версия. Тифлис, 1912; Иоанн Ксифилин, продолжатель Симеона Метафраста//ХВ. 1912. Т. 1. Вып. 3. С. 325-347; Сведения груз. источников о прп. Максиме Исповеднике//ТКДА. 1912. Т. 3. 9. С. 1-41; 11. С. 451-486; Житие святых епископов Херсонских в груз. Минее/Вступ. ст.: В. Латышев; пер. груз. текста: прот. К. Кекелидзе//ИИАК. 1913. Вып. 49. С. 75-88; Историко-агиографические отрывки//ХВ. 1913. Т. 2. Вып. 2. С. 187-198; Грузинская версия араб. Жития Иоанна Дамаскина//Там же. 1914. Т. 3. Вып. 2. С. 119-174; Житие и подвиги св. Иоанна, католикоса Урнайского//Там же. Т. 2. Вып. 3. С. 301-349; Из литургических трудов католикоса Антония I. Тифлис, 1914 (на груз. яз.); То же//Богословский сб. Тбилиси, 1991. 1. С. 126-129 (на груз. яз.); К вопросу об иерусалимском происхождении Груз. Церкви//СИППО. 1914. Т. 25. 3/4. С. 384-391; Житие Петра Нового, мч. Капетолийского//ХВ. 1915. Т. 4. Вып. 1. С. 1-71; Житие Агафангела, католикоса Дамасского//Там же. 1916. Т. 4. Вып. 3. С. 246-283; Акафист Животворящему Кресту и хитону Господню. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Чин древнегруз. епископской хиротонии. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Груз. агиографические памятники: Кимени (Monumenta Hagiographica Georgica: Keimena). Тифлис, 1918. T. 1. Ч. 1: Тексты января, февраля, марта, апреля и мая/Предисл., исслед.: К. Кекелидзе; Тбилиси, 1946. Т. 2 (на груз. яз.); Отрывок из истории груз. агиографии: Житие Илариона Грузина//Моамбе (Вестник)/Тифлисский гос. ун-т. Вып. 1. С. 39-67 (на груз. яз.); Толкование еп. Митрофана Смирнского на «Экклесиаст». Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Историк Вахтанга Горгасали и его история: Ист.-лит. экскурс//Чвени мецниереба (Наша наука). Тифлис, 1923. 4/5. С. 17-57 (на груз. яз.); Лит. источники Леонтия Мровели//Моамбе (Вестник)/Тифлисский гос. ун-т. 1923. Вып. 3. С. 27-56 (на груз. яз.); Личность и Мученичество Константи Кахи. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); «Ханметные» и «хаеметные» тексты: Лит. обозрение. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); Иностранные авторы в древнегруз. лит-ре. Тифлис, 1927 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Лит.: Колюбакин Н. П. После 1861 г.: По случаю крестьянского вопроса в Имеретии, Гурии и Мингрелии//ЧОИДР. 1865. Кн. 1. С. 244-312; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1887. Т. 5: [От убийства кн. Цицианова до подавления восстания царевича Григория (1812 г.)]; Утверждение русского владычества на Кавказе: К 100-летию присоед. Грузии к России (1801-1901)/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1901. Т. 4. Ч. 1; Джавахишвили И. А. Политическое и социальное движение в Грузии в XIX в. СПб., 1906; Эсадзе С. С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907; Авалов З. Независимость Грузии в междунар. политике, 1918-1921 гг. П., 1924 (на груз. яз.); Хачапуридзе Г. В. Гурийское восстание в 1841 г. Тифлис, 1931; Маркова О. П. Восстание в Кахетии 1812 г. М., 1951; Мегрелидзе Ш. В. Грузия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Батуми, 1955; Думбадзе М. Зап. Грузия в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Лумонджава Д. Крестьянское восстание в Мегрелии в 1856-1857 гг. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Бурчуладзе Э. Крымская война и Грузия. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Матиашвили А. Г. Движение помещичьих крестьян Грузии в 20-30 гг. XIX в.: АКД. Тбилиси, 1965; ОИГ. 1970. Т. 4. 1973. Т. 5 (на груз. яз.); Жордания О. К. История крестьянской реформы в Грузии. Тбилиси, 1982; Швелидзе Д. Образование политических партий в Грузии: Федералисты Тбилиси, 1993 (на груз. яз.); Тоидзе Л. Политическая история Грузии (1921-1923 гг.). Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Бендиашвили А. Первая груз. республика (1918-1921 гг.). Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Гурули В. История Грузии: XX в. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Квеселава И. Хроники истории Грузии (1970-1990). Тбилиси, 2004. Т. 1 (на груз. яз.). История других христианских конфессий на территории Г. Католицизм. Контакты Г. с представителями Зап. Церкви прослеживаются с нач. VII в. католикос-патриарх Кирион I , на Соборе Армянской Церкви в Товине (Двине) (596) преданный анафеме среди проч. иерархов, признавших Вселенский IV Собор (Халкид. 451), ок. 600 г. обратился к папе Григорию I Великому с вопросом догматического характера о монофизитстве. В полемике с Армянской Церковью «римляне» поддержали Кириона. С подобными посланиями католикос обращался к К-польскому патриарху и визант. императору ( Макарий. История РЦ. Т. 1. С. 157). Царь Зап. Грузии Деметре II (825-861) послал папе Бенедикту III богатые дары для гробницы св. ап. Петра. В IX в. прп. Иларион Грузин отправился в Рим, чтобы поклониться усыпальницам св. апостолов Петра и Павла, и провел там 2 года «в ангельской жизни и дивных трудах гражданских» (Житие и деяния Иллариона Грузина. М., 1998. С. 85).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Соч.: [Проект реорганизации Грузинской Церкви]//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1905. 1. С. 2 (на груз. яз.); Автокефалия Церкви Грузинской: Ист. очерк IV-XI вв. Тифлис, 1905; Ист. справка по вопросу об автокефальности Груз. Церкви//ДВГЭ. 1906. 4. 15 февр. С. 6-16 (отд. отт.: Тифлис, 1906); Телеграмма [Патриаршему Местоблюстителю Преосвященному Алексию, Митр. Ленинградскому и Новгородскому]//ЖМП. 1944. 7. С. 6; Приветственная телеграмма Святейшему Патриарху Алексию ко дню новолетия и к празднику Рождества Христова//Там же. 1947. 1. С. 9; Телеграмма Святейшему Патриарху Алексию: [Поздравление с 800-летием престольного града Москвы]//Там же. 10. С. 7; Речь, произнесенная Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Грузии Каллистратом, на торжественном заседании 8 июля 1948 г. в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках г. Москвы: [К 500-летию автокефалии Русской Церкви]//Там же. 1948. 8. С. 9-10; Слово на Святую Пасху, сказанное в Сионском соборе в Тбилиси 24 апр. 1949 г.//Там же. 1949. 5. С. 34-35; Ответная телеграмма Святейшему Патриарху Алексию: [Благодарность за поздравление с днем памяти равноап. Нины]//Там же. 1950. 3. С. 6; Ответ Патриарха-Католикоса всея Грузии Каллистрата на Обращение Святейшего Патриарха Алексия, 2 апр. 1950 г.//Там же. 7. С. 12; Речь на Грузинской Республиканской Конференции сторонников мира в Тбилиси 19 сент. 1951 г.//Там же. 1951. 11. С. 26-27; Речь на Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира//Там же. 12. С. 18-19; Воспоминания об Илии [Чавчавадзе]//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1985. 2. С. 171-174 (на груз. яз.); Письмо Каллистрата Цинцадзе Иване Джавахишвили//Груз. язык и лит-ра в школе. Тбилиси, 1986. 2/3. С. 110-119 (на груз. яз.); Иверская Церковь в период Сасанидов (265-570 гг.)//Сагвтисметквело кребули (Богословский сб.) Тбилиси, 1987. 3. С. 59-113 (на груз. яз.); Из моих воспоминаний: Док-ты о народно-политическом, социальном и религиозном бытии Грузии на рубеже XIX-XX вв.//Там же. С. 19 (на груз. яз.); О груз. антиминсе: Заметка//Лит-ра и искусство. Тбилиси, 1992. 1/2. С. 195-217 (на груз. яз.); Квашветская церковь св. Георгия в Тифлисе. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); О личности Никифора Ирбаха//Месхети: Ист. сб. Тбилиси; Ахалцихе, 1999. Вып. 3: К 300-летию груз. книги. С. 170-197 (на груз. яз.); Мои воспоминания. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Сасанидский период Иверской Церкви (265-570 гг.)//Бодбис самрекло (Колокольня Бодбе). 2003. Июнь-июль. С. 16-18 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

79. Ковырулин Ф. Е. Привет духовных детей Кронштадтскому пастырю Иоанну Ильичу Сергиеву. (В день приезда в Кронштадт после двухмесячного отпуска 1901 г.) Стихотворение. СПб., 1901. 4 с. 80. Круглое А. В. Кронштадтский пастырь. М., 1901. 28 с.//Оттиск из журн. «Душеполезное чтение», 1901, 11–12. Изд. 2-е – М., 1902. 38 с.; портр. 81. Летницкий И. H., свящ. Пребывание Кронштадтского Андреевского собора протоиерея о.Иоанна Ильича Сергиева в Астрахани. Астрахань, 1901. 30 с. 82. Отец Иоанн Кронштадтский . Исцеление женщины в селе Кончанском Новгородской губернии. СПб., изд. Т.Ф. Кузина, 1901. 14 с. 83. Сборник стихов, в разное время посвященных настоятелю Кронштадтского Андреевского собора митрофорному протоиерею о.Иоанну Ильичу Сергиеву. Собрал В. Максимов. СПб., 1901. 64 с. Изд. 2-е – СПб., 1902. 16 с. Изд. 3-е – СПб., 1914. 56 с. 84. Событие в селе Кончанском. с приложением очерка жизни отца Иоанна Ильича Сергиева, протоиерея Андреевского собора в Кронштадте. СПб., 1901. 32 с. 85. Три главы о протоиерее Иоанне Ильиче Сергиеве Кронштадтском. С прилож. портр. Кронштадт, 1901. 86. Чудесное исцеление больной женщины в селе Кончанском по милости отца Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). СПб., изд. П. Нечаева , 1901. 1 л.; портр. 1902 87. А. К. Событие в церкви Леушинского подворья 14 марта 1902 г. в СанктПетербурге, с приложением очерка жизни отца Иоанна Ильича Сергиева, протоиерея Андреевского собора в Кронштадте. СПб., изд. А. А. Холмушина, 1902. 32 с. 88. М[ещерский] В. Два дня в Кронштадте. Из дневника студента. Изд. 2-е, иллюстр., испр. и доп. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. 460 с. 89. Епифанов П. Л. Речь П. Л. Епифанова о. Иоанну Кронштадтскому в день ангела 19 октября 1901 года. СПб., 1902. 10 с. 90. История пьяницы, исцеленного о. Иоанном Кронштадтским . СПб., 1902. 16 с. 91. Краснослободский Л. Еще страничка по поводу приезда о.Иоанна в Самару. Самара, 1902. 4 с.//Оттиск из Самарских епархиальных ведомостей. 1902. 4. 92. Кривошлык М. Г. Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора, о различных предметах христианской веры и нравственности. Изд. 7-е, доп. СПб., 1902. 48 с. Изд. 9-е, доп. – СПб., 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Изд.: Песнопения на литургии св. Иоанна Златоуста: Карталино-кахетинский лад/Перелож. на ноты и сост. А. Бенашвили. Тифлис, 1886 (на груз. яз.); Литургия св. Иоанна Златоуста: Партитура 1/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); Кленовский Н. Песнопения на литургии св. Иоанна Златоустого груз. (кахетинского) распева. М., 1896; Карталино-кахетинское церк. пение «карбеловского напева»/Перелож. на ноты и изд.: свящ. В. Г. Карбелов. Тифлис, 1897. Ч. 1: Вечерня/Изд. Цнобис Пурцели. Тифлис, 1898. Ч. 2: Утреня; Песнопения чина Погребения: Партитура 3/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Песнопения на литургии Преждеосвященной, на литургии св. Василия Великого, чина Венчания: Партитура 2/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Песнопения Пасхи: Партитура 4/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1904 (на груз. яз.); Груз. церк. песнопения (карталино-кахетинского распева) на литургии св. Иоанна Златоуста/Гармонизованные для смеш. хора З. П. Палиевым. Тифлис, 1909; Праздничные песнопения литургии: Партитура 5/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1911 (на груз. яз.); Груз. песнопение (гурийский лад)/Перелож. на ноты К. Росебашвили. Тбилиси, 1976; Груз. церковное пение: Школа церк. пения Шемокмедского мон-ря/Перелож. на ноты и сост. Д. Шуглиашвили по записям А. Еркомаишвили. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Груз. пение: Школа церк. пения Гелатского мон-ря/Изд. Центр церк. пения при Груз. Патриархии. Тбилиси, 1999, 20012, 20043. Т. 1: Вечерня, утреня, литургия/Сост.: М. Еркванидзе по рукописям игум. Эквтиме (Кереселидзе) и прот. Р. Хундадзе; 2002. Т. 2: Песнопения двунадесятых Господских и Богородичных праздников/Сост.: М. Еркванидзе (на груз. и англ. яз.); Груз. пение: Школа церк. пения Гелатского мон-ря: Вечерня, утреня, литургия, песнопения двунадесятых Господских и Богородичных праздников, песнопения Пасхи, чинов Погребения и Венчания/Сост.: М. Еркванидзе, Л. Вешапидзе. Тбилиси, 2003 (на груз. и англ. яз.); Груз. пение: Школа восточногруз. церк. пения (карталино-кахетинский лад)/Сост.: М. Еркванидзе. Тбилиси, 2005. Т. 3 (на груз. и англ. яз.).

http://pravenc.ru/text/168199.html

святых. Тифлис, 1899; он же. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910; Карбелов П. , свящ. Католикосы и архиепископы Церкви Грузинской. Тифлис, 1900 (на груз. яз.); Натроев А. И. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Протопопов И. А. , свящ. Краткое жизнеописание главнейших деятелей груз. церк. истории. М., 1902; Тамарашвили М. , свящ. История католичества среди грузин. Тифлис, 1902 (на груз. яз.); он же. Грузинская церковь со дня основания до сегодняшнего дня. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Дурново Н. Н. Исторический очерк автокефальных Церквей: Иверской и Имеретинской, со списками 120 епархий и Католикосов Мцхетских и Имеретинско-Абхазских. М., 1910; Такаишвили Е. С. Древняя Грузия. Тбилиси, 1913-1914. Т. 1-3; он же. Распорядок царского двора. Тифлис, 1920. С. 12 (на груз. яз.); он же. Археол. экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тбилиси, 1952. С. 96; Николадзе Эв. История Грузинской Церкви. Кутаис, 1918; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921; он же. Великая грамота Абхазского Католикосата//Ист. вестник. Тифлис, 1925. Т. 2 (на груз. яз.); Джанашиа С. Н. Труды. Тбилиси, 1949. Т. 1. С. 229-235 (на груз. яз.); Днепров Р. Церковь Иверской земли//ЖМП. 1950. 10. С. 52-58; Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954 (на груз. яз.); Кекелидзе К. С. , прот. Канонический уклад древней Грузии//Этюды. Т. 4. С. 326-357 (на груз. яз.); Марр Н. Я. Краткое описание груз. рукописей б-ки греческого Патриархата в Иерусалиме. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); Метревели Е. Мат-лы к истории иерусалимской груз. колонии. Тбилиси, 1962; она же. Поминальная книга груз. мон-ря на Афоне. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Сергий (Ларин), архиеп. Грузинская автокефалия и ее реставрация. Пермь, 1962. Ркп.; Бердзенишвили Н. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1966. Т. 1-3; Бгажба Х. С. Из истории письменности в Абхазии. Тбилиси, 1967; Свешников Н. , прот. История взаимоотношений Рус. и Груз. Церквей. Баку, 1968; Герман (Веретенников), иеродиак. Грузинская Православная Церковь: 1800-1970: Курс.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 300 Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 301 Названия следующих ниже книг даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 302 См. Н. Лосский, Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозисе, в сборнике, опубликованном Русским научно-исследовательским институтом в Праге в 1931 г. на русском языке, а также см. на немецком языке в «Archiv fur Geschichte der Philosophie» XL, 1931 («Архив истории философии»). 303 См. Н. Лосский, Сотворение мира богом, «Путь», 1937, «Veber die Erschaffung der Welt durch Gomm», Schildgenossen, 1939 («О сотворении мира Богом»). 304 Название этой книги и цитаты из нее даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 305 docta ignorantia — мудрое невежество. — Прим. ред. 306 Bei — sich — selbst — sein Гегеля. 307 Название этой книги и цитаты из нее даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 308 Названия этих произведений и цитаты из них даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 309 О. О. Розенберг, Проблемы буддийской философии, стр. 77 310 См. Гегель, Собрание сочинений, т IV, изд. II, стр. 67 311 Все эти вопросы рассмотрены в моей «Логике», стр. 30–36 (О логических законах мышления) 312 См. Н. Лосский, Метафизика стоиков как подсознательный идеальный реализм, «Журнал философских исследований», IV, 1929. (Названия статьи и журнала даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред) 313 См. некролог, посвященный Болдыреву, в журнале «Мысль» I за 1922 г. 314 Название этой книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 315 Название этой книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 316 Название этой брошюры дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 317 «Природа сотворенная и творящая» — вторая (из четырех) стадия в учении Иоанна Скота Эуригены (ок. 810 — после 877 г.), которые проходят Бог и мир в своем развитии. 318 Высший духовный принцип, регулирующий жизнедеятельность организмов. 319 «Биосфера и неосфера», «Американский ученый», XXXIII, 1945; «Научное мировоззрение» «Вопросы философии и психологии» 1902, 320

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Ист.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. СПб., 1888; Марр Н. Я. Синодик Крестного мон-ря в Иерусалиме. СПб., 1914; Описание груз. рукописей бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения: Колл. S/Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1967. Т. 5 (на груз. яз.); Отчет посольства Алексея Иевлиева в царство Имерети в 1650-1652 гг./Рус. текст, с обзором рукописей и груз. переводом к изд. подгот. И. Цинцадзе. Тб., 1969 (на рус. и груз. яз.); Статейный список посла Никифора Толочанова в Имерети, 1650-1652 гг./Рус. текст с груз. переводом и обзором рукописей к изд. подгот. И. Цинцадзе. Тб., 1970 (на рус. и груз. языках); Жан Шарден. Путешествие Жана Шардена в Персию и другие страны Востока: Сведения о Грузии/Пер. с франц., исслед., коммент.: М. А. Мгалоблишвили. Тб., 1975 (на груз. яз.); Кристофоро де Кастелли. Альбом зарисовок и реляции Кристофоро де Кастелли/Текст расшифровал, пер., исслед., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тб., 1977 (на груз. яз.). Лит.: Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тб., 1902 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Б. Роспись Иерусалимского Крестного мон-ря и портрет Шота Руставели. Тб., 1974. С. 35, 47; Акопашвили Г. Грузинский дипломат Николоз Чолокашвили - Никифоре Ирбахи, XVII в. Тб., 1977 (на груз. яз.); Табагуа И. Посольство Никифора Ирбаха в Европе//Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тб., 1986. Т. 2 (на груз. яз.); Сванидзе М. Посольство Никифора Ирбаха (Николоза Чолокашвили) в Европу в 1626-1629 гг. с целью создания антиосманской коалиции// Он же. Очерки по грузино-османской истории, XIV-XVIII вв. Тб., 1990 (на груз. яз.); Ватеишвили Дж. По следам Никифора Ирбаха//Мацне (Вестник)/Сер. истории, этнографии и истории искусства. Тб., 1991. Вып. 2. С. 76-80 (на груз. яз.); Жордания Г., Гамезардашвили З. О дипломатической миссии Никифора Ирбаха// Они же. Римско-католическая миссия и Грузия. Тб., 1994 (на груз. яз.); Чехановец Я. Грузинская Церковь на Св. земле. М., 2012. С. 89-91. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565534.html

Лит.: Карбелашвили П. [под псевд. Цхвилоели П.] Евангелие Тбетского храма 1162 г., писанное на пергамене//Иверия. Тифлис, 1900. 229. С. 1-2 (на груз. яз.); Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тб., 1954 (на груз. яз.); он же. Краткий обзор истории древнегруз. лит-ры// Он же. Соч. Тб., 1978. Т. 4. С. 241-483 (на груз. яз.); Беридзе В. Архитектура Самцхе XIII-XVI вв. Тб., 1955 (на груз. яз.); Две последние редакции груз. Четвероглава/Исслед.: И. Имнаишвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Шанидзе А. Два чано-менгрельских суффикса в груз. и арм. языках// Он же. Соч. Тб., 1981. Т. 2. С. 24-31 (на груз. яз.); Хоштария Д. Церкви и мон-ри Кларджети. Тб., 2005 (на груз яз.); Джобадзе В. Раннесредневек. груз. мон-ри в историческом Тао, Кларджети и Шавшети. Тб., 2007; Халваши Р. Литературные центры Кларджети//Кларджети. Батуми, 2016. С. 152-158 (на груз. яз.); Шашикадзе З. Кларджети в Османской империи//Кларджети. Батуми, 2016. С. 19-44 (на груз. яз.); Матиташвили Ш. История груз. монашества. Тб., 2017. Т. 1; Мачавариани Е. Опизская златокузнеческая мастерская. Тб., 2018 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектура О. расположен на пологом склоне, выровненном высокими субструкциями. Монастырские здания на территории площадью ок. 90×50 м в 1874 г., когда О. посетил полковник Г. Казбек, уже были частично разрушены. Тем не менее комплекс произвел на него сильное впечатление, Казбек сравнил О. с городом. Кафоликон расположен в центре О., его план и пространственная структура относятся ко времени восстановления мон-ря Гуарамом Мампали, церковь была частично перестроена в сер. X в. Казбек отметил разрушение свода зап. рукава кафоликона, Н. и М. Тьерри (1959) - сводов поперечных рукавов и верхних частей стен. После уничтожения памятника в 1965 г. судить об архитектурном облике кафоликона можно по описаниям, чертежам, фотографиям и фрагментам стен. Кафоликон представлял собой здание т. н. полусвободного креста с крестообразным основным объемом и 2 дополнительными помещениями по сторонам алтарной апсиды.

http://pravenc.ru/text/2581431.html

Подлинными переводами Иоанна Петрици считаются переводы сочинений еп. Немесия Эмесского «О природе человека» (Кекел. S 1358, XVII в.) и Прокла Диадоха «Элементы теологии» (комментарии Петрици. Кекел. H 1337, XIII в.); оригинальным его сочинением является предисловие к несохранившимся Толкованиям Иоанна Петрици на Псалтирь (Кекел. Н 1337, XIII в.). Согласно источникам, ему принадлежит также перевод сочинений Аристотеля «Об истолковании» и «Категории». Т. Цкитишвили считает, что большинство названных сочинений гелатской школы принадлежат Иоанну Петрици. В XI-XII вв., возможно, были переведены или созданы неск. сборников высказываний т. н. внешних философов (ЦГИАГ. Ркп. 75, XV в.; Кекел. A 67, XVI в. и др.; изд. Лолашвили), распространенных в эллинистическую и визант. эпохи. В тот же период Петре Гелатели, Иезекиели, Иоанн Петрици, католикос-патриарх Арсений (Булмаисимисдзе), а также оставшиеся неизвестными авторы создали ямбические стихотворения в эллинофильском стиле (см. разд. «Нелитургическая духовная поэзия»). Ист.: Немесий Эмесский. О природе человека/Текст подгот.: С. Горгадзе. Тбилиси, 1914 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Толкование Екклесиаста Митрофана Смирнского. Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Иоанн Петрици. Труды/Текст подгот.: С. Каухчишвили, Ш. Нуцубидзе. Тбилиси, 1937-1940. 2 т. (на груз. яз.); он же. Рассмотрение платоновской философии Прокла Диадоха/Примеч.: Г. В. Тевзадзе. М., 1984; Ioane Petristi. Kommentare zur «Elementatio Theologica» des Proclos (Ausgewälte Texte)/Einl. von L. Alexidze//Orthodoxes Forum. St. Ottilien, 1995. Bd. 9; он же. Толкования «Элементов теологии» Прокла Диадоха/Пер., исслед.: Д. Меликишвили. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); КЦ. 1955. Т. 1 (на груз. яз.); Иоанн Петрици. Лествица добродетели/Подгот. текста: И. Лолашвили. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Поучения и мудрость философов/Сост.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); ПГП. 1970. Т. 3; Рапава М. Сочинения Аммония, сына Гермия, в груз. лит-ре. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Иосиф Флавий. Иудейские древности/Ред.: Н. Меликишвили. Тбилиси, 1987-1988 (на груз. яз.); Хоперия Л. Древнегруз. переводы «Диспута с Пирром» Максима Исповедника: Текст, исслед.: Дис. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Gregorius Nazianzenus. Opera: Versio Iberica. Oratio XLIII (cum comment. Nicetae Heracliensis)/Ed. B. Coulie, H. Metreveli, T. Otkhmezuri etc. Turnhout; Leuven, 2004. (CCSG; 52. Corpus Nazianzenum; Vol. 17).

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010