сеймы. 221

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Мотив век, поднимаемых вилами (лопатой, крючками), распространен и в русских сказках. Длинные веки в народных представлениях являются признаком демонического существа. Малороссийская легенда о происхождении чая повествует, что, соблазняя пустынника, дьявол начал ему «вии (веки) напускать», пока стало невозможно старцу глянуть на свет; пустынник веки оторвал и закопал в землю; из них вырос чай. В быличке из белорусского Полесья смерть описывается как чудовищная женщина с огромными веками. Лит.: Ито Ичиро. Общеславянский фольклорный источник гоголевского «Вия»//Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1989, 5; Назаревский А. А. Вий в повести Гоголя и Касьян в народных поверьях о 29 февраля//Вопросы русской литературы. Львов, 1969.       О. Белова Виленская Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По местным преданиям, написана евангелистом Лукой и привезена в Вильну как знамение родительского благословения Еленой, дочерью собирателя России Uoahha III , когда она вступила в супружество с Александром, князем Литовским, в 1495. По смерти Елены икона была поставлена в Пречистенском храме, где погребена княгиня. Впоследствии она была перенесена в Виленский Троицкий собор. В предместье Вильны, в мужском монастыре, находится др. Виленская икона, которая явилась в 1341. Празднуется 14/27 апр. Виленская Остробрамская икона Божией Матери О ее происхождении существуют несколько преданий. По одному Ольгерд принес ее из Корсуни, по другому – ее прислал греческий имп. Иоанн Палеолог, по третьему – она чудесно явилась на Острых воротах 14 апр. 1431. В 1498 при закладке городских каменных стен икона была помещена на Острой башне, отчего называется Остробрамской (брама – ворота). Когда в 1495 появилась икона Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанная евангелистом Лукой, Остробрамская была забыта. В 1609 ее захватили униаты, а в 1624 у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Кармелиты выстроили в 1671 вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечание о иконе Пресвятой Богородицы, называемой Остробрамской Почтенный дееписатель города Вильно Крашевский отзывается неведением о происхождении иконы Остробрамской Божией Матери, ссылаясь на известие о ней, изданное монахами Кармелитами. Но г. Крашевскому легко было самому указать истину. Он знает, что часть города, где находилась и находится ныне сия Священная Икона, называлась всегда Острый Конец и Русский Конец, по преимущественному здесь пребыванию Русского населения. Естественно, что и на воротах, здесь находящихся, называемых доныне Острой Брамой, по всеобщему обычаю Русской Православной Церкви, находилась всегда икона Божией Матери, которую столь почитает и теперь всё Христианское население города Вильно. После ужасных, неоднократно претерпевших сим городом опустошений, от пожаров и от войны; после неустройств и раздоров между Русским населением Вильны, последовавших от возникшей в конце шестнадцатого столетия унии, римско – католические монахи Кармелиты, поселившиеся возле Острой Брамы, присвоили Остробрамскую икону Божией Матери; – и естественно, что известие о сей иконе начинают они с того лишь времени, когда она досталась в их руки. Но в бывшем Архиве униатских Митрополитов, находящимся ныне при Святейшем Синоде, хранится большое дело, производившееся об означенной иконе, между монахами Кармелитами и Русскими (бывшими уже в унии) монахами Виленского Святотроицкого монастыря. Это дело, после низших инстанций, поступило на решение Папы. Не находя возможности опровергнуть доказательства Русских униатов и дать преимущество Кармелитам, римский двор вздумал спросить: Кармелитский ли монастырь, или Униатский Святотроицкий, находится ближе к Острой Браме; и на сем основании присудил икону Кармелитам. Да не смущаются сим известием наши братия и сограждане римские католики. Мы не думаем требовать обратно священную Остробрамскую икону, – напротив рады, что к сей русской святыне обращается с благоговением в скорбях и немощах своих христианское население города Вильно, – да вспомнят только, что и они некогда не были чужды ни России, ни Церкви Православной. IX Слово

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Священномученик Евфимий был епископом Сардийским. Жил в конце VIII и в начале IX века. Присутствовал на 7-м Вселенском Соборе, против иконоборцев. От императоров-иконоборцев Льва армянина и Михаила Косноязычного терпел и мучение и ссылку. При Феофиле скончался мученической смертью. Мощи его почивают в Анхиале (древней Фракии), на Черном море. Преподобный Еварест происходил из Галатии. Он любил читать творения св. Ефрема Сирина , и это чтение расположило его к поступлению в монастырь. Поступив в Студийскую обитель, Еварест вел очень строгую подвижническую жизнь. Скончался, будучи 75-ти лет. Жил в IX веке. Основал Коккоровийский монастырь, где и покоятся его мощи. Преподобный Константин жил в VIII веке. Происходил из евреев. Когда целовал он крест, во время крещеная, и положил его себе на голову, то от этого отпечатлелся на голове знак креста, который так и оставался во всю его жизнь. Подвизался св. Константин на Олимпе, а последние годы жил в Константинополе. За несколько лет он предсказал время своей смерти. Икона Богородицы «Трех Радостей» находится в Москве, в Троицкой, на Грязях, церкви. На ней вместе с Младенцем Иисусом изображен младенец Иоанн Креститель. Называется иконой «Трех Радостей» потому, что изображает радость трех лиц: Пресвятой Богородицы, Богомладенца Иисуса и младенца Предтечи Его. Икона Божией Матери Виленская, Остробрамская находится в Вильне, на городских воротах, называемых Остро-Брамой. Ее чтут не только православные, но и католики. Икона Пресвятой Богородицы Барловская, или «Блаженное чрево» явилась в 1392 году. Находится в Москве, в Благовещенском соборе. Милостивая Киккская икона Пресвятой Богородицы так названа от горы Киккос, находящейся на острове Кипре. К ней прибегают не только христиане, но и магометане. Читать под 12 нояб. О Максимовской иконе Богородицы читать под 18 апр. 27-е число О св. апостоле, первомученике и архидиаконе Стефане читать под 2 авг. О препод. исповеднике Феодоре начертанном читать 22 сент. Св. Феодор был архиепископом в Константинополе в VII столетии. Здесь он и родился. До принятая святительского сана был пресвитером и сосудохранителем Великой (т. е. кафедральной) церкви. Скончался около 690 года. 28-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Многие праздники имеют на другой день после себя «собор». Таковы — Рождество Богородицы, на второй день после которого чествуются праведные Иоаким и Анна; после Богоявления на второй день установлено празднество в честь Иоанна Крестителя и т. д. Установление Собора Богоматери относится к очень древним временам. В IV веке некоторые святые отцы, например, св. Епифаний Кипрский, говорили уже поучения в день этого торжества. В древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Думают, что в данном наименовании скрывается указание на дары, принесенные новорожденному Царю Иудейскому — Богомладенцу Иисусу от восточных волхвов. Еще называется праздник Собора Богоматери «Бегством в Египет». Вероятно, в древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов и о бегстве в Египет соединялось с празднованием Собора Божий Матери. Поэтому и на иконах, изображающих Рождество Христово с поклонением пастырей и волхвов и бегством Святого Семейства в Египет, очень часто можно встретить надпись «Собор Пресвятой Богородицы». Виленская Остробрамская икона Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса или Корсун, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345—1377 гг.), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Во время войн России с литовско-польским государством происходило передвижение границ, в связи с чем менялся и состав епархий Киевской митрополии. В 1500 г. отделилась от последней Черниговская епархия и вскоре была закрыта. С 1563 по 1579 г. часть Полоцкой епархии, с Полоцком, находилась под властью московского митрополита. В состав митрополичьей кафедры входили земли образовавшия в XV и XVI вв. воеводства Виленское, Трокское, Ново-грудское и Киевское, Галичину (позднее имевшую отдельного епископа) и Подолье. Стольным городом митрополитов была Вильна, но они жили преимущественно в Новогрудке (Новгородке). Кафедральным собором в Вильне был собор Пречистые Богородицы, именовавшийся обыкновенно Пречистенским, основанный Ольгердом и освященный в 1348 г. святителем Алексием, тогда епископом Владимирским. В 1511 г. собор был полностью перестроен на средства кн. К. И. Острожского и освящен во имя Успения Пресвятые Богородицы. В нем погребены Ольгерд и супруга его Иулиания, в 1513 г. – вел. кн. Елена Иоанновна. Она завещала храму чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. В Вильне тогда существовало 18–20 церквей. Из них наиболее известные: Пятницкая, основанная первой супругой Ольгерда Марией, княжной Витебской, по преданию на месте капища языческого божества литовцев Ракутиса. Это был первый христианский храм в столице Литвы. Николаевская, у которой были погребены свв. мученики Иоанн, Антоний и Евстафий. Храм этот существовал до 1481 г. Святые мощи перенесены были сначала в Троицкий, в половине XVII в. в Свято-Духовский мон. Никольская (Перенесенская) воздвигнута была в 1514 г. кн. К. И. Острожским в память победы, одержанной им над московским войском. В Вильне были монастыри: Троицкий, Георгиевский и Благовещенский. В Св.-Троицком м., в котором первую церковь воздвигла княгиня Мария, кн. К. И. Острожский в 1514 г. построил каменные храм и здания, вместо прежних деревянных. В обители сначала пребывала чудотворная икона Божией Матери Остробрамская, вывезенная Ольгердом в 1363 году из занятой им Корсуни-Херсонеса. Он передал ее княгине Иулиании. Впоследствии образ был перенесен в находившуюся вблизи монастыря часовню у Острого пли Русского конца города. В конце XV в., когда вокруг Вильны была воздвигнута каменная стена, при остром конце ея были устроены главные ворота в виде башни, с часовней внутри. Туда и была поставлена икона. Прежнее именование ея Корсунской стало забываться, и она стала называться Островратской, Островоротной. Когда русское название заменено было польским «Остра Брама», икона и получила нынешнее именование. В начале XVII в. вице- канцлер вел. княжества Литовского Степан Пац и виленские бургомистры Дубовичи построили при часовне католический монастырь и отдали его кармелитам. В 1829 г., когда лик иконы был прочищен и промыт, обнаружена была славянская хвалебная песнь «Честнейшую херувим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Не помню откуда, но в моей памяти,—вот уже 45 лет с лишним,— помнится такое событие. Ночью,—вероятно, в Александро-Невскую Лавру, — возвратился нетрезвый монах. На Обводном канале он не попал на мост и сорвался к воде. Еще один-два неосторожных поворота — и он бы скатился в воду. В это время Божия Матерь явилась (не знаю, не во сне ли?) кому-то и сказала: «Рабу моему грозит опасность: поди (туда-то) и спаси его!» И пьяница,—за какое-то доброе его дело и по милости Небесной Игумений, — был спасен от неминуемой погибели и без покаяния. Пресвятая Богородица. Удивительная история Еще расскажу случай со мною, грешным. Одно время,—года два тому назад,—мне стало трудно работать с одним сотрудником. И встал вопрос: поступить ли с ним по правде или же терпеть по любви? — Я спросил совета. Ответ был такой: правда должна быть с любовью, а любовь — справедливой. После этого я кончил свою работу около трех часов ночи и лег спать, и все думал о том же… Я нисколько не спал еще. И вдруг, — было совершенно темно,—около стола я узрел сидящей Пресвятую Богородицу, с нагнутой на правую сторону головой, молчащую, в такой смиреннейшей позе, что ответ мне был ясен: смирение! Я запросил совета вторично, описав и виденное. И получил ответ: поступать, как подсказывает душа. Так я и сделал. А вскорости после того этот сотрудник вынужден был (обстоятельствами своей жизни, а никак — не мной) подать в отставку. Вот мой скудный венок на гроб Пречистой «Рабы Господней» (Лк. , 38), «Царицы неба и земли», «во успении нас не оставляющей». Аминь. Источник: Митрополит Вениамин (Федченков). Размышления о двунадесятых праздниках. М. 2008) В памяти Владыки соединились истории двух икон — Ченстоховской и Виленской Остробрамской. Продолжение истории первой таково: она досталась тогдашнему правителю царства Польского Владиславу, князю Опольскому. После того как икона защитила город от татар, Владислав перенес ее из замка на гору Ченстохову, где возник монастырь. Икона хранилась у монахов Паулинского ордена. В 1813 г ., когда Ченстоховскую крепость взяли русские войска, настоятель и братия лавры преподнесли генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр Т украсил икону богатой ризой с драгоценными камнями. Она хранилась в Санкт-Петербургском Казанском соборе, и перед ней горела неугасимая лампада.

http://pravmir.ru/chudesnaya-pomoshh-bog...

Вилейская Остробрамская икона привезена из Крыма, из Херсонеса, великим князем литовским Ольгердом Гедеминовичем (1345—1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, где пострадали от литовских язычников бояре Олысрда: Антоний, Иоанн и Евстафий. С 1431 г . икона находилась в часовне над Острыми Вратами (по-польски Остра Брама). Обе иконы почитаются католиками. Дни празднования их: Ченстоховской — 6 марта, Виленской Остробрамской — 14 апреля (в день памяти мучеников Литовских).— Ред. Вы прочитали материал Чудесная помощь Пресвятой Богородицы. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 февраля, 2023 25 сентября, 2022 9 января, 2024 28 октября, 2023 28 мая, 2023 7 мая, 2023 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 1 апреля, 2023 27 февраля, 2023 25 сентября, 2022 9 января, 2024 28 октября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/chudesnaya-pomoshh-bog...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010