20:9—18 Суд над неправедными руководителями    Иисус все еще обращается к тем, кто воображает себя вождями Израиля, напоминая им, что они всего лишь стражи, поставленные Богом охранять Его виноградник (как пастыри Божьего стада в Иер. 23 и Иез. 34).Богатые землевладельцы контролировали значительную часть сельскохозяйственных земель по всей Римской империи, в том числе в Галилее; на их землях работали арендаторы. Землевладельцы занимали высокое положение в обществе, в отличие от арендаторов, которые находились на низкой социальной ступени, и потому весьма почтительно относились к своим хозяевам.     20:9. Землевладельцы часто отсутствовали, поскольку проживали вдали от своих владений.     20:10. За работу расплачивались во время сбора урожая. В некоторых договорах предусматривалось, что арендаторы должны платить хозяину какой-то процент с урожая; в ряде случаев этот процент был фиксированным.     20:11,12. Хозяева обладали возможностью в законном порядке навязать свою волю арендаторам; известны даже случаи, когда они пользовались услугами наемных убийц, чтобы расправиться с неугодными арендаторами. Здесь арендаторы (виноградари) действуют так, как будто сами облечены властью, и пользуются ею безо всякого снисхождения (в противоположность древнему идеалу великодушного «патрона или землевладельца). Такая картина хорошо согласуется с еврейскими преданиями, из которых известно, что Израиль замучил многих пророков, посланных ему Богом.     20:13. В свете 3:22, «возлюбленный сын», несомненно, представляет Иисуса. Древние слушатели притчи, вероятно, считали этого землевладельца умственно неполноценным; будучи человеком наивным иблагородным, он рассчитывает на доброту и порядочность своих арендаторов, что те своим поведением быстро опровергли. И богатые, и бедные — все слушатели согласились бы с тем, что этот хозяин был прав, и что он был великодушным человеком — поразительно, безрассудно великодушным.     20:14,15. Мечты виноградарей о наследии не имели никакого основания; хотя они могли бы при определенных условиях получить по закону какую-то часть, в данной ситуации, после совершенных ими действий, они, естественно, не имели никаких прав; виноградник могли конфисковать представители императора. Если бы мертвое тело было оставлено в винограднике, то виноград, собранный там, считался бы нечистой пищей (согласно раввинскому толкованию Лев. 11:38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иеремия, оплакавший в своей плачевней песни смерть благочестивого царя Иосии, вот что говорит о нечестивом Иоакиме: «не будут об нем плакать: увы, брат мой, увы, государь, увы величие» Он будет похоронен как осел! Вытащат его и бросят за ворота Иерусалима» ( Иер.22:18–19 ). А цари Иоахаз, Иехония и Седекия нисколько не были благочестивее Иоакима, но так же, как и он, по выражению историка, «делали неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы их» (см 4Цар.23:32 и 37, 24:9 и 19), Манасссия же в своем нечестии превзошел даже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых ( 4Цар.21:2, 9 ). 1282 Как на признак происхождения псалма из времени Давида Hengstenberg и Delitzsch указывают на то, что псалмопевец, говоря о доме Божием, противополагает его шатрам или скиниям нечестия (ст. 11), а не чертогам или храмам (), и таким образом дает заключать, что дом Божий в его время был только шатер или скиния – , а храм – не был еще построен. Но только могло быть употреблено псалмопевцем в общем, безразличном значении жилища, как напр. в Суд.7:8 , Притч.14:11 , 3Цар.12:16 , Иов.8:22, 21:28 , а в таком случае не может вести к заключению о той или другой форме существования тогдашнего святилища. 1284 См. выше стр. 384 Св. Амвросий и в латинском переводе читал надписание: Psalmus David (Scr S curs compl T 15 p 495). Новейшие ученые исследователи Псалтири: Ewald, Bunsen, Moll, не определяли с точностью времени происхождения этого Пс., соглашаются признать глубокую его древность. Delitzsch же прямо склоняется к мнению о написании его во времена Давида, по поводу Авессаломова восстания. 1285 Каковы напр. предположения: о составлении его в плену Вавилонском в утешение и научение Иудеев, которые, не смотря на свое истинное богопочтение, должны были терпеть от нечестивых язычников (см Calmet comm ad h Ps), или – после смерти Иеровоама 2, в предостережение от увлечения примером этого нечестивого царя, не смотря на свое нечестие имевшего очень счастливое и продолжительное царствование (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

52:13–15 Изумление перед Ним. Здесь мы видим, как Господь подтверждает смелые слова из 50:7–9, применяя к Рабу эпитеты, обычно относящиеся к Нему Самому (ср.: «На престоле высоком и превознесенном» 6:1; «Высокий и Превознесенный», 57:15; а также: 5:16; 55:9). Многие нападавшие на Него, уступят место многим осудившим и просветившимся (14–15; отметим возвращение этого слова на более глубоком уровне в 53:11–12). 15 Вместо слова окропление в RSV стоит «изумление» (поддерживается LXX), что хорошо вписывается в последовательность изумленный – смиренный – осужденный. Но окропление (AV, RV), которое грамматически предполагается, но недоказуемо, соответствует ситуации, намекая на ритуальное очищение (ср.: 1Пет. 1:2 ) и, возможно, на заключение завета (ср.: Исх. 24:6,8 – другое слово). 53:1–3 Презрение людей. Пропасть, лежащая между слышанным от Бога и человеческим мнением, совершенно очевидна, она определяется контрастом между тем, что открыто (ср. ст. 1 с Рим. 10:16–17,21 ), и тем, что естественно привлекательно (2) или впечатляет (3). Ср. реакцию на униженного Иисуса, например, в Мф. 27:39–44 и на молитву на кресте ( 1Кор. 1:23 ). Печали и страдания (3), которые вновь упоминаются в ст. 4, это (букв.) «скорби» и «болезни», что должно навести читателя на мысли либо о больном человеке, либо о сердечной боли (как в Иер. 15:18 ). Однако имеется в виду другое – когда она принимается добровольно; ибо Он также муж скорбей и болезней, в том смысле, что отдал себя на скорби и болезни ради избавления от них. Именно это значение подчеркивается в Мф. 8:17 при цитировании Ис. 53:4 . 53:4–6 Перемена роли. Это во всех отношениях центральные стихи всего отрывка. Полностью стирается впечатление от униженности Раба благодаря обратному порядку слов в ст. 4а, что позволяет подчеркнуть смену роли, а ударение, сделанное на Он и мы (4а–4б), подчеркивает наше непонимание: «Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали…» 4–5 В этих стихах постепенно все больше проясняется смысл: страдания, которые Он претерпел, предназначались нам (4); это наказание за грехи (5а); это цена спасения (5б).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   духовное состояние людей перед потопом, чтобы призвать своих современников к покаянию, и они верили, что поколение людей перед потопом опустилось до невообразимого уровня морального разложения, а потому не могло жить в грядущем мире.     2:6. Иудейские учителя часто использовали образ Содома наряду с образом допотопного поколения как олицетворение зла и разврата (см.: 3 Мак. 2:5; часто у раввинов и др.). Ветхозаветные пророки такжепостоянно использовали Содом как символ предельной степени греховности современного им поколения (ср.: Втор. 32:32; Ис. 1:9,10; 3:9; 13:19; Иер. 23:14; 50:40; Пл. 4:6; Иез. 16:46; Соф. 2:9).     2:7,8. Иудейская традиция разделяла людей на тех, кто признавал Лота праведным, и тех, кто не считал его таковым (большинство раввинов и ряд других верующих не считали Лота праведным). В Бытии же онизображается как праведник (Быт. 18:25; 19— 16); он не был таким праведным, как Авраам (Быт. 13:10,11; 19:29,32—35), но для Содома — слишком праведным (Быт. 19:9,15).     2:9. В большинстве иудейских преданий говорится, что нечестивые должны мучиться в «геенне до дня суда (или до дня своего уничтожения). В Прем. 10Премудрость «спасла праведного» Лота, когда нечестивыепогибли в огне Содома; 2 Пет., вероятно, указывает на это предание.     2:10,11. В разных еврейских текстах упоминаются те, кто ругает небесные звезды или проклинает сатану или бесов. Оппоненты Петра, вероятно, восприняли этот обычай, возможно, в форме «духовной баталии».Хотя христиане должны были заботиться о своей общественной репутации, — поскольку обвинения в подстрекательстве к мятежу в Римской империи вели к суровым пре следованиям и репрессиям, — эти лжеучителя ругали светские власти на земле и ан гельские воинства, которые стояли за ними (см. коммент. к Еф. 1:19—23).     2:12. Древние авторы считали, что некоторые животные предназначены исключительно в пищу людям; здесь животные являются объектом охоты. Философы (напр., Эпиктет и стоик II в. император Марк Аврелий) описывали животных как тварей, которыми руководят инстинкты, в отличие от человека, который руководствуется разумом, и неразумных людей сравнивали с «бессловесными животными».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о православной семье и браке ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт. 1:28 ; Быт. 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех дохристианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую дохристианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор. 22:22–23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос. 2:19–20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт. 34:12 ; Исх. 22:16 ; 1Цар. 18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов. 7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт. 29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис. 49:18; 61:10 ; Иер. 2:32 ; Иез. 16:10–12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак. 9:39 ; Пс. 44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт. 29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов. 8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт. 24:60 ; Руф. 4:11–14 ; Тов. 8:4–8 ).

http://azbyka.ru/semya/kratkaja-istorija...

22–25 В этих стихах даются три наставления о том, как мы должны откликаться на великие доктринальные истины, раскрытые в предыдущих главах. В греческом тексте употреблено настоящее время, указывающее на необходимость постоянства нашей веры (22), надежды (23) и любви (24–25). Призыв приступить с искренним сердцем, с полною верою созвучен тексту 4:16 и учению автора о приближении к Богу через Иисуса (см. коммент. к 7:25). Мы должны радоваться преимуществам этой жертвы и небесному управлению, непрестанно вознося молитвы о милосердии и помощи во времена испытаний. Искреннее сердце, полное веры, – это сердце, которое демонстрирует полное доверие и посвященность Богу во исполнение обетования о новом сердце для народа Божьего в Иер. 31:31–33 и Иез. 36:26–27 . Кроплением очистив сердца от порочной совести, мы сделаем возможным исполнение обетования. Заключение старого завета–договора в Израиле ассоциировалось с окроплением израильтян кровью (9:18–20). Кровь Иисуса была пролита во ознаменование нового завета, и она дарует нам очищение от скверны греха и порочной совести, если мы принимаем Благую весть и полагаемся на Его жертву, которая совершилась во искупление наших грехов (ср.: 9:13–14). Омыв тело водою чистою, то есть водою крещения; вероятно, речь идет о крещении как внешнем признаке «окропления» наших сердец. Призыв держаться исповедания упования неуклонно (букв. «без колебаний придерживаться твердой веры») перекликается с 4:14. Это напоминает нам о том, что наше спасение еще ждет своего окончательного исполнения (ср.: 4:1; 9:28; 10:37–39; 13:14) и что мы должны руководствоваться в своей жизни этим упованием. В гл. 11 рассматриваются взаимоотношения между верой и надеждой. Гарантией исполнения наших надежд служит то, что верен Обещавший. Третий призыв в этом разделе звучит так: будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Поскольку мы как братья и сестры во Христе пользуемся плодами первосвященнического служения Христа, у нас есть и ответственность по отношению друг к другу: мы должны любить ближнего (ср.: 3:12–13; 12:15–16).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

12. «Mesopotamia, whose culture undoubtedly influenced Israel in many ways, but were there, seems to be little use of blood in the cult». Ср. Tzvi A. Blood in Israel and Mesopotamia. Studies in Hebrew Bible. Septuagint and Dead Sea scrolls in honor of Emanuel Tov/Brill Leiden-Boston, 2003. S. 680. Кстати, почти во всех принципиальных случаях антиязыческий характер соответствующих библейских постановлений непременно указывается ( ср. Исх. 23:24 ; Исх. 34:11–13 ; Лев. 18:3 ; Втор. 18:10 ; Ос. 13:1 ; Иер. 32:35 ). «Следует помнить, что в Древнем Израиле существовало крайне подозрительное отношение к чужеземным религиозным культам». Scurlock J. Указ. Соч., S. 15. 13. Ср. эту мысль с национальным осмыслением традиционных действий израильского резника: «Шохет (резник – Е. Г.) умеет единым движением перерезать сонную артерию и яремную вену животного, так что оно практически моментально теряет сознание и уже ничего не чувствует. Однако, требование того, чтобы животное находилось перед забоем в полном сознании, связано с необходимостью каждый раз напоминать шохету и всей общине о том, что жизнь животного – это тоже жизнь». Гринберг Б . Указ. Соч., глава: «Ритуальный забой скота». М., 2002. С. 86. 14. Ср. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Киев, 1991, C. 307. 15. Ср. Антоний (Блум), митр. Сурожский. О призвании человека. Труды. М., 2002. C. 376– 377. Впрочем, есть и другие мнения. Некоторые комментаторы считают, что «запрет на вкушение крови животных в  Быт. 9: 3 связан лишь с необходимым различением в древней ритуальной культуре между бессмертной душой человека и смертной душой прочей животной твари. Невозможность и даже кощунство уравнивания одного начала с другими подчеркивается именно этим запретом». См. Шихляров Л., прот. Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия, Лекция 4, min. 9–12, http://predanie. ru /audio/lekcii/levshihlyarov. html. В подтверждение своей точки зрения данный автор ссылается на пример из Нового Завета: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их» ( Лк. 13: 1 ). Увы, но с этим трудно согласиться. Какой бы самостоятельный интерес не вызывал у нас этот, уже евангельский эпизод, интерпретация с его помощь древнейшего библейского запрета на употребление крови, представляется нам весьма сомнительной. Душа человека действительно отличается от души животного; заметим, отличается намного больше, чем кровь человека от крови животного, так как обе субстанции при определенных обстоятельствах можно даже спутать ( ср. Быт. 37:31–33 ). Но это вовсе не доказывает, что бессмертная душа человека заключена в его физической крови и может быть посмертно травмирована посредством такого вот смешения.

http://azbyka.ru/krov

3) При сличении означающего с означаемым не надобно с излишнею подробностию приискивать для каждого слова притчи соответствующее таинственное значение: потому что некоторые подробности в притчах полагаются только для связи, порядка и полноты повествования 23 . Так в притче о неверном управителе ( Лк.16:1–9 ) представляется этот управитель для подражания не во всех отношениях, изложенных в притче, а только по его благоразумию касательно приобретения себе друзей (ст.9). § 17. Аполог От притчи должно отличать аполог, видение и символ. В апологе, для сообщения людям каких-либо понятий и мыслей, приписываются животным и даже неодушевленным существам действия и свойства, подобные человеческим. Таков аполог Иоафама ( Суд.9:8–15 ) о деревах, которые, составивши совет для избрания себе царя, тщетно просили царствовать над собою маслину, смоковницу и виноградную лозу, и наконец избрали терние. В этом апологе Иоафам изобразил сихемлянам неблагодарность их к Гедеону и дерзость Авимелеха. – Таков же аполог у Пророка Иезекииля (17:1–10) о двух орлах, из коих один посадил виноградную лозу при больших водах; а другой, к которому она простерла свои ветви, чтобы заботился о ней, оставил ее засохнуть. Первый орел означает халдейского царя, который пришел в Иерусалим, взял в Вавилон царя Иехонию и вельмож иудейских, а царем в Иерусалиме поставил Седекию. Другой орел означает египетского Фараона; в надежде на него, Седекия отложился от халдейского царя, который, огорчившись таким вероломством, пришел опять в Иерусалим, взял Седекию и разрушил царство его (ст.11–24). § 18. Видение В видении Дух Божий сообщает людям понятия и мысли о каких-либо предметах посредством особенных некоторых образов, постигаемых или одним умом, или и внешними чувствами, притом или во сне, или в бодрственном состоянии. Таковы сновидения: Иосифа о будущем его достоинстве ( Быт.37:5–11 ); Навуходоносора о четырех царствах, имевших последовать одно за другим, и царстве божественном вечном ( Дан.2:1,28–45 ); – видения: орехового жезла ( Иер.1:11 ), изображавшего бдение Господне над словесы своими, еже сотворити я (ст.12); поджигаемого коноба (ст.13), знаменовавшего беды, от севера угрожавшие Иерусалиму (ст.14 и 15); двух кошниц смокв полных и сухих (24:1–3), означавших лучшую участь переселенных иудеев (ст.4–7) пред оставшимися в земле своей (ст.8–10); войск, сражавшихся в воздухе в течении почти сорока дней и предвещавших Иерусалиму бедствия ( 2Мак.5:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010