Перед нами Египет в период 18 династии фараона Амодиса. Новые правители переменили отношение к евреям, начались притеснения, перешедшие затем в тяжкую неволю. Поработив евреев, фараон принуждает их строить города. В то же время начинаются опасения, что эти племена объединятся с кочевыми племенами и будут представлять опасность Египту. Когда произошел исход из Египта? В разных книгах разные даты: одни говорят, что это примерно 1500 год, другие, что 1400, некоторые относят эту дату к 1200–1300 годам, т. е. разница почти в 200 лет. Примерно зная, когда пришел Иаков в Египет, мы можем сказать, что 400 лет это условная цифра, Израиль не был 400 лет в Египте, был гораздо меньше времени. Учитывая это, можно предположить, что Израиль вышел из Египта за 1300–1350 лет до Рождества Христова. Это как раз совпадает с царствованием фараона Тутмоса IV.   Книга Исход написана Моисеем в Аравийской пустыне. Писалась она по мере получения откровений от Бога, т. е. постепенно. Тщательная редакция восходит ко времени, видимо, Иисуса Навина, а может быть, и более позднему. В книге очень много вставок, которые восходят к поздним временам. Книга Исход имеет две части: историческую и законодательную . Первая говорит об исходе из Египта, а вторая — о даровании законов, начиная с 19-й главы.   «И умер Иосиф и все братья его и весь род их» (Исх 1:6) «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» (Исх 1:8–10).Сказано, что «египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх 1:13–14). Слово «жестокость» повторяется несколько раз, что не просто принуждали работать, но с жестокостью.     Дальше идет рассказ, который мы обозначим «Фараон и повивальные бабки». Фараон издал приказ умерщвлять всех младенцев мужеского пола из народа Израильского. Что приказ этот бесчеловечен понимали не только Израильтяне, но и сами Египтяне. Женщины — повивальные бабки, — боясь Бога, нарушали приказ, за что Господь благословил их (паремии об этом читаются на Страстной Седмице Великого Поста). Кто же будет ходить по домам, изыскивать новорожденного младенца и умерщвлять его? Хотя, наверно, такие случаи бывали, но однократные, потому что следующие строки, повествующие о начале жизни Моисея, говорят о том, что люди принимали все ухищрения, чтобы сохранить жизнь своим детям. Видимо, не один Моисей был так спасен. О нем Св. Писание говорит следующее:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Боевые колесницы имелись у ассирийцев в большом количестве. В основном они были двуконными, в редких случаях в них припрягали третью лошадь. Но в более позднее время число лошадей, запрягавшихся в колесницы, доходило до четырёх и даже до восьми. На каждой колеснице могли поместиться три человека, считая и возничего С пленными обращались унизительно и жестоко. Взятых в плен царей ложили связанными на землю и ставили им на затылок ногу – знак особого унижения. Часто они служили для победителя просто ступенью, чтобы сесть на коня. Обычай этот был общепринятым на Востоке и многие места Ветхого Завета указывают на него (Книга Иисуса Навина 10:24. Пс.109:1 ). Военачальников и простых воинов заковывали в цепи ( Иез.19:4 ), выкалывали им глаза или, продев им сквозь губы кольцо, проводили перед царём. Осужденных к смерти сажали на кол или заживо снимали с них кожу. Самым лёгким наказанием для военнопленного было обращение его в евнуха. На одном из ассирийских барельефов можно видеть следующую сцену: перед царём на коленях стоят пленники, в губы их продеты железные кольца с удилами, а царь собственноручно копьём выкалывает несчастным глаза. В 4 Книге Царств (25:7) повествуется о том, как вавилонский царь Навуходоносор, державшийся таких же военных обычаев как и ассирияне, выкалывает глаза несчастному иудейскому царю Седекии, который приведён был к нему в Ривлу. С другой стороны, нам известно грозное обращение пророка Исаии к ассирийскому царю Синаххерибу (705–681): «За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твоё дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо в ноздри твои и удила Мои – в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришёл» ( 4Цар.19:28 ). Одним из свойств, отличавших ассирийцев во время военных походов, была неумолимая жестокость к побеждённому врагу, который смел оказать им сопротивление. В армии даже имелась особая должность писца, обязанностью которого было регистрировать количество отсечённых вражеских голов. Ассирийские цари оставили потомкам многочисленные описания жестокостей, учинённых ими.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

«Бойтесь Господа, служите ему в чистоте и искренности. Отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою в Египте, а служите Господу.» Возможно, что когда Израильтяне выходили из Египта, не все они поклонялись истинному Богу. Моисей вывел их, чтобы они забыли это нечестие, всю мерзость Египта и не служили тем богам. Иисус Навин говорит Израилю: «Если вам не угодно служить Господу, то выберите кому служить: богам ли, которым служили отцы ваши за рекою или богам аморрев, а я и дом мой будем служить Господу.» Сколько было свидетелей явления истинного Бога: и манна, и медный змий и все они вошли в землю обетованную. Все, кто сомневался, кто не верил – ушли, умерли. А сейчас были люди нового поколения, однако, в них присутствует нечто, почему и сомневается в них Иисус Навин. Израиль избирает службу Господу. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь – Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства… И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» ( Нав. 24:16,26 ). В конце сказано, что скончался Иисус Навин и умер раб Господень будучи ста десяти лет. «И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой. И положили с ним во гроб каменные ножи, которыми обрезал Иисус сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь; и они там даже до сего дня.» Еще сказано, что Израильтяне в те дни погребли кости Иосифа, «которые они вынесли и схоронили в Сихеме в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым. После сего умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой.» ( Нав. 24:30–33 ) Здесь мы видим разницу в тексте. Ясно, что были разные источники, т.е. автор этой книги собирал из многих источников и включал в эту книгу. Если мы говорим, что Моисей мог описать свою смерть, то Иисус Навин не мог описать свою смерть. Он не был пророком, значит кто-то редактировал эту книгу. Может это был Ездра или пророк Самуил, наиболее близкий к тому времени. Заканчивается эта книга печальными, грустными словами, приводящими нас в книгу Судей Израилевых. И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет» ( Нав. 24:36 ). Читать далее Источник: Ветхий Завет: Курс лекций./Соколов Н. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. Ч. 1; 1997. Ч. 2. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Быт. 33:19 И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. Кесита. Слово это (говорит митрополит Филарет) употреблено только в двух местах Св. книг: у Иисуса Навина ( Нав. 24:32 ) и у Иова ( Иов. 42:11 ). Хотя в текстах семидесяти, Вульгаты, Сирской Библии и др. употреблено слово «агнец» или «агница», но, по всей достоверности, надобно предположить, что это была монета, тем более, что на сирском языке слово костро и на арабском кастарон означают монетчика и соответствуют слову кесита. (Зап. на Кн. Бытия in loco). Буквально почти то же говорит Англ. Комм. Библия. Быт. 33:20 И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева. «И поставил жертвенник и назвал его: Бог крепкий, Бог Израилев» (перевод м. Филарета); точно так же переводит Остервальд; Англ. Библия переводит: «и назвал его: Ель-Елоге Израель (Бог, Бог Израилев)», т. е., как поясняет Англ. Библия, отныне Иаков уже не призывает, как прежде, «Бог отца моего», а призывает Его как Бога своего, ибо он вступил в землю обетования. Глава XXXIV. Насилие Сихема над Диной; он предлагает взять её себе в жёны; обрезание Сихемитов; разграбление Сихема; упрёки Иакова Симеону и Левию Быт. 34:1 Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. Дина, рождение которой упомянуто ранее рождения Иосифа ( Быт. 30:21–24 ), должна была быть несколько старше его. Когда Иосифа продали братья его, ему было 17 лет ( Быт. 37:2 ); вероятно, это последнее событие имело место года через два после несчастия Дины. Стало быть, Дине должно было быть более 15 лет (Английская Библия приводит этот расчёт против мнения Туха, который предполагал, что Дине было только 6 или 7 лет). Книга Яшар, также и Фл. Иосиф (Antiq. I. 21), говорит, что у сихемитян бывало особое празднество молодых девушек, на которое, естественно, пошла и Дина. Быт. 34:2 И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. Быт. 34:3 И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Дальше. «Да не отходит сия книга Закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь». Вот какие ведь слова-то сказаны! Ну что они – сказаны только Иисусу Навину, что ли? Они сказаны и нам с вами. Вот теперь открывайте и книгу Судей, за книгой Иисуса Навинакнига Судей. И вот посмотрите, что говорится здесь, в этой книге Судей. Смотрите хотя бы 2-ю главу. Во 2-й главе, в 11-ом стихе эпиграф – ко всей дальнейшей истории судей и дальнейшей всей Библейской истории по сие время: « тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Валам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам ». Сейчас видимого идолопоклонства нет. Никто не держит никаких Пенатов, никаких изображений богов. Сейчас идолопоклонство приняло другие формы – тонкие, и у каждого из нас есть свои идолы, с которым и мы не можем расстаться. Лелеем их, бережём их и спим с ними. Не можем с ними расстаться! Но ведь идолов внешних нет – другие формы приобрело идолопоклонство. Вот то, что нас порабощает, то, с чем мы не можем расстаться, это и есть наш идол. И вот, когда глубоко верующий человек начинает поднимать до уровня свою страсть, своё пристрастие, – Бог, как правило, ревнуя этого человека, отнимает у него это. Отнимает у него это: «Не занимайся этим. Тебе это не показано. Познал Господа – и держись за Него». Вот, как только чувствуете, что какой-то кумир начинает занимать в вашей душе всё больше и больше места, отодвигает Бога на второй план – такой можем получить удар по голове! Вот уж, если Бог ударит по голове – вот тогда только и вразумимся. И смотрите: стали служить другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, – раздражая Господа. Оставили Господа. Стали служить Ваалу и Астартам. И возьмите «Мифы древних народов» (вот двухтомник – прекрасные в восьмидесятых годах были два тома; один из составителей его и редактор – недавно почивший Сергей Сергеевич Аверинцев ) – вот там и найдете все мифологии Все религии в кратких ёмких статьях. Узнаете, кто такие ваалы, кто такие астарты, молохи-милхомы – все божества, какие только упоминаются в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Много горя принесли нашему народу ЧУДЕСА еврейской истории. С них и началось у нас крушение прославленной «мужицкой веры», превращение ее в мужицкий нигилизм. Замечено, что и до сих пор неверующий русский ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК вспоминает о религии с чувством обиды. Особенность ветхозаветных чудес – их необузданная сказочность и духовная низость. Это по преимуществу знамения жестокости расизма, вроде египетских казней или этой печально знаменитой остановки солнца – чтобы еврейские захватчики успели засветло истребить всех побежденных (кн.Иисуса Навина,гл.10). Подобного рода «героический эпос», к которому и сами евреи давно уже относятся только с улыбкой, преподносили нам в качестве непреложной истины священного Писания. Да будет благословенна наука, освободившая нас от жестоких библейских суеверий. И вместе со всем этим – мы видим в ветхозаветной Библии подлинные драгоценности духа, действительные пророчества о Новом Завете Книга Иова. Пролог на небе: скептик-сатана получает от Бога разрешение испытать праведника в великих страданиях. Да, они способны привести человека в отчаяние. «На что дана жизнь человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком»?… «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня». «Тело мое одето червями и пыльными струпьями; кожа моя лопается и гноится». Гибель детей, утрата имения, страдания телесные в страшной болезни – и страдания психические, столь близкие к нашему нервному веку. «Когда подумаю: утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое, – ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня»… «Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои – суета». «Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако». В этом безутешном горе, во глубине несчастья человек не может осмыслить тайны невинных страданий, унывает, ропщет на Бога – и уповает на Бога, сыновне принимает Его страшный таинственный Промысл. «Вот, Он убивает меня: но я не перестану уповать на Него». И эти бесконечно удивительные слова, которые могли бы стать надписью на каждой христианской могиле: «А я знаю: Освободитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его. Истаивает сердце в груди моей!» Чудо христианской надежды – за тысячу лет до Явления Христа. На пределе страданий праведник получает Божественный ответ «из бури» – ответ, который можно пересказать одним словом: ТАЙНА. Книга Иова «отвечает на тайну тайной; Иов утешается загадкой – но утешается! Когда сомневающийся говорит: «Я не понимаю» – Знающий отвечает: «Да, ты не понимаешь», и сразу возникает надежда, – значит, что-то стоит понять. Античный мир не заметил этой книги…»

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

Но есть, однако, и положительные свидетельства о Фарре. Фарра не отдает младенца Авраама Нимроду для умерщвления и прячет его в пещере. Великое будущее Авраама чувствовал как Нимрод, так и Фарра. Блаж. Августин, рассуждая о Граде Божием во времена праотцов и толкуя слова Иисуса Навина ( Нав. 24:2–3 ), пишет: «Потомки Евера мало-помалу усвоили иные языки и примкнули к другим народам. Таким образом, как при гибельном разливе вод сохранился для восстановления рода человеческого только дом Ноя, так при гибельном разливе множества суеверий по всему миру, сохранился один дом Фарры, в котором сберегся посадок Града Божия» 391 . Мнение блаж. Августина можно соединить со свидетельством Предания и всех других отцов таким образом: Фарра имел, конечно, идолов и поклонялся им. Но и не вполне утратил веру в единого Бога. Поэтому не случайны могли быть отроческие искания Бога Авраамом и откровение Божие именно ему. 1.5. Исход из Ура Халдейского Исход семейства Фарры и самого богопризванного Авраама из Ура Халдейского в Харран вызывает некоторые вопросы. Св. Писание ставит нас перед двумя фактами. Господь призвал Авраама в Уре Халдейском и велел ему там оставить дом отца своего. Об этом однозначно свидетельствует в своей речи перед синедрионом диакон Стефан: Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: «выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего» ( Деян. 7:2–3 ). Дальше диакон Стефан говорит, что Авраам вышел из земли Халдейской (из Ура) и поселился в Харране, где пребывал вместе с отцом. Книга Бытия утверждает, что Фарра сам переселяется из Ура в Харран и берет с собою Авраама и других от дома своего. О Богоявлении Аврааму в Уре Халдейском ничего не говорится. При этом, похоже, что Фарра намеревался идти дальше, в землю Ханаанскую, а не оставаться навсегда в Харране. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там... ( Быт. 11:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Следует обратить внимание на контекст Пс. 76:13 и Пс. 142:5 (см. выше), где Псалмопевец путем вникания в описание древних дел Божиих пытается восстановить с Ним утраченные живые отношения. Напротив, контекст Пс. 62:7 показывает, что общение Псалмопевца с Богом достигло взаимопонимания, и поэтому переживания Псалмопевцем Бога становятся для него «насыщением туком и елеем» – источником жизни. Глагол hgâ с последующим предлогом b употребляется в Нав. 1:8 , в отрывке, с которым Псалом имеет самую тесную связь: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней (вникай в нее) день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих». Отрывок из Нав. 1 описывает призвание Богом Иисуса Навина в вожди Израиля после смерти Моисея. Иисус Навин должен быть «тверд и мужествен», «тщательно хранить и исполнять весь закон, который завещал ему Моисей», «не уклоняться от него ни направо, ни налево». Для этого книга закона должна быть постоянно на устах его, он должен вникать в нее, чтобы быть способным в точности исполнить все, что в ней написано. Иисус Навин становится не рабом закона, а строгим и мужественным его исполнителем. Поэтому вникание в закон Господа означает погружение сердца в слова закона и устроение души соответственно указаниям Господа так, чтобы сердце стало способным хранить принятое устроение, и человек приобрел способность жить так, как предложил ему Бог . Только таким образом человек может исполнить закон Господа. День и ночь . Выражение означает непрерывность и непрестанность процесса или состояния и употребляется в широком смысле: «Да будут слова сии близки к Господу Богу нашему день и ночь» ( 3Цар. 8:59 ). 3а. И будет (тогда) как дерево. В древнееврейском языке не было развитой системы глагольных времен. Только две, условно называемых временем, глагольные формы Perfect и Imperfect служили для выражения всех временных характеристик. Здесь нет возможности входить подробно в сложную и запутанную проблему грамматической категории времени в древнееврейском языке, и поэтому отметим лишь самое характерное.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

Сопоставление показало, что появление шестикамерных ворот с казематными стенами приходится на вторую половину X века. Эту датировку подтверждает и толщина шести слоев, верхний из которых приходится на 732 год до н.э. А стало быть, строительство шести ворот и казематной стены в западной части города действительно укладывается во время правления Соломона или, что менее вероятно, его сына Иеровоама I. В следующем столетии при царе Ахаве территория Хацора расширилась. Восточная часть верхнего города была укреплена мощной стеной и застроена зданиями различного назначения, среди которых выделяются складские помещения. Тогда же появились цитадель и знаменитая система водоснабжения города. Хацор неоднократно разрушали как арамеи, так и ассирийцы. Окончательный удар городу был нанесен в 732 году до н.э. царем Тиглатпаласаром III в ходе кампании, уничтожившей Израильское Царство. Согласно библейскому тексту, жители Хацора были уведены в плен ассирийцами, однако раскопки Ядина позволяют предположить, что какая-то часть населения пережила гибель города и возвратилась на пепелище: в одном из районов удалось найти дома, принадлежавшие одним и тем же людям до ассирийского пожара и после него. В последующие пять столетий какая-то жизнь в городе продолжалось, но только лишь в пределах цитадели. Последнее упоминание Хацора в исторических документах содержится в книге Маккавеев, где говорится, что Йонатан воевал против Деметрия в долине Хацора. Эти события датируются 147 годом до н.э. Часть 2 " В то же время, возвратившись, Иисус (Навин) взял Хацор, и царя его убил мечем (Хацор же прежде был главой всех тех царств). И побили все дышащее, что было в нем, мечем, предав заклятию, как повелел Моисей, раб Господень. Впрочем, всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли израильтяне, кроме одного Хацора, который сжег Иисус Навин " (Книга Иисуса Навина 11:11-13). " И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Газер " (3 Книга Царств 9:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Хр. относит написание и редакцию последних священных книг ко времени Ездры и Неемии. § 5. Свидетельство 2-й Маккавейской книги Более древнее свидетельство сравнительно со всеми вышепредставленными данными о времени окончательного собрания священных книг имеем во 2 Маккавейской книге: «Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии: как он, собирая библиотеку, вложил в нее сказания о царях и пророках ( ε πισυνγαγε τ περ τω ν βασιλων κα προητω ν) и принадлежащее Давиду ( κα τ του Δαυδ) и письма царей о священных приношениях. Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал и оно есть у нас. Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вам доставят» (2 Макк. II, 13 – 15). Понимаемое буквально, данное место говорит, что Неемия собрал в библиотеку книги Царств, Пророков, Псалмы Давида и письма царей о приношениях, т. е. дарственные грамоты персидских царей. Сейчас-же, при таком буквальном понимании, является недоумение. Собирательная деятельность в после-пленное время, раз она началась, не могла ограничиться перечисленными книгами: не говоря уже о Законе, книга Иисуса Навина и книга Судей прежде всего должны быть причислены к этому собранию. То-же должно сказать и о некоторых, по крайней мере, книгах, принадлежащих, по еврейскому распорядку, к классу кетувим, как, напр., о книге Иова, Притчей. Отсюда вполне понятна попытка Блеека 159 определить, что еще могло быть собрано в период Ездры, помимо указываемого 2-ою Маккавейскою книгой. Недоумение устранится, если обратим более тщательное внимание на самый текст 2 Макк. II, 13 – 15. Сказано: «Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал, и оно есть у нас». Иуда Маккавейский собрал все разсеянные во время бывшей войны священные книги 160 , и то отношение подобия, в которое поставляется деятельность Иуды к таковой Неемии, заставляет предполагать, что автор 2 Макк. книги 161 в обоих случая разумеет одинакий объем священной библиотеки: иначе не может быть в виду молчания автора книги о том, что библиотека Неемии когда-либо восполнялась в последующее время до Иуды Маккавейского, когда, рассеянные незадолго пред тем, вновь были собраны, и собраны именно в таком количестве священных книг (не экземпляров), какое было на лицо при авторе 2 Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010