Достаточно вспомнить столь знаменитые и столь актуальные слова пророка Исайи: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: «Многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые без жителей». Горе тем, которые зло называют добром и добро злом, тьму почитают светом и свет тьмою, горькое почитают сладким и сладкое горьким. Горе тем, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного. За то, как огонь съедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень их и цвет их разнесется, как прах, потому что они отвергли закон Господа и презрели слово Святого Израилева». Или эти слова пророка Аввакума, проступающие над плывущими неоновыми строками реклам над сегодняшней Москвою: «Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою». Церковь всегда была убежищем неправедно гонимых, защитницей нищих, надеждою отчаявшихся, обличителем тиранов, опорой закона, потому что она призвана самим Богом Христом быть солью земли и светом мира. Миротворческая деятельность Святейшего Патриарха Алексия в дни октябрьского противостояния хорошо известна: «Властью, данною нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь, будет отлучен от Церкви и предан анафеме», — говорилось в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви принятом в те дни. Восьмого октября в день памяти преподобного Сергия Святейший Патриарх Алексий выступил с обращением: «С горечью и скорбью ныне говорим: велики грехи народа нашего — он не услышал призыв Церкви, брат поднял руку на брата, пролив кровь ближнего своего. Мы оплакиваем убиенных сынов и дочерей России и горячо молимся об их близких, разделяя их скорбь и страдания. Несмотря на то, что посредническая миссия Церкви была принята сторонами противостояния, люди попрали нравственные принципы и пролили невинную кровь. Эта кровь вопиет к Небу и, как предупреждала Православная Церковь, остается несмываемой каиновой печатью на совести тех, кто вдохновил и осуществил богопротивное убийство невинных ближних своих.

http://moral.ru/антихрист-в-москве-выпус...

Важно отметить, что исламская практика покаяния мало обращает внимания на внутреннее состояние грешника. Даже если сам согрешивший проявляет глубочайшее раскаяние и исполняет все условия искреннего покаяния, то это не принесёт ему особой пользы. Это следует, например, из одного из известнейших хадисов, в котором рассказывается о том, что однажды к Мухаммаду пришла беременная женщина и призналась в совершении прелюбодеяния: «Я заслужила хадд, примени его ко мне». Тот приказал не трогать её, пока не родит ребёнка. После родов она опять пришла к Мухаммаду и опять призналась в своём грехе. Тогда основатель ислама приказал побить её камнями. После чего на удивление всем он совершил над ней молитву. В ответ на это недоумение арабский пророк произнёс совершенно непонятные для христианина слова: «Она принесла такое покаяние, что если бы поделить его между 70 жителями Медины, его хватило бы на всех. Могла ли она сделать что-нибудь лучшее, как пожертвовать своею жизнью?» 144 . Для сравнения можно привести евангельскую историю с прощением женщины, обвинённой в прелюбодеянии. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши ( Ин.8:10–11 ) 145 . При таком сравнении становится очевидной не столько жестокость и внешняя формальность в понимании покаянной дисциплины в исламе, сколько отсутствие элементарных представлений о духовной жизни человека, непонимание таинственной, нематериальной стороны общения человека с Богом, главным препятствием в котором является грех и основным лекарством – покаяние. Это видно из достаточно странного для христиан отношения в исламе к тому, что можно было бы назвать грехом в отношении Бога. Если грех в отношении человека, как уже говорилось, требует обязательного искупления, в том числе через наказание, то с Аллахом всё значительно проще. В одном из достоверных хадисов приводится такая история о кающемся в своём грехе мусульманине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как заметил отец Павел Флоренский , «философия есть язык, но она – не одно описание, а множество таковых, превращающихся одно в другое» 499 . И вот из этих исходных условий философской теологии – удивления, обращения, умоперемены, духовной нищеты, сознания собственного незнания – и разворачивается словотворчество, философский «пойэзис», существо которого можно обозначить в терминах хайдеггерианского дискурса как продвижение к присутствию из потаённости. В определённом смысле мы развернули исходную проблему в обратном направлении, возведя предпосылки философской теологии к поэзии, но случилось это у нас непроизвольно, поскольку инструмент, которым мы пользовались (слово), сам более отдаёт предпочтение этой области. Общий исток поэзии и философии, который в очередной раз сейчас удалось указать, свидетельствует о чрезвычайной сложности поставленной задачи – узнать, как следует подлинно мыслить? Мысль снова попала в стихию словотворчества и не пожелала быть узнанной. В христианской теологии подобная антиномия успешно решается через идею Откровения, развёртывающегося в Священном Писании и Священном Предании Церкви. А само теологическое мышление нераздельно связывается с аскетической практикой, направленной на преодоление поражённой страстями, тлением и грехом человеческой природы. Очень важной для теологического дискурса является идея о том, что «семантические и культурные аспекты Имени основаны на паламитском богословии энергий, закреплённом догматически в Православии» 500 . В рамках философской теологии, которая претендует на мышление через вхождение вовнутрь метафизики, задача, сформулированная вначале, может, видимо, быть только обозначенной, но не решённой. Вопрос, который мы поставили, сам в известной степени настиг нас, и уклониться от него не представлялось возможным. Субъект и объект религиозной веры Стахий Сахаров, V курс СПДС И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. Быт.2:7–8

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Царство небесное, или благодать Христа Спасителя нашего, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположение и готовность к нему. Се, стою у двери (сердца) и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною 146 , говорит Господь. Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника: ибо дорогою ценою куплено спасение наше 147 . Она с тобою и дома в уединении тайно озаряет твой ум, твое сердце, по временам располагая его к покаянию или к благодарности за бесчисленные благодеяния Божии, – она беседует с тобою и в пути, стучится к тебе и в общественных собраниях, и при твоих трудах умственных и физических, и везде готова открыть тебе свои святые матерние объятия, только бы ты опомнился, очувствовался, уверовал, смягчился, просветился. – И многих, многих спасает тайно и явно благодать Божия, извлекая из бездны грехов, различными, одному Богу известными способами. Так близко к нам всегда царствие Божие, и так удобно нам везде спасение, если только мы желаем жить по вере и дорожим своим спасением. Господь наш Иисус Христос чрез Свое воплощение, чрез Свое житие на земле, чрез Свое учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо, излиял на землю, или лучше – на Церковь , всю бездну Своей благодати: просвещающей, милующей, очищающей, освящающей, обновляющей, утверждающей, руководствующей, спасающей; излиял целое море благодати; приходи всякий и черпай воду спасения, сколько хочешь. Почерпите воду с веселием от источника спасения 148 , вопиет пророк. У верующего в Меня, говорит Господь, потекут из чрева реки воды живой 149 . Таковы были Златоуст, Василий, Афанасий, Григорий. – Теперь, во времена новозаветные, не то, что во времена ветхого завета, – и видимые знамения и вместилища царствия Божия, – храмы Божие находятся везде и повсюду; они помещаются даже в общественных, а иногда и частных домах – у людей знатных; царствие Божие водворяется, так сказать, под кровлей домов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Поскольку в книге упоминается конфликт с Эдомом, среди некоторых исследователей Книги пророка Авдия предпринимались попытки отнести время написания Книги пророка Авдия ко времени царствования Ахаза (731–715 гг. до Р.Х.). Данная точка зрения распространена лишь у немногих исследователей, пытающихся связать время деятельности пророка Авдия с событиями, описанными 2Пар., где сказано, что «Идумеяне и ещё приходили, и многих побили в Иудее, и взяли в плен» ( 2Пар.28:17 ) 343 . В царствование Ахаза Иудея подверглась нашествию сирийцев и израильтян с севера, в то время как с юга и запада перешли в наступление идумеи и филистимляне. Нападение врагов в царствование Ахаза было весьма опустошительным, но нет никаких свидетельств о захвате врагами Иерусалима, следовательно, не могло быть и речи о том, как враги бросали об Иерусалиме жребий, о чём говорится в Авд. 11 . «Пошёл Рецин царь Сирийский, и Факей сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли» ( 4Цар.16:5 ). Так же и слова пророка Исаии, описывающие нашествие врагов во времена Ахаза, указывают на «уединённое положение иудейской столицы среди опустошённой в других частях страны»: «Осталась дщерь Сиона, как шатёр в винограднике, как шалаш в огороде, как осаждённый город» ( Ис.1:8 ) 344 . На основании 4Цар.16:7–9 известно, что через некоторое время Ахаз признаёт вассальную зависимость от ассирийского царя Тиглатпаласара, который вскоре после обращения к нему Ахаза разгромил сирийцев и умертвил Рецина. Поскольку Иудея добровольно становится вассалом Ассирийской державы, ассирийский царь «едва ли мог допустить разделения своего вассального государства. Победитель Сирии и израильского царства вряд ли бы делился с Эдомом, хотя бы последний и смирился перед ним раньше, чем Сирия – союзница Эдома была раздавлена ассирийским царём» 345 . Таким образом, попытки связать события, имевшие место во время царствования Ахаза, «с тем, о чём говорится в Книге Авдия, не представляются убедительными» 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Учитывая все вышесказанное, представим в заключительной части нашего очерка в качестве иллюстрации толкование одного из известных библейских фрагментов, отмечая соответствующие пункты. Сразу отметим, что наша цель в данном случае – наглядное воплощение представленной герменевтической модели, а не желание полностью исчерпать смысл анализируемого фрагмента. Поэтому в предлагаемом далее комментарии многие этапы будут представлены в сжатом виде, а второстепенные экзегетические мнения будут или изложены очень коротко, или опущены вообще. Итак, возьмём хорошо известный фрагмент, в котором повествуется о сотворении человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:26–27 ). (1) Рассматриваемый фрагмент является частью описания шестого дня творения мира, содержащегося в Быт.1:24–31 . Само повествование о шестом дне творения по содержанию распадается на две части: создание земных животных (1:24– 25) и творение человека (1:26–31). Человек – венец всего творения, все предыдущие творческие акты Господа можно рассматривать как подготовку земли к появлению на ней человека. Потому данный отрывок является кульминацией всего повествования главы 1 Бытия, причём особенно важными в богословском отношении являются начальные стихи (1:26– 27), в которых содержатся две важнейшие догматические истины: 1) творению человека предшествует особый совет Божий; 2) человек, в отличие от всех других существ, сотворён по образу и подобию Бога. История толкования Быт.1:26–27 богата различными идеями и очень интересна. Стоит отметить, что уже в неканонической Книге Премудрости Соломона мы находим, возможно, самый ранний богословский комментарий к этой фразе. Так, в Прем.2:23 сказано: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, то есть автор книги высказывает мнение, что образ Божий заключается в бессмертии человеческой души. В дальнейшем в иудейской и христианской традиции появляются другие многочисленные концепции относительно истолкования выражения по образу Нашему по подобию Нашему 254 , которые ради краткости нашего комментария мы не будем освещать в историческом контексте (тем более что важнейшие из них будут обозначены далее при рассмотрении различных экзегетических мнений) 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Говорят, что σοι, хотя бы даже и не предшествовало ему слово πντες всегда обозначает «всех без исключения». Если бы даже это было и верно, с чем мы не можем согласиться, то все же в данном месте мы не находим речи о принуждении, по которому требовалось бы от всех владельцев земель или домов, чтобы они продали свои имения и цену проданного приносили апостолам. Мысль стиха, при указанном понимании σοι, выражала бы, что любовь к ближним так равномерно обнимала всех состоятельных христиан, что никто из них не желал более владеть своим достоянием на исключительных правах. Между тем значение σοι в смысле «всех без исключения» еще очень сомнительно. Деян.9:39 говорится: когда он (Петр) прибыл, ввели его в горницу и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая ему рубашки и платья, какие σα делала Серна, живя с ними. Здесь под словом σα разумеется, очевидно, не то, что не осталось ни одного лоскутка работы Серны не показанным Петру, но то, как много вообще рубашек и платьев наработала Серна. Точно также и в рассматриваемом нами месте Деян.4:34 σοι указывает не на всех без исключительно, но вообще на неопределенное множество жертвователей в пользу церкви; в таком именно значении неопределенного множества мы встречаем σοι у Ин.2:25 . Откр.1:2 и т.д. Разберем здесь два главных изречения Господа с их параллельными местами, именно: 1) Лк.18:22 : Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, приходи, следуй за Мной (ср. Мф.19:21 ). Известно, что это изречение богословы обыкновенно толкуют в смысле так называемых «евангельских советов» (consilia evangelica) или предписаний для отдельных лиц, способных к высшим подвигам самоотвержения и милосердия (могий вместити, да вместит, Мф.19:12 ). Соглашаясь с этим толкованием, как вполне правильным, мы, очевидно, не можем найти в данном месте даже намека на принудительное предписание Христа всем христианам продавать все свои имущества для того, чтобы следовать по стопам Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Не свидетельствуют ли, по крайней мере, Деяния Апостолов об указанном нами под пунктом «б» виде общения имуществ в Иерусалиме, т.е. если не все, то во всяком случае люди богатые, вступая в церковь , не должны ли были обязательно излишек своего имущества представить церкви в пользу бедных? Для разрешения этого вопроса особенно важное значение имеет место в Деян.5:1–11 . Здесь мы видим, что строгая кара постигла Ананию и его жену за ложь: для чего ты допустил сатане вложит в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу... Что это вы согласились искусить Духа Господня? Не за то собственно, что супруги принесли церкви не всю цену проданного, но за свою ложь пред Духом Святым, за искушение Духа Святаго понесли они в урок другим строгое, но справедливое наказание. Это видно из прямых слов ап. Петра, ст. Деян.5:4 : чем ты владел, не твое ли было и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Здесь с ясностью, не допускающею никакого пере толкования, говорится, что Анания имел полное право не продавать своего имения, а удержать при себе, как свою собственность и, продавши имение, мог свободно распорядиться вырученными деньгами – пожертвовать церкви все сполна или ничего не пожертвовать или отдать только известную часть их в пользу церкви. Можно было сделать так или иначе, но только прямо, открыто, честно, не кривя душей, не выдавая части приобретенных от продажи денег за всю цену проданного. За нарушение этой честности, могшее подать гибельный соблазн другим членам церкви, за лицемерную благотворительность, столь противную духу христианства, и наказаны были Анания и Сапфира. Итак, рассмотренное нами теперь место исключает даже и под пунктом б) вид общения имуществ в церкви Иерусалимской; потому что оно прямо удостоверяет нас, что в этом общении не было места ни принуждению, ни безусловному обязательству жертвовать обществу всем своим достоянием, или определенною частью его, но только действовала свободно-честная благотворительность членов общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010