Чудотворый образ еще около двух столетий после явления знамения находился в той же церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой. Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря. Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Враг ринулся в церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, но невидимая сила откинула неприятеля назад. После того, как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма, а вскоре и вовсе покинули Новгород. Иконография Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток — символ учения. На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский ). Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Другие греческие названия этого иконографического типа — Богоматерь «Эпискепсис», «Платитера» — «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой». «Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», её особенность – поясное изображение Богоматери. Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве. Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

http://pravmir.ru/novgorodskaya-ikona-bo...

Описание иконы Мирожская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В Псковской области, при устье реки Мирожи, находится Спасский мужской Мирожский монастырь, основанный в 1156 году. В нем и хранится Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. В 1567 году во время сильного морового поветрия икона прославилась многочисленными чудесными знамениями: из очес ее изливались слезы, и болящие получали исцеление. Особенно много исцелений совершилось в городе Пскове, когда туда, по случаю моровой язвы, была приносима св. Мирожская икона Богоматери. С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее образ, по благословению преосвященного Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, празднование в честь Мирожской иконы было установлено 24 сентября. На этой иконе Богоматерь изображена во весь рост стоящей с воздетыми руками. По правую руку от Нее в молитвенном положении изображен св. благоверный псковский князь Довмонт, в иночестве Тимофей; с левой стороны в молитвенном положении изображена супруг[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Мирожская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Мирожская " Тропарь, глас 4 Яко звезда пресветла возсия в Российской земли от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево, из обою очию текущи слезы Твоя, яко река, и видевше народи псковскии,[...] Описание: Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. 144Х112. Из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (1156). Псковский музей, куда поступила в 1926 (?) из церкви святого Стефана Спасо-Преображенского монастыря Над фигурами предстоящих имеются надписи, исполненные вязью: " Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей " , " Благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь Великого князя Александра Невского "

http://pravicon.com/icon-196

Описание иконы Слово Плоть Бысть (Албазинская) Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор - С. В. Булгаков Албазинская св. икона, именуемая также и «Слово плоть бысть», с 1666 г. находилась в бывшем городе Албазине (на Амуре), откуда в 1668 г. была перенесена в г. Благовещенск, где и пребывает поныне. Эта св. икона есть символ чревоношения Богомладенца. Божия Матерь изображена на ней в полурост, с Богомладенцем, стоящим беэ одеяния у Ее лона. Иными эта св. икона называется еще Знамением, как имеющая некоторое сходство с этой последней по изображению. Многие верующие молятся перед Албазинской св. иконою за рожениц во время их чревоношения и родов. Описание иконы Слово Плоть Бысть (Албазинская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Чудотворный образ Богоматери «Слово плоть бысть» принесен в Албазин иеромонахом Ермогеном в 1666 году из Киренского острога. Через несколько лет Ермоген вернулся в основанный им при Киренском остроге Троицкий монастырь, а чудотворный образ оставил в Сретенске. Преосвященный Вениамин, назначенный управлять Камчатской епархией, в 1868 году привез эту икону в Благовещенск на Амуре, а один из его преемников, епископ Гурий, установил ежегодное празднование иконе «Слово плотьбысть» 9 марта по всей Камчатской епархии, а также еженедельное чтение пред этой чудотворной иконой Божией Матери акафиста с молебным пением. Ввиду того что этот образ Богоматери изображает чревоношение Божественного Младенца, у многих верующих укоренился обычай молиться пред ним за матерей во время их чревоношения и болезней рождения. Одна молодая женщина по своей неосторожности подверглась преждевременному разрешению от беременности. В тяжких муках она ждала уже своей кончины. Муж ее, глубоко веровавший в благода[...] К этому разделу приложены файлы (1). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Слово Плоть Бысть (Албазинская)

http://pravicon.com/icon-8

Порт-Артурская икона в Казанском храме г. Харькова, 25 июня 2013 г. Некоторые ревнители Порт-Артурской иконы указывают, что харьковский список известен с 1904 года, то есть фактически с самого появления образа в русской духовной истории. Чтобы выяснить, так ли это, нам, харьковчанам, – Д. Тростникову и автору этой статьи – пришлось провести небольшое расследование, для чего мы побеседовали с тремя священниками, в разное время служившими в этом храме, и с художником, осуществившим эту работу. Мы организовали и фотосъемку святыни, за что благодарим настоятеля храма протоиерея Михаила Богачева, а также известного харьковского деятеля русского движения Г. Макарова и фотографа С. Кочетова. Порт-Артурская икона в Казанском храме г. Харькова, 25 июня 2013 г. Мы поговорили с протоиереем Петром Василашку и с отцом настоятелем. Наиболее подробно рассказал о создании иконы протоиерей Михаил Колодько, который и задумал написание Порт-Артурской иконы в харьковском храме. Сам ездил в Москву, искал у коллег первоисточники, пытался в меру сил анализировать иконографию, потом обеспечивал иконописцев материалами. Почему именно «Порт-Артурская»? Батюшка считает, что это случилось промыслительно. Изначально у него была мысль написать в храме несколько канонических Богородичных образов. А начал – с Порт-Артурской. К слову, в храме имеется также привезенная с Афона икона «Скоропослушница». Протоиерей Михаил Колодько и Станислав Минаков в Харькове на привокзальной площади,12 июня 2013 г. Точней детали дела прояснил художник Виктор Верховод, выпускник архитектурного факультета ХИСИ (ныне – Харьковский национальный университет строительства и архитектуры): икона Божией Матери «Порт-Артурская» написана в харьковском Казанском храме в июне-июле 2000 года на холсте, наклеенном на западную стену внутри храма слева от входа. Эта работа не была случайной. По свидетельству мастера, после написания образов для Казанского храма жизнь у него переменилась. Он полностью посвятил себя храмовой росписи. В частности, В.В. Верховод вместе с Л.Я. Марьенко, В.А. Мушик, Л.М. Золотаревым, Е.Н. Борисовой осуществил с 2003 по 2008 годы обновление росписи подкупольного пространства в известной харьковской Трехсвятительской церкви на Заиковке, именуемой в народе Гольберговской (в честь купеческой семьи, построившей храм). В чем-то стилистика письма Трехсвятительского храма напоминает васнецовские работы в знаменитом Владимирском храме Киева, построенном к 900-летию Крещения Руси. Напомним, что Владимирский храм в Киеве строился за счет пожертвований, собиравшихся со всей Российской Империи. Сегодня он, увы, пока что захвачен раскольниками.

http://pravoslavie.ru/141365.html

Описание иконы Владимирская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В московском Успенском соборе первой в иконостасе слева от царских дверей стоит эта великая, заветная святыня русской земли. И сколько дум возникает в душе, когда подойдешь к ней, встанешь коленями в ту глубокую золотую сень — футляр, в который вставлена икона, и прильнешь губами к древнему лику!.. Вдруг в те секунды промелькнет перед глазами столько великих событий, начиная от тех дней, когда евангелист Лука благоговейно списывал с живой Богоматери этот образ: вспомнится принесение его в Россию, в старый Владимир, многократное спасение Москвы... Под темными сводами собора неясно выделяется иконопись знаменитой святыни, но Владимирскую икону носят во всех больших крестных ходах, и тогда на солнце можно различить благородное очертание и чудное выражение, запечатленное на доске святым иконописцем. Три раза Москва вспоминает ежегодно о своем спасении благодатью этой иконы: 21 мая, 23 июня и 26 августа. Икона эта, по укоренившемуся преданию, писана евангелистом Лукой на доске т[...] К этому разделу приложены файлы (1). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Владимирская Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской. О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред п[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Владимирская Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4. Днесь светло красуется славнейший град Москва,/яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/чудотворную Твою икону,/к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/о пречудная Влады[...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Владимирская Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Владимирская " Кондак 1 Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на пер-вописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохран[...] К этому разделу приложены файлы (2).

http://pravicon.com/icon-58

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву . Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители. В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: " Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани " . С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского Царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной, и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз " Матушка Казанская " указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. Сегодня день памяти выдающегося русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина, скончавшегося 8 июля 1816 г. Он родился 3 июля 1743 г. в семье офицера. Учился в Казанской гимназии, которую не закончил, поскольку был призван на военную службу, служил в Преображенском полку в Петербурге. В 1783 г. опубликована его ода " Фелица " , которая имела большой успех и понравилась Государыне Екатерине II. Державин был Олонецким (1784) и Тамбовским (1785) губернатором, смело боролся с неправдой и лихоимством. В 1791-92 гг. состоял личным кабинет-секретарем Императрицы, с 1794 г. - президентом Коммерц-коллегии. По поручению Императора Павла I исследовал еврейский вопрос в России, по итогам своей работы составил знаменитую записку на сей счет. В царствование Императора Александра I был министром юстиции (1802-03). В 1803 г. вышел в отставку. В 1808 г. вышли четыре тома сочинений Державина. С 1811 г. в его петербургском особняке происходили заседания общества " Беседа любителей русского слова " , защищавшего традиции классицизма. Скончался в своем имении Званка.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/21/et...

В 1812 году Москва подверглась разорению и опустошению французов. Чудотворная икона Богоматери и драгоценности из ризниц не могли быть вывезены из Москвы, за недостатком лошадей. Игуменья Страстного монастыря Тавифа оставалась в обители. Лучшее имущество церковное закладено было в ризнице наглухо, где и сохранилось в целости. Неприятель, ворвавшись в монастырь, разграбил оставшиеся неубранными одежды и сосуды, а также и келлии. Но через две недели один неприятельский генерал прислал оставшемуся в монастыре сем священнику богатое облачение, красного вина, крупичатой муки для отправления богослужения, которое с сего времени и совершалось. В этой обители, по очищении Москвы от врагов, в благодарность Богу, совершено в первый раз молебствие в присутствии генерал-майора Иоловайского и других чинов. От пожара все здания уцелели 3 . Древний местночтимый Животворящий Крест Господень в московском Страстном женском монастыре После нашествия французов обитель пришла в скором времени в цветущее состояние. В 1817 году Страстная обитель удостоилась посещения Ее Императорского Величества Императрицы Марии Федоровны, которая посетила соборный храм, слушала молебен Божией Матери и затем изволила пожертвовать на украшение ризы образа драгоценную бирюзу, осыпанную бриллиантами, и крупную жемчужину. Эти дары находятся и доныне в числе украшений на чудотворной иконе Богоматери, именуемой «Страстная». У южных выходных дверей главного верхнего храма в честь Страстной иконы Богоматери находится честная глава св. великомученицы Анастасии Узорешительницы в серебряно-вызолоченной гробнице, – дар княжны Елизаветы Дмитриевны Цициановой, родственной по происхождению Грузинскому царскому дому. Мощи эти принесены в обитель в 1841 году. Над гробницей св. великомуч. Анастасии находится изящная серебряно-вызолоченная лампада с такою же бахромою из слов: Твоя от Твоих Тебе приносяще: Над лампадой двуглавый орел свидетельствует, что это царский дар. Лампада принесена усердием Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича к мощам св. великомуч. Анастасии, Ангелу-Хранителю дочери Его великой княжны Анастасии Михайловны (ныне супруга Его Королевского Высочества Великого Герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Франца) 1862 г, 28 февраля лампаду эту затеплил сам знаменитый иерарх Русской Церкви, приснопамятный Митрополит Филарет и огонь этот непрерывно поддерживается доныне, как знак непрестающего расположения к св. обители благоверного приносителя и неизменной благодарности к Нему св. обители, всегда молящейся о здравии его с семейством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Файл 32116.jpg:   Размер: 800x749, 0.6 MPix, 57 Kb. Дата: 2018-06-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (54) , (0) . Описание: Чудотворная икона Божией Матери «Знамение», почитаемая на Кубани и далеко за ее пределами, находится в храме святого Архистратига Михаила ст. Нововеличковской Динского района. Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Знамение в течение нескольких лет использовалась нерадивой хозяйкой как поддон для зерна при кормлении кур. По промыслу Господню брошенную икону обнаружил житель станицы Нововеличковской и, очистив ее, в 1993 году принес в храм святого Архистратига Михаила. Удивительно, что к[...] Файл 32171.jpg:   Размер: 489x480, 0.23 MPix, 102 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (77) , (1) . Описание: " Знамение " в Соловецком монастыре. (Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. СПб: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.4. С.747: «Знамение» в Соловецком монастыре. В этой обители на наружной стороне западной стены Преображенского собора, над входными в паперть воротами, помещена чудотворная икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. Этот образ замечателен по связанным с ним историческим [...] Файл 32284.jpg:   Размер: 595x763, 0.45 MPix, 204 Kb. Дата: 2018-07-23, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (66) , (0) . Описание: Московского Златоустовского монастыря. Написана и другая икона «Знамение»: рядом с Пресвятой Богородицей изображены ктиторы обители – ее Небесный покровитель святитель Иоанн Златоуст и названный при рождении в честь него первый Государь всея Руси Иоанн III, при котором Русь стала Россией. В руках Иоанн III держит изображение первого каменного храма, построенного им в Златоустовском монастыре. Файл 32596.jpg:   Размер: 928x1042, 0.97 MPix, 119 Kb. Дата: 2018-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (64) , (0) . Описание: Городнянская икона Божьей матери –Влахернская. Бесследно утраченная во время войны. Во время войны пропала также и Городнянская икона Божьей матери – Влахернская,название которой происходит от местности Влахерны, недалеко от Константинополя, где в стенах храма в те давние, средневековые времена произошло явление верующим Божьей Матери. Городнянская икона Богородицы имела корону, что, по мнению А.Ф.Вечорко, свидетельствует о её особом признании, почитании за её целебную и чудотворную силу. [...]

http://pravicon.com/icon-117-photo

Статья с сокращениями из " Памятники архитектуры Московской области " , Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская. Сейчас в монастыре находится приют для душевнобольных и войти туда нельзя. Николо-Пешношский Мефодиев монастырь, заштатный, общежительный, в 25 верстах от уездного города Дмитрова, при впадении речки Пешноши в Яхрому. Основан в 1361 году учеником пр. Сергия Радонежского пр. Мефодием, бывшим здесь первым игуменом ( см. 4 июня). В церкви пр. Сергия над почивающими здесь под спудом мощами пр. Мефодия устроена медная вызолоченная рака; пр ней хранится его игуменский посох. В монастыре хранится также деревянный потир, употреблявшийся им при совершении таинства, и находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Эта святая икона сначала принадлежала одному из братии монастыря, а после его смерти, как живописное изображение, а не иконное-общепринятое, она была вынесена в часовню пр. Мефодия и поставлена над входом, где находилась до 1827 года. Видимая всеми, икона привлекала молитвенные взоры всех и стала проявлять благодатные знамения. Первое знамение и было проявлено одному набожному капитану, который потерял было, вследствие несправедливого обвинения, занимаемое им место, но после усердной молитвы пред этой святой иконой был безусловно оправдан. После этого события святая икона была перенесена в монастырь и к ней стали притекать многочисленные богомольцы. В страшный холерный 1848 год святая икона прославилась обильными и поразительными чудесами милости Божией. Божия Матерь на этой святой иконе (имеющей 12 вершков в вышину и 9 вершков в ширину) изображена в короне с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, тоже увенчана короной и держащим в правой руке скипетр; левая рука Его покоится на поддерживаемом левой же рукой Богоматери Державе; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 17 октября. Монастырю принадлежат часовни: в 1 версте от него — Мефодиева, куда 14 июня совершается крестный ход, и в 2 верстах — Предтечева, где пр. Мефодия посещал пр. Сергий; в эту часовню бывает крестный ход 24 июня и 17 октября. При монастыре больница и гостинный двор.

http://sobory.ru/article/?object=00506

Разве не знаменательно то, что Она, явившись во сне благочестивой гречанке, выразила желание, чтобы икона Ее была взята из храма и возвращена в дом, где начала источать слезы? Сколько раз спасала Пресвятая Богородица Своим всесильным заступничеством верную Ей Византию с царственным градом ее Константинополем – до тех пор, пока не возобладал там дух материализма и отступничества от веры, так ярко проявивший себя на Флорентийском соборе 1439 года. И тогда предана была изменившая истинной вере Византия в руки падения своего, окончательно пав под ударами магометан-турок в 1453 году. Подобно Византии – Новому Риму – и Отечество наше Москва – Третий Рим – неисчислимое множество раз испытывала на себе чудесное покровительство Заступницы Усердной рода христианского. Но и наш несчастный русский народ не устоял на высоте своего призвания, и тот же дух материализма и Богоотступничества привел его к страшному кровавому падению. А теперь весь мир обуревается не только духом материализма и отступничества, но и лютого Богоборчества – страшного и дерзкого вызова Богу, и находится на краю гибели, в своем безумном ослеплении, подготовляемой своими же собственными руками. Этот губительный дух Отступления проник уже и в нашу Православную Церковь , весьма видные иерархи которой откровенно провозглашают наступление какой-то «новой эры» и цинично предлагают покончить со всем прошлым, собираясь создать какую-то совершенно «новую церковь », в тесном «экуменическом» контакте и единомыслии со всеми отступниками от истинной веры и Церкви. Есть о чем плакать Пречистой Матери БожиейМатери Божественного Основателя истинной Церкви! Знаменательно также, что особенно обильное истечение слез у третьей иконы, именуемой «Страстной», наблюдалось благочестивыми богомольцами в дни, предшествовавшие открытие в Нью-Йорке сессии учреждения, в коем заседают современные вершители судеб мира – некоего прототипа будущего мирового правительства. Как росою была покрыта вся икона обильными слезами в самый день приезда в Нью-Йорк на эти заседания шайки международных преступников, жестоким террором захвативших государственную власть и представляющих в этом учреждении страны с явно-выраженным богоборческим направлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010