Преподобный Максим Исповедник примером Иисуса Навина побуждает своего читателя, подвизаясь в добродетельной жизни, удерживать в себе Христа, в чем и состоит аскетический подвиг: “Блажен тот, кто задерживает в себе, по примеру Иисуса Навина, заповедное Солнце правды — мерило для здешней жизни, не ограничиваемое вечером порока и неведения, которое помогает ему обратить в бегство восстающих на него лукавых бесов” 142 . Другой пример аскетического толкования Нав 10:12 содержится в “Умозрительных и деятельных главах” преподобного Максима, произведении сугубо монашеском 143 . Для преподобного Максима Писание наполнено аскетическими аллегориями, что вообще характерно для классической восточной монашеской литературы; собственно, это применение того же оригеновского метода. Последние наставления и обновление завета (Нав 23:1–24:28) Подобно Моисею, Иисус Навин перед смертью собирает народ и дает ему последние наставления. Напоминая, что при завоевании Обетованной земли пред Израилем никто не устоялдо сего дня (23:9), Иисус указывает на причину такого успеха: Господь Бог ваш Сам сражается за вас (23:10). Несмотря на то, что народы, чьи земли уже распределены (23:4), еще не истреблены и продолжают жить среди Израиля (23:12), если народ после смерти Моисея будет продолжать во всей точности хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева (23:6), если не будет сообщаться с хананеями и служить хананейским богам (23:7), если будет прилепляться к Господу (23:8), — Господь Сам прогонит оставшихся хананеев и истребит их (23:5). Дальнейший успех в овладении землей зависит от верности Израиля Моисееву Завету. Нарушение Завета повлечет за собой гнев Господень и наказание: Если вы преступите заветГоспода Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь (23:16). Нельзя не заметить параллелизм последних глав книги Иисуса Навина и Второзакония. Предсмертные увещания и угрозы Иисуса Навина повторяют слова его великого предшественника Моисея (ср. Втор 28). Моисей перед смертью призывает свой народ хранить верность завету с Господом (Втор 29–30); так же поступает и Иисус. Даже напоминанием о своем преклонном возрасте: я состарился, вошел в преклонные лета (23:2) Иисус повторяет своего учителя (ср. Втор 31:2).

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

“Пророки приточно называли Христа камнем и скалою под каменными же ножами мы будем разуметь Его учение, чрез которое такое множество заблуждавшихся людей от необрезания были обрезаны обрезанием сердца”, — пишет святой Иустин Философ в “Беседе с Трифоном Иудеем” 152 . В заключительной 26-й гомилии на книгу Иисуса Навина Ориген повторяет сказанное им в 5-й гомилии о смысле галгалского обрезания и добавляет, что “именно эти мечи из камня, ножи из кремня, использованные Иисусом для нашего второго обрезания, были положены в том месте, в котором Иисус нас призвал и принял: в месте, которым Иисус владеет в душе праведника. Там Иисус полагает свои ножи”. Ножи (мечи) — это слово Божие, которым обрезаны христиане обрезанием нерукотворенным (Кол 2:11), обрезанием сердца. Погребение Иисуса Навина на горе Ефремовой означает, по Оригену, “погребение” Иисуса Христа в христианской душе, которая и есть место Его сокрытия 153 . В том, что погребение каменных ножей прообразует великую тайну будущего спасения, с Оригеном согласен и блаженный Августин: “Каменные ножи были погребены чтобы показать этим глубокую тайну, которая должна была бы принести блага их потомкам” 154 . И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которыевидели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (24:31). Книга Судей повествует о том, что уже дети тех, кто завоевывал Ханаан, оставили Господаистали служить Ваалу и Астартам (Суд 2:13). У Иисуса Навина не осталось правопреемника — того, кто занял бы его место, место вождя всего Израиля. Книга Судей ярко изображает неприглядную картину действия центробежных сил, сдерживавшихся только необходимостью вести общие военные действия против внешнего врага. И символом единства израильских колен был ковчег со скрижалями Завета и, конечно, гробы праотцев, среди которых и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта и схоронилив Сихеме (24:32). Книга заканчивается упоминанием о смерти первосвященника Елеазара. Умер и Елеазар, сын Аарона первосвященник, и похоронили егона холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой (24:33). Пока это место остается неизвестным.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

В том, что погребением израильтянами каменных ножей прообразовалась великая тайна будущего спасения, с Оригеном согласен и бл. Августин: «Каменные ножи были погребены,.. чтобы показать этим глубокую тайну, которая должна была бы принести блага их потомкам» 461 . И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (24:31). Книга Судей (2:7–13) более подробно и более рельефно изображает контраст между двумя поколениями – поколением Иисуса Навина и следующим поколением. Уже дети тех, кто завоевывал Ханаан «оставили Господа» и вместе с остатками автохтонного населения Палестины «стали служить Ваалу и Астартам» ( Суд. 2:13 ). Старейшины или старцы (,ynqz), упоминаемые здесь – это главы израильских колен и родов. Мишна говорит о том, что именно им умирающий вождь передал Закон: «Моисей получил Закон на Синае и передал его Иисусу, сыну Нуна; Иисус – старейшинам (,ynqz); старейшины – пророкам…» 462 . У Иисуса Навина не оказалось правопреемника – того, кто занял бы его место – место вождя всего Израиля. Книга Судей ярко изображает неприглядную картину того, каким стал Израиль после смерти своего великого предводителя, когда только необходимость вести общие военные действия против внешнего врага и оккупанта сдерживала все усиливавшиеся центробежные силы. В такой ситуации символом единства израильских колен был ковчег со скрижалями завета и, конечно, гробы праотцев, среди которых и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта и схоронили в Сихеме (24:32). Книга заканчивается упоминанием о смерти первосвященника Елеазара. Умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой (24:33). Библейская археология не может пока локализовать это место, могила Елеазара остается неизвестной. Книга Иисуса Навина описывает исполнение тех обетований Божиих, которые мы находим в книге Бытия, обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Израиль живет в земле праотцев, где погребены и их кости. Господь оказался верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками. Насколько будет верен завету с Господом Израиль – покажет дальнейшая история этого народа, история домостроительства нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Франк С. Л. С нами Бог – Париж, 1964. Цветочки святого Франциска Ассизского – М, 1913. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию – М, 1955. Экзюпери А. Сочинения – М, 1964. Энциклика папы Пия XI, 1932, 3. V; Caritate Christi compulsi. Янышев И. Л., протопр. Православно-христианское учение о нравственности – СПб, 1906. Cruden " s Unalridged Concordance – Michigan, 1963. The Book of Common Prayer – London, 1963. The Interpreter " s Dictionary to the Bible, v. 2 – New York, 1962. The New Bible Commentary – Michigan, 1963. Список сокращений названий книг Священного Писания Агг. – книга пророка Аггея Ам. – книга пророка Амоса Быт. – книга Бытия Втор. – книга Второзаконие Гал. – послание к Галатам Дан. – книга пророка Даниила Деян. – деяния Святых Апостолов Евр. – послание к Евреям 3Езд. – третья книга Ездры Екк. – книга Екклесиаста Еф. – послание к Ефесянам Иак. – Соборное послание Святого Апостола Иакова Иез. – книга пророка Иезекииля Иер. – книга пророка Иеремии Ин. – Евангелие от Иоанна 1Ин. – первое Соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова Иов. – книга Иова Ион. – книга пророка Ионы Ис. – книга пророка Исаии Нав. – книга пророка Иисуса Навина Исх. – книга Исход Иуд. – Соборное послание Святого Апостола Иуды Кол. – послание к Колоссянам 1Кор. – первое послание Святого Апостола Павла Коринфянам Лев. – книга Левит Лк. – Евангелие от Луки Мал. – книга пророка Малахии Мк. – Евангелие от Марка 2Мак. – вторая книга Маккавейская Мф. – Евангелие от Матфея Неем. – книга Неемии Отк. – Апокалипсис Святого Апостола Иоанна Богослова 2Пар. – вторая книга Паралипоменон Прем. – книга премудрости Соломона 1Пет. – первое Соборное послание Святого Апостола Петра 2Пет. – второе Соборное послание Святого Апостола Петра Прит. – книга притчей Соломоновых Пс. – Псалтирь Рим. – послание Святого Апостола Павла к Римлянам Сир. – книга премудрости Иисуса сына Сирахова Суд. – книга Судей 2Тим. – второе послание к Тимофею 1Фес. – первое послание Святого Апостола Павла Фессалонийцам

http://predanie.ru/book/221205-kak-spast...

После того как израильтяне под предводительством Иисуса Навина перешли Иордан и завоевали города, непосредственно прилежащие к месту переправы (Иерихон, Гай), 1-я военная кампания Иисуса Навина была направлена на завоевание юж. части Палестины - буд. территории И. (Македа, Ливны, Лахиш, Хеврон и Давир). Вторая часть Книги Иисуса Навина, содержащая повествование о разделе Палестины к западу от Иордана между израильскими племенами, также начинается с описания надела И. (главы 14-15) - это самое подробное из описаний такого рода в книге; в это описание вставлены рассказы о том, как кенезей Халев завоевал Хеврон (Нав 14. 6-15; 15. 13-14), а кенезей Гофониил - г. Кириаф-Сефер (иначе Давир; 15. 15-17). Др. описание того, как израильские племена завоевали Ханаан, содержится в Суд 1, оно начинается с утверждения верховенства И. в союзе израильских племен: «По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними? И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его» (Суд 1. 1-2). Далее следует повествование об успешных военных действиях И. в Юж. Палестине; в это повествование вставлены рассказы о том, как кенезей Халев завоевал Хеврон (1. 20), а кенезей Гофониил - г. Кириаф-Сефер (1. 11-13). О принадлежности Иерусалима коленам Израилевым Книга Иисуса Навина и Книга Судей Израилевых дают противоречивые сведения: согласно Нав 15. 8; 18. 28, Иерусалим входил в надел племени Вениамина; согласно Нав 15. 63, «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня»; согласно Суд 1. 8, колено И. захватило Иерусалим; согласно Суд 1. 21, «Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня». Исторические книги ВЗ сообщают, что Иерусалим до времен Давида принадлежал неевр. племени иевусеев. Колено И. в эпоху железного века обитало в Юж. Палестине. Иерусалим лежит на сев. границе И.; южной его границей является пустыня Негев, восточной - Мёртвое м. На западе И. граничит с филистимскими городами-гос-вами. Важнейшим городом до завоевания Давидом Иерусалима был, видимо, Хеврон (1-я столица Давида по 2 Цар 2. 11).

http://pravenc.ru/text/1237745.html

Эта долина – место боя Давида с Голиафом, по преданию туземцев. Его показывают очень уверенно и с математическою точностью у тенистого ручья, завалившего свои зеленые берега кучами круглых камней. Замок Голиафа, – тоже, конечно, показывается на одной из соседних высот. По Библии войско Саулово действительно «расположилось станом в долине дуба». «И стали Филистимляне на горе с одной стороны и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина», повествует Книга Царств. Хотя по разделу Иисуса Навина, место это вошло в пределы Вениаминова жребия, но соседние Филистимляне долго еще не признавали над собою власти Израиля и хозяйничали здесь так же свободно, как и в коренных своих городах. Читая Библию , удивляешься кто же собственно господствовал из них друг над другом – Евреи над Филистимлянами или Филистимляне над Евреями. «Не осталось ни одного из Енакимов в земле сынов Израиля, а остались только в Газе, Гефе и Азоте» весьма точно сообщает книга Иисуса Навина о подавлении Филистимлян, а в другом месте говорит еще определительнее: «От пределов Сихара, что пред Египтом, до пределов Екрона (т. е. потока Екронского) к северу, считаются Ханаанскими пять владельцев Филистимских: Газский, Азотский, Аскалонский, Гефский, Екронский и Аввийский». % Но, между тем, Филистимляне из этого своего приморского угла многие десятилетия сряду распоряжаются во всей земле Иудейской, держат «на холмах», то есть в укрепленных высоких местах, «охранные отряды», берут дань и вообще наводят неописанный ужас на Иудеев. Это и понятно, если вспомнить, что Евреи Иисуса Навина были простые кочевники-пастухи, не знавшие ни колесниц, ни конного боя, ни каких-либо настоящих боевых оружий. А Филистимляне были те же Финикийские народы приморской торговли и сравнительно высокой цивилизации. Их Дагон, бог морской торговли, изображался чрезвычайно искусно и имел много роскошных божниц. Около Яффы мы проехали недалеко от селения Бент-Дежан, которое несомненно есть библейское Вео-Дагон, упоминаемое в книге Иисуса Навина, в котором было одно из главных капищ Дагона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По указанию Божию Моисей совершает пред лицом всего Израиля посвящение Иисуса в свои преемники: И сказалГосподь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых (Чис 27:18–20). На Иисуса возлагается военно-политическая власть в Израиле, но верховная власть, согласно повелению Божию, должна принадлежать первосвященнику Елеазару, по слову которого должны выходить и должны входить он (Иисус) и все общество (Чис 27:21). Эта инвеститура, полученная Иисусом перед смертью Моисея, подтверждается в последних строках Второзакония, служа как бы плавным переходом к началу повествования шестой книги Библии: И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею Обетования Божии, данные Аврааму, Исааку и Иакову, исполняются в эпоху Иисуса Навина. То, что начинается в книге Бытие, завершается в книге Иисуса Навина. В одном из недавно появившихся комментариев к книге его автор Марио Руссотто отмечает эту взаимосвязь: “Книга Иисуса есть печать Божия на Израиле, испытание его верности, исполнение обетования: наконец Земля!” 24 . Действительно, верность завету с Богом является необходимым условием к получению обетованной земли, и она же останется единственным условием к удержанию земли во владении. Когда Израиль в своем историческом пути будет уклоняться в идолопоклонство, удаляясь от Бога Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и Иисуса, земля станет “колебаться” под ногами израильтян и затем “стряхнет” их, и они окажутся далеко от Бога и Его земли, которая вновь станет для них “обетованной”. Так случится во время ассирийского и вавилонского пленений, через несколько столетий после овладения землею. Итак, верность Завету — единственное и необходимое условие вечного обладания землей, обещанной праотцам.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

сиречь в Царство Небесное, введе Божественною силою и крепостию Своею, и Евангелием вселенную просвети, идолослужения тьму далече отгна, сего ради имена сия три Имени Исусову уподобляются…» 46 Типология Иисус НавинИисус Христос имеет корни еще в той раннехристианской среде, которая формировалась под воздействием иудейства, больше александрийской его ветви, чем палестинской. Как видим на примере традиционного истолкования имени Иисус, эта типология была воспринята церковным богословием как на Востоке, так и на Западе. В дальнейшем, в рассмотрении сквозь призму традиционного толкования основных сюжетов книги Иисуса Навина мы увидим, что главные линии интерпретации, будучи сформированными в очень ранний период христианства, остаются по существу неизменными на протяжении всей истории традиционного экзегезиса. Смерть Моисея (1:1–2а) По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб мой, умер… (1:1–2). Книга Иисуса Навина начинается с упоминания о смерти Моисея. Первые стихи новой книги являются как бы естественным продолжением Пятикнижия, заканчивающегося описанием смерти и погребения Моисея. Тесная связь преемника Моисеева с великим законодателем не раз подчеркивалась в Пятикнижии. В Исх. 17:8–14 , где мы впервые встречаемся с Иисусом, Моисей назначает его командовать экспедицией против амаликитян. Он был рядом с законодателем на Синае ( Исх. 24:13. 32:17 ). Во время сорокалетнего странствования народа по пустыне сын Навин неизменно поддерживал «человека Божия» в тяжелые моменты испытаний ( Исх. 33:11 . Числ. 11:26–30. 14:6–10 ). Ему назначает Господь быть преемником Моисея и ввести народ в землю обетованную ( Втор. 31:23 ). По указанию Божию Моисей совершает пред лицом всего Израиля посвящение Иисуса в свои преемники: И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых ( Числ. 27:18–20 ). На Иисуса возлагается военно-политическая власть в Израиле, но верховная власть, согласно повелению Божию, должна принадлежать первосвященнику Елеазару, по слову которого должны входить и… должны выходить он (Иисус), и все общество ( Числ. 27:21 ). Эта инвеститура, полученная Иисусом перед смертью Моисея, подтверждается в последних строках Второзакония, служа как бы плавным переходом к началу повествования шестой книги Библии: И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

8:30—34; 10:40; 11:9). Очень характерны его следующие слова: «как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так сделал; не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею» (Нав.11:15, 23). С той же целью священный историк подробно излагает точное исполнение Иисусом Навином и всеми евреями повелений Моисея о разделении обетованной земли, например о владениях сынов Рувима, Гада и Манассии (Нав.4:12; 12:6; 13:8, 15—32), владениях Левиина колена (13:14, 33; 14:3—4; 21:1—42), владениях Халева (14:6—15); о городах убежища (20:1—9); о единстве места общественного богослужения (Нав.22 гл.); излагает подробно увещательные речи Иисуса Навина к евреям о точном исполнении Моисеева закона (22:15; 23:6—7; 24:14—27). Оттеняя точное, дословное исполнение Иисусом Навином повелений Моисея и закона Господня, священный историк словами Господними, изреченными при избрании Иисуса Навина и написанными во вступлении к книге, означает благоволение Господне к Иисусу Навину: «как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав.1:5). Он постоянно замечает, что Господь «был с Иисусом» (6:16; ср. 1:17), а потому все «боялись Иисуса Навина, как боялись Моисея» (4:14). Словами того же призвания: «не бойся и не устрашайся, будь тверд и мужествен» (Нав.1:6, 7, 9), — писатель очень часто впоследствии излагает помощь и крепость, даруемые Господом Иисусу Навину (8:1; 10:8; 11:6). Внешне разделяясь по предмету повествования на три части (1—12:13—21 и 22—24 глл.), книга Иисуса Навина внутренне соединена и представляет нераздельное целое: эти три части нельзя читать и понять независимо одну от других, а они понятны лишь при объединении в одну книгу. Так, содержание первой части — завоевание обетованной земли, заключает в себе постоянные указания на вторую часть — разделение ее (1:15; 2:9,14; особ. 11:23: «отдал в удел сынам Израилевым»;12:1, 7 и пр.); точно также и вторая часть заключает в себе постоянные указания на первую часть — завоевание обетованной земли (13:2—6; 18:3; 21:43—45).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Конечно, в наши дни, когда кого-то предают церковной анафеме, его не убивают, но говорят примерно то же самое: этот человек не имеет к нам никакого отношения, пусть Господь поступает с ним, как сочтет нужным (примерно так использовал это слово и апостол Павел, например, в 1Кор 16:22 ). Это разительно отличается от того, что делали и чем хвастались ассирийские цари. Чему учит книга Иисуса Навина? Конечно, это далеко не единственное возможное толкование этой непростой книги. К сожалению, на протяжение истории люди не раз с легкостью цитировали ее в оправдание своих собственных завоеваний. Например, североамериканские колонисты часто видели себя израильтянами, отвоевывающими у нечестивых туземцев свою «землю обетованную». Этим и объяснялась отчасти их жестокость по отношению к индейцам. Да и в современном государстве Израиль нередко вспоминают Ешуа Бен-Нуна (так звучит имя Иисуса Навина на древнееврейском) в связи с вопросом о государственных границах: раз он эту землю отвоевал, значит, она навеки наша, а кто с этим не согласен, пусть убирается подальше. Разумеется, такое прочтение очень далеко от изначального смысла книги. Да, в ней проводятся границы – но только для своего времени; да, в ней предписывается истребление народов – но только этих конкретных народов, давно исчезнувших с лица земли. Да и не про то, в сущности, книга… Чему же учит она в первую очередь? «Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево» – так Господь говорит Иисусу (1:6–7). С этого призыва начинается эта книга, а вовсе не с призыва уничтожать всё живое, хотя сегодня чаще всего вспоминают именно о нем. Современные христиане часто забывают этот призыв к мужеству. Но во все времена бывают моменты, когда верующему нужно быть не созерцателем, а воином. Этому и учит книга Иисуса Навина.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010