У северной стены храма находилось Распятие Господа Иисуса Христа с изображениями предстоящих Божией Матери и святого Иоанна Богослова, «украшенными стеклянными камнями и позлащенными резными звездами, устроенное во весь рост, осеняемое рипидами, которые поддерживают по сторонам изображенные Ангелы. Над венцом Спасителя находится разное малое изображение сидения Христа одесную Отца, по сторонам, в сиянии, два резные венца, один терновый, другой царский; пространство между крестом и предстоящими занято резными изображениями зданий града Иерусалима, гор каменистых, разноцветных путей, растений и плодов Палестины. По углам находятся резные изображения четырех Евангелистов…» . Перед правым клиросом, на особом аналое располагалась серебряная рака с частицами мощей преподобной Марии Египетской и святого благоверного князя Михаила Тверского. На одной из сторон раки содержалась следующая надпись: «Сия рака устроена тщанием Московской купеческой дочери девицы Марии Дмитриевны Лухмановой, в вечное поминовение. Ноября 15 дня 1844 года» . В приделе святого Иоанна Предтечи иконостас деревянный, в один ярус, местами с резьбой, местами вызолоченный. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя с предстоящими преподобными Сергием и Варлаамом, икона Рождества святого Иоанна Крестителя. По левую сторону – Боголюбская икона Божией Матери, на северных вратах икона архистратига Михаила . В церкви святителя Николая Чудотворца иконостас деревянный, в три яруса с резьбой. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле, на южной двери икона превосвященника Аарона, за ней – икона святого Николая. На южной стене – икона Сретения Господня. По левую сторону от царских врат – Владимирская икона Божией Матери, на северной двери – икона святого царя и священника Мельхиседека, затем икона святого Димитрия Солунского. На северной стене – икона Всех Святых. На южной стороне в киоте за стеклом – икона святого Иоанна Воина, на южной же стене за правым клиросом – икона святого князя Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской.

http://pravoslavie.ru/67954.html

С 1943 по 2005 годы иконостас был двухъярусный. На белом фоне, украшенном гипсовой лепкой с позолотой, в нижнем ряду, справа от алтарных Царских Врат, находилась икона Спасителя в полный рост, за ней — храмовая икона Воскресения Христова. На южной боковой алтарной двери располагался образ Архистратига Михаила с огненным мечом в правой руке. Далее висела большая икона святителя Николая, прямо над левым клиросом. На задней стене левого клироса находилась чудотворная икона Иверской Бо­жией Матери, писанная на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре. Слева от Царских Врат на ико­ностасе располагались Валаамская икона Божией Матери и икона По­крова Пресвятой Богородицы. Много трудов на реконструк­цию храма и обретение им нового благолепия положил протоиерей Виталий Веселый. Он переобору­довал иконостас, заменив старый двухъярусный на трехъярусный. В центральной части храма в 2008-2009 годах была произведе­на роспись потолка и задней стены храма братьями Олегом Телицыным и Виталием Душиным. В простен­ках окон были размещены иконы, принадлежащие старому иконоста­су нижнего яруса. Так, в простенке последнего окна слева находится икона Покрова пресвятой Богородицы. Перечислим особо почитаемые большие иконы на левой стене центральной части храма. Среди них есть две, которые по харак­теру письма являются католи­ческими. Это икона «Распятие Господне» и икона Пресвятой Богородицы, на коленях которой сидит Младенец-Спаситель со скрещенными ножками. Напротив заняла место икона особо почитаемых воинов-мучеников: великомученика Георгия Победоносца, мученика Иоанна Воина и великомученика Димит­рия Солунского. Далее, по направлению ко входу, находится очень большая по размерам икона пророка Илии. Таких больших образов в храме во­семь — по четыре на каждой стене. За иконой пророка Илии следует икона великомученицы Варвары, а за ней — святителя Димитрия Ростовского, наконец, ближе всех к задней стене, слева — икона ар­хангела Гавриила в полный рост, как и все остальные изображения. На противоположной сте­не, справа, напротив колонны находится икона Воскресения Христова, которую написал в 1997 году для алтаря храма Ни­колай Александрович Капинос.

http://sobory.ru/article/?object=20051

В приделе во имя Преображения Господня иконостас четырех ярусный, посредине царские врата резные с ажурным сверху украшением и с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. По правую сторону царских врат икона Спасителя в серебряно – позолоченной ризе, вышиною 2 аршина, а шириною 1 аршин, на южных дверях – Архистратиг Гавриил, затем, икона Преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. По левую сторону царских врат – Тихвинская икона Божией Матери живописной работы, в серебряно-позолоченной ризе; на северных дверях – Архистратиг Михаил, затем икона св. великомученика Пантелеймона, на кипарисной доске, с изображением чудес его. Во втором ярусе иконы двунадесятых праздников, а посредине, над царскими вратами, изображенье Тайной Вечери. В третьем ярусе, посреди иконостаса, над царскими вратами, икона Спасителя с предстоящими: Божьей Матерью и Иоанном Предтечею, по правую сторону, апостолов: Павла, Матвея, Андрея Первозванного, Варфоломея, Филиппа и Фомы; по левую сторону, апостолов: Петра, Иоанна Богослова, Симона Зилота, Иакова Алфеева и Иуды не искариотского. В четвертом ярусе, посредине, над царскими вратами, изображение Святой Троицы, по правую сторону пророк, царь Давид, и еще один из пророков, по левую сторону пророк Моисей и еще один из пророков, над этими иконами иконы пророков в круглых рамках. Придел в честь Божией Матери (Владимирской Ее иконы). Иконостас трехъярусный. Царские врата резные, с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. Но правую сторону царских врат икона Спасителя в рост, с благословляющей рукою и Евангелием, затем икона митрополита Алексея; по левую сторону царских врат икона Божией Матери с предвечным младенцем, на северной двери икона митрополита Петра. Во втором ярусе, над царскими вратами, изображение Тайной Вечери, по правую сторону Смоленская Икона Божией Матери и Преподобный Сергий, а по левую сторону икона Божией Матери (Утоли моя печали) святого князя Владимира и Александра Невского. В третьем ярусе, посредине, над царскими вратами, икона Божией Матери с окружающими Ее ангелами, по правую сторону – Василий Великий и святитель Тихона Задонского в круглой рамке, а по левую сторону Иоанн Златоуст и икона святителя Митрофана Воронежского . Сбоку правого клироса храмовая икона Божьей Матери (с изображением ее жизнеописания).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

ту, в которую живем мы. В ледниковую эпоху жило много животных типов, которые угасли и вымерли теперь (мамонт, пещерные – лев, тигр и медведь, может быть diornis – гиганская птица), но все то, что живет теперь, несомненно жило и в ледниковую эпоху. Человек уже жил в то суровое время и вел жестокую борьбу за существование с природой и животными (эта эпоха характеризуется сильным понижением температуры, обилием воды и ледников). Он вышел из этой борьбы торжествующим победителем. Таковы фазы, которые пережила земля в своей истории. 2827 Гуфеланд – один из знаменитых врачей своего времени (1762–1836), имя которого поныне пользуется широкой известностью даже среди не медицинской публики. 2828 Адам Чарторийский, князь, государственный деятель (1770–1861); некоторое время был близким лицом Александра I, занимал пост попечителя виленск. учебного округа. Но в 1823 г., когда мipoboззpehue Александра I радикально изменилось, был отставлен от должности. 2829 Иоахим Лелевиль (1786–1861), польский историк, бывший профессором Виленского и Варшавского университетов. 2830 И. Хлопицкий, один из наиболее выдающихся польских генералов (1771–1854); состоял на французской военной службе до 1814 г., когда возвратился в Польшу и по воле имп. Александра был назначен дивизионным генералом, но скоро вышел в отставку. Когда вспыхнула в Польше описываемая революция, он вступил в администр. совет. 2834 Слово это в подлиннике написано не ясно, поэтому не ручаемся за точность его воспроизведения. 2840 Петр Григорьевич, впоследствии известный юрист и администратор; род 1808 г., ум. членом государств. Совета в 1891 г. Состоял профессором в Москов. и Петербург. Университетах. 2841 И.Г. Эверс, историк и юрист (1781–1830). С 1810 г. читал историю и географию России в дерптском университете. Сочинение его, о переводе которого говорит здесь Платонов, – Das älteste Recht der Russen. 1826. 2843 Платонов сам писал стихотворения; одно такое стихотворение в рукописи имеется у нас; написано оно на день Ангела графа Михаила Владимировича, когда Платонов еще быть студентом Академии. 2851 Эдуард Ганс, известный немецкий юрист, представитель так называемого философского направления в юриспруденции. Род. 1797 г., ск. 1839. 2856 Дон Мигуэль – брат дона Педро, бразильского императора. Д. Мигуэль, состоя регентом при португальской королеве, малолетней дочери дона Педро, узурпаторствовал португальский трон. 2857 Дон Педро – бразильский император, род. в 1798 г. В 1826 г., после смерти отца, принял португальский троп, который вскоре передал своей несовершеннолетней дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

прот. Иоанн Козлов Антихрист § 1. Кто именуется антихристом а) 1 посл. Иоанна 2, 22 (зач. 71) ( 1Ин.2:22 ): «Кто есть лживый, точию отметайяся, яко Иисус несть Христос; сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына». б) Киприан Карфагенский ч. I, п. 62, стр. 311–312 (a по 2 изд. 361). «Блаженный апостол Иоанн... всех отступивших от церкви и действующих против церкви, называл антихристами». в) Кириллова кн. л. 22 и об.: «Святии апостолы тогда, онех отступников и сводителей людей Божиих с собою антихристами нарицали, такоже и ныне всех еретиков и сводителей, антихристами, оному последнему служащимя разумей, иже от единыя святыя кафолическия соборныя апост. церкве греческия отступили». г) Иероним ч. 13, стр. 287, на прор. Наума гл. II. ст. 11–12 ( Наум2:11–12 ): «Петр говорил: супостат ваш диавол, аки лев рыкая ходит иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ), и львенок, то есть антихрист и все противныя учения, слово, враждебное Богу? Слышасте, говорит Иоанн, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози ( 1Ин.2:18 ), потому что столько есть антихристов, сколько есть ложных учений». д) Толковый Апостол, зач. 71, л. 196 и об.: «Дети последняя година есть, и яко же слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози Быша и от сего разумеваем, яко последний час есть. Толков.: Научив убо на дела благая волею Божиею и укрепив, учит и от времени, яко при дверех уже мира сего конец и се есть знамение, еже злоба умножитися. Приидет бо рече при кончине миру антихрист. Но сей уже явился есть в мире. предъидоша бо егο ереси его еже суть ему любовны и дружебны. Подобно убо и обои хулят на Христа еретицы и сын погибели». е) Златоуст сл. 95, л. 272 (a по Виленск. 295 об.): «Судяй бо чужия грехи, Христу противник есть, и антихрист наречется, яко суд Христов восхищает». § 2. Еретики или антихристы отличаются от последнего антихриста, который придет в конце мира а) Августин ч. 6, стр. 225–226: «Никто не сомневается, что апостол говорил это об антихристе ( 2Сол.2:1–12 ), и говорил, что день суда (ибо это его он называет днем Господним) не наступит прежде чем придет тот, кого он называет беглецом ( у Августина читаем : «яко аще не приидет беглец прежде» ч.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Примечания к девятому тому К оглавлению Нашей «Истории Русской Церкви» 4. 126–136 Нам нет нужды входить в разбирательство, от Гедемина или от прежних русских княжеских родов происходили некоторые из перечисленных нами князей, ввиду существующих об этом разногласий (Зубрицк. Критико-истор. повесть о Червонной, или Галицкой, Руси. 390–395. Москва, 1845 Для нас важно одно, что все перечисленные князья были православными. А лучшими свидетельствами о православии их служат: 1) надгробия многих из них, которые погребены были в Киево-Печерском монастыре, существовавшие еще в XVII в. (Кальнофойский. Тератургима, в Сборнике материал. для истор. топогр. Киева. Отд. 2. 27–38. Киев, 1874 и 2) древние поминники, или синодики, западнорусских монастырей: киевских — Печерского, Михайловского, Николаевского и др. (Опис. рукоп. Румянц. муз. 574–581 Супрасльского и Жировицкого (Виленск. археогр. сборн. 9. 454–459. Вильна, 1870 Рукописное Отдел. Виленской публичной библиот. 1. 15–20, 51–53. Вильна, 1871 слуцкого Троицкого (архим. Николая Опис. Минской епархии. 111–112. СПб., 1864 луцкого Крестовоздвиженского братства (Максимович. Собр. сочинений. 1. 209–213. Киев, 1876 и др. Нашей «Истор. Русск. Церкви» 5. 317–326, 329–338 Friesius. De episcopatu Kioviensi. Р. 22–24. Warsaw., 1763 граф. Дм. Толстова Le Catholicisme Romain en Russie. 1. Р. 179–181, 272–284, 464, 467. Paris, 1863 О 700 парохиях во всем Литовском княжестве говорит Коялович (Miscellanea rerum, ad statum eccles. in magn. Lithuaniae ducatu pertinentium. Р. 65–67. Wilnae, 1650 О 650 церквах в Новогрудском воеводстве — Скарга (Synod Brzeski, напечатано в книге: Апокрисис Христофора Филалета. С. 409. Киев, 1870 О 600 церквах во владениях князя Острожского — Сярчинский (Obraz wieku ¯ygmunta III. Т. 2. S. 44 Свидетельство львовского братства об 11 000 православных священников помещено у Зубрицк. в Летописи львов. братства под 1600 г. С. 46. Эта летопись была напечатана в Журн. Мин. народ. просвещ. за 1849 и 1850 г. и потом издана в особой брошюре: СПб., 1850

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Вилен. археогр. сборн. 9. С. 49–55 Рукописн. отдел. Вилен. Публ. библ. 10, 15, 16, 19, 20, 22, 25, 26, 29, 30, 32–37, 42–45 Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. Отд. 3. Ч. 1. 356, 366, 377, 396. С. 59, 91, 102, 206, 223–225, 457–458 Опис. рукоп. М. Синод. библ. Отд. 2. Ч. 3. С. 767–770; Отд. 3. Ч. 1. С. 96, 98, 99–103, 207, 209–219, 217, 221, 225, 226 Ярошевич, упоминая о русских школах этого времени, ссылается на существующую ныне в Киево-Печерской лавре над гробом князя К. Ив. Острожского надпись, в которой сказано, что он создал «ради отроков» училища (Obraz Litwy. 3. 82 Но эта надпись составлена только в прошлом столетии, а в прежней надписи, существовавшей еще в XVII в., об училищах вовсе не упоминалось (см.: Кальнофойск. Тератургим. См. выше прим. 159. Снес. А. и. 1. 72 Вилен. археогр. сборн. 5. 2–5 А. З. Р. 3. 6 Вилен. арх. сборн. 6. 15, 19 Еще четыре благословенные грамоты митр. Макария напечатаны в Литов. епарх. ведом. 1866. 1. С. 26–31 Такие же грамоты давали митрополиты и в последующее время (Вилен. арх. сборн. 6. 33 и др. Вилен. археогр. сборн. 6. 5, 21, 25, 31 и др. Виленск. археогр. собрн. 9. С. 53–55 Великую книгу «Десятослов» пожертвовал в Супрасльский монастырь «благородный Матфей Иоаннович з Торопца места, з Москвы», в 1507 г. (Рукописн. отд. Вилен. Публ. библ. С. 17 Рукоп. отд. Вилен. Публ. библ. 12 Список Святославова Сборника во всем сходен с списком Румянцевского музеума. 356 только оглавление статей помещено не в начале, а в конце. В книге «Сказания полезнаа о латинах» помещены: 1) Повесть о латинах (л. 113), находящаяся в Кормчей Румянц. музеума (Опис. С. 306 93]); 2) Исповедание вкратце, како и коего ради отлучитася от нас латина (л. 14–18), находящ. там же (307); 3) Сказание 12 апостолу о латинех (л. 18–71), находящ. там же (300); 4) послание Доминика, архиепископа Венетийского, к свят. патриарху Антиохии кир Петру об опресноках (л. 71–74) и отписание этого последнего к Доминику (л. 74–92); 5) мелкие статьи: Михаила Синкелла (л. 92–93), Германа патриарха к латинам (л. 93–94), Исповедание папы Римского, еже принесоша ответници его — фременурии к патр. Константинаграда Герману (л. 94–98); Германа патриарха сбор свидетельств из отцов о том, что Дух Святой исходит только от Отца (л. 98–107), и Фотия патриарха к римлянам о Святом Духе и об опресноках (л. 107–110)

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

265 Ник. Ал. Сергиевский, 3-й маг. XX к. Моск. акад. (1856), 1856–1858 – бак. библейск. истории и греч. языка, 1858 – чин. особ. поруч. при обер-прок. Св. Синода, 1861 – чин. особ. поруч. при мин. нар. просв., 1862 – обер-секретарь канцелярии Св. Синода, 1864 – инспект. акад. комм. наук, 1866 – директ. канцелярии обер-прок. Св. Синода, 1869 – попечитель Виленск. учебн. округа. 266 Из них: С. И. Миропольский, воронеж., 8-й маг.; В. П. Сланский, воронеж., 9-й маг.; Д. Извеков, калуж., 1-й маг.; А. Кудрявцев , вифан., 2-й маг.; свящ. П. Лосев, рязан., 5-й маг.; П. Ф. Комаров не получил никакой степени, хотя стоял в списке под номером 1. Правда, как теперь помню, при составлении списка в течение курса на вопрос, кого ставить под номером 1, обыкновенно отвечали: «Некого», – «Ну, так поставим Комарова», – замечал А.В. Гор. Зависело это от того, что даровитейшие студенты (Миропольский и Сланский) не удовлетворяли требованиям или дисциплины, или аккуратного исполнения учебных студенческих обязанностей, а Комаров, не выдаваясь особенно своей даровитостью, казался подходящим для занятия этого места. Судьба П. Ф. Комарова, вызванного Преосв. Иоанном (Смоленским, тогда ректором СПб. акад.) для занятия кафедры нравств. богословия в СПб. академии, в надежде, что он примет монашество, оказалась довольно необыкновенной: монашества он не принял, диссертации не представил и, хотя прослужил, не имея никакой ученой степени, бакалавром с 1866 до 1869 г., но с уставом 1869 г. должен был оставить кафедру, сделан был библиотекарем, а затем принял священство и был где-то в Калужск. епархии священником. В этом курсе были еще довольно замечательные личности, люди не без способностей, но хромавшие относительно поведения: С. Раевский, тульск., 42-й канд., и М. Семеновский, владим., 43-й канд. († прот. ц. Лазенковского дворца в Варшаве). О них говорили тогда, что они «составляют больное место инспектора о. Михаила». 267 Филарет (Дроздов) , москов., 1803 – из Троице-Лаврской сем., 1808 – пострижен, 1811 – архим., 1812 – рект. СПб. акад., 1814 – докт. богосл. 1817 – вик. Ревельск., 1819 – архиеп. Тверск., 1820 – Ярослав., 1821 – архиеп. Моск., 1826 – митр. Моск., † 1867, 19 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

209 Москов. главн. арх. Министр. иностр. дел. Дела греч. Год 7130. 1 Муравьев. Сношен. России с Восток. 2. С. 2 210 Verific. niewinn. Л. 3–4 211 Вилен. археогр. сборн. 2. 29 212 Sowita wina. S. 62–63 А Смотрицкий впоследствии удостоверял, что он вовсе не ставил попов для Полоцкой епархии и митрополита, а поставил только попов для своего братского Свято-Духовского монастыря из своих монахов и для тех православных, которые жили на грунтах братских; никаких универсалов не рассылал, а только послал ответный лист, «ресалютовал», полочанам на их приветствие; лист этот был показан полоцкому воеводе и заключал в себе одни пастырские наставления; такие же листы послал к шляхте и мещанам по своей епархии для наставления православных, а отнюдь не для возмущения; монахов никаких также не рассылал и пр. (Obrona verificaciey. S. 116–117 213 Виленск. археогр. сборн. 6. 144. С. 357 214 Подлинник универсала хранится в Архиве униатск. митроп. при Св. Синоде за 53 а в русском переводе напечатан в Вестнике Западн. России. Год 3. Декабрь. Отд. 1. 5 Впрочем, в Полоцк отправлен был этот универсал несколько в другом виде, и, вероятно, в том самом, в каком изложен был первоначально, потому что помечен еще 1-м числом февраля, а не 22-м марта (Вилен. археогр. сборн. 1. 138. С. 355–356 215 Verific. niewinn. Л. 3. 45–46 Не довольствуясь таким притеснением православных в Вильне, некоторые ярые униаты — Левон Мамонич, Петр Коптевич и другие от имени всего виленского униатского Свято-Троицкого братства возобновили тогда свою жалобу на членов православного Свято-Духовского братства, будто они незаконно присвоили себе королевские грамоты и привилегии, данные собственно Свято-Троицкому братству, незаконно владеют принадлежащими последнему домами и грунтами, незаконно имеют школу и типографию, пользуются доходами с имений Свято-Троицкого братства, и просили короля отнять все это у Свято-Духовского монастыря и братства и взыскать с них пятьдесят тысяч коп литовских, и король грамотою от 10 июля 1621 г. потребовал главных свято-духовских братчиков на свой задворный суд. Замечательно начало этой грамоты после королевского титула: «Подданным нашим Василю Игнатовичу, Максиму Герасимовичу, Григорию Дудце, попом церкви новое и старшим братства тое ж церкви, яко вы ее называете, Святого Духа, в месте виленском будущое (Максимом Герасимовичем попом назван здесь Мелетий Смотрицкий, бывший уже архиепископом Полоцким), так теж мещаном нашим виленским Якиму Сысоевичу, Ильи Тупечину, Олхиму Кравцу, Исаку Волковичу, Филипу Сенчиловичу, Семену Красовскому, Ивану Шитику, Левонови Ковалю, Яну Котовичу, Стефанови Шевцу, Петрови Мельнику, Богданови Симоновичу, Адаму Хмельнику, Богдану Борысовичу, Юрью Хоцеевичу, Василю Закревскому, Василю Барановичу, Василю Друговине, Василю Кулаковскому, Крыштофу Василевичу и всем вам, которые се взываете братею братства Святаго Духа

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

330 Где теперь этот список Патерика – неизвестно. (Петров, Опис. II, 2). Указание (XVIII в.) на него имеется в рукоп. К.-Печ. Л. 386 (ib. 124) Судя по этой заметке, данный список Патерика – Кассиан. II ред. 332 В Описи вещам Супрасльск. монаст., составленной настоятелем его, архим. Сергием Кимбарем, в 1557 г., значится «Книжка Патерик Печерский («Археографич. Сборн. документов, относящихся к истории Сев.–зап. Руси». T. IX, 54. Ср. Опис. рукоп. Виленск. Публ. б. Предисл., XXIX). В Инвентаре церкви Супрасл. мон., написанном при митропол. Гаврииле Коленде, 6 окт. 1668 г., находим рукоп. «Приклады Русские, або Патерик» («Археогр. Сборн.» IX, 242. Ср. арх. Николай. Супрасльск. Благовещ. Монаст. Спб. 1892, стр. 536), додумать, что это Патерик Печерский, конечно, нет оснований. В настоящее время, как любезно сообщил мне Настоятель Супрасльск. мон., архим. Николай, в монастырском архиве не имеется списков Печерского Патерика. Нет их и между теми рукописями, которые в 1877 г. поступили в Виленскую Публичн. библ. 338 «Не одна Печерская, но и многи архимандрии во всей Российской земли обретаются: обаче Печерская Лавра за первую почитается». 341 В Берсеньевском списке (И. П. Б. Q. п. I. 31, л. 130, с ) Арсен. ред.: «что ли рекоу или възглю ко нои коръст каменои». («Кърьста (кръста, корста)»=θκη, area, sepulcrum, гроб). 343 Чистович (Ист. Спб. дух. Акад. I, 33, примеч.) и Пекарский, Наука и литер, в Р. II, 64, прим.) говорят, что экземпляр Патерика, с заметками исправителей, находится в библиотеке Спб. дух. Акаадемии под 1564. Но в настоящее время в академической библиотеке нет этого издания. 344 Переведено в Болгарии, в X или XI в. В рукоп. Содовецк. библ. (Казанск. дух. Ак.) 209 (843), в «предисловии» к житию читаем: «Не на свой же разум надеющеся, ни собою дерзнухом на дело сие толь велико суще, но принужени быхом от строителя церковного Иоанна господина вашего архиепископа болгарския земля... Не точию же Антония Великого житие повелени быхом преложити, но и пречюдного Петрова ученика Панкратия Яко несущим преложеным николи же преже нас, да того ради принуди нашу грубость сие помыслив, яко да нелишен будет ни тех чюдотворец божественного жития словенский язык...». (Опис. рукоп. I, 337. Ср. рукоп. собр. Ундольск. 231, л. 309 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010