К чему стремится наше сердце?    Исцеляющее сердце противопоставлено зависти, разрушающей человека. Сердце на языке Библии и есть та самая глубина, где дышит Божье «дыхание жизни». Но сердце — также проявление духа человеческого, его воли, его стремления и желаний. И именно от состояния этого человеческого духа, от воли и желаний человека зависит, станет ли его сердце исцеляющим для него и окружающих или нет.    С точки зрения физической человек, как не раз было справедливо замечено, есть то, что он ест, с точки зрения психической он есть то, что он думает и чувствует. С точки же зрения духовной человек есть то, чего он желает и к чему (или к кому) стремится. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» — мысль, прозвучавшая из уст Иисуса ( ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ) (Мф 6:21), но известная задолго до Его прихода. Зависть начинается тогда, когда стремления человека искажаются. Искажается то, что называется обычно интенцией человека.    Что такое интенция? Наша воля свободна, и мы можем направить ее, куда нам угодно. Можем захотеть того или иного — или не захотеть. Обратить внимание туда или сюда — или направить его внутрь, в глубину собственного сердца. И всякий раз наша воля соединяется с тем, на что она бывает направлена, образуя с ним единое целое. И тогда то, на что она направлена, становится для нас сокровищем.    Важно не то, чем является объект нашего внимания сам по себе. Важно наше к нему отношение. Внимание, которое мы ему уделяем. Воля, соединившаяся с объектом нашего внимания или желания, и становится интенцией. А интенции определяют нашу духовную жизнь — ведь сердце наше всегда там же, где избранное нами сокровище. И тут уж возможно всякое: что только не становится порой для нас сокровищем! Деньги, здоровье детей, одобрение окружающих, даже хобби — все это может стать нашим сокровищем, «нашей прелес-с-стью» и заставить нас забыть о Царствие Божием. Главный минус таких сокровищ в том, что они не вечны: « Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут », — говорит Христос (Мф 6:19–20).

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.    Также, прежде чем советовать что-то самим, стоит задуматься, не сведет ли наш совет другого человека с пути праведности. Тем более, что « 23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость ». Давно известно, что подлинную мудрость, настоящее знание напоказ не выставляют. Это не то, чем хвастаются. Не для выставки. Настоящая мудрость нужна для выстраивания собственной жизни, а уже эта жизнь сама свидетельствует о человеке и о его мудрости. Это перекликается со стихом 3 ( 3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда ): ведь и слова нужны не для того, чтобы ими играть, а как инструмент осознания и осмысления собственной жизни. Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.    Так вопрос праведности и нечестия снова связывается с языком, с устами, с правдивым или лживым словом ( 2. От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло. 3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.  5. Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя ). Это неудивительно: ведь речь идет прежде всего о внутренней цельности человека или об ее отсутствии. Речь — лишь индикатор духовного состояния человека. Ложь, конечно, зачастую бывает и намеренной, в таком случае намеренно лгущий отвечает за нее перед Богом, как за осознанно совершаемый грех. Но бывает и иначе. Ложь рождается гораздо раньше того момента, когда мы осознаем ее в качестве таковой. Зарождается она, когда утрачивается полнота духовной жизни. Свет праведных весело горит       Поэтому жизнь человека сравнивается со светильником ( 9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает ): ведь она — процесс, поток, река, в которой мы движемся и которая одновременно непостижимым образом течет сквозь нас. Этот поток жизни на языке Библии и называется душой. А какой будет наша душа, наша жизнь — зависит от нас самих. От нашего глубинного, подлинного «я». Того, которое на языке Библии называется сердцем. Именно в сердце рождаются те стремления, которые определяют, чем будет наша жизнь и мы сами перед Богом и людьми. Но насколько сознательно мы живем? Насколько ярко горит в нашем сердце светильник? Тут многое зависит от нас самих.

http://bible.predanie.ru/vypusk-vosemnad...

Спаситель поручает им пока уловлять одних евреев. Их давно Бог приготовлял к новому Завету взамен ветхого. Им обещан был Мессия Господь. Это не означает того, что для одних только евреев уготовано было Царство небесное. Но им первым предложено было вступить во Святую Церковь чрез веру во Христа. Пока благовестие о новом Божием Царстве не стало известным по всем городам и селениям иудейским, Спаситель не хотел благовествовать язычникам. Он сожалел, что мало деятелей. Послав на проповедь двенадцать, Спаситель избрал еще «других семьдесят учеников и послал по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! ( Лк. 10:1–3 ). Но и сии семьдесят учеников благовествовали только в еврейских городах и селениях. Однако Господь Иисус Христос ясно говорил, что Царство Небесное является и на земле не для одних евреев. Последние за свое неверие, за духовное ослепление, поскольку не изъявляли желания войти в него, будут изгнаны. Место их займут званные со всех стран света. Не положил Господь различия в Церкви Своей между знатными и незнатными, богатыми и бедными, обрезанными и необрезанными, еллинами и варварами. Мытари, грешники, презираемые в мире сем, все призываются в церковь Христову. И вот, явившись по воскресении Своем, Спаситель приветствует учеников и Апостолов миром и говорит им: якоже посла мя Отец и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи отпустятся им: и имже держите держатся ( Ин.20:21–23 ). Апостолы посылаются Христом, как Сам Он был послан Отцом. Им даруется Дух Святой для пастырского служения людям, призываемым в Церковь . Им указывается теперь ясно и определенно место их служения. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Мы, говорит он Нафанаилу, нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса сына Иосифова из Назарета». Нафанаил с недоверием относится к этому известию. Филипп предлагает ему пойти и посмотреть. Спаситель, завидев Нафанаила, говорит: «вот, подлинно, Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил говорит Ему: «почему Ты знаешь меня?» Иисус сказал ему в ответ: «прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил отвечал Ему: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» ( Ин.1:45–49 ). Нафанаил нашел драгоценный жемчуг, Господа Иисуса Христа, и, продав, т.е. оставив все, пошел вслед за Ним, сделавшись учеником Его и апостолом. Если мы обратимся к истории Церкви Христовой, то узнаем, что она представляет нам примеры многих искателей драгоценных жемчугов, истины, и нашедших ее в лице Господа Иисуса Христа, в вере Христовой, в Церкви. Июня 1-го мы воспоминаем память святого мученика Иустина. Прочитайте житие его. Вот любитель истины язычник хочет найти ее в тогдашней науке. Он изучает ее у учителей, переходя от одного к другому. Однако ни один из наставников не удовлетворяет его. Никто из них не обладал драгоценною жемчужиною истины. Однажды Иустин встретил на морском берегу благолепного старца. Старец сей вступил с ним в беседу. Речь зашла о том, как и где найти истину. Старец указал на священные книги христиан, как единственный источник, из которого почерпается истина. А средством к познанию ее служит молитва . «Молись Богу истинному, говорил старец Иустину, да отверзет Он для тебя двери света, ибо никто не в состоянии уразуметь Божественного, если Сам Бог не поможет ему; но Он являет истину всякому, кто ищет ее с молитвою, и кто с любовью прибегает к Нему». Иустин простился со старцем и никогда не видал его более. Но слова старца глубоко запали в сердце искателя истины. Иустин сам говорит: «в душе моей возгорелся огонь любви к пророкам и святым мужам, которые суть друзья Христовы. Размыслив о словах старца, я понял, что единая истинная мудрость есть та, о которой он говорил мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

(Псалтирь 50:11–19)   Господи! уста мои отверзи и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Вы можете поделиться своими чувствами в комментариях.    Однако нечестивец, скорее всего, ничего не будет иметь против формальных (и формализованных) молитвословий, так же, как и вообще против установленного ритуала. Смысл молитвы Давида и слов Феофана Затворника останется от него скрытым. Он ведь не против вообще отношений с Богом (или с высшими силами) в принципе, он лишь не хочет с Ним (с ними) личных отношений. Если же отношения деловые и взаимовыгодные — почему бы и нет? Но такие отношения личными не бывают, они предполагают некую форму и связанные с ней вполне определенные формальности. Эти религиозные формальности с целью поддержания с Богом взаимовыгодных отношений нечестивец вполне может соблюдать. В конце концов, если сделка с Богом выгодна, почему ее не заключить? Но при этом, разумеется, ничего личного, только бизнес.   Религия, надо признать, сама по себе наталкивает духовно поверхностного человека именно на такой путь. Ведь, как правило, внешняя сторона любой религии предполагает известную (часто значительную) долю обрядности и ритуализма. А для того, чтобы понять, что стоит за обрядом и ритуалом, нужно определенное духовное усилие. Но главное — нужно захотеть именно личных отношений с Богом — то, чего хочет далеко не каждый. Вы можете поделиться своими мыслями и опытом в комментариях.    Обряд и ритуал без понимания того, что за ними стоит, без духовного наполнения не просто бесполезны, они — мерзость перед Богом. Это не эмоции, а констатация факта. Мерзостью или скверной, а также нечистотой называется в Библии все то, что мешает человеку подойти к месту Божьего присутствия (например, к алтарю) и освятиться. А если человек все-таки туда приходит, вместо освящения происходит нечто противоположное — человек натыкается на стену, отделяющую его от Бога. Духовно пустой обряд и ритуал и становится такой стеной между Богом и человеком.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Однажды у Него спросили, что Он думает о разводах, ведь в Законе Моисеевом описана даже процедура этого действия, а Закон Моисеев – это и есть Закон Божий. Слова Христа хорошо известны: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так (Мф. 19:8). Или версия евангелиста Марка: По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь (Мк. 10:5). Христос однозначно порицает разводы и считает их злом, но заповедь о разводах есть меньшее зло, и мы вынуждены к ней прибегать, когда брак превращается в настоящий ад, в Харибду, затягивающую в свой водоворот все живое. – Почему мы не можем выстроить жизнь на принципах чистого добра? – Потому что в нас живет «семя тли», мы – «порченые твари»: Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия народило оно доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба (3 Ездр. 4:30). Эта порча бродит даже в маленьких детях, почему и приходится применять этику меньшего зла и к детворе, это больно и тяжко, но последствия бездействия еще страшнее. Убивать людей – зло, но в нашем безумном мире невозможно обойтись без армии и полиции. Кто такой солдат? Это профессиональный убийца, и сами ребята прекрасно знают, что они обязаны, просто обязаны убивать, когда надо, даже если они потом никогда в жизни не смогут нормально спать. Это их жертва, жертвоприношение собственной души, потому что в этом сошедшем с ума мире убийство человека может быть меньшим злом. Что же тогда большее? Каждый мужчина – солдат запаса, то есть потенциальный убийца, готовый в буквальном смысле этого слова «душу положить за ближних» – именно душу, потому что зло поражает душу, коверкает ее, портит. Убийца навсегда останется убийцей, даже если человек идет на это из самых благородных мотивов – защиты слабых, обороны. Но если мужчина не готов убивать, когда необходимо, он может потерять и семью, и Родину, и ему, как Одиссею, следует сделать правильный выбор. И выбор этот делается не в момент объявления войны или нападения. Его делают в детстве на уроках истории, или над любимой книжкой, или в разговоре с дедом.

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

Господь говорил: “Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” ( Мф. 5:15–16 ). Святые – это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное. Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Знакомство же с житиями святых особенно важно в наше время, когда в широкой массе “христиан” самого разного направления так обмельчало и исказилось понимание христианского идеала. В шести книжицах мы хотим познакомить наших читателей с житиями тех святых, имена которых чаще всего даются при крещении. Жития святых будут помещаться в порядке их празднования в течение года. Каждый выпуск охватит два месяца в году. Принято имя того или другого святого сочетать с “ликом” или званием, к которому он принадлежит. Так, например, патриархи и праотцы – это ветхозаветные святые, предки по плоти Господа Иисуса Христа. Среди них почитаются: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие. Пророки – это Божии избранники, преимущественно ветхозаветного времени, миссия которых состояла в возвещении людям воли Божией. Они предсказывали пришествие Христа-Мессии и важнейшие события в жизни народа Божия и соседних народов. Среди пророков выделяются: Илия, Елисей, Исаия, Даниил. Иоанн Креститель был последним ветхозаветным пророком. Апостолы – ближайшие ученики Христовы, посланные Им в разные страны мира проповедовать христианскую веру. Главных апостолов 12; среди них известны: ап. Петр, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Апостолами также называются проповедники Евангелия из числа дополнительных 70-ти учеников Христовых; среди них: ап. Марк и Лука. К апостолам причисляется и апостол Павел, который был призван Спасителем к апостольской деятельности позже других – уже после сошествия Святого Духа на апостолов. Четыре апостола, написавшие Евангелия, называются еще Евангелистами: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Но поверь, не найдешь и не трудись искать. Лучше со смирением исполняй все, что Бог чрез Церковь повелел. Если согрешил, так и говори, что согрешил; а не изобретай лукавых слов для извинения себя. Моли Господа, чтобы Он простил твой грех . Бог любит смиренных и кающихся. Но может быть кто-нибудь спросит, почему же Спаситель при жизни Своей на земле не распределил времени постов и не налагал их на Своих учеников? Распределить, конечно, Он не хотел, потому, что не совершились еще и самые события, в воспоминание которых установлены посты. А почему Он не заставлял учеников Своих поститься, то отчасти уже ясно из ответа Его вопрошавшим ученикам Иоанна и фарисеям. Но Спаситель пожелал указать и другую причину. Посему Он и сказал им следующую притчу: Никто бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет. Ниже вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут: но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется ( Мф.9:16–17 ). И никтоже пив ветхое, абие хощет новаго: глаголет бо: ветхое лучше есть ( Лк.5:39 ). «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше». Когда у тебя на одежде, еще годной к употреблению, появятся местами протертые места, дыры, ты, конечно, поспешишь заплату положить на них. Дело известное. Но благоразумно ли будет пришить твердую новую ткань? Она ведь будет сильно притягивать к себе при сшивании края протертого места, а эти последние слабо держатся сами и, уступив силе, оторвут часть старой одежды. Дыра будет еще больше. Так погибнет и часть новой, да и старая испортится. Пропадет труд твой, и убыток будет явный. Старая одежда это образ ветхого человека, не облагодатствованного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

или: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшей, пока не найдет ея? или: какая из женщин, имея десять драхм, если потеряет одну, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет?... Так бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся 76 . Какое божественное величие в этой простоте! Как глубоко отрадны эти идеи о благости Бога, Его милосердии к немощи человека и как бесподобно просто они выражены! Что касается ближе внутренней стороны учения Христова, самого содержания его, то для показания его бесконечной высоты мы должны были бы изложить всю систему учения Христа и Его Апостолов, как продолжателей Его дела; но так как это невозможно, то ограничимся одним только общим сравнением его с дохристианским язычеством и иудейством. До Христа для большей части человечества Бог оставался всецело закрытым природой, её силами и явлениями и даже для избранного народа, евреев, и в нем для органов и носителей божественного откровения, Он находился сокрытым под некоторой пеленой, под образами внешних, чувственных видений и явлений; отсюда в древнем дохристианском мире разделение между Богом и человеком стояло не просто в нравственно-греховном настроении последнего, в отчуждении его от Бога сердцем, но и в заблуждении или несовершенстве знания о Боге, в удалении от Бога разумом. Знаменитые мыслители языческого мира правда мало-помалу достигали того, что образовывали известное духовное понятие о Божестве: но как оно было бессодержательно-пусто, как редко возвышалось даже в малейшей степени над пантеизмом! Внутри иудейства даже для самих Моисея и пророков мысль о всеобщей отеческой любви Бога всегда снова отступала на задний план пред партикуляристическим пониманием Бога, как израильского, и чувство радостной надежды на милосердие Божие всегда, так сказать, поглощалось чувствами тоски и страха пред непосредственным обращением с Божественным Духом. Основания этой ограниченности мысли чувства ветхозаветных людей, конечно, лежали в самом характере ветхозаветного откровения, как только приготовительной ступени к великому делу примирения человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010