ж) Вхождение смерти через утрату человеком богообщения. Через богообщение человек мог победить смерть (вкушать от Древа Жизни). Утратив непосредственное единение с Творцом, он оказывается под властью закона распада (смерти). «Бог не сотворил смерти и не радуется о погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистию диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем 1,13; 2,23–24). Примечание. Ветхий Завет долгое время не имел откровения о посмертном воздаянии. Картину загробной жизни Израилю пришлось заимствовать из религии соседних народов. Древняя идея Шеола (Преисподней, Ада) в целом совпадала с аналогичными идеями Шумера, Вавилонии, Ханаана. Темную пещеру под землей, где влачат жалкое существование тени умерших, в Месопотамии называли «страной без возврата». Точно так же и в Ветхом Завете Шеол — область, где люди находятся далеко от Бога, в забвении, полусне и мраке (Пс 6,6; 29,10; 87,11–13; 93,17; Иов 3,13; Еккл 9,10; Ис 38,18 сл.; Иер 51,39). Этот безнадежный взгляд промыслительно подготавливал в людях жажду воскресения (Ис 26; Пс 15,10; 79,19; Дан 12,2; 2 Макк 7,9), весть о котором с трудом воспринимали те, кто верил в возможность загробного блаженства (Деян 17,32). Кроме того, долгое отсутствие веры в посмертное воздаяние укрепляло в Ветхом Завете требование земной справедливости. 4. Братоубийство и потомки Каина (Быт 4,1-24). Сказание говорит о росте греха: а) Уже первый сын Адама из зависти лишает жизни своего брата. Предпочтение, оказанное Богом Авелю перед Каином, связано, очевидно, с внутренними мотивами, которые двигали братьями при жертвоприношении (ср. Евр 11,4). Это первое в Библии указание на то, что без очищения сердца культ — ничто (ср. Ис 1,10 сл.). Каин хочет как бы силой вырвать благословение Неба, устраняя соперника. Он не внемлет предупреждению Божию и, убив брата, пытается скрыть это от Бога (черта, характерная для грубомагического отношения к Творцу и Его дарам). Пастух Авель духовно выше своего более цивилизованного брата-земледельца. Авель стал прообразом страждущего праведника (Мф 23,35), что указывает на трагичность истории падшего человека: праведник в этой жизни чаще других испытывает на себе силу зла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

12:3. Столбы Астарты. Характерной особенностью хананеиского культа и синкретического израильского богослужения на «высотах» и в городских святилищах были так называемые «столбы Астарты» ( Суд. 3:7 ; З Цар. 14:15; 15:13; 4Цар. 13:6 ). Трудно сказать, что они собой представляли, – то ли деревянные столбы с изображением богини плодородия, то ли священные рощи. Как супруга Эла, Астарта, несомненно, была популярной богиней, и ее культ упоминается в угаритских текстах (1600–1200 гг. до н. э.). Внимание, уделенное ей в библейском повествовании, свидетельствует о том, что она была главной соперницей Яхве (см. запреты в Исх. 34:13 ; Втор. 16:21 ). Почитание Астарты сурово осуждалось, а посвященные ей «столбы» (деревья, рощи) вырубались и сжигались ( Суд. 6:25–30 ; 4Цар. 23:4–7 ). 12:4,30,31. Богослужение язычников. К осуждаемым аспектам хананейской религии относились: почитание идолов, обряды, направленные на увеличение плодородия (в том числе, возможно, ритуальные сношения с храмовыми блудницами, но см. коммент. к 23:17,18), детские жертвоприношения, гадание и ритуалы умилостивления. 12:3–5. Истребите имя их от места сего. В библейском повествовании отчетливо показано значение, придававшееся именам и наречению (см.: Быт. 17:5; 41:45 ; Исх. 3:13–15 ; Втор. 5:11 ). Одним из доказательств этого факта является существовавший в Египте обычай соскабливать с памятников имена скомпрометировавших себя военачальников и даже фараонов. Повсюду на древнем Ближнем Востоке имена использовали в заклинаниях, призывающих богов наслать несчастья на врагов ( Чис. 22:6 ; Иер. 19:3–15 ). Во 2-м тыс. до н. э. в Египте составляли «Тексты проклятий», в которые вписывали имена правителей и названия городов, подлежащих уничтожению. Обращенный к израильтянам призыв истребить имена хананеев и их богов был призывом к их удалению со страниц истории. Когда имена других богов будут изглажены из памяти, останется только одно имя, и почитать кого-то другого не будет ни причин, ни желания (см.: Ис. 42:8 ). 12:5–7. Жертвоприношения божеству в месте его пребывания. На древнем Ближнем Востоке было распространено представление, что каждый из богов имеет свою сферу влияния и пребывает в определенном месте (напр.: Мардук в Вавилоне, Веельзевул в Аккароне). Почитатели богов должны были посещать их главные святилища, совершать там жертвоприношения, приносить обеты, заключать контракты и соглашения или давать свидетельские показания по судебным делам (как предписано в законах Хаммурапи и в среднеассирийских законах). Считалось, что, заручившись поддержкой божества, человек мог повысить эффективность своих действий. В свою очередь, высокая посещаемость повышала авторитет святилища, подтверждая его статус местопребывания божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но если не говорит прямо против такого толкования, то, во всяком случае, свидетельствует о его односторонности употребленное в предыдущем стихе при дополнение («друг против друга»); точно такое же значение имеет и употребление в ст. 14 и 15 глагола в применении к «жене юности ( )». Келер, вероятно, по этим основаниям считает объектом не Иегову, а отдельных членов иудейского народа 1293 . По нашему мнению, ничто не препятствовало бы принять оба эти толкования, потому что в ст. 10 пояснено чрез ; но если нужно выбирать, то мы предпочитаем второе, а к Иегове тогда можно относить . § 90. . Имя значит «мерзость», «гнусность». Слово это имеет специальное приложение в области ветхозаветного культа и обозначает собственно то, что не должно никоим образом входить в какое-либо соприкосновение с культом Иеговы и не должно делаться и допускаться Его почитателями. Употребляется это слово, когда свящ. писатели говорят о почитании чужих богов ( Втор.12:31; 13:15; 17:4 ; 4Цар.21:2 ; Иез.8:6 sq: 16:2 sq.: Ездр.9:11 ), о принесении в жертву детей ( 4Цар.16:3 ; Иер.32:35 ), о заклинании мертвых и разного рода предсказаниях ( Втор.18:9 sq.; 4Цар.21:11 ), о педерастии ( Втор.23:19 ), о ношении одежды другого пола ( Втор.22:5 ), об идолах ( Втор.27:15; 32:16 ; Иез.7:20 : Ис.44:19 ), о порочных жертвенных животных ( Втор.17:1 ), о нечистых животных ( Втор.14:3 ), об идолопоклонниках ( Ис.41:24 ), о допущении язычников в число служителей храма ( Иез.44:6 sq.). Кроме того, ветхозаветные писатели и многие нравственные аномалии рассматривали, как нарушение интересов религии, и потому называли ; – здесь надо назвать прелюбодеяние ( Иез.22:11; 33:26 ), новую женитьбу на отпущенной жене своей, которая уже успела побывать еще замужем ( Втор.24:4 ), кровосмесительные браки и противоестественное распутство, особенно опять педерастию ( Лев.18:22, 26, 29; 20:13 ), обман ложною мерой и весом ( Втор.25:16 ) и мн. др. В данном случае оно, очевидно, употреблено пророком с тою целью, чтобы оттенить противорелигиозную тенденцию, которая заключается в браках с язычницами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Иногда и от еврейского чтения он уклонялся, руководясь текстом LXX, признававшимся многими христианами за богодухновенное произведение; «не забывал» также и переводов Акилы, Феодотиона и Симмаха, чтобы «новизной» текста «не устрашить читателей.» Особенно часто пользовался Симмахом (Cornill. Pr. Ezechiel). Уклонялся переводчик от буквы еврейского текста иногда для красоты речи, разбивая длинные еврейские предложения на более короткие или, наоборот, соединяя разделяемое и заменяя греческие периоды латинскими, свойственным латинской грамматике построением речи (Быт.13:10; 32:12). С той же целью, для красоты речи, он избегал иногда излишних повторений еврейского текста (Быт.28:10; 39:19; Исх.40:12). Но, с другой стороны, иногда из-за буквализма еврейскому тексту, допускал перевод темный (Быт.49:22; Ис.18:1). Встречаются, хотя и редко, такие места, где автор намеренно уклоняется от прямого смысла еврейского текста и подставляет личный свой (Суд.1:14; Быт.12:6; 1Езд.9— Ур халдейский перев. de igne chaldaeorum и, подобным образом, собств. имена переводит; например, нарицательно: Втор.11:30; Ис.19:18; Мих.1:10—15). Одни и те же места переводит различно в разных сочинениях; есть разница в чтении их в переводе и толковании (например, Быт.13:2, особенно в кн. Екклезиаст). Из какого-то странного уважения к языку народно-языческому, или верованиям и суевериям народным, переводчик вставляет без особой нужды языческие латинские термины и названия в свой перевод: acervus Mercurii — Притч.26(вм. камень в праще); aruspices — 4Цар.21(волхвы); onocentauri — Ис.34:14; fauni — Иер.50:39... — По обычаю древних переводчиков, хотя в меньшей мере, Иероним вводил пояснительный элемент в свой перевод (Исх.23:13; Ис.16:7...); вводил иногда мессианское понимание, обычно не разделяемое другими толковниками: покой ­­ sepulchrum (Ис.11:10); Спаситель ­­ Iesus (Авв.3:18). Так, и по суду даже осторожных католических богословов нельзя признать перевод Иеронима «во всех отношениях абсолютным и совершенным — absolutam et perfectam».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Итак, в ветхозаветном учении о радости можно выделить, как указывают составители «Словаря библейского богословия», два основных отдела: «радости жизни» (все, что связано как с важнейшими событиями в жизни каждого человека, так и с ее повседневными удовольствиями) и «радости Союза-Завета». Последняя концепция, в свою очередь, выражается в трех аспектах: «радости совместного служения Богу», «радости личной верности» и «эсхатологической радости» 2 . В тексте Второзакония, как мы далее покажем, нашла отражение только часть обозначенных аспектов: радости человеческой жизни и радость служения Богу. Теперь подробнее остановимся на терминах, которые употребляются в священном тексте. В еврейской библии основным термином для обозначения состояния радости является глагол и производные от него существительное и прилагательное . Наряду с этим в книгах Ветхого Завета употребляются еще 12 корней, передающих различные проявления радости, из которых наиболее часто встречаются , , , 3 . В книге Второзаконие используются только три корня: , , – их значение и употребление мы сейчас рассмотрим более детально. Глагол (и его производные) в книге Второзаконие употребляется 11 раз; при этом в других частях Пятикнижия он встречается только дважды: ( Исх.4:14 ) и ( Лев.23:40 ). Как полагают исследователи, этимологически рассматриваемое слово связано с родственными глаголами в других семитских языках: с аккадским šamhúu («расти»), арабским šmhú («возвышаться, гордиться») и арамейским m (всходить сиять, блистать»; в связи с этим многие гебраисты его вторичным значением (основное – «радоваться») считают «сиять» или «возвышаться» 4 . Впрочем, это добавочное значение только оттеняет основное, ибо сияние лица или глаз является выразительным проявлением радости; характерным свидетельством в пользу такого заключения является употребление глагола в ( Притч.15: 30 ) и ( Пс.18:9 ). Как правило, обозначает не длительную эмоцию как состояние, но радостную бурную и спонтанную, охватывающую все существо человека. Такая радость может быть вызвана различными причинами: встречей после долгой разлуки ( Исх.4:14 ), ( 1Цар.6:13 ), доброй вестью ( 1Цар.11:9 ), ( 3Цар.5:21 ), ( Иер.20:15 ), торжеством над врагами ( 1Цар.19:5 ), ( 2Цар.1:20 ), ( Ам.6:13 ), хорошей пищей или вином ( Ис.22:13 ), ( Еккл.8:15 ). Однако особенно часто рассматриваемый глагол (и его производные) используются по отношению к радости во время богослужения и религиозных праздников; именно такой контекст для использования термина является основным. При этом довольно часто данный термин связан со всевозможными ритуальными проявлениями такой радости: криками, танцами, игрой на музыкальных инструментах ( 2Цар.6:14 ), ( 3Цар.1:40 ), хлопаньем в ладоши и топотом ногами ( Иез.25:6 ), а существительное следует признать даже техническим термином для обозначения ликующих праздничных восклицаний 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Поэтому всякий раз, когда грешник, наказанный Богом за свои грехи, под влиянием этого наказания исправится и оставит свое прежнее нечестие, – чрез это получает от Бога милостивое прощение своих прежних грехов. Беззаконник аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд и правду и милость, жизнию поживет и не умрет. Вся согрешения его, елика сотворил, не помянутся ему: но в правде своей, юже сотворил, жив будет (18:21–22, ср. Иер. 18:8 ; Мих. 7:19 ). Так бывает со всяким кающимся грешником, также будет и с народом иудейским, прогневавшим Бога, в случае его раскаяния и исправления. Бедствие плена и рассеяние в плену, посланное Богом в наказание иудеям за нечестие, имеет своею конечною целью не погибель их, а исправление и спасение. Теперь они забыли Бога, стали служить идолам, перестали быть народом Божиим, погрязли в нечестиях, за что лишены милости Божией и бедствуют в плену. Но зато те из них, которые бедствиями плена вразумятся, 199 с покорностью понесут эти бедствия как заслуженную кару за свои грехи, – снова познают Бога (7:9; 12:15–16, 20; 20:42–44), возвратят к себе Его милости, снова станут народом Божиим и уже оставят свое прежнее нечестие (11:16–20; 14:10–11; 16:60–63; 20:40–41; 37:23, 27). Имея такую спасительную цель, наказание народа иудейского пленом не может продолжаться навсегда, но по истечении некоторого времени окончится; настоящая, так сказать, политическая смерть народа Божия временна: придет время, когда иудеи, теперь политически мертвые и находящиеся как бы во гробах, эти сухие и рассеянные кости, вновь оживут, так сказать, воскреснут для новой политически самостоятельной жизни в земле Обетованной (37:11–12, 21–22). в) Но для этого необходимо, чтобы народ Божий действительно вразумился бедствиями плена: сознал свои прежние заблуждения, раскаялся в них и обратился к Богу. В этих видах пророк с особенным усилием призывает всех к раскаянию и самому искреннему обращению к Богу. Обратитеся и отвратитеся от начинаний ваших, и от всех нечестий ваших, и обратите лица ваша ко Мне (14:6), взывает пророк от лица Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕЙ [греч. ερες], то же что священник ; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте. В качестве технического термина наряду с «рукоположением во пресвитера» употребляется также выражение «рукоположение во иерея» (см. ст. Хиротония ). В совр. языке И. называются священнослужители 2-й степени священства, т. е. пресвитеры . В раннехрист. лит-ре и в эпоху Вселенских Соборов слово ερες употреблялось и по отношению к епископам ( Greg. Nazianz. Ep. 16; Sozom. Hist. eccl. IV 22. 22), а также к пресвитерам наряду с епископами (Const. Ap. VI 18. 11; VIII 2. 6; Epiph. Adv. haer. 80. 5). В рус. переводах соответствующих текстов чаще употребляется слово «священник», чем «иерей». Широкое использование слова «архиерей» применительно к епископам сузило значение слова «И.», связав его по преимуществу с пресвитерами. Изначально словом ερες называли человека, приносящего кровавые жертвы, оно употреблялось по отношению к языческим жрецам (см., напр.: Homer. Il. 1. 370; Plat. Phaed. 58. 2). В греч. переводе ВЗ ( Септуагинте) ερες соответствует евр.   (  ) и применяется к ветхозаветным священникам, к-рые совершали жертвоприношения в Иерусалимском храме (ср., напр.: Быт 14. 18; Исх 18. 1; Иер 23. 33 и др.). В НЗ это слово означает как ветхозаветного священнослужителя (Мф 12. 4; Лк 1. 5; 10. 31; Евр 10. 11), так и языческого жреца (Деян 14. 13). В рус. переводе в соответствующих местах используется слово «священник» и только в Деян 14. 13 «ερες το Δις» передается как «жрец Зевса». И. в НЗ именуется Господь Иисус Христос (Евр 7. 15-21; 8. 4). В богословии Послания к Евреям раскрывается, что Христос имеет священство (ερωσνην) непреходящее, вечное «по чину Мелхиседека». Он, как основатель нового завета, не имеет нужды ежедневно, подобно ветхозаветным первосвященникам, приносить жертвы за грехи народа, поскольку «совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр 7. 27). Отныне Христос является единственным И. в полном смысле этого слова, Он - и Жертва, и в то же время приносящий жертву, поэтому ветхозаветное священническое служение завершено, так же как исполнен, завершен ветхий завет. Подобным образом о Христе как И. высказывались и раннехрист. писатели, напр. мч. Иустин Философ ( Iust. Martyr. Dial. 34. 2; 36. 1; 118. 2 и др.) и Ориген ( Orig. Comm. ad Joh. 1. 3).

http://pravenc.ru/text/293609.html

18:20–22. Лжепророчество. Подобно лицам, призывающим к почитанию других богов (13:1–3), лжепророки – это, как правило, те, кто говорит от имени других богов. В Книге Второзаконие существование других богов, равно как и достоверность высказываний их пророков, отрицается. В тех случаях, когда пророки «дерзают» говорить от имени Яхве без разрешения, истинность пророчества проверяется его исполнимостью. В библейском тексте представлено несколько примеров лжепророчеств. О них с негодованием говорит Иеремия в своем обращении к Анании ( Иер. 28:12–17 ) и в предостережении против пророков, предсказывающих скорое окончание плена (29:20–23). Израильтяне были не одиноки в своем осторожном отношении к лжепророчествам. Но в других культурах для подтверждения сообщения пророка использовали гадание, а в Израиле это было запрещено. 18:14–22. Пророчествование на древнем Ближнем Востоке. Тексты из Месопотамии, Сирии и Анатолии содержат большое количество пророческих высказываний, подтверждающих существование пророков на протяжении большей части истории древнего Ближнего Востока. Хотя некоторые из этих текстов можно отнести к области поучительной литературы и к сводам предзнаменований, значительное их число принадлежит лицам, утверждавшим, что они получили весть от бога. Наибольшей известностью пользуются пятьдесят текстов из Мари (XVIII в. до н. э.), содержащих отчеты пророков и пророчиц: предупреждения о заговорах против царя, повеления бога о постройке храма и о совершении погребальных жертвоприношений, уверения в победе на войне. Эти пророки представляют божественные послания, полученные в сновидениях или с помощью знамений. Другие пророки впадали в транс и произносили пророчества в экстатическом состоянии. Сообщения об этом виде пророчества встречаются в египетской повести об Ун-Амуне (XI в до н. э.), в 1Цар. 10:5–11 и 4Цар. 3:15 . 19:1–21 Города-убежища 19:1. Хананейские города периода поздней бронзы. Основные сведения о хананейских городах периода « " поздней бронзы получены из археологических раскопок и исследований, а также из надписей египетских фараонов, правивших в этом регионе. Важнейшие города этого периода (Иерусалим, Сихем, Мегиддон) были окружены стенами, но поселения располагались довольно далеко друг от друга. Центральная горная местность до 1200 г. до н. э. была малонаселенной. Население было смешанным и состояло из народов, пришедших из Хеттского царства, Сирии, Месопотамии и пустынных областей Аравии. Очевидно, египтянам было нелегко управлять этой территорией, и во многих случаях им приходилось посылать военные экспедиции для подавления бунтов и обуздания разбойников (о чем сообщают письма XIV в. до н. э. из Амарны и победные надписи Аменхотепа II (1450–1425 гг. до н. э.) и Мернептаха (1208 г. до н. э.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10:15–17. Как и христианство, иудаизм связывал богодухновенность Писания со «Святым Духом», Который большинством древних иудеев воспринимался как Дух «пророчества. Автор Евр. возвращается здесь кпредшествующим текстам ( Евр. 8:8–12 ), которые разъяснялись с помощью ветхозаветных текстов ( Иер. 31–34 ), – это обычная практика истолкования ранее процитированных отрывков. 10:18. Если новый завет (8:6–13) включает в себя прощение грехов и грехи больше не вспоминаются (8:12; 10:17), то уже нет и нужды в «искупительной жертве за них. Автор Евр. не обращается к образу приношений за грех или жертвы повинности в будущем идеальном храме Иезекииля ( Иез. 40:39; 42:13; 43:18–27; 44:29 ), он истолковывает это символически, имея в виду совершенную жертву смерти Христа ( Ис. 53 и др.). 10:19–25 Новое поклонение 10:19,20. Святилище было предназначено для служения священников, но в святая святых, которое, вероятно, имеется здесь в виду, доступ был открыт только первосвященнику, и даже он мог входить туда только раз в год. Но Иисус, предтеча (6:20; ср.: 2:10; 5:9), освятил небесное святилище (9:23–28), так что Его последователи могут присоединиться к Нему в присутствии Бога (ср. коммент. к Отк. 21:16 ). Завеса (см. коммент, к 6:20; ср.: Мк. 15:38 ) отделяла даже священников от присутствия Бога в святая святых, но теперь верующие в Иисуса получили полный и совершенный доступ в присутствие Бога ( Евр. 4:16 ). ПребываниеБога среди Своего народа в скинии указывало на личные взаимоотношения с Ним тех, кто искал Его ( Исх. 33:11 ), несмотря на некоторые ограничения ( Исх. 33:23; 34:30–35 ). 10:21. Это указание на превосходство Иисуса перед Моисеем ( Чис. 12:7 ); см. коммент. к Евр. 3:6 . 10:22. «Приступаем» – в Ветхом Завете это язык жертвоприношений или нравственных наставлений; здесь это слово означает вхождение в присутствие Бога (10:19,20) и установление взаимоотношений с Богом(7:19,25) через Иисуса, великого Первосвященника. «Кроплением очистивши сердца» (9:13; см., напр.: Лев. 14:7 ; ср.: Исх. 24:8 , текст, процитированный в Евр. 9:19,20 ) и «омывши тело» – это образы, связанные с левитским служением, но автор здесь имеет в виду духовное очищение ( Иез. 36:25–29 ). Автор Евр., как и многие другие иудейские писатели «диаспоры, говорит о необходимости и внутреннего, и внешнегоочищения; но здесь начинается с очищения телесного (в греч. тексте употреблен глагол в настоящем времени), что относится к «крещению. «Язычников, обращаемых в иудаизм, крестили, чтобы очистить от языческой скверны; членство в «Кумранской общине требовало крещения (как самого первого из многих омовений) во избавление от распространенной в мире скверны; христиане крестили новообращенных во свидетельство вступления в новую жизнь. Символическое значение христианского крещения не ускользнуло от внимания иудейских наблюдателей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3 . Суббота, как и все праздничные дни, начиналась с кануна вечера, откуда произошло употребление наших первых вечерен, и оканчивалась с захождением солнца. Пища и другие необходимые предметы должны были быть заготовляемы в пятницу, отчего и дано шестому дню недели в Новом Завете название παρασκευ ( Мф.27:62 и т. п.). Новомесячия 1 . Начало месяца (календы или новомесячия), которое было обозначаемо появлением новой луны, праздновалось чрезвычайным всесожжением, приносимым между двумя ежедневными жертвами, утреннею и вечернею; оно состояло из двух молодых быков, одного овна и семи агнцев с обычными приношениями и возлияниями. К этому присоединяли еще молодого козла в жертву за грех ( Числ.28:11–15 cp. 1Цар.20:5–6,18:29 ). Астрономические знания этой эпохи не позволяли наперед определить день новолуния; первые, кто наблюдали его появление, возжигали великий огонь на высоте, и этот сигнал переносили с горы на гору до Иерусалима, и жертва имела место на другой день. Жертва новомесячий была предписана, как род протеста против язычников, которые почитали новолуние. 2 . Первый день седьмого месяца, бывший началом гражданского года, был особенно почитаем, по раввинскому преданию, в память сотворения мира; закон приказывал хранить в этот праздник субботний покой ( Лев.23:24 ; Числ.29:1 ), что не было предписано для других календ. Даже более, так как он начинал месяц субботний, в который праздновали великий день очищений, то он служит приготовлением к этому торжеству. – Во время жертвы праздников и новомесячий и в частности, новомесячия седьмого месяца, трубили из труб ( Числ.10:10 ). Год субботний и год юбилейный 1 . Точно так же, как освящали каждый период семи дней, освящали и каждый период семи лет. Седьмой год носил название субботнего года, потому что тогда предоставляли покой земле и не засеивали ее; то, что она производила сама собою, отдавалось бедным ( Исх.23:11 ; Лев.25:1–7 ); во время праздника Кущей закон был читаем народу пред Святилищем ( Втор.31:10–13 ), кредиторы не требовали платы с должников, как бы ни были просрочены их долги; рабы получали свободу в седьмой год рабства ( Исх.21:2 ; Втор.15:12 ; Иер.34:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010