Но если даже признать теперешнее чтение правильным, то в этом случае обозначение „мы“ можно понимать в общем коллективном смысле, применительно к целому израильскому народу, из которого происходил писатель книги. Подобные выражения есть в 4-й главе: „Иисус поставил 12 камней, взятых из Гордана в Галгал, и сказал сынам Израилевым: когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих, что значат эти камни? Скажите сынам вашим: Израиль перешел Иордан по суше; ибо Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его, так же как Господь Бог ваш сделал с Чермным морем, которое иссушил перед нами, доколе мы (т. е. народ израильский) не перешли его“ ( Нав.4:21–23 ). Или в же 5-й главе ( Нав.5:6 ): „Господь с клятвою обещал отцам их дать нам землю, где течет молоко и мед“. Насколько вообще неустойчиво употребление местоимений, – очевидно из 24-й главы, в которой Иисус Навин обращается к современному поколению, напр., с такими словами: „Я вывел отцов ваших из Египта, и вы пришли к Чермному морю... Тогда Египтяне знались за отцами вашими.., но они возопили ко Господу, и Он положил (облако и) тьму между вами и Египтянами. Глаза ваши видели, что Я сделал в Египте“ и пр. ( Нав.24:6–7 ). Вообще сама книга Иисуса Навина не сообщает никаких данных о писателе ее, а потому при решении вопроса об ее происхождении приходится ограничиться определением времени написания ее и источников, по которым она составлена. Время написания книги Иисуса Навина Крайним предельным пунктом, ранее которого книга Иисуса Навина не могла быть написана (terminus a quo) должно признать смерть первосвященника Элеазара, упоминанием о которой оканчивается книга в еврейском подлиннике. —27— Пункт, позже которого она не могла быть написана (terminus ad quem) определяется с достаточной ясностью содержащимися в ней многими историческими указаниями. В 16-й главе, 10 ст. ( Нав.16:10 ) писатель замечает: „Ефремляне не изгнали хананеев, живших в Газере (Газер, впоследствии Газара, укрепленный город на юго-западе удела Ефремлян); посему хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По 3 Царств ( 3Цар.9:16 ): „Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей жене Соломона“. (Этот стих внесен в греческий текст книги Иисуса Навина). Если Газер обратился в собственность евреев при Соломоне, то книга Иисуса Навина написана не позже этого события, после которого нельзя было говорить о пребывании Хананеев в Газере. Упоминание 63-го стиха 15-й главы ( Нав.15:63 ), что „Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня“, служит признаком еще более древнего происхождения книги. На седьмом году царствования Давида Иерусалим был взят, и Иевусеи были истреблены почти совершенно. Наконец, из 27-го стиха 9-й главы ( Нав.9:27 ) явствует, что писатель жил ранее царствования Саула: „Иисус Навин, говорится здесь, определил, чтобы жители Гаваона и других союзных с ним городов рубили дрова и черпали воду для всего общества и для жертвенника Господня; посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия даже до сего дня“. При Сауле этот порядок уже не сохранялся, и сами Гаваонитяне чуть не поголовно были истреблены Саулом. На этих основаниях можно заключать, что книга написана неизвестным лицом, может быть каким-либо пророком, в эпоху судей, и именно в первую половину ее, так как особенности языка ставят ее в более близкое отношение к Пятикнижию, чем к книгам Судей и Царств. Происхождение книги Иисуса Навина Несомненно, что книга, прежде чем получить свой настоящий вид, прошла через несколько последовательных редакций и испытала неоднократную переработку. Язык и —28— слог 1-й главы обнаруживают того же автора, которому принадлежат последние главы Второзакония. В 5-й главе ( Нав.5:32 ) общий итог городов, доставшихся колену Иудину, указан 29: „всех 29 городов с их селами“. На самом же деле оказывается всех городов поименно 36 или даже 37. Очевидно, излишние города занесены в перечень после другим лицом, а их общий итог оставлен без изменения. При сличении LXX с еврейским подобного рода примеров открывается немало.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История начинается с самого начала прихода на землю человека. Была праистория до грехопадения, до того, как человек пришел на землю как Адамом согрешивший. Библия же в книгах Пятикнижия во всем имела уже историческую перспективу, которая подчеркивала основную мысль всего Священного Писания — спасение человека. Эта мысль везде исторически подтверждалась. С этой точки зрения, работа историографов была сродни трудам пророков, которые от них вдохновлялись. Именно поэтому книги Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств и некоторые другие числятся в еврейской Библии среди книг пророческих и имеют название «Ранние пророки». Не случайно дано это название. Так как преимущественно пророческая задача была в определении современной историографии. Древнего историка беспокоила та весть, которую он хотел донести до народа. Что касается летописных деталей, то он мог обойтись доступными средствами информации со всей их ограниченностью. Из документов светской истории нельзя вывести ничего противоречащего библейскому рассказу. Всю историю Израиля можно разделить на три эпохи. Первая эпоха: история патриархов, история от книги Бытия до книги Иисуса Навина. Вторая эпоха: от Моисея до Давида. Третья эпоха: история царей и более поздний период. История Иисуса Навина. Мы считаем, что Моисей жил за 1500 лет до Р.Х., возможно мы ошибаемся на 100 лет в одну или другую сторону. Жизнь Моисея сложилась на протяжении трех эпох: Моисей до выхода из Египта, Моисей у Иофора и Моисей в Египте — по 40 лет, итого 120 лет. Около 1400 года он умирает и вместо него бразды правления берет Иисус Навин. Примерные даты его жизни по существующим толкованиям: от 1450-го до 1300-го года до Р.Х. «И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; позови Иисуса и станьте у входа скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус и стали у входа скинии собрания. И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии собрания. И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли в которую он вступает, и оставит Меня, и оставит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я скрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди меня?»» (Втор. 31,14-17)

http://sedmitza.ru/lib/text/432114/

История начинается с самого начала прихода на землю человека. Была праистория до грехопадения, до того, как человек пришел на землю как Адамом согрешивший. Библия же в книгах Пятикнижия во всем имела уже историческую перспективу, которая подчеркивала основную мысль всего Священного Писания – спасение человека. Эта мысль везде исторически подтверждалась. С этой точки зрения, работа историографов была сродни трудам пророков, которые от них вдохновлялись. Именно поэтому книги Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств и некоторые другие числятся в еврейской Библии среди книг пророческих и имеют название «Ранние пророки». Не случайно дано это название. Так как преимущественно пророческая задача была в определении современной историографии. Древнего историка беспокоила та весть, которую он хотел донести до народа. Что касается летописных деталей, то он мог обойтись доступными средствами информации со всей их ограниченностью. Из документов светской истории нельзя вывести ничего противоречащего библейскому рассказу. Всю историю Израиля можно разделить на три эпохи. Первая эпоха: история патриархов, история от книги Бытия до книги Иисуса Навина. Вторая эпоха: от Моисея до Давида. Третья эпоха: история царей и более поздний период. История Иисуса Навина. Мы считаем, что Моисей жил за 1500 лет до Р.Х., возможно мы ошибаемся на 100 лет в одну или другую сторону. Жизнь Моисея сложилась на протяжении трех эпох: Моисей до выхода из Египта, Моисей у Иофора и Моисей в Египте – по 40 лет, итого 120 лет. Около 1400 года он умирает и вместо него бразды правления берет Иисус Навин. Примерные даты его жизни по существующим толкованиям: от 1450-го до 1300-го года до Р.Х. «И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; позови Иисуса и станьте у входа скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус и стали у входа скинии собрания. И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии собрания. И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли в которую он вступает, и оставит Меня, и оставит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я скрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди меня?»» ( Втор. 31:14–17 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Послебиблейская иудейская литература применяет эти места книг премудрости именно к Иисусу Навину. Например, Пс. 1:2 : «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (ср. Нав. 1:8 ). «“Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее (плоды смоковницы в иудейском экзегезисе – награда за добродетели) и кто бережет господина своего, тот будет в чести” ( Притч. 27:18 ). Иисус преданно служил Моисею при жизни последнего, был его опорой, за что удостоился чести быть ему преемником» 76 . «Начало мудрости – страх Господень» ( Пс. 110:10 . Притч. 1:7. 9:10 ), посему Иисус – мудрец, и, значит, на нем оправдались слова «мною цари царствуют.., мною начальствуют начальники» ( Притч. 8:15–16 ). Посему-то не сыновьям Моисея, отмечает Bemidbar rabba, мидраш на книгу Чисел, а Иисусу было предначертано быть его преемником 77 . Мужество Иисуса открыло ему возможность занять столь высокий пост. Он всегда был во главе своей армии, а не в задних рядах или в своей палатке, подобно другим военачальникам. Моисей в мидрашах всегда называет Иисуса своим истолкователем, «метургеманом», чтобы после смерти пророка никто не посмел назвать Иисуса выскочкой 78 . Рано утром Иисус вставал и приводил в порядок скамьи в доме собраний, а народ собирался вокруг него, чтобы слушать из уст его Тору. Но скромный Иисус говорил: «Благословите Господа, давшего Израилю Тору через посредство Моисея» 79 . Иисус не дерзал сам называть себя рабом Божиим (hvhy dbi), и был удостоен этого звания Самим Богом 80 . Таким изображает Иисуса Навина послебиблейская иудейская литература 81 . В средневековье образ Иисуса Навина благодаря прежде всего первым девяти стихам книги (можно назвать Нав. 1:1–9 прологом книги) становится прототипом мудреца-праведника (цадика), вся жизнь которого – изучение Торы: Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих будешь поступать благоразумно (1:8). «Сказал р.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В самом деле, в Вавилоне глагол «покоиться» по отношению к луне означает «затмение». И в самой Библии есть подобное, когда идея остановки применительно предмету, который светится, означает, что свет померк и помрачился. Из пророка Аввакума: «О свете восхода твоего забывает солнце, луна останавливается на месте своем от блеска твоих летящих стрел, от сияния сверкающего копья твоего» (Авв.З, 10) В случае Иисуса Навина солнце, возможно, померкло, давая таким образом отдых и новые силы израильтянам. А померкло оно потому, что скрылось за мощными тучами с каменным градом, которыми осыпал бегущих врагов. Такой смысл можно придавать тем текстам, с которыми мы ознакомились, читая книгу Иисуса Навина. В конце своей книги Иисус Навин дает завещание, обращаясь к израильтянам со словом назидания и благословения. Сначала он говорит слова назидания двум с половиной коленам, затем говорит назидание остальным девяти с половиной коленам. Основная мысль этого назидания сводится к тому: «Вот, – говорит Иисус Навин – я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось не исполнившимся. Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш. Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им: то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь.» ( Нав. 23:14–16 ) Не случайно – только что вошли, начинают жить и сразу такое предупреждение: помните о высоком служении! Господь не случайно истребляет народы пред лицом вашим и дает вам возможность жить. В завещании Иисус Навин рассматривает весь исторический путь Израиля, начиная с патриархов и кончая вхождением в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

На увещание Иисуса отвергнуть чужих богов и служить Яхве (24:14,23) народ отвечает выражением своей готовности служить только своему Господу: нет, не будет того, чтобымы оставили Господа и стали служить другим богам! (24:16). Умирающий вождь на эти их заверения пророчески отвечает, что они не смогут исполнить своих слов: Не возможете служитьГосподу Богу, ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших (24:19). Блаженный Августин размышляет: “Может быть, этим говорится, что следовать Его святости несовместимо с человеческой слабостью? Израильтяне должны были бы не только избрать служение Богу, но и ожидать Его помощи и Его милосердия, как это понимал автор псалма, который говорит: Не входи в суд с рабомТвоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс 142:2). Израильтяне же, напротив, предпочли полагаться на самих себя в способности служить Богу без опасности впасть в вину” 146 . Блаженный Феодорит основной причиной последующего отступничества Израиля полагает вступление израильтян в брачные связи с идолопоклонниками-хананеями, строго запрещенные Моисеем и Иисусом Навином 147 . Иисус Навин дает народу постановления и закон (24:25), представая тем самым законодателем, как и Моисей. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия (24:26). Уподобление Иису­са Навина Моисею достигает здесь своей кульминации: вождь Израиля добавляет нечто к тому, что уже в совершенстве было сформулировано Моисеем. И взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня. И сказал Иисус всему народу: вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами сегодня; он да будет свидетелем против вас в последующие дни, чтобы вы не солгали пред Господом Богом вашим (24:26–27). Древнейший обычай брать в свидетели горы или камни упоминается и в Быт 31:44–55. Крепкий долговечный дуб и еще более крепкий и долговечный камень-памят­ник будут безгласно свидетельствовать против израильтян, когда те изменят своим клятвам, отступят от Яхве и станут поклоняться иным богам. “Может быть, он верил, что силою Божиею и камни издадут глас в обличение преступников, — пишет святитель Василий Великий о действиях Иисуса Навина, — а если нет, то по крайней мере совесть каждого будет уязвляться дейст­вием напоминания” 148 . “Неодушевленное служит свидетельством в обличение одушевленных и разумных”, — поясняет блаженный Феодорит 149 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Однако, как думают некоторые библеисты, не только. Некоторыми предлагается мистическая интерпретация слов Иисуса Навина. Так, Дус 362 полагает, что Шемеш (солнце) и Йярех (луна) были богами-охранителями Гаваона. Иисус запрещает им участвовать в баталии, поскольку в этом нет необходимости, ведь Сам Господь, Творец и Повелитель небесных светил, сражался за Израиля (10:14). Однако, хотя Шемеш и Йярех и были общеханаанскими божествами, археологических данных о том, что они были покровителями Гаваона, нет. Кроме того, гаваонитяне были союзниками Израиля, и более логичным был бы приказ их богам воевать, а не стоять 363 . Несомненно одно – в книге Иисуса Навина мы имеем дело не с метафорой, а с описанием экстраординарного явления, столь необыкновенного, что для священного автора не остается сомнений в чудесном его характере: И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля (10:14). Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»? (10:13b). Сикре предлагает относить это упоминание о «Книге Праведного» к тому, о чем шла речь выше 364 . Таким образом, пунктуация русского перевода может быть следующей: И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного? (10:13). Что же это за таинственная книга Праведного, rwyh rpc, к которой отсылает священный писатель своего читателя? Во 2Цар 1:18 говорится о книге с таким названием: «И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнию; и повелел научить сынов Иудиных луку, как написано в книге праведного…» ( 2Цар. 17–18 ). Сикре полагает, что в раннеизраильскую эпоху существовал некий сборник военных героических поэм 365 . Военный эпос был распространенным жанром на Древнем Ближнем Востоке. Небесные светила в таких текстах принимают активное участие в баталиях, «сражаются» на той или другой стороне 366 . Термин rwy, праведник, по мнению некоторых историков еврейского языка вполне может означать «герой».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Продолжительность завоевания При беглом прочтении книги Иисуса Навина может создаться впечатление, что завоевание земли Иисусом было спонтанным событием, длившимся дни, недели или месяцы. Однако книга Иисуса Навина конкретно утверждает, что это не так, говоря: «Долгое время вёл Иисус войну со всеми этими царями» ( Нав.11:18 ). Всё совершалось в соответствии с предыдущими предсказаниями Господа: «Не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмёшь во владение землю эту» ( Исх. 23:29–30 ). «И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы эти мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро» ( Втор. 7:22 ). Свидетельство Халева показывает, что завоевания, описанные в книге Иисуса Навина, продолжались как минимум семь лет ( Нав.14:7–10; 1406–1399 гг. до Р.Х.). Халеву было сорок лет, когда он ходил в разведку в Ханаан. Он провёл тридцать восемь лет в пустыне (до 78 лет), и в восемьдесят пять – получил свою землю у Хеврона ( Нав.14:10 ). Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал её Иисус в удел израильтянам, для разделения между коленами их. И успокоилась земля от войны ( Нав.11:23 ). Письма Амармы: ханаанского-египетского отношения 1380–1350 до Рождества Христова На этой карте показан Ханаан первой половины XIV века (1400–1350 гг. до Р.Х.), – периода, отмеченного политическим хаосом. Беглый взгляд на жизнь в Ханаане того времени можно получить из писем, посланных князьями Ханаана египетским фараонам Аменхотепу III (1417–1379 гг. до Р.Х.) и Аменхотепу IV (1379–1362 гг. до Р.Х.). Эти письма известны в истории под названием – письма Амарны. Фараон Аменхотеп IV, известный также в истории как Эхнатон, попытался сменить религию Египта и ввести по сути монотеистическое поклонение богу солнца Атону, изображённому в египетской мифологии в виде солнечного круга. Эхнатон построил город Ахетатон (телль эль-Амарна), где были найдены упоминавшиеся выше письма (карта 2–1), чтобы сосредоточить поклонение в нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне (Ион. 5:39)… Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он написал о Мне» (Лук. 5:46), — говорил Господь иудейским законникам.   Еще яснее и подробнее раскрывал эту истину Господь Своим ученикам, явившись им по воскресении, как свидетельствует ев. Лука: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании…И сказал им: вот то, о чем Я говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:27,44).   Кроме такого общего заявления, Господь указывает нередко и частные случаи ветхозаветных образов и пророчеств, имевших отношение к Его жизни, учению, крестным страданиям и смерти. Так, напр., он отмечает преобразовательное значение медного змея, повешенного Моисеем в пустыне (Ио.3:14), указывает на исполнение пророчества Исайи о «лете Господнем благоприятном» (Лук. 4:17–21; Ис. 61:1–2), говорит об осуществлении всех древних пророчеств, касавшихся Его искупительной жертвы (Мф. 26:54, Лук. 22:37) и даже на самом кресте, перед Своей искупительной смертью восклицает: «Совершилось!» (Ио. 19:30), указывая, что исполнилось всё то, что «многократно и многообразно было говорено через пророков» (Евр. 1:1). 3. Исторические Книги Содержание: Краткий обзор исторических книг Библии. Значение ветхозаветных пророков. Книга Иисуса Навина. Верою пал Иерихон. Книга Судей. Книги Царств. Иерусалимский храм. Книга Ездры. Книга Неемии. Книга Есфирь. Книга Иудифь. Маккавейские книги. Последние годы до пришествия Спасителя. Хронология. Краткий обзор исторических книг Библии Исторические книги Ветхого Завета охватывают жизнь еврейского народа со времени его вступления в Обетованную Землю при Иисусе Навине (1451 лет до Р. Х.) до периода Маккавеев (150 лет до Р. Х.). В частности, книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие Обетованную землю, еще не были объединены в одно государство, но жили более или менее обособлено друг от друга. Книги Царств и книги Паралипоменон охватывают монархический период в жизни еврейского народа, длившийся около пятисот лет. Заканчивается этот период падением Иудейского царства и вавилонским пленением, за 586 лет до Р. Х. Книги Ездры, Неемии, Иудифь, Есфирь повествуют о событиях после вавилонского плена и о восстановлении Иерусалима. Наконец, Маккавейские книги охватывают последний период ветхозаветной истории еврейского народа во времена его борьбы за независимость, за несколько столетий до Р. Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010