Священники идут впереди, несут ковчег завета на плечах. Я нигде больше не вижу моря, нигде соленой воды, но подхожу к Иордану под водительством моего Господа Иисуса” 83 . Таким образом, у Оригена переход Чермного моря в некотором смысле прообразовал переход Иордана, который в свою очередь уже прообразовал крещение. События исхода прообразовали собой то, что явилось прообразом “самой реальности”. Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем,так буду и с тобою (3:7). Ориген считает, что эти слова относятся не к Иисусу Навину, а к Иисусу Христу. Иисус прославляется христианином в таинстве крещения, когда погружается в смерть Его и совосстает с Ним от смерти к жизни: “Как велики события прошлого! Перейденное посуху Чермное море, данная с неба манна, бьющие в пустыне источники, данный чрез Моисея закон, многие совершенные в пустыне знамения и чудеса. Однако нигде не сказано, что (через все это — и. А.) Иисус был прославлен. Но когда пересекается Иордан, Иисусу говорится: в сей день Яначну прославлять Тебя пред народом. Действительно, прежде таинства крещения Иисус не превозносится, но от крещения берет начало Его превознесение, которое также и — пред очами всего народа: Все мы,крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим 6:3). Смерть Иисуса совершается в вознесении на крест, поэтому для всякого верного Иисус превознесен не прежде, чем верный достигнет таинства крещения, потому как написано: Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних” 84 . Прославление Сына Божия, типологически сопоставляемое с прославлением Иисуса Навина, связывается Оригеном с прославлением Христа каждым христианином, когда тот принимает крещение, соединяясь со Христом в Его смерти и воскресении. Блаженный Феодорит также усматривает в приведенных словах ясную типологическую связь с Новым Заветом, причем, в отличие от Оригена, акцентирует внимание не на таинстве крещения, принимаемом христианами, а на крещении Самого Христа. “Как об Иисусе Навине из чуда на Иордане стало известно, что он муж боголюбивый, так и наш Иисус после Иордана положил начало учению и чудесам” 85 . Священники и левиты, несущие ковчег завета, у Феодорита прообразуют собой Иоанна Крестителя: “…потому что он — иерей и сын архиерея. Посему, как сперва вошли в Иордан жрецы, несшие кивот, а потом с пророком и вождем Иисусом стал переходить народ, так после того, как Иоанн начал крестить и Иисус Спаситель освятил естество вод, посредством всесвятого крещения все благочестивые входят в небесное Царствие” 86 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

3 . На что все это указывает нам? Очевидно, на то, что книга эта не столько рассказывает о деяниях сына Навина, сколько описывает тайны Господа моего Иисуса. Ибо Сам Он есть Тот, Кто после смерти Моисея обретает владычество, Кто ведет войско и сражается с Амаликом; и то, что на горе изображалось вздыманием рук, было лишь тенью того, как Он «пригвоздил ко кресту» «бывшее о нас рукописание», «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору» (ср. Кол.2:14–15 ). Итак, Моисей умер; закон утратил силу, «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» ( Мф.11:13 ). Хочешь, приведу свидетельства из Писаний, что закон назван Моисеем? Послушай, что сказано в Евангелии: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк.16:29 ). Моисей здесь, без сомнения, назван законом. «И умер Моисей, раб Господень» ( Втор.34:5 ), ибо умер закон, и его установления утратили силу. Или если то, что я говорю, не вызывает у тебя доверия, то прислушайся к словам Апостола, сказавшего: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу. И если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» ( Рим.7:2–3 ). «Женщина», без сомнения, обозначает душу, привязанную к закону Моисея, о которой сказано: «Привязана [она] законом к живому мужу». Но если муж ее – разумеется, закон – умирает, то душа, представлявшаяся подчиненной, «освобождается». Потому и нужно, чтобы закон умер, дабы верующие в Иисуса не совершили грех прелюбодеяния. 4 . Итак, Иисус Господь мой и Спаситель обрел владычество; и, если это видится подобающим, сравним совершенное Моисеем с владычеством Иисуса. Когда Моисей вывел народ из земли Египетской, не было ни порядка в нем, ни установлений священнических обрядов. Они прошли через соленые морские воды, не имевшие в себе никакой сладости; «воды же были им стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:22:29 ). Мы знаем, что все это совершилось, когда во главе народа стоял Моисей. Но посмотрим, какие образы грядущего были в то время, когда войско повел мой Господь. «И подняли священники ковчег завета Господа и шли впереди народа» ( Нав.3:6:14–17 ). И теперь нигде нет моря, нигде нет соленых волн, но вслед за Господом моим Иисусом я подхожу к Иордану, и подхожу не в сумятице бегства, не охваченный ужасом, но со священниками, несущими на шее и на плечах ковчег завета Господа, в котором закон Божий и письмена Божественные. Я вхожу в Иордан не в таинственной тишине, но под звук труб, играющих нечто мистическое и Божественное, так что шествую я под прославление небесных труб. Было сказано, что «расступились воды и были им стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:21–22 ). Но здесь Он соделал «из обоих одно» и разрушил «стоявшую посреди преграду» ( Еф.2:14 ). Ибо с одной стороны вода «стала стеною», а с другой – стекла «в море» ( Нав.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Именование служитель Моисеев, принадлежащее Иисусу Навину (ср. также Исх 24:13; 33:11; Чис 11:28), характеризует положение последнего по отношению к своему господину (Чис 11:28). Это более почетное звание, чем раб, слуга, и может быть переведено не только как ‘служитель’, но и как ‘помощник, исполнитель’ (чьей-то воли). Так позднее именуются в Израиле царские вельможи, исполнители воли царя (в современном иврите слово того же корня имеет значение ‘министерство, офис’). Иисус Навин верно служил Моисею и его закону. “Здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу Навину, служителю Моисееву. И Апостол, как слышим, говорит: Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам (Рим 15:8); и еще: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал 4:4–5). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезанных” 26 . Итак, пока был жив Моисей, Иисус Навин преданно служил ему; со смертью Моисея наступает время предводительства Иисуса. Он выходит из тени законодателя и приступает к исполнению своей миссии. В типологии Иисус НавинИисус Христос служение Иисуса Навина Моисею — это подчинение Иисуса Христа Закону, исполнить который (Мф 5:17) пришел Спаситель. Моисей не входит в землю обетованную — Закон не может ввести в царство благодати, в Церковь Христову, в жизнь вечную. Туда вводит Иисус, при жизни Моисея бывший его верным служителем, а по его смерти оставивший пустыню и вступивший в Ханаан. Так и Христос согласно раннехристианской типологии вводит народ Божий в Царство благодати не раньше смерти Закона, олицетворяемого Моисеем. “Надлежало, чтобы Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввел его в наследие, и чтобы Моисей, как и Закон, имел конец, а Иисус, как Слово и неложный прообраз Ипостасного Слова, был проповедником для народа” 27 . “И когда Моисей закончил свое жизненное течение, ему было сказано Богом: взойди на эту гору и умри, ибо ты не введешь Моего народа в землю. И он умер по слову Божию, и Иисус, сын Навин, вступил на его место” 28 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Книга Иисуса Навина делится на три части: — первая (1-12) посвящена падению Иерихона, Завету в Сихеме и двум основным военным походам Иисуса Навина; — вторая (13-21,42) говорит о разделе св. земли между коленами; — третья (21,43-24,36) повествует о последних днях жизни Иисуса Навина. 4. Духовный смысл книги определяется двумя основными положениями: Подобно исходу, утверждение Израиля в Ханаане было промыслительным деянием Божиим. Воля Господня заключалась в том, чтобы отдать эту землю ветхозаветной Церкви при условии ее верности Творцу. Дар Божий не легко получить тем, кто остается пассивным. Израиль должен был собрать все свои силы, чтобы одолеть стоящие на его пути препятствия. В этом призыве к активности, без которой дар Божий останется недосягаемым, св. Отцы видели прообраз вхождения в Царство Божие, которое требует «усилий» (Мф 11,12). Знамения, сопровождавшие покорение св. земли, означают небесную поддержку тем, кто борется. 5. Переход через Иордан и падение Иерихона (1-6). Иисус Навин не был ни пророком, ни священником, но в то же время он представлен в Библии как наследник Моисея. В его задачу входило сплотить израильтян (или основную часть их) к моменту вступления их в западный Ханаан. Бог говорит ему: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой…» (1,7). Еще до перехода Иордана Иисус отправляет лазутчиков в Иерихон — первый крупный город, стоящий на его пути. Их прячет у себя блудница Раав (Рахава) — представительница тех хананеев, которые приняли веру Израиля и впоследствии остались жить с народом Ягве (ср. Евр 11,31). Раав вышла замуж за израильтянина, и из ее рода произошел царь Давид. Эта женщина — одна из четырех иноплеменниц, упомянутых в родословии Иисуса Христа (Мф 1,5). Переправа через Иордан описана как чудо, подобное переходу через Чермное море. «И как только, — говорит Иисус Навин, — стопы ног священников, несущих Ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною» (3,13). И действительно, русло Иордана внезапно обнажилось «на большое расстояние».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

В дальнейшем повествовании о египетских казнях наказаниях, которым Бог подверг египтян за то, что фараон не хотел отпустить еврейский народ, – чудеса совершаются исключительно Моисеем: упоминания о повторении их волхвами отсутствуют. Последней, десятой казнью становится смерть всех первенцев в земле египетской: это чудо совершает Сам Бог ( Исх. 12:29 ). В память о нем и об исходе Израиля из Египта Бог устанавливает праздник Пасхи ( Исх. 12:43–51 ). Сама история исхода также наполнена чудесами. Бог идет перед станом израильтян днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью ( Исх. 13:21 ). Когда израильтяне подходят к морю, их настигает конница фараона, но Моисей простирает жезл на море; воды расступаются, и евреи проходят среди моря по суше, а колесницы фараона гибнут в водах, сомкнувшихся за спиной у израильтян ( Исх. 14:21–28 ). В Мерре израильтяне не могут пить воду, потому что она горька: Моисей бросает в воду дерево, и она становится сладкой ( Исх. 15:23–25 ). В пустыне народ не имеет еды, и Бог посылает с неба манну, которую израильтяне едят на протяжении сорока лет ( Исх. 16:13–35 ). В Хориве, где народу нечего было пить, Моисей высекает источник воды из скалы ( Исх. 17:2–6 ). В книге Чисел описывается, как во время пребывания народа израильского в пустыне много людей умерло от укусов ядовитых змей; Моисей по повелению Бога изготавливает медного змия и выставляет его на знамя; всякий, кто смотрит на это знамя, остается жив ( Чис. 21:6–9 ). Серия чудес, начатая Моисеем, продолжается в жизнеописании его ученика, Иисуса Навина. Подобно Моисею, проведшему народ израильский по дну Красного моря, Иисус Навин проводит народ вместе с ковчегом Завета по дну реки Иордан ( Нав. 3:7–17 ). После того как в течение семи дней священники по повелению Иисуса Навина обносили ковчег Завета вокруг стен Иерихона, стена города обрушилась, израильтяне вошли в город и предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом ( Нав. 6:5–20 ). Во время битвы израильтян с жителями Гаваона Иисус Навин приказал солнцу остановиться, и остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим… И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля ( Нав. 10:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Основная идея этого рассказа: единому Богу можно приносить жертвы на одном-единственном алтаре 450 . Пройдут долгие века, пока эта истина утвердится в сознании израильтян. Для Оригена в этом событии сокрыта великая тайна. «Первый народ – обрезанные – представлен в Рувиме, который был первородным», – говорит александрийский проповедник. Заиорданские колена – образ ветхого Израиля; колена, живущие в Обетованной земле – образ Израиля нового, Христианской Церкви. Алтарь иудеев и до пришествия Христа не был истинным. «Если они и имели алтарь прежде пришествия Спасителя, они были полностью убеждены, что этот алтарь был не истинным алтарем, но изображением и фигурой будущего алтаря, истинного. Они знали, что истинные жертвы, те, которые могут снять грехи, не приносились на алтаре, принадлежащем первородному народу, но на том, где был Иисус: именно на нем приносятся небесные жертвы, истинные» 451 . Иисус Навин здесь, как и везде у Оригена – это Иисус Христос. Где Иисус, там и истинные жертвы. Заиорданские колена могли приносить жертвы на жертвеннике в Силоме. Точно так же и евреи должны признать истинным не свой жертвенник, который был всего лишь прообразом, свидетелем, а жертвенник христиан, и на нем должны приносить «жертвы истинные, то есть духовные, приносимые нами там, где строится храм Божий из камней живых, который есть Церковь Бога Живого, там, где истинный Израиль, во Христе Иисусе» 452 . Подобно заиорданским коленам, признававшим построенный ими жертвенник свидетельства неистинным, «и нынешним иудеям надлежало знать и говорить, что алтарь их не был истинным жертвенником, а прообразовал только истинный жертвенник», – подтверждает толкование Оригена блаженный Феодорит 453 . Смерть Иисуса и Елеазара (24:29–33) Книга заканчивается смертью Иисуса Навина, бывшего вождем Израиля на протяжении двадцати пяти лет 454 , и первосвященника Елеазара, сына Ааронова. После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень 455 , будучи ста десяти лет. И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша (24:29–30). В LXX имеется обширное добавление к 24:30 456 : И положили там с ним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта 457 , как повелел Господь; и они там даже до сего дня (24:30а [LXX: 24:31а]). Древние церковные писатели уделяют большое внимание объяснению этого стиха Септуагинты, именно упоминанию о каменных ножах (t¦j maca…raj t¦j petr…naj).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Поэтому сердце каждого верующего называется духовной кровлей (solarium), будучи цельбоносно освещаемо лучами небесного солнца. И так-то Раав блудница сокрыла разведчиков Иисуса на кровле своего дома, на местах высоких, сохранила с внутренней любовью сердца, освещенного духовным знанием, чтобы воспевать в истине пророческие слова: В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою (Пс 118:11)” 78 . Вернувшиеся к Иисусу отважные разведчики доложили своему полководцу: Господь Бог наш предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли встрахе от нас (2:24). Все, кроме отважной Раав, которая “пред величием цели, указанной ей Божественным Духом, вырвала свою душу из летаргии, в которую ее погрузила чувственная жизнь. Пробудившиеся в ней благородные стремления искупили прежние чувственные влечения. Женщина, которая чувствовала в себе силу принести себя в жертву делу Божию, была возрождена этим самопожертвованием. Блудница исчезла, появляется героиня” 79 . Переход Иордана (Нав 3:1–11,13–17) Как авторитет Моисея был подкреплен чудесами, сопровождавшими переход через Чермное море, так и авторитет Иисуса Навина был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход Иордана. Господь обращается к Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всехсынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и стобою (3:7) 80 . …и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану… (3:1). Судя по названию, Ситтим — место, где растут акации (совр. Телль эль-Хаммам). Путь оттуда до Иордана — около 12 км. Священный текст сохранил и другие топонимы: Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною навесьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; атекущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла (3:16). Библейский город Адам сегодня идентифицируется с местечком Эд-Дамийе, расположенном примерно в 24,5 км на север от Иерихона в 32 км от Мертвого моря. Расположение Цартана определить труднее; некоторыми оно локализуется на холме Карн-Сартабех в 6 км на запад от Иордана.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Трубы у Оригена — новозаветные Писания: “Первым Матфей своим Евангелием дал прозвучать священнической трубе. Также Марк, Лука и Иоанн дали каждый возгреметь их священническим трубам. Петр дает раздаваться звуку труб двумя своими посланиями, также Иаков и Иуда. Не менее и Иоанн продолжает звенеть трубами через свои послания, и Лука через описание подвигов апостольских. Последним вступает тот, кто сказал Думаю, чтонас, апостолов, Бог поставил последними (ср. 1 Кор 4:9 — и. А.), и, издав грозовые разряды трубами своих четырнадцати Посланий, разрушает до основания стены Иерихона, идолопоклоннические порядки и мнения философов” 124 . Иерихон у Оригена, и от него — у всех древних церковных писателей — символ греховного мира. Разрушитель Иерихона Иисус Навин прообразует Иисуса Христа, Разрушителя греховного миропорядка. Спасается же от уничтожения только тот, кто принимает посланников Господних; так Ориген интерпретирует спасение Раав в гибнущем городе 125 . Подобное толкование мы находим у святителя Кирилла Александрийского: “Когда ковчег был обнесен священниками вокруг Иерихона, стены города рухнули от труб и голоса. Это реализуется во Христе…” 126 . Иларий Пиктавийский усматривает в описании 6-й главы книги Иисуса Навина эсхатологическое значение: шесть тысяч лет будет продолжаться “ход поколений вокруг этого мира”, а “в седьмое тысячелетие этот мир будет истреблен при звуке труб” 127 . Итак, труба — проповедь Евангелия, а также скорой кончины мира. Она не должна умолкать, пока существует мир; ведь труба — это не только проповедь, но и молитва. Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ весь вместе громким и сильным голосом, и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый ссвоей стороны, и взяли город (6:19). Этот боевой крик народа был единодушным выражением победного ликования. Город будет под заклятием, и все, что в нем — Господу (6:16). Существительное herem ‘заклятое’ в Ветхом Завете может обозначать как что-то, посвященное в дар Богу (ср.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

1 . Пророчество о Тире. – Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской. Тир, по Еврейски Цор 915 , – колония Сидона, был уже во времена Иисуса Навина сильною морскою крепостью. Но Тир времен пророка Исаии не был тем древним городом, о котором говорит книга Иисуса Навина. Вместо Палео-Тира, стоявшего на материке, на мысе, вдающемся в море, Тиряне выстроили новый Тир на скалистом острове, лежавшем к северо-западу от старого Тира, и отстоящем от него на 350 сажен или четыре стадия. Этот новый Тир отразил осаду и нападение Салманассара Ассирийского, а позже и Навуходоносора Вавилонского и мог считаться неодолимою крепостью, пока неприятели его не имели достаточного флота, чтобы строго блокировать его со стороны моря. Только Александр Македонский мог взять его, потому что у него был греческий флот, усиленный флотом всех остальных Финикийских городов, подчинившихся Грекам. При действительной блокаде Тира, дамба, насыпанная Греческими инженерами в семь месяцев, дала возможность взять Тир приступом. Под именем Киттима разумеют здесь обыкновенно город Киттиум на о-ве Кипре, и весь этот остров, принадлежавший Финикиянам, который не был в блокаде во время осады Тира Греками. Отсюда повидимому известили „корабли Фарсиса“, т. е. Тирские корабли дального плавания, об осаде и блокаде Тира, чтобы они не попались в руки неприятельского флота. Пророк, говоря о гибели Тира, не указывает еще, когда исполнится это пророчество, а только видит вдали, что и Тиру не миновать бедствия. Весьма вероятно, что постройка нового Тира, и может быть уже совершившаяся неудачная осада Салманассара, в это время, наполнила гордостью сердца Тирян, которые думали, что никто никогда не одолеет их 916 . 2 . Умолкните обитатели острова, который наполняли купцы Сидонские, плавающие по морю. 3 . По великим водам привозились в него семена Сихора, жатва большой реки, и был он торжищем народов. Остров, как мы говорили выше, – есть уже новый Тир 917 . Главными агентами торговли, как мы видим,-были купцы Сидонские, т. е. древнейшие торговые фирмы Финикии, имевшие отчасти военное устройство, так как они издавна с ремеслом купца соединяли и пиратские набеги (Герод. I, 1). Тир повидимому сделался главной конторой Финикии, вследствие сильного своего положения, представляя полную безопаность для хранения приобретенных сокровищ, а также как общий пункт рассчетов между торговыми конторами, и сделался фактически столицей союза финикийских городов. Моверс и Кенрик указывают на это значение Тира, которое сделалось еще важнее вследствие религиозного влияния на всю Финикию построенного здесь храма Тирскому Мелькарту (Солнцу-Геркулесу) 918 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

21 Г. Покровский думает оправдать свое мнение тем, что как в кн. Амоса, так и Иоиля упоминается о саранче и землетрясении. Но Амос говорит об опустошении страны саранчой как о бывшем до его времени, тогда как Иоиль – как о современном. В словах же Иоиля: ,,трясется земля, колеблется небо“ содержится не указание на землетрясение, а предсказание о страшных явлениях, предшествующих дню Господню (см. ниже, Толков. 2:10). 23 Zeitschrift f ü r wissenschaftliche Theologie . IX (1866). S . 412 f . XVI (1873). S . 155 f . Х III (1870). S. 442 f. 25 Здесь и далее мы означаем годы не так, как означает их Меркс, а повсюду следуем принятой нами хронологии Бунзена. 27 В 1Ездр.10:8 говорится, что „кто не придет в Иерусалим (на собрание по поводу браков, заключенных с иноплеменницами), на все имение того, по определению начальствующих и старейшин будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев“. По 1Ездр10:14 это собрание заявляет: „пусть наши начальствующие заступят место всего общества, и все в городах наших, которые взяли жен иноплеменных, пусть приходят в назначенные времена и с ними старейшины каждого града и судьи его, доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело“. 30 Должно заметить, что слово у Иоиля едва ли имеет значение „старейшины“, но, кажется, во всех местах его книги употреблено в смысле: „старцы“, „люди пожилые“. См. Толков. 1:2, 14; 2:16. 33 В книге Судей война с вениамитянами описана в последних главах: 19 21. Но, несомнительно, эта война была в период до судей. Доказательства этого следующие: 1) Из Суд.20:28 , видно, что во время этой войны был в живых первосвященник Финеес, сын и преемник Елеазара, сотрудника Иисуса Навина. Но, конечно, Финеес не мог бы дожить до конца периода судей и, таким образом, нельзя относить войну с вениамитянами к этому времени; 2) Рассказывая о войне с коленом Вениаминовым, писатель книги Судей говорит: „в те дни не было царя у Израиля, – каждый делал то, что было угодно“ ( Суд.21:25 , ср. 19:1). Эти слова могут указывать на период безначалия от времени смерти Иисуса Навина до первого судии Гофониила (1274 –1257 до Р. Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010