12 . Яз, Харлам, прозвища Богдан Ерофеев сын, садовник Стретенской сотни, Троецкой Неглиненской слободы тяглец, да яз, Иван Иванов сын Воротнин, да яз Михаил Сидоров сын Коробов, да яз Иван Иванов сын Утка, да яз Дмитрей Яковлев сын, да яз Мартьян Михайлов сын, да яз Федор Давыдов сын, все мы Государева Потешного двора, что в Семеновском, сторожи, поручились есми строения Великого Господина Святейшего Никона Патриарха , Нового Иерусалима Воскресенского монастыря Иконому Иеромонаху Феодосию, Юрьева Польского по Посацком человеке по Якове Алексееве сыне в том: жити ему, Якову, за нашею порукою на Святительском на новомосковском загородном дворе, что промеж Троецкой и Воротницкой слободы в дворниках и в огородных садовниках, и живучи никаким воровством не промышлять, и над загородным двором никакого дурна и хитрости не учинить, и корчмы, и блядни, и приезду, и приход воровским людем не держать, и самому не пить и не бражничать, и с воровскими людми не знатся; а будет он, Яков, за нашею порукою на том Святительском загородном дворе в дворниках и в огородных садовниках жити не учнет, или живучи учнет каким воровством промышлять, и над загородным двором какое дурно и хитрость учинит, и корчму, и блядню, и приезд, и приход воровским людем будет держать, или учнет сам пить и бражничать и с воровским людьми учнет знатца, и убыток какой учинит и, своровав, с Москвы с того загородного Святительского с двора збежит, разоря тот загородной двор, или иную какую хитрость тому двору учиня, и на нас, на порутчиках, взять по сей записи 100 рублев денег, а кой нас, порутчиков, будет в лицах, на том сто рублев и порука; а на то послух Федор Тихомиров; а запись писал земской площади Подьячей Микефорка Щаболов. Лета 7175, Октября в 25 день (1666). 13 . Се яз Живоносного Христова Воскресения монастыря деревни Ивановского крестьянин Сергей Иванов, да яз села Воздвиженского крестьянин Федор Иванов, да яз того же села Воздвиженского крестьянин Козьма Симонов, все мы, порутчики, поручилися есми Государевым властям, отцу Архимандриту Аникию, Строителю Иеромонаху Феодосию с братиею, деревни Ивановского, по крестьянине по Проньке Семенове, в нынешнем во 177 (1659) году, Мая в два десятого числа, что жить ему за нашею порукою в Воскресенском монастыре в детенышах, и всякая работа работать, что по приказу власти укажут, и не пить, ни бражничать, ни с ворами не знатца, ни табаком, ни вином не торговать, а в монастыре и в монастырской казне ни над чем никакие хитрости не учинить; а буде я, Пронька, за их порукою учну бражничать, и с ворами знатца, или табаком и вином стану торговать, или в монастыре в монастырской казне какую хитрость учиню, или тех, де, своих порутчиков, не стану слушать, в чем станут меня на добро учить, и на нас, на порутчиках, и на мне, Проньке, властилинская пеня, а пеня, что власти укажут; а сю поручную запись писал черный Диакон Иоасаф. Лета 7177 (1669), Мая в 4 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Тбилиси, 1938; Шарашидзе К. Материалы по истории Грузии XV-XVIII вв.//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Т. 30. С. 197-304 (на груз. яз.); Prescott H. F. M. Jerusalem Journey, Piligrimage to the Holy Land in the XV Cent. L., 1954; Кекелидзе К. Древнейшй груз. мон-рь близ Иерусалима и его мозаичная надпись// Он же. Этюды. 1960. Т. 6. С. 72-80; он же. Неизвестная редакция груз. гимнографической Четьи-Минеи//Там же. 1962. Т. 8. С. 5-55; Амиранашвили Ш. История груз. искусства. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); он же. Портрет Шота Руставели в мон-ре Св. Креста в Иерусалиме//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тбилиси, 1961. 4. С. 65-72 (на груз. яз.); Нуцубидзе Ш. Вторая половина жизни Руставели и Иерусалимская научная экспедиция. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Абашидзе И. Палестинский дневник/Пер. с груз.: Б. Гасс, М. Заверин. Тбилиси, 1962; Какабадзе С. Руставели и его «Витязь в тигровой шкуре». Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Габашвили В. Из истории грузино-египетских отношений (XI-XII вв.)//Шромеби (Труды)/ТГУ. Тбилиси, 1968. Т. 125. С. 55-81 (на груз. яз.); Bagatti B. L " église de la gentilité en Palestine, I-XI siècle. P., 1968; Вирсаладзе Т. Роспись Иерусалимского Крестного мон-ря и портрет Шота Руставели. Тбилиси, 1973; Кобищанов Ю. М. Грузины в Египте и Эфиопии (V-XVII вв.)//Африка глазами наших соотечественников. М., 1974. С. 84-97; Гочолеишвили Д. Из истории Иерусалимского Крестового монастыря (70-е гг. XIII в.)//Мацне (Вестник): Сер. истории, археологии, этнографии и искусства. Тбилиси, 1975. 4. С. 107-111 (на груз. яз.); Метревели Е. Пустыня Шехана - неизвестный груз. скрипторий в Палестине//Мравалтави (Многоглав). 1975. Т. 5. С. 22-44 (на груз. яз.); она же. Шеханская пустыня - неизвестный скрипториум XI в.//Филол. и ист. исследования. Тбилиси, 2007. Вып. 1. С. 234-259 (на груз. яз.); Чачанидзе В. Петр Ивер и археол. раскопки груз. мон-ря в Иерусалиме. Тбилиси, 1977; Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1979. Т. 3 (на груз. яз.); Стовбун И. Фреска Шота Руставели.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

е. был только действующий кафедральный собор Дманисский Сиони. В наст. время открыты еще 8 храмов: во имя вмч. Георгия в с. Диди-Гомарети; во имя свт. Василия Великого в с. Саркинети; во имя св. Димитрия Солунского в с. Велиспири; во имя вмч. Георгия в г. Дманиси; в честь Воздвижения Креста Господня в с. Гантиади; во имя вмч. Георгия в с. Джавахи; во имя мц. Марины в древнем городище Дманиси; во имя вмч. Георгия в с. Мшвера. Действуют 2 муж. мон-ря: Дманисский Сиони, в честь Успения Пресв. Богородицы (основан в 2005), и Чечес Сакдари, в честь Рождества Пресв. Богородицы (в ущелье р. Храми), основанный в V в. и возобновленный в 2006 г. Ист.: Жордания. Хроники. 1897. Т. 2; Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Яков Хуцеси. Мученичество св. царицы Шушаник// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1 (на груз. яз.); Книга посланий/Арм. текст с груз. пер., исслед., коммент.: З. Н. Алексидзе. Тбилиси, 1968. С. 1 (на груз. яз.); Ухтанес, еп. История отделения грузин от армян/Арм. текст с груз. пер., исслед., коммент.: З. Н. Алексидзе. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Док-ты по социальной истории Грузии. Тбилиси, 1940. Т. 1. С. 49 (на груз. яз.); ПГП. 1965. Т. 2. С. 49; 1970. Т. 3. С. 234; 1971. Т. 4. С. 549; Орбелиани П. История Грузии/Ред.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.). Лит.: Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. Тифлис, 1889. Т. 1. Вып. 2. С. 11; Мусхелишвили Л. Дманиси//Памятники эпохи Руставели. Л., 1938; он же. Исторические остатки Укангори//Моамбе: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1941. Вып. 10; Такаишвили Е. Надписи из Сомхит-Саорбело//Шромеби (Труды ТГУ). Тбилиси, 1951. Вып. 43 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Квемо Картли. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); он же. Дманисхеви//Дманиси: Сб. Тбилиси, 2000. Т. 2 (на груз. яз.); Джавахишвили И. А. История груз. народа// Он же. Соч. Тбилиси, 1979. Т. 1 (на груз. яз.); КГН. 1980. Т. 1. С. 255; Джапаридзе В. Раннесредневек. археол. памятники Квемо Картли. Тбилиси, 1982 (на груз.

http://pravenc.ru/text/178576.html

Арх: Центр хранения архивного фонда Алтайского края (г. Барнаул). Ф. 164. Оп. 1; Оп. 2; ГА Томской обл. Ф. 183, 184; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1720; Оп. 4. Д. 381. Пер.: Пророческие книги Ветхого Завета/Опыт переложения на рус. яз. алтайского миссионера архим. Макария (Глухарева). М., 1863; Беседы готовящемуся к святому Крещению: Об истинном Боге и истинной вере. СПб., 1865 (на алт. и рус. яз.); Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1865 (на алт. яз.); Чевалков М. , свящ. Поучительные статьи в стихах и прозе на алтайском языке. Каз., 1881. Вып. 2; Жития святых, на алт. яз. Каз., 1882-1884. 4 вып.; Иннокентий (Вениаминов), митр. Указание пути в Царствие Небесное: Катихизическое поучение. Каз., 1884 (на шорском яз.); Макарий (Невский), еп. Беседы к язычникам. Томск, 1885 (на алт. и рус. яз.); он же. Беседы об истинном Боге и истинной вере на наречии обских остяков. Томск, б. г.; Требник. Бийск, 1890 (на алт. яз.); Часослов. Томск, 1895 (на алт. яз.); Деяния святых апостолов. Томск, 1900 (на алт. яз.); Первая Лепта: В нотном издании. Томск, 1901; Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, на алт. яз. Томск, 1910. Учеб. пособия: Букварь для обучения детей крещеных алтайских инородцев церковному и гражданскому чтению. СПб., 1868; Грамматика алтайского языка/Сост. членами Алтайской миссии. Каз., 1869; Алтайский букварь. Каз., 1882; Вербицкий В. , прот. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Каз., 1884; Шорский букварь: Для инородцев восточной половины Кузнецкого округа. Каз., 1885; Грамматика киргизского языка: Фонетика, этимология и синтаксис. Оренбург, 1897; Букварь для детей крещеных киргизов. Томск, 1897. Лит: Штыгашев И. М. Записки о путешествии алтайца в Киев, Москву и ее окрестности (с 11 августа по 6 сентября 1884 года). М., 1884; Вербицкий В. И. , прот. Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю ее юбилея (1830-1880 гг.)//Памятная книжка Томской губернии 1885 года. Томск, 1885. С. 142-221; он же. Алтайские инородцы: Сб. этногр. статей и исслед. М., 1893; Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. М., 1894; Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая. Х., 1909, 1997р; она же. На служении Алтаю. Х., 1914; Пивоваров Б. , прот. Издательская деятельность Алтайской духовной миссии//Книга в автономных республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. Новосиб., 1990. С. 41-61; Ершов В. В. , Кимеев В. М. Тропою миссионеров: Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово, 1995; Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосиб., 1998; Кацюба Д. В. Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998; Свет Христов просвещает всех!: Сб./Сост., вступ. ст. и примеч. прот. Б. Пивоварова. Новосиб., 2000.

http://pravenc.ru/text/115104.html

литературоведения. Тбилиси, 1999. Вып. 2. С. 91-99 (на груз. яз.); Парулава Г. К природе худож. образа в древнегруз. прозе. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Лорткипанидзе М. «Житие Иоанна и Евфимия» и «Житие Георгия Мтацминдели» как исторический источник//Труды ТГУ. Тбилиси, 1984. Т. 246 (на груз. яз.); Тварадзе Р. Пятнадцативековое единство. Тбилиси, 1985. С. 302 (на груз. яз.); Гулбекиан Р. Подлинные сведения о славном мученичестве царицы Грузии Кетеван. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Сирадзе Р. Что такое агиография? Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); он же. Образы и мысли: Лит.-эстетические очерки. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Челидзе Е. О лит. источниках Иоане Сабанисдзе//Гулани. Тбилиси, 1989. С. 10-21 (на груз. яз.); Апциаури Н. К изучению миссионерской деятельности св. Нино//Ориенталистические разыскания. Тбилиси, 1994. Т. 1 (на груз. яз.); Коплатадзе Г. , Рухадзе Г. Богословие агиографии. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.). V. Груз. переводная агиографическая лит-ра сохранила в переводах мн. утраченные оригинальные сочинения: напр., Житие Тимофея Столпника (Чудотворца) (Jer. 3, XI в.; Кекел. А 682, XII в.; 4 поздних рукописи - Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 4. С. 311-406). Обширный текст содержит 25 пространных чудес и был переведен сначала с араб. языка на греч., затем на груз. Имя святого в Месяцесловах не сохранилось. Также известны переведенные с греч. языка Мученичества св. Боа (Ath. Iver. 8, X в.- Кимени. 1946. Т. 1/2. С. 44-50), св. Елианоса (Кекел. А 95, XI в.- Там же. Т. 2. С. 32-37) и др. ( Габидзашвили. Переводная груз. агиография. 2004. С. 108-115). Груз. переводчиками с греч., арм., араб., сир. языков была переведена большая часть визант. и восточнохрист. агиографии. Это мученичества и жития всех редакций: кименной, метафрастической и синаксарной. Как правило, груз. переводчики значительно пополняли текст за счет дополнительных источников, вносили изменения в композицию произведения. Первое свидетельство о переводе на груз. язык визант. мартирологических сборников содержится в Мученичестве св.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Лит.: Алишан Л. Айрарат. Венеция, 1890. С. 190-200, 220 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 144-145; Bd. 2. S. 701; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 114-118, 125-126, 245-246; 1948. Т. 2. С. 127, 156-158 (на арм. яз.); Яралов Ю. С. Два памятника арм. архитектуры: (Зоравар, Амена-Пркич)//Сообщ. Ин-та истории и теории архитектуры. М., 1947. Вып. 8. С. 1-12; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 45-46; Саинян А. Архитектура Касахской базилики. Ереван, 1955. С. 105-114 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 89-90, 141-143; Елиазарян О. Большой и малый мон-ри Елварда и др. важные памятники села//Эчмиадзин. 1962. 7. С. 40-52 (на арм. яз.); Gandolfo F. Chiese e cappelle Armene a navato semplice dal IV al VII sec. R., 1973. P. 87-94. Fig. 7, 132-136; idem. Le basiliche Armene IV-VII sec. R., 1982. P. 96-105; Мурадян П. М. Криптографическая надпись Егварда//Ереванский ун-т. 1974. 1(18). С. 36-40 (на арм. яз.); он же. Хронологическая система летосчислений по-армянски//ВОН. 1975. 10. С. 80-81; Котанджян Н. Г. Цвет в раннесредневек. живописи Армении: Анализ памятников VI-VII вв. Ереван, 1978. С. 10, 15, 51-53. Ил. 48-51; Дурново Л. А. Искусство//Культура раннефеод. Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980. С. 393-394; Халпахчьян О. Х. Восьмиапсидные центрально-купольные сооружения средневек. Армении//Архит. наследство. М., 1982. Вып. 30. С. 60-76; Матевосян К. Церковь и мон-рь Зоравар Егварда//Эчмиадзин. 1983. 7 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 117, 138-139; Гюзальян Л. Т. Иранские средневек. изразцы на купольном барабане храма Богородицы в Егварде//ИФЖ. 1984. 2. С. 153-174; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 19864. P. 322, 324; Thierry J.-M., Donab é dian P., Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987; Cuneo P. Architettura Armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Т. 1. P. 162-165; Степанян Н. С. Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989; Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос История Армении/Пер. и коммент.: Г. Б. Тосунян. Ереван, 1996. С. 94-95 (на арм. яз.); Асратян М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 17, 31-32, 109, 147, 227, 330-331; он же. Мон-рь св. Феодора Егварда//Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 312-313 (на арм. яз.); Shahinian S. The Tradition of Funerary Architecture in Armenia from the Origins of Christianity to the Late Middle Ages//Trail to the East: Essays in Memory of Paolo Cuneo. R., 2000. P. 72-80; Мнацаканян С. Х. Базилика Егварда//История арм. архитектуры. Ереван, 2002. Т. 2. С. 182-184. Табл. 34 (на арм. яз.); он же. Многоапсидные памятники//История арм. архитектуры. Ереван, 2004. Т. 3. С. 170-172 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/187954.html

снабдил М. Полиевктов. Тифлис, 1926; Бердзенишвили Н. Исторические док-ты о евреях Грузии//Тр. Историко-этногр. музея евреев Грузии. Тб., 1940. Т. 1. С. 162-246; Описание рукописей/Сост.: Е. Николадзе. Тб., 1953. Т. 1 (на груз. яз.); Месяца октября 31 святых и победоносных мучеников Давида и Константина...//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 359-361; Мученичество Давида и Константина Аргветских//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 248-264; Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мученичество Давида и Константина// Он же. Мартирика. Тб., 1980. С. 154-169 (ПДГАЛ; Т. 6); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим//Груз. проза. Тб., 1984. Т. 6. С. 581-778 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Калмасоба//Там же. С. 1-577 (на груз. яз.); Цулая Г. Из истории груз. агиографии: «Мученичество Давида и Константина»//Этногр. обозр. М., 1996. 1. С. 104-116. Лит.: Чубинашвили Г. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959. Т. 1; Сакварелидзе Т. Из истории груз. чеканного искусства XII в. Тб., 1980 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Зодчие Берекашвили//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1984. Вып. 68. С. 64-66 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Моцамета//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1991. 8. С. 189-191 (на груз. яз.); он же. Ряд настоятелей Моцаметы в период Экзархата//Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тб., 2006. 9. С. 167-172 (на груз. яз.); Гегечкори Г. Моцамета. Кутаиси, 1991(на груз. яз.); Ланчава О., Карцидзе Н. Укимериони - «город-крепость Цкалцители»//Тр. Кутаисского гос. ист. музея. Кутаиси, 2009. Вып. 19. С. 9-16 (на груз. яз.); Ланчава О., Мумладзе Ц. Гармония цветов груз. рукописи. Кутаиси, 2010; Ткешелашвили Л. Моцамета. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс благодаря местоположению на высоком скалистом мысе, омываемом с 3 сторон рекой, и мощной ограде создает впечатление хорошо укрепленной крепости. Комплекс составляют кафоликон, колокольня, 2 башни, ограда, келейный корпус, др. постройки. Вход в мон-рь возможен с севера через мост; еще один мост соединяет основную территорию монастыря с частью, где расположены жилищные и хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

Публ.: Афонский Иверский мон-рь 1074 г.: Описание ркп. Тифлис, 1901 (на рус. и груз. яз.; совм. с: А. Хаханашвили); Вахушти Батонишвили. География Грузии//Зап. Кавк. отдела РГО. 1904. Кн. 24. Вып. 5; Груз. лит-ра: [Хрестоматия]. Тифлис, 1909. 2 т. (на рус. и груз. яз.); Иоанн Болнисский, еп. Проповеди. Тифлис, 1911 (на груз. яз.); Осада К-поля скифами, кой суть русские//СМОМПК. 1912. Вып. 27. Кн. 1; Иоанн Шавтели. Абдул-Мессия. Тифлис, 1915, 19202 (на груз. яз.). Кат.: Устав. История. Каталог книг. Реестр сигелей и гуджар/Тифлисское церк. древлехранилище. Тифлис, 1898; Каталог Церковного музея Груз. Экзархата. Тифлис, 1899 (на рус. и груз. яз.); Описание рукописей Тифлисского церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства: Кат./Ред.: Ф. Жордания. Тифлис, 1902-1908. 3 т.; Каталог предметов Церковного Музея груз. духовенства. Тифлис, 1914; Церковный музей духовенства Груз. епархий (1888-1916): Кр. отчет. Тифлис, 1916. Лит.: Такаишвили Е. Три хроники: Источники груз. летописей//СМОМПК. 1900. Вып. 28; Григолиа К. Моисей Джанашвили как исследователь истории Грузии//Моисей Джанашвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1956. С. 14-25 (на груз. яз.); Кекелидзе К. История худ. лит-ры и Моисей Джанашвили//Там же. С. 41-60 (на груз. яз.); Топурия В. Моисей Джанашвили: Жизнь и науч. деятельность//Там же. С. 3-13 (на груз. яз.); Энаколопашвили И. К. Мтацминдский пантеон. Тбилиси, 1968. С. 58-59; Ахвледиани Г. Груз. историки XIX в. и фольклор. Тбилиси, 1990. С. 59-107 (на груз. яз.). С . Андгуладзе Рубрики: Ключевые слова: ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель

http://pravenc.ru/text/171813.html

Ист.: Нордман А. Путешествие проф. Нордмана по Закавказскому краю//ЖМНП. 1838. Ч. 20. Отд. 4. С. 399-439; Броссе М. О религ. и полит. состоянии Грузии до XVII в./Пер. с франц. яз.: М. Селезнёв//ЖМНП. 1843. Ч. 40. 11. Отд. 2. С. 131-146; 12. Отд. 2. С. 191-234; idem (Brosset M.). Mokwi église de X siècle// Idem. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Armenie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3. P. 11-112; Селезнёв М. Руководство к познанию Кавказа. СПб., 1847. Кн. 1; Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 3; Гавриил (Кикодзе), свт. Обозрение абхазских и самурзаканских приходов в 1868 г.//ПО. 1868. Т. 2. Вып. 11. С. 323-342; Вып. 12. С. 448-478; он же. Обозрение абхазских и самурзаканских приходов в 1870 г.//Там же. 1870. Т. 2. Вып. 12. С. 831-865; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 19-178 (здесь: 102-103); Кондаков Н. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Жан Шарден. Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг./Пер.: Д. П. Носович. Тифлис, 1900-1901. Прил. к «Кавк. вестн.»; он же. Путешествие Жана Шардена в Персию и другие страны Востока/Пер.: М. Мгалоблишвили. Тб., 1975 (на груз. яз.); Жордания Ф. Омофор Моквской церкви (в Абхазии) и его ист. надписи//Иверия. Тифлис, 1902. 92. С. 3-4; Такаишвили Е. Археологические экскурсии и заметки. Тифлис, 1914. Т. 2 (на груз. яз.); Описание рукописей/Сост.: Е. Николадзе. Тб., 1953 (на груз. яз.); Описание грузинских рукописей Государственного Музея Грузии: Рукописи новой (Q) коллекции музея/Сост.: И. Абуладзе. Тб., 1957. Т. 1; 1958. Т. 2 (на груз. яз.); Павел Алеппский, архидиак. Материалы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, составленное архидиак. Павлом Алеппским/Сост.: Н. Ш. Асатиани. Тб., 1973 (на груз. и рус. языках); Кристофоро де Кастелли, дон. Альбом зарисовок и реляция/Пер., исслед., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тб., 1976 (на груз., итал. языках); Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.); Силогава В. Грузинская эпиграфика Самегрело и Апхазети. Тб., 2006 (на груз. яз.); Материалы посольств Гавриила Гегенавы, Федота Елчина и Павла Захарьева, 1636-1640 гг./Сост.: Дж. Гамахария. Тб., 2014 (на груз. и рус. языках).

http://pravenc.ru/text/2564014.html

Лета , с которых должны начинать говеть и исповедываться дети (отд. I, § 1). М. Марки гербовые на свидетельствах об исповеди, выдаваемых иноприходными священниками (отд. I, § 2).. Молитвы пред исповедию и необходимое замечание об их чтении и употреблении (отд. III, § 12). Молитва : «Исповедаюся Господу Богу».... и ее употребление на исповеди (отд. III, § 17). – Молитва «над разрешаемым от запрещения» (отд. VII, § 58). Молитва «о сущих в запрещении и себе клятвою связующих» (отд. IX, § 66). Молитва «о дерзостно кленущихся» (там же). Молитва «бываемая прежде неже уснути о искушающемся во сне» (отд. IX, § 67). Молитва «на брань блуда», – и «на студные помыслы» (отд. IX, § 68). Молитва «о скверноядших» (отд. IX, § 69). Молитва «о кающихся» (отд. IX, § 70). Место исповеди , и об исповеди мирян в алтаре (отд. III, § 16). Н. Наставления , какие должны быть предлагаемы священниками кающимся, их сущность и содержание (отд. V, §§ 36–38). Номоканон при большом Требнике и отношение правил, в нем излагаемых, к исповеди (отд. VII, § 55). Немые как должны быть исповедуемы (отд. VIII, § 62)? Несколько человек вместе можно ли исповедовать (отд. III, § 14)? О. Отпустовая исповедь на западе-России, и необходимое замечание об ней (отд. VI, § 44). Олтарь (Алтарь) , и можно ли исповедовать в нем мирян у св. престола (отд. III, § 16)? Открывать грехи , узнанные на исповеди, дозволяется ли священнику (отд. VIII, § 59)? Какие особенные грехи священники должны открывать после исповеди (отд. VIII, § 60)? Отлучение на исповеди от причастия в каких случаях допускается (отд. VII, §§ 53, 54)? П. Письменные заявления о грехах на исповеди могут ли быть допускаемы (отд. IV, § 21; VIII, § 62)? Поучения катехизические для чтения в церкви во время говения (глава Дополнит., приложение, под буквою Е). Правила и каноны , излагаемые в Номоканоне при большом Требнике, и их отношение к исповеди (отд. VII, § 55). Прелюбодеи явные , и как с ними поступать на исповеди (отд. VII, § 53)? Р. Разрешать из кающихся кого священники должны безусловно и кого пет (отд. VI, § 39)? О разрешении кающихся, запрещенных от других священников (отд. VI, § 40). О разрешении запрещенных в случае смертной опасности (отд. VI, § 41). Кому принадлежит право разрешать запрещенных неправильно (отд. VI, § 42)? Кого из кающихся священник может вовсе не удостаивать разрешения (отд. VII, §§ 52, 53)? – Как разрешать епитимийцев пред допущением их к причастию (отд. VII, § 58)? С.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010