Глава третья. Канон ветхозаветных книг Огромная значимость богодухновенных книг Св. Писания в делах веры и благочестия ставила и в ветхозаветные времена, и в новозаветные важный и непростой вопрос; а какие книги считать богодухновенными? Или, иначе, вопрос о каноне священных книг. Семитское слово (кане), как и греческое κανν означало первоначально «тростниковую палку», а потом и вообще «прямую палку». В переносном смысле, это означало все то, что служит к определению, исправлению, выпрямлению других вещей. В итоге, слово канон получило значение «правила, нормы, образца». В отношении к Св. Писанию, канон определяет перечень богодухновенных книг. Многие читатели, не задумываясь, берут в руки Библию , и им кажется самоочевидным, что вот именно эти, а не какие другие книги являются священными. Хотя вопрос возникает уже в силу того, что разные издания содержат различный объем священных книг. А иные, наоборот, не могут отличить библейские книги от другой древневосточной литературы. Постараемся объективно изложить увлекательную и непростую историю канона библейских ветхозаветных книг, отметив в ней особые двенадцать вех. 3.1. Моисей Начало канону священных книг было положено первым богодухновенным писателем – Моисеем в нач. XV в. до Р.Х. (по другой точке зрения – в сер. XIII в. до Р.Х.). При нем, Книга закона была положена во Святом Святых скинии откровения, одесную ковчега Завета. Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Ягве, сказав: возьмите сию книгу закона, положите ее одесную ковчега завета Ягве, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя ( Втор. 31,24–26 ). Положение книги закона одесную ковчега во Святая Святых означало совершенно особое божественное значение этой книги, книги свидетельства Божия народу Израильскому. Книга закона, положенная Моисеем одесную ковчега, и есть Тора, основа божественного откровения Израилю. 3.2. Иисус Навин Завершая свой жизненный путь, Иисус Навин собирает все двенадцать колен сынов Израилевых в Сихеме. Там, на месте, где Аврааму была дана во владение Св. Земля и где он впервые воздвиг жертвенник Богу, Иисус Навин, овладев всей Обетованной Землей, напоминает народу Завет Божий. После обещания народа хранить верно сей Завет, вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень, и положил его там под дубом, который подле святилища Ягве ( Нав. 24:26 ). Таким образом, книга Иисуса Навина была приложена к книге закона Божия, к Торе. В этом составе содержится Священное Писание и поныне самарянами. 3.3. Пророк Самуил

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Наконец, там же, перед воротами обнаружилась находка, без преувеличения, исторической важности. Это так называемая " арамейская стела " . На базальтовом камне сохранилось тринадцать строк арамейского текста, повествующего о событиях IX — VIII веков, связанных с военными конфликтами между Израильским и Дамасским царствами. Они же, как известно, отражены в библейской Третьей Книге Царств (15:20). Стела была установлена одним из арамейских царей Дамаска, захватившим Дан, имя которого пока неизвестно. В седьмой и восьмой строках упоминаются правившие параллельно израильский царь Иеорам и Ахазия, " царь дома Давида " из Иудеи. Союзники потерпели поражение от Хазаила из Арама-Дамаска. Сведения стелы подтверждают библейскую информацию в Четвертой Книге Царств (4 Книга Царств 8:7-15, 28; 9:24-29). По одной из версий, стела, описывающая победу Хазаила (Азаила), была установлена после взятия Дана в середине IX века. Когда же царь Израиля Иоас, трижды воевавший с арамеями и в конце концов их разбивший, вернул утраченные территории, победоносную кампанию он завершил эффектным жестом — символическим разрушением стелы, поставленной врагом. Как мы видим, раскопки Дана подтверждают библейские тексты, по крайней мере, относящиеся к периоду " Разделенного царства " . Гат: в гостях у Голиафа " Не осталось ни одного из Енакимов в земле сынов Израилевых; остались только в Газе, в Гефе (Гате) и в Азоте. Таким образом взял Иисус (Навин) всю землю… " (Книга Иисуса Навина 11: 22-23); " И послали, и собрали к себе всех владетелей Филистимских и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? И сказали: пусть ковчег Бога Израилева перейдет в Геф. И отправили ковчег Бога Израилева в Геф … " (1 Книга Царств 5:8); " И выступил из стана филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа (Гата)… И поднялись мужи Израильские и иудейские, и воскликнули, и гнали филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона. И падали поражаемые филистимляне по дороге Шааримской до Гефа (Гата) и до Аккарона " (1 Книга Царств 17:4,52);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Предполагают, что первоначальным писателем книги Иова был сам Иов, каковое желание он и выразил в 23–24 стихах 19-й главы. Само содержание книги говорит о том, что мог написать ее только местный человек, участник описываемых событий. Это первоначальное повествование потом было переработано в художественную поэму боговдохновенным писателем из евреев. Иначе оно и не могло попасть в список священных книг. Написана книга Иова на чистом еврейском языке. Позже первоначальную запись об Иове нашли евреи при завоевании Вассана и переписали ее в сборник, вроде «книги Праведного», упомянутого в книге Иисуса Навина ( Нав. 10:13 ). Возможно, что царь Соломон обработал ее в настоящем виде, потому что в книге Иова есть много сходства с другими книгами Соломона – «Притчами» и «Екклесиастом». Иов упоминается в нескольких книгах Священного Писания, как великий праведник. Так, например, в книге прор. Иезекииля Иов ставится наравне с патриархом Ноем и пророком Даниилом ( Иез. 14:14–20 ). Апостол Иаков приводит Иова в качестве примера терпения: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слушали о терпении Иова и видели его конец от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» ( Иак. 5:11 ). Цель книги Иова – показать, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека. Иногда несчастья посылаются и праведникам для большего утверждения их в добре , для посрамления наветов дьявола и прославления правды Божией. Одним словом, книга Иова затрагивает глубокую и трудно понимаемую тему связи между праведностью и наградой, злом и наказанием. Кроме того, книга Иова обладает очень высокими литературными достоинствами. Во время своей болезни Иов высказал важное предсказание об Искупителе и о предстоящем воскресении мертвых: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, а не глаза другого увидят Его» ( Иов. 19:25–27 ). Псалтырь Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтырь является самой драгоценной книгой Ветхого завета. Псалтырь – это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Св. Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

 - Это совершенно верно.  Я часто говорю, что необходимо соединять молитву с чтением  Священного Писания. Очень важно, чтобы это присутствовало в нашей жизни. Например, мы молимся. Когда мы молимся? День и ночь мы молимся. Вообще сказано о непрестанной молитве,  например, в Евангелии от Луки «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, и сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и  предстать пред Сына Человеческого». Это о непрестанной молитве. И о чтении Писания то же самое сказано, что днем и ночью надо читать. Это книга Иисуса Навина «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять то, что в ней написано, тогда ты будешь успешен в делах твоих и будешь поступать благоразумно». Когда мы только молимся и с молитвой не соединяем чтение слова Божия - это монолог. Выше потолка он может не подниматься. Но когда мы с молитвой соединяем чтение Слова Божия -  а Библия  призывает и к непрестанной молитве, и к постоянному изучению Писанию день и ночь - то возникает диалог. В молитве мы обращаемся к Богу, а через Его слово получаем  ответы на те наши вопрошания, с которыми мы обращались, читая те или иные молитвы. -Я больной человек, инвалид II группы. У меня плохое зрение и больное сердце. Читать молитвы не могу, но все время чувствую и помню, что на меня смотрит Господь. Я все время Его чувствую. Можно ли это приравнивать к молитве? Чувствую, знаю, что ты с Богом, что Господь рядом… - Такое состояние, конечно, молитвенное - жить в присутствии Бога. Были  некоторые люди, которые так именно и жили в присутствии Бога. Собственно говоря, этот призыв «непрестанно молитесь» означает:  мы всегда должны помнить, что над нами есть Око Видящее, Ухо Слышащее и книга, в которую записываются наши деяния. И мы знаем, что были люди, которые ходили пред Богом. Так и сказано: Ной ходил пред Богом, Енох ходил пред Богом. Это тот Енох, который живьем был взят на небо и придет обличать антихриста. Авраам ходил пред Богом… Это действительно такое молитвенное состояние, которое может стать непрерывным. Когда человек не просто произносит слова, а он живет с ощущением, что его жизнь протекает с присутствием Бога.  Однажды к преподобному Ефрему (он был очень красив в молодости) пришла блудница. Она выследила, где он остановился, и пришла   в  гостиницу. И  сказала: «Давай с тобой ляжем. Ты мне очень понравился». Он  ей говорит: «Если ты захочешь, я с тобой лягу, только не здесь».  Она говорит: «Где угодно». Он взял, привел ее на городскую площадь, где было много людей, и говорит: «Давай здесь ляжем». Она говорит: «Как? Здесь же люди! Столько народа ходит!». А он говорит: «А я живу в присутствии Бога…». То - есть осознание того, что мы живем  в присутствии Бога, оберегает нашу чистоту.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-01-02-20...

Иначе оно и не могло попасть в список священных книг. Написана Книга Иова на чистом еврейском языке. Позже первоначальную запись об Иове евреи нашли при завоевании Вассана и переписали ее в сборник, вроде «книги Праведного», упомянутого в Книге Иисуса Навина (см. Нав. 10:13). Возможно, что царь Соломон обработал ее в настоящем виде, потому что в книге Иова есть много сходства с другими книгами Соломона — Притчами и Екклесиастом. Иов упоминается в нескольких книгах Священного Писания как великий праведник. Так, например, в книге пророка Иезекииля Иов ставится наравне с патриархом Ноем и пророком Даниилом (см. Иез. 14:14-20). Апостол Иаков приводит Иова в качестве примера терпения: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слушали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Во время своей болезни Иов высказал важное предсказание об Искупителе и о предстоящем воскресении мертвых: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого и увидят Его» (Иов 19:25-27).    Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтирь является самой драгоценной книгой Ветхого Завета. Псалтирь — это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно». Свое название Псалтирь получила от греческого слова «псало», что значит «играть на струнах». Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом «псалтырион», похожем на арфу. У евреев Книга Псалмов называется «Тегиллим», что значит «хваление». Псалтирь, слагаясь в течение восьми столетий — от Моисея (1500 лет до Р.Х.) до Ездры и Неемии (400 лет до Р.Х.), содержит 150 псалмов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Один говорил, что сильнее всего вино, а другой говорил, что сильнее царь, Зоровавель же сказал, что сильнее этого женщины, а сильнее всего истина. Когда он, сказав так, остался победителем и получил позволение просить, чего захочет, то стал просить, чтобы освобождены были из плена иудеи и построен Иерусалим. Как он просил так и сделано; пленники были отпущены, потому что тогда исполнилось семьдесят лет гнева Божия. Возвратившихся из плена потомков Иуды и Вениамина и левитов было числом сорок две тысячи человек, коней триста тридцать, лошаков двести сорок пять, верблюдов четыреста тридцать пять, рабов их и рабынь семь тысяч триста тридцать четыре, певцов двести, ослов шесть тысяч семь сот двадцать. Строителями были Зоровавель, Иисус, сын Иоседеков и Неемия; а Ездра, сведущий в законе, принес закон и читал его и устроил все, относящееся к храму и левитам. Он объявил закон и сделал распоряжение, чтобы взявшие чужеземных жен во время плена изгнали их. Все изгнали их и очистились, и совершил он пасху по закону, как написано, также и пост. Этим оканчивается первая книга Ездры.   Вторая книга Ездры (Под 2-ю книгою Ездры здесь разумеется книга Неемии)   В этой книге Ездра говорит о возвращении иудеев из плена так же, как и в первой, кроме рассказа о вопросах. Много говорится об евнухе Неемии; о том, что он просил о построении храма, и что Ездра читал закон, а Иисус, Ануй (сл. Б.: Ванаиа, Неем.8:7) и Саравия толковали его народу. Ездра, читая, научал богопознанию, а народ вникал в смысл читаемого и совершил пасху; в седьмой же месяц совершил пост и праздник кущей, как написано: от дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы (Неем.8:17). Между тем Ездра, увидев, что жены азотские сходятся с евреями, убедил всех дать обещание сохранять закон Божий; изгнал этих жен, как незаконных, и все поклялись соблюдать закон. Таким образом освятившись и очистившись, они праздновали, и затем ушли каждый в дом свой. Об Ездре говорится и то, что, когда книги были потеряны по нерадению народа во время продолжительного плена, Ездра, как любознательный и сведущий чтец, сохранил их все и потом принес их с собою и снова издал, и таким образом сохранил эти книги (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Arslan Письма о книгах 10 мин., 26.07.2014 «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Книга Иисуса Навина 1:8 «Невыносимый» Достоевский Помню, когда я училась в десятом классе, нам дали на лето задание по литературе — прочитать роман «Братья Карамазовы». И для меня это тогда означало только одно: этим летом о нормальном отдыхе можно забыть. Нет, читать я любила, но Достоевский… Один только вид романа вызывал у меня ощущение тяжести и безысходности. Казалось, что книга пухнет на полке, заполняет собой всю комнату, стремясь раздавить меня. Пересилить себя пришлось. Многого я тогда не поняла, но роман удивительно понравился. Тогда, я помню, меня сильно поразила речь старца Зосимы. Я читала эту книгу на даче, летом. И когда дошла до этого момента, как раз сидела на природе: день шел на убыль и в воздухе пахло вечерним спокойствием, тишиной. Изредка вскрикивали одинокие птицы. Солнце клонилось к западу, после дневной жары вечерняя свежесть окутала все вокруг. И я ощутила, будто вся природа говорила словами книги: «Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку, каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь весь мир всецелою, всемирною любовью». От этих слов захотелось петь. Во мне пробудилось чувство всеобъемлющей любви ко всем и всему, и это было прекрасное чувство…которое не хотелось отпускать. Александра, Санкт-Петербург   Читаю сейчас Исаака Сирина, и очень он мне пришелся по сердцу. Я давно хотел почитать его, но считал, что это чтение для самых совершенных. Оказалось, что у него много мудрых советов и для начинающих, каковыми мы останемся, вероятно, до самой смерти.

http://foma.ru/pisma-o-knigax.html

Иисусова молитва: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного – сакраментум, таинство православной молитвы. К ней сводится и ею заменяется всякая молитва . А сама эта молитва может быть сокращена и далее до пяти, трех и даже одного слова – «Иисусе». Только это слово не может быть оставлено – тогда уже нет Иисусовой молитвы, а к этому имени сводится вся наша вера. В конечном счете в сердце христианина остается одно только это имя, и в нем все спасение. 26 Прекрасное богословское рассмотрение имени Иисуса дано в работе современного исследователя книги Иисуса Навина иеромонаха Арсения (Соколова), которую можно рекомендовать интересующемуся этой темой читателю Книга Иисуса, гл. «Имя Иисус»]. Прощаясь со Своими учениками, Иисус говорит им: Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне... Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин. 14, 13; 15:24 ). 8.16. Имя Божие в Ветхом Завете Как слава Ягве, так и имя Божие, не вмещая в себе Бога, как о том говорил св. Григорий Нисский , является не только Его наименованием, но таинственно: Его проявлением в этом мире; Его присутствием; Его силой; и, наконец, Им Самим! Даровав Свое имя людям, Ягве Бог явил и излил Свою любовь к ним. Имя Божие в этом мире – огонь Его любви, воспламеняющий сердца, горящие и не сгорающие пред Богом. Имя Твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят Тебя ( Песн. 1:3 )! Имя Божие как проявление Бога в этом мире Через Свое имя Бог являет Свою любовь миру, народу. Потому столь действенно Его имя и потому столь многоразлично его проявление. Имя Божие любимо. Любящие любят и само имя Возлюбленного. Сказано: И будут хвалиться Тобою, любящие имя Твое ( Пс. 5:12 )! В Возлюбленном всё достойно любви и особенно имя Его. Имя Твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят Тебя ( Песн. 1:3 )! Имя Божие славимо. Славящие Бога славят и имя Его. Святой псалмопевец Давид восклицает: Славлю Ягве по правде Его, и пою имени Ягве Всевышнего ( Пс. 7:8 )! Непрестанным прославлением имени Божия является наше Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

10). Войска противников обратились в бегство, поражаемые градом камней с небес (Нав 10. 11) (возможно, речь идет о метеоритном дожде или об огромном, словно камни, граде - Abel F. M. Les stratagèmes du livre de Josué//RB. 1949. Vol. 56. Р. 333). Далее описывается чудо, совершенное Богом, когда по молитве Иисуса в битве при Гаваоне «остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»» (Нав 10. 13). Этот текст ВЗ подвергается постоянным нападкам со стороны критиков. Тем не менее для автора книги не остается сомнений в чудесном характере описанного явления: «И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав 10. 14). Возможно, в основе этого чуда мог быть природный катаклизм ( Butler T. C. Joshua. Waco (Tex.), 1983. P. 116. (WBC; 7)). В военном эпосе, распространенном на древнем Ближ. Востоке, встречаются упоминания о небесных светилах, к-рые принимают активное участие в баталиях, «сражаясь» на той или др. стороне ( Walton J. H. Josua 10.12-15 and Mesopotamian Celestial Omen Texts//Faith, Tradition and History/Ed. A. R. Millard e. a. Winona Lake, 1994. P. 180-190). Кроме того, небесные светила в культурах древнего Ближ. Востока являются символами языческих божеств, и тогда этот рассказ имеет антимифологическое религ. значение, к-рое подчеркивает силу и непобедимость Бога Израиля ( Dus J. Gibeon: Eine Kultstätte des SMS (Sonne) und die Stadt des benjaminitischen Schicksals//VT. 1960. Vol. 10. Р. 353-374). Книга Праведного (упомянутая также в 2 Цар 1. 18), возможно, представляла некий сборник военных героических поэм, составленный в раннеизраильскую эпоху. Во 2-й половине 10-й гл. описывается захват израильтянами юж. части Ханаана (Нав 10. 21-43). В ходе военной кампании также были взяты Макед, Ливна, Лахиш, Еглон, Хеврон, Давир (Нав 10. 28-39). Царя газерского Горама, пришедшего на помощь Лахишу, постигла та же участь, что и царей захваченных городов (Нав 10.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Необходимо помнить, что фарисеи, помимо учительной власти, обладали еще и властью судебной: из фарисеев по большей части состояли и верховный суд (синедрион), и местные суды (малые синедрионы). Саму судебную власть фарисеев Иисус не отрицал: Он оспаривал те критерии, по которым фарисеи выносили суд. Обращаясь к фарисеям, Иисус говорил: Не судите по наружности, но судите судом праведным ( Ин. 7:24 ). В этих словах можно увидеть уточнение к тому, что сказано в Нагорной проповеди. Если в Нагорной проповеди слова «не судите» имеют форму универсального запрета, распространяющегося как на учеников Иисуса, так и на Его оппонентов (а среди Его слушателей были и те и другие), то в беседе с фарисеями Иисус лишь указывает на ошибочность подхода фарисеев к исполнению своих судебных полномочий. Выражение «судите судом праведным» является аллюзией на институт судейства, установленный еще законом Моисеевым: Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным ( Втор. 16:18 ). Обращаясь к народу израильскому, Моисей говорит: И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие ( Втор. 1:16–17 ). В течение достаточно долгого времени судьи обладали не только законодательной, но и исполнительной властью: именно они управляли еврейским государством после смерти Иисуса Навина вплоть до избрания первого израильского царя (этому периоду в жизни израильского народа посвящена библейская книга Судей). Повторим: Иисус не оспаривал сам институт судейства, как не оспаривал и другие существовавшие в Его время и унаследованные из прошлого социальные институты. Людям необходим суд для того, чтобы в тех случаях, когда нарушена справедливость, она была восстановлена, когда совершено преступление, виновный был наказан. Но, во-первых, суд должны вершить те, кто имеет на это полномочия; во-вторых, суд должен быть праведным, то есть справедливым, непредвзятым; а в-третьих – и это главное, – никакая даже самая совершенная судебная система не сможет заставить человека отказаться от греховных поступков, реформировать его мышление. Начинать реформу нужно с самого себя: вот почему необходимо вынуть бревно из своего глаза, прежде чем приступать к изъятию сучка из глаза брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010