разыскания. Тбилиси, 1966. С. 160-177 (на груз. яз.); Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954. С. 686-691, 773, 834-835, 871-873, 881, 016-017, 045, 065, 083-084, 0114-0115 (на груз. яз.); он же. Соч. Тбилиси, 1965. Т. 3: Гиорги Мерчуле. С. 148-153, 392-393, 454-455, 492, 522 (на груз. яз.); Джгамаия Л. Из истории груз. гимнографии XI в.: Месяцеслов Георгия Святогорца: [Дис.]. 1966. С. 83-138 (на груз. яз.); она же. Грузинские гимнографы X в.: Езра, Курданаи//Мацне (Вестник). 1973. 4. С. 51-63 (на груз. яз.); Квирикашвили Л. Одно песнопение Иоанна Минчхи: Из груз. рукописи Синайской горы//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1969. 6. С. 26-29 (на груз. яз.); она же. Композиция гимнографич. канона. Тбилиси, 1982. С. 34-35 (на груз. яз.); она же. Песнопение Иоанна Минчхи из Афонской рукописи//Мацне (Вестник). 1987. 1. С. 172-175 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Синайская коллекция. Тбилиси, 1979. Т. 2. С. 8-27, 45-58 (на груз. яз.); Хевсуриани Л. Основные списки древнейших сборников песнопений//Древнейшие сборники песнопений/Сост., исслед.: Е. Метревели, Ц. Чанкиев, Л. Хевсуриани. Тбилиси, 1980. С. 693 (на груз. яз.); Хачидзе Л. Неизвестные песнопения Иоанна Минчхи//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1983. Вып. 10. С. 122-128 (на груз. яз.); она же. Парижский список Триоди Постной редакции Георгия Святогорца//Ивирон-1000. Тбилиси, 1983. С. 264-287 (на груз. яз.); она же. Песнопения Иоанна Минчхи в груз. рукописях Синайской коллекции Sin 5 и Sin 75//Мацне (Вестник). 1983. 1. С. 106-124 (на груз. яз.); она же. Иоанн Минчхи - груз. поэт X в.: Дис. Тбилиси, 1984; она же. Новооткрытые песнопения Иоанна Минчхи//Литературули Сакартвело (Лит. Грузия). Тбилиси, 1991. 1. С. 10 (на груз. яз.); она же. Парижская рукопись Georgia 5 и ее новизна: Неск. этапов развития груз. гимнографии: Неизвестные песнопения Иоанна Минчхи, Постная Триодь Георгия Мтацмидели, песнопения греч. гимнографии//Лит-ра и искусство. 1993. 1. С. 193-203 (на груз. яз.); она же. Из истории груз.

http://pravenc.ru/text/471381.html

Н. также составил сборник мудрых высказываний, к-рые частично были напечатаны в газ. «Иверия» в 1898 г. Ист.: Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1905. Вып. 1; Грузинская книга: Библиография. Тб., 1941. Т. 1 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. H/Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1946. Т. 1 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения: Колл. S/Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1959. Т. 1 (на груз. яз.). Лит.: Николоз Тбилели (Орбелиани), 1685-1725//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1884. 13. С. 10-13 (на груз. яз.); История Грузии с древних времен до нач. XIX в./Ред.: акад. С. Джанашия. Тб., 1943 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. К истории русско-груз. отношений в 1-й четв. XVIII в. Тб., 1960 (на груз. яз.); Багратиони И. Краткое уведомление о груз. писателях. Тб., 1982; Грузинская лит-ра: Словарь-справ. Тб., 1984. Т. 1; Жордания Ф. Краткий ист. очерк о создании и работе печатного дела в XVII - 1-й пол. XVIII в.//Иверия. 1885. 10. С. 101-116 (на груз. яз.); Дондуа В. Исторические изыскания. Тб., 1985. Т. 3 (на груз. яз.); Иоселиани А. Вопросы истории груз. книги и типографии. Тб., 1990. Т. 1 (на груз. яз.); Менабде Л. Николоз (Орбелиани): Жизнь и деятельность литургиста, каллиграфа, поэта и ученого XVII-XVIII вв.//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тб., 1992. 4. С. 74-79 (на груз. яз.); он же. Орбелиани: Николоз (Орбелиани)//Груз. лит-ра XVII-XVIII вв. Тб., 1997. С. 105-115 (на груз. яз.); Касрадзе О. Очерки истории груз. печатной книги. Тб., 1997. С. 316-320 (на груз. яз.); Сигуа С. Мартвили и Аламдари. Тб., 2003. Т. 1 (на груз. яз.); Чиковани Ю. Арагвские эриставы. Тб., 2011 (на груз. яз.); Митр. Николоз (Орбелиани): 1672-1732: Фотоисследование//Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2013. 11-17 июля. 27(686). С. 17-20 (на груз. яз.). Г. Мачуришвили Рубрики: Ключевые слова: НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф

http://pravenc.ru/text/2566000.html

24 сент. 1889 Извлечение из протокола 17 секции нацио­нального синода старокатоликов Швейцарии 21 мая 1891 в Chud-de-fonds. На нем. яз. Печ. 2 экз. 21 мая 1891 The Mother of All Churches: being A faithful translation of one of the popular Catechisms of The Holy Orthodox Eastern Church. Перевод на англ. яз. J. G. Bromage, предисловие R. Raikes Bromage. (Лондон, 1891). На англ. яз. Печ. брошюра. Herzog Eduard, доктор, старокатолический епи­скоп La réunion près du puits de Jacob. Lettre pasto­rale. (Берн, 1892). На фр. яз. Печ. брошюра. 4 февр. 1892 Николай (Зиоров) , архиеп. Алеутский и Аля­скинский Из письма преосвященного Николая Алеут­ского, из С.-Франциско, от 8/20 мая. Печ. брошюра. 8 (20) мая 1892 Liederheft für den II Internationalen Altkatoliken Congres in Luzern, September 1892. Heft I. На нем. яз. Печ. брошюра. сент. 1892 A Catechism of the Coptic Church. Перевод на англ. яз. Abouna Filothaus, Naser Odeh. Преди­словие R. Raikes Bromage. (Лондон, 1892). На англ. яз. Печ. брошюра. Beek van J. K. Lijst van eenige Boeken en Brochuren uitgegeven in de Oud-Katholieke Kerk van Nederland sedert 1892 (Роттердам, 1892). На голландском яз. Печ. брошюра. Подборка газетных материалов о старокато- личестве. На англ. и нем. яз. Печ. Пометы черн. и кар. 1892–1898 и б. д. Материалы 3-го старокатолического Кон­гресса в Люцерне: программы, объявления. Печ. На нем., голландском, фр. яз. 28–30 авг. 1894 Vereeniging: Oud-Katholick Ondersteu- ningsfonds. Afdeeling Rotterdam. Muziek- Uitvoering ter gelegenheld van het Derde Interna­tionale Oud-Katholiken-Congres te Rotterdam, op Woensdag 29 Augustus 1894. На голландском яз. Печ. брошюра. Private Chapel, Windsor Castle. Monday, No­vember 19 th , 1894. Церковная служба. На англ. яз. Печ. Конв. 19 нояб. 1894 Goetz Leopold Karl, старокатолический священ­ник в Пассау Zur Union der romfreien katholischen Kirchen des Abend- und Morgenlandes. Статья. На нем. яз. Отд. оттиск. С дарственной надп. автора от 3 (15) июля 1897. Czerh M. Rede zum 25jährigen Bestands-Jubiläum der altkatholischen Kirchengemeinde Warnsdorf. На нем. яз. Печ. 2 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3. P. 164-166; 1843. Vol.: Atlas. Pt. 2; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1850. Vol.: Atlas. Pl. XXXIX, XL, XLI; 1851. Vol. 3; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Т. 1. С. 99-178; Внешняя хроника//Дроеба (Времена). Тифлис, 1885. 43 (на груз. яз.); Церетели И., свящ. Женский мон-рь в Мгвимеви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1886. 6 (на груз. яз.); Кондаков Н. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы: Д. Бакрадзе. Тифлис, 1890. С. 145-148; Чачанидзе А., свящ. Из письма С. Н. Церетели//Иверия. Тифлис, 1894. 206 (на груз. яз.); Церетели С. Н. Монастырь Мгвимеви//Там же. 191. С. 3-4 (на груз. яз.); Вашадзе В. Мгвимский жен. мон-рь в Земо-Имерети/Мцкемси (Пастырь). 1898. 2 (на груз. яз.); Церетели Г. Е. Археологическая прогулка//МАК. 1898. Т. 7. С. 92-100; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4). Лит.: Амиранашвили Ш. Описание фрагментов фресковой росписи в храме мон-ря Мгвиме Шорапанского у.//Изв. Кавк. отд. Моск. АО. Тифлис, 1921. Вып. 6. С. 59; он же. Бека Опизари. Тб., 1956; он же. История груз. искусства. Тб., 1971; Какабадзе С. К вопросу о ктиторах Мгвиме в Имеретии: Мелкие известия и заметки//Изв. КавИАИ. 1926. Вып. 4. С. 126-137; Гордеев Д. Мгвимская резная дверь//Моамбе (Бюллетень)/Музей Грузии. Тифлис, 1927. Вып. 3. С. 195-238; Какабадзе С. Предварительные сведения о некоторых эпиграфических материалах Зап. Грузии// Он же. Исторический сб. Тифлис, 1929. Кн. 4. С. 102-111 (на груз. яз.); Толмачевская Н. И. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931; Замятин С. Н. Пещерные навесы Мгвимеви близ Чиатуры: Первые следы наскальной палеолитической графики в Закавказье//Сов. Арх. 1937. 3. С. 57-76; Чубинашвили Н. Г. Грузинская средневек. художественная резьба по дереву (перелома X-XI вв.). Тб., 1958; Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; Кения Р. Чеканка алтарных врат церкви мон-ря Мгвимеви//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1969. Вып. 18. С. 22-27 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из соц.-полит. истории Зап. Грузии феод. периода (сеньории). Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Гомелаури И. Мгвимеви: Памятник груз. архитектуры XIII в. Тб., 1982 (на груз., рус. яз.); Сакварелидзе Т., Алибегашвили Г. Грузинские иконы. Тб., 1994 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Имерети. Тб., 1995 (на груз. яз); Хускивадзе И. «Народные» росписи груз. церквей позднего средневековья. Тб., 2003 (на груз. яз.); Monuments of Georgia " s Cultural Heritage. Tbilisi, 2010 (на груз., англ. яз.); Беридзе В. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. 341-343; Т. 2. С. 89-90 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2562748.html

Антидор может ли быть раздаваем диаконом вместо священника (отд. VI, ст. 4, § 124)? Можно ли предоставлять получение антидора свободному разбору предстоящих в храме, – и как быть, если в храме будет народа много, а антидора мало (отд. VI, ст. 4, § 125)? Антиминс, как необходимая принадлежность литургии, – и можно ли служить без антиминса (отд. III, ст. 1, § 31)? Каковы именно должны быть антиминсы для совершения литургии (отд. III, ст. 1, § 32)? О приобретении новых антиминсов для священнодействия литургии (отд. III, ст. 3, § 54). Кто и как должен производить перемену старых антиминсов на новые в случае надобности (там же)? Если местный священник не может сам отправиться за получением антиминса, то может ли он вместо себя поручить это кому-либо другому (отд. III, ст. 111, §55)? Как служить в той церкви, из коей антиминс отправлен для перемены, а служить было бы непременно необходимо (отд. III, ст. 3, § 56)? Можно ли в такой церкви совершать таинство брака и другие священнодействия (там же)? Как удобнее отвозить старые антиминсы и привозить новые на место назначения (отд. III, ст. 3, § 57)? Нужно ли наблюдать какие-либо особые обряды при положении в церкви нового антиминса вместо старого (отд. III, ст. 3, § 58)? Что должен делать священник, если бы случилось пролить Кровь Христову на антиминс (отд. VI, ст. 2, § 107)? Как должны наблюдать священники, чтобы на антиминсе не оставалось никакой частицы Тела Христова после причащения (отд. VII, ст. 3, § 147)? Б. Болезнь если приключится священнику во время совершения им литургии, то как поступать тогда (отд. VI, ст. 1, §§ 95–97)? Больные священнослужители как должны быть приобщаемы Св. Тайнам (отд. VI, ст. 4, § 121; VII, ст. 2, §§ 140, 141)? О приготовлении больных вообще и умирающих к таинству причащения (отд. VIII, ст. 3, § 159). – Можно ли причащать больных, умирающих во всякую пору дня и ночи, когда они поели пищи или приняли лекарство (там же)? Как вообще должно быть производимо причащение этого рода больных (отд. VIII, ст. 2, § 160)? Может ли священник приобщить опасно больных, когда они находятся под запрещением или отлучением (отд. VIII, ст. 2, § 161)? Можно ли в смертной опасности причащать больных женщин, страдающих кровотечением (отд. VIII, ст. 2, § 162)? О причащении бесноватых больных (отд. VII, ст. 2, § 163). Должно ли удостаивать причащения больных, умирающих со рвотою (отд. VIII, ст. 2, § 164)? Как причащать тех, которые по болезни не могут принимать вина (отд. VIII, ст. 2, § 165)? Как причащать больных, страждущих заразительными болезнями (отд. VIII, ст. 2, § 166)? – Можно ли ради причащения больных прекращать литургию, и когда это допускается (отд. VI, ст. 1, §§ 98–101)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Лит.: Макалатия С. Дзамское ущелье// Он же. Памятники материальной культуры. Тбилиси, 1961. С. 24-27 (на груз. яз.); Амиранашвили Ш. История груз. искусства. Тбилиси, 1963. С. 225-229; Вачеишвили К. Об изображении кинцвисского ктитора//Моамбе (Бюллетень)/АН Груз. ССР. Тбилиси, 1963. Вып. 32. С. 745-752 (на груз. яз.); Пиралишвили О. Росписи Кинцвиси и вопросы груз. Ренессанса//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тбилиси, 1976. Вып. 4. С. 46-56 (на груз. яз.); он же. Фрески Кинцвиси. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Закарая П. Груз. центрально-купольная архитектура. Тбилиси, 1978. Т. 2: XII-XIII вв. (на груз. яз.); Velmans T. Les fresques de l " église de la Vierge à Kintcvisi: Une image unique de la Communion des Apôtres//Cah. Агсн. 1978. Vol. 27. P. 147-161; Алибегашвили Г. Светский портрет в груз. средневек. монументальной живописи. Тбилиси, 1979; Alpago Novello A., Beridze V. e. a. Art and architecture in medieval Georgia/Preface T. Hackens. Louvaine-la-Neuve, 1980. Р. 96-97; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 143-144; Девдариани Ф., Закарая П. Комплекс Кинцвиси//Свод памятников истории и культуры Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5: Горийский, Каспийский, Мцхетский, Карельский, Хашурский р-ны. С. 404-409 (на груз. яз.); Привалова Е. Нек-рые особенности груз. росписей рубежа XII-XIII вв.//Ars Georgica (Груз. искусство). Сер. А: Древнее искусство. Тбилиси, 1991. Вып. 10. С. 143-158; Беридзе В. Груз. церк. зодчество XVI-XVIII вв. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); Симонишвили Н. Роспись ц. Богородицы в Кинцвиси: АКД. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); Velmans T., Alpago Novello A. Miroir de l " invisible: Peintures murales et architecture de la Géorgie (VI-XV s.). Saint-Léger-Vauban, 1996. P. 43-55, 93-103; Eastmond A. Royal Imagery in Medieval Georgia. Univ. Park, 1998. Р. 141-154; Туманишвили Д. К интерпретации архитектуры ц. св. Николая в Кинцвиси// Он же. Письма и очерки: Сб. Тбилиси, 2001. С. 122-148 (на груз. яз.); Дидебулидзе М. Новые данные о фресках XIII в. кинцвисской ц. свт. Николая/Сакартвелос сидзвелени (Груз. древности). Тбилиси, 2002. Вып. 1. С. 85-100 (на груз. яз.); она же. Отражение теологической полемики в росписи ц. свт. Николая//Там же. 2004. Вып. 6. С. 116-146 (на груз. яз.); eadem. (Didebulidze). St. Nicholas in the 13th cent. mural painting of Kintsvisi Снигсн, Georgia//Iconographica. Firenze, 2007. Vol. 6. P. 61-77; eadem. Image of the Three Youths in Furnace on the Background of the Anti-Heretical Disputes in the End of the 12th cent.//Proc. of the 2nd Intern. Symp. of Georgian Culture. Florence, Nov. 2-9, 2009. Tbilisi, 2011. P. 120-126; Генгиури Н. Kuppelhalle/Ред.: Д. Туманишвили. Тбилиси, 2005. С. 56-63, 145-149 (на груз. яз.); Церковь свт. Николая в Кинцвиси//Программа культурного наследия, 2004-2005. Тбилиси, 2006. С. 56-59 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Церкви, мон-ри и древности Картли. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1684674.html

С раннего детства (с 1943) при М. жили внучатые племянницы и воспитанницы схиигум. Фавсты и схим. Акепсимы мон. Нина (Шушания) (приняла постриг 10 сент. 2011; † 29 февр. 2015) и послушница Зоя Шушания (в наст. время подвизается в М.). Настоятель с 1981 г.- архим. Мелхиседек (Микава). Их совместными трудами были опубликованы произведения прп. Алексия - как изданные при его жизни, так и неизвестные, хранившиеся в архиве обители на «Острове Архангелов». Ист.: Женский мон-рь Теклати//Мцкемси (Пастырь). 1891. 9/10. С. 11-13 (на груз. яз.); Истинная монахиня Саломе Тавдгиридзе. Кутаис, 1897 (на груз. яз.); Джорбенадзе М. Уважаемый г-н редактор!//Квали (Наследие). 1897. 19. С. 375 (на груз. яз.); Каландаришвили Т. Письмо в редакцию//Иверия. 1903. 142. 2 июля. С. 4 (на груз. яз.); Восторгов И., прот. Архипастырское обозрение Груз. Экзархата Высокопреосвященнейшим архиеп. Алексием, экзархом Грузии в апр. 1903 г.//ДВГЭ. 1903. 22. С. 10-47; 23/24. С. 1-6; Освящение монастырского храма//Шинаури сакмееби (Дела домашние). 1909. 8. С. 15 (на груз. яз.); Масцавлебели А. Ч. О чем пишут из Поти//Там же. 1911. 30. С. 8-9 (на груз. яз.); Хецуриани Н., свящ. Женский мон-рь Теклати и его настоятельницы//Там же. 1914. 3/4. С. 17-20 (на груз. яз.); Алексий (Шушания), прп. Времена моего монашества//Поучения св. Алексия Монаха. Тб., 2002. С. 43, 44 (на груз. яз.); он же. Стихотворения. Сенаки, 2003 (на груз. яз.); Фавста (Шушания), игум., Акепсима (Шушания), схим. Письма и воспоминания. Сенаки, 2004 (на груз. яз.); Рафаил (Карелин), архим. На пути из времени в вечность. Саратов, 2008. Лит.: Грузинская книга: Библиогр. сб. Тб., 1941. Т. 1. С. 520 (на груз. яз.); Макалатия С. История и этнография Самегрело. Тб., 1941 (на груз. яз.); Ананиашвили И. Алексий Монах и Архангельский мон-рь Менджи//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). 1991. 4. С. 20-25 (на груз яз.); Шушания О. Анализ творчества монаха Алексия//Поучения св. Алексия Монаха. Тб., 2002. С. 8-40 (на груз. яз.); он же. Церк. мыслитель и поэт, Алексий Монах//Преподобный Алексий и его обитель.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Е. С. принадлежит также 1-й груз. учебник правосл. богословия, составленный по сочинениям преподобных Иоанна Дамаскина , Анастасия Синаита и Михаила Синкелла . Фрагмент учебника сохранился в ранней рукописи XI в. (Hieros. Patr. 151), целиком текст - в поздних рукописях (НЦРГ. A 853, 1725 г.; A 240, 1791 г.; A 200, XVIII-XIX вв.; H 5, XVIII в.; A 1158, 1796 г.- эту ркп. готовит к печати Н. Чикватия). Пер.: Λμπρος Σ. Κατλογος τν ν τας βιβλιοθκαις το Αγου Ορους λληνικν κωδκων. Αθναι, 1888. Σ. 147b; Хаханов А. Афонский Иверский мон-рь 1074 г. Тифлис, 1901; BHG, N 2143; «Апокалипсис» Иоанна Богослова и его перевод: Древняя груз. версия/Исслед., словарь: И. Имнаишвили//Тр. кафедры древнегруз. языка ТГУ. Тбилиси, 1961. Вып. 7. С. 3-205 (на груз. яз.); Древнегруз. переводы средневек. новелл/Изд.: М. Двали. Тбилиси, 1966. Т. 1 (на груз. яз.); Мученичество вмч. Феодора Стратилата//Грузия в эпоху Руставели: Сб., посвящ. 800-летию Шота Руставели/Ред.: М. Кавтария. Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Малый Номоканон/Ред.: Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Груз. версия произведений Псевдо-Макария/Изд.: Г. Нинуа. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Василий Великий, свт. «Поучения» свт. Василия Кесарийского в переводе Евфимия Афонского/Ред.: Ц. Курцикидзе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Maximus Confesseur. Vie de la Vierge/Ed., trad. M.-J. van Esbroeck. Lovanii, 1986. 2 vol. S. 418-479. (CSCO; 478-479. Iber.; 21-22); Иоанн, прп. «Лествица преподобного отца нашего Иоанна (Лествичника), Синайской горы настоятеля»/Пер., предисл.: Евфимий Мтацмидели (Святогорец)//Календарь Грузинской Церкви на 1986 г. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); Челидзе Е. Индекс апокрифических книг Евфимия Афонского//Богословский сб. Тбилиси, 1991. 1. С. 214-229 (на груз. яз.); Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна/Ред.: М. Шанидзе, З. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1993. Т. 1, 2 (на груз. яз.); он же. Толкование на Евангелие от Матфея/Изд.: М. Шанидзе. Тбилиси, 1996. Т. 1, 2; 1998. Т. 3 (на груз. яз.); Груз. переводы «Учений» Зосима/Ред.: М. Барамидзе. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Greg. Nazianz. Opera: Vers. iber. Turnhout, 1998. Vol. 1: Oramiones I, XLV, XLIV, XLI/Ed. H. Metreveli et al. (CCSG; 36 [CN; 5]); 2000. Vol. 2: Oramiones XV, XXIV, XIX (CCSG; 42 [CN; 9]); 2001. Vol. 3: Oramio XXXVIII (CCSG; 45 [CN; 12]); 2004. Vol. 4: Oramio XLIII/Ed. B. Coulie, H. Metreveli et al. (CCSG; 52 [CN; 17]); 2007. Vol. 5: Oramiones XXXIX, XL (CCSG; 58 [CN; 20]); Толкование Посланий ап. Павла по сочинениям свт. Иоанна Златоуста и св. отцов/Ред.: Е. Кочламазашвили. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Евагрий Понтийский, прп. Житие Баграта Тавроменийского: Груз. версия/Изд.: Г. Нинуа. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/187800.html

Деятельность И. была высоко оценена его современниками: ему посвятили стихотворные произведения и оды царевичи Теймураз, Мириан (сын царя Ираклия II), Иоанн Батонишвили (сын царя Георгия XII), груз. писатели П. Ларидзе и С. Размадзе. Также Иоанн Батонишвили в соч. «Калмасоба» вывел И. в образе главного героя - иподиак. Ионы Хелашвили, к-рый вместе с другом, горийцем Зурабом Гамбарашвили, объезжает Вост. и Зап. Грузию с целью «калмасобы» (сбора средств) для монастыря и встречает представителей различных социальных слоев Грузии. И. похоронен в пантеоне Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. Соч.: Письма архим. Захарии и Иосифа Габашвили царице Имеретинской Анне (1814-1824). «Ронини» Иоане Хелашвили/Ред.: С. Какабадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Книга тридцати четырех вопросов: Философская часть/Сост., ред., словарь: Г. Дедабришвили. Тбилиси, 1967 (на груз. яз.); Эпистолярный архив Ионы Хелашвили: 1809-1835 гг./Сост., ред.: Г. Дедабришвили. Тбилиси, 2000 (на груз. яз.). Лит.: Барнабишвили И. Монах Иона Хелашвили//Сахалхо газети (Народная газета). 1911. 347, 348 (на груз. яз.); Махатадзе Н. «Ронини» Ионы Хелашвили//Юбилейный сб., посв. 80-летию К. Кекелидзе. Тбилиси, 1959. С. 14 (на груз. яз.); Канделаки Н. Грузинское красноречие. Тбилиси, 1966 2. С. 46 (на груз. яз.); Менабде Д. Сведения о России и русских произведениях Ионы Хелашвили//Вопросы истории кавказского народа. Тбилиси, 1966. С. 334-343 (на груз. яз.); То же [Сведения о России и Хелашвили]//Сопоставление как метод исследования и обучения языкам: Сб. науч. ст./Ред.: М. Алексидзе. Тбилиси, 2005. Т. 1; Шарадзе Г. К биографии Ионы Хелашвили//Сообщения АН Грузинской ССР. Тбилиси, 1969. Вып. 54. 1. С. 253-256 (на груз. яз.); Мегреладзе Д. К биографии Ионы Хелашвили//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1971. Вып. 1. С. 267-278 (на груз. яз.); Мепаришвили Л. Педагогические взгляды Ионы Хелашвили//Школа и жизнь. Тбилиси, 1971. 2. С. 74-83 (на груз. яз.); она же. О характере первого сочинения Ионы Хелашвили//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1986. 2. С. 55-70 (на груз. яз.); Барамидзе Р. Грузинская историческая и ораторская проза. Тбилиси, 1979. С. 310 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 403-407; Гелашвили Б. Лучезарное наследие: Жизнь и творчество просветителя и педагога XIX в. Ионы Хелашвили//Школа и жизнь. Тбилиси, 1983. 4. С. 32-38 (на груз. яз.); он же. Критический анализ религиозно-философских воззрений Ионы Хелашвили: Дис. Тбилиси, 1984 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/578328.html

Истории Церкви в России были посвящены работы Н. В. Терещенко «О трудах Максима Грека» (1834. 8. Отд. 2. С. 243-278), Д. Извекова «Отношение русского правительства в 1-й пол. XVIII в. к протестантским идеям» (1867. 9. Отд. 2. С. 59-81) и «Отношение русского правительства к католической пропаганде в 1-й пол. XVIII в.» (1870. 9. Отд. 2. С. 61-74), К. И. Костенкова «Распространение христианства у калмыков» (1869. 8. Отд. 4. С. 103-159), А. Р. Забелина «О распространении христианства между бурятами» (1870. Отд. 4. 1. С. 17-33; 2. С. 206-232), А. П. Демьяновича «Иезуиты в Западной России (с 1569-1772 г.)» (1871. Отд. 2. 8. С. 181-236; 9. С. 1-46; 10. С. 250-279; 11. С. 40-86; 12. С. 181-231), М. О. Кояловича «Ясон Смогоржевский, Полоцкий униатский архиепископ, впоследствии униатский митрополит» (1873. 1. Отд. 2. С. 31-59), Ф. М. Керенского «Древнерусские отреченные верования и календарь Брюса» (1874. Отд. 2. 3. С. 52-79; 4. С. 278-342; 5. С. 99-135), Н. М. Востокова «Святейший Синод и отношения его к другим государственным учреждениям при императоре Петре I» (1875. Отд. 2. 7. С. 52-85; 8. С. 153-198; 12. С. 358-378), А. Д. Галахова «Обзор мистической литературы в царствование императора Александра I» (1875. 11. Отд. 2. С. 87-175), Жданова «Материалы для истории Стоглавого собора» (1876. Отд. 2. 7. С. 50-89; 8. С. 173-225), Е. Е. Голубинского «Христианство в России до Владимира святого» (1876. Отд. 2. 9. С. 46-84; 10. С. 133-169) и «Обращение всей Руси в христианство Владимиром и совершенное утверждение в ней христианской веры при его преемниках» (1877. Отд. 2. 3. С. 100-163; 5. С. 26-47), И. Панова «Ересь жидовствующих» (1877. Отд. 2. 1. С. 1-40; 2. С. 253-295; 3. С. 1-59), Т. В. Барсова «О светских фискалах и духовных инквизиторах, учрежденных Петром I» (1878. 2. Отд. 2. С. 307-400), В. Попова «О Святейшем Синоде и об установлениях при нем в царствование Петра I» (1881. Отд. 2. 2. С. 222-263; 3. С. 1-51), Н. А. Астафьева «Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами» (1888. Отд. 2. 7. С. 50-81; 8. С. 296-335; 10. С. 260-320; 12. С. 208-231; 1889. Отд. 2. 2. С. 254-293), П. О. Бобровского «Русская греко-униатская Церковь в царствование имп. Александра I» (1889. Отд. 2. 6. С. 282-338; 7. С. 20-56; 8. С. 259-304; 9. С. 85-123; 10. С. 214-266; 11. С. 66-134; 12. С. 305-379) и др. Широкий отклик имела ст. «Состояние Православной Церкви в Российской Америке» (1840. 6. Отд. 5. С. 15-58) прот. Иоанна Вениаминова (см. свт. Иннокентий , митр. Московский), приехавшего в С.-Петербург с Аляски. Обер-прокурор Синода Д. А. Толстой напечатал в журнале ст. «Иосиф, митрополит Литовский, и воссоединение униатов с Православной Церковью в 1839 г.» (1869. Отд. 2. 7. С. 72-83; 8. С. 251-271; 9. С. 1-23; 10. С. 217-234).

http://pravenc.ru/text/182367.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010