С паперти на западной стороне мы входим в собор. Высокий пятиярусный иконостас отделяет алтарь от храма; иконостас этот – дар Петра Великого после первого посещения им монастыря. В начале 60-х годов XIX столетия иконостас вновь позолочен. В его первом ярусе находится икона Спасителя, в створах над царскими вратами, пожертвованная в обитель царем Михаилом Федоровичем. Богато декорированы столбы храма, поддерживающие его своды: на них устроены особые сени, по бокам которых поставлены резные фигуры ангелов, – на одном с рипидами, а на другом с дикирием и трикирием. На южном столбе под такой же сенью помещена икона Божией Матери, именуемая «Сосновскою», потому что она была найдена на сосне в северной губе острова, с 14 верстах от монастыря, с этой иконой архимандрит Александр под ядрами английских пушек обходил в 1854-м году с крестным ходом стены обители. В южной части собор имеет придел во имя архистратига Михаила. В угловых башнях находятся еще четыре придела во имя: Двенадцати апостолов, Семидесяти апостолов, Феодора Стратилата и Иоанна Лествичника ; в эти церкви нужно подниматься по узким коленчатым лестницам, выложенным в толще соборных стен. Стены собора расписаны в 1861–1862-м годах. На южной стене храма – рака с частицами мощей святителя Филиппа; под ракой икона Божией Матери «Славянская» – перед ней обычно молился святитель. Царские врата Преображенского собора Рядом с Преображенским собором, в одной связи с ним, – Троицкая церковь , сооруженная в 1859-м году; в ней, в массивных серебряных раках, покоятся мощи преподобных Зосимы и Савватия, строителей монастыря; над раками – Деисус на трех досках, вклад св. Филиппа и образ пр. Зосимы, писанный учеником его Досифеем через пять лет после кончины преподобного. Под Троицкой церковью расположена церковь преподобного Германа, – в ней почивают под спудом мощи его; здесь же в особой часовне погребен преподобный Иринарх. Из Троицкого храма попадаем в соборную Успенскую церковь . Переходы-галереи, ведущие туда, сплошь расписаны самыми разнообразными сюжетами «назидательного» характера: здесь найдем и знаменитое, перешедшее в публичную картину, «Распятие плоти», (где монаха, висящего на кресте с замкнутыми замком устами, силятся искусить – «мир» в виде царственного юноши, «плоть» в образе девицы в розовом платье и нарядной шляпе, «диавол» – в своем обычном виде), и Страсти Христовы, и притчи, и многое другое; живопись эта поздняя и недавно поновлена. Успенский храм и трапезная

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сон повторился дважды. В третий раз чудесной силой Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожжённой ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завёрнута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта ещё до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнёсся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенёс икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда – в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно думать, что это преимущественное исцеление слепоты служило знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омрачённых слепотой магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иван Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первой инокиней и затем настоятельницей в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовой короной. Многие списки с Казанской иконы прославились в своё время чудесами. Таковы: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие. Молитва пред иконой, именуемой «Казанская» О Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, высшая Ангел и Архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

в. Греческого письма икона Богоматери Одигитрии Смоленской, вклад матери Царя Михаила Феодоровича. На аналое, в серебряном ковчеге хранятся 96 частиц мощей от разных Святых и часть Ризы Господней. Почти все местные иконы блистают благолепными окладами, какие сделаны на них, по большей части, усердием Архимандрита Аполлоса. Перед ними висят четыре серебряных паникадила, пожертвованные в собор Графом Н. П. Шереметьевым, и два серебряных подсвечника, один перед иконою Нерукотворного изображения Спасова, а другой перед образом Успения Божией Матери. На обоих столпах в иконостасах поставлены разные вкладные иконы, из которых на левом: путевая икона, шестилистовая, матери Царя Михаила Феодоровича, именуемая Умиление, по мнению знатоков, Рублева письма; она в басменном серебряном окладе и венце с городами и с гривною. Величественный и пространный алтарь собора, по чиноположению Греко-Российской церкви, разделён на три части: главная его часть освещается с востока тремя окнами с рассветами внутрь; от горнего места с шестью ступенями простираются по стенам каменные седалища, обитые, как и самое это место, красным сукном. По обеим сторонам степенного места, на которое некогда восходили Патриархи и Блюстители Патриаршего престола, стоят на тумбах две старинные запрестольные иконы Богоматери Греческого стиля, из которых одна Писийская с благословляющею рукою, а другая Владимирская; обе в басменных серебряных окладах. Под бархатною сенью престол и жертвенник каменные. За первым стоит подсвечник с семью светильниками и плащаница, искусно вышитая по бархату золотом и серебром. На стенах и сводах алтаря изображены в подновлённых фресках: Великий выход в пятиглавом храме, Тайная вечеря под двумя видами, к коей приступают вместе с Апостолами Российские Иерархи; между ними св. Стефан Пермский и Государи: Великий Князь Владимир с Черниговским Князем Михаилом и пр. По обе стороны горнего места на стенах написаны Отцы и Учители Церкви, а на обоих простенках у Царских врат присоединены к собору вселенских Святителей замечательные в исторически-археологическом отношении поясные портреты десяти Московских Патриархов, от первого Иова до последнего Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Но было слишком поздно, Господь попустил России тяжелое испытание - власть богоборцев. Генерал Михаил Константинович Дидерикс, покидая Россию, написал: «Я верю, что Россия вернется к России Христа, России - Помазанника Божия, но что мы были недостойны еще этой милости Всевышнего Творца». Знаменательно, что с соборной молитвы на земле Дальней России начинается новый этап в молитвенном противостоянии с богоборцами. Слишком мы расслабились в последнее время: храмы строятся, чиновники со свечами на Рождество и Пасху в храмах на почетных местах, сияют золотом купола. А на самом деле за всем этим внешним благолепием забыли о том, как силен враг, как ненавидит Россию, как страшно для него возрождение веры в душах русских людей. Нынешнее противостояние заставило более трезво взглянуть на то, что происходит в стране и российском обществе. Поэтому будем благодарить Бога за то, что, попустив пакости всех этих «учителей», разбудил нас, за то, что вспомнили православные люди о необходимости молитвы Царственным Страстотерпцам. Не будем унывать от того, что им удастся протащить эту мерзость на экраны многих кинотеатров. Пока все еще сильна власть врагов исторической России, врагов Православной Церкви. Борьба предстоит нелегкая. Но православные русские люди обличили «учителей» и твердо заявили, что хула и ложь на Царскую Семью - дело рук богоборцев. Молитва православных не позволила наследникам цареубийц вновь повязать клеветой на святого Царя русских людей и сделать народ соучастником ритуального злодеяния сатанистов - убийства Помазанника Божия и Августейшей Семьи. Вся злоба и бесовская хитрость «учителей» и защитников кощунственного фильма обязательно обратится на их безумные головы. А Бог поругаем не бывает. Во Владивостоке, где у Триумфальной арки по благословению митрополита Вениамина православный народ Дальней России возносил молитву Богу, находится явленная в годы царствования Государя Николая II Александровича чудотворная икона Матери Божией Порт-Артурская, именуемая «Торжество Пресвятой Богородицы». Будем помнить, что сто лет назад не только изменники предали Царя и положили начало национальной катастрофе, но и было явленно знамение милости Божией к Русской земле - обретена по молитвам Царственного Страстотерпца Державная икона Царицы Небесной. Как бы ни была люта злоба и изощренная хитрость «сынов погибели», но молитва Царственных Мучеников и всех святых. в земле Русской просиявших, развеет «бесов немощные дерзости». Царица Небесная не отнимает свой Державный Омофор от Русской земли. И потому закончится борьба богоборцев со Святой Русью торжеством Пресвятой Богородицы. Иного быть не может.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/11/pr...

«Светоприемную свещу…» - Божия Матерь в мандорле со свечой и с жезлом, по сторонам - коленопреклоненные предстоящие; 22) Кондак 12. «Благодать дати восхотев…» - «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»); 23) Икос 12. «Поюще Твое Рождество…» - моление перед иконой Божией Матери «Знамение», поддерживаемой ангелами. Рама являлась важной частью убранства интерьера собора Рождества Христова (вновь освящен в 1778). Мастера работали над рамой одновременно с новым иконостасом, иконы для к-рого писались ведущей артелью известных онежских иконописцев Богдановых-Карбатовских (Кольцова Т. М. Онежский иконописец XVIII в. Иван Иванов Богданов-Карбатовский//Каргополь: Ист. и культурное наследие: Сб. тр. Каргополь, 1996. С. 243). С подписными иконами И. И. Богданова-Карбатовского раму сближают манера письма личного с белильными высветлениями по розовато-коричневатому охрению, цвет одежд «травного» оттенка в сочетании со светло-фиолетовым и с оранжевато-красным и их проработка золотом; с иконостасными иконами праздников - построение композиций, с ощутимым «барочным» движением фигур, характер архитектурных фонов. Киот, в к-ром помещалась Казанская Каргопольская икона в раме, ныне стоит в соборе Рождества Христова на первоначальном месте, у сев.-вост. столба. Его резьба по мотивам декора и характеру исполнения близка к резьбе иконостаса собора. Из собора Рождества Христова происходит небольшого размера Казанская икона - одна из ранних икон, написанных на Каргополье (1-я пол. XVII в., КИАМЗ; 24,1×18,5 см). Арх.: ГААО. Ф. 1513. Оп. 1. Д. 5. Опись церк. имущества Христорождественского собора. 1801-1809 гг. Л. 13 об.- 15; Д. 16. Опись церковного имущества Христорождественского собора. 1827 г. Л. 11 об.- 12 об.; Оп. 2. Д. 11. Главная опись церк. имущества Христорождественского собора и Введенской ц. Каргополя. 1902 г. Л. 24-24 об. Ист.: Сказание о преславном и новоявленном, от чудотворнаго Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии образа, именуемаго Казанския, видении, яже во граде Каргополе, неизреченным своим милосердием, показася многоименитому народу//Олонецкие ЕВ.

http://pravicon.com/info-4044

3. Церковь во имя Святого Петра, митрополита всея России. 4. Соборная церковь в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалях Утешение». Главная святыня ее –чудотворная икона Богоматери того же названия. 5. Надтрапезная церковь во имя Пресвятой Троицы. 6. Церковь во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского. 7. Церковь во имя Святого вмч. и целителя Пантелеимона при братской больнице. 8. Церковь во имя всех святых Афона, двухэтажная, на братском кладбище, за оградой скита. В нижнем этаже ее, по афонскому уставу, сложены кости упокоившихся здесь иноков, вынутые из земли через три года по смерти каждого из них, а на стенных полках лежат черепа их. 9. Близ кладбища церковь в два этажа: верхняя во имя святителя Николая Чудотворца и нижняя – во имя трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. 10. Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы при кельи скончавшегося старца-молчальника, схимонаха Андрея. 11. Церковь во имя прп. Михаила Клопского и святой вмчц. Варвары, при кельи скончавшегося схимонаха Иннокентия. 12. Церковь во имя пророка Ильи при скитской водяной мельнице. 13. Но самым лучшим из храмов не только в русском Свято-Андреевском скиту, но и на всем Афоне, будет, без сомнения, благолепно украшенный внутри и снаружи, громадный, восьмикупольный собор во имя Св. апостола Андрея Первозванного, с приделами в честь Св. благв. князя Александра Невского и равноап. Марии Магдалины. Освящен собор в 1900 г. 14. Церковь во имя Св. Алексия, митрополита Московского. Для приюта и успокоения паломников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон и Синай, скит имеет подворья: 1) в Константинополе, с церковью во имя Св. ап. Андрея, 2) в Одессе, с церковью во имя прп. Сергия Радонежского, и 3) в Ростове на Дону. Свято-Ильинский скит. Он расположен на северо-восточной стороне Афона, на правом берегу горного потока Иофта, среди зелени лесов и кустарников. В начале в. здесь стояла великая келья с церковью во имя Св. прор. Илии, принадлежавшая греческому монастырю Пандократору. Эту келью в 1759 году выпросил себе знаменитый иеросхимонах и подвижник русский Паисий Величковский , который и поселился здесь со своими 12 учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Такой случай подвернулся в селе Погребищи Судогодского уезда. В 1721 г. прихожанами была приобретена в селе Погребищах теплая церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, перевезена в стольный град Владимир и в том же году, на пепелище была возведена та теплая церковь из села Погребищи. Село Погребищи вошло в историю под разными названиями. Населенный пункт был известен в народе под разными названиями: «Погребищи», «Никола-Яслищи», «Самара» (связано с фамилией его владельца Ивана Самарина). Эти названия отчасти объясняются преданием, что икона Николая Чудотворца являлась то в погребе (Погребищи), то в конюшне Никольской церкви на яслях (яслицах) - решётках, на которые кладут сено для лошадей (Яслищи). Официальное название деревни «Погребищи». С таким названием село было известно с начала XVII века. Название «Погребищи» одни торонимисты объясняют тем, что в этих местах погребали случайных людей, которых по разным причинам не отпевали и хоронили вне кладбищ, например, поляков. Погребищами на Руси называли и места совместного захоронения погибших на поле битвы (это вторая версия названия села). Но можно вспомнить, что погребищами назывались и старые кладбища, на которых прекратили захоронение. Так что, очень может быть, что село возникло недалеко от такого старого кладбища. В 1758 году на погосте был выстроен каменный храм с шатровой колокольней. Церковь пятиглавая, кресты на главах четырехконечные с цепями, вверху их короны, а внизу полумесяц. Колокольня соединена с церковью, время ее построения не известно. Престолов в церкви три: в холодной, главный престол в честь Живоначальной Троицы, в тёплой трапезной обустроены были приделы во имя святителя Николая Чудотворца и в честь иконы Божией Матери, именуемой " Знамение " . Над престолом в Троицком приделе на четырёх колоннах с клеймами вверху и по бокам устроена сень. На этом престоле антиминс со следующей надписью: «nobeлehieмъ самодержавнейшей великой государыни нашея императрицы Екатерины Алексеевны всея Pocciu и блarocлobehieмъ св.

http://sobory.ru/article/?object=03387

Источник : Казанской ик. Божией Матери (около скита на другом берегу р. Рожайки, рядом с ц. Воскресения Христова в с. Битягово). Настоятельница монахиня Иннокентия (Попова) Адрес : Московская обл., Домодедовский район, с. Битягово, монастырь Проезд: ПОДВОРЬЕ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ В С. ШУБИНО (женский монастырь) Икона Пресв. Богородицы ’Плакучая’. Подворье Новодевичьего Монастыря в с. Шубино. Церковь Успения Божией Матери в с. Шубино известна с XVI в. Ныне существующий храм, выстроенный в 1792 г., знаменит чудотворной иконой «Плач Богородицы над Спасителем по снятии Его с Креста», именуемой в народе «Плакучая». Сведений о том, когда икона появилась в храме, до нас не дошло. Судя по письму, образ создан на рубеже XVIII-XIX веков. Подворье Новодевичьего Монастыря в с. Шубино. В 1848 г. на окрестные села обрушились эпидемия холеры и засуха. Два месяца не было дождя, возникла угроза голода. И тогда прихожане впервые вынесли «Плакучую» из храма и совершили перед ней молебен. Икона «испросила у Бога такой дождь, который шел с полудня до вечера и был постепенный, и болезнь холера не могла далее поражать чад Божиих». В 1957 г. Успенский храм пострадал от пожара. Одно время он был закрыт, а часть его святынь утрачена. В последнее время окрестные деревни почти вымерли и приход обезлюдел. Поэтому в 1995 г. приход был преобразован в подворье Московского Новодевичьего монастыря. Каждый год 27 июня (н. ст.) тихое село преображается: сюда устремляется поток верующих на праздник чудотворной иконы. Проезд : До ст. Белые столбы Павелецкой ж.д., далее авт. 33 до ост. Шубино (10 км.), далее пешком — 3 км. ПОДВОРЬЕ СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ (мужской монастырь) Подворье Свято-Данилова Монастыря. Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» в с. Долматово Домодедовского района построен в 1735 г. Эта маленькая однопрестольная церковь — редкий образец храмового зодчества времен Имп. Анны Иоанновны. В советский период храм пребывал в запустении, но в начале 90-х гг. был отреставрирован и возвращен церкви. Здесь открыто подворье Свято-Данилова монастыря.

http://pravoslavie.ru/1875.html

Курская Коренная икона Божией Матери: история возникновения Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. 20 марта, 2011 Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. Содержание статьи Изображение обложки: Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская) – самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви. Подробнее в статье! Курская Коренная икона Божией Матери – одигитрия русского рассеяния 12 сентября делегация Русской Православной Церкви за границей впервые за почти 90 лет приносит в Россию Чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Введение Курская Коренная икона Божией Матери Курская Коренная икона Божией Матери, именуемая «Знамение,» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи,» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение,» появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная. О ней мы подробно расскажем в следующей главе. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Знамение (Знамение Новгородская) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: XII в. Собор Святой Софии Премудрости Божией, Великий Новгород. Считается, что этот образ – та самая икона, которая зимой 1170 года спасла новогородцев во время нападения суздальцев. Это спасение города заступничеством Божией Матери легло в основу истории прославления иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " . Центральным событием битвы было попадание стрелы в лик Богородицы, икону Которой новгородцы выставили на городскую стену. В 1978 году во время исследования иконы в Институте реставрации (ГосНИ[...] Файл 795.jpg:   Размер: 1337x1500, 2.01 MPix, 502 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (775) , (145) . Описание: Ikona_pycckaя_Page_093. Икона БОГОРОДИЦЫ ЗНАМЕНИЕ, ВОПЛОЩЕНИЕ. Начало XVI в. Происходит из церкви Иоанна Предтечи Глушицкого Сосновецкого монастыря. В Глушицком Сосновецком монастыре икона почиталась как произведение кисти преподобного Дионисия Глушицкого и славилась как чудотворная. Празднование ей совершалось 27 ноября (ст. ст.). Иконы подобного типа с изображением Богоматери и Младенца в славе обычно помещались в центре пророческого ряда иконостаса как зримое выражение предсказаний великих п[...] Файл 800.jpg:   Размер: 1241x1754, 2.18 MPix, 563 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (394) , (11) . Описание: XII в. Собор Святой Софии Премудрости Божией, Великий Новгород. Считается, что этот образ – та самая икона, которая зимой 1170 года спасла новогородцев во время нападения суздальцев. Это спасение города заступничеством Божией Матери легло в основу истории прославления иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " . Центральным событием битвы было попадание стрелы в лик Богородицы, икону Которой новгородцы выставили на городскую стену. В 1978 году во время исследования иконы в Институте реста[...]

http://pravicon.com/icon-117-photo

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010