Вышневолоцкий Казанский общежительный женский монастырь был устроен 8/21 июля, в день Казанской иконы Божией Матери, 1872 года в городе Вышний Волочек с назначением настоятельницей монахини Досифеи (Салтыковой). Помогал строить монастырь князь А. С. Путятин, который не только материально поддерживал строительство, но и использовал свое знакомство с Государыней Императрицей Марией Александровной. В 1871 – 1873 годах был выстроен и освящен первый теплый домовый храм во имя Казанской иконы Богородицы. В 1877 – 1882 годах по проекту архитектора А. С. Каминского построили и освятили большой каменный собор в честь Казанской иконы Богоматери. В 1881 году Казанская община была переименована в Казанский общежительный женский монастырь с возведением настоятельницы Досифеи в сан игуменьи. 1/14 мая 1885 года в обитель торжественно была перенесена из Петербурга древняя чудотворная греческая икона Божией Матери, именуемая Андроникова. «Трудно описать, что здесь происходило. Тысячные толпы народа покрывали платформу станции и крыши домов и окружали полотно железной дороги с обеих сторон, по крайней мере, на версту. Холодный ветер, сильный дождь и непролазная грязь повсюду как будто ободряли эти народные массы, стоявшие с обнаженными головами и непрерывно осенявшие себя крестными знамениями», – писал корреспондент Петербургской газеты «Новости». Около 1889 года впервые в Казанскую обитель приехал праведный старец, протоиерей Иоанн (Сергиев), знаменитый Кронштадтский пастырь. Батюшка Иоанн глубоко чтил древнюю греческую Андроникову икону Царицы Небесной. Духовное влияние старца было так велико, что после его посещения сестры монастыря особенное внимание обратили на глубокое внутреннее молитвенное делание. Много оказывал отец Иоанн и материальной помощи обители, особенно при строительстве в 1897– 1903 годах храма во имя Андрониковой иконы Пресвятой Богородицы. В 1918 – 1923 годах монастырь был разорен и закрыт, в начале 1930- х годов чудотворные иконы Божией Матери, Казанская и Андроникова, были переданы в городской музей. В 1990/91 году обитель начала свое возрождение. Первое богослужение было совершено в день памяти святого Иоанна Кронштадтского , 2 января 1991 года.

http://azbyka.ru/fiction/gorenie-ko-xris...

КАЗАНСКИЙ-КАСИМОВСКИЙ женский, 3 класса, в уездном городе Касимове. Когда основан, сведений нет. Здешняя соборная церковь Казанской Божией Матери построена в 1715 году. ПОКРОВСКИЙ, женский, заштатный, в уездном городе Михайлове, с двухэтажною церковью, в которой верхний престол, во имя Покрова Богородицы, освящен, после возобновления, 28 июня 1836 года. О времени основания обители неизвестно. ДУХОВ, муж. в Рязани, близ Архиерейского дома, с церковью Сошествия Св. Духа. Основан в XV веке. О времени упразднения его неизвестно. ЗАЧАТЕЙСКИЙ, женский, близ Рязани в 3 верстах от Солотчинского монастыря, в селе того же имени. Эта, в древности бывшая обитель, известна только потому, что здесь в конце XIV или в начале XV века приняла иночество княгиня Евфросиния, супруга знаменитого Рязанского князя Олега Иоанновича; прочих же подробностей никаких неизвестно. АГРАФЕНИНСКАЯ-ПОКРОВСКАЯ, пуст. женская, в 15 верстах от Рязани. Основана в 1507 году. Здесь были две церкви: Покрова Богородицы и Иоанна Предтечи, освященные при митрополите Стефане Яворском . Пустынь эта имела название от начальницы Аграфены, из рода Глебовых, которая тут, вместе с другою начальницею же Дорофеею, погребена; память их уважается окрестными жителями. По уничтожении этой обители, в 1764 году, инокини переведены в Покровский-Михайловский монастырь. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. близ уездного города Зарайска, с церковью Вознесения Господня древнего построения. О времени основания этой обители неизвестно; упразднена же она в 1764 году. НИКОЛАЕВСКАЯ пуст. в бывшей Рязани, что ныне Владельческое село, на берегу Оки. Когда эта обитель основана и уничтожена, сведений нет. Теперь существует только одна бывшая монастырская, а ныне приходская, церковь Рождества Богородицы, с приделом Николая Чудотворца, в которой совершается особенное празднество в день памяти св. князей Бориса и Глеба, и хотя престола во имя сих страстотерпцев здесь нет, но церковь называется Борисоглебскою Городищенскою, в память бывшего тут вблизи Борисоглебского собора, разрушенного татарами к 1237 году.–Здесь же находится древняя икона Пресвятой Богородицы, именуемая также Борисоглебской Городищенскою, перенесенная сюда из Богородицкой церкви Глебова городка, существовавшего некогда в Зарайском уезде при реках Воже и Реберке, и упоминаемого в XII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Лазаревский храм Псково-Печерского монастыря (справа). Фото начала ХХ века Лазаревский храм Псково-Печерского монастыря. Фото 1962 года Лазаревский храм Господь наш Иисус Христос в удостоверение всеобщего воскресения мертвых воскресил святого Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе… При храме святого святителя Лазаря четверодневного, друга Божия, находится монастырский Лазарет, в котором проходят лечение братия и проживают старенькие монахи. В Лазаревском храме старцы читают Неусыпаемую Псалтирь. С гостями у Лазаревского храма. 17 сентября 2009 года Чтец Неусыпаемой Псалтири схимонах Корнилий (Калинин). Картина М. В. Вишняк. 1988 год Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Бурение скважины для колодца в часовне Россинской. Фото начала ХХ века Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото первой половины ХХ века Святой колодец Вода святого колодца имеет целебные свойства. Здесь совершается несколько раз в году водосвятный молебен. Святую воду увозят с собой паломники. Олимпийский чемпион Михаил Иванов свидетельствует о том, что принимал Крещенскую воду во время гонки на 50 км и выиграл золотую олимпийскую медаль в 2002 году в Солт-Лейк Сити (США). Знаменитый научный фильм о структуре воды подтверждает положительное действие на жизнь и здоровье человека святой воды… Божия Матерь не случайно именуется «Живоносный источник»… Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Великое освящение воды в Псково-Печерском монастыре. 19 января 2013 года Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Великое освящение воды в Псково-Печерском монастыре. 19 января 2013 года Олимпийский чемпион Михаил Иванов у святого колодца Псково-Печерского монастыря. 29 сентября 2009 года Колокольня и библиотека Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Фото начала ХХ века На Успенской площади Перед нами расположен древний Успенский собор Псково-Печерского монастыря, освященный в 1473 году. В этом храме находится главная святыня монастыря чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Успенской». Здесь на площади под открытым небом совершают торжественное Богослужение накануне Престольного праздника 27 августа.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию. Молитва перед иконой Божией Матери «Живоносный источник» О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь. Вы прочитали статью Икона Божией Матери «Живоносный источник». Читайте также:   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/ikona-bozhiey-materi-z...

Они же рекомендовали побывать в Епархиальном музее христианского искусства (Diozesanmuseum fur christliche Kunst или Dombergmuseum) во Фрайзинге, расположенном от Мюнхена в 40 минутах езды на электричке. В его собрании имеются несколько реликвариев с мощами и так называемый византийский след в Баварии – две византийские святыни. Над этим древним городом возвышается знаменитая Соборная гора (Domberg), именуемая в старинных документах как «Mons doctus» – «Гора учености». Взглянув в музее на драгоценную христианскую святыню из Византии – икону, вырезанную в X веке на пластине из слоновой кости, сразу вспомнил, что я ее уже видел в 2004 году в мюнхенском музее Археологическое Государственное собрание. С конца октября 2004 по апрель 2005 года в нем проходила уникальная выставка о Византии «Die Welt von Bysanz: Europas Östliches Erbe». Здесь же была выставлена эта византийская икона Божией Матери «Одигитрия», именуемая «Фрайзингской Одигитрией». На обратной ее стороне мастером-резчиком созданы три миниатюрных и расположенных по вертикали иконографических рельефа: Тайная вечеря, Воскресение Христово и Вознесение Господне. В Германии эта икона на слоновой кости появилась в XI веке, но история умалчивает о том, как она здесь оказалась. Музей приобрел ее в 2002 году за 1500 немецких марок (приблизительно 750 тысяч евро). Первоначально этот маленький шедевр из Византии находился во владении одной знатной дворянской семьи на юге Германии, а позже стал принадлежать собранию князя Крафта-Эрнста Людвига (1791–1870). Впервые об уникальной иконе заговорили только в 1876 году, когда ее демонстрировали на одной из выставок в Лондоне. В настоящее время о «Фрайзингской Одигитрии» с восхищением пишут церковные историки и искусствоведы. Редчайшей византийской иконой Божией Матери XII века, именуемой в народе «Lukasbild», является икона «Агиосоритисса», посвященная Пресвятой Богородице. Она появилась в кафедральном соборе Фрайзинга в середине XV века. Теперь эта древняя икона находится не в соборе, а экспонируется в специальном затемненном зале. Несколько столетий автором уникальной иконы почитали апостола Луку, о чем гласил латинский текст 1629 года, выгравированный на обратной стороне серебряного алтаря, в который была вмонтирована эта ценная икона. Однако датированные еще первой половиной XIV века старинные записи Домского собора зафиксировали сомнения церковных историков относительно не только древности, но и авторства иконы.

http://bogoslov.ru/article/1470136

В селе Косине Московского уезда находится чудотворная икона, названная Моденскою, потому что, по преданию, взята из г. Модены в Италии графом Борисом Петровичем Шереметевым во Моденская – в селе Косине время его путешествия по Европе и принесена им в приходскую церковь села Косина. Но по другому сказанию, более достоверному, известно, что эта икона пожертвована с. Косино императором Петром Великим. Когда Измайловский пруд и Яуза оказались тесны для флотилии, на которой отрок Пётр обучался морской службе, тогда он перенёс свою флотилию на Белое озеро в Косино, где она и оставалась до перенесения на Переяславское озеро. Благодарный за первую науку обоим озёрам, Пётр не забывал их и не один раз посещал Измайлово и Косино и в знак своего благоволения оставил Косинской церкви драгоценный дар – икону Божией Матери, именуемую Моденскою. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена стоящею с Предвечным Младенцем на левой руке. Спаситель обращён лицом к народу; правою рукою благословляет, а левою – держит свиток. Эта икона имеет 1 аршин 3 вершка вышины и 10/2 вершков ширины. Живопись на иконе древняя, итальянская, прекрасно сохранившаяся. Пресвятой Богородице угодно было прославить сию икону многими благодатными знамениями и чудесными исцелениями. Во время свирепствовавших в 1848 году эпидемических болезней в окрестных селениях и на фабриках много раз приносили из с. Косина чудотворную икону для общественного молебствия, и заступлением Владычицы мира болезни утихали и прекращались. 23.06. Заоникиевская Заоникиевская В 1588 году июня 23 явилась икона Владимирская в 12 верстах от Вологды. В честь сей иконы преподобный Иосиф на месте её явления построил храм и обитель. Эта пустынь названа Заоникиевскою, как говорит предание, потому, что в окрестном лесу жил разбойник Аника, отчего и самый лес назывался Аникиевским, а как пустынь находится за сим местом, то и названа Заоникиевскою, так же как икона, в ней пребывающая. 23.06. Владимирская Празднество сей иконе установлено в 1480 г. повелением великого князя Иоанна Васильевича III, по благословению митрополита Московского Терентия, в память внезапного удаления татар и освобождения России заступлением Богородицы от нашествия в 1480 году ордынского царя Ахмата. Подробные сведения находятся в описании 21 мая. 23.06. Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

3 марта 2005 г. – По распоряжению архиепископа Германа Гостиный двор Курской епархии был преобразован в подворье Свято-Троицкого женской обители. Гостиный двор (бывший дрожжевой завод), расположенный на улице Тускарная, представляет собой комплекс старых полуразрушенных зданий с земельным участком и огородом (0,7 га). Это тихое место на берегу на реки Тускари граничит с парковой зоной отдыха (территория бывшей Боевой дачи, усадьбы купцов Боевых). Освоение подворья началось с работ по очистке земли под посадку овощей и плодовых деревьев. Со временем разбит виноградник, высажена сортовая клубника. Была также очищена от мусора территория, сделан склад для хранения овощей, устроены птичник для разведения кур и сарай для коз. В действующей пекарне на территории подворья сестры начали выпечку просфор и хлебов для монастырских богослужений. В октябре 2005 г. проведены строительно-монтажные работы по газоснабжению зданий подворья: рабочими ООО «Курсктехногаз» проложен газопровод. Здания, находящиеся на территории подворья, пребывают в аварийном состоянии. Восстановление большинства из них требует огромных материальных затрат, и потому монастырь в настоящее время не в состоянии поднимать их из руин. Другим подворьем можно считать 15 соток земли, арендуемой монастырем на дачных участках близ поселка Искра (пригород Курска). Здесь сестры выращивают картофель. К сожалению, почва в этом месте оказалась не плодородная, и урожай с нее невелик. Святыни [ править править код ] Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи 28 июля/10 августа- Смоленской иконы Божией Матери; 20 декабря/2 января - Новодворской иконы Божией Матери; 8/21 марта, 12/25 сентября, 27 ноября/10 декабря, в 9-ю пятницу по Пасхе – Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»; 24 июня/7 июля – Рождество прор. Иоанна Предтечи; 4/17 сентября, 10/23 декабря – свт. Иоасафа Белгородского; Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа

http://azbyka.ru/palomnik/Курский_Троицк...

Начало церковного празднества в честь зачатия Пресвятой Богородицы относят к VIII веку. Св. Андрей Критский, скончавшийся в 712 году, написал канон на этот праздник. В Константинополе праздник зачатия Пресвятой Богородицы в этот день совершался в местности Уранах или Еворанах, близ церкви св. Софии. На этом месте еще при равноапостольном и благоверном царе Константине Великом, т. е. в IV веке, одним сенатором был построен храм во имя Богоматери. 20 декабря Новгород-Северская икона Этот чудотворный образ находится в Новгород-Северске, уездном городе Черниговской епархии. Явление его относится к 1301 году. Новодворская икона По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви после литургии 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал чудеса, совершившиеся во время крестного хода от иконы Божией Матери. Ныне Новодворская икона Богоматери находится в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северске Черниговской епархии. Особо чтимый список с Новодворского образа находится в Каменском Успенском женском монастыре в Новозыбковском уезде Черниговской губернии. Эта обитель основана была в 1687 году иеромонахом Ионой Волховским. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) дал в благословение новоустроенному монастырю свою келейную Новодворскую икону Божией Матери. Образ по желанию святителя был списан с иконы св. митрополита Петра. В настоящее время Новодворская икона Богоматери считается главной святыней Каменской обители. На поклонение ей сюда стекается множество богомольцев не только из окрестных местностей и всей губернии, но и из других городов и селений. И благодать Божия, почивающая на Каменской обители, благоволила прославить Новодворский образ знамением особого заступления Владычицы и Ее благоволения к этому монастырю.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Зосимы и Савватия в гробницах, над которыми устроены серебряные раки художественной работы; на верхней серебряной доске изображены лики преподобных угодников. Во всю стену над раками устроена деревянная, позолоченная резная сень; в нее вставлены две древние иконы, принадлежавшие св. Филиппу: икона Одигитрии и Деисус на трех досках. Одна из лампад, висящих над раками, принесена в дар лично императором Александром II при посещении им Соловецкой обители. Здесь же на стене находится каменный крест прп. Савватия и икона препп. Зосимы и Савватия, писанная учеником прп. Зосимы, игуменом Досифеем. Третий соборный храм трапезный, во имя Успения, с двумя приделами: в честь усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя св. Димитрия Солунского. Здесь за главным престолом на горнем месте обращает внимание запрестольный крест, сделанный из моржовой кости с резным изображением Распятия; в длину имеет 1 арш. 9 вершк., в ширину – 3/4 арш. Над царскими вратами помещается икона Успения, устроенная по образцу такой же в  Киево-Печерской лавре ; это – дар царевны Марии Алексеевны. Тут же, внизу, под братской трапезой, с северной стороны, рядом с хлебопекарней помещается храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Этот храм устроен на том самом месте за печью, где явилась икона Божией Матери св. Филиппу, работавшему в хлебопекарне. Эта икона, именуемая Запечною, находится теперь в этом храме в иконостасе, близ царских врат. Кроме этих, в монастыре есть еще следующие храмы: 1) каменный храм во имя св. Николая Чудотворца в третьем этаже над монастырской кладовой и ризничной палатой; 2) храм Благовещения Пресвятой Богородицы над святыми воротами, рядом с келиями настоятеля. В этом храме замечательны царские врата с резными колоннами и столбцами, на которых они привешены, с надписью, указывающею на время устроения этих врат – при царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете Никитиче; в этом храме в настоящее время совершается неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении братии и благотворителей обители; здесь же новопостриженные иноки, по монастырскому обычаю, пребывают безвыходно в течение целой недели со дня пострижения, занимаясь неусыпным чтением Псалтири и каждодневно приобщаясь Тела и Крови Христовых; 3) больничный храм каменный, во имя святителя Филиппа, митрополита московского; в верхнем этаже над ним помещается придел во имя Знамения Божией Матери; устроенный в память спасения Соловецкой обители от нападения англичан в 1854 году; 4) храм во имя прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1480 году «Владимирская» спасла от нашествия золотоордынского хана Ахмета, а в 1521 году от набега крымского хана Махмет-Гирея. В самый канун праздника Сретения «Владимирской» Богородицы 25 Августа 1612 года русским ополчением были разбиты войска гетмана Хоткевича, который бежал из Москвы, бросив остатки польского гарнизона в Кремле. Неоднократно Крестные Ходы вокруг Кремля или вкруг стен Белого Города с иконой «Владимирской» останавливали моровые поветрия. О почитании иконы «Владимирской» Русскими Государями свидетельствует, например, то, что Царь Алексей Михайлович на протяжении Своего Царствования 26 Августа практически ежегодно участвовал пешим в Крестном Ходе с иконой Божией Матери «Владимирская» из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь на Лубянке. По сути дела, икона Божией Матери «Владимирская» сначала в виде списка Святителя Петра Московского, а потом и самог о древнего образа «Элеусы», окончательно перенесенного в Московский Успенский Собор в 1480 году, стала одной их духовных регалий или инсигний Великокняжеского, Царского и потом Императорского державного могущества, наряду с Шапкой и Бармами Мономаха, Скипетром, Державою - Яблоком Владомым, Троном, Государевой Хоругвью, Государевыми Мечом и Щитом, Мироносицей, Царским наперсным Крестом, Царской Перевязью, Царским Перстнем, Царской Чашей и Царским Блюдом. Знаменательно то, что соборная, самая полная редакция «Сказания об иконе Божией Матери «Владимирская»» была составлена на основании не дошедших до нас более древних источников специально для «Степенной Книги Царского Родословия». Сказание вошло в «Степенную Книгу» как неотъемлемая часть Русской Державной истории и церковно-государственной идеологии. В годы Царствования Алексея Михайловича царским иконописцем Симоном Ушаковым была написана знаменитая икона «Похвала Божией Матери Владимирская», именуемая также «Древо Государства Российского». На иконе изображен Московский Кремль с Успенским собором в центре, из собора произрастрает Древо - Виноградная Лоза с медальонами-образами на ветвях. В центре композиции в медальоне образ Божией Матери «Владимирская», на остальных медальонах изображены Святые Благоверные Великие Князья, Московские Святители и Преподобные.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010