А Иисуса Навина мы не должны оценивать по современным стандартам – мы можем понять его только в контексте его собственной эпохи. 9. Судьи: череда харизматических вождей История повторяется В обетованную землю израильтяне вошли под руководством Иисуса Навина – они действовали как единая армия под началом одного полководца. Но потом они расселились по разным областям, связи между племенами ослабли, а единого государства еще не было. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» – так описывает этот период Библия, и на идиллию он походил мало. Но всё-таки без руководства израильтяне не остались. Их возглавили люди, которые называются в тексте словом шофетим. Традиционно его переводят как «судьи», но точнее всего было бы сказать «правители», ведь правосудие было важной, но далеко не единственной их обязанностью. Эти правители были не избранными президентами и не наследственными царями, а харизматическими вождями. Сегодня так принято называть политиков, которые умеют произвести впечатление на свой народ, но изначально греческое слово харизма означает «дарование». Этим людям было даровано спасать в час бедствия израильский народ. Иногда говорят: история учит только тому, что она ничему не учит. С древним Израилем нередко бывало именно так. Книга Судей описывает это следующим образом: «Когда умер Иисус Навин, сыны Израилевы оставили Господа Бога отцов своих и обратились к другим богам и стали поклоняться им. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. И воздвигал Господь судей, которые спасали их от рук грабителей. Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам». Первым судьей, о котором подробно рассказывает Библия, был Аод. По сути дела, это был террорист-одиночка. Тогда израильтяне жили под гнетом соседей-моавитян, и вот он пришел к моавскому царю, спрятав под одеждой короткий кинжал. Притворившись, что хочет сообщить правителю некое слово Божие, он добился аудиенции наедине, и, неожиданно выхватив левой рукой кинжал, убил царя, а потом выскользнул из дворца. Его «слово» оказалось смертоносным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Для подтверждения этой гипотезы мы находим следующие места в Священном Писании. Так, например, пророчица Девора говорит в своей вдохновенной песне победы: «Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда зеяслась»мля тр. (Суд. 5:4). А в псалме сто тринадцатом мы находим следующие слова: «Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» (Пс. 113:3–4). Следы завоевания  Археологи раскопали руины городов Вефиля, Лахиса, Еглона, Давира, Хеврона, которые были разрушены и сожжены Иисусом Навином. Всюду в слое двенадцатого века до н. э. обнаружены следы насилия и пожара. Зато не обнаружено следов пожара и опустошения в городе Гаваоне, что как раз подтверждает библейское сказание. Правда, сомнения возникли в связи с раскопками Иерихона. Руины Иерихона образуют гигантский холм, высящийся на западном берегу Иордана. Результаты проведенных розысков прямо-таки поразительны. Обнаружены толстые крепостные стены, дома, колодцы и могилы, наслоенные в несколько ярусов. Британская экспедиция (1952 г). подтвердила, что Иерихон действительно был разрушен агрессорами, но пепелища и разрушенные части строений находились в слое, который относится к XIV, а не к XIII веку до н. э. Правда, такой точки зрения придерживаются не все ученые. Открыватели Иерихона также считают, что эта крепость могла стать жертвой землетрясения и пожара, доказательством чего служат закопченные груды камней и кирпичей, обугленные куски дерева, а также толстый слой пепла, покрывающий руины самого верхнего культурного слоя. Если мы теперь попробуем соединить на карте черточкой те города, о которых известно, что они были сожжены в XII веке до н. э., то мы получим путь завоеваний Иисуса Навина. Он не завоевал всего Ханаана, но шел по линии наименьшего сопротивления, обходя сильно укрепленные местности. Поход Иисуса Навина, таким образом, скорее имел характер постепенного проникновения в менее заселенные и слабо защищенные части Ханаана. Силом — религиозный центр Израиля  19. В наши дни город, где находилась святыня Израиля, археологами раскопан. Следы большого пожара, найденные здесь, говорят о том, что город был филистимлянами сожжен до основания. Точку зрения археологов косвенно подтверждает книга пророка Иеремии, где сказано: «Пойдите же на место Мое, в Силом., где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля» (7:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Ему не суждено было перейти за Иордан, но он мог усладить свои глаза и насытить свое сердце долгим, восторженным, пристальным взглядом на ту добрую землю, к которой он теперь привел свой народ и которая, как он знал, должна была стать его наследием. Он мог «взглянуть своими глазами к морю, и к северу, и к югу, и к востоку, и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан» (Втор, 3:27, 25). Получив такое соизволение, Моисей должен был взойти на вершину горы Фасги и полюбоваться чудесной, несравненной, открывающейся оттуда, картиной. Нужно помнить, что, хотя, будучи уже 120 лет от роду, Моисей отнюдь еще не был немощным старцем: «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор, 24:7). Он способен был поэтому без всякой особой усталости или истощения подняться с низменной равнины Иорданской, где стоял станом народ, и переходя со скалы на скалу и с террасы на террасу, взойти вверх по скалистой горной цепи Моава до «высот», посвященных Ваалу на вершине скал, где находилась площадка для сторожевых, и даже до той вершины, где стояло «святилище Фегора», «обращенное к пустыне». «И ушел Моисей с равнины Моавитской на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона» – такими словами св. Писание говорит об этом трогательном событии. Но И. Флавий прибавляет некоторые подробности, быть может отчасти заимствованные из предания. По его свидетельству, Моисей удалился из стана среди всеобщего плача народа, причем женщины ударяли себя в грудь и дети предавались неудержимому плачу. В известном пункте восхождения он сделал знак плачущему народу не идти за ним дальше, и затем продолжал свой путь, взяв с собою только старейшин, первосвященника Елеазара и военачальника Иисуса Навина. На вершине горы он отпустил старейшин и намерен был обнять Елеазара и Иисуса Навина, когда облако мгновенно покрыло его, и он исчез из их вида в глубокой рытвине или овраге 563 . Но прежде, чем умереть, ему дано было вполне насладиться открывающимся с горы зрелищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

За обман, как унижающий достоинство человека и вводящий других в заблуждение, Иисус Навин произнес над гаваонитянами проклятие, которым они обрекались на вечное рабство. Так исполнилось над ними проклятие Ноя над Хамом ( Быт.9:25 ). Слова «[меня и для]» не читаются в еврейском тексте и в латинском переводе, но находятся в греческих списках: по Нав.9:26 гаваонитяне должны были рубить дрова и носить воду «для общества и для жертвенника Господня». Нав.9:24 .  Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить [нас и] всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело; Из приведенных здесь слов видно, что искать союза с израильским народом побуждал гаваонитян только страх за свою жизнь, что сведения их о великих делах Бога Израилева приводили их только к уверенности в неизбежной гибели ханаанских народов, а не пробуждали у них, как у Раави, мысли о Нем как Боге неба и земли, а вместе с этим стремления стать в ряды его исповедников. В этом заключается внутренняя причина того, что они не вошли в состав израильского народа. Нав.9:26 .  И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их; Нав.9:27 .  и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для [всего] общества и для жертвенника Господня; [посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия] даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы [Господь]. Слова «[посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия]» находятся в Ватиканском списке и Сикстинской Библии, но отсутствуют в еврейском тексте, в Александрийском и других греческих списках. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Иисуса Навина. 848-1053 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил есть пророк Ягве... И было слово Самуила ко всему Израилю ( 1Цар. 3:21–41 ). И зазвучал от Самуила до Малахии пророческий глас в Израиле. Семь веков (XI-V вв. до Р.Х.) не умолкали пророки в народе Божием. Потом они умолкнут вновь на четыре века, пока не раздастся глас вопиющего в пустыне о скором пришествии Царства Небесного. И оно пришло! Как до Самуила, так и после Малахии, Ягве открывался человекам Божиим, но собственно пророков не было. Слово Ягве было редко, видения были не часты. Через Самуила после Моисея и Иисуса Навина вновь возобновилась священная письменность. Св. Писание до Самуила во весь период судей Израилевых состояло из Торы и книги Иисуса Навина. И вот в Самуиле возбуждено пророческое вдохновение и им, и пророками продолжено Писание. Самуил – составитель Первой книги Царств (Первой Самуиловой книги) и, возможно, книг Судей и Руфи. Так он положил начало кодексу священных исторических книг. Пророки, начиная с Самуила, оказывают огромное влияние на жизнь Израильского народа. Сами цари послушны им, а если непослушны, то и обойти их не могут, тогда начинались конфликты и гонения. Через Самуила началась не только в историческом времени вереница пророков, но и при нем, и чрез него, пророческий глас возбудил многих к этому служению. Когда родился Самуил, слово Ягве было редко в те дни, видения были не часты, а при жизни его уже целые сонмы пророков ходили по Израильской земле. Возникли целые общества – пророческие школы. Произошел, буквально, пророческий взрыв! Самуил при жизни стоит уже во главе сонма пророков. и Самуил между призывающими имя Его взывали к Ягве, и Он внимал им ( Пс. 98:6 ). Сонм пророков был во дни Самуила уже при призвании Саула на царство. Так Самуил, помазав Саула на царство, посылает его к холму Божию, говоря: После того ты (Саул) придешь на холм Божий (известное тогда в Израиле место), где охранный отряд филистимский; (там начальники филистимские); и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют ( 1Цар. 10:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И устрой там жертвенник Господу, Богу твоему… И напиши на камнях все слова закона сего очень явственно» ( Втор. 27:4–5,8 ). Таким образом, не ясно, когда происходит событие – то ли сразу по переходе Иордана (но ведь горы Гевал и Гаризим слишком далеко от берега Иордана и от Иерихона, который в таком случае оставался бы в тылу израильтян) (4Qjos), то ли сразу после уничтожения Гая (TM), то ли после того, как организовалась антиизраильская коалиция ханаанских царей (LXX), то ли, наконец, после покорения всего Ханаана (Иосиф Флавий). Масоретский вариант, без сомнения, более логичен. Именно после взятия Гая евреи могли приблизиться к Гевалу и Гаризиму. Случай с Аханом требовал возобновления завета с Богом, с принесением жертв и чтением «книги закона», что и было сделано на Гевале 320 . Нав. 8:25–30 говорит об очень важном событии в истории израильского народа. Гора Гевал расположена близ Сихема, места, освященного уже патриархами. Аврааму в Сихеме, у дубравы Морè явился Господь ( Быт. 12:6–7 ), где-то здесь же, может быть на самом Гевале, он поставил свой первый и в то время единственный на земле жертвенник Живому Богу: «Двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой. Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» ( Быт. 12:8 ). Пред Сихемом остановился и Иаков по возвращении своем из Месопотамии, и также поставил жертвенник Яхве ( Быт. 33:18–20 ). Отрывок 8:25–30 необходимо читать вместе с этими повествованиями. Кстати, и оканчивается книга Иисуса Навина именно в Сихеме (24:1). Некоторые усматривают параллелизм между Синаем и Гевалом: как кульминацией исхода является заключение завета с Богом на Синае, так кульминацией вхождения в Обетованную землю является возобновление этого завета на Гевале (8:25–30) и в Сихеме (24:25) 321 . Итак, в соответствие с указанием Моисея ( Втор. 27:12–13 ), «шесть колен взошли на вершину горы Гаризим и другие шесть колен – на вершину горы Гевал. Священники, левиты и ковчег оставались внизу, между (двух гор).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Ибо не имеем здесьпостоянного града, но ищем будущего (Евр 13:14). Раннехристианский радикализм с его провозглашением свободы от всяких земных уз был непобедимой силой древних христиан, был той новизной, что вдохнула свежую струю воздуха в затхлую атмосферу уже тогда одряхлевшего мира. У первых христианских общин тогда еще не было ничего — ни храмов, ни “православных царств”, ни догматических систем, ни богатых традиций, — ничего, кроме Писания. Но в этой кажущейся немощи совершалась сила Божия (2 Кор 12:9). Исследуйте Писания (Ин 5:39). Писанию учили катехуменов, в нем поучались день и ночь, его истолковывали в проповедях и апологиях, лишь им решали межрелигиозные и внутрихристианские споры, им аргументировали догматические позиции. А когда возникло монашество, монахи постоянно его изучали. Даже еще в начале V века преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, один из первых организаторов монашества на Западе, устанавливает в качестве иноческого правила ежедневное шестичасовое (!) изучение Писания 45 . Преподобный не вводит этим новизны — этому он научился за долгие годы жизни среди египетских монахов. Еще и еще раз Иисус Навин слышит повеление Божие и Его обещание: Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда нипойдешь (Нав 1:9). Все дальнейшее повествование книги будет исполнением обетования: никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей ты народу сему передашь во владение землю (1:5–6). Сам Господь будет сражаться за Израиля, Сам Всевышний будет вести Свои войны (Втор 9:3; Нав 23:3,9; 24:12,18). От Израиля требуется только, чтобы любил Господа Бога слушал глас Его и прилеплялся к Нему чтобы пребывать на земле, которую Господь Бог с клятвою обещал Аврааму,Исааку и Иакову, дать им (Втор 30:20). На пороге земли обетованной. Приготовления (Нав 1:10–18) Приготовления к переходу Иордана начинаются с указания Иисуса Навина надзирателям: И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал (1:10). Эти надзиратели народа, уже упоминавшиеся во Втор 16:18 вместе с судьями и во Втор 1:15; 20:5,8,9 без упоминания о судьях, были, видимо, писарями, обязанными среди прочего производить набор в народное ополчение.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Иисус Навин у стен Иерихона. Миниатюра из Восьмикнижия. Кон. XIII в. (Ath. Vatop. 602/515) Иисус Навин у стен Иерихона. Миниатюра из Восьмикнижия. Кон. XIII в. (Ath. Vatop. 602/515) Завоевание Ханаана произошло прежде всего благодаря помощи Бога и Его особой заботе об Иисусе Навине, нежели благодаря человеческим усилиям. Владение этой землей ставится в зависимость от верности Израиля Господу, от повиновения закону, данному на Синае: «Если вы преступите завет Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам [Господь]» (Нав 23. 16). Когда кто-нибудь преступает завет с Богом, весь народ терпит поражение: Бог не будет продолжать благословлять Израиль, пока есть грех в его среде (Нав 7). Чтобы в дальнейшем жить в безопасности на земле Господа, Израиль должен свято хранить завет с Ним, заключенный на Синае. Верность завету - единственное и необходимое условие вечного обладания землей, обещанной праотцам. Обеспечение хранения и исполнения закона - главная задача Иисуса Навина как преемника Моисея. Придя в землю своего наследия, в Св. землю, народ должен был восстановить свой завет с Господом: совершить обрезание (Нав 5. 1-9) и отпраздновать Пасху (5. 10-12). Описание завоевания земли как дара Господа и примера Его божественной милости стало повторяющимся мотивом в следующих библейских книгах, которые использовали его с целью воспитания народа. Авторы этих текстов, имеющих прежде всего богослужебное значение, обращались к теме дарования Богом земли, чтобы напомнить о любви и верности Бога Своему народу, о Его готовности прийти на помощь и избавить от врагов (см., напр.: Пс 43. 2-8; 77. 54-55; 79. 8-9, 11; 104. 43-45; 113. 1-8; 134. 10-12; 135. 17-22). Обращаясь к теме завоевания земли во времена И. Н. к., пророки в Израиле и Иудее стремились показать милосердие Бога к израильскому народу в истории, так что особенно трагично выглядели преступления и нарушение завета последующими правителями Израиля (см., напр.: Иер 2. 6-7; 32. 20-23; Иез 20. 5-6; Ос 11; 13. 4-6; Ам 2. 9-10; Мих 4-6).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Лев 27:28; Чис 18:14; Иез 44:29), так и объект проклятия (ср. Втор 13:17; 1 Цар 15:21). В Нав 6–7 слово употребляется во втором значении; все заклятое отделяется от всякого употребления и подлежит истреблению. Ориген прочитывает анафему против Иерихона и его обитателей в экклезиологической перспективе, как суровое предупреждение против всякого компромисса верующих с миром: “Будьте внимательны, чтоб не иметь чего-либо мирского среди вас” 128 . Что он имеет в виду под мирским? Каково практическое пастырское применение этого места? “К примеру, те, которые, будучи христианами, празднуют языческие праздники, вводят заклятое в свои церкви. Те, которые ищут в путях звезд смысл жизни и смысл поведения людей вводят в свои церкви заклятие Иерихона вызывают поражение народа Божия” 129 . В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своемпоставит врата его (6:25). Точнее было бы перевести заставил поклясться. Иерихон разрушен, население его уничтожено, добыча сожжена. Но этого еще недостаточно. Иерихон — первый хананейский город, и он должен быть уничтожен навсегда; проклятие падет на того, кто осмелится восстановить этот город. Блаженный Феодорит видит значение запрета на восстановление города в посвященности его Богу 130 . Событие это поразило обитателей Палестины. Боевая слава Иисуса Навина носилась по всей земле (6:26), повергая в страх ее обитателей. Битва при Гаваоне (Нав 10:1–27) Союз гаваонитян с Израилем был вызовом Иерусалиму, и иерусалимский царь посылает послов в города аморреев, чтобы противостать Израилю и поразить Гаваон за то, что онзаключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми (10:4). Почему именно иерусалимский царь весьма испугался (10:2), когда узнал, что жители Гаваона заключили мир с Иисусом и с Израилем и остались среди них (10:1)? Иерусалимское царство уже было ослаблено и по сути в этот момент ограничивалось лишь Иерусалимом с прилегающими окрестностями.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Много похотников умерло и погребено было на этом месте, посему и стан этот назван был: Киброт-гаттаава – «гробы прихоти» (гл.11:1–34). Отсюда Евреи двинулись далее на север и остановились в Асирофе. Здесь Моисей перенес огорчение от сестры и брата. Мариам и Аарон не довольны были на жену Моисея, вероятно, за то, что она превозносилась пред ними достоинством своего мужа, как великого пророка: это недовольство они перенесли и на Моисея и упрекали его за жену его. «Кротчайший» Моисей хотел молча перенести незаслуженные упреки; но сам Господь вступился за Своего раба, обличил пред скиниею Аарона и Мариам; Мариам поражена была проказою, а Аарон избег гнева Божия поспешным раскаянием. Потом и Мариам исцелена была по молитве Моисея: но должна была, как оскверненная проказою, пробыть семь дней в заключении вне стана (гл.11:35 и 12). Из Асирофа Израильтяне пришли в северные пределы пустыни Фаран и остановились станом в местности, называемой Рифма (см.33:18), а потом известной под именем Кадес-Варни (Вт.1:19). Теперь они стояли около южных пределов земли обетованной и с помощью Божиею должны были овладеть ею. Но по желанию народа и с разрешения Господа Моисей избрал 12-ть мужей, по одному из каждого колена, кроме Левиина, и послал их высмотреть землю, ее обитателей, ее горы и ее плодородие. В течение сорока дней соглядатаи прошли Ханаан от юга до северных пределов его и возвратились в стан, в Кадес, принеся виноградную ветвь с огромною кистью лучего винограда, гранатовых яблоков и смокв. Плодородие осмотренной земли хвалили все соглядатаи, но десять из них трусливо рассказывали о силе народов той земли, об укрепленных городах и особенно о великанах, сынах Энаковых, и в заключение сказали: «не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас». Не смотря на увещания сохранивших мужество и веру в помощь Божию двух соглядатаев: Халева из колена Иудова и Иисуса Навина из кол. Ефремова, народ поднял вопль, стал роптать на Моисея и Аарона, как на виновников неминуемой будто гибели в Ханаане; бунтовщики хотели избрать себе начальника, побить камнями Моисея, Аарона, Халева и Иисуса Навина и возвратиться в Египет (гл.13 и 14:1–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010